сударственных органов. При проведении внешнего мониторинга система сбора данных включает в себя несколько уровней. Сбор данных производится, начиная с уровня образовательного учреждения. В результате обсчета возникает массив автоматизированных показателей, отражающих срез введения ФГОС НОО на региональном уровне [3 - 7].
Проведение описанного выше мониторинга требует подготовки участников его реализации. Можно с определённой долей уверенности говорить о следующих целях такой подготовки:
- понимание целей и задач мониторинга;
- ознакомление с методикой проведения мониторинга;
- получение инструкций по процедурам проведения мониторинга [1; 4; 5].
При этом роль факторов риска при проведении мониторинга могут сыграть
трудности получения объективных результатов. Это, в свою очередь, связано с тенденцией, при которой образовательные учреждения и муниципалитеты заинтересованы в представлении «благополучной» картины введения ФГОС. Данное затруднение может быть преодолено путём проведения подготовительного этапа мониторинга. В рамках данного этапа педагогов знакомят с его целями и задачами, объясняя необходимость получения объективных результатов в первую очередь для самой школы и конкретного учителя начальных классов.
Результаты данного мониторинга с высокой вероятностью будут способствовать построению индивидуальных траекторий учащихся, нуждающихся в коррекции (учащиеся с высоким уровнем интеллектуального развития, учащие-
Библиографический список
ся группы риска, испытывающие трудности в обучении); корректировке рабочей программы учителя и основной образовательной программы; принятию верных управленческих и методических решений.
Таким образом, охарактеризованный выше мониторинг становится механизмом сопровождения учителя и образовательной организации в достижении новых образовательных результатов, но не средством контроля [1, с. 14].
Педагог-практик Т.А. Лоба, анализируя опыт на примере своей ОО, утверждает, что на основе результатов мониторинга метапредметных УУД методические объединения учителей начальных классов могут эффективно определять необходимость корректировки форм и методов обучения, а также планирования индивидуальной педагогической работы с учащимися начальных классов [3].
На основе вышеизложенного мы с определённой долей уверенности можем утверждать, что мониторинг уровня сформированности метапредметных результатов позволяет видеть личный прогресс каждого учащегося и даёт возможность в дальнейшем сравнивать достигнутые результаты с последующими. Подобный мониторинг помогает скорректировать индивидуальные особенности каждого учащегося для дальнейшего успешного обучения, формы и методы обучения. Оценка метапредметных результатов в начальной школе - важная составляющая современного образовательного процесса, так как необходимо получение объективной информации о состоянии и динамике формирования метапредмет-ных результатов школьников в условиях реализации ФГОС.
1. Бойкина М.В., Глаголева Ю.И. Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе: методические рекомендации. Санкт-Петербург, 2016.
2. Вершинина Г.А. Мониторинг метапредметных результатов учащихся начальной школы на основе диагностических комплектов «Школьный старт» и «Учусь учиться и действовать». Available at: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2015/10/14/monitoring-metapredmetnyh-rezultatov-uchashchihsya
3. Лоба Т.А. Оценка метапредметных результатов учащихся начальных классов в рамках ФГОС НОО. Available at: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2015/12/01/otsenka-metapredmetnyh-rezultatov-uchashchihsya-nachal
4. Богданова В., Разагатова Н., Ушакова О. Комплексные диагностические работы. Самара, 2014.
5. Буянкина Н.А. Оценка метапредметных результатов в начальной школе. Итоги ВПР в 4-х классах. Available at: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2017/02/27/ vystuplenie-na-pedagogicheskom-sovete-otsenka-metapredmetnyh
6. Агарагимова В.К., Абдулаев М.А., Амамбаева Н.С., Амчиславская Е.Ю. и др. Подготовка студентов бакалавриата, магистратуры, аспирантуры к осуществлению будущей профессиональной деятельности на основе современных социокультурных реалий. Москва, 2021.
7. Айсувакова Т.П., Ахмедова Э.М., Горбунова Н.В., Давыдова Л.Н. и др. Психолого-педагогические аспекты осуществления образовательного процесса в современных социокультурных условиях. Москва, 2021.
