Научная статья на тему 'Реализация компетентностного подхода в процессе физического и психического развития школьников, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе'

Реализация компетентностного подхода в процессе физического и психического развития школьников, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
153
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ФИЗИЧЕСКОЕ И ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНИКОВ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ ГРУППЫ / COMPETENCE APPROACH / PHYSICAL AND MENTAL DEVELOPMENT OF SCHOOLCHILDREN / SPECIAL MEDICAL GROUPS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Попереков Владислав Сергеевич, Зыкина Татьяна Игоревна, Харина Анна Константиновна

В статье рассматривается проблема реализации компетентностного подхода к выбору средств и методов развития физических способностей и психических процессов детей, отнесенных по состоянию здоровья к специальным медицинским группам. Цель статьи демонстрация анализа эффективных взаимосвязей особенностей физического и психического развития школьников, отнесенных по состоянию здоровья к специальным медицинским группам. Результатами научной статьи можно считать практические рекомендации педагогам по физической культуре и тренерам-преподавателям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Попереков Владислав Сергеевич, Зыкина Татьяна Игоревна, Харина Анна Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The implementation of the competence approach in the process of physical and mental development of schoolchildren, who belong to a special medical group due to health problems

This article deals with the problem of implementation of competence approach to the choice of means and methods of developing physical and mental abilities of the children, who belong to a special medical group due to health problems. The purpose of this scientific article is to demonstrate the analysis of effective relationships of physical and mental development specific features among schoolchildren, who belong to a special medical group due to health problems. The results of the scientific article can be considered as practical recommendations for teachers of physical training and coaches.

Текст научной работы на тему «Реализация компетентностного подхода в процессе физического и психического развития школьников, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе»

Попереков В. С., Зыкина Т. И., Харина А К. Реализация компетентностного подхода в процессе физического и психического развития школьников, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № 12 (декабрь). - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2019/192049.htm.

ART 192049 DOI 10.24411/2304-120X-2019-12049 УДК 159.922.8

Попереков Владислав Сергеевич,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры спортивных дисциплин и адаптивной физической культуры ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров [email protected]

Зыкина Татьяна Игоревна,

студентка ФГБОУ ВО «<Вятский государственный университет», г. Киров [email protected]

Харина Анна Константиновна,

студентка ФГБОУ ВО «<Вятский государственный университет», г. Киров

Реализация компетентностного подхода в процессе физического и психического развития школьников, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе

Аннотация. В статье рассматривается проблема реализации компетентностного подхода к выбору средств и методов развития физических способностей и психических процессов детей, отнесенных по состоянию здоровья к специальным медицинским группам. Цель статьи - демонстрация анализа эффективных взаимосвязей особенностей физического и психического развития школьников, отнесенных по состоянию здоровья к специальным медицинским группам. Результатами научной статьи можно считать практические рекомендации педагогам по физической культуре и тренерам-преподавателям.

Ключевые слова: компетентностный подход, физическое и психическое развитие школьников, специальные медицинские группы. Раздел: 19.00.00 Психологические науки.

Личностно ориентированный подход в современной системе образования является его важной и неотъемлемой частью. Формирование индивидуальных компетенций у учеников предполагает усвоение знаний, приобретение умений и навыков, взаимосвязанных друг с другом, с необходимостью овладевать ими в целостном виде с возможностью дальнейшего совершенствования [1, 2].

Одной из немаловажных проблем физического воспитания в школе является уровень здоровья учеников и пути его укрепления и сохранения. К сожалению, с каждым годом наблюдается тенденция увеличения процента школьников с отклонениями в состоянии здоровья и, соответственно, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе (далее - СМГ). Данный факт, в свою очередь, требует от учителей физического воспитания особого внимания и контроля за состоянием здоровья детей на занятиях, а также учета индивидуальных особенностей школьников при составлении плана занятий. Трудности организации процесса физического воспитания для данных групп детей связаны с тем, что педагогам по физической культуре необходимо регулярно вносить коррективы в содержание учебной программы, так как школьникам СМГ рекомендовано постепенное освоение двигательных умений и навыков в связи с предъявляемыми требованиями к состоянию организма детей [3-5].

