Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ'

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ / ИСТОРИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / СТУДЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ / ПОЛИКУЛЬТУРНОСТЬ / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБЩЕСТВО / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА / HISTORY / HISTORICAL DISCIPLINES / EDUCATIONAL PROCESS OF HIGHER EDUCATION / STUDENTS OF PEDAGOGICAL SPECIALTIES / MULTICULTURALISM / MULTICULTURAL SOCIETY / MULTICULTURAL EDUCATION / MULTICULTURAL COMPETENCE OF THE TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бекирова Эльмира Шевкетовна

Статья посвящена проблеме формирования поликультурной компетентности студентов педагогических специальностей в высшей школе в процессе изучения ими исторических дисциплин. В работе обосновывается потребность формирования поликультурной компетентности будущих педагогов на современном этапе развития современного отечественного социума и системы образования. В работе рассмотрены основные составляющие и структурные компоненты поликультурной компетентности педагога. В статье обоснован потенциал исторических дисциплин относительно решения проблемы формирования поликультурной компетентности будущих педагогов. В заключении исследования указаны наиболее эффективные методы и формы, которые могут применяться преподавателем вышей школы на занятиях по истории с целью формирования поликультурной компетентности студентов - будущих педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF FORMATION OF MULTICULTURAL COMPETENCE OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL SPECIALTIES IN THE PROCESS OF STUDYING HISTORY

The article is devoted to the problem of formation of multicultural competence of students of pedagogical specialties in higher school in the process of studying historical disciplines. The paper substantiates the need for the formation of multicultural competence of future teachers at the present stage of development of modern domestic society and the education system. The paper deals with the main components and structural components of multicultural competence of the teacher. The article substantiates the potential of historical disciplines to solve the problem of formation of multicultural competence of future teachers. In conclusion, the study identifies the most effective methods and forms that can be used by a teacher of higher school in history classes in order to form a multicultural competence of students - future teachers.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ»

Литература:

1. Бабаев М.М. О культурологическом подходе к пониманию правовой культуры личности: Материалы международной научно-практической конференции 24-25 апреля 2003 г. - Брянск, 2003. - 424 с.

2. Жигулин A.A. Правовая культура личности как форма правосознания // Территория науки. - 2012. -№3.-С. 98-106

3. Романкевич A.B. Системный анализ структуры правового сознания студента в педагогической литературе // Молодой ученый. -2013. - №7. - С. 421-425.

4. Теория государства и права: учебник / отв. ред. В.Д. Перевалов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2009.-496 с.

УДК 371

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ

кандидат педагогических наук, доцент Бекирова Эльмира Шевкетовна Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного

учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имениВ. И. Вернадского» (г. Ялта)

Постановка проблемы. Процессы, происходящие в современной социокультурной сфере, вызывают потребность осознания важности разработки поликультурности, поликультурного образования. Идеи поликультурности сегодня выступают принципом систематизации всех глобальных процессов, составляющих существования человечества. В этом контексте уточним, что вслед за В.И. Матисом, под термином «поликультурность» в данном исследовании будем понимать «сохранение и интеграцию культурной самобытности личности в условиях многонационального общества, что позволяет формировать толерантные отношения между различными национальностями, воспитывать культуру межнационального общения» [3, с. 15].

Учитывая полиэтничность и поликонфессиональность отечественного социума, проблема поликультурности является особенно актуальной и требующей ряда методологических решений относительно развития и становления поликультурного образования представителей общества и, прежде всего, педагогических кадров, на которых государством возлагается ответственность за воспитание будущих поколений.

Так, одним из основных факторов актуализации поликультурного образования будущих педагогов является поликультурное общество.

Изложение основного материала исследования. Поликультурное образование - это такое образование, которое строится на идеях подготовки подрастающего поколения к жизни в условиях многонациональной и поликультурной среды. Целью поликультурного образования является формирование умения личности общаться и сотрудничать с людьми разных национальностей, рас, вероисповеданий, воспитание понимания своеобразия других культур, искоренение негативного отношения к ним [1].

