Научная статья на тему 'ПРАВОВАЯ ДИСКУССИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К ПРАВОВЫМ НОРМАМ'

ПРАВОВАЯ ДИСКУССИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К ПРАВОВЫМ НОРМАМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
99
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ / СТАРШЕКЛАССНИК / ПРАВОВЫЕ НОРМЫ / ПРАВОВАЯ ДИСКУССИЯ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мокшев Дмитрий Петрович

В современных условиях всё более актуальной становится проблема воспитания у современной молодёжи истинного патриотизма, полноценной личностной гражданской позиции, уважения к национальным традициям и ценностям. Одной из таких ценностей, вне всякого сомнения, является отечественная система права и правовые нормы, как её первичные элементы. Важнейшей составляющей ценностного отношения старшеклассников к правовым нормам является умение критически осмыслить содержание норм права, сформулировать свою субъектную позицию по отношению к нему, аргументированно отстоять её в условиях полемики, выслушать и принять во внимание доводы оппонирующей стороны. Весь этот комплекс личностных характеристик может быть сформирован в рамках учебной правовой дискуссии. Применение правовой дискуссии на ценностных правовых занятиях отражает одну из главных характеристик современного обучения - его диалогичность. Грамотно организованная и проведённая учебная правовая дискуссия способствует формированию эмоционально-ценностного компонента ценностного отношения старшеклассников к правовым нормам. Автором выделены виды правовой дискуссии (запланированная и импровизированная) и представлена их сравнительная характеристика с приведением конкретных примеров. Основой для написания данной статьи послужила экспериментальная работа, проведённая автором в 2019/2020 и 2020/2021 учебных годах на базе Государственного бюджетного образовательного учреждения «Курганская областная школа дистанционного обучения». В рамках разработанной нами программы дополнительного образования «Ценности права» на занятиях с учащимися нами проведены правовые дискуссии обоих видов. В результате выявлено, что запланированная правовая дискуссия более эффективна с точки зрения формирования ценностного отношения старшеклассников к правовым нормам, чем импровизированная.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL DISCUSSION AS A MEANS OF FORMATION OF THE SENIOR SCHOOL PUPILS’ VALUE ATTITUDE TO LEGAL RULES

N modern conditions, the problem of educating modern youth of true patriotism, full-fledged personal citizenship, respect for national traditions and values is becoming more and more urgent. One of such values, without any doubt, is the domestic system of law and legal norms, as its primary elements. The most important component of the value attitude of high school students to legal norms is the ability to critically comprehend the content of the norms of law, formulate their subjective position in relation to it, argumentatively defend it in the context of polemics, listen to and take into account the arguments of the opposing side. All this complex of personal characteristics can be formed within the framework of educational legal discussion. The use of legal discussion in value-based legal classes reflects one of the main characteristics of modern education - its dialogic nature. A well-organized and conducted educational legal discussion contributes to the formation of the emotional and value component of the value attitude of high school students to legal norms. The author identifies the types of legal discussion (planned and improvised) and presents their comparative characteristics with specific examples. The basis for writing this article was the experimental work carried out by the author in the 2019/2020 and 2020/2021 academic years on the basis of the State Budget Educational Institution “Kurgan Regional School of Distance Learning». Within the framework of the additional education program “Values of Law» developed by us, we conducted legal discussions of both types in the classroom with students. As a result, it was revealed that a planned legal discussion is more effective in terms of forming the value attitude of high school students to legal norms than an improvised one.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВАЯ ДИСКУССИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К ПРАВОВЫМ НОРМАМ»

DOI: 10.25198/1814-6457-231-65 УДК: 372.834

Мокшев Д.П.

Шадринский государственный педагогический университет, г Шадринск, Курганская область, Россия E-mail: dimamokshev@mail.ru

ПРАВОВАЯ ДИСКУССИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К ПРАВОВЫМ НОРМАМ

