Научная статья на тему 'ПОЛИКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ'

ПОЛИКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ / ПРЕПОДАВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОЛИКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ / ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ ЛИЧНОСТЬ / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБЩЕСТВО / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / HISTORY / TEACHING OF HISTORICAL DISCIPLINES IN HIGHER EDUCATION / PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE SPECIALISTS / MULTICULTURAL EDUCATION / MULTICULTURAL APPROACH IN EDUCATION / MULTICULTURAL PERSONALITY / MULTICULTURAL SOCIETY / MULTICULTURAL THINKING / MULTICULTURAL OUTLOOK / MULTICULTURAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бекирова Эльмира Шевкетовна

Статья посвящена изучению особенностей реализации поликультурного подхода в образовании в системе преподавания исторических дисциплин в высшей школе. В работе обоснована сущность поликультурного подхода в образовании и поликультурного образования как методологии. В статье указаны цель, основная функция и задачи обращения к поликультурному подходу в системе преподавания истории в вузе. В работе отмечены основные методологические и методические аспекты практического внедрения идей поликультурного образования в системе преподавания истории в высшей школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бекирова Эльмира Шевкетовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MULTICULTURAL APPROACH IN TEACHING OF HISTORICAL DISCIPLINES IN HIGHER EDUCATION

The article is devoted to the study of the features of the implementation of multicultural approach in education in the system of teaching historical disciplines in higher education. The article substantiates the essence of the multicultural approach in education and multicultural education as a methodology. The article describes the purpose, main function and objectives of addressing the multicultural approach in the system of teaching history at the University. The paper highlights the main methodological and methodical aspects of the practical implementation of the ideas of multicultural education in the system of teaching history in higher education.

Текст научной работы на тему «ПОЛИКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ»

присвоение социокультурных начал профессионально-педагогической деятельности. Четвертый этап предусматривает практическую реализацию студентами освоенных и присвоенных социально значимых качеств и свойств в собственной педагогической деятельности (в рамках контекстных занятий, приближенных к ситуациям профессиональной деятельности, и педагогической практики). На пятом этапе при условии успешности реализации предыдущих этапов будущим специалистом достигается уровень социально-педагогического творчества [3].

Выводы. Таким образом, формирование социальной компетентности будущих педагогов в процессе реализации их профессиональной подготовки в высшей школе является обязательным условием соблюдения требований компетентностного подхода, а также актуальных государственных образовательных стандартов. Эффективность формирования данной компетентности предусматривает знание и понимание преподавателями ее сущности, учет структурных компонентов, соблюдение этапов алгоритма развития уровня сформированности данного профессионального значимого качества педагогов.

Аннотация. Целью данной статьи является обоснование необходимости формирования социальной компетентности будущих педагогов в процессе их профессиональной подготовки в высшей школе как значимого компонента профессионально-педагогической компетентности. В работе обосновывается сущность социальной компетентности педагога, ее место в структуре профессионально-педагогической компетентности. В исследовании рассмотрены подходы ученых к определению компонентов структуры социальной компетентности, указаны основные этапы ее формирования у будущих педагогов в процессе их профессионального обучения в высшей школе.

Ключевые слова: компетентность, компетенция, профессионально-педагогическая компетентность, социальная компетентность педагога, структурные компоненты социальной компетентности педагога, этапы формирования социальной компетентности педагога, профессиональная подготовка будущих педагогов в высшей школе, компетентностный подход.

Annotation. The purpose of this article is to substantiate the need for the formation of social competence of future teachers in the process of their professional training in higher education as an important component of professional and pedagogical competence. The article substantiates the essence of social competence of the teacher, its place in the structure of professional and pedagogical competence. The study considers the approaches of scientists to the definition of the components of the structure of social competence, the main stages of its formation in future teachers in the process of their professional training in high school.

Keywords: competence, competence, professional and pedagogical competence, social competence of the teacher, structural components of social competence of the teacher, the stages of formation of social competence of the teacher, professional training of future teachers in high school, competence approach.