Главной целью реализации поликультурного образования является формирование поликультурной компетентности личности. Вслед за H.A. Богатых и Б.А. Тахоховым, поликультурную компетентность личности будем понимать как «знание, уважение, принятие человеком культурного разнообразия мира, доброжелательное, открытое и непредвзятое отношение к любой культуре и ее представителям» [4, с. 251. По мнению данных исследователей, «поликультурная компетенция личности подразумевает следующее: каждая культура имеет собственный контекст и логику; ни одна культура не является лучше другой, поскольку каждая обладает собственной системой взаимодействующих и взаимодополняющих элементов» [4, с. 25].

Говоря о проблеме и актуальности реализации поликультурного образования студентов педагогических специальностей, следует обозначить сущность термина «поликультурная компетентность педагога». Под данным понятием, опираясь на мнение Б.В. Губанихиной, будем понимать интегральную характеристику педагога, представляющую собой «систему поликультурных знаний, навыков, умений, ценностей, интересов, поликультурных качеств, опыта, необходимых для жизни и деятельности в поликультурном социуме, для взаимодействия с различными культурами (представителями разных рас, национальностей, социальных групп, верований) [2, с. 557].

Основными составляющими поликультурной компетентности учителя являются:

- поликультурная грамотность (знание о разнообразии культур, составляющих одну среду, самопознание, самонаблюдение, понимание свойств среды и ее влияния на окружающих, толерантный подход к национальным и культурным нормам);

- правильное применение знаний, умений, навыков поликультурности в профессиональной деятельности (умелый подбор учебного материала, форм методов и приемов работы с обучающимися, тем и проблем, которые связаны с поликультурностью);

- профессионально-личностные качества учителя (способность понимать внутренний мир учеников, способность активно влиять на учеников, умение общаться, любовь к детям, толерантность, ответственность, доброта, интеллигентность, стабильность эмоционального состояния и т.п.).

Формирование поликультурной компетентности студентов педагогических специальностей в высшей школе, по нашему мнению, предполагает знание и учет преподавателем основных критериев ее сформированности. Исследователями A.M. Хупсароковой и Ф.П. Хакуновой определены следующие критерии поликультурной компетентности учителя:

- осознание учителем поликультурных особенностей коллектива, в том числе ученического, уважительное отношение ко всем субъектам образовательного процесса;

- умение педагога действовать сообразно культурным особенностям субъектов педагогической деятельности, сохраняя при этом собственную культурную идентичность;

- способность учителя организовывать эффективное межкультурное взаимодействие в коллективе [5].

Формирование поликультурной компетентности студентов педагогических специальной в высшей школе должно реализовываться интегративно и системно в ходе изучения будущими учителями основных общественно-гуманитарных дисциплин. В частности, большим потенциалом, по нашему мнению, в данном контексте обладают исторические дисциплины. История как наука и как учебный предмет выступает средством влияния на развитие личности будущего педагога и формирование ее ключевых компетенций, в частности интеллектуально-информационной, общекультурной, профессиональной, коммуникативной и поликультурной.

Целью формирования поликультурной компетентности студентов педагогических специальностей в рамках преподавания истории в высшей школе в широком смысле является подготовка граждански сознательного, поликультурно грамотного, профессионально и социально компетентного специалиста образовательной сферы.

Теоретические основы поликультурного образования в ходе преподавания истории должны формироваться у студентов, главным образом, в процессе лекционных занятий, на которых они усваивают смысловую сторону понятия поликультурной компетентности и такие ее компоненты, как ценностно-мотивационный и когнитивный.

В процессе реализации семинарских занятий в рамках изучения студентами исторических дисциплин осуществляется формирование операционно-деятельностного компонента поликультурной компетентности будущих педагогов, проявляющегося в ряде умений, среди которых:

- умение строить взаимоотношения с представителями других национальностей, преподавателями, одногруппниками;

- умение критически оценивать себя и других;

- умение действовать в разных ситуациях.