В современных условиях всё более актуальной становится проблема воспитания у современной молодёжи истинного патриотизма, полноценной личностной гражданской позиции, уважения к национальным традициям и ценностям. Одной из таких ценностей, вне всякого сомнения, является отечественная система права и правовые нормы, как её первичные элементы. Важнейшей составляющей ценностного отношения старшеклассников к правовым нормам является умение критически осмыслить содержание норм права, сформулировать свою субъектную позицию по отношению к нему, аргументированно отстоять её в условиях полемики, выслушать и принять во внимание доводы оппонирующей стороны. Весь этот комплекс личностных характеристик может быть сформирован в рамках учебной правовой дискуссии. Применение правовой дискуссии на ценностных правовых занятиях отражает одну из главных характеристик современного обучения - его диалогичность. Грамотно организованная и проведённая учебная правовая дискуссия способствует формированию эмоционально-ценностного компонента ценностного отношения старшеклассников к правовым нормам. Автором выделены виды правовой дискуссии (запланированная и импровизированная) и представлена их сравнительная характеристика с приведением конкретных примеров. Основой для написания данной статьи послужила экспериментальная работа, проведённая автором в 2019/2020 и 2020/2021 учебных годах на базе Государственного бюджетного образовательного учреждения «Курганская областная школа дистанционного обучения». В рамках разработанной нами программы дополнительного образования «Ценности права» на занятиях с учащимися нами проведены правовые дискуссии обоих видов. В результате выявлено, что запланированная правовая дискуссия более эффективна с точки зрения формирования ценностного отношения старшеклассников к правовым нормам, чем импровизированная.

Ключевые слова: ценностное отношение, старшеклассник, правовые нормы, правовая дискуссия, нормативно-правовые акты.

Mokshev D.P.

Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia E-mail: dimamokshev@mail.ru

LEGAL DISCUSSION AS A MEANS OF FORMATION OF THE SENIOR SCHOOL PUPILS' VALUE ATTITUDE TO LEGAL RULES

In modern conditions, the problem of educating modern youth of true patriotism, full-fledged personal citizenship, respect for national traditions and values is becoming more and more urgent. One of such values, without any doubt, is the domestic system of law and legal norms, as its primary elements. The most important component of the value attitude of high school students to legal norms is the ability to critically comprehend the content of the norms of law, formulate their subjective position in relation to it, argumentatively defend it in the context of polemics, listen to and take into account the arguments of the opposing side. All this complex of personal characteristics can be formed within the framework of educational legal discussion. The use of legal discussion in value-based legal classes reflects one of the main characteristics of modern education - its dialogic nature. A well-organized and conducted educational legal discussion contributes to the formation of the emotional and value component of the value attitude of high school students to legal norms. The author identifies the types of legal discussion (planned and improvised) and presents their comparative characteristics with specific examples. The basis for writing this article was the experimental work carried out by the author in the 2019/2020 and 2020/2021 academic years on the basis of the State Budget Educational Institution "Kurgan Regional School of Distance Learning». Within the framework of the additional education program "Values of Law» developed by us, we conducted legal discussions of both types in the classroom with students. As a result, it was revealed that a planned legal discussion is more effective in terms of forming the value attitude of high school students to legal norms than an improvised one.

Key words: value attitude, high school student, legal norms, legal discussion, normative legal acts.

В современных условиях наметился поворот отечественной системы образования в сторону гуманизма и «ценностности». Это объясняется, прежде всего, произошедшими изменениями в российском законодательстве. В частности, в части 4 статьи 67.1 новой версии Конституции РФ говорится о том, что го-

сударство должно уделять особое внимание формированию у подрастающего поколения «патриотизма, гражданственности и уважения к старшим» [8]. Воспитание же, как следует из содержания статьи 2 Федерального закона .№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», должно быть направлено на формирование у

обучающихся ряда личностных характеристик, среди которых упоминается уважение к «закону и правопорядку»[13].

Законодательные тренды всецело поддерживают и представители научного сообщества. На протяжении последних десятилетий крупнейшие отечественные учёные говорят о необходимости патриотического и гражданско-правового воспитания молодёжи в духе нравственности и гуманистических традиций. Так, А.В. Кирьякова выделяет в числе ценностей, на которые должны быть ориентированы школьники, ценность Отечества [3, а 199], В.И. Загвя-зинский говорит о том, что важно «обеспечить гуманный смысл, эффективность и действенность образования как инструмента взращивания человека и его подготовки к активному участию в жизни общества и процессе его прогрессивного развития»[3, а 14], Е.А. Певцова и И.А. Алешкова выделяют систематическое повышение уровня правовой культуры детей и молодёжи в качестве одного из специальных принципов молодёжной политики [3, с. 56]. В подобной ситуации актуальность проблемы формирования ценностного отношения старшеклассников к правовым нормам не вызывает ни малейшего сомнения.

В данной статье мы уделим внимание такому средству формирования ценностного отношения старшеклассников к правовым нормам, как правовая дискуссия.

