Научная статья на тему 'ГЕНЕЗИС ПОНЯТИЯ "ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К ПРАВОВЫМ НОРМАМ"'

ГЕНЕЗИС ПОНЯТИЯ "ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К ПРАВОВЫМ НОРМАМ" Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
44
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ / СТАРШЕКЛАССНИК / ПРАВОВЫЕ НОРМЫ / ПОНЯТИЕ / ГЕНЕЗИС

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мокшев Дмитрий Петрович

Статья посвящена генезису понятия «ценностное отношение старшеклассников к правовым нормам». Во введении обоснована актуальность работы. Автор выделяет противоречие между действующим нормативно-правовым актом, называющим нравственные ценности народов Российской Федерации - одной из главных основ воспитания социально-ответственной личности, и настроением российской молодёжи, скептически относящейся к традиционным ценностям и опыту поколений. Основная часть статьи посвящена анализу смыслового содержания составных частей понятия «ценностное отношение старшеклассников к правовым нормам» - понятий «ценностное отношение» и «правовая норма» соответственно. Приводятся точки зрения выдающихся представителей как отечественной, так и зарубежной науки и философии. На основании анализа позиций учёных, автор интерпретирует понятие «ценностное отношение» к чему-либо как «заведомо позитивное отношение» к чему-либо. Автор приходит к формулировке понятия «ценностного отношения старшеклассников к правовым нормам» через анализ и осмысление составных компонентов данного интегративного качества личности - потребностно-мотивационного, когнитивного, эмоционально-ценностного, поведенческо-деятельностного и рефлексивно-оценочного. В качестве основного вывода статьи автор предлагает собственное определение понятия «ценностное отношение старшеклассников к правовым нормам». Данное определение конструируется за счёт «распредмечивания» вышеперечисленных компонентов на смысловое содержание. Ценностное отношение старшеклассников к правовым нормам представляет собой интегративное качество личности, выражающееся во внутренней мотивации к изучению правовых основ, в совокупности правовых знаний, позитивной эмоциональной значимости правовых норм для личности, находящее внешнее проявление в правомерном поведении и характеризующееся адекватной оценкой собственного отношения к нормам права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE GENESIS OF CONCEPT OF "SENIOR SCHOOL PUPILS’ VALUE ATTITUDE TO LEGAL RULES"

The article is devoted to the genesis of the concept of "senior school pupils’ value attitude to legal rules". The introduction substantiates the relevance of the work. The author highlights the contradiction between the current normative legal act, which calls the moral values of the peoples of the Russian Federation one of the main foundations of the upbringing of a socially responsible person, and the mood of Russian youth, skeptical of traditional values and the experience of generations. The main part of the article is devoted to the analysis of the semantic content of the components of the concept of "value attitude of high school students to legal norms" - the concepts of "value attitude" and "legal norm", respectively. The points of view of outstanding representatives of both domestic and foreign science and philosophy are given. Based on the analysis of the positions of scientists, the author interprets the concept of "value attitude" to something as a "deliberately positive attitude" to something. The author comes to the formulation of the concept of "senior school pupils’ value attitude to legal rules" through the analysis and understanding of the components of this integrative personality quality - need-motivational, cognitive, emotional-value, behavioral-activity and reflexive-evaluative. As the main conclusion of the article, the author offers his own definition of the concept of "senior school pupils’ value attitude to legal rules". This definition is constructed by "spreading out" the above components into semantic content. The senior school pupils’ value attitude to legal rules is an integrative quality of personality, expressed in internal motivation to study the legal foundations, in the totality of legal knowledge, positive emotional significance of legal norms for the individual, which finds external manifestation in lawful behavior and is characterized by an adequate assessment of their own attitude to the norms of law.

Текст научной работы на тему «ГЕНЕЗИС ПОНЯТИЯ "ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К ПРАВОВЫМ НОРМАМ"»

1. До начала взаимодействия с иностранными студентами изучить характерные особенности их культуры, менталитета, узнать, какие учебные стратегии, методы, приёмы наиболее применимы к ним, а какие стоит исключить из образовательного процесса.

2. Быть толерантным, уважать особенности поведения и ценности представителей той или иной культуры. Отказаться от позиции «опоры на свои культурные ценности» в процессе взаимодействия с иностранными студентами. Дать студентам возможность в открытой и доброжелательной атмосфере выражать себя, не поляризировать их культурные черты с принимающей культурой.