Вышеуказанный компонент формируется не только в рамках семинарских занятий, но и ходе прохождения студентами педагогической практики. Такими же путями достигается возможность формирования личностного компонента (ответственность, чувство собственного достоинства, толерантность, позитивное отношение к миру, саморазвитие) изучаемой в данном исследовании компетентности педагога.

Эффективными формами и методами формирования компонентов поликультурной компетентности будущих педагогов в процессе преподавания исторических дисциплин в высшей школе, по нашему мнению, являются следующие:

- занятия-дебаты, семинары-дискуссии, проблемные лекции;

- игры-драматизации, сюжетно-ролевые и деловые игры;

- работа над исследовательскими проектами;

- индивидуальные задания по подготовке бесед с обучающимися, касающихся проблем расизма, шовинизма, антисемитизма, национализма, глобализации, поликультурности, толерантности.

Выводы. Формирование компонентов поликультурной компетентности студентов педагогических специальностей в ходе изучения истории в высшей школе позволит в течение периода профессиональной подготовки будущих учителей повысить уровень сформированности их профессионально-педагогической компетентности, что поможет сократить период личностной адаптации молодых специалистов в профессии, улучшить качество их педагогического труда.

Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования поликультурной компетентности студентов педагогических специальностей в высшей школе в процессе изучения ими исторических дисциплин. В работе обосновывается потребность формирования поликультурной компетентности будущих педагогов на современном этапе развития современного отечественного социума и системы образования. В работе рассмотрены основные составляющие и структурные компоненты поликультурной компетентности педагога. В статье обоснован потенциал исторических дисциплин относительно решения проблемы формирования поликультурной компетентности будущих педагогов. В заключении исследования указаны наиболее эффективные методы и формы, которые могут применяться преподавателем вышей школы на занятиях по истории с целью формирования поликультурной компетентности студентов - будущих педагогов.

Ключевые слова: история, исторические дисциплины, образовательный процесс высшей школы, студенты педагогических специальностей, поликультурность, поликультурное общество, поликультурное образование, поликультурная компетентность педагога.

Annotation. The article is devoted to the problem of formation of multicultural competence of students of pedagogical specialties in higher school in the process of studying historical disciplines. The paper substantiates the need for the formation of multicultural competence of future teachers at the present stage of development of modern domestic society and the education system. The paper deals with the main components and structural components of multicultural competence of the teacher. The article substantiates the potential of historical disciplines to solve the problem of formation of multicultural competence of future teachers. In conclusion, the study identifies the most effective methods and forms that can be used by a teacher of higher school in history classes in order to form a multicultural competence of students - future teachers.

Keywords: history, historical disciplines, the educational process of higher education, students of pedagogical specialties, multiculturalism, multicultural society, multicultural education, multicultural competence of the teacher.

Литература:

1. Безрукова B.C. Основы духовной культуры энциклопедический словарь педагога [Электронный ресурс]. М.,2000. URL: http://didacts.ru/ dictionary/1010/word/polikulturnoe-obrazovanie.

2. Губанихина Е.В. К вопросу о поликультурной компетентности педагога // Молодой ученый. - 2015. -№4.-С. 556-559.

3. Матис В.И. Теория и практика развития национальной школы в поликультурном обществе: автореф. дис. ... д-ра нед. наук. - Барнаул, 1999. - 38 с.

4. Тахохов Б.А., Богатых Н.А. Поликультурная компетентность - фактор развития толерантности студентов // Высшее образование сегодня. 2008. - № 3. - С. 24-26.

5. Хупсарокова A.M., Хакунова Ф.П. Предметно-содержательные компоненты поликультурной компетентности педагога//Вестник Адыгейского государственного университета. -2011. -№ 1. -С. 50-55.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.