Особое значение для организации занятий по адаптивной физической культуре имеет положение о врачебном контроле за физическим воспитанием населения, где все школьники распределяются по состоянию здоровья на медицинские группы.

ISSN 2304-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Попереков В. С., Зыкина Т. И., Харина А. К. Реализация компетентностного подхода в процессе физического и психического развития школьников, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № 12 (декабрь). - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2019/192049.htm.

Комплектование СМГ у школьников целесообразно проводить с учетом состояния их здоровья, что является необходимым и важным условием качественной организации учебного процесса по физическому воспитанию. Именно поэтому распределение школьников СМГ осуществляется на основании результатов углубленного медицинского осмотра врачебной комиссии [6, 7].

В соответствии с этим к основной группе относятся учащиеся без отклонений в состоянии здоровья или с незначительными отклонениями, но при наличии хороших показателей физического развития.

К подготовительной медицинской группе относятся учащиеся, имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья, недостаточное физическое развитие и невысокий уровень физической подготовленности.

К специальной медицинской группе относятся учащиеся со значительными отклонениями в состоянии здоровья постоянного или временного характера, что требует существенного ограничения физических нагрузок.

С целью более дифференцированного подхода к назначению двигательных режимов для детей, относящихся к СМГ по тяжести и характеру заболевания, рекомендуется подразделять их на две подгруппы - «А» и «Б».

К подгруппе «А» относятся учащиеся, имеющие отклонения в состоянии здоровья обратимого характера, ослабленные в связи с различными заболеваниями.

К подгруппе «Б» относятся школьники с органическими, необратимыми изменениями органов и систем организма (поражения сердечно-сосудистой, мочевыдели-тельной систем, функций печени, высокая степень нарушения рефракции зрения с изменением глазного дна и др.). Фактически подгруппа «Б» составляет основу группы лечебной физической культуры, если таковая имеет место в общеобразовательной школе. Дети таких групп, как правило, не принимают участия в выполнении физических упражнений с двигательной активностью [8-11].

Основными задачами в организации процесса физического воспитания учащихся, отнесенных к СМГ, являются:

- укрепление здоровья, улучшение физического развития, закаливание организма;

- развитие компенсаторных физических способностей;

- улучшение протекания психических процессов, повышение положительного эмоционального тонуса организма;

- расширение диапазона функциональных возможностей основных физиологических систем организма, ответственных за энергообеспечение, повышение защитных сил организма и его сопротивляемости;

- освоение основных двигательных умений и навыков;

- воспитание морально-волевых качеств и интереса к регулярным занятиям физической культурой;

- разъяснение учащимся значения здорового образа жизни, соблюдения правил личной гигиены, рационального режима труда и отдыха, правильного питания (последнее особенно важно для детей, имеющих избыточный вес), пребывания на воздухе (прогулки, внеклассные занятия физической культурой) [12-14].

Физическое воспитание для учащихся СМГ является обязательной учебной дисциплиной и составляет важную часть образовательного процесса, направленного на решение оздоровительных и воспитательных задач. В особенности нужно учитывать необходимость реализации личностно-компетентностного подхода к формированию необходимых умений и навыков у школьников СМГ на уроках физической культуры.

При этом обучение должно быть ориентировано на зону ближайшего развития ребенка с учетом его индивидуальных возможностей, стоит избегать искусственных «скачков» развивающего эффекта от выполнения физических упражнений [15, 16].

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Попереков В. С., Зыкина Т. И., Харина А. К. Реализация компетентностного подхода в процессе физического и психического развития школьников, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № 12 (декабрь). - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2019/192049.htm.

В ходе многолетних психолого-педагогических исследований подтверждено предположение об однонаправленности взаимосвязей развития физических качеств и психических процессов. При этом имеющиеся научные результаты свидетельствуют о том, что изменения в развитии одних физических качеств могут происходить сопряженно (одновременно) с изменением ряда психических процессов и разнонаправленно с изменением других [17, 18].