Литература:

1. Аникеев А.С. Гражданское образование в современной школе сущность, содержание, модели. -Калуга, 2001. - С. 89.

2. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования. // Высшее образование сегодня. - 2003. - №5. - С. 34-42.

3. Колычева З.И. Социальная компетентность педагога в свете модернизации образования // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2003. - №. - С. 26-35.

4. Сафиуллина Г.М. Теоретические аспекты формирования социальной компетентности обучающихся в условиях ученического самоуправления // Молодой ученый. - 2018. - №39. - С. 188-190. - URL https://moluch.ru/archive/225/52778/ (дата обращения: 15.04.2019).

5. Суслова Е.А., Ершова Н.Н. Социальная перцепция в профессиональной деятельности // Развитие социально-перцептивной компетентности личности / Под ред А.А. Бодалева. - М., 1998. - С. 77-88.

6. Тарханова Е.А. Компетентностный подход к обучению студентов в высшей школе // Компетентностный подход к развитию личности: Материалы Всероссийской науч.-практ. заочной конф. (Нижневартовск, 21 мая 2006 г.). - Нижневартовск, 2007.

7. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования. // Народное образование. - 2003. - № 2. - С. 58-64.

УДК 371

ПОЛИКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ВЫСШЕЙ

ШКОЛЕ

кандидат педагогических наук, доцент Бекирова Эльмира Шевкетовна Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного

учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

Постановка проблемы. Межкультурное измерение исторического образования на современном этапе его развития требует понимания сущности этнического и культурного разнообразия в историческом аспекте. В данном ключе актуализируется потребность обращения к специальным подходам, технологиям и методам обучения истории, направленным на оптимизацию процесса формирования поликультурной личности будущего специалиста, обладающей поликультурным мышлением и сознанием. Среди образовательных методологий современности решение вышеуказанных проблем может быть обеспечено путем обращения к поликультурному подходу в преподавании исторических дисциплин в высшей школе.

«Поликультурный подход разрабатывается в русле методологии поликультурного образования, которое, в свою очередь, исходит из признания наличия множества равноценных культур и утверждения благотворности их взаимодействия для общества в целом» [3, с. 217].

Изложение основного материала исследования. Поликультурное образование является важным механизмом привлечения студентов к всестороннему познанию культуры своего народа; формирования представлений о многообразии культур в мире; обучения позитивного отношения к культурным различиям;

воспитания в духе мира, толерантности, межнационального общения, основанного на гуманистических принципах.

Обращение к методологии поликультурного образования для решения проблем преподавания истории в учреждениях высшего профессионального образования обосновывается тем, что история как дисциплина призвана обеспечивать будущим специалистам возможности исследовать пути формирования различных идентичностей, совместных культур, ценностей в прошлом и формировать толерантное отношение личности к этнокультурному разнообразию [6].

В контексте преподавания истории в высшей школе задачами поликультурной образовательной модели являются:

- формирование общегражданской идентичности студентов;

- обеспечение гармоничного приобщения личности как к собственным культурным традициям, так и к культуре других народов и государств;

- формирование поликультурного мышления и мировоззрения;

- формирование компонентов поликультурной компетентности.

Указанные задачи направлены на достижение основной цели поликультурного образования - воспитания поликультурной личности будущего специалиста средствами исторического знания. Так, основной функций образования, построенного на позициях поликультурного подхода, является формирование личности, готовой работать и жить в условиях полиэтнической, мультикультурной среды, ориентированной на конструктивное взаимодействие и диалог с носителями различных культур [5].

По мнению А.Д. Брагиной, «поликультурная обращенность личности является одной из ключевых компетенций человека новой формации, живущего в культурно интегрированном мировом пространстве будущего» [2, с. 86].

Среди системы целеполагания реализации исторического образования в контексте межкультурного диалога важным условием является акцентирование внимания на том общем, что объединяет людей, независимо от этнической или религиозной принадлежности. Таким путем историческое образование будет не только обеспечивать возможность исследования прошлого, но и способствовать формированию гражданских ценностей и поликультурных ценностных ориентаций современной личности. Исходя их этого, студенты должны не только получать знания о других культурах, но и быть готовыми к конструктивному диалогу с представителями этих культур, выработать толерантное отношение к ним, уважение к их традициям и обычаям. Так, развитие толерантности, навыков межкультурного диалога должны быть объектом исторического образования будущих специалистов в условиях современного поликультурного общества.