References
1. Bojkina M.V., Glagoleva Yu.I. Kontrol' i ocenka rezul'tatov obucheniya v nachal'noj shkole: metodicheskie rekomendacii. Sankt-Peterburg, 2016.
2. Vershinina G.A. Monitoringmetapredmetnyhrezul'tatovuchaschihsyanachal'nojshkolyna osnovediagnosticheskih komplektov«Shkol'nyjstart»i«Uchus'uchit'syaidejstvovat'». Available at: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2015/10/14/monitoring-metapredmetnyh-rezultatov-uchashchihsya
3. Loba T.A. Ocenka metapredmetnyh rezul'tatov uchaschihsya nachal'nyh klassov v ramkah FGOS NOO. Available at: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2015/12/01/otsenka-metapredmetnyh-rezultatov-uchashchihsya-nachal
4. Bogdanova V., Razagatova N., Ushakova O. Kompleksnye diagnosticheskieraboty. Samara, 2014.
5. Buyankina N.A. Ocenka metapredmetnyh rezul'tatov v nachal'noj shkole. Itogi VPR v 4-h klassah. Available at: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2017/02/27/ vystuplenie-na-pedagogicheskom-sovete-otsenka-metapredmetnyh
6. Agaragimova V.K., Abdulaev M.A., Amambaeva N.S., Amchislavskaya E.Yu. i dr. Podgotovka studentov bakalavriata, magistratury, aspirantury k osuschestvleniyu buduschej professional'noj deyatel'nosti na osnove sovremennyh sociokul'turnyh realij. Moskva, 2021.
7. Ajsuvakova T.P, Ahmedova 'E.M., Gorbunova N.V., Davydova L.N. i dr. Psihologo-pedagogicheskie aspekty osuschestvleniya obrazovatel'nogo processa v sovremennyh sociokul'turnyh usloviyah. Moskva, 2021.
Статья поступила в редакцию 22.07.21
УДК 378
Popova M.R., postgraduate, Department of Physical Education and Adaptive Physical Culture, Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia),
E-mail: [email protected]
Strelnikov R.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Physical Education and Adaptive Physical Culture, Stavropol State Pedagogical
Institute (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
Mchze B.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Physical Education and Adaptive Physical Culture, Stavropol State Pedagogical
Institute (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR BUILDING THE PROCESS OF PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS OF A SPECIAL MEDICAL GROUP IN AN ADAPTIVE SAFE DEVELOPING EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF A UNIVERSITY. Federal Laws, Letters of the Ministry of Education of the Russian Federation are aimed at the formation of students of a special medical group of knowledge about the basics of a healthy lifestyle, the specifics of its organization and the use of health-improving means of physical culture in everyday life. The purpose of the study is to determine pedagogical conditions of physical education with students of a special medical group. Scientific novelty lies in the definition and theoretical substantiation of the content of the adaptive safe developing educational environment of the university, in the identification and experimental testing of pedagogical conditions in organizing physical culture and sports. As a result, it is revealed that the pedagogical conditions for organizing physical education classes with students of a special medical group are effective, contribute to an increase in their knowledge in the field of health-improving physical culture, an increase in general physical fitness, a significant improvement in health and maintenance of health of SHG students.
Key words: physical education, physical culture and sports, students, special medical team, healthy lifestyle, educational process, adaptive safe developing educational environment.
М.Р. Попова, аспирант, ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», Россия, г. Ставрополь,
E-mail: [email protected]
Р.В. Стрельников, канд. пед. наук, доц., ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», г. Ставрополь,
E-mail: [email protected]
Б.А. Мхце, канд. пед. наук, доц., ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», г. Ставрополь,
E-mail: [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОСТРОЕНИЯ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ В АДАПТИВНОЙ БЕЗОПАСНОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА
Федеральные законы, письма Министерства образования РФ направлены на формирование у студентов специальной медицинской группы знаний об основах ведения здорового образа жизни, особенностях его организации и применения оздоровительных средств физической культуры в повседневной жизни. Цель исследования - определить педагогические условия физического воспитания со студентами специальной медицинской группы. Научная новизна заключается в определении и теоретическом обосновании содержания адаптивной безопасной развивающей образовательной среды вуза, в выявлении и экспериментальном апробировании педагогических условий организации физической культуры и спорта. В результате выявлено, что педагогические условия организации занятий по физической культуре со студентами специальной медицинской группы являются эффективными, способствуют повышению уровня их знаний в области оздоровительной физической культуры, росту общей физической подготовленности, существенному улучшению самочувствия и поддержанию здоровья студентов СМГ.
