Научная статья на тему 'ПРЕПОДАВАНИЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ В КОНТЕКСТЕ МЕТОДОЛОГИИ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ПРЕПОДАВАНИЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ В КОНТЕКСТЕ МЕТОДОЛОГИИ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИКУЛЬТУРНОСТЬ / ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБЩЕСТВО / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ ЛИЧНОСТЬ / ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА / СИСТЕМА ПРЕПОДАВАНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ / MULTICULTURALISM / MULTICULTURAL COMPETENCE / MULTICULTURAL SOCIETY / MULTICULTURAL EDUCATION / MULTICULTURAL PERSONALITY / MULTICULTURAL ORIENTATION OF THE STUDENT'S PERSONALITY / THE SYSTEM OF TEACHING ENGLISH IN A PEDAGOGICAL UNIVERSITY / MULTICULTURAL DEVELOPMENT OF FUTURE TEACHERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бузинская Яна Михайловна

Статья посвящена проблемам реализации поликультурного образования будущих педагогов в процессе реализации их профессиональной подготовки в высшей школе. В работе обосновывается потенциал английского языка в качестве средства воспитания поликультурной личности будущего педагога. В статье указаны цели поликультурного образования в контексте преподавания английского языка на концептуальном и методическом уровнях. В работе определена сущность поликультурной личности и поликультурной компетентности, рассмотрены некоторые методические аспекты реализации поликультурного образования в рамках обучения студентов английскому языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бузинская Яна Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING ENGLISH IN HIGH SCHOOL IN THE CONTEXT OF METHODOLOGY OF MULTICULTURAL EDUCATION

The article is devoted to the problems of implementation of multicultural education of future teachers in the process of their professional training in higher education. The paper substantiates the potential of the English language as a means of educating a multicultural personality of the future teacher. The article describes the goals of multicultural education in the context of teaching English at the conceptual and methodological levels. The article defines the essence of multicultural personality and multicultural competence, considers some methodological aspects of the implementation of multicultural education in the framework of teaching students English.

Текст научной работы на тему «ПРЕПОДАВАНИЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ В КОНТЕКСТЕ МЕТОДОЛОГИИ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

- планирования;

- целеобразования будущей профессиональной деятельности психолога.

Уровень прогностичности модели определяется учетом потребностей общества, возникающих в будущем, отражением новых перспективных требований к подготовке будущего психолога, тенденций развития психолого-педагогического образования.

При разработке и формулировке методологических положений концептуальной модели профессионально-личностного становления будущих психологов необходим учет основных принципов организации профессиональной подготовки будущих специалистов в области практической психологии, а также научных подходов к организации экспериментально-педагогического исследования.

Содержательная сторона модели профессионально-личностного становления будущих психологов должна строиться на основе учета структуры профессиональной компетентности психолога.

Эффективность внедрения разработанной модели может быть достигнута, по нашему мнению, путем соблюдения ступенчатости и этапности реализации процесса профессионально-личностного становления будущих психологов, выявлением и соблюдением организационно-педагогических условий, влияющих на процесс исследования и определяющих методику и технологии формирования компонентов профессионально-личностного становления будущих специалистов в области практической психологии.

Выводы. Таким образом, в современной социокультурной ситуации отмечается растущая тенденция к переходу педагогики в новое качество: от описательности к моделированию и проектированию новой реальности. В системе решения проблем профессионально-личностного становления будущих психологов в рамках их профессиональной подготовки в высшей школе одним их наиболее оптимальных путей, по нашему мнению, является обращение к методу педагогического моделирования.

Эффективность модели профессионально-личностного становления будущих психологов может быть достигнута путем учета методологических аспектов педагогического моделирования при ее разработке, а также определения и соблюдения ряда организационно-педагогических условий при ее практической реализации.

Аннотация. Статья посвящена проблеме профессионально-личностного становления будущих психологов в системе их профессиональной подготовки в высшей школе. В работе обосновывается необходимость обращения к методу педагогического моделирования для совершенствования и оптимизации процесса профессионально-личностного становления будущих психологов в вузе. В работе изучены теоретические аспекты педагогического моделирования, представлены основные рекомендации по созданию модели профессионально-личностного становления будущих психологов.

Ключевые слова: модель, моделирование, педагогическое моделирование, метод моделирования, прогнозирование, исследование, профессиональная подготовка будущих психологов, профессионально-личностное становление будущих психологов, модель профессионально-личностного становления будущих психологов.

