Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К ПРАВОВЫМ НОРМАМ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К ПРАВОВЫМ НОРМАМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВЫЕ НОРМЫ / СТАРШЕКЛАССНИК / ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ / ИНТЕГРАТИВНОЕ КАЧЕСТВО ЛИЧНОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мокшев Дмитрий Петрович

Цель исследования - определить совокупность педагогических условий формирования ценностного отношения старшеклассников к правовым нормам. Научная новизна исследования заключается в том, что в нём впервые сформулированы и теоретически обоснованы педагогические условия формирования ценностного отношения старшеклассников к правовым нормам. В результате выявлены педагогические условия формирования ценностного отношения старшеклассников к правовым нормам: 1) субъект-субъектное взаимодействие педагога и учащегося; 2) всестороннее ознакомление старшеклассников с правами и обязанностями, закреплёнными в нормах права; 3) вовлечение старшеклассников в проектно-исследовательскую деятельность правовой направленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мокшев Дмитрий Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE FORMATION OF THE SENIOR SCHOOL PUPILS' VALUE ATTITUDE TO LEGAL RULES

The purpose of the study is to determine the set of pedagogical conditions for the formation of the value attitude of high school students to legal norms. The scientific novelty of the study lies in the fact that it first formulated and theoretically justified the pedagogical conditions for the formation of the value attitude of high school students to legal norms. As a result, the pedagogical conditions for the formation of the value attitude of high school students to legal norms are revealed: 1) subject-subject interaction of the teacher and the student; 2) comprehensive familiarization of high school students with the rights and obligations enshrined in the norms of law; 3) involvement of high school students in the design and research activities of the legal orientation.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К ПРАВОВЫМ НОРМАМ»

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE FORMA TION OF THE SENIOR SCHOOL PUPILS' VALUE A TTITUDE TO LEGAL RULES

Mokshev Dmitry Petrovich, Postgraduate student, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk

The purpose of the study is to determine the set of pedagogical conditions for the formation of the value attitude of high school students to legal norms. The scientific novelty of the study lies in the fact that it first formulated and theoretically justified the pedagogical conditions for the formation of the value attitude of high school students to legal norms. As a result, the pedagogical conditions for the formation of the value attitude of high school students to legal norms are revealed: 1) subject-subject interaction of the teacher and the student; 2) comprehensive familiarization of high school students with the rights and obligations enshrined in the norms of law; 3) involvement of high school students in the design and research activities of the legal orientation.

Keywords: legal rules; senior pupil; value attitude; integrative quality of personality; pedagogical conditions.

DOI 10.24923/2222-243X.2021 -39.63

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К ПРАВОВЫМ НОРМАМ

Цель исследования - определить совокупность педагогических условий формирования ценностного отношения старшеклассников к правовым нормам. Научная новизна исследования заключается в том, что в нём впервые сформулированы и теоретически обоснованы педагогические условия формирования ценностного отношения старшеклассников к правовым нормам. В результате выявлены педагогические условия формирования ценностного отношения старшеклассников к правовым нормам: 1) субъект-субъектное взаимодействие педагога и учащегося; 2) всестороннее ознакомление старшеклассников с правами и обязанностями, закреплёнными в нормах права; 3) вовлечение старшеклассников в проектно-исследовательскую деятельность правовой направленности.

Ключевые слова: правовые нормы; старшеклассник; ценностное отношение; интегративное качество личности; педагогические условия.

-О X

УДК 372.834 2

ВАК РФ 13.00.01 S

ОТ

СО

© Мокше в Д. П., 2027 ^

Of

371

Введен ие

В рамках господствующей сегодня гуманистической образовательной парадигмы формируется социальный заказ на личность, способную к активному деятельному участию в построении гражданского общества. Быстрая ориентация в стремительно меняющихся жизненных обстоятельствах, умение принимать осознанные решения в короткий промежуток времени, аргументировано отстаивать собственную точку зрения и интересы - вот основные личностные характеристики, которые должны отличать современного молодого гражданина. Становлению всех перечисленных выше качеств личности, на наш взгляд, способствует ценностное отношение старшеклассников к правовым нормам. На предыдущих этапах исследования мы сформулировали собственное определение ценностного отношения старшеклассников к правовым нормам [9], выделили компоненты данного интегративного качества личности, критерии и уровни его сформированности [8], а также нами был очерчен некоторый круг средств его формирования [б; 7]. В данной статье мы сфокусируем своё внимание на педагогических условиях, совокупность которых необходима для успешного формирования ценностного отношения старшеклассников к правовым нормам.

