Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ СО СТУДЕНТАМИ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ СО СТУДЕНТАМИ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / УЧЕБНЫЕ ЗАНЯТИЯ / СТУДЕНТЫ / СПЕЦИАЛЬНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ГРУППА / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Муханова Наталья Владимировна, Попова Марианна Руслановна, Моргун Ирина Николаевна

Ключевым направлением федерального законодательства в области здравоохранения является формирование у подрастающих поколений знаний об основах ведения здорового образа жизни, особенностях его организации и применения оздоровительных средств физической культуры в повседневной жизни. Цель исследования - определить педагогические особенности организации занятий по физической культуре со студентами специальной медицинской группы. Научная новизна заключается в определении и теоретическом обосновании содержания экспериментальных занятий, в выявлении и экспериментальном апробировании педагогических особенностей их организации. В результате выявлено, что педагогические особенности организации занятий по физической культуре со студентами специальной медицинской группы являются эффективными, способствуют повышению уровня их знаний в области оздоровительной физической культуры, росту функциональных возможностей организма, существенному улучшению самочувствия и поддержанию здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Муханова Наталья Владимировна, Попова Марианна Руслановна, Моргун Ирина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL FEATURES OF THE ORGANIZATION OF PHYSICAL EDUCATION CLASSES WITH STUDENTS OF A SPECIAL MEDICAL GROUP

The key direction of the federal legislation in the field of health care is the formation of the younger generations ' knowledge about the basics of maintaining a healthy lifestyle, the peculiarities of its organization and the use of health-improving means of physical culture in everyday life. The purpose of the study is to determine the pedagogical features of the organization of physical education classes with students of a special medical group. The scientific novelty consists in the definition and theoretical justification of the content of experimental classes, in the identification and experimental testing of the pedagogical features of their organization. As a result, it was revealed that the pedagogical features of the organization of physical culture classes with students of a special medical group are effective, contribute to increasing their knowledge in the field of health-improving physical culture, increasing the functional capabilities of the body, significantly improving well-being and maintaining health.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ СО СТУДЕНТАМИ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ»

iaC >

< X

LU

s: *=c о

ш т

s

<

CI ш

с

374

ных и профессиональных объектов" выступают эссе и статьи, которые старшеклассники подготавливают и представляют для конкурсного участия.

Осуществляя проектно-исследовательскую деятельность, старшеклассник более тесно взаимодействует с нормами права, препарирует их с целью более детального изучения, пытается проникнуть в их сущность. Кроме того, проектно-исследовательская деятельность позволяет учащемуся осуществлять прогностическую функцию (предлагать свои изменения в действующее законодательство, прогнозировать последующие изменения правовых реалий). А это, в свою очередь, побуждает ребёнка к активному творчеству, развивает креативное мышление, позволяет по-новому взглянуть на нормы права.

Заключение

В соответствие целям и задачам сделаны выводы проведённой работы:

1. Проблема формирования ценностного отношения учащихся к различным явлениям и видам деятельности является весьма актуальной на сегодняшний день, занимая умы исследователей и находя отражение в действующем законодательстве.

2. Выделенные педагогические условия полностью укладываются в концепцию личност-но-ориентированного обучения, обеспечивая становление ценностной позиции старшеклассника.

Таким образом, выдвинутые педагогические условия, на наш взгляд, могут способствовать полноценному процессу формирования ценностного отношения старшеклассников к правовым нормам.

Литература:

1. Абидова Н. Т. Психолого-педагогические условия формирования духовно-нравственных ценностей у старшеклассников национальной школы / Н.Т. Абидова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2009. - С. 106-112.

2. Алибекова З.Н. Педагогические условия формирования у старшеклассников эмоционально-цен-ностного отношения к семье в этнокультурной среде / З.Н. Алибекова, Э.Ю. Бачиева, З.М. Умалато-ва // Мир науки, культуры, образования. - 2016. -№5 (60).-С. 220-221.

3. Гизатова И. А. Педагогические условия формирования ценностного отношения старшеклассников к педагогической деятельности в процессе профильного обучения [Электронный ресурс] / И. А. Гизатова // Концепт. - 2013. - Спецвыпуск № 02. - ART 13517. - 0,4 п. л. - URL: http://e-concept.ru/ 2013/13517.htm.