Говоря об особенностях физического и психического развития детей, выделяют следующие закономерности:

1. Темпы психического и физического развития детей отличаются неравномерностью - в разные возрастные периоды проходят ускоренно или замедленно.

2. Созревание психических функций происходит поэтапно (циклично), в каждом последующем возрастном периоде наступает их качественное преобразование и совершенствование; физическое развитие подростков имеет «скачки», связанные с пубертатным периодом созревания организма.

3. Физическое и психическое развитие ребенка зависит от его задатков, способностей к обучаемости, воспитания и круга общения.

4. Лучшему формированию и развитию психики способствуют регулярные занятия физической культурой [19, 20].

На примере организации процесса физического воспитания школьников СМГ с применением личностно ориентированного компетентностного подхода в виде дифференциации средств и методов физического и психического развития детей следует отметить, что критериями оценки стали улучшение показателей физической подготовленности и эмоционального состояния детей, повышение уровня сформированности умений и навыков.

В этом случае уместно предположить, что система сопряженного развития физических и психических способностей школьников СМГ может способствовать компе-тентностно ориентированному формированию и совершенствованию двигательных умений и навыков учеников, закаливанию их характера через дозированную физическую и психическую нагрузку.

Реализация задач в ходе занятий на уроках физического воспитания школьников СМГ осуществлялась с соблюдением ряда методических принципов физической культуры и принципов развития физических способностей, таких как

- принцип дифференциации, суть которого заключалась в компетентностном подходе к подбору физических упражнений и их дозировке по компонентам физической нагрузки в содержании экспериментальных блоков;

- принцип сопряженного воздействия, который предполагал сопряженно-последовательное применение физических упражнений, что отражалось в структурных особенностях основных двигательных действий школьников;

- принцип рационального сочетания и распределения во времени педагогических воздействий различного характера, который предполагал использование комплексно-компетентностного подхода к заданиям, что обеспечивалось последовательным и параллельным развитием физических способностей, улучшением протекания психических процессов и формированием двигательных умений и навыков школьников СМГ.

Именно такая организация процесса физического воспитания школьников, отнесенных по состоянию здоровья к СМГ, и обусловила необходимость дифференциации личностно ориентированных средств и методов в содержании обучающего, развивающего и игрового блоков урока физической культуры.

Основные виды компетентностно ориентированных заданий в содержании экспериментальных блоков для школьников СМГ:

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Попереков В. С., Зыкина Т. И., Харина А. К. Реализация компетентностного подхода в процессе физического и психического развития школьников, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № 12 (декабрь). - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2019/192049.htm.

1. Обучающий блок - формирование и совершенствование двигательных умений и навыков в соответствии с требованиями существующей образовательной программы.

2. Развивающий блок - дифференцированное развитие основных физических способностей и психических процессов с учетом индивидуальных особенностей и двигательных возможностей детей.

3. Игровой блок - подвижные и неподвижные игры (низкой интенсивности), направленные на сопряженное формирование двигательных умений и навыков, развитие физических способностей и психических процессов школьников СМГ и, как следствие, улучшение их личностных показателей и увеличение набора компетенций.

Основные задачи экспериментальных блоков представлены в табл. 1.

Таблица 1

Задачи экспериментальных блоков в содержании занятий по физическому воспитанию школьников СМГ

Экспериментальные блоки Задачи

Обучающий 1. Приобретать знания о теории, технике и культуре движений. 2. Формировать и совершенствовать двигательные умения и навыки. 3. Воспитывать познавательную активность, объясняя ожидаемый эффект от используемых физических упражнений

Развивающий 1. Развивать кондиционные и координационные способности. 2. Сопряженно воздействовать на улучшение основных психических процессов. 3. Воспитывать морально-волевые качества на фоне минимального психического напряжения, необходимого в достижении развивающего эффекта

Игровой 1. Совершенствовать двигательные навыки в игровом режиме. 2. Формировать интерес к систематическим занятиям. 3. Способствовать снятию излишней психической напряженности

Из табл. 1 видно, что основными отличиями в постановке задач экспериментальных блоков являются наличие минимального психического напряжения при развитии тех или иных способностей и отсутствие излишней напряженности при обучении -формировании и совершенствовании двигательных умений и навыков.