Важность формирования ценностного отношения старшеклассников к правовым нормам подтверждают актуальные изменения в отечественном законодательстве, вступившие в силу в последнее время. Так, в части 4 статьи 67.1 обновлённой Конституции Российской Федерации сказано, что государство создаёт все условия для воспитания в детях "патриотизма, гражданственности и уважения к

МОКШЕВ Дмитрий Петрович, аспирант, Шадринский государственный педагогический университет, Шадринск

> <

X ш

з: *=с о

ш т

<

С! ш

с

372

старшим" [5]. В статье 2 Федерального закона "Об образовании в РФ" в свою очередь, подчёркивается особая значимость воспитания, оно выделяется как деятельность, направленная на "...формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку....." Также законодатель акцентирует внимание на фундаментальной роли в воспитании "социокультурных и духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения" [11]. Ценностное отношение старшеклассников к правовым нормам как ин-тегративное качество личности в той или иной степени вбирает в себя все вышеперечисленные характеристики. Всё это обуславливает актуальность проводимого исследования.

Цель исследования структурировала следующие задачи-. 1) изучить и обобщить опыт коллег, исследовавших сходную проблематику; 2) рассмотреть процесс формирования ценностного отношения старшеклассников к правовым нормам с позиций личностно-ориентиро-ванного подход, являющегося одним из ведущих в современном образовании. В этой связи был осуществлен анализнаучно-педаготической литературы, в которой освещаются проблемы формирования ценностного отношения старшеклассников к различным явлениям и видам деятельности.

Для осмысления рассматриваемой в статье проблематики, в статье применяются следующие методы исследования изучение научной литературы, теоретические анализ и синтез, а также обобщение результатов опытно-экспе-риментальной деятельности автора, осуществлявшейся в 2019/20 и 2020/21 учебных годах на базе ГБОУ "Курганская областная школа дистанционного обучения".

Теоретической базой исследования послужили публикации И. А. Гизатовой, И. И. Евтушенко, С. А. Новосёлова, О. М. Проворовой и других исследователей, Конституция Российской Федерации, Федеральный закон № 273-ФЭ "Об образовании в Российской Федерации". Также в перечне источников приводятся некоторые предыдущие публикации автора с тем, чтобы проиллюстрировать общий ход педагогического исследования и место публикуемой работы в нём.

Практическая значимость исследования за к-лючается в том, что выделенная совокупность педагогических условий может быть успешно реализована в практике работы общеобразовательных учреждений с целью формирования

ценностного отношения старшеклассников к правовым нормам.

Основная часть

Как справедливо замечает И. И. Евтушенко, "в силу собственной психологической и гражданской незрелости старшеклассники легко попадают под влияние различных антиобщественных и экстремистских идей, становясь соучастниками противоправных действий" [4, с. 356]. Данное обстоятельство, по нашему мнению, придаёт проблеме выделения педагогических условий формирования ценностного отношения старшеклассников к правовым нормам ещё большую актуальность и остроту.

Обратимся к опыту коллег, исследовавших процесс формирования ценностного отношения старшеклассников к различным явлениям и видам деятельности. Обобщённо ими выдвигаются следующие педагогические условия:

1) соответствующий уровень профессиональной компетентности педагогов в области формирования ценностного отношения стар-шелассников;

2) разработка специализированных образовательных курсов, формирующих ценностное отношение старшеклассников к явлению или виду деятельности;

3) применение различных форм, методов и методик в процессе формирования ценностного отношения старшеклассников;

4) вовлечение в тот вид деятельности или пробуждение познавательного интереса к тому явлению, ценностное отношение к которому формируется [1; 2; 3; 12].

Проанализировав научную литературу по исследуемой проблеме, мы выдвигаем следующие педагогические условия формирования ценностного отношения старшеклассников к правовым нормам:

1. Первое педагогическое условие -субъект-субъектное взаимодействие педагога и учащегося. Одним из важнейших условий формирования ценностного отношения старшеклассников к правовым нормам является субъект-субъектное взаимодействие педагога и учащегося. Данное условие вытекает из личностно-ориентированного подхода, который используется нами в качестве одной из методологических основ нашего исследования (Л. П. Качалова, В. В. Сериков, И. С. Якиманская, Е. В. Бондаревская). Целью такого взаимодействия является пестование, "выращивание" субъектной ценностной позиции учащегося к правовым нормам. Причём субъект-субъектное взаимодействие распространяется не только на учебное, но и на вне-

учебное время. Такое взаимодействие включает в себя следующие элементы:

1) всестороннее и равноправное обсуждение педагога с учащимися актуальных правовых вопросов и содержания нормативно-правовых актов во время учебных занятий;

2) организация полноценной поддержки предметной деятельности учащегося: проведение дополнительных консультаций при подготовке и участии ребёнка в конкурсах, ориентация и корректировка его действий по подготовке конкурсных работ. Перманентная "обратная связь" во внеучебное время;

3) создание особого эмоционально-моти-вационного фона деятельности учащегося: перманентная мотивация учащихся на успех как в ходе учебных занятий, так и во внеучебное время. Так, например, успехи отдельного учащегося прилюдно превозносятся педагогом и выносятся на обсуждение всего класса, а ошибки и неудачи обсуждаются сугубо в индивидуальном порядке и не с критическим оттенком, а с целью их присвоения и переработки учащимся в собственный опыт для дальнейшего самосовершенствования. Кроме того, каждое занятие заканчивается "мотивационной перекличкой", представляющей собой вопросно-ответную форму диалога, когда педагог задаёт мотива-ционные вопросы, а старшеклассники хором дают на них одинаковые ответы. Таких вопросов три: 1) "Кто здесь самый умный?" - "Мы!"; 2) "Кто добьётся успеха, несмотря ни на что?" -"Мы!"; 3) "Кто будет больше всех знать о праве и законе?" - "Мы!". Сюда же включаются элементы уровневой дифференциации: например, если в процессе подготовки к конкурсу у ребёнка обнаруживаются непреодолимые трудности, то подготовка сворачивается, а педагог подбирает ребёнку такой конкурс, с которым он может справиться. Задача данного элемента - создать ощущение ситуации успеха для каждого ребёнка.

В общем и целом суть данного педагогического условия заключается в том, что если учащийся видит, что педагог заинтересован в итоговом успехе не меньше него самого и готов всецело помогать ему на пути к данному успеху, то это повышает мотивацию самого ребёнка на продуктивную и результативную деятельность.

2. Второе педагогическое условие - всестороннее ознакомление старшеклассников с правами и обязанностями, закреплёнными в нормах права. Мы считаем, что успешное протекание процесса формирования ценностного отношения старшеклассников к правовым

нормам невозможно без предметного и всестороннего ознакомления с теми правами и обязанностями человека, которые в данных нормах закреплены. С этой целью была разработана авторская программа дополнительного образования "Ценности права". Программа "Ценности права" разрабатывалась с учётом выделенных нами компонентов ценностного отношения старшеклассников к правовым нормам: потребностно-мотивационного, когнитивного, эмоционально-ценностного, пове-денческо-деятельностного и рефлексивно-оценочного [8, с. 56-57]. Большинство занятий по программе разбиты на 5 этапов, сообразно выделенным компонентам формируемого качества личности. В центре внимания на занятиях находится одно право или одна обязанность человека, которые рассматриваются с позиций каждого из пяти компонентов. Некоторые занятия, носящие игровой характер, направлены на формирование одного или нескольких компонентов ценностного отношения старшеклассников к правовым нормам (в частности, когнитивного и эмоционально-цен-ностного).

3. Третье педагогическое условие - вовлечение старшеклассников в проектно-исследо-вательскую деятельность правовой направленности. В нашем исследовании используем определение понятия "проектно-исследова-тельская деятельность", данное С. А. Новосёловым и Т. В. Зверевой. Проектно-исследова-тельская деятельность понимается как "вид учебно-познавательной деятельности, интегрирующий в себе компоненты проектной и исследовательской деятельности, при этом ведущей деятельностью выступает проектирование учебных, квазипрофессиональных и профессиональных объектов, каждый этап которого сопровождается исследованием, самостоятельным поиском субъективно и объективно новых знаний как об объекте проектирования, так и о способах решения проектных задач" [10, с. 41-42]. Третье условие в нашем исследовании выполняется путём привлечения старшеклассников к участию в региональных, всероссийских и международных конкурсах. Речь, в частности, идёт о Международном конкурсе по правоведению "Основы правовых знаний", Всероссийском конкурсе исследовательских и проектных работ "Будущие Ломоносовы", Всероссийской олимпиаде школьников при МВД РФ "На страже закона" и о конкурсе творческих работ при Прокуратуре Курганской области "Моё мнение". При этом в роли "квазипрофессиональ-

iaC >

< X

LU

s: *=c о

ш т

s

<

CI ш

с

374

ных и профессиональных объектов" выступают эссе и статьи, которые старшеклассники подготавливают и представляют для конкурсного участия.