4. Евтушенко И. И. Формирование правовой культуры старшеклассников во внеучебной деятельности / И. И. Евтушенко // Социально-гуманитар-ные знания. - 2011. - № 4. - С. 356-361.

5. Конституция Российской Федерации: офиц. текст (с учётом поправок, внесённых федер. конст. законом Рос. Федерации от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ). // Рос. газ. - 2020. - 4 июля.

6. Мокшев Д.П. Патриотическое воспитание как средство формирования ценностного отношения старшеклассников к правовым нормам / Д.П. Мокшев // Шуйская сессия студентов, аспирантов, педагогов, молодых учёных: материалы XIII Международ. науч. конф. Москва-Иваново-Шуя, 25 сентября 2020 г. - Иваново: Изд-во. Иван. гос. ун-т, 2020. -С. 44-47.

7. Мокшев Д. П. Работа с нормативно-правовыми актами как средство формирования ценностного отношения старшеклассников к правовым нормам / Д. П. Мокшев // Гуманитарные и социальные науки. - 2018. - № 6. - С. 346-351.

8. Мокшев Д.П. Теоретические основы процесса формирования ценностного отношения старшеклассников к правовым нормам / Д.П. Мокшев // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2020. - № 10 (153). - С. 56-60.

9. Мокшев Д. П. Ценностное отношение старшеклассников к правовым нормам: понятие и признаки / Д. П. Мокшев // Шуйская сессия студентов, аспирантов, молодых учёных: материалы XI Международ. науч. конф. / Шуйский филиал ИвГУ. -Шуя, 2018.-С.67-69.

Ю.Новосёлов С. А. Феномен проектно-исследо-вательской деятельности в образовательном процессе / С. А. Новосёлов, Т. В. Зверева. // Педагогическое образование. - 2009 г. - № 3. - С. 38-42. 11.06 образовании в Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 21 декабря 2012 г.: одобр. Советом Федерации Федер Собр. Рос. Федерации 26 декабря 2012 г.//Рос. газ.-2012.-31 декабря. 12.Проворова О.М. Педагогические условия формирования ценностей гражданского мира у старшеклассников при изучении иностранного языка /О.М. Проворова // Педагогическое образование в России. - 2012. - №6. - С. 175-179.

PEDAGOGICAL FEATURES OF THE ORGANIZATION OF PHYSICAL EDUCATION CLASSES WITH STUDENTS OF A SPECIAL MEDICAL GROUP

Mukhanova Natalya Vladimirovna, PhD of Pedagogical sciences, Senior Lecturer Popova Marlanna Ruslanovna, Postgraduate student

Morgun Irina Nikolaevna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor

Department of Physical Education and Adaptive Physical Culture, Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol

The key direction of the federal legislation in the field of health care is the formation of the younger generations ' knowledge about the basics of maintaining a healthy lifestyle, the peculiarities of its organization and the use of health-improving means of physical culture in everyday life. The purpose of the study is to determine the pedagogical features of the organization of physical education classes with students of a special medical group. The scientific novelty consists in the definition and theoretical justification of the content of experimental classes, in the identification and experimental testing of the pedagogical features of their organization. As a result, it was revealed that the pedagogical features of the organization of physical culture classes with students of a special medical group are effective, contribute to increasing their knowledge in the field of health-improving physical culture, increasing the functional capabilities of the body, significantly improving well-being and maintaining health.

Keywords: physical culture; training sessions; students; special medical group; healthy lifestyle; educational process; health technologies.

DO I 10.24923/2222-243X.2021 -39.64

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ удк 796.011.3 ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬ ТУРЕ СО СТУДЕНТАМИ ВАК РФ 13.00.04 СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ

Ключевым направлением федерального законодательства в области здравоохранения является формирование у подрастающих поколений знаний об основах ведения здорового образа жизни, особенностях его организации и применения оздоровительных средств физической культуры в повседневной жизни. Цель исследования - определить педагогические особенности организации занятий по физической культуре со студентами специальной медицинской группы. Научная новизна заключается в определении и теоретическом обосновании содержания экспериментальных занятий, в выявлении и экспериментальном апробировании педагогических особенностей их организации. В результате выявлено, что педагогические особенности организации занятий по физической культуре со студентами специальной медицинской группы являются эффективными, способствуют повышению уровня их знаний в области оздоровительной физической культуры, росту функциональных возможностей организма, существенному улучшению самочувствия и поддержанию здоровья.