Исследователи выделяют многочисленные положительные аспекты учебной дискуссии. Н.С. Аболина и О.В. Акимова отмечают, что «...владение методами дискуссии и полемики является необходимым качеством в коммуникации»[1, с. 148]. К.В. Маслова считает, что дискуссия учит детей «не просто высказывать своё мнение, но и подтверждать его историческими источниками, событиями, фактами» [9, с. 12], З. Колматова справедливо замечает, что «в процессе учебной дискуссии учащиеся приобретают навыки координации ответов на заданные вопросы.» [7, с. 104] Также ряд исследователей [2; 15] считают преимуществом дискуссии то, что она развивает креативное мышление. А.В. Кирьякова и В.В. Мороз в числе наиболее приоритетных в глазах работодателей компетенций называют именно «аналитическое мышление и инновации, креативность

и критическое мышление, оригинальность и инициативность, лидерство.» [4, с. 73]. Иными словами, качества, выработанные старшеклассниками в ходе правовых дискуссий, в будущем послужат для них профессиональным трамплином.

Нормы права, по своей сути, являются обязательными правилами поведения людей в обществе. Такие правила, разумеется, не могут вызывать абсолютно идентичные эмоции у всех членов общества. Правовая дискуссия позволяет учащимся увидеть разные взгляды на правовую действительность и сформировать личное отношение к ней.

На ранних этапах исследования ценностное отношение старшеклассников к правовым нормам было определено нами как совокупность ценностных установок, выражающаяся во внутреннем уважении к нормам права, осознании и признании абсолютной ценности права как явления и отдельных правовых ценностей и находящих внешнее проявление в правомерном поведении [12, с. 68]. Также нами были выделены компоненты указанного инте-гративного качества личности, среди которых потребностно-мотивационный, когнитивный, эмоционально-ценностный, поведенческо-деятельностный и рефлексивно-оценочный [11, с. 56-57]. Правовая дискуссия применяется нами в качестве средства формирования эмоционально-ценностного компонента ценностного отношения старшеклассников к правовым нормам. Данный компонент рассматривается нами как ведущий в структуре рассматриваемого качества личности.

Весьма интересными вопросами задаётся в своём исследовании М.В. Кларин: «Но каким образом учащиеся смогут достичь «значительной зрелости и самостоятельности» и других качеств, необходимых для полноценного участия в дискуссии? Нужно ли учителю ждать созревания этих качеств или их можно формировать?» [6, с.59-60]. Размышляя над данными вопросами, мы склоняемся к тому, что необходимые качества поддаются формированию в рамках учебно-воспитательного процесса.

Правовая дискуссия позволяет старшеклассникам формулировать и отстаивать собственную позицию, уважать точку зрения оппонента, находить сильные и слабые стороны

аргументации, искать возможные точки соприкосновения и т. д. В конечном итоге, у старшеклассника формируется более широкое гуманистическое мировоззрение.

Правовая дискуссия, с нашей точки зрения, может подразделяться на два вида:

Импровизированная: педагог сообщает тему дискуссии непосредственно на занятии, излагает основные подходы к рассмотрению проблемы, а затем ставит перед учащимися дискуссионный вопрос. Учащиеся высказывают свою аргументированную позицию по вопросу/. Важная роль в импровизированной дискуссии отводится учителю, поскольку от правильности поставленного вопроса, от достоверности представленного материала и точности приведённых примеров зависит вектор дискуссии и, как следствие, выводы, к которым старшеклассники придут по её итогам;

Запланированная: педагог сообщает тему дискуссии заранее, учащиеся получают задание на дом поработать с литературой по данной теме, изучить правовую документацию т. д. При этом одной группе ребят даётся задание найти аргументы «против», другой - аргументы «за» по обсуждаемому вопросу. На самом дискуссионном занятии от каждой группы может выступать «спикер», излагающий аргументаци-онную базу. После этого представители «противоборствующего лагеря» задают свои вопросы, высказывают возражения, проводится обсуждение. Желательным (но не обязательным) элементом является достижение консенсуса.

Для проведения плодотворной правовой дискуссии вопрос, выносимый на обсуждение, должен отвечать следующим условиям:

- Актуальность. Вопрос либо проблема, выносимая на дискуссию, должна быть злободневной, находиться «на слуху» в данный момент либо представлять исторический интерес с точки зрения сегодняшнего дня;

- Неоднозначность. Искомый вопрос (проблема) должен содержать в себе элемент дис-куссионности, то есть иметь, по меньшей мере, два (подчас полярных) пути решения, причём каждый из этих путей должен иметь «рациональное зерно».

