Научная статья на тему 'ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СТУДЕНТОВ-БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА МНОГОНАЦИОНАЛЬНОГО РЕГИОНА'

ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СТУДЕНТОВ-БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА МНОГОНАЦИОНАЛЬНОГО РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
поликультурность / поликультурное образование / спецкурс / многонациональный регион / студенты-будущие педагоги / технологии поликультурности / мультикультуризм / поликультурная компетентность / multiculturalism / multicultural education / special course / multinational region / students-future teachers / technologies of multiculturalism / multicultural competence

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ярошенко Елена Александровна, Узденова Соня Баймурзаевна

В представленной статье рассматривается опыт разработки внедрения специального курса «Поликультурное образование мы разные, но мы равные», построенного на результатах проведенного опытно-экспериментального исследования на базе педагогического института. В эксперименте принимали участие студенты среднего профессионального образования специальностей 44.02.01 «Дошкольное образование» и 44.02.02 «Преподавание в начальных классах» и. В статье приводятся два модуля, реализации программы теоретической и практической направленности. При изучении спецкурса будущие педагоги приобретают навыки исследовательской деятельности и командной работы по направлениям развития проблем поликультурного образования в историческом контексте, с учетом специфики многонационального Северо-Кавказского региона. Разработанная программа дополняется учебным пособием, в котором, помимо рассмотрения основных теоретических и практических аспектов проблемы поликультурного образования предлагаются ситуационные задачи, практические и тестовые задания, направленные на формирование профессиональных компетенций формирования поликультурности в соответствии с современными требованиями Федерального государственного образовательного стандарта 2021 г. По завершении спецкурса, уровень знаний студентов-будущих педагогов об поликультурных аспектах образования и воспитания повысился. Результаты, полученные в ходе проведенного исследования, открывают возможности для дальнейшего осмысления и продолжения работы по формированию поликультурной компетентности будущих педагогов в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The presented article discusses the experience of developing the implementation of a special course "Multicultural education we are different, but we are equal", built on the results of a pilot study conducted on the basis of a pedagogical institute. The experiment was attended by students of secondary vocational education specialty 44.02.02 "Teaching in the primary grades." The article presents two modules, the implementation of the program theoretical and practical orientation. When studying a special course, future teachers acquire the skills of research activities and teamwork in the areas of development of the problems of multicultural education in a historical context, taking into account the specifics of the multinational North Caucasus region. The developed program is complemented by a textbook, which, in addition to considering the main theoretical and practical aspects of the problem of multicultural education, offers situational tasks, practical and test tasks aimed at developing professional competencies for the formation of multiculturalism in accordance with modern requirements of the Federal State Educational Standard 2021. Upon completion of the special course, the level of knowledge of students-future teachers about the multicultural aspects of education and upbringing has increased. The results obtained in the course of the study open up opportunities for further understanding and continuation of work on the formation of the multicultural competence of future teachers at the university.

Текст научной работы на тему «ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СТУДЕНТОВ-БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА МНОГОНАЦИОНАЛЬНОГО РЕГИОНА»

педагогических условий и педагогического обеспечения результативной деятельности хоровых коллективов независимо от того, на базе какого учреждения образования они создаются.

Методические проблемы отражают потребность в разработке и последовательной реализации методики создания и руководства хоровыми коллективами детей различных возрастов в условиях изменения музыкальной культуры современного общества, изменения ценностей и образов, на которые ориентировано подрастающее поколение с учетом требований со стороны государства и общества к сохранению традиционных российских духовно-нравственных ценностей, повышению уровня культуры народа. Значимой является разработка технологии педагогического обеспечения развития готовности к творческой самореализации личности с позиции наполнения такими методами и средствами, которые органично вписывались бы в решение комплекса задач деятельности хорового коллектива.