Ключевые слова: физическая культура; учебные занятия; студенты; специальная медицинская группа; здоровый образ жизни; образовательный процесс; оздоровительные технологии.

© Муха нова Н. В., 2027 © Попова М.Р., 2021 © Моргун И.Н., 2021

си о

CXJ

-Q X

2

оэ

со

0J

375

Введение

Учебные занятия студентов по физической культуре в специальных медицинских группах направлены на повышение функциональных возможностей организма студентов, восстановление функций организма после перенесённых заболеваний, компенсацию недостатков физического развития. В настоящее время в отечественной науке и практике физического воспитания имеется множество сведений и накоплен значительный опыт по разработке программ организации учебных занятий по физической культуре с оздоровительной направленностью. Однако результаты массовых обследований состояния здоровья студентов свидетельствуют о том, что традиционные способы оздоровительных воздействий средствами физической культуры, по-прежнему, являются недостаточно эффективными [б; 8].

Таким образом, актуальность исследований в данном направлении обусловлена необходимостью осуществления дальнейших попыток поиска и обоснования наиболее эффективных условий и педагогических особенностей организации учебных занятий по физической культуре со студентами специальной медицинской группы.

МУХАНОВА Наталья Владимировна, кандидат педагогических наук, старший преподава тель

ПОПОВА Марианна Руслановна, аспирант

МОРГУН Ирина Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент

кафедра Физического воспитания и адаптивной физической культуры, Ставропольский государственный педагогический институт, Ставрополь

'Х. >

<

X ш

з: *=с о

ш т

<

С! ш

с

376

Целью проведённого нами исследования являлось определение педагогических особенностей организации занятий по физической культуре со студентами специальной медицинской группы.

Для её реализации было необходимо решить следующие задачи исследования. 1) изучить теоретико-методические особенности организации занятий по физической культуре со студентами специальной медицинской группы; 2) выявить педагогические особенности организации занятий по физической культуре со студентами специальной медицинской группы; 3) экспериментально обосновать эффективность педагогических особенностей организации занятий по физической культуре со студентами специальной медицинской группы.

Объект исследования- процесс физического воспитания студентов. Предмет исследования - особенности организации занятий по физической культуре со студентами специальной медицинской группы. Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что занятия по физической культуре со студентами специальной медицинской группы будут эффективными при соблюдении следующих педагогических особенностей:

- систематического проведения в образовательной организации врачебно-педагоги-ческого контроля за состоянием здоровья студентов;

- соблюдения этапности в организации мониторинговых обследований студентов;

- привлечения студентов к самоконтролю за состоянием своего организма и его изменениями под влиянием физической нагрузки как в процессе учебных, так и самостоятельных занятий физическими упражнениями;

- регулирование объёма и интенсивности физической нагрузки на основе учёта результатов систематического индивидуального контроля за состоянием здоровья студентов, уровнем их физического развития и двигательной подготовленности;

- использование оздоровительных методик с учётом интересов, склонностей и способностей студентов.

Содержание экспериментальных занятий по физической культуре предполагало направленность на освоение студентами знаниями о:

- наиболее популярных традиционных и современных системах оздоровительной физической культуры;

- основных приёмах самомассажа;

- простейших способах составления и проведения комплексов физических упражнений, основанных на использовании оздоровительных и восстановительных средств физической культуры;

- основных средствах и методах профилактики травматизма и при выполнении физических упражнений и в повседневной жизнедеятельности;

- способах самостоятельного контроля и оценки функционального состояния, физического развития и двигательной подготовленности.

В процессе исследовании были использованы следующие методы: анализ научно-мето-дической литературы; педагогический эксперимент; исследование уровня знаний в области физической культуры; функциональная оценка состояния организма (проба Штанге, функциональное состояние сердечно-сосу-дистой системы по показателям частоты сердечных сокращений, тест Руфье); методы математической статистики.