Нами была разработана программа дополнительного образования «Ценности права». В центре внимания на каждом занятии по дан-

ной программе находилось одно право или одна обязанность человека и гражданина, которые всесторонне рассматривались с позиций каждого из выделенных компонентов ценностного отношения старшеклассников к правовым нормам. В ходе занятий по программе «Ценности права» нами неоднократно проводились правовые дискуссии по различным вопросам.

Далее по тексту мы попытаемся наглядно продемонстрировать на конкретных примерах, каким образом правовая дискуссия может способствовать формированию ценностного отношения старшеклассников к правовым нормам.

Например, за неделю до занятия на тему «Ценность права на труд» детям был задан дискуссионный вопрос: «Что лучше: трудовое право или трудовая обязанность?». С целью ответа на данный вопрос учащиеся должны были дома проанализировать статью 37 действующей Конституции РФ, статью 12 Конституции СССР 1936 года и статью 209 УК РСФСР («Тунеядство»). Факультативно можно было изучить нормы Трудового кодекса РФ. В ходе самой дискуссии сторонники трудового права аргументировали свою позицию тем, что трудовое право исключает возможность незаконной эксплуатации труда, позволяет человеку свободно выбирать собственный вид трудовой деятельности, облегчает и делает более гибкими взаимоотношения работника и работодателя и т. д. Сторонники трудовой обязанности, в свою очередь, приводили доводы о том, что обязательный труд дисциплинирует работников, даёт им дополнительную защиту от возможного увольнения, а также минимизирует либо полностью нивелирует безработицу.

В ходе занятия по теме «Ценность защиты прав родителей и детей» нами была проведена импровизированная дискуссия на тему «Стоит ли вводить в России ювенальную юстицию?». Педагог в готовом виде познакомил учащихся с историей вопроса, опытом иностранных государств, в которых ювенальная юстиция уже введена и действует (Норвегия, Финляндия), детям был продемонстрирован видеоролик о ювенальных судах. После всего вышеперечисленного педагог задал старшеклассникам дискуссионный вопрос о целесообразности введения в России ювенальной юстиции. В целом, дети высказали своё негативное отношение к

нововведениям подобного рода, однако их аргументация была менее чёткой и конкретной, чем в случае с запланированной дискуссией.

Сравнительный анализ проведённых правовых дискуссий показал, что запланированная правовая дискуссия гораздо эффективнее импровизированной в плане формирования ценностного отношения старшеклассников к правовым нормам по следующим причинам:

- Запланированная дискуссия позволяет учащимся более тщательно и вдумчиво разобраться в вопросе, поработать с тематической литературой;

- В ходе подготовки к запланированной дискуссии учащиеся проводят активную работу с нормативно-правовыми актами. Таким образом, выявляется чёткая взаимосвязь правовой дискуссии ещё с одним средством формиро-

вания ценностного отношения старшеклассников к правовым нормам, выделенным нами ранее [10];

- Поскольку для подготовки к запланированной дискуссии учащиеся разделяются на группы с заранее определёнными целями, дети получают возможность развить навыки работы в команде, синхронной проработки большого массива информации, выработки консолидированной позиции. Это позволяет детям приводить более чёткую аргументацию во время дискуссии, иллюстрировать свои доводы яркими примерами.

Таким образом, правовая дискуссия является эффективным средством формирования ценностного отношения старшеклассников к правовым нормам.

12.03.2021

Список литературы:

1. Аболина, Н. С. Формирование коммуникативной компетенции в процессе профессионального обучения [Текст] / Н. С. Або-лина, О. В. Акимова. // Образование и наука. - 2012. - № 9 (98). - С. 138-157.

2. Аганина, Р. Н. Дискуссия как метод интерактивного обучения в образовательном процессе [Текст] / Р. Н. Аганина // Вестник университета имени О. Е. Кутафина. - 2018. - №3. - С. 108-116. DOI: 10.17803/2311-5998.2018.43.3.108-116

3. Загвязинский, В. И. О ценностно-ориентационных основаниях образовательной системы страны [Текст] / В. И. Загвязинский // Образование и наука. - 2016. - № 6 (135). - С. 11-22. DOI: 10.17853/1994-5639-2016-6-11-22

4. Кирьякова, А. В. Аксиологические доминанты развития личности в цифровом мире [Текст] / А. В. Кирьякова, В. В. Мороз // Приоритеты и ценности воспитания и развития личности в современном обществе: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. / Рязанский гос. ун-т. им. С. А. Есенина. - Рязань, 2021. - С. 73-76.