В качестве примера в табл. 2 представлены основные средства и методы в содержании экспериментальных блоков для школьников СМГ.

Из табл. 2 видно, что в зависимости от индивидуальных особенностей и двигательных возможностей учеников СМГ в обучающем и игровом блоках применялись различные личностно ориентированные средства и методы. При этом процесс обучения детей неизменно проходил в комфортных, благоприятных психолого-педагогических условиях.

Компетентностный подход к выбору средств и методов в содержании развивающего блока также имел различия для детей с различным уровнем физической подготовленности. На примере решения задач развития координации движений предпочтительнее использовать вариативный и стандартно-повторный методы, предполагающие применение упражнений, вызывающих умеренное и минимальное психическое напряжение: с частой сменой заданий и перестроением двигательных действий, а также необходимостью быстрого реагирования и дифференцирования временных параметров движений. В решении задач развития кондиционных способностей рекомендовано использовать стандартно-повторный и последовательный методы с применением разнообразных упражнений, требующих чуть более длительного выполнения заданий, упражнений на развитие динамического равновесия и гибкости.

Попереков В. С., Зыкина Т. И., Харина А К. Реализация компетентностного подхода в процессе физического и психического развития школьников, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № 12 (декабрь). - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2019/192049.htm.

Таблица 2

Средства и методы в содержании экспериментальных блоков занятий по физическому воспитанию школьников СМГ

Блоки Средства Методы

Обучающий Согласно учебному плану образовательной программы: 1) рассказ, показ, начальное ознакомление, объяснение; 2) обучение технике выполнения двигательных действий; 3) формирование и совершенствование двигательных умений и навыков 1. Словесные. 2. Наглядные. 3. Метод разучивания движений в целом и по частям

Развивающий Упражнения для развития координационных способностей: 1) разной координационной сложности; 2) с изменением способов выполнения задания; 3) с чередованием контрастных заданий; 4) зеркальное выполнение упражнений. Упражнения для развития кондиционных способностей: 1. Ходьба, бег. 2. Сгибание-разгибание рук в упоре на шведской стенке. 3. Приседания, прыжки. 4. «Планка». 5. Упражнения на растягивание 1. Вариативный. 2. Стандартно-повторный

Игровой 1. Подвижные игры сопряженного воздействия на развитие физических способностей, психических процессов, совершенствование двигательных навыков. 2. Неподвижные игры низкой интенсивности сопряженного воздействия на развитие психических процессов Игровой

В связи с этим можно констатировать, что ведущим подходом к реализации цели данной научной статьи должен быть постоянный поиск педагогами компетентностно ориентированных средств и методов формирования умений и навыков у школьников СМГ, развитие у них компенсаторных физических способностей и улучшение психических процессов.

Надеемся, что приведенные выше практические рекомендации будут полезны педагогам по физическому воспитанию, специалистам физкультурно-спортивной направленности, инструкторам по адаптивной физической культуре.

Таким образом, анализ эффективных взаимосвязей особенностей физического и психического развития школьников, отнесенных по состоянию здоровья к специальным медицинским группам, показал, что изучение и учет особенностей развития детей данной категории имеют особую важность при планировании и проведении занятий по физическому и адаптивному физическому воспитанию в общеобразовательных учреждениях.

Личностно ориентированный компетентностный подход в виде дифференциации средств и методов физического воспитания школьников специальных медицинских групп способствует снятию излишней напряженности при обучении и формировании двигательных умений и навыков учеников, повышению эффективности процесса физического и психического развития школьников.

