Научная статья на тему 'Организация креативного взаимодействия в профессиональном самоопределении обучающихся'

Организация креативного взаимодействия в профессиональном самоопределении обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
73
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА / ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / КРЕАТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПРЕДМЕТНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КЛАСС / PEDAGOGY / EDUCATION / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / CREATIVE INTERACTION / SUBJECT CONSULTATIONS / PEDAGOGICAL CLASS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бугакова Екатерина Владимировна, Мирошникова Дарья Викторовна

Авторы статьи актуализируют проблемы профессионального самоопределения современного обучающегося. Описывают собственный опыт организации креативного взаимодействия в профессиональном самоопределении обучающегося через проведение предметных консультаций; реализацию программы педагогического класса "Юный педагог", целью которых явилась поддержка обучающихся в принятии осознанного самостоятельного профессионального выбора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бугакова Екатерина Владимировна, Мирошникова Дарья Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of creative interaction in professional self-determination of students

The authors of the article actualize the problems of professional self-determination of the modern student. Describe own experience of the organization of creative interaction in professional self-determination of the student through carrying out subject consultations; implementation of the program of a pedagogical class "Young teacher" which purpose was support of trained in acceptance of the realized independent professional choice.

Текст научной работы на тему «Организация креативного взаимодействия в профессиональном самоопределении обучающихся»

7. Николаев А.И., Лифн 6-К. Инновационная культура как культура перемен (проблемы, задачи, дефиниции, предложения) // Инновации. - 2012.

№2-3. - С. 49-50.

8. Пригожин А.И. Методы развития организации. - М., 2013.- С. 672.

9. Спиеак В.А. Организационная культура. - СПб.: Нева, 2014, -С 24-25.

10. Уотермен Р. Фактор обновления: Как сохраняют конкурентоспособность лучшие компании. М., 1988. - С. 71.

11. Шейк Э. X. Организационная культура и лидерство. Построение, эволюция, совершенство / пер. с англ.-СПб.: Питер, 2002.-С. 111114.

Î3É

S

LU S

О UJ

ORG AN!ZA TSONOFCREA TiVE INTERACTION IN PROFESSIONAL SELF-DETERMINA T/ON OF STUDENTS Bugakova Ekaterina Vfadimirovna, PhD of Pedagogical sciences. Associate Professor of Department of Pedagogics and Sociology

Miroshnikova Darya Viktorovna, PhD of Pedagogical sciences, Senior Lecturer ofDepartment ofForeign Languages Orenburg State Pedagogical University, Orenburg

The authors of the article actualize the problems of professional self-determination of the modem student. Describe own experience of the organization of creative interaction in professional self-determination of the student through carrying out subject consultations; implementation of the program of a pedagogical class "Young teacher" which purpose was support of trained in acceptance of the realized independent professional choice.

Keywords: pedagogy; education; professional self-determination; creative interaction; subject consultations; pedagogical class.

<

d UJ

УДК 371,012 ВАК РФ 13,00,08

9 Бугакова ЕЛ, 2019 :> Мирошникова Д В, 2019

ОРГАНИЗАЦИЯ КРЕА ТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Авторы статьи актуализируют проблемы профессионального самоопределения современного обучающегося. Описывают собственный опыт организации креативного взаимодействия в профессиональном самоопределении обучающегося через проведение предметных консультаций; реализацию программы педагогического класса "Юный педагог", целью которых явилась поддержка обучающихся в принятии осознанного самостоятельного профессионального выбора.

Ключевые слова: педагогика; образование; профессиональное самоопреде ление; креативное взаимодействие; предметные консультации; педагогический класс.

БУГАКОВА Екатерина Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры Педагогики и социологии

МИРОШНИКОВА Дарья Викторовна, кандидат педагогических наук, с тарший преподава тель

Оренбургский государс таенный педагогический университет, Оренбург

Современные социально-экономические условия задают вектор развития образовательной системы и актуализируют проблему многовариантного выбора будущего профессионального пути обучающегося. Актуальность исследуемой проблемы определяется тем, что, в условиях непрерывности образовательной системы, обучающийся, который достаточно резко переходит из учебной среды школы в учебно-профессиональную среду вуза, не обладает достоверной информацией о реалиях современного рынка труда, умением самоанализа и самопознания, встает перед необходимостью сделать осознанный, ответственный и приемлемый выбор, который определит его дальнейшую жизнь.

