Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ НА СОЦИАЛЬНУЮ АДАПТИРОВАННОСТЬ'

ВЛИЯНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ НА СОЦИАЛЬНУЮ АДАПТИРОВАННОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
97
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕКАРИАТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННОСТЬ / СОЦИАЛЬНЫЙ КЛАСС / PRECARIAT / PROFESSIONAL IDENTITY / PROFESSIONAL ACTIVITY / PROFESSIONAL ORIENTATION / SOCIAL ADAPTATION / SOCIAL CLASS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Конькина Евгения Владимировна, Черемисина Александра Анатольевна, Иоаниди Вероника Александровна

В статье рассматриваются основные моменты взаимозависимости социальной адаптированности и профессиональной принадлежности личности. Проанализирована сущность социального явления, отражающего возникновение новой общности, именуемой прекариатом. Раскрывается специфика адаптирующего характера профессиональной деятельности. Авторами представлен опыт профессионального самоопределения обучающихся на примере взаимодействия «школа-вуз» и реализуемой дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы педагогического класса «Юный педагог» в рамках педагогического эксперимента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Конькина Евгения Владимировна, Черемисина Александра Анатольевна, Иоаниди Вероника Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF PROFESSIONAL IDENTITY OF PERSONALITY ON SOCIAL ADAPTATION

The article deals with the main points of interdependence of social adaptation and professional identity. The essence of the social phenomenon reflecting the emergence of a new community called the precariat is analyzed. The specificity of the adapting nature of professional activity is revealed. The author presents the experience of professional self-determination of students on the example of interaction between «school-University» and the implemented additional General education (General development) program of the pedagogical class «Young teacher» in the framework of a pedagogical experiment.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ НА СОЦИАЛЬНУЮ АДАПТИРОВАННОСТЬ»

Педагогика

УДК 37.06:316.614

кандидат педагогических наук, доцент Конькина Евгения Владимировна

Институт педагогики и психологии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург); кандидат педагогических наук, доцент Черемисина Александра Анатольевна Институт педагогики и психологии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург); магистрант Иоаниди Вероника Александровна Институт педагогики и психологии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

ВЛИЯНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ НА СОЦИАЛЬНУЮ

АДАПТИРОВАННОСТЬ

Аннотация. В статье рассматриваются основные моменты взаимозависимости социальной адаптированности и профессиональной принадлежности личности. Проанализирована сущность социального явления, отражающего возникновение новой общности, именуемой прекариатом. Раскрывается специфика адаптирующего характера профессиональной деятельности. Авторами представлен опыт профессионального самоопределения обучающихся на примере взаимодействия «школа-вуз» и реализуемой дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы педагогического класса «Юный педагог» в рамках педагогического эксперимента.

Ключевые слова: прекариат, профессиональная идентичность, профессиональная деятельность, профессиональная ориентация, социальная адаптированность, социальный класс.

An^tatton. The article deals with the main points of interdependence of social adaptation and professional identity. The essence of the social phenomenon reflecting the emergence of a new community called the precariat is analyzed. The specificity of the adapting nature of professional activity is revealed. The author presents the experience of professional self-determination of students on the example of interaction between «school-University» and the implemented additional General education (General development) program of the pedagogical class «Young teacher» in the framework of a pedagogical experiment.

Keywords: precariat, professional identity, professional activity, professional orientation, social adaptation, social class.

Введение. Рассматривая проблему профессиональной идентичности личности и ее влиянии на социальную адаптацию в целом, необходимо отметить, что в настоящее время в исследованиях представлены личностная и социальная идентичности. Процесс подготовки будущих педагогов зависит от сформированности представления обучающегося о своей будущей профессии и дальнейшем профессиональном пути.

Важно отметить, что процесс профессионального развития личности основан на принятии себя как профессионала, способного в профессиональной деятельности самовыразиться и самореализоваться. Однако, реалии современного общества представляют обучающимся альтернативные пути профессионального развития, например, в качестве представителя нового социального класса - прекариата, его представителя с такими видами специфической занятости, как временная, неполная, сезонная, эпизодическая и т.д. Важность рассматриваемой нами проблемы заключается во взаимосвязи социальной адаптированности личности и ее профессиональной неустойчивостью, отсутствием представления о групповой, профессиональной принадлежности.