Annotation. The article is devoted to the problem of professional and personal formation of future psychologists in the system of their professional training in higher education. The paper substantiates the need to apply to the method of pedagogical modeling to improve and optimize the process of professional and personal formation of future psychologists in high school. The paper studies the theoretical aspects of pedagogical modeling, presents the main recommendations for creating a model of professional and personal formation of future psychologists.

Keywords: model, modeling, pedagogical modeling, method of modeling, forecasting, research, professional training of future psychologists, professional and personal formation of future psychologists, model of professional and personal formation of future psychologists.

Литература:

1. Вартофской М. Модели. Репрезентация и научное понимание. - М.: Прогресс, 1998. - 506 с.

2. Козырева О.А. Общие основы педагогики: учебное пособие для студентов педагогических вузов. -Новокузнецк: КузГПА: МОУ ДПО ИПК, 2008. - 279 с.

3. Краевский В.В. Методология для педагога: теория и практика / В.В. Краевский, В.М. Полонский. -Волгоград: Перемена, 2001. - 324 с.

4. Новик И.Б., Садовский В.Н. Модели в науке: исторические и социокультурные аспекты (послесловие) / И. Б. Новик, В. Н. Садовский // Вартофской М. Модели. Репрезентация и научное понимание / М. Вартофский. - М.: Прогресс, 1998. - С. 450-484

5. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. - М.: БРЭ, 2003. - 528 с.

6. Словарь иностранных слов. - 13- изд., стереотип. - М.: Рус. яз., 1986. - 608 с.

УДК 371

ПРЕПОДАВАНИЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ В КОНТЕКСТЕ МЕТОДОЛОГИИ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

кандидат педагогических наук, доцент кафедры филологических дисциплин и методик их преподавания Бузинская Яна Михайловна Евпаторийский институт социальных наук (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского» (г. Евпатория)

Постановка проблемы. Современное общество Российской Федерации отличается разнообразием конфессий, национальных культур и языков, что позволяет определять его как поликультурное общество. Осознание сущностных характеристик отечественного социума специалистами в области философии образования и других отраслей педагогической науки обосновывается необходимость всецелого осуществления поликультурного образования и воспитания подрастающего поколения с целью формирования их поликультурного сознания и способности реализовывать все направления жизнедеятельности в многонациональном обществе на основе диалога культур.

В данном аспекте важное значение имеет подготовка педагогических кадров, обладающих высоким уровнем сформированности компонентов структуры поликультурной личности, способных в полной мере реализовывать идеи поликультурного образования в системе образования на современном этапе его развития. Указанное утверждение актуализирует реализацию методологии поликультурного образования при осуществлении профессиональной подготовки будущих педагогов в высшей школе.

По мнению А.Н. Джуринского, при реализации поликультурного образования и воспитания в вузе одним из главных способов организации является соответствующее изучение тех или иных учебных дисциплин. Ученый-педагог подчеркивает, что «наличие поликультурного компонента в учебных дисциплинах позволяет решать двойную задачу: стимулировать интерес студентов к новому знанию и одновременно предлагать различные точки зрения на окружающий мир» [3, с. 95].

В данном контексте стоит уточнить, что потенциальные возможности для реализации методологии поликультурного образования заложены, по сути, во всех учебных дисциплинах, но в наибольшей степени -в предметах гуманитарного профиля (истории, литературе, языках). Бесценным потенциалом данном контексте обладает иностранный язык. Обучение иностранным языкам предполагает не только передачу лингвистических знаний, умений и навыков, но и изучение культуры народа, который является его носителем. Изучение иностранного языка может помочь сформировать у студентов многогранную картину мира, а также поликультурное сознание, так как язык в этом ключе выступает одновременно и элементом культуры, и средством ее изучения.

Изложение основного материала исследования. Обосновав значение системы изучения иностранного языка (в контексте данного исследования - английского) как одного из потенциальных средств воспитания поликультурной личности, обратимся к изучению сущности поликультурного образования как методологии.

По мнению А.В. Шафриковой, поликультурное образование «направлено на сохранение и развитие всего многообразия культурных ценностей, норм, образцов и форм деятельности, существующих в данном обществе, базируется на принципах диалога и взаимодействия различных культур, видится как взаимосвязь различных культурных сред в сфере образования» [5, с. 13]

Поликультурное (межкультурное) образование в рамках обучения иностранному языку Л.Г. Ведениной определяется как «полилог языков и культур, обучение, рассчитанное на интеграцию обучаемого в систему мировой культуры» [2, с. 13].