Как показывает практика, недостаточным является поиск решения проблемы профессионального самоопределения только для обучающихся старших классов, поскольку студенты первого и второго курсов также не обладают высоким уровнем профессиональной мотивации, так как еще либо не достаточно уверены в правильности выбора профессии, либо расценивают учебу в вузе как очередную ступень обучения, а не как профессиональную подготовку. Подтверждение этому мы находим в полученных нами результатах исследования о готовности студентов к будущей профес-

сиональной деятельности (элемент модифицированной методики Г.В. Акопова, опросник "Студенты о профессиональной подготовке"). Согласно полученным данным 5,7% студентов riepsoro курса готовы к профессиональной деятельности; 52% - посчитали, что готовы, однако выразили некоторые опасения и страхи относительно будущей профессии; 27%- отметили, что частично готовы, однако не до конца уверены в правильности выбора профессии; 15,3% - оказались не готовы к профессиональной деятельности либо придерживались мнения, что ошиблись в выборе профессии.

Полученные данные актуализируют проблему профессионального самоопределения обучающихся и ставят перед нами важную задачу сохранения преемственности в удовлетворении образовательных потребностей обучающихся при реализации Федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего образования и высшего образования.

В психолого-педагогической литературе исследователями профессиональное самоопределение рассматривается в контексте проблем самоопределения и самореализации личности (К.А. Абульханова-Славская, A.B. Батаршев,

B.П. Бондарев, Е.М. Борисова, Л.С. Выготский, М.Р. Гинзбург, Н,П. Капустин, А.И. Леонтьев,

C.Л. Рубинштейн, В,Ф, Сафин, Д.И. Фельдштейн и др.} [1; 2; 3].

С одной стороны, профессиональное самоопределение связывают со стремлением личности к ознакомлению с миром профессий в предпочитаемой области трудовой деятельности, с овладением знаниями и развитием качеств человека, необходимых для избираемого труда (В.В. Чебышева). С другой стороны, профессиональное самоопределение рассматривают как момент самодетерминации личности, как её ориентация на будущие жизненные перспективы и актуальные ценностные ориентации (Е.И. Головаха), а также как психологическая и практическая подготовка человека к реализации профессионального намерения (В.Д. Симоненко и М.В. Ретивых).

Значимым для нашего исследования является понимание профессионального самоопределения обучающегося как процесса поэтапного принятия решений по согласованию личностных и общественных интересов и выбору направления профессиональной деятельности [3],

Теоретический анализ и анализ собственного опыта показал, что именно креативное взаимодействие обеспечивает возможность

успешного профессионального самоопределения обучающегося. Целью организации креативного взаимодействия в контексте профессионального самоопределения обучающегося является развитие его профессионально значимых личностных качеств, гибкости мышления, готовности к освоению новых видов деятельности, личностной самореализации через профессию. Включение обучающихся в креативное взаимодействие побуждает их активнее сотрудничать с другими участниками образовательного процесса, что способствует развитию готовности обучающегося к неопределенности, к переменам, его способности к предвосхищению, к сотрудничеству в новых ситуациях, потребности в самореализации, мотивации достижения успеха, креативности.

Креативное взаимодействие, во-первых, обеспечивает эффект "проникновения" в "Я" другого, в ценностно-смысловое поле, в "комму ни ка-,, тивное ядро личности", в мир чувства и разума,™ по A.A. Бодалеву. Во-вторых, усиливает личный kJ интерес в продуктивном обучении, потребности в самовыражении. В-третьих, предъявляет креативные образцы, то есть такой уровень и характер личностных проявлений субъектов педагогического взаимодействия, при котором актуализируется творческий потенциал обучающихся и педагогов, обеспечивается творческое самопроявление, выбор вариантов проявления своего "Я" в самосознании другого обучающегося, осознание профессионального самоопределения обучающегося.