Осуществляя проектно-исследовательскую деятельность, старшеклассник более тесно взаимодействует с нормами права, препарирует их с целью более детального изучения, пытается проникнуть в их сущность. Кроме того, проектно-исследовательская деятельность позволяет учащемуся осуществлять прогностическую функцию (предлагать свои изменения в действующее законодательство, прогнозировать последующие изменения правовых реалий). А это, в свою очередь, побуждает ребёнка к активному творчеству, развивает креативное мышление, позволяет по-новому взглянуть на нормы права.

Заключение

В соответствие целям и задачам сделаны выводы проведённой работы:

1. Проблема формирования ценностного отношения учащихся к различным явлениям и видам деятельности является весьма актуальной на сегодняшний день, занимая умы исследователей и находя отражение в действующем законодательстве.

2. Выделенные педагогические условия полностью укладываются в концепцию личност-но-ориентированного обучения, обеспечивая становление ценностной позиции старшеклассника.

Таким образом, выдвинутые педагогические условия, на наш взгляд, могут способствовать полноценному процессу формирования ценностного отношения старшеклассников к правовым нормам.

Литература:

1. Абидова Н. Т. Психолого-педагогические условия формирования духовно-нравственных ценностей у старшеклассников национальной школы / Н.Т. Абидова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2009. - С. 106-112.

2. Алибекова З.Н. Педагогические условия формирования у старшеклассников эмоционально-цен-ностного отношения к семье в этнокультурной среде / З.Н. Алибекова, Э.Ю. Бачиева, З.М. Умалато-ва // Мир науки, культуры, образования. - 2016. -№5 (60).-С. 220-221.

3. Гизатова И. А. Педагогические условия формирования ценностного отношения старшеклассников к педагогической деятельности в процессе профильного обучения [Электронный ресурс] / И. А. Гизатова // Концепт. - 2013. - Спецвыпуск № 02. - ART 13517. - 0,4 п. л. - URL: http://e-concept.ru/ 2013/13517.htm.

4. Евтушенко И. И. Формирование правовой культуры старшеклассников во внеучебной деятельности / И. И. Евтушенко // Социально-гуманитар-ные знания. - 2011. - № 4. - С. 356-361.

5. Конституция Российской Федерации: офиц. текст (с учётом поправок, внесённых федер. конст. законом Рос. Федерации от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ). // Рос. газ. - 2020. - 4 июля.

6. Мокшев Д.П. Патриотическое воспитание как средство формирования ценностного отношения старшеклассников к правовым нормам / Д.П. Мокшев // Шуйская сессия студентов, аспирантов, педагогов, молодых учёных: материалы XIII Международ. науч. конф. Москва-Иваново-Шуя, 25 сентября 2020 г. - Иваново: Изд-во. Иван. гос. ун-т, 2020. -С. 44-47.

7. Мокшев Д. П. Работа с нормативно-правовыми актами как средство формирования ценностного отношения старшеклассников к правовым нормам / Д. П. Мокшев // Гуманитарные и социальные науки. - 2018. - № 6. - С. 346-351.

8. Мокшев Д.П. Теоретические основы процесса формирования ценностного отношения старшеклассников к правовым нормам / Д.П. Мокшев // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2020. - № 10 (153). - С. 56-60.

9. Мокшев Д. П. Ценностное отношение старшеклассников к правовым нормам: понятие и признаки / Д. П. Мокшев // Шуйская сессия студентов, аспирантов, молодых учёных: материалы XI Международ. науч. конф. / Шуйский филиал ИвГУ. -Шуя, 2018.-С.67-69.

Ю.Новосёлов С. А. Феномен проектно-исследо-вательской деятельности в образовательном процессе / С. А. Новосёлов, Т. В. Зверева. // Педагогическое образование. - 2009 г. - № 3. - С. 38-42. 11.06 образовании в Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 21 декабря 2012 г.: одобр. Советом Федерации Федер Собр. Рос. Федерации 26 декабря 2012 г.//Рос. газ.-2012.-31 декабря. 12.Проворова О.М. Педагогические условия формирования ценностей гражданского мира у старшеклассников при изучении иностранного языка /О.М. Проворова // Педагогическое образование в России. - 2012. - №6. - С. 175-179.

PEDAGOGICAL FEATURES OF THE ORGANIZATION OF PHYSICAL EDUCATION CLASSES WITH STUDENTS OF A SPECIAL MEDICAL GROUP

Mukhanova Natalya Vladimirovna, PhD of Pedagogical sciences, Senior Lecturer Popova Marlanna Ruslanovna, Postgraduate student

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.