Выводы. Таким образом, рассмотрение проблемы развития готовности к творческой самореализации подростков средствами хорового искусства является результатом усиления значимости и актуальности формирования такого типа личности, которая была бы готова и способна принимать стандартные и нестандартные решения в различных ситуациях, определяя векторы не только собственного развития, но и развития общества в целом. «Готовность к творческой самореализации» - понятие сложное, отражающее основные положения теории творчества, сложившейся в отечественной педагогики и психологии, отвечающее вызовам современной социально-культурной и педагогической теории и практики. Хоровое искусство является органичным средством развития готовности к творческой самореализации подростка в связи с естественностью предлагаемого вида деятельности, его возможностями в содействии воспитанию и социализации личности. Одновременно, хоровое искусство отражает высокие образцы культуры, носителем которым становится формирующаяся личность. Обозначенные проблемы (теоретико-методологические, организационно-педагогические, методические) служат основой для дальнейшей разработки теоретиками и педагогами-практиками форм и методов эффективного решения изучаемой проблемы.

Литература:

1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. - СПб.: Питер, 2001. - 209 с.

2. Байкова, E.H. Хоровое пение - искусство звучащей формы / E.H. Байкова // Современные тенденции развития культуры, искусства и образования: Коллективная монография. - Москва: Издательство «Перо», 2017. - С. 37-42

3. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2009. - 448 с.

4. Кадырова, A.A. Развитие способности к творческой самореализации как объект междисциплинарных исследований / A.A. Кадырова // Образование и саморазвитие. - 2014. - № 3(41). - С. 129-133

5. Косибород, О.Л. Хоровое искусство как действенная форма социализации молодежи / О.Л. Косибород // Наука и общество в современных условиях: Материалы Международной научно-практической конференции: в 2-х частях, Уфа, 30-31 октября 2013 года / Ответственный редактор Искужин Т.С. Том Часть I. - Уфа: Автономная некоммерческая организация «Исследовательский центр информационно-правовых технологий», 2013. - С. 77-81

6. Криницына, И.А. Хоровое искусство как средство личностного развития и духовно-нравственного воспитания школьников / И.А. Криницына // VI Сильвестровские педагогические чтения. Духовность и нравственность в образовательном пространстве: уроки истории 1917-2017 гг.: Материалы педагогических чтений, Тара, 30 марта 2017 года. - Тара: Амфора, 2017. - С. 73-76

7. Ларисова, И.А. Педагогические условия формирования творческой самореализации подростков в образовательном процессе / И.А. Ларисова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. -2011. -№ 129,-С. 220-225

8. Мухамадиева, Р.У. Хоровое искусство и управление хором / Р.У. Мухамадиева // Academy. - 2021. - № 4(67). -С. 78-80

9. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2002. - 720 с.

10. Теплов, Б.М. Способности и одаренность / Б.М.Теплов // Психология индивидуальных различий. Тексты. - М.: изд-во Моск. Ун-та, 1982. -244 с.

11. Уколова, Л.И. Педагогическое воздействие музыкальной среды как фактор творчества, духовного совершенствования, нравственных поисков, созданных представителями русской культуры / Л.И. Уколова // Педагогический научный журнал. - 2022. - № 3. - С. 20-28

Педагогика

УДК 343.9.01

кандидат педагогических наук Ярошенко Елена Александровна

Филиал Ставропольского государственного педагогического института (г. Ессентуки); доктор педагогических наук, профессор Узденова Соня Баймурзаевна

Филиал Ставропольского государственного педагогического института (г. Ессентуки)

ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СТУДЕНТОВ-БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА МНОГОНАЦИОНАЛЬНОГО РЕГИОНА