На концептуальном уровне обращение к идеям поликультурного образования в контексте преподавания английского языка в вузе обосновывается целью формирования поликультурной личности, стремящейся, находясь в межкультурном диалоге, понять их специфическую систему восприятия, познания, мышления, их систему ценностей и поступков, интегрировать новый опыт в собственную культурную систему, изменить ее в соответствии с чужой культурой [1].

По мнению А.Д. Брагиной, «поликультурно-ориентированная личность мотивируется наряду с познанием чужой культуры к анализу системы собственной культуры, сохраняя и развивая все многообразие культурных ценностей, норм, образцов и форм деятельности, существующих в данном обществе, базируясь на принципах диалога и взаимодействия различных культур [1, с. 86].

На методическом уровне цель реализации поликультурного образования в рамках преподавания английского языка заключается в формировании поликультурной компетентности студентов.

В данном исследовании термин «поликультурная компетентность» понимается нами в значении совокупности социокультурных знаний; навыков и умений позитивной межэтнической коммуникации; личностных качеств и гуманистических ценностей, необходимых для эффективной жизнедеятельности в поликультурной среде. Данная компетентность способствует формированию у будущих педагогов поликультурной мировоззренческой позиции, предполагающей признание равноценности других культурных, языковых, религиозных предпочтений, толерантного отношения к ним, развития личности, способной к межкультурному взаимодействию, диалогу культур.

Для реализации идей и целей поликультурного образования при учете требований компетентностного подхода в рамках преподавания английского языка важным аспектом является формование поликультурной личностной направленности будущих педагогов, так как «поликультурная обращенность личности, по словам А.Д. Брагиной, является одной из ключевых компетенций человека новой формации, живущего в культурно интегрированном мировом пространстве будущего» [1, с. 86].

Достижение целей концептуального и методического уровней поликультурного образования в контексте преподавания английского языка в педагогическом вузе реализуется путем правильного подбора иноязычного учебного материала. Кроме того, при реализации идей поликультурного образования в системе обучения английскому языку в высшей школе, необходим учет и соблюдение факторов активизации процесса развития поликультурности студентов. К таким факторам Ю.А. Карягина относит следующие:

- учебный материал (содержание дисциплин, идеи, межпредметные связи);

- педагогические технологии (игровые, проблемные, проективные, интегрированные, диалоговые и др.);

- спецкурсы;

- классные часы (беседа, анкетирование, совместная работа с поликультурной тематики);

- исследовательская деятельность учащихся;

- конкурсы (стихов, плакатов, проектов, эссе по вопросам поликультурности);

- коммуникативные тренинги и упражнения [4].

Одним из важных аспектов поликультурного образования является формирование у студентов навыков межнационального общения и толерантности через соответствующий подбор методов и приемов учебной деятельности.

Выводы. Таким образом, реализация идей поликультурного образования является сегодня одним из основных концептуальных путей формирования всецело развитой личности будущего педагога, способного реализовывать свой личностный и профессиональный потенциал в многонациональном и поликонфессиональном обществе. Эффективным содержательным аспектом в данном ключе выступает система преподавания английского языка в педагогическом вузе.

Путем грамотного подбора языкового материала, учета факторов активизации роста уровня поликультурности студентов и принципов реализации поликультурного подхода в образовании, применения методов и технологий, активизирующих познавательный интерес обучающихся, в системе преподавания

английского языка в высшей школе можно достичь высоких результатов в вопросе формирования поликультурной компетентности выпускника и воспитания поликультурной личности будущего педагога.

Аннотация. Статья посвящена проблемам реализации поликультурного образования будущих педагогов в процессе реализации их профессиональной подготовки в высшей школе. В работе обосновывается потенциал английского языка в качестве средства воспитания поликультурной личности будущего педагога. В статье указаны цели поликультурного образования в контексте преподавания английского языка на концептуальном и методическом уровнях. В работе определена сущность поликультурной личности и поликультурной компетентности, рассмотрены некоторые методические аспекты реализации поликультурного образования в рамках обучения студентов английскому языку.

Ключевые слова: поликультурность, поликультурная компетентность, поликультурное общество, поликультурное образование, поликультурная личность, поликультурная направленность личности студента, система преподавания английского языка в педагогическом вузе, поликультурное развитие будущих педагогов.