Эффективность поликультурного подхода в контексте преподавания исторических дисциплин в высшей школе обоснована соблюдением общепедагогических принципов, а именно:

- принципа антропоцентризма;

- принципа культуросообразности;

- принципа научности;

- принципа диалектического единства, интеграции и дифференциации [1].

В контексте реализации поликультурного подхода в системе преподавания истории в рамках подготовки будущих специалистов в вузе важное значение имеет отбор содержания занятий и учебного материала. В данном ключе следует учитывать следующие особенности:

- социокультурное окружение студентов;

- индивидуальные интересы обучающихся к проблемам поликультурного общества и отдельных социокультурных групп;

- изменяющуюся социокультурную ситуацию в регионе;

- этнические, социально-экономические особенности региона;

- методологические, методические и личностные возможности преподавателя [4].

Основным критерием отбора содержания и методики учебных материалов в данном ключе выступают гуманистические общечеловеческие ценности (толерантность, уважение прав человека, взаимопонимание, солидарность, свобода, гражданская ответственность и др.), способствующие преодолению негативных проявлений современности (стереотипы, предубеждения, ксенофобия, расизм, насилие, терроризм и т.п.).

Выводы. Резюмируя вышеизложенное, заключим: важной задачей современного высшего профессионального образования является формирование у будущих специалистов способностей к жизни в поликультурном обществе. В условиях поликультурного общества изучение истории способствует осознанию значения важного культурного достояния различных этнических сообществ в историческом прошлом и в современном мире, формирования поликультурного мышления, мировоззрения, компетентности и других компонентов структуры поликультурной личности.

Эффективность применения методологии поликультурного подхода в образовании в контексте преподавания истории в высшей школе требует учета основных положений концепции поликультурного образования, определенных дидактических принципов, специального отбора содержания учебного материала, обеспечения формам обучения диалогического характера.

Аннотация. Статья посвящена изучению особенностей реализации поликультурного подхода в образовании в системе преподавания исторических дисциплин в высшей школе. В работе обоснована сущность поликультурного подхода в образовании и поликультурного образования как методологии. В статье указаны цель, основная функция и задачи обращения к поликультурному подходу в системе преподавания истории в вузе. В работе отмечены основные методологические и методические аспекты практического внедрения идей поликультурного образования в системе преподавания истории в высшей школе.

Ключевые слова: история, преподавание исторических дисциплин в высшей школе, профессиональная подготовка будущих специалистов, поликультурное образование, поликультурный подход в образовании, поликультурная личность, поликультурное общество, поликультурное мышление, поликультурное мировоззрение, поликультурная компетентность.

Annotation. The article is devoted to the study of the features of the implementation of multicultural approach in education in the system of teaching historical disciplines in higher education. The article substantiates the essence of the multicultural approach in education and multicultural education as a methodology. The article describes the

purpose, main function and objectives of addressing the multicultural approach in the system of teaching history at the University. The paper highlights the main methodological and methodical aspects of the practical implementation of the ideas of multicultural education in the system of teaching history in higher education.

Keywords: history, teaching of historical disciplines in higher education, professional training of future specialists, multicultural education, multicultural approach in education, multicultural personality, multicultural society, multicultural thinking, multicultural Outlook, multicultural competence.

Литература:

1. Борисенков В.П. Поликультурное образовательное пространство России: история, теория, основы проектирования: монография / В.П. Борисенков, О.В. Гукаленко, А.Я. Данилюк. - М.; Изд-во ООО «Педагогика», 2006. - 464 с.

2. Брагина А.Д. Проблема развития поликультурной личности будущих переводчиков (аксиологический аспект) // Молодой ученый. - 2010. - №12. Т.2. - С. 85-89. - URL https://moluch.ru/archive/23/2465/ (дата обращения: 16.04.2019).