Аннотация. В представленной статье рассматривается опыт разработки внедрения специального курса «Поликультурное образование - мы разные, но мы равные», построенного на результатах проведенного опытно-экспериментального исследования на базе педагогического института. В эксперименте принимали участие студенты среднего профессионального образования специальностей 44.02.01 «Дошкольное образование» и 44.02.02 «Преподавание в начальных классах» и. В статье приводятся два модуля, реализации программы - теоретической и практической направленности. При изучении спецкурса будущие педагоги приобретают навыки исследовательской деятельности и командной работы по направлениям развития проблем поликультурного образования в историческом контексте, с учетом специфики многонационального Северо-Кавказского региона. Разработанная программа дополняется учебным пособием, в котором, помимо рассмотрения основных теоретических и практических аспектов проблемы поликультурного образования предлагаются ситуационные задачи, практические и тестовые задания, направленные на формирование профессиональных компетенций формирования поликультурности в соответствии с современными требованиями Федерального государственного образовательного стандарта 2021 г. По завершении спецкурса, уровень знаний студентов-будущих педагогов об поликультурных аспектах образования и воспитания повысился. Результаты, полученные в ходе проведенного исследования, открывают возможности для дальнейшего осмысления и продолжения работы по формированию поликультурной компетентности будущих педагогов в вузе.

Ключевые слова: поликультурность, поликультурное образование, спецкурс, многонациональный регион, студенты-

будущие педагоги, технологии поликультурности, мультикультуризм, поликультурная компетентность

Annotation. The presented article discusses the experience of developing the implementation of a special course "Multicultural education - we are different, but we are equal", built on the results of a pilot study conducted on the basis of a pedagogical institute. The experiment was attended by students of secondary vocational education specialty 44.02.02 "Teaching in the primary grades." The article presents two modules, the implementation of the program - theoretical and practical orientation. When studying a special course, future teachers acquire the skills of research activities and teamwork in the areas of development of the problems of multicultural education in a historical context, taking into account the specifics of the multinational North Caucasus region. The developed program is complemented by a textbook, which, in addition to considering the main theoretical and practical aspects of the problem of multicultural education, offers situational tasks, practical and test tasks aimed at developing professional competencies for the formation of multiculturalism in accordance with modern requirements of the Federal State Educational Standard 2021. Upon completion of the special course, the level of knowledge of students-future teachers about the multicultural aspects of education and upbringing has increased. The results obtained in the course of the study open up opportunities for further understanding and continuation of work on the formation of the multicultural competence of future teachers at the university.

Key words: multiculturalism, multicultural education, special course, multinational region, students-future teachers, technologies of multiculturalism, multicultural competence.

Введение. Россия не может оставаться в стороне от происходящих интеграционных процессов мирового культурного и образовательного пространства. Политические, экономические, социокультурные изменения, происходящие в мире, оказывают свое влияние на процесс подготовки будущих педагогов, поскольку они должны быть готовы к реализации идеи опережающего образования, как в собственной деятельности, так и в обучении, воспитании и развитии подрастающего поколения. В связи с этим особую актуальность приобретает интеграция психолого-педагогической, предметно-методической, теоретической, практической и личностной готовности будущего педагога к профессиональной деятельности в условиях поликультурности.

В настоящее время мы все чаще и чаще встречаемся с такими понятиями как «поликультурное образование», «поликультурное сообщество», «поликультурная образовательная среда» и используем их в своей профессиональной деятельности.

Российская справочно-педагогическая литература трактует поликультурное образование как образование, призванное приобщить подрастающее поколение к этнической, национальной и мировой культуре. Мы поддерживаем точку зрения И.В. Кичевой, которая говорит о том, что поликультурное образование строится на принципах культурного плюрализма и равноценности всех этнических и социальных групп образовательного учреждения. Оно должно быть таким, чтобы в нем учитывались интересы разных этнокультурных общностей, но и в то же время, удовлетворялись образовательные потребности обучающихся [3, С. 80].

Термин «поликультурное сообщество» мы связываем с таким понятием как «поликультурное общество», которое получило широкое распространение в иммиграционных странах в 1960-х гг. Исследователи Австралии, Канады, США и др. стран вкладывали в смысл данного термина сосуществование и взаимодействие различных культур, языков, религий, форм жизни и пр.