Основу креативного взаимодействия педагога и обучающегося составляет система целей и мотивов обучающегося, обусловливающая цели и мотивы педагога в форме открытого диалога, прямой и обратной связи.

В качестве условий, обеспечивающих креативное взаимодействие, выделим:

1) активизацию интерактивной функции общения, при которой диалоговое общение содействует решению задач взаимопонимания, взаимодействия, проявлению личностных особенностей и определяет рефлексивно-де-ятельностный характер взаимодействия;

2) ориентацию обучающихся на реализацию потребности в самопроявлении и самопознании в ходе сюжетно-ро левых, спонтан-но-имитационных игр, микропреподаваниях на занятиях;

3) организацию педагогического проектирования через "движение" его субъектов в смысловых пространствах профессионального самоопределения, активизацию самостоятельной работы, сопоставление опыта решения проблемы.

S

LU S

О LU

< et

LU

#

30

Выделим педагогические предпосылки креативного взаимодействия: профессиональная компетентность, эрудиция, интеллигентность педагога, доверительное отношение обучающегося к педагогу, гуманные взаимоотношения обучающихся в группе.

К возможностям современного педагога исследователи (М. П. Нечаев, П. Ф. Каптерев,

B.П. Вахтеров) относят следующие его характеристики в процессе креативного взаимодействия, которое обеспечит активность, самостоятельность обучающегося:

-профессиональные характеристики: общая культура педагога, знание философии, психологии, педагогики, нравственное развитие;

- личностные характеристики: интеллектуальные или умственные (профессиональная подготовка педагога, знание метода и умение адаптировать их по-своему, "педагогическое мастерство", а именно аккуратность и опрятность, отчетливость речи) и нравственно-волевые свойства (сила воли, активность, настойчивость, преодоление трудностей).

Согласно исследованию А.T. Domenech, кре-ативное взаимодействие обладает двумя неотъемлемыми характеристиками: эффективностью и оригинальностью, последняя в свою очередь отражена в использовании инновационных технологий, в их разнообразии, а также в поиске нового применения традиционным технологиям взаимодействия [5].

Значимыми условиями результативности креативного взаимодействия в контексте профессионального самоопределения обучающегося выступают: направленность взаимодействия на поиск решения актуальных проблем современного общества; выстраивание траектории взаимодействия; наличие отношений между субъектами взаимодействия; повышение информированности обучающихся; эмоциональная вовлеченность в креативное взаимодействие.

Эмоциональная вовлеченность в креативное взаимодействие в контексте профессионального самоопределения обучающегося обусловлена наличием эмоциональной поддержки, стимулирующей опыт положительных эмоций от профессиональной деятельности, а также необходимостью осознанного определения обучающимся собственных профессионально значимых личностных качеств, способствующих стремлению к профессиональному саморазвитию.

Таким образом, опираясь на определение креативного педагогического взаимодействия

C.B. Васильевой, мы представляем креативное

взаимодействие в контексте профессионального самоопределения обучающегося как интерактивную коммуникацию и совместное творчество обучающегося с участниками взаимодействия, что проявляется в проблемно-поисковом характере их деятельности, обусловленном включением их в самостоятельный поиск решения профессионально и личностно значимых ситуаций, что побуждает обучающихся к самоактуализации и стимулирует их личностно-профес-сиональную ориентацию [5],

Организация креативного взаимодействия, направленного на профессиональное самоопределение обучающихся, на базе Оренбургского государственного педагогического университета осуществляется по двум основным направлениям:

1) проведение предметных консультаций для обучающихся (абитуриентов), где посредством предметных ситуаций создается вовлечение их в обсуждение профессионально-ориентированных тем, что способствует развитию положительного отношения к той или иной профессиональной сфере, укреплению связи учебной деятельности с профессиональной, развитию межпредметных связей. Предметные консультации дают возможность обучающемуся обнаружить интересные для себя стороны нового знания, получить ответы на важные вопросы о профессии, ее перспективности и востребованности на современном рынке труда;

2) реализация деятельности педагогических классов в образовательных организациях, как эффективной формы педагогической профориентации, приобщения обучающихся старших классов к педагогической культуре в соответствии с требованиями нормативных документов, позволяющей решить проблемы современной школы, связанные с профессиональным самоопределением.