Ссылки на источники

1. Фендель Т. В. Организационно-педагогические условия компетентностного подхода в профессиональном становлении специалистов по физической культуре и спорту: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - СПб., 2010. - 24 с.

2. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования. - URL: http://aspirant.rggu.ru/article.html?id=50758.

3. Токарева Ю. П. Организация занятий специальной медицинской группы (СМГ) а как инструмент здоровьесбережения обучающихся // Физическая культура и спорт в современном мире: проблемы и решения. - 2015. - № 1. - С. 175-186.

ISSN 2304-120Х

ко ниегтг

научно-методический электронный журнал

Попереков В. С., Зыкина Т. И., Харина А К. Реализация компетентностного подхода в процессе физического и психического развития школьников, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № 12 (декабрь). -0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2019/192049.htm.

4. Физическая культура 1-11 классы: программы для учащихся специальной медицинской группы общеобразовательных учреждений / авт.-сост. А. П. Матвеев, Т. В. Петрова, Л. В. Каверкина. - М.: Дрофа, 2008. - 137 с.

5. Лутонин А. Ю., Прошляков В. Д. [и др.] Основные подходы к формированию специальных медицинских групп // Адаптивная физическая культура. - СПб., 2002. - Вып. 2(10). - С. 14-17.

6. Гатиатулин Р. Р., Гончарова С. И. Медицинское сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе комплексного медико-психолого-педагогического сопровождения // Проблемы и перспективы интегрированного инклюзивного образования лиц и ограниченными возможностями здоровья: материалы Всерос. науч.-практ. конф. - Красноярск, 2010. - С. 86-96.

7. The effect of medical student teaching on patient satisfaction in a managed care setting / S. R. Simon, A. S. Peters, C. L. Christiansen, R. H. Fletcher // Journal of general internal medicine. - 2008. - 15(7). - P. 57-61.

8. Результаты экспериментальной методики применения статодинамических упражнений на занятиях физической культурой со студентами специальных медицинских групп / В. С. Попереков, Н. В. Булда-кова, М. П. Бандаков, К. М. Суетина, Е. Ю. Овсянникова // Человек. Спорт. Медицина. - 2018. - Т. 18. -№ 3. - С. 120-134. - URL: https://hsm.susu.ru/hsm/ru/article/view/128.

9. Иванова Н. Л. Занятия физической культурой в специальных медицинских группах школ и ВУЗов: учеб.-метод. пособие. - М., 2012. - С. 4-9.

10. Залетаев И. П. Организация и проведение занятий с учащимися специальной медицинской группы // Физическая культура в школе. - 2005. - № 5. - С. 11-17.

11. Шалаева И. Ю. Здоровьесберегающая среда как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья школьников специальных медицинских групп // Физическое воспитание и спортивная тренировка. - 2015. - № 1 (11). - С. 75-79.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Лубышева Л. И., Кондратьев А. Н. Здоровьеформирующая технология физического воспитания младших школьников // Теория и практика физ. культуры. - 2006. - № 3. - С. 5-13.

13. Кокорина Е. В. Оздоровительно-коррекционная направленность процесса физического воспитания младших школьников с заболеваниями органов дыхания: монография. - Иркутск: ИТФК, 2008. - 113 с.

14. Дуда И. В. Формирование ценностных ориентаций больных сколиозом школьников в учебно-воспитательном процессе школы-интерната / Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева. - Красноярск, 2007. - 244 с.

15. Дергаченко Е. А., Печерская Г. Ю. Методические подходы к коррекции здоровья учащихся специальной медицинской группы // Тенденции сохранения уровня здоровья и двигательной активности юношей и девушек, проживающих в условиях Дальневосточного региона. - 2014. - № 1. - С. 305-317.

16. Individual factors in constraint - induced movement therapy after stroke / M. Rijhtjes, V. Hobbeling, F. Hamzei, S. Dohse, G. Ketels, J. Liepent, C. Weiller // Neurorehabil Neural Repair. - 2005. - Sep. 19 (3). - P. 249-283.

