Научная статья на тему 'ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНСТНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ РКИ В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ИНОСТРАННЫМИ СТУДЕНТАМИ'

ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНСТНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ РКИ В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ИНОСТРАННЫМИ СТУДЕНТАМИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
55
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ РКИ / ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / ИНОСТРАННАЯ АУДИТОРИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОМФОРТ / РКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мокрищева Вероника Сергеевна

В данной статье предпринята попытка выяснить влияние поликультурной компетентности преподавателя РКИ при взаимодействии с иностранными студентами. Методическая база исследования представлена методом анализа теоретического материала. Цель исследования была подразделена на три основных задачи. Для выполнения первой задачи были исследованы сущность и компоненты поликультурной компетентности. Для выполнения второй задачи была установлена корреляция между поликультурной компетентностью преподавателя РКИ и установлением психологического комфорта в поликультурной аудитории. В рамках второй задачи была также определена роль поликультурной компетентности преподавателя РКИ в формировании поликультурной компетентности иностранных студентов. Для решения третей задачи были сформулированы рекомендации для преподавателя РКИ, осуществляющего образовательную деятельность в группах с представителями различных культур. Научная новизна данного исследования обусловлена тем, что на сегодняшний день по-прежнему не исследовано комплексно влияние поликультурной компетентности педагога РКИ применительно к слушателям, представляющим различные национальности и культуры. Выводы, сделанные в рамках данной статьи, пополнят теоретическую базу по данному предмету. Сформулированные в результате исследования практические рекомендации по формированию поликультурной компетентности преподавателя РКИ помогут педагогам данной специализации установить психологический комфорт на занятия с иностранными студентами и значительно улучшить академические результаты последних.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MULTICULTURAL COMPETENCE OF A TEACHER OF RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE IN THE PROCESS OF INTERACTION WITH FOREIGN STUDENTS

This article attempts to find out the influence of multicultural competence of a teacher of Russian as a foreign language when interacting with foreign students. The methodological basis of the study is presented by the method of analysis of theoretical material. The purpose of the study was divided into three main tasks. To fulfill the first task, the essence and components of multicultural competence were investigated. To accomplish the second task, a correlation was studied between the multicultural competence of a Russian language teacher and the establishment of psychological comfort in a multicultural audience. The second task also identified the role of multicultural competence of a Russian language teacher in the formation of multicultural competence of foreign students. To solve the third problem, recommendations were formulated for a teacher of the Russian language who carries out educational activities in groups with representatives of different cultures. The scientific novelty of this study is due to the fact that to date, the influence of the multicultural competence of a teacher of Russian as a foreign language in relation to listeners representing different nationalities and cultures has not been comprehensively investigated. The conclusions made within the framework of this article will supplement the theoretical base on this subject. And the practical recommendations formulated as a result of the study on the formation of multicultural competence of a teacher of Russian as a foreign language will help teachers of this specialization to establish psychological comfort in classes with foreign students and significantly improve their academic results.

Текст научной работы на тему «ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНСТНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ РКИ В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ИНОСТРАННЫМИ СТУДЕНТАМИ»

5. Профессиональные пробы в рамках проекта «Билет в будущее» пройдут для школьников Иркутской области [Электронный ресурс]. - URL: https://snews.ru/news/professionalnye-proby-v-ramkah-proekta-bilet-v-budushchee-proydut-dlya-shkolnikov-irkutskoy (дата обращения: 26. 09. 2022.).

6. Ринчинов, З.А. Профессиональная ориентация в современной системе образования / З.А. Ринчинов // Социология и общество: традиции и инновации в социальном развитии регионов [Электронный ресурс]: Сборник докладов VI Всероссийского социологического конгресса (Тюмень, 14-16 октября 2020 г.) / Отв. ред. В.А. Мансуров; ред. Е.Ю. Иванова. - Москва: РОС; ФНИСЦ РАН, 2020 - 5916 с. 1 электрон. опт. диск 12 см. (CD-ROM) - С. 764-771

7. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-Ф3 [Электронный ресурс]. -URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 11.12.2021).