На первом этапе исследования была изучена специальная научно-методическая литература, нормативно-правовая документация системы среднего и высшего образования, регламентирующая особенности организации процесса физического воспитания студентов. Анализ литературы способствовал формулированию методологического аппарата исследования.

Второй этап был посвящён разработке содержания экспериментальных занятий, комплектованию контрольной и экспериментальной группиз состава студентов 1-х курсов (состав каждой группы -12 человек), изучению данных врачебно-медицинского контроля, организации и проведения педагогического исследования.

На третьем этапе проведена математико-статистическая обработка результатов исследования, их анализ, сформулированы выводы исследования.

Основная часть

Средства оздоровительной физической культуры предполагают использование широкого арсенала физических упражнений профилактической, реабилитационной и лечебной направленности.

В содержание экспериментальных занятий были включены следующие упражнения:

-динамические (активные, пассивные);

- изометрические (без изменения и с изменением исходного положения);

62%

- релаксационные (в состоянии покоя и в движении);

- идеомоторные (в состоянии покоя и в движении) [2, с. 183].

Особое внимание в процессе занятий уделялось обучению студентов основам самоконтроля за состоянием своего организма и особенностями его реакции на физическую нагрузку. Главным критерием дозирования физической нагрузки служили показатели частоты сердечных сокращений.

В рамках исследования вводная часть (3-5 мин) занятий предполагала повышение мотивации студентов к предстоящей деятельности, измерение частоты сердечных сокращений и выполнение специально подобранных комплексов физических упражнений [1, с. 31]. Основная часть занятия (30-45 мин) предполагала выполнение специальных физических упражнений, с учётом имеющихся у студентов отклонений в состоянии здоровья. Заключительная часть занятий (5-15 мин) включала упражнения, направленные на восстановление функционального состояния организма студентов, вызванных физическими нагрузками основной части.

Результаты исследования и их обсуждение. При организации учебных занятий по физической культуре в специальной медицинской группеследует учитывать, что лечение и реабилитация - это деятельность медицинских организаций. Задача образовательных учреждений заключается в формировании у студентов знаний об основах методики оздоровления, основных правилах ведения здорового образа жизни и умений их применять в повседневной жизнедеятельности с целью сохранения и укрепления здоровья, повышения функциональных возможностей своего организма.

Для определения уровня знаний студентов в области оздоровительной физической культуры, а также их влияния на эффективность учебных занятий были организованы экспериментальная (ЭГ) и контрольная (КГ) группы, в которых было проведено анкетирование до начала эксперимента и по его завершению. Уровень специальных знаний оценивался по результатам анализа и обобщения ответов на 24 вопроса анкеты. При наличии правильных ответов лишь на 8 и менее вопросов - фиксировался низкий уровеньзнаний, 9-16 правильных ответов оценивались как средний уровень, 17 и более правильных ответов - высокий уровень специальных знаний.

Результаты анкетирования до начала эксперимента представлены на рисунке 1.

::tu-.x. 32%

---

♦ »36%

♦♦♦

Низкий а Средний Q Высокий

а Низкий передний шВысокии

Рисунок 1 - Уровень знаний студентов ЭГ и КГ специальных медицинских групп в области оздоровительной физической культуры на начальном этапе исследования

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как можно видеть, на начальном этапе исследования 62% студентов специальных медицинских групп имели средний уровень знаний в области оздоровительной физической культуры, 34% - низкий и 4% - высокий.

КГ

ЭГ

11%

61%

Низкий передний □ Высокий пНизкий

71%

передний а Высокий

Рисунок 2 - Уровень знаний студентов ЭГ и КГ специальных медицинских групп в области оздоровительной физической культуры на заключительном этапе исследования

Результаты исследования, представленные на рисунке 2, свидетельствуют о том, что на заключительном этапе исследования в КГ произошло незначительное снижение количества студентов со средним уровнем знаний в области оздоровительной физической культуры, в то время как в ЭГ произошел рост на 11%. Количество студентов с низким уровнем знаний уменьшилось в обеих группах. Однако в КГ этот показатель составил лишь 4%, в то время как в ЭГ- 25%. И в КГ и в ЭГувеличилось количество студентов, продемонстрировавших высокий уровень знаний. Но и в этом случае полученные данные существенно отличались в пользу показателей в ЭГ(КГ - 5%, ЭГ - 14%).