5. Кирьякова, А. В. Личность в мире ценностей [Текст] / А. В. Кирьякова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. - 2003. - №1. - С. 187-200.

6. Кларин, М. В. Дискуссия в обучении: живая и виртуальная [Текст] / М. В. Кларин // Школьные технологии. - 2015. - №1. -С.59-77.

7. Колматова, З. Особенности субъект-субъектных отношений в процессе дискуссии, основанной на диалоге [Текст] / З. Кол-матова // Педагогическое образование и наука. - 2017. - №2. - С. 104-106.

8. Конституция Российской Федерации [Текст] : офиц. текст (с учётом поправок, внесённых федер. конст. законом Рос. Федерации от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ). // Российская газета. - 2020. - 4 июля.

9. Маслова, К. В. Технология дискуссии на уроке истории [Текст] / К. В. Маслова // Мир науки и образования. - 2017. - №2(10). -С.12.

10. Мокшев, Д. П. Работа с нормативно-правовыми актами как средство формирования ценностного отношения старшеклассников к правовым нормам [Текст] / Д. П. Мокшев // Гуманитарные и социальные науки. - 2018. - № 6. - С. 346-351. DOI: 10.18522/2070-1403-2018-71-6-346-351

11. Мокшев, Д. П. Теоретические основы процесса формирования ценностного отношения старшеклассников к правовым нормам [Текст] / Д. П. Мокшев // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2020. - № 10 (153). - С. 56-60.

12. Мокшев, Д. П. Ценностное отношение старшеклассников к правовым нормам: понятие и признаки [Текст] / Д. П. Мокшев // Шуйская сессия студентов, аспирантов, молодых учёных: материалы XI международ. науч. конф. / Шуйский филиал ИвГУ. -Шуя, 2018. - С. 67-69.

13. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 21 декабря 2012 г.: одобр. Советом Федерации Федер Собр. Рос. Федерации 26 декабря 2012 г. // Российская газета - 2012. - 31 декабря.

14. Певцова, Е. А. Принципы государственной молодёжной политики: тенденции и перспективы развития [Текст] / Е. А. Певцова, И. А. Алешкова // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция. - 2020. - №3. -С. 51-59. DOI: 10.18384/2310-6794-2020-3-51-59.

15. Селезнёва, И. Г. Групповая дискуссия как форма образовательного процесса [Текст] / И. Г. Селезнёва, А. С. Сухова, Н. А. Скабелина // Известия ВолГТУ - 2008. - № 5(43). - С. 87-88.

References:

1. Abolina, N. S, Akimova, O. V. Formirovanie kommunikativnoj kompetencii v processe professional'nogo obucheniya [Communicative competence development in the course of vocational training] Obrazovanie i nauka [The Education and science journal]. 2012. № 9 (98). pp. 138-157. (In Russ).

2. Aganina, R. N. Diskussiya kak metod interaktivnogo obucheniya v obrazovatel'nom processe [Academic discussion a method of interactive training in the frames of educational process] Vestnik universiteta imeni O. E. Kutafina (MGYA) [Courier of Kutafin Moscow State Law University (MSAL)]. 2018. № 3. pp. 108-116. DOI: 10.17803/2311-5998.2018.43.3.108-116 (In Russ).

3. Zagvyazinskij, V. I. O cennostno-orientacionny'x osnovaniyax obrazovatel'noj sistemy' strany' [Valuable and orientation foundations of educational system ofthe country] Obrazovanie i nauka [The Education and science journal]. 2016. № 6 (135). pp. 11-22. DOI: 10.17853/19945639-2016-6-11-22 (In Russ).

4. Kir'yakova, A. V, Moroz, V. V. Aksiologicheskie dominanty' razvitiya lichnosti v cifrovom mire [Axiological dominants of a persons development in a digital world]. Prioritety' i cennosti vospitaniya i razvitiya lichnosti v sovremennom obshhestve: sb. materialov Vseros. nauch.-prakt. konf. / Ryazanskij gos. un-t. im. S. A. Esenina. [Priorities and values of personal education and development in modern society: collection of materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference. / Ryazan State University. S. A. Yesenin]. Ryazan, 2021. pp. 73-76. (In Russ).