8. Istomina, O.B. Cultural-historical forms of educational practice: socio-philosophical / O.B. Istomina, V.V. Bukhantsov, M.I. Leskinen, T.N. Lokhtina, V.I. Metelitsa // Sports, Health and Management. - 2018. - P. 50-55

Педагогика

УДК 37.026

преподаватель кафедры русского языка и культуры речи Мокрищева Вероника Сергеевна

Белгородский государственный национальный исследовательский университет (г. Белгород)

ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНСТНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ РКИ В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С

ИНОСТРАННЫМИ СТУДЕНТАМИ

Аннотация. В данной статье предпринята попытка выяснить влияние поликультурной компетентности преподавателя РКИ при взаимодействии с иностранными студентами. Методическая база исследования представлена методом анализа теоретического материала. Цель исследования была подразделена на три основных задачи. Для выполнения первой задачи были исследованы сущность и компоненты поликультурной компетентности. Для выполнения второй задачи была установлена корреляция между поликультурной компетентностью преподавателя РКИ и установлением психологического комфорта в поликультурной аудитории. В рамках второй задачи была также определена роль поликультурной компетентности преподавателя РКИ в формировании поликультурной компетентности иностранных студентов. Для решения третей задачи были сформулированы рекомендации для преподавателя РКИ, осуществляющего образовательную деятельность в группах с представителями различных культур. Научная новизна данного исследования обусловлена тем, что на сегодняшний день по-прежнему не исследовано комплексно влияние поликультурной компетентности педагога РКИ применительно к слушателям, представляющим различные национальности и культуры. Выводы, сделанные в рамках данной статьи, пополнят теоретическую базу по данному предмету. Сформулированные в результате исследования практические рекомендации по формированию поликультурной компетентности преподавателя РКИ помогут педагогам данной специализации установить психологический комфорт на занятия с иностранными студентами и значительно улучшить академические результаты последних.

Ключевые слова: поликультурная компетентность, поликультурная компетентность преподавателя РКИ, иностранные студенты, иностранная аудитория, психологический комфорт, РКИ.

Annotation. This article attempts to find out the influence of multicultural competence of a teacher of Russian as a foreign language when interacting with foreign students. The methodological basis of the study is presented by the method of analysis of theoretical material. The purpose of the study was divided into three main tasks. To fulfill the first task, the essence and components of multicultural competence were investigated. To accomplish the second task, a correlation was studied between the multicultural competence of a Russian language teacher and the establishment of psychological comfort in a multicultural audience. The second task also identified the role of multicultural competence of a Russian language teacher in the formation of multicultural competence of foreign students. To solve the third problem, recommendations were formulated for a teacher of the Russian language who carries out educational activities in groups with representatives of different cultures. The scientific novelty of this study is due to the fact that to date, the influence of the multicultural competence of a teacher of Russian as a foreign language in relation to listeners representing different nationalities and cultures has not been comprehensively investigated. The conclusions made within the framework of this article will supplement the theoretical base on this subject. And the practical recommendations formulated as a result of the study on the formation of multicultural competence of a teacher of Russian as a foreign language will help teachers of this specialization to establish psychological comfort in classes with foreign students and significantly improve their academic results.

Key words: multicultural competence, multicultural competence of a teacher of Russian as a foreign language, foreign students, foreign audience, psychological comfort, Russian as a foreign language.

Введение. Известно, что перед преподавателем при работе со студентами стоит целый ряд сложных задач, в том числе, выбор учебных стратегии, метода, методики, материалов, ресурсов, распределении нагрузки и, что не менее важно, установление такой учебной атмосферы, в которой студенты смогут максимально раскрыть свой потенциал и достичь наилучших академических результатов. Неудивительно, что ещё больше усилий и труда требуется от преподавателя в процессе реализации курса русского языка как иностранного (РКИ). Поскольку его образовательная деятельность направленна на поликультурный контингент, наибольшая сложность такой работы обуславливается установлением необходимого для эффективного взаимодействия кросс-культурного, или межкультурного, контакта.

Ни для кого не секрет, что современные группы слушателей курса РКИ набираются преимущественно из иностранных студентов, представляющих различные культуры, языки, религии, национальности, которые совершенно не походи, а порой и вступают в противоречия. Поэтому одной из ключевых задачей преподавателя РКИ является установление дружественной, доброжелательной и поддерживающей атмосферы, где каждый студент будет чувствовать, что его уважают и принимают. Именно в этой связи такое колоссальное значение принимает формирование у преподавателя РКИ поликультурной компетентности.