3. Исаев Е.А. Поликультурный подход в иноязычном образовании: вопросы методологии // Вестник Брянского государственного университета. - 2016. - № 3. - С. 217-220.

4. Литвинова Г.Г. Поликультурное образование в системе подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 4.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=6883 (дата обращения: 16.04.2019).

5. Макаев В.В. Поликультурное образование - актуальная проблема современной школы / В.В. Макаев, З.А. Малькова, Л.Л. Супрункова // Педагогика. - 1999. - № 3. - С. 5.

6. Хухлаева О.В. Поликультурное образование: учебник для бакалавров / О.В. Хухдаева, Э.Р. Хакимов, О.Е. Хухлаев. - М., 2015. - 283 с.

УДК 378

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ОБЛАСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЯМИ ДОШКОЛЬНИКОВ

кандидат педагогических наук, доцент Березина Татьяна Анатольевна Институт детства РГПУ имени А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург);

кандидат педагогических наук, доцент Сомкова Ольга Николаевна Институт детства РГПУ имени А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург)

Постановка проблемы. В настоящее время в системе подготовки педагогов к профессиональной деятельности в условиях вузовского образования активно реализуется компетентностный подход. С позиций компетентностного подхода уровень образованности педагогов определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний и умений с ориентацией на личностные, профессиональные, социальные ценности. Результат образования связывается с готовностью и способностью специалиста применять полученные знания и умения в условиях реальной профессиональной деятельности, умение действовать в различных проблемных ситуациях. (В.А. Козырев, Н.Ф. Радионова, Г.Н. Сериков, А.П. Тряпицина).

Изложение основного материала исследования. Одним из значимых сегодня направлений профессиональной деятельности педагога дошкольного образования является взаимодействие с родителями воспитанников.

Новые тенденции взаимодействия педагога с семьями воспитанников требуют обновлений, как в подготовке педагога дошкольного образования, так и в повышении уровня профессиональной компетентности воспитателей-практиков, слушателей курсов повышения квалификации. В дошкольных учреждениях работают воспитатели, получившие классическое профессионально-педагогическое образование и в силу различных причин не освоившие актуальные аспекты эффективного партнерства с семьей.

Это показывают и результаты нашего исследования. Более четверти (28%) воспитателей выделяют проблемы взаимодействия с родителями как наиболее значимые в их профессиональной деятельности (1 и 2 место при ранжировании), и еще 14% педагогов - как достаточно значимые.

И хотя первостепенное значение таким проблемам придают именно начинающие воспитатели (до 1 года педагогического стажа) можно предположить, что эти трудности связаны не только с личностными характеристиками педагогов, но и с их компетентностью. Даже в выборке педагогов с достаточно большим педагогическим стажем (кроме самых опытных), есть воспитатели отмечающие взаимодействие с родителями как достаточно значимую проблему (2-3 место при ранжировании) [1].

В настоящее время в практике дошкольного образования существует противоречие между современными требованиями к взаимодействию с родителями как участниками образовательного процесса и реальным уровнем развития данной компетенции у основной массы педагогов. Поэтому возникает необходимость специальной подготовки студентов педагогических вузов к освоению нового содержания и технологий взаимодействия с родителями воспитанников.

Готовность к взаимодействию с участниками образовательного процесса - одна из профессиональных компетенций, которая определена в ФГОС высшего педагогического образования.

Структурным компонентом компетенции выступают знания об особенностях общения как процесса взаимодействия с человеком (межличностное общение) и взаимодействия в группе (межгрупповое взаимодействие). Во взаимодействии с родителями воспитанников - это знания о воспитательном потенциале и особенностях современной семьи, о типах семей, специфике взаимодействия общественного и семейного воспитания, методах изучения и взаимодействия педагога с семьей, о способах и средствах общения с родителями.

Вторым компонентом данной компетенции является сформированное умение выбирать средства адекватные реализуемым видам взаимодействия с участниками образовательного процесса (коммуникация, интеракция, социальная перцепция).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.