Ключевые слова: физическое воспитание, физическая культура и спорт, студенты, специальная медицинская группа, здоровый образ жизни, образовательный процесс, адаптивная безопасная развивающая образовательная среда.
Специфические особенности современного этапа становления в высшей школе физической культуры и спорта ведут к тому, что все наиболее актуальным является разработка и обоснование педагогических условий физического воспитания студентов специальной медицинской группы в адаптивной безопасной развивающей образовательной среде вуза, в том числе и внедрение в образовательный процесс модели физического воспитания студентов специальной медицинской группы [1 - 13].
Физическое воспитание, здоровье детей и студенческой молодежи является одним из приоритетных направлений развития современной системы российского образования. При этом особое внимание уделяется обучающимся с выраженными отклонениями в состоянии здоровья функционального и органического генеза, отнесенным к специальной медицинской группе. Так, в Федеральном законе от 04.12.2007 г. № 329 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (с изменениями от 30.04.2021) в п. 8 ст. 3 обозначены основные принципы физической культуры и спорта, в том числе принцип содействия развитию физической культуры и спорта инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья и других групп населения, нуждающихся в повышенной социальной защите [11; 12].
В письме Министерства образования Российской Федерации от 31.10.2003 г. № 13-51-263/123 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой», в методических рекомендациях от 30.05.2012 г. № МД-583/19 «Медико-педагогический контроль за организацией занятий физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья» в целях дифференцированного подхода к организации уроков физической культуры все обучающиеся общеобразовательных учреждений в зависимости от состояния здоровья делятся на три группы: основную, подготовительную и специальную медицинскую [7]. Занятия в этих группах отличаются учебными программами, объемом и структурой физической нагрузки, а также требованиями к уровню освоения учебного материала.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 5 апреля 2017 г. № 301 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» рекомендует проводить практические занятия по физической культуре и спорту (физической подготовке) в учебных группах численностью не более 20 человек с учетом состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности обучающихся [7].
Во ФГОС ВО по УГСН 44.00.00 (2018) отмечена необходимость создания оптимальных условиях для обучающихся, независимо от форм и технологий обучения, для формирования необходимых компетенций, обеспечивающих укрепление здоровья, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств личности с ограниченными возможностями здоровья; о факторах и условиях, необходимых для создания успешной реализации адаптивной безопасной развивающей образовательной среды (АБРОС). В связи с усовершенствованием современной системы российского образования вопрос и создании адаптивной безопасной развивающей образовательной среды становится особенно актуальным.
М.Я. Виленский (2019), Л.И. Лубышева (2017), Р.Р. Магомедов (2020), Г.М. Соловьёв (2009), В.А. Магин (2006) и др. указывают, что этимологическое понятие «условия» отражает характер связи между конкретным явлением и его окружением и толкуется как обстоятельства, предпосылки, определяющие существование или осуществление чего-либо; совокупность факторов, от которых зависит что-то другое; среда, в которой что-либо протекает [2; 5; 6; 9; 10].
С.А. Хазова понятие условия раскрывает как «...определенная организация образовательного процесса в совокупности педагогических средств, методов и форм организации образовательного процесса, конкретных способов педагогического взаимодействия, информационного содержания образования, особен-
ностей психологического микроклимата, обеспечивающая возможность целенаправленного педагогического воздействия на учащихся» [13].
Некоторые авторы выделяют информационные, технологические и личностные; внутренние и внешние; субъективные и объективные; личностные и ситуативные факторы [2; 5; 6; 8; 9; 10]. В сущности, это две группы условий: личностно-психологические особенности обучаемого, которые необходимы для возникновения и развития у него моделируемых свойств, и факторы, обеспечивающие эффективность механизма педагогического воздействия на эти особенности.