С помощью теста Руфье была определена приспособляемость организма студентов из КГ и ЭГ к физическим нагрузкам (Рис. 3, 4).

Из рисунка 3 видно, что на начальном этапе исследования отличная и хорошая приспособляемость организма к физическим нагруз-

кам наблюдалась у 31% студентов; посредственная - у 41 %; слабая и неудовлетворительная - у 28% студентов ЭГ и КГ.

КГ, эг

11% 4%

17%

27%

41%

О Отличная Ш Посредственная

□Хорошая О Слабая

Рисунок 3 - Показатели приспособляемости студентов ЭГ и КГ к физическим нагрузкам (тест Руфье) на начальном этапе исследования

Из данных, представленных на рисунке 4 видно, что на заключительном этапе исследования увеличилось количество студентов, про-демонстрировавших отличную и хорошую приспособляемость организма к физическим нагрузкам в КГ на 7% в ЭГ - на 17%. Снизилось количество студентов с уровнем посредственной приспособляемости организма к физическим нагрузкам в КГ на 5% в ЭГ - на 9%, а показатели слабой и неудовлетворительной приспособляемости уменьшились в КГ на 2%, в ЭГ - на 8%.

КГ

10% 7%

16%

И»

31%

36% В Отличная аХорошая о Посредственная О Слабая

О Неудовлетворительная

12%

32%

а Отличная ОХорошая ш Посредственная аСлабая

О Неудовлетворительная

Рисунок 4- Показатели приспособляемости студентов ЭГ и КГ к физическим нагрузкам (тест Руфье) на заключительном этапе исследования

По показателям дыхательной системы (проба Штанге) выявлено, что на начальном этапе исследования 32% студентов КГ и ЭГ были способны задерживать дыхание на 60-90 секунд. После эксперимента этот показатель составил в КГ-34%, в ЭГ-36%.

Полученные в процессе исследования функционального состояния сердечно-сосудистой системы в его начале (по показателям ЧСС) позволили выявить отклонения в состоянии здоровья и утомляемость у 27% студентов КГ и

ЭГ. На заключительном этапе исследования этот показатель в обеих группах составил 25%.

Заключение

В целом полученные результаты свидетельствуют об эффективности педагогических особенностей организации занятий по физической культуре со студентами специальной медицинской группы, которые обусловливают необходимость:

- систематического проведения в образовательной организации систематического врачебно-педагогического контроля за состоянием здоровья студентов;

- соблюдения этапности в организации мониторинговых обследований;

- привлечения студентов к самоконтролю за состоянием своего организма и его изменениями под влиянием физической нагрузки как в процессе учебных, так и самостоятельных занятий физическими упражнениями;

- систематического контроля и регулирования параметров физической нагрузки на основе учёта индивидуальных показателей состояния здоровья студентов, уровня их физического развития и двигательной подготовленности;

- использование оздоровительных методик с учётом индивидуальных интересов, склонностей и способностей студентов.

Литература:

1. Боброва, Г.В. Физическое воспитание студентов специальной медицинской группы: методические рекомендации / Г.В. Боброва, Т.А. Глазина, О.В. Андронов Оренбургский гос. ун-т. - Оренбург: ОГУ, 2013. - 73 с.

2. Козлова Л.В. Основы реабилитации для медицинских колледжей: учеб. пособие / Л.В. Козлова, С.А. Козлов, Л.А. Семененко ; под общ. ред. Б.В. Карабухина. - Изд. 7-е. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2012.-475 с.

3. Оздоровительные технологии в подготовке студентов специальной медицинской группы в вузе: учебное пособие/сост. Л.А. Рыжки-

на. - Ульяновск: УлГТУ, 2012.-103 с.

4. Организация и методика самостоятельных занятий студентов в условиях специальной медицинской группы : методические рекомендации для специалистов физической культуры и студентов / И.П. Куценко. ? Омск : СибАДИ, 2012. ? 38 с.

5. Пулина В.В. Физическое воспитания студентов специального медицинского отделения в вузе : учеб.-метод. пособие / В.В. Пулина. - Владимир : Изд-во ВлГУ, 2014,- 79 с.