3. Дать иностранных студентам возможность узнать особенности культуры принимающей страны, их ценности, особенности менталитета, чтобы снизить интенсивность культурного шока и тем самым сформировать положительный образ России в их картине мира.

Выводы. Поликультурная компетентность - это определенное качество личности, основанное на её совокупных знаниях о других культурах, ценностях, идеях, правилах поведения, которое позволяет ей устанавливать и поддерживать уважительные и благоприятные отношения с представителями других культур. Преподаватель РКИ при взаимодействии с иностранными студентами - выходцами из разных культур должен уметь не только идентифицировать их характерные особенности, но и находить наиболее уместную и эффективную стратегию общения с ними. Для этого педагогу РКИ нужно непрестанно формировать общенаучные и профессиональные знания.

Поликультурная компетентность преподавателя РКИ является одним из ключевых факторов установления психологического комфорта в процессе осуществления своей образовательной деятельности в иностранной аудитории. А от установления психологического комфорта, в свою очередь, зависят академические результаты студентов. Кроме того, формирование поликультурной компетентности студентов неразрывно связано с уровнем поликультурной компетентности преподавателя: чем выше она у второго, тем выше у первых.

Этими факторами обусловлена крайняя необходимость для преподавателя РКИ формирования своей поликультурной компетентности. Для достижения этой цели он должен получиться всеобъемлющие знания о специфике культуры студентов, с которыми ему предстоит работать; научиться толерантности и уважению отличающихся от его личных ценностей; иметь глубокие знания о собственной культуре, чтобы передать их иностранным студентам.

Литература:

1. Бондырева, С.К. Толерантность (введение в проблематику) / С.К. Бондырева, Д.В. Колесов. - М.: МПСИ, 2003. - 240 с.

2. Деречин, А.О. Структурно-содержательная характеристика поликультурной компетентности старшеклассников / А.О. Деречин // Вестник ШГПУ. - 2013. - №1(17). - С. 31-36

3. Джуринский, А.Н. Поликультурное образование в многонациональном социуме: учебник и практикум для вузов /

A.Н. Джуринский. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Юрайт, 2021. - 257 с.

4. Живодрова, Т.А. К вопросу о термине «Поликультурная компетентность» / Т.А. Живодрова // Проблемы современного образования. - 2017. - №3. - С. 70-75

5. Колесникова, Л.Н. Профессиональное обучение русскому языку как иностранному сегодня / Л.Н. Колесникова // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2009. - №3. - С. 129-133

6. Мокрищева, В.С. Роль эмоционального интеллекта преподавателя в процессе обучения китайских слушателей русскому языку / В.С. Мокрищева // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - №76 (4). - С. 225-228

7. Мокрищева, В.С. Объективные и субъективные трудности в процессе изучения русского языка как иностранного (на примере китайских студентов НИУ «Белгородский государственный университет») / В.С. Мокрищева, Т.В. Самосенкова // Педагогика. Вопросы теории и практики. - 2022. - №7. - С. 707-715

8. Пыжикова, Ж.В. Современные педагогические технологии: Методическое пособие для студентов специальностей «Психология», «Социальная педагогика», «Социальная работа» / Ж.В. Пыжникова. - Самара: Универс-групп, 2005. - 44 с.

9. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. В.В. Давыдов. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. - Т. 1. - 608 с.

10. Смолянинова, О.Г. Диагностика поликультурной компетентности будущих педагогов / О.Г. Смолянинова,

B.В. Коршунова, Я.М. Дайнеко // Образование и наука. - 2017. - №4. - С. 84-117

11. Субботина, И.М. Создание психологического комфорта на уроках РКИ / И.М. Субботина, Ю.А. Климова, О.Н. Кравченко // КПЖ. - 2020. - №2 (139). - С. 167-171

12. Суслова, Э.К. Воспитание этики межнационального общения / Э.К. Суслова. - М.: АПО, 1994. - 80 с.

13. Хупсарокова, А.М. Предметно-содержательные компоненты поликультурной компетентности педагога / А.М. Хупсарокова, Ф.П. Хакунова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2011. - №1. - С. 1-6

14. Шумская, Л.М. Формирование толерантного сознания в поликультурной образовательной среде / Л.М. Шумская // Этнодиалоги. - 2018. - №1 (55). - С. 128-136

15. Future Work Skills 2020 Summary Map. Institute for the Future for the University of Phoenix Research Institute. Palo Alto, CA. - 2011. - URL: http://www.iftf.org/uploads/media/IFTF_FutureWorkSkillsSummary_01.gif (дата обращения: 12.10.2022).