Физическое воспитание студентов специальной медицинской группы (СМГ) - это одна из разновидностей теоретических основ физического воспитания, имеющая выраженную методику прикладной направленности, содержанием которой является технология целенаправленного эффективного управления освоением движений и развитием физических способностей (качеств) применительно к определенным видам физических упражнений. В двигательной деятельности студентов СМГ в АБРОС вуза (рис. 1).
Рис. 1. Содержание физического воспитания студентов СМГ
Процесс обоснования и реализации педагогических условий физического воспитания студентов специальной медицинской группы в адаптивной безопасно развивающей среде вуза содержит теорию, методику и технологию эффективного управления образовательным процессом в сфере физической культуры и спорта, имеет свою специфику, присущие только ему закономерности.
Создание организационных педагогических условий функционирования и развития образовательной системы в сфере физической культуры и спорта прямо следует из полномочий органов администрации (ректората) вуза кафедры физической культуры (см. ч. 1 ст. 9 ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации») [11].
Создание педагогических условий успешного функционирования адаптивной безопасной развивающей образовательной среды вуза и развития образовательной системы физического воспитания студентов специальных медицинских групп (СМГ) бывает невозможной, если педагогические условия чаще всего в саму деятельность в сфере физической культуры и спорта не входят, но при отсутствии надлежащих условий деятельность студентов и преподавателей будет либо парализована, либо будет протекать в несовершенном виде. Например: есть отличный спортивный зал, удобные места для выполнения гимнастических упражнений, удобные гимнастические коврики, отличная акустика, хорошее освещение, оптимальная температура, работает вентиляция, квалифицированный
преподаватель, студенты пришли на занятие мотивированными на получение новых знаний и т.п. Но вдруг в институте отключили электричество: погас свет... - и дальнейшая работа педагога с аудиторией парализована. А ведь исчезло только одно из условий.
В этой статье нами приведено некоторое количество педагогических условий. Выделим и смоделируем семь групп условий (педагогические, научно-методические, кадровые, нормативно-правовые, финансовые, материально-технические и временные), и если хотя бы одна группа не будет обеспечена, управление физическим воспитанием студентов СМГ становится невозможным.
Адаптивная безопасная развивающая образовательная среда вуза - это пространство, содержащее стимулы, способствующие развитию антропологического знания о человеке, условия для поддержки чувства уверенности в себе, возможности развивать свои способности и самостоятельность каждого студента; комплекты игрового и дидактического оборудования, физкультурно-спортив-ный инвентарь, в том числе средства дистанционного обучения, которые должны быть соразмерны ёмкостям для хранения информации, доступны для студентов и преподавателей.
К особенностям адаптивной безопасной развивающей образовательной среды вуза для организации процесса физического воспитания студентов специальной медицинской группы относятся: содержательная насыщенность (ресурсный потенциал) и структурированность (способ её организации), транс-формируемость (возможность изменений адаптивной безопасной развивающей образовательной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей студентов СМГ), полифункциональность и вариативность (возможность разнообразного использования составляющих адаптивной безопасной развивающей образовательной среды (тренажёрный спортивный зал, бассейн и др.) для применения в разных видах двигательной активности студентов СМГ), доступность (специальные средства и технологии физической культуры и спорта) и безопасность (обеспечение защиты участников от угроз позитивному развитию и психическому здоровью в процессе педагогического взаимодействия) в процессе физического воспитания студентов СМГ
В частности, деятельность ректората, кафедры физической культуры направлена на обеспечение безопасной развивающей образовательной среды вуза. В задачи руководства вуза и кафедры входит обеспечение антитеррористической безопасности; охраны труда; выполнения санитарно-гигиенических требований; постоянная готовность к пожарной безопасности (АУПС - автоматическая установка пожарной сигнализации; СОУЭ - система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре); оснащение спортивных залов необходимым спортивным инвентарем и оборудованием; выполнение общесистемных требований, требований к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению, к кадровым, финансовым условиям реализации программ обучения и качественной образовательной подготовки студентов по программам бакалавриата; обеспечение индивидуальным неограниченным доступом к электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС) из любой точки сети Интернет, ИКТ - (ЭИОС) студенты и преподаватели должны иметь доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), программам практик, электронным учебным изданиям и электронным образовательным курсам, указанным в рабочих программах дисциплин (модулей), программам практик, в том числе к
электронному портфолио студента с целью сохранения его работ и выставлений оценок за эти работы, а также фиксации хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения программы бакалавриата.