М.В. Слепцова рассматривает поликультурную образовательную среду с позиции формирования творческой личности, способной эффективно взаимодействовать, понимать культуры, жить в мире и согласии с представителями разных национальностей. Мы согласны с данной точкой зрения, поскольку поликультурная образовательная среда способствует и личностному и культурному росту обучающихся, Межкультурная составляющая должна является частью образовательного процесса, располагаться в определенной смысловой последовательности и нацеливаться на результат [4, С. 56].

Диапазон смысловых подходов и представлений данных понятий достаточно широк, и привести одно, которое было бы исчерпывающим, сложно. Многие эксперты сходятся во мнении о том, что поликультурное образование ориентировано на сохранение и развитие всего многообразия культурных ценностей и форм деятельности, какие существуют в обществе. Мы согласны с данной точкой зрения и акцентируем внимание на принципе диалога и взаимодействия различных культур в процессе подготовки педагогов в поликультурном пространстве многонационального Северо-Кавказского региона.

Для формирования поликультурной личности будущего педагога - выпускника педагогического колледжа, необходимо готовить специалистов дошкольных и начальных учреждений, способных работать с детьми разных национальностей и обладающих знаниями в этом направлении, т.к. на территории Кавказских Минеральных Вод и всего Северо-Кавказского региона проживают люди разных национальностей (русские, армяне, греки, кабардинцы, осетины, чеченцы, ингуши, грузины, азербайджанцы, карачаевцы, украинцы и др. [1, С. 11].

Изложение основного материала статьи. При правильной организации образовательного процесса, в ходе которого студенты вовлекаются в диалог культур, как активные и полноценные участники, они осознано стремятся к поликультурности. Для повышения мотивации студентов-будущих педагогов к формированию толерантной и эмпатичной личности, с чувством уважения к представителям других культур, мы разработали и внедрили в образовательный процесс среднего профессионального образования Ставропольского педагогического института, филиала в г. Ессентуки, спецкурс «Поликультурное образование - мы разные, но мы равные». Он, являясь одним из элементов разработанной нами структуры подготовки будущих педагогов, в контексте поликультурного образования, представлен моделью на рис. 1.

Для подтверждения необходимости разработки и внедрения данного спецкурса было проведено экспериментальное исследование среди студентов среднего профессионального образование по специальностям «Преподавание в начальных классах» и «Дошкольное образование» педагогического института. Экспериментом было охвачено 98 студентов очной формы обучения (ДО - 25 чел., ПНК 20/1 - 25 чел., ПНК 20/2 - 25 чел., ПНК 20/3 - 23 чел.).

На констатирующем этапе экспериментальной работы определялось среднее значение уровня знаний о компонентах поликультурности, основных понятиях, принципах, культурном наследии народов Кавказских Минеральных Вод СевероКавказского региона и народов мира и др. Применялись методы анкетирования, наблюдения, беседы, интервьюирование, систематизации и анализа творческих работ.

Проанализировав ответы на вопросы, мы констатировали низкие знания будущих педагогов о понимании культуры, поликультурности, о взаимодействии в поликультурном обществе, о национальных традициях и обычаях не только народностей соседних регионов, но и своих собственных.

На диагностическом этапе исследования студентам предлагалось методом ранжирования выделить семь качеств, которые, по их мнению, являются необходимыми при общении с представителями разных национальностей, и упорядочить их по степени значимости, начиная, от самых важных, по их мнению. В результате сложилась следующая цепочка ответов: коммуникабельность - воспитанность - отзывчивость - гуманизм - тактичность - уравновешенность - добрососедство.

