Научная статья на тему 'Уровень медико-биологических знаний учителей физической культуры в школе: проблема и пути ее решения'

Уровень медико-биологических знаний учителей физической культуры в школе: проблема и пути ее решения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
163
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / СПЕЦИАЛЬНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ГРУППА / УЧИТЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / УРОВЕНЬ МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ / PHYSICAL EDUCATION / PROFESSIONAL COMPETENCE / SPECIAL MEDICAL GROUP / PE TEACHER / LEVEL OF MEDICO-BIOLOGICAL KNOWLEDGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Виленская Татьяна Евгеньевна, Чернышенко Юрий Константинович

В статье представлены данные об экспериментальной работе по повышению уровня профессиональной компетентности учителей физической культуры общеобразовательных школ в контексте работы с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальным медицинским группам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Виленская Татьяна Евгеньевна, Чернышенко Юрий Константинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LEVEL OF MEDICAL BIOLOGICAL KNOWLEDGE OF PE TEACHERS AT SCHOOL: THE PROBLEM AND WAYS OF ITS DECISION

The article represents the data of experimental work concerning the increasing of the level of PE teachers professional competence at general secondary schools according to work with those schools children who are in special medical groups because of their health.

Текст научной работы на тему «Уровень медико-биологических знаний учителей физической культуры в школе: проблема и пути ее решения»

тельной деятельности в экстремальных ситуациях обусловлен такими их индивидуально-психологическими качествами, как ассертивная стратегия копинг поведения в стрессе, самоконтроль, нервно-психическая устойчивость, высокий уровень поведенческой регуляции и личностного адаптационного потенциала, карьерные ориентации на «служение» и «профессиональную компетентность», тревожность, гибкость мыслительных процессов, организаторские и коммуникативные способности, ответственность, смелость, низкий уровень выраженности патопсихологических свойств личности и акцентуаций характера, активность.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бобрищев, А. А. Теория и результаты многомерной оценки психологической готовности спортсменов силовых единоборств // Ученые записки. - 2008. - № 11. - С. 8-15.

2. Пуни, А.Ц. Процесс и система звеньев психологической подготовки к соревнованиям в спорте : психологический аспект : избранные лекции / А.Ц. Пуни ; Гос. ин-т физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - Л. : [б.и.], 1979. - 50 с.

3. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. - СПб. : Речь, 2001. - 448 с.

4. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации / под ред. А.Ф. Кудряшова. - Петрозаводск : Петроком, 1992. - 318 с.

5. Мельников, В.М. Введение в экспериментальную психологию личности : учебное пособие / В.М. Мельников, Л.Т. Ямпольский. - М. : Просвещение, 1985. - 319 с.

6. Боровиков, В.П. STATISTICA. Статистический анализ и обработка данных в среде Windovs / В.П. Боровиков, И.П. Боровиков. - M. : Информационноиздательский дом "Филин", 1997. - 608 с.