В процессе общей и специальной физической подготовки студентов СМГ необходимо использовать все средства физического воспитания: физические упражнения, естественные факторы закаливания и оздоровления, режим и другие гигиенические условия. При этом основную роль играют специально подобранные физические упражнения.
Согласно исследованиям, которые регулярно осуществлялись в течение 2003 - 2021 гг на базе ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт» (ГБОУ ВО СГПИ), в вуз поступает молодежь с ослабленным здоровьем - 31,4%. Причем ежегодно количество таких студентов возрастает до 39%. Значительное количество студентов не способны осуществлять не только физические нагрузки, которые предусмотрены учебной программой обучения, но и за последние годы начала XXI столетия кинезиологическая проблема в движениях студентов не только существует, но и нарастает с каждым новым учебным годом [8; 9].
Процесс физического воспитания в высшей школе и самостоятельные занятия физическими упражнениями невозможно представить без контроля за динамикой двигательных качеств студентов. При построении недельного цикла самостоятельной ежедневной двигательной активности студентам СМГ в вечернее время была предложена дозированная ходьба в объеме 7 000 шагов, что в среднем составляет дистанцию 5 км, и один раз в месяц осуществлялся однодневный поход выходного дня в объёме 14 000 шагов (марш-поход на 10 км) (табл. 1).
Для решения поставленной задачи нами отслеживались изменения физической подготовленности в группах студентов за время одного учебного семестра. Студенты СМГ экспериментальной (ЭГ Педагогический факультет - ПФ) и студенты СМГ контрольной групп (КГ, Факультет психологии и дефектологии -ФПД) были одинаковы по возрасту, показателям физической подготовленности.
Количественные величины тренировочной нагрузки, выполненной в ходе педагогического эксперимента, в ЭГ и КГ статистически достоверно не отличались по величине (р > 0,05).
Основные отличия между ЭГ и КГ были в режимах выполнения упражнений. Отличие между ЭГ и КГ состояло в том, что ЭГ выполняла ежедневно самостоятельно в вечернее время дозированную ходьбу и один раз в месяц осуществляла однодневный туристский поход выходного дня, а КГ находилась в традиционном режиме после занятий физическими упражнениями.
Участники педагогического эксперимента (КГ и ЭГ) занимались физической культурой и спортом на учебных занятиях по расписанию. Временные траты были одинаковы во всех группах. Программа распределения основных средств физического воспитания студентов СМГ представлена в табл. 1 и была идентичной во всех группах.
Итак, физическое воспитание следует рассматривать как особый род культурной деятельности, результаты которой полезны для общества и личности.
Таким образом, физическая культура удовлетворяет социальные потребности в общении, игре, развлечении, в некоторых формах самовыражения лич-
Таблица 1
Программа распределения основных средств физического воспитания студентов СМГ, участников основного педагогического эксперимента
Средства физического воспитания Учебные недели семестра Объём за семестр
1 - 2 3 4 - 5 6 7 - 8 9 10 - 11 12 13 14 15 16
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (кол-во, раз) 50 20 60 25 70 30 80 35 45 50 40 35 540
Подтягивание на перекладине (кол-во, раз) 40 7 45 10 50 12 55 17 22 25 25 20 328
Приседания (кол-во, раз) 75 30 90 38 105 45 120 50 70 75 45 45 788
Упражнения для мышц задней поверхности бедра и ягодичных (кол-во, раз) 75 30 90 38 105 45 120 50 70 75 45 45 788
Упражнения для мышц спины и живота (кол-во, раз) 75 30 90 38 105 45 120 50 70 75 45 45 788
Упражнения для мышц стопы (кол-во, раз) 25 30 90 38 105 45 120 50 70 75 45 45 738
Бег с максимальной скоростью (м) 140 60 200 по 120 еженедельно, величина нагрузки варьируется интенсивностью 1480
Ежедневная дозированная ходьба (км) 70 35 70 35 70 35 70 35 35 35 35 35 360
Туристский поход выходного дня (один раз в месяц,) км 10 10 10 10 40
ности через социальную активную полезную деятельность. В своей основе физическая культура имеет целесообразную двигательную деятельность в форме физических упражнений, позволяющих эффективно формировать необходимые умения и навыки, физические способности, оптимизировать состояние здоровья и работоспособность.