Изложение основного материала статьи. Прежде чем говорить непосредственно о категории «поликультурной компетентности», важно дать определение термину «компетентность». Компетентность - это интегрированная способность личности к разрешению типичных проблем и задач, которые возникают в его жизни, посредством применения своих знаний, жизненного и учебного опыта, наклонностей, ценностей и т.п. [8, С. 13].

Наряду с термином «поликультурная компетентность» важно отметить несколько аналогов, среди них: межкультурная компетентность (Е.Б. Быстрай), межкультурная коммуникативная компетентность и транскультурные коммуникативные

умения (Р.А. Коновалова), межкультурная компетенция (И.Л. Плкжник) и другие. С.К Бондырева приравнивает понятия поликультурная компетентность и толерантность [1, С. 36].

В свою очередь, поликультурная компетентность - это способность к терпимости по отношению к представителям других культур, так называемая, толерантность, доброжелательному и гуманному отношение в процессе межкультурной коммуникации [4, С. 71].

Согласно мнению А.Н. Джуринского, поликультурная компетентность - это определенное качество личности, которое включает себя знания, опыт, ценности, установки, а также способности, необходимые для позитивного и успешного взаимодействия с представителями других культур [3, С. 18].

Российская педагогическая энциклопедия даёт следующее понятие: поликультуная компетентность - это знание различных образов поведения, жизни других культур и умение пользоваться ими и приспособиться к ним [9].

А.О. Деречин рассматривает поликультурную компетентность через призму её компонентов:

1. Культурно-знаниевый компонент (потребность в развитии собственной системы ценностных ориентаций и поликультурных знаний, рефлексивная способность, принятие культурного разнообразия мира).

2. Социокультурный компонент (умение ориентироваться в особенностях своей и других культурах, способность к непредвзятому и доброжелательному взаимодействию с представителями других культур).

3. Деятельный компонент (умение распознавать культурную коннотацию выражений другого языка, способность к эмпатии по отношению к представителям других культур).

4. Личностны (рефлексивно-творческий) компонент (способность к гибкому и вариативному мышлению, способность к развитию коммуникативных умений и самореализации, умение спрогнозировать последствия своей деятельности, способность к осмыслению ценностной базы своих действий) [2, С. 33-34].

Э.К. Суслова выделяет другие компоненты поликультурной компетентности, среди них: способность понять специфику другой культуры; знания о ней; способность к признанию объективности другого мировосприятия; принятие уникальности других культур [12, С. 26].

По мнению Т.А. Живодрова, поликультурная компетентность является важным условием для успешного социального взаимодействия личности в многонациональном обществе, а также для прогресса всего человечества в целом, что обусловлено интеграционными процессами в мировом сообществе [4, С. 74]. Поскольку преподаватель РКИ работает, что обусловлено спецификой деятельности, только с иностранными студентами, то, успешного его взаимодействия с представителями других культур поликультурная компетентность является чуть ли не одной из важнейший среди других профессиональных способностей педагога РКИ.

Согласно отчету американского Института будущего (The Institute for the Future), данному в 2011 году, межкультурная компетентность представляется одной из ключевых компетенций педагогов в рамках осуществления их деятельности в поликультурной среде [15].

В труде О.Г. Смолянинова и его коллег были выделены цели поликультурной компетентности педагога, в том числе: определение культурных особенностей членов учебной группы и формирование уважительного отношения к ним; научение взаимодействовать со студентами исходя из их культурных особенностей, при этом сохраняя культурную идентичность преподавателя; организация эффективного культурного взаимодействия [10, С. 97].

Л.Н. Колесникова утверждает, что преподавателю РКИ требуется в процессе многогранной профессиональной подготовке учитывать национально-культурную специфику аудитории, а это, в свою очередь, не что иное, как элемент поликультурной компетентности [5, С. 132].

Таким образом, несмотря на множество имеющихся трактовок термина «поликультурная компетентность», исследователи едины во мнении, что это некая интегрированная способность личности распознавать особенности представителей той или иной культуры, определять наиболее эффективную стратегию взаимодействия с ними при уважительном отношении к их культурной специфике и одновременном сохранении своей идентичности.

Преподаватель, работающий в поликультурном коллективе, в частности, преподаватель РКИ, должен не только обладать общесоциальными знаниями о других культурах, но их уметь применять их в своей профессиональной педагогической деятельности для достижения учебных целей. В этой связи поликультурная компетентность представляется одной из важнейших компетентностей преподавателя РКИ.