Изложение основного материала статьи. В конце ХХ века социально - классовая структура общества заметно изменилась. Происходящие процессы сломали прежние представления об этой структуре. Рыночные отношения скорректировали сформировавшиеся социальные группы и в некотором смысле расширили состав малых групп. Усилился процесс дробления общества по социальному положению, духовным и материальным потребностям. Это привело к достаточно противоречивому и уникальному явлению, которое отражает возникновение новой общности, называемой прекариатом.

Понятие «прекариат» (от лат. Precarium - нестабильный, неустойчивый - пролетариат) ввел в оборот в конце 70-х годов французский исследователь - социолог П. Бурдье. Позже британский ученый и социолог Гай Стэндинг вывел целую концепцию. Это слой людей, знания и умения которых в современной экономической ситуации не находят своего применения, будущее их неопределенное, жизнь не стабильная [8].

Так же туда относится большая часть молодежи, получившей хорошую квалификацию, но не могущей найти себя в постоянно меняющемся мире. Это мигранты, которые приезжают в поисках любой работы, чтобы выжить и сохраниться. Это трудоспособное население, постоянно занятое на временной работе. В России это 30-40% трудоспособного населения, ограниченного в правах в отличии от постоянно работающих сотрудников.

Эти группы людей отличаются тем, что их положение не стабильно, поскольку они работают либо по кратковременным договорам, либо без договоров выполняют какую-то разовую работу. Это значит, что они не обладают социальными гарантиями, не являются членами профсоюзов и их будущее совершенно не определено, потому что они не обладают медицинской страховкой и всем комплексом социальных гарантий, на которые общество социально ориентированно. Получается, что их положение крайне шатко. В любой момент они могут быть выброшены и вся надежда у них только на самих себя. Раньше, в доперестроечный период развития нашего государства, главной основой благополучия общества был средний класс, непросто обладающий средним достатком, но и социальными гарантиями. К среднему классу относились работники системы образования, медицинских учреждений, учреждений культуры и т.д. С перестройкой это стало разрушаться и произошло достаточно серьезное расслоение.

Как показывают исследования современных ученых-экономистов, получилось так, что сама структура представляет из себя следующее: на верху это очень богатые, небольшой слой сверх богатого класса; далее это солариат, который имеет устойчивые, твердые гарантии и хорошо обеспечен; далее идет прекариат, а за ним совсем бедные слои общества. Если раньше солариат был основой, теперь он интенсивно сокращается. Нижняя часть солариата, как бы сливается с прекариатом и он же фактически смыкается с нижним, бедным классом который живет на прожиточном минимуме. И получается, что слияние образует тот самый средний класс, который сегодня представляет основу структуры общества. Прекариат и есть тот самый класс, который не стабилен и ищет возможность устроиться там, где на данный момент благоприятно складывается для него конъюнктура.

Яркими представителями прекариата являются студенты и молодежь с высшим образованием у которой отсутствуют возможности устроиться по специальности на постоянную работу. Так как в процессе прекариатизации трудовые отношения могу быть разорваны работодателем в любой момент, жизненные стратегии у молодежи становятся размытыми. Неуверенность в будущем, а зачастую в настоящем, неопределенность в социальном положении порождает социальную дезадаптированность. Молодежь не хочет брать на себя ответственность, ведет себя растерянно и апатично. Поскольку социокультурная ситуация постоянно изменяется, то члены прекариата вынуждены постоянно переучиваться, менять не схожие виды деятельности, теряя ранее приобретённую квалификацию [7].

Неустойчивое положение представителей этого класса ударяет не только по трудовой культуре, но страдают и межличностные отношения. Занимая неустойчивое положение, молодёжь вынуждена долго зависеть от родителей. Сама зависимость угрожает социальной адаптированности. Молодые люди не хотят брать ответственность на себя, рожать детей и ассимилироваться в конкретном месте на долгое время.

Профессиональная идентичность рассматривается в работах К.А. Абульхановой-Славской, Е.П. Ермолаевой, Н.Л. Ивановой и др., как вид социальной идентичности, как сложное явление, от правильного формирования которого, зависит возможность личности самовыражаться в жизни посредством выбранной профессии, зависящей напрямую от характеристик личности, ее способностей, творческой активности. Смысл профессиональной идентичности, по мнению Е.П. Ермолаевой, заключается в ее регулятивной функции, направленной на преображение личности, однако данный процесс возможен только на высоких уровнях овладения профессией [1; 3; 4].