Передача студентам СМГ знаний в области физического воспитания, систематическое пополнение и углубление их является важной задачей физического воспитания. Задачи, решаемые в процессе физического воспитания, получают свое конкретное преломление по профилю физического воспитания.
Анализ теоретических источников позволил принять в качестве структурных компонентов построения процесса физического воспитания студентов специальной медицинской группы в адаптивной безопасной развивающей образовательной среде вуза: учебно-воспитательную, организаторскую, управленче-ско-коммуникативную, спортивно-техническую, функциональную и методическую компетентности, которые обусловливают способность занимающихся в СМГ физической культурой и спортом решать задачи физического воспитания молодёжи в различных организационных структурах учебного процесса.
Библиографический список
Анализ результатов (оценка достоверности различий) в ЭГ показал, что динамика уровня физической подготовленности студентов СМГ достоверно выше (р < 0,05), чем у студентов КГ по большинству тестов (в подтягивании на перекладине более 16% в ЭГ и чуть больше 10% в КГ; в прыжке в длину с места в ЭГ более 8%, а в КГ чуть больше 5%; приседание на двух ногах в ЭГ более 5%, а в КГ чуть больше 4%; бег 30 м с ходу в ЭГ более 7%, а в КГ чуть больше 5%.
Реализация выявленных педагогических условий (учебные занятия построены на использовании ценностей и средств физического воспитания; определены педагогические условия и способы их выполнения и др.) способствовала формированию построения процесса физического воспитания студентов специальной медицинской группы вАБРОС вуза.
Следует сказать, что в ходе эксперимента были выявлены затруднения студентов СМГ при осуществлении рефлексии, планирования со сложной структурой этапов, трансформации творческих действий в конкретный методический продукт, что позволяет наметить перспективы совершенствования работы по построению процесса физического воспитания студентов специальной медицинской группы в АБРОС вуза.
1. Бехтенова Е.Ф. Условия формирования проектной деятельности учащихся (на материале национально-регионального компонента школьного исторического образования). Диссертация ... кандидата педагогических наук. Новосибирск, 2006.
2. Виленский М.Я., Горшков А.Г Физическая культура и здоровый образ жизни студента: учебное пособие (бакалавриат). Москва, 2019.
3. Кокорев В.Н. Педагогические условия реализации конвенции ООН о правах ребенка в современной школе. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Тобольск, 2007.
4. Комарницкая Е.А. Моделирование методического обеспечения образовательного процесса в многопрофильном колледже. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Калининград, 2011.
5. Лубышева Л.И. Спортизация в системе физического воспитания: от научной идеи к инновационной практике. Москва, 2017.
6. Магин В.А. Модернизация высшего профессионального образования в области физической культуры: монография. Москва: Илекса; Ставрополь, 2006.
7. Медико-педагогический контроль за организацией занятий физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья. Методические рекомендации от 30.05.2012 г. № МД-583/19. Available at: https://rulaws.ru/acts/Pismo-Minobrnauki-Rossii-ot-30.05.2012-N-MD-583_19/
8. Магомедов РР, Стрельников РВ., Мхце Б.А. и др. Методика оздоровительной физической культуры: антрополого-педагогический подход: учебное пособие. Ставрополь, 2019.
9. Современные дидактические средства обучения физической культуре и спорту по направлениям педагогической подготовки: учебнoе пoсoбие. Москва, 2020.
10. Соловьёв Г. М. Здоровьесберегающая система в обеспечении качества образования, здоровья и формирования культуры здорового образа жизни учащейся молодёжи: монография. Москва, 2009.
11. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон. Москва, 2015.
12. О физической культуре и спорте в Российской Федерации. Федеральный закон от 04.12.2012 № 329-Ф3. Available at: https://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-04122007-n-329-fz-o/#:~:text=
13. Хазова С.А. Формирование опыта профессионально-творческого мышления у будущих специалистов по физической культуре и спорту. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Майкоп, 2004.