Образовательный процесс государственного педагогического института (колледжа)

Спецкурс «Поликультурное образование - мы разные, но мы равные»

____________АМ____________

Фонд оценочных средств

Учебное пособие

„ I

1Д Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять

к ней устойчивый интерес

вести профессиональную деятельность в поликультурной среде с учетом особенности социокультурной ситуации в образовательной организации

владеть базовыми понятиями, воспринимать этнические, конфессиональные и культурные различия

У

Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами

работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические и культурные различия

¥

осуществлять совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды

Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты

определять круг проблем, связанных с поликультурностью

(

коммуницировать с

обучающимися разных

национальностей

V У

а я

I

- осуществление социального взаимодеиствия и реализация своей роли в команде;

- анализ особенностей межкультурного взаимодействия в межкультурном пространстве;

- преодоление коммуникативных барьеров при взаимодействии в межкультурном пространстве;

- определение условий межкультурного взаимодействия участников в достижении поставленных целей.

Рисунок 1. Модель подготовки будущих педагогов в контексте поликультурного образования

Студенты педагогического вуза выделили такие базовые понятия, как умение общаться, взаимовыручка, воспитанность и отзывчивость приоритетными, но результаты анкетирования, интервьирования и собеседования показали низкий уровень знаний об обычаях народов-соседей, умения уважительно относиться к традициям титульных народов. Как показали результаты опроса на констатирующем диагностическом этапе, лишь у 7% эксперементальной группы студентов показатели

толерантности и конфликтоустойчивости несколько выше, чем у остальных. Все это свидетельствует о низком уровне поликультурности студентов-будущих педагогов, поскольку в педагогическом процессе недостаточно внимания уделяется изучению этих компонентов.

Результаты проведенного свидетельствовали о том, что в образовательный процесс педагогического вуза необходимо включение спецкурса «Поликультурное образование - мы разные, но мы равные». По нашему мнению это позволит повысить уровень знаний студентов, поскольку, целью данного спецкурса является обучение, воспитание и развитие личности, обеспечивающие формирование поликультурности студентов на основе межкультурных контактов.

Предлагаемый спецкурс ориентирован на решение задач, посредством формирования тех компетенций, которые определяются федеральным государственным стандартом и отражают специфику многонационального Северо-Кавказского региона. Одной из приоритетных задач спецкурса является погружение в круг проблем с учетом специфики того или иного региона многонациональной России. Это вопросы этнической ассимиляции, мультикультуризма, толерантности, идентичности и др. Важно рассмотреть исторические аспекты зарождения и развития поликультурности будущих педагогов в отечественной педагогике. Для целостного представления о поликультурном образовании в многонациональном СевероКавказском регионе необходимо уделить внимание изучению различных подходов к поликультурности с учетом примеров образовательных программ дошкольного и начального образования. Все перечисленные задачи спецкурса невозможно реализовать, не уделив, достаточного внимания анализу нормативной документации в области поликультурного образования в РФ.

Спецкурс «Поликультурное образование - мы разные, но мы равные» предлагается изучить в течение одного семестра и завершить зачетной формой контроля. Предполагается, что он позволит студентам овладеть навыками поликультурного общения, критического анализа, аргументированного отстаивания своих точек зрения в ходе проведения доверительных бесед, дискуссий, совместных мероприятий по ознакомлению с историей, обычаями и традициями народов, населяющими регион.

Представленные в программе материалы спецкурса позволят сформировать у студентов поликультурную компетентность, поскольку без нее невозможно становление профессионального педагога в современном мультикультурном обществе. Она направлена на формирование таких компетенций, как способность осуществления социального взаимодействия и реализации своей роли в сплоченном коллективе и способности восприятия межкультурного разнообразия общества в различных контекстах, например, философском, историческом или этическом [2, С. 77].

Разработанная рабочая программа и предлагаемое учебное пособие спецкурса направленны на раскрытие проблем обучения и воспитания в современном поликультурном обществе, способны сформировать у будущих педагогов поликультурное сознание. Они направлены не только на овладение понятиями и принципами поликультурного образования в современной России, но и применение эффективных педагогических приемов, поскольку они являются одними из инструментов работы в поликультурном образовательном пространстве. Они позволяют многозадачно подойти к поликультурному образованию и учесть важные направления подготовки студентов [3, С. 5].