Как считает Н.А. Перинская, профессиональная идентичность представляет собой принадлежность индивида определенной профессиональной культуре, соответствующей его профессиональным компетенциям, включенность в профессиональное сообщество. Идентификация личностью своей профессиональной принадлежности происходит в процессе социализации.

Профессиональное становление невозможно без усвоения индивидом определенных общих и узкопрофессиональных знаний, профессиональных навыков, умений, опыта деятельности в определенной профессиональной сфере, без приобщения к профессиональной субкультуре [5].

Профессиональная идентичность помогает человеку приспособится в жизни, создав комфортное психологическое пространство для себя. В процессе профессиональной деятельности происходит удовлетворение личностью своих потребностей и интересов, а также реализуются имеющиеся способности и таланты. Индивиду, реализуя себя в той или иной профессии, взаимодействуя с внешней средой, приходится придерживаться определенных правил. Например, профессия педагога требует от ее представителей неукоснительного исполнения нравственно-этических основ поведения не только на рабочем месте, но и в повседневной жизни, нарушение которых становится в последнее время предметом всеобщего обсуждения.

Профессиональная подготовка с целью формирования профессиональной идентичности личности должна осуществляться в образовательной организации. В городе Оренбурге в начале 2000-х годов существовал эффективный опыт взаимодействия общеобразовательной школы и педагогического университета по профессиональному самоопределению выпускников, в процессе которого обучающимся гимназических классов (естественный, математический, гуманитарный) предлагалось без вступительных испытаний быть зачисленными на соответствующие профилю обучения специальности (география, химия, биология, русский язык и литература и др.). Было осуществлено четыре выпуска, среди выпускников которых порядка 20% (около 25 обучающихся) поступали в педагогический вуз. По результатам проведенного исследования в педагогической профессии только около 30% получивших педагогическое образование в рамках экспериментального взаимодействия «школа-вуз» до сегодняшнего момента остались в профессии. С введением единого государственного экзамена такое взаимодействие стало невозможным. Престиж педагогической профессии со временем стал терять свою привлекательность среди выпускников школ.

Однако, в настоящее время, осуществляется взаимодействие Оренбургского государственного педагогического университета с образовательными организациями в рамках научного руководства педагогическими классами (г. Абдулино, пос. Саракташ, п. Татарская Каргала Сакмарского района Оренбургской области). Взаимодействие осуществляется в рамках разработанной дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы педагогического класса «Юный педагог» в объеме 72 часов, с учетом требований нормативных документов [2].

С обучающимися педагогических классов проводят практические занятия, практикумы погружения в педагогическую профессию, деловые игры, мастер-классы, экскурсии. Обучающиеся принимают участие в ежегодно проводимых Олимпиадах для школьников по педагогике «Ориентир», занимая призовые места. Организуются встречи с обучающимися педагогических классов (10-11 классы) по вопросам приемной кампании. Обучение в педагогическом классе завершается торжественным вручением выпускникам на последнем звонке сертификатов о прохождении обучения по программе педагогического класса «Юный педагог».

Взаимосвязь профессиональной идентичности личности и ее социальной адаптированности, на наш взгляд, является несомненной. Социальная адаптированность находится под постоянным влиянием динамичного развития социума, что указывает на наиболее успешное ее осуществление в процессе постоянного движения личности в социальной среде, посредством удовлетворения субъективных и объективных потребностей человека (семья, родительство, работы, творчество и др.). Социальная адаптированность как результат успешной социальной адаптации личности характеризуется различными ее проявлениями в деятельности, в том числе профессиональной. При этом, социальная адаптация позволяет

организовать личность как субъекта общественных отношений, позволяет стать полноправным членом общества, обладающим личностными особенностями, удовлетворяющим требованиям окружающей социальной среды.

Объяснение социальной адаптации, ее механизмам, наиболее подробно представлено Г. Спенсором, который раскрыл ее как непрерывное, продолжающееся на протяжении всей жизни взаимное приспособление внутренней сущности и сил индивида к внешним условиям, влияющим на него, как способность взаимодействовать со средой исходя из окружающих обстоятельств, для удовлетворения индивидуальных функциональных потребностей [6].

Профессиональная деятельность носит адаптирующий характер осознания личностью окружающей действительности. Посредством реализации собственного «Я» в профессии, человек имеет возможность не только приспосабливаться к окружающей действительности, но и создавая определенные условия преобразовывать, видоизменять ее согласно собственному мировоззрению. Профессиональная идентичность, проявляющаяся в процессе профессиональной деятельности, позволяет личности активно взаимодействовать с социумом, проявляя собственную активность, творческие и иные качества, поступки и формы поведения.