17. Formation of competency for implementation of diagnostics of schoolchildren outcomes by bachelors of education: 13th International Technology, Education and Development Conference, 11-13 March / K. Kirichek, R. Ba-zhenov, O. Bogdanova, I. Ledovskikh, A. Pronin, A. Samorukov. - Valencia, Spain, 2019. - P. 4029-4037.

18. Горбунов Г. Д. Психопедагогика спорта: учеб. пособие. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Сов. спорт, 2014. - С. 41-43.

19. Wise R. A. Dopamine, learning and motivation // Nature Rev Neurosci. - 2004. - 5. - Р. 483-494.

20. Dietz V. Phisiology of Human Gait: Neural Processes // Gait Disordes. Advances in Neurology / Eds. Ruzicka E. et al. - Philadelphia, 2001. - Vol. 103. - Р. 53-64.

Vladislav Poperekov,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Sports Disciplines and Adaptive Physical Training Chair, Vyatka State University, Kirov [email protected] Tatiana Zykina,

Student, Faculty of Physical Training and Sports, Vyatka State University, Kirov

[email protected]

Anna Kharina,

Student, Vyatka State University, Kirov

The implementation of the competence approach in the process of physical and mental development of schoolchildren, who belong to a special medical group due to health problems Abstract. This article deals with the problem of implementation of competence approach to the choice of means and methods of developing physical and mental abilities of the children, who belong to a special medical group due to health problems. The purpose of this scientific article is to demonstrate the analysis of effective relationships of physical and mental development specific features among schoolchildren, who belong to a special medical group due to health problems. The results of the scientific article can be considered as practical recommendations for teachers of physical training and coaches.

Key words: competence approach, physical and mental development of schoolchildren, special medical groups.

ISSN 2Э04-120Х

KG HLierrr

научно-методический электронный журнал

Попереков В. С., Зыкина Т. И., Харина А К. Реализация компетентностного подхода в процессе физического и психического развития школьников, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № 12 (декабрь). -0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2019/192049.htm.

References

1. Fendel', T. V. (2010). Organizacionno-pedagogicheskie usloviya kompetentnostnogo podhoda v profes-sional'nom stanovlenii specialistov po fizicheskoj kul'ture i sportu : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.08, SPb., 24 p. (in Russian).

2. Zimnyaya, I. A. Klyuchevye kompetencii - novaya paradigma rezul'tata obrazovaniya. Available at: http://aspirant.rggu.ru/article.html?id=50758 (in Russian).

3. Tokareva, Yu. P. (2015). "Organizaciya zanyatij special'noj medicinskoj gruppy (SMG) a kak instrument zdorov'esberezheniya obuchayushchihsya", Fizicheskaya kul'tura i sport v sovremennom mire: problemy iresheniya, № 1, pp. 175-186 (in Russian).

4. Matveev, A. P. et al. (2008). Fizicheskaya kul'tura 1-11 klassy: programmy dlya uchashchihsya special'noj medicinskoj gruppy obshcheobrazovatel'nyh uchrezhdenij, Drofa, Moscow, 137 p. (in Russian).

5. Lutonin, A. Yu., Proshlyakov, V. D. et al. (2002). "Osnovnye podhody k formirovaniyu special'nyh medicin-skih grupp", Adaptivnaya fizicheskaya kul'tura, SPb., vyp. 2(10), pp. 14-17 (in Russian).

6. Gatiatulin, R. R. & Goncharova, S. I. (2010). "Medicinskoe soprovozhdenie lic s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya v sisteme kompleksnogo mediko-psihologo-pedagogicheskogo so-provozhdeniya", Problemy i perspektivy integrirovannogo inklyuzivnogo obrazovaniya lic i ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya: materialy Vseros. nauch.-prakt. konf, Krasnoyarsk, pp. 86-96 (in Russian).

7. Simon, S. R. et al. (2008). "The effect of medical student teaching on patient satisfaction in a managed care setting", Journal of general internal medicine, 15(7), pp. 57-61 (in English).