5. Kir'yakova, A. V. Lichnost' v mire cennostej [An individual in the world of values]. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby' narodov. Seriya: Psixologiya i pedagogika [RUDN Journal of psychology and pedagogics]. 2003. № 1. pp. 187-200. (In Russ).

6. Klarin, M. V. Diskussiya v obuchenii: zhivaya i virtual'naya [Discussion for teaching: alive and virtual]. Shkol'ny'e texnologii [Journal of School Technology]. 2015. № 1. pp.59-77. (In Russ).

7. Kolmatova, Z. Osobennosti sub''ekt-sub''ektny'x otnoshenij v processe diskussii, osnovannoj na dialoge [Pecullarities of the subject-subject relationship in the course of the discussion based on a dialogue]. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. 2017. № 2. pp. 104-106. (In Russ).

8. Konstituciya Rossijskoj Federacii [Constitution of the Russian Fedration] : oficz. tekst (s uchyotom popravok, vnesyonny'x feder. konst. zakonom Ros. Federacii ot 14 marta 2020 g. № 1-FKZ). // Rossijskaya gazeta [Russian Gazette]. - 2020. - 4 iyulya [July 4]. (In Russ).

9. Maslova, K. V. Texnologiya diskussii na uroke istorii [Tecnology of discussion in the history lesson]. Mir nauki i obrazovaniya [World of science and education]. 2017. № 2 (10). P. 12. (In Russ).

10. Mokshev, D. P. Rabota s normativno-pravovy'mi aktami kak sredstvo formirovaniya cennostnogo otnosheniya starsheklassnikov k pravovy'm normam [Work with normative-legal acts as a means of formation of value attitude of senior pupils to the legal norms]. Gumanitarny'e i social'ny'e nauki [The Humanities and social sciences]. 2018. № 6. pp. 346-351.. DOI: 10.18522/2070-1403-2018-71-6-346-351 (In Russ).

11. Mokshev, D. P. Teoreticheskie osnovy' processa formirovaniya cennostnogo otnosheniya starsheklassnikov k pravovy'm normam [Theoretical basis of the formation of the senior school pupils' value attitude to legal rules]. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Ivzestia of the Volgograd State Pedagogical University]. 2020. № 10 (153). pp. 56-60.(In Russ).

12. Mokshev, D. P. Cennostnoe otnoshenie starsheklassnikov k pravovy'm normam: ponyatie i priznaki [The value attitude of the senior school pupils to legal rules: the concept and signs]. Shujskaya sessiya studentov, aspirantov, molody'x uchyony'x: materialy' XI mezhdunarod. nauch. konf. [Shui session of students, postgraduates, teachers, young scientists: materials of the XI International Scientific Conference]. / Shujskij filial IvGU [Shuisky branch of Ivanovo State University]. Shuya, 2018. pp. 67-69. (In Russ).

13. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii [Law on Education in the Russian Federation]: feder. zakon Ros. Federacii ot 29 dekabrya 2012 goda № 273-FZ: prinyat Gos. Dumoj Feder. Sobr. Ros. Federacii 21 dekabrya 2012 g.: odobr. Sovetom Federacii Feder Sobr. Ros. Federacii 26 dekabrya 2012 g. // Roscijskaya gazeta [Russian Gazette]. - 2012. - 31 dekabrya [December, 31st].(In Russ).

14. Pevtsova E. А., Aleshkova I. A. Principy' gosudarstvennoj molodyozhnoj politiki: tendencii i perspektivy' razvitiya [Principles of State Youth Policy: Trends and Features of Development] [Bulletin of Moscow Region State University. Series: Jurisprudence]. 2020. №3, рp. 51-59. DOI: 10.18384/2310-6794-2020-3-51-59 (In Russ).

15. Seleznyova, I. G. A. S. Suxova, A. S., Skabelina, N. A. Gruppovaya diskussiya kak forma obrazovatel'nogo processa [Group discussion as a form of the educational process] Izvestiya VolGTU [Izvestia Volgograd State Technical University]. 2008. № 5(43). pp. 87-88. (In Russ).

Сведения об авторе: Мокшев Дмитрий Петрович, аспирант кафедры педагогики Шадринского государственного педагогического университета E-mail: dimamokshev@mail.ru. SPIN-код: 8956-9924 ORCID:0000-0002-7595-2132 Адрес университета: 41870, Курганская область, г Шадринск, ул. К. Либкнехта, д. 3. Телефон университета: 8(35253) 6-48-96 (отдел аспирантуры).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.