На наш взгляд, прослеживается некая зависимость социальной адаптированности и профессиональной принадлежности в том, что, развиваясь человек стремится к комфортной жизни, преобладанию и преуспеванию в различных областях жизнедеятельности, повышению уровня самооценки, уважения к себе. Быстро изменяющиеся ценностные ориентиры, в соответствии с ними формы поведения приводят развитию таких явлений как прекариат.

Выводы. Таким образом, о прекариате можно говорить не только с негативной окраской. Этот явление представлено не только полупрофессионалами и не желающими работать, а полезными для развития общества качествами личности - поиск и стремление к идеальной цели. Отдельные представители общества, предприниматели, люди творческих профессий, с «отложенной карьерой» и стремящиеся к социальной и профессиональной свободе, вдохновляются возможностью распоряжаться своим временем, финансами и свободно перемещаться по миру, реализуя свой творческий потенциал.

На наш взгляд, социальные границы прекариата еще недостаточно определены и имеют неоднородную структуру. Поэтому сложно пока определить влияние его на профессиональную идентичность людей, входящих в его структуру, уровень их социальной адаптированности. Данное социальное явление нуждается в более глубоком изучении социологов, психологов, педагогов.

Литература:

1. Абульханова-Славская К.А. Жизненные перспективы личности / К.А. Абульханова-Славская // Психология личности и образ жизни; под ред. Е.В. Шороховой. - М.: Наука, 1987. - 219 с.

2. Бугакова Е.В. Введение в педагогическую профессию [Электронный ресурс]: ПРОГРАММА Педагогического класса / А.В. Москвина, В.И. Попова, Е.В. Бугакова. - [Б.и.], 2018. - 13 с. - URL: https://rucont.ru/efd/654717

3. Ермолаева Е.П. Профессиональная идентичность и маргинализм: концепция и реальность (статья первая) / Е.П. Ермолаева // Психологический журнал. - 2001. - Т. 22. - № 4. - С. 51-59.

4. Иванова Н.Л. Профессиональная идентичность и профессиональное пространство / Н.Л. Иванова, Е.В. Конева // Мир психологии. - 2004. - № 2. - С. 148-156.

5. Перинская Н.А. Профессиональная идентичность / Н.А. Перинская // Энциклопедия гуманитарных наук. - 2018. - №2. - С. 209-211.

6. Спенсер Г. Опыты научные, политические и философские / Г. Спенсер. - Т. 1-3. - URL: www.i-u.ru/biblio/archive/spenser_opyty

7. Стэндинг Г. Прекариат: новый опасный класс / Г. Стэндинг. - М.: Ад Маргинем Пресс, 2014. - 328 с.

8. Шкаратан О.И. Прекариат: теория и эмпирический анализ (на материалах опросов в России, 19942013) / О.И. Шкаратан, В.В. Карачаровский Е.Н. Гасюкова // Социологические исследования. - 2015. - № 12. - С. 99-110.

Педагогика

УДК:378.2

кандидат педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник Копцева Татьяна Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования» (г. Москва); кандидат педагогических наук, доцент Копцев Виктор Петрович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Московский педагогический государственный университет" Институт изящных искусств (г. Москва)

ПОЛИКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ: ПО МАТЕРИАЛАМ ХХК ПЕРЕДВИЖНОЙ ВЫСТАВКИ ДЕТСКОГО РИСУНКА «Я ВИЖУ МИР: ПРАЗДНИКИ

НАРОДОВ МИРА»

Аннотация. В статье анализирует опыт проведения ХХ1Х передвижной выставки детского рисунка «Я вижу мир: Праздники народы мира», организованный ФГБНУ «ИХОиК РАО», анализ результатов детского изобразительного творчества позволил вычленять этнокультурные образовательные технологии, которые используют учителя в своей практике: технология изучения национального костюма, технология погружения в образный мир праздника, технология приобщения к национальной кухне, народным обычаям, народным играм и др. Системный проект «Передвижная выставка», преследовал образовательную и исследовательские цели, в результате его проведения был сделан вывод о том, что в художественном образовании нашей страны вычленяются четыре компонента содержания поликультурного образования: этнокультурный, регионально-титульный, общероссийский, общечеловеческий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.