При работе с иностранными студентами преподавателю РКИ важно разрешить целый ряд проблем, начиная с выбора определенной образовательной стратегии, учебного материала, дополнительных ресурсов, заканчивая установлением психологического комфорта, то есть, наиболее благоприятной для образовательного процесса психологической среды.

По мнению И.М. Субботиной и её коллег, создание психологического комфорта является едва ли не решающим фактором и условием обучения иностраному языку, в том числе и русскому языку. Кроме того, для достижения иностранными студентами наибольших академических результатов преподавателю РКИ необходимо установить атмосферу уважения, раскрепощенности и доброжелательности [11, С. 168].

Поскольку иностранные студенты, приезжая в Россию, попадают в совершенно новую для них социокультурную, образовательную, бытовую и т.п. среду, процесс их адаптации к учебному процессу обуславливается рядом трудностей субъективного и объективного характера [7, С. 708]. В этой связи преподаватель РКИ выступает дня них неким агентом новой среды, который впоследствии становится для студентов собирательным образом того общества, куда они интегрируются. Именно от преподавателя, в частности, устанавливаемым им педагогических условий, зависит успешность адаптационного процесса иностранных студентов и их дальнейшие академические достижения в рамках изучения русского языка [6, С. 228].

Л.М. Шумская утверждает, что поликультурная компетентность преподавателя помогает студентам смягчить последствия неизбежного на первичном этапе адаптации к совершенно новой среде культурного шока, а также узнать и принять особенности новой культуры. Также важно отметить, что существует прямая корреляция между поликультурной компетентностью педагога РКИ и студентов [14, С. 131]. В этой связи низкий уровень поликультурной компетентности преподавателя может послужить причиной формированию низкой поликультурной компетентности иностранных студентов, обучающихся у него.

А.М. Хупсарокова и Ф.П. Хакунова пришли к выводу, что культурная адекватность поведения иностраннных студентов является абсолютным критерием поликультурной компетентности педагога РКИ [13, С. 5].

Итак, поликультурная компетентность педагога является одним из факторов установления психологического комфорта на уроках РКИ в иностранной аудитории и на академические результаты студентов. Поликультурная компетентность преподавателя РКИ также качественно влияет на процесс формирования поликультурной компетентности студентов.

В этой связи преподавателю РКИ, обучающему студентов, принадлежащим различным культурам, крайне важно постоянно работать над развитием своей поликультурной компетентности. Для этого ему необходимо выполнить следующее:

1. До начала взаимодействия с иностранными студентами изучить характерные особенности их культуры, менталитета, узнать, какие учебные стратегии, методы, приёмы наиболее применимы к ним, а какие стоит исключить из образовательного процесса.

2. Быть толерантным, уважать особенности поведения и ценности представителей той или иной культуры. Отказаться от позиции «опоры на свои культурные ценности» в процессе взаимодействия с иностранными студентами. Дать студентам возможность в открытой и доброжелательной атмосфере выражать себя, не поляризировать их культурные черты с принимающей культурой.

3. Дать иностранных студентам возможность узнать особенности культуры принимающей страны, их ценности, особенности менталитета, чтобы снизить интенсивность культурного шока и тем самым сформировать положительный образ России в их картине мира.

Выводы. Поликультурная компетентность - это определенное качество личности, основанное на её совокупных знаниях о других культурах, ценностях, идеях, правилах поведения, которое позволяет ей устанавливать и поддерживать уважительные и благоприятные отношения с представителями других культур. Преподаватель РКИ при взаимодействии с иностранными студентами - выходцами из разных культур должен уметь не только идентифицировать их характерные особенности, но и находить наиболее уместную и эффективную стратегию общения с ними. Для этого педагогу РКИ нужно непрестанно формировать общенаучные и профессиональные знания.

Поликультурная компетентность преподавателя РКИ является одним из ключевых факторов установления психологического комфорта в процессе осуществления своей образовательной деятельности в иностранной аудитории. А от установления психологического комфорта, в свою очередь, зависят академические результаты студентов. Кроме того, формирование поликультурной компетентности студентов неразрывно связано с уровнем поликультурной компетентности преподавателя: чем выше она у второго, тем выше у первых.