6. Усатов А.Н. Самостоятельная физическая тренировка как средство повышения двигательной активности студенческой молодёжи: дис.... канд. пед. наук: 13.00.04 / Усатов Александр Николаевич. - Белгород, 2010. - 160 с.

7. Филимонова С.И. Физическая культура студентов специальной медицинской группы : учебник

37%

/ С.И. Филимонова, Л.Б. Андрющенко, Г.Б. Глазко-ва, Ю.О. Аверясова, Ю.Б. Алмазова; под ред. С.И. Филимоновой. - М.: РУСАЙНС, 2020. - 356 с. 8. Физическая культура и спорт в специальной медицинской группе: учебное пособие / кол. авт.;

под общей ред. д-ра пед. наук, проф. P.P. Магоме-дова; М-во образования Ставропольского края, СГПИ. - Ставрополь: Ставролит, 2018. - 196 с.

INTERACTIVE METHODS IN TEACHING ENGLISH ATTHE UNIVERSITY

Ovezova Umeda Akparovna, PhD of Historical sciences, Associate Professor r-n

Wagner Monica-Nataliia Laurensovna, PhD of Historical sciences, Associate Professor q

Department of Foreign Languages, Peoples' Friendship University of Russia, Moscow w

-Q

OD

The article examines the problem of using interactive methods of teaching the discipline "English" (using the case method as an example). The purpose of the study is to provide theoreticaljustification and practical development of pedagogical conditions for the use of interactive methods of teaching language disciplines at the university (on the example of the case method and the discipline "English"). The scientific novelty lies in the theoreticaljustification of the pedagogical conditions for the use of interactive methods in the teaching process as a set of procedural and substantive pedagogical conditions. As a result, it is proved that the effectiveness of the use of the case method in c*5 the process of teaching English is provided by a set of pedagogical conditions, a detailed analysis of each of the qj conditions is carried out. Their essence, interrelationships and functions are proved. The place of each of the « conditions in the process of foreign language training of university students is determined. The importance of ensuring the totality of all pedagogical conditions, their interrelation and interdependence, which, in turn, will ensure the effectiveness of the use of the case method in teaching English, is emphasized.

Keywords: interactive methods; case method; English language; university; pedagogical conditions; foreign language ^ training. _—_

DOI 10.24923/2222-243X.2021 -39.65

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ УДК 37

АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В УНИВЕРСИТЕТЕ ВАК РФ 13.00.02 379

В статье исследуется проблема использования интерактивных методов препо- @ Овезова У. А., 2021 давания дисциплины "Английский язык" (на примере кейс-метода). Цель ис- © Вагнер М -Н. Л. 2027 следования заключается в теоретическом обосновании и практической разработке педагогических условий использования интерактивных методов преподавания языковых дисциплин в университете (на примере кейс-метода и дисциплины "Английский язык"). Научная новизна заключается в теоретическом обосновании педагогических условий использования интерактивных методов в процессе преподавания как совокупность процессуальных и содержательных педагогических условий. В результате доказано, что эффективность использования кейс-метода в процессе преподавания английского языка обеспечивается совокупностью педагогических условий, проведен детальный анализ каждого из условий. Обоснована их суть, взаимосвязи и функции. Определено место каждого из условий в процессе иноязычной подготовки студентов университета. Подчеркнута важность обеспечения совокупности всех педагогических условий, их взаимосвязи и взаимообусловленности, что, в свою очередь обеспечит результативность использования кейс-метода в преподавании английского языка.

Ключевые слова: интерактивные методы; кейс-метод; английский язык; университет; педагогические условия; иноязычная подготовка.

Введение

Современное информационное общество выдвигает сегодня ряд новых требований к подготовке специалистов. Особое место занимает качество образования, которое напрямую связано с такими понятиями, как фундаментальность и универсальность. Цель обучения в университете заключается не только в получении профессиональных знаний, но и в формировании творческой, разносторонней развитой личности, которая способна нести ответственность за свои решения и предвидеть последствия своей профессиональной деятельности. Недостаточная развитость гуманистической со-

ОВЕЗОВА Умеда Акпаровна, кандидат исторических наук, доцент

В А ГНЕР Моника -На талия Лауренсовна, кандидат исторических наук, доцент

кафедра Иностранных языков, Российский университет Дружбы народов, Москва

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.