Педагогика

УДК 372.834

аспирант Мокшев Дмитрий Петрович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Шадринский государственный педагогический университет» (г. Шадринск)

ГЕНЕЗИС ПОНЯТИЯ «ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К ПРАВОВЫМ НОРМАМ»

Аннотация. Статья посвящена генезису понятия «ценностное отношение старшеклассников к правовым нормам». Во введении обоснована актуальность работы. Автор выделяет противоречие между действующим нормативно-правовым актом, называющим нравственные ценности народов Российской Федерации - одной из главных основ воспитания социально-ответственной личности, и настроением российской молодёжи, скептически относящейся к традиционным ценностям и опыту поколений. Основная часть статьи посвящена анализу смыслового содержания составных частей понятия «ценностное отношение старшеклассников к правовым нормам» - понятий «ценностное отношение» и «правовая норма» соответственно. Приводятся точки зрения выдающихся представителей как отечественной, так и зарубежной науки

и философии. На основании анализа позиций учёных, автор интерпретирует понятие «ценностное отношение» к чему-либо как «заведомо позитивное отношение» к чему-либо. Автор приходит к формулировке понятия «ценностного отношения старшеклассников к правовым нормам» через анализ и осмысление составных компонентов данного интегративного качества личности - потребностно-мотивационного, когнитивного, эмоционально-ценностного, поведенческо-деятельностного и рефлексивно-оценочного. В качестве основного вывода статьи автор предлагает собственное определение понятия «ценностное отношение старшеклассников к правовым нормам». Данное определение конструируется за счёт «распредмечивания» вышеперечисленных компонентов на смысловое содержание. Ценностное отношение старшеклассников к правовым нормам представляет собой интегративное качество личности, выражающееся во внутренней мотивации к изучению правовых основ, в совокупности правовых знаний, позитивной эмоциональной значимости правовых норм для личности, находящее внешнее проявление в правомерном поведении и характеризующееся адекватной оценкой собственного отношения к нормам права.

Ключевые слова: ценностное отношение, старшеклассник, правовые нормы, понятие, генезис.

Annotation. The article is devoted to the genesis of the concept of "senior school pupils' value attitude to legal rules". The introduction substantiates the relevance of the work. The author highlights the contradiction between the current normative legal act, which calls the moral values of the peoples of the Russian Federation one of the main foundations of the upbringing of a socially responsible person, and the mood of Russian youth, skeptical of traditional values and the experience of generations. The main part of the article is devoted to the analysis of the semantic content of the components of the concept of "value attitude of high school students to legal norms" - the concepts of "value attitude" and "legal norm", respectively. The points of view of outstanding representatives of both domestic and foreign science and philosophy are given. Based on the analysis of the positions of scientists, the author interprets the concept of "value attitude" to something as a "deliberately positive attitude" to something. The author comes to the formulation of the concept of "senior school pupils' value attitude to legal rules" through the analysis and understanding of the components of this integrative personality quality - need-motivational, cognitive, emotional-value, behavioral-activity and reflexive-evaluative. As the main conclusion of the article, the author offers his own definition of the concept of "senior school pupils' value attitude to legal rules". This definition is constructed by "spreading out" the above components into semantic content. The senior school pupils' value attitude to legal rules is an integrative quality of personality, expressed in internal motivation to study the legal foundations, in the totality of legal knowledge, positive emotional significance of legal norms for the individual, which finds external manifestation in lawful behavior and is characterized by an adequate assessment of their own attitude to the norms of law.

Key words: value attitude, senior school pupil, legal rules, concept, genesis.

Введение. Согласно Указу Президента Российской Федерации, духовно-нравственные ценности народов Российской Федерации являются одной из основ воспитания социально-ответственной личности [10]. Ценностно-смысловые ориентиры сегодня являются ведущими и в подготовке будущих педагогов к профессиональной деятельности [9, С. 37].

Сегодня, однако, остро стоит проблема принятия социально значимых ценностей подрастающим поколением. Исследователи полагают, что «традиционные ценности и опыт поколений подвергаются резкой критике со стороны молодёжи» [13, C. 99]. Изменение данного порядка вещей должно стать одной из основных задач нашего государства в сфере образовательной политики. Как отмечает Н.В. Сычёва, «речь идёт об изменении педагогического сознания, когда необходимо по-иному взглянуть на теорию и практику воспитательной работы» [12, C. 310]. В подобных условиях особую актуальность обретает формирование такого качества личности, как ценностное отношение старшеклассников к правовым нормам.