Идея предметных консультаций состоит в том, чтобы "показать" обучающемуся связь известной для него дисциплины с профессиональной деятельностью, а также возможности, предоставляемые той или иной профессией, тем самым сформировать у обучающегося знание-вое поле для осознанного самостоятельного профессионального выбора. Формат предметных консультаций позволяет проводить работу с обучающимися 10-11 классов как в групповой, так и в индивидуальной форме, основное содержание предметных консультаций составляют профориентационные лекции на темы, связанные с направлениями и профилями подготовки, реализуемыми в ФГ60У ВО "ОГПУ"

Деятельность педагогических классов осуществляется нами на основе программы педагогических классов "Юный педагог" в образовательных учреждениях г. Оренбурга и Оренбургской области, целью которой явля-

ется профориентация обучающихся на педагогическую профессию в условиях реализации требований ФГОС среднего (полного) общего образования, Профессионального стандарта педагога (воспитателя) (табл.1).

Таблица 1 - Учебный план программы педагогического класса "Юный педагог"

Наименование тем Всего часов Количество часов Форма контроля

№ Теоретические Практические Самостоятельная работа

1 Педагогическая профессия: вчера, сегодня, завтра 1А 4 4 проверка понятийного словаря

2 Педагогические способности в конкретных педагогически ситуациях 1А 4 в 4 сочинение-эссе, анализ коммуникативного тренинга

3 Учитель — творчески самораэви- вающаяся личность (учитель-восп итзтел ь, уш»л ь- наетавн ик, учитель-консультант, учитель-исследователь) 1А 4 6 4 собеседование по анализ/ педагогических ситуаций

4 Организация проектной и исследовательской деятельности обучающегося 13 а 10 Проверка выполнения и реализации проектов Защита проектов Результат участие в конкурсах, олимпиадах и научно-практических конференциях

5 Профессионал ьно-ориентированпая деятельность обучающихся 12 12 Подготовка и проведение классных часов, часов — общения, уроков и мастер-классов, круглых столов для кпадших классов, граж-данско-патриотического и духовно-нравственного содержания, Организация волонтерского движения, школьного научного общества, День школьного самоуправления. проведение акций «Милосердие», «Помоги ребенку», «Спасибо деду за победу» и др.. конкурсов детских социальных проектов «Я — гражданин России»

Итого 72 12 33 22

Период обучения в педагогическом классе характеризуется как период формирования профессиональных интересов, предпочтений, склонностей и стремлений относительно выбора профессии. При разработке содержания и оформления программы учитывались требования, установленные основными нормативными документами.

В целом, содержание программы ориентировано на развитие интереса к педагогической профессии, привлечение внимания к образовательной, научно-исследовательской и воспитательной деятельности ФГБОУ ВО "ОГПУ"; изучение опыта педагогической деятельности в образовательных организациях г. Оренбурга и Оренбургской области, педагогическую и методическую поддержку современного учителя.

В качестве приоритетных задач программы мы рассматриваем:

- мотивацию обучающихся на самопознание и развитие своих способностей;

- развитие мотивов профессионального выбора и потребности в профессиональном самоопределении посредством формирования целостного представления о педагогической деятельности;

- создание условий для анализа обучающимися требований к профессиональной педагогической деятельности, к профессионально значимым качествам личности педагога;

- осмысление обучающимися специфики педагогической профессии;

- развитие умения конструктивного педагогического общения, саморегуляции поведения \л деятельности, способности работать в команде;

- создание условий для проектирования обучающимися стратегии профессионального и личностного саморазвития.

Обобщение опыта и собственный опыт внедрения программы педагогических классов в образовательные организации г. Оренбурга и Оренбургской области уже на данном этапе показали необходимость возрождения педагогических классов в нашем регионе с целью решения таких важных задач, как профессиональное самоопределение обучающихся,повышение качества довузовской подготовки учителя, нехватка педагогических кадров.