В рабочей программе выделены два модуля. Первый модуль направлен на рассмотрение теоретических основ поликультурного образования будущих педагогов, а второй - технологий поликультурности. Применение гуманитарных технологий позволят наполнить и обновить содержание образовательного процесса, поскольку среди всего перечня тем рабочей программы спецкурса, предлагается изучение воспитательных средств народов Северо-Кавказского региона в контексте поликультурного образования.

Наряду с продуктивными видами деятельности, мы предлагаем обращаться к игровым и ролевым технологиям «Путешествие по республикам Северного Кавказа», используя при этом средства музейной педагогики и видеотехнологии, архитектурные достопримечательности, природные ландшафты, дистанционные курсы и др. В основном это технологии проблемного обучения, технологии обучения в сотрудничестве, информационные технологии и др. На занятиях студенты получат знания об особенностях существования отдельных типологиях культур, о современных тенденциях развития поликультурного общества.

Разработанная нами рабочая программа спецкурса «Поликультурное образование - мы разные, но мы равные» имеет коммуникативную направленность, носит системно-целостный характер и соответствует требованиям, отражающим принцип научности. Рабочую программу целесообразно дополнять фондами оценочных средств, включающими в себя базу заданий и материалов, направленных на формирование компетенций в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. Учебное пособие по данному спецкурсу расширит и обогатит изучаемый материал. Проведенная опытно-экспериментальная работа по формированию поликультрной компетенции у студентов-будущих педагогов, позволила выявить положительную динамику по итогам обучения в группе и показать успешность применения разработанной нами рабочей программы и учебного пособия по данному спецкурсу.

Поэтому, можно констатировать, что по окончанию спецкурса студенты могут анализировать особенности межкультурного взаимодействия, а именно выделять преимущества и акцентировать внимание на возможных проблемных ситуациях, учитывать при этом этические и ценностные различия. Они способны преодолевать коммуникативные барьеры, взаимодействуя друг с другом. Достижение поставленной цели осуществляется с учетом исторического наследия в условиях интеграции участников межкультурного взаимодействия (социокультурных групп, этносов и т.п.). Будущие педагоги, прошедшие спецкурс, способны реализовывать программы духовно-нравственного воспитания, в основе которых лежат национальные ценности.

Выводы. Приобщение студентов к мировой и национальной культуре, литературе и традициям в рамках спецкурса позволили сформировать поликультурность, чувство равенства и толерантности, взаимодействие культур разных национальностей многонациональной России.

Положительные результаты в формировании поликультурности были доказаны не только данными специально проводимого контрольного эксперимента, но и отмечены педагогами, которые констатировали повышение интереса студентов экспериментальных групп к учебе, к предметам гуманитарного цикла, к созданию благоприятного климата взаимоотношений, улучшение дисциплины и успеваемости в целом.

Литература:

1. Авакян, Р.В. Формирование поликультурной компетентности будущих педагогов в образовательной среде вуза / Р.В. Авакян // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. -№ 70-1. - С. 11-15

2. Калдыбаева, А.Т. Эффективность внедрения спецкурса по формированию поликультурной личности студентов языковых специальностей вузов / А.Т. Калдыбаева, Е.Ю. Дергунова, А.Р. Рахметкалиева // Международный научно-исследовательский журнал. -2019,- № 11 (89). - Часть 2. - С. 74-78

3. Кичева, И.В. Краткий словарь педагогических терминов / И.В. Кичева. - Пятигорск: ПГЛУ, 2009. 369 с.

4. Слепцова, М.В. Анализ содержания понятия «поликультурная образовательная среда» / М.В. Слепцова // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2017. - № 3 (27). - С. 53-58

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.