Основой процесса формирования любого качества личности является первоначальное изучение его природы, ключевых составляющих и смыслового содержания. От результатов данного этапа зависит успешность дальнейшей теоретической и экспериментальной деятельности.

Цель данной работы - проследить научный генезис понятия «ценностное отношение старшеклассников к правовым нормам» и дать ему авторское определение.

Изложение основного материала статьи. Для того, чтобы сконструировать понятие «ценностное отношение старшеклассников к правовым нормам», необходимо изучить содержательное наполнение его основных составных частей -понятий «ценностное отношение» и «правовая норма» соответственно.

Наиболее ёмкое, на наш взгляд, определение понятия «ценностные отношения» дано В.А. Сластёниным. По его мнению, «ценностные отношения являются внутренней позицией личности, они отражают взаимосвязь личностных и общественных значений, сформированных на личном опыте» [11, C. 12].

Оригинальная трактовка понятия «ценностное отношение» предлагается в концепции Н.Е. Щурковой. Исследователь считает, что главным и определяющим фактором становления ценностного отношения является ситуация ценностного выбора., «когда человек, стоя перед альтернативой «духовное - материальное», «высокое - низкое», безусловно выберет добро, истину и красоту вопреки злу, лжи, уродству» [1, C. 37].

Некоторые исследователи, предметно занимавшиеся проблемами формирования ценностного отнолшения старшеклассников к различным явлениям и видам деятельности, выделяют интегративность в качестве одной из основных характеристик качеств данной группы [2; 4].

Таким образом, на наш взгляд, понятие «ценностное отношение» к чему-либо можно трактовать как «заведомо положительное отношение» к чему-либо.

В контексте нашего исследования необходимым также является рассмотрение точек зрения учёных на ценность правовых норм.

Иммануил Кант, провозглашая «абсолютную ценность» воли, выделяет два канала её реализации - мораль и право. Право, по Канту, есть «совокупность условий, при которых произвол одного (лица) совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы» [3, C. 75]. Право Кант делит на две категории: естественное право, которое регулирует частные отношения, и гражданское право, регулирующее сферу публичных отношений. Подобное классификация аналогична современному разделению права на частное и публичное (например, в России). Нормы права, согласно воззрениям Канта, должны быть сформулированы так, чтобы индивид мог соотносить свои действия с требованиями категорического императива, а нарушение норм позитивного права должно влечь за собой жесткое наказание, так как при этом нарушаются указания нравственного закона.

Существовали в истории и подходы, редуцирующие ценность правовых норм к форме их выражения. Такую позицию занимал австрийский юрист, философ и теоретик права Ганс Кельзен (1881-1973 гг.). «Нельзя сказать, как это часто делается, - утверждает Кельзен, - что право не только представляет собой норму (или приказание), но что оно также составляет или выражает некую ценность (подобное утверждение имеет смысл только при допущении абсолютной божественной ценности). Ведь право составляет ценность как раз потому, что оно есть норма» [14, C. 93].

Отечественные учёные также внесли значительный вклад в понимание ценности правовых норм.

H.И. Матузов определяет правовые нормы как «нормы свободы, но свободы юридически признанной, выраженной (оформленной) государством в виде законов и иных правовых актов» [6, C. 98]. Их ценность, по мнению автора, состоит в том, что нормы права, являясь эталонным мерилом любой деятельности человека, определяют границы того, как и в каких рамках должен поступать человек в той или иной ситуации, регулируя и контролируя его поведение.

Е.Н. Мороз определяет правовую норму как конфигурацию ценностей, «где, с одной стороны, оказывается индивидуальная правовая ценность, которую субъект намеревается реализовать, а с другой - ценность права, и предполагается, что это противостояние составит истинную ценность, воплощённую в правовом поведении, что удержит субъекта от выполнения осуждаемого действия» [8, C. 7].

С.Н. Манин предлагает рассматривать норму права как совокупность ценностей. Он отмечает, что «генезис правовых норм является социальным актом, который выражен в ценностном отношении. Социальная динамика нормативности связана с диалектикой развития социального бытия. Сущность правовой ценности кроется в объективных свойствах социальных систем и явлений, которые имеют реальную значимость для субъектов правоотношений» [5, C. 208].