References
1. Behtenova E.F. Usloviya formirovaniya proektnoj deyatel'nosti uchaschihsya (na materiale nacional'no-regional'nogo komponenta shkol'nogo istoricheskogo obrazovaniya). Dissertaciya . kandidata pedagogicheskih nauk. Novosibirsk, 2006.
2. Vilenskij M.Ya., Gorshkov A.G. Fizicheskaya kultura i zdorovyj obraz zhizni studenta: uchebnoe posobie (bakalavriat). Moskva, 2019.
3. Kokorev V.N. Pedagogicheskie usloviya realizacii konvencii OON o pravah rebenka v sovremennoj shkole. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Tobol'sk, 2007.
4. Komarnickaya E.A. Modelirovanie metodicheskogo obespecheniya obrazovatel'nogoprocessa v mnogoprofil'nom kolledzhe. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kaliningrad, 2011.
5. Lubysheva L.I. Sportizaciya v sisteme fizicheskogo vospitaniya: ot nauchnojideik innovacionnojprakiike. Moskva, 2017.
6. Magin V.A. Modernizaciya vysshego professional'nogo obrazovaniya v oblasti fizicheskoj kul'tury: monografiya. Moskva: Ileksa; Stavropol', 2006.
7. Mediko-pedagogicheskij kontrol' za organizaciej zanyatij fizicheskoj kul'turoj obuchayuschihsya s otkloneniyami v sostoyanii zdorov'ya. Metodicheskie rekomendaciiot 30.05.2012 g. № MD-583/19. Available at: https://rulaws.ru/acts/Pismo-Minobrnauki-Rossii-ot-30.05.2012-N-MD-583_19/
8. Magomedov R.R., Strel'nikov R.V., Mhce B.A. i dr. Metodika ozdorovitel'noj fizicheskoj kul'tury: antropologo-pedagogicheskij podhod: uchebnoe posobie. Stavropol', 2019.
9. Sovremennye didakticheskie sredstva obucheniya fizicheskoj kul'ture i sportu po napravleniyam pedagogicheskoj podgotovki: uchebnoe posobie. Moskva, 2020.
10. Solov'ev G.M. Zdorov'esberegayuschaya sistema v obespechenii kachestva obrazovaniya, zdorov'ya i formirovaniya kul'tury zdorovogo obraza zhizni uchaschejsya molodezhi: monografiya. Moskva, 2009.
11. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon. Moskva, 2015.
12. O fizicheskoj kul'ture i sporte v Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon ot 04.12.2012 № 329-FZ. Available at: https://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-04122007-n-329-fz-o/#:~:text=
13. Hazova S.A. Formirovanie opyta professional'no-tvorcheskogo myshleniya u buduschih specialistov po fizicheskoj kul'ture i sportu. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Majkop, 2004.
Статья поступила в редакцию 28.07.21
УДК 378
Rostovtseva P.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecture, Financial University under the Government of Russian federation (Moscow, Russia),
E-mail: [email protected]
21-CENTURY SKILLS DEVELOPMENT: EMOTIONAL INTELLIGENCE AND UNIVERSITY EFFECTIVENESS. The article discusses the main features of skills of the 21-century developing process in the modern Russian university educational space. This research is carried out in close connection with the current state of the labor market in the Russian Federation analysis and, in general, the requirements of modern society for specialists with higher education. At the same time, special attention is paid to the development of emotional intelligence in future specialists as one of the most important modern successful personality characteristics. After studying the theoretical aspects of the problem, the experience of developing this and other soft skills at the Financial University under the Government of the Russian Federation is investigated. Based on the data obtained, it is concluded that it is necessary to develop such skills in future specialists as one of the most important conditions for the success of further modernization of the Russian higher educational system.
Key words: technical means of teaching, economic education, development of creative potential, student, teacher.
П.П. Ростовцева, канд. пед. наук, доц., Департамент английского языка и профессиональной коммуникации ФГБОУ ВО «Финансовый
университет при Правительстве Российской Федерации», г. Москва, E-mail: [email protected]