Этими факторами обусловлена крайняя необходимость для преподавателя РКИ формирования своей поликультурной компетентности. Для достижения этой цели он должен получиться всеобъемлющие знания о специфике культуры студентов, с которыми ему предстоит работать; научиться толерантности и уважению отличающихся от его личных ценностей; иметь глубокие знания о собственной культуре, чтобы передать их иностранным студентам.

Литература:

1. Бондырева, С.К. Толерантность (введение в проблематику) / С.К. Бондырева, Д.В. Колесов. - М.: МПСИ, 2003. - 240 с.

2. Деречин, А.О. Структурно-содержательная характеристика поликультурной компетентности старшеклассников / А.О. Деречин // Вестник ШГПУ. - 2013. - №1(17). - С. 31-36

3. Джуринский, А.Н. Поликультурное образование в многонациональном социуме: учебник и практикум для вузов /

A.Н. Джуринский. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Юрайт, 2021. - 257 с.

4. Живодрова, Т.А. К вопросу о термине «Поликультурная компетентность» / Т.А. Живодрова // Проблемы современного образования. - 2017. - №3. - С. 70-75

5. Колесникова, Л.Н. Профессиональное обучение русскому языку как иностранному сегодня / Л.Н. Колесникова // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2009. - №3. - С. 129-133

6. Мокрищева, В.С. Роль эмоционального интеллекта преподавателя в процессе обучения китайских слушателей русскому языку / В.С. Мокрищева // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - №76 (4). - С. 225-228

7. Мокрищева, В.С. Объективные и субъективные трудности в процессе изучения русского языка как иностранного (на примере китайских студентов НИУ «Белгородский государственный университет») / В.С. Мокрищева, Т.В. Самосенкова // Педагогика. Вопросы теории и практики. - 2022. - №7. - С. 707-715

8. Пыжикова, Ж.В. Современные педагогические технологии: Методическое пособие для студентов специальностей «Психология», «Социальная педагогика», «Социальная работа» / Ж.В. Пыжникова. - Самара: Универс-групп, 2005. - 44 с.

9. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. В.В. Давыдов. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. - Т. 1. - 608 с.

10. Смолянинова, О.Г. Диагностика поликультурной компетентности будущих педагогов / О.Г. Смолянинова,

B.В. Коршунова, Я.М. Дайнеко // Образование и наука. - 2017. - №4. - С. 84-117

11. Субботина, И.М. Создание психологического комфорта на уроках РКИ / И.М. Субботина, Ю.А. Климова, О.Н. Кравченко // КПЖ. - 2020. - №2 (139). - С. 167-171

12. Суслова, Э.К. Воспитание этики межнационального общения / Э.К. Суслова. - М.: АПО, 1994. - 80 с.

13. Хупсарокова, А.М. Предметно-содержательные компоненты поликультурной компетентности педагога / А.М. Хупсарокова, Ф.П. Хакунова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2011. - №1. - С. 1-6

14. Шумская, Л.М. Формирование толерантного сознания в поликультурной образовательной среде / Л.М. Шумская // Этнодиалоги. - 2018. - №1 (55). - С. 128-136

15. Future Work Skills 2020 Summary Map. Institute for the Future for the University of Phoenix Research Institute. Palo Alto, CA. - 2011. - URL: http://www.iftf.org/uploads/media/IFTF_FutureWorkSkillsSummary_01.gif (дата обращения: 12.10.2022).

Педагогика

УДК 372.834

аспирант Мокшев Дмитрий Петрович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Шадринский государственный педагогический университет» (г. Шадринск)

ГЕНЕЗИС ПОНЯТИЯ «ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К ПРАВОВЫМ НОРМАМ»

Аннотация. Статья посвящена генезису понятия «ценностное отношение старшеклассников к правовым нормам». Во введении обоснована актуальность работы. Автор выделяет противоречие между действующим нормативно-правовым актом, называющим нравственные ценности народов Российской Федерации - одной из главных основ воспитания социально-ответственной личности, и настроением российской молодёжи, скептически относящейся к традиционным ценностям и опыту поколений. Основная часть статьи посвящена анализу смыслового содержания составных частей понятия «ценностное отношение старшеклассников к правовым нормам» - понятий «ценностное отношение» и «правовая норма» соответственно. Приводятся точки зрения выдающихся представителей как отечественной, так и зарубежной науки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.