По нашему мнению, наиболее точное и конкретное определение какому-либо понятию можно дать, проанализировав его составные элементы (компоненты). В одной из наших предыдущих публикаций мы установили, что ценностное отношение старшеклассников к правовым нормам состоит из совокупности следующих компонентов: потребностно-мотивационный (внутренняя позиция), когнитивный (правовые знания), эмоционально-ценностный (эмоциональная характеристика отношения), поведенческо-деятельностный (навыки правомерного поведения) и рефлексивно-оценочный (собственная оценка отношения к правовым нормам) [7, C. 56-57].

Выводы. «Распредмечивание» вышеозначенных компонентов приводит нас к логичному выводу о том, что ценностное отношение старшеклассников к правовым нормам представляет собой интегративное качество личности, выражающееся во внутренней мотивации к изучению правовых основ, в совокупности правовых знаний, позитивной эмоциональной значимости правовых норм для личности, находящее внешнее проявление в правомерном поведении и характеризующееся адекватной оценкой собственного отношения к нормам права.

Сформированность данного личностного качества будет способствовать успешной социализации юного гражданина, чтобы в будущем он мог стать полноправным созидающим членом гражданского общества.

Литература:

I. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии / Н.Е. Щуркова, Л.Т. Потанина, П.И. Арапова [и др.]. - Москва: Новая школа, 1998. - 208 с.

2. Гизатова, И.А. Формирование ценностного отношения старшеклассников к педагогической деятельности: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Гизатова Ирина Алексеевна. - Оренбург, 2015. - 22 с.

3. Кант, И. Метафизика нравов / И. Кант; Иммануил Кант; [пер. с нем., примеч. С.Я. Шейнман-Топштейн и Ц.Г. Арзаканьяна]. - Москва: Мир кн., 2007. - 399 с.

4. Коротких, М.Н. Формирования ценностного отношения старшеклассников к истории малой родины в воспитательной системе класса: на материале сельской школы: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Коротких Михаил Николаевич. - Курск, 2006. - 27 с.

5. Манин, С.Н. Правовая норма как ценность / С.Н. Манин // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2016. - № 2-3. - С. 207-209

6. Матузов, Н.И. Теория государства и права: учебник / Н.И. Матузов, А.В. Малько. - М.: Юристь, 2004. - 245 с.

7. Мокшев, Д.П. Теоретические основы процесса формирования ценностного отношения старшеклассников к правовым нормам / Д.П. Мокшев // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2020. -№ 10(153). - С. 56-60

8. Мороз, Е.Н. Правовая норма как ценность: автореферат дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01 / Мороз Елена Николаевна. - Челябинск, 2013. - 27 с.

9. Подготовка будущих педагогов к решению профессиональных задач в условиях интеграции систем высшего педагогического, общего и дополнительного образования: для магистрантов, аспирантов, преподавателей вуза направления подготовки «44.00.00 Образование и педагогические науки» / Л.И. Пономарева, Н.В. Ипполитова, Л.П. Качалова [и др.]; Шадринский государственный педагогический университет, Институт психологии и педагогики. - Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Среда», 2021. - 128 с.

10. Российская Федерация. Президент. О национальных целях развития России до 2030 года: указ от 21.07.2020 г. № 474. - URL: Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (garant.ru) (дата обращения: 18.10.2022).

11. Сластенин, В.А. Введение в педагогическую аксиологию / В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова. - Москва: Издательство Академия, 2003. - 192 с.

12. Сычева, Н.В. Воспитание антикоррупционного мировоззрения школьников / Н.В. Сычева // Российская правовая система в контексте обеспечения прав и свобод человека и гражданина: теория и практика: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной Дню юриста, Курган, 01 декабря 2017 года / отв. ред. Е.П. Чорновол, И.Н. Бородина. - Курган: Курганский государственный университет, 2018. - С. 307-314

13. Утилитарный характер духовных ценностей и особенности их формирования у подрастающего поколения / И.Ю. Блясова, Н.В. Бякова, Л.Ю. Зайцева, Н.А. Коканов // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. - 2021. - № 4(73). - С. 98-108

14. Чистое учение о праве Ганса Кельзена. - Сб. пер. Выпуск 1. - М.: АН СССР ИНИОН, 1987. - С. 82-98

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.