Annotation. The article is devoted to the problems of implementation of multicultural education of future teachers in the process of their professional training in higher education. The paper substantiates the potential of the English language as a means of educating a multicultural personality of the future teacher. The article describes the goals of multicultural education in the context of teaching English at the conceptual and methodological levels. The article defines the essence of multicultural personality and multicultural competence, considers some methodological aspects of the implementation of multicultural education in the framework of teaching students English.

Keywords: multiculturalism, multicultural competence, multicultural society, multicultural education, multicultural personality, multicultural orientation of the student's personality, the system of teaching English in a pedagogical University, multicultural development of future teachers.

Литература:

1. Брагина А.Д. Проблема развития поликультурной личности будущих переводчиков (аксиологический аспект) // Молодой ученый. - 2010. - №12. Т.2. - С. 85-89. - URL https://moluch.ru/archive/23/2465/ (дата обращения: 16.04.2019).

2. Веденина Л.Г. Теория межкультурной коммуникации и значение слова // Иностранный язык в школе. - 2000. - №5. - С. 72-75.

3. Джуринский А.Н. Поликультурное воспитание: сущность и перспективы развития / А.Н. Джуринский // Педагогика. - 2002. - № 10. - С. 93-96.

4. Карягина Ю.А. Воспитание поликультурности подростка в образовательном процессе: дис... канд. пед. наук: спец. 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования». - Оренбург. гос. пед. ун-т. - Оренбург, 2007. - 188 с.

5. Шафрикова А.В. Мультикультурный подход в обучении и воспитании школьников: автореф. дис... канд. пед. наук. Казань, 1998. - С. 13.

УДК:37.018.46

СОЗДАНИЕ И ВНЕДРЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ МОДЕЛИ ПЕДАГОГА

ДЕТСКОГО САДА

заведующий детским садом Бунина Елена Викторовна АНО ДО «Планета детства «Лада» детский сад №106 «Изюминка» (г. о. Тольятти)

Постановка проблемы. Известно, что на современном этапе в образовании идут процессы модернизации, гуманизации, происходит разработка и документальное обоснование актуальности реализации компетентностного подхода к построению образования. В современной педагогике представлены материалы, описывающие требования к педагогу, которые включают в себя два структурных компонента: компетенции и способности.

Изучение данных материалов предоставляет возможность для реализации планов и программ развития, опираясь на обозначенные требования в формировании комплексного и целостного представления о педагоге с использованием для его создания метода моделирования.

Метод моделирования широко представлен в науке и практике, так как он может позволить глубже вникнуть в сущность того или иного объекта исследования. Данной проблеме уделяли внимание такие авторы, как Е.А. Лодатко (модель образовательной системы), А.Н. Дахин (образовательная модель), Е.Я. Ямбург (адаптивная модель школы), Е.А. Солодова и Ю.П. Антонова (модели образования), Ю.В. Фролов и Д.А. Махотин (модель выпускника педагогического ВУЗа), А.А. Сергеев и М.Г. Сергеева (актуальность построения модели специалиста), В.А. Штофф, И.Б. Новик, В.А. Веников, Б.А. Глинский (анализ метода моделирования), Г.П. Щедровицкий, Н.В. Кузьмина, Ю.А. Конаржевский (вопросы применения моделей в педагогике).

Моделирование служит для того, чтобы создать развивающие людей педагогические системы и процессы. Педагогическое моделирование всегда нацелено на будущее. Посредством его педагоги преобразуют практику, используя разнообразную информацию, различные факторы для создания педагогически эффективных систем и процессов нужных каждому участнику воспитательных отношений [5, с. 97].

Однако в литературе недостаточно представлены модели педагога детского сада с учетом современных требований, связанных с переходом от квалификационной модели к модели компетенций, а также необходимости уровневой оценки данных компетенций.

В свете данного подхода ведётся построение модели педагога, что дает возможность внедрения программы стратегических изменений и запланированных преобразований в детском саду в долгосрочной перспективе и решения таких задач, как:

1. Формировать необходимый для реализации стратегии детского сада стандарт педагога.

Создаваемый при этом стандарт педагога (профиль «Идеального образа педагога») с детальным описанием его характеристик и индикаторов служит ориентиром для каждого, так как он тот пример, к которому надо продвигаться, чтобы достичь большего, чтобы понять, что необходимо развивать.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.