Результаты деятельности педагогических классов (2017 - 2019 гг.) показали, что активное включение обучающихся в работу педагогических классов позволило им обогатиться

LH

s

ü UJ

<

d UJ

*

32

знаниями по истории педагогики, сформировать умение анализировать, моделировать ситуации педагогической деятельности; обосновывать свой выбор педагогической профессии; соотносить свои индивидуально-пси-хологические особенности и возможности с требованиями педагогической профессии. Обучающиеся педагогических классов благодаря консультативной поддержки и педагогическому сопровождению педагогов вуза в проектной и исследовательской деятельности стали победителями и призерами олимпиад и конференций как на региональном, так и всероссийском уровнях. Также педагогические классы обеспечивают предпрофильное погружение в мир педагогической практики, помогают в осуществлении первых педагогических проб на основе креативного взаимодействия.

Исследования в области проблемы профессионального самоопределения посредством креативного взаимодействия продолжаются, выявляются новые перспективы научного поиска. 6 частности, актуальным представляется в дальнейшем рассмотрение траектории профессионального самоопределения от школы

через квазипрофессиональную деятельность в практике к выходу в профессию, а также изучение динамики отношения и готовности обучающегося к будущей профессиональной деятельности.

Литература:

1. Абульхановз-Славская К.А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульхамова-Славская. -М.:Мысль,1480.-336 с.

2. Ананьев 6,Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев.- СПб.: Питер, 2001. - 452 с.

3. Ананьина ё.Й. Готовность старшеклассников к профессиональному самоопределению / Е.В. Ананьина // Вестник ЮУрГУ. Серия "Образование, здравоохранение, физическая культура". -■ 2006. - Вып, 8. - №9(64). - С. 62-67.

4. Борытко Н.М. Профессиональное воспитание студентов вуза: учеб.-методич. пособие. ■■ Вып. 4. -2004.- 120 с.

5. Васильева С.8, Влияние креативного педагоги ческого взаимодействия на личностно-профес сиональный рост будущего учителя: дис.... канд. пед. наук. - Хабаровск, 2005. - 192 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Domenech А.Т. Creative communication in CSR: an applied research in Spain / A.T. Domenech // Estableciendopuentesenunaeconomea global / coord. by J. P. Garcea, Щ Payne. - 2008. Vo!. 2. (Comunicaciones). - p. 54. Режим доступа; httpg// dia!net.uFiirioja.es/descarga/artÍcu!o/2740085.pdf

SOME PROBLEMS OF IMPROVING THE ABILITIES OF STUDENTS IN ACCORDANCE WITH THE PECULIARITIES OF THE INTERPRETÄ TION OF RECURRENT EDUCA TtON

Bu Ian Una Nadezhga Efimovna, DSc of Philosophical science, Professor, Department ofNon science Education Maiakhova Natalia Nlkolaevna, PhD of Pedagogical sciences, Department of Pedagogy and Psychology Novosibirsk Teacher Upgrading and Retraining Institute, Novosibirsk

Professional training of students requires constant adaptation to the rapidly changing content of professional development. Building a recurrent education system with a learning atmosphere is an important goal of the future development and reform of education in Russia in the near future. The authors suggest some practical and concrete measures that can improve the ability of students to learn in the system of recurrent education. Modern socioeconomic conditions of development of our country and the need of the Russian state for integration with Europe and the creation of a single economic space implies the development of common requirements for professional and General professional competence of hired specialists. Peeling the lack of professional competence specialists with University education, again turn to the education system. The means of developing the competence of a modem specialist is the concept of continuous and recurrent (renewable) education, which determines new approaches to the design of the education system, to the pedagogical content and the educational process.

Keywords: continuing education; recurrent education of students; education reform; professional competence; professional retraining; additional education; adult education

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ В СООТВЕТСТВИИ С ОСОБЕННОСТЯМИ ТРАКТОВКИ РЕКУРРЕНТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Профессиональная подготовка студентов требует постоянной адаптации к быстро меняющемуся контенту профессионального развития. Построение рекуррентной системы образования общества с атмосферой обучения является важной целью будущего развития и реформы образования в России в ближайшем будущем. Авторы предлагают некоторые практические и конкретные меры, которые могут улучшить способности студентов к обучению в сис-

УДК 378.048.2 ВАК РФ 13.00.08

> Буланкина Н.Е., 2019 5 Малахова H.H., 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.