8. Poperekov, V. S. et al. (2018). "Rezul'taty eksperimental'noj metodiki primeneniya statodinamicheskih upra-zhnenij na zanyatiyah fizicheskoj kul'turoj so studentami special'nyh medicinskih grupp", Chelovek. Sport. Medicina, t. 18, № 3, pp. 120-134. Available at: https://hsm.susu.ru/hsm/ru/article/view/128 (in Russian).

9. Ivanova, N. L. (2012). Zanyatiya fizicheskoj kul'turoj v special'nyh medicinskih gruppah shkol i VUZov: ucheb.-metod. posobie, Moscow, pp. 4-9 (in Russian).

10. Zaletaev, I. P. (2005). "Organizaciya i provedenie zanyatij s uchashchimisya special'noj medicinskoj gruppy", Fizicheskaya kul'tura v shkole, № 5, pp. 11-17 (in Russian).

11. Shalaeva, I. Yu. (2015). "Zdorov'esberegayushchaya sreda kak neobhodimoe uslovie sohraneniya i ukrepleniya zdorov'ya shkol'nikov special'nyh medicinskih grupp", Fizicheskoe vospitanie i sportivnaya trenirovka, № 1(11), pp. 75-79 (in Russian).

12. Lubysheva, L. I. & Kondrat'ev, A. N. (2006). "Zdorov'eformiruyushchaya tekhnologiya fizicheskogo vospi-taniya mladshih shkol'nikov", Teoriya i praktika fiz. kul'tury, № 3, pp. 5-13 (in Russian).

13. Kokorina, E. V. (2008). Ozdorovitel'no-korrekcionnaya napravlennost'processa fizicheskogo vospitaniya mladshih shkol'nikovs zabolevaniyamiorganovdyhaniya: monografiya, ITFK, Irkutsk, 113 p. (in Russian).

14. Duda, I. V. (2007). Formirovanie cennostnyh orientacij bol'nyh skoliozom shkol'nikov v uchebno-vospi-tatel'nom processe shkoly-internata, Krasnoyarskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. V. P. Astafeva, Krasnoyarsk, 244 p. (in Russian).

15. Dergachenko, E. A. & Pecherskaya, G. Yu. (2014). "Metodicheskie podhody k korrekcii zdorov'ya uchashchihsya special'noj medicinskoj gruppy", Tendencii sohraneniya urovnya zdorov'ya i dvigatel'noj aktivnostiyunoshej i de-vushek, prozhivayushchih v usloviyah Dal'nevostochnogo regiona, № 1, pp. 305-317 (in Russian).

16. Rijhtjes, M. et al. (2005). "Individual factors in constraint - induced movement therapy after stroke", Neu-rorehabil Neural Repair, sep. 19 (3), pp. 249-283 (in English).

17. Kirichek, K. et al. (2019). Formation of competency for implementation of diagnostics of schoolchildren outcomes by bachelors of education: 13th International Technology, Education and Development Conference, 11-13 March, Valencia, Spain, pp. 4029-4037 (in English).

18. Gorbunov, G. D. (2014). Psihopedagogika sporta: ucheb. posobie, 5-e izd., ispr. i dop., Sov. sport, Moscow, pp. 41-43 (in Russian).

19. Wise, R. A. (2004). "Dopamine, learning and motivation", Nature Rev Neurosci, 5, pp. 483-494 (in English).

20. Dietz, V. (2001). "Phisiology of Human Gait: Neural Processes", Gait Disordes. Advances in Neurology, Eds. Ruzicka E. et al, Philadelphia, vol. 103, pp. 53-64 (in English).

ISSN 2304-120X

ко ниегтг

научно-методический электронный журнал

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакцию Received 10.11.19 Получена положительная рецензия Received a positive review 01.12.19

Принята к публикации Accepted for publication 01.12.19 Опубликована Published 25.12.19

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2019 © Попереков В. С., Зыкина Т. И., Харина А. К., 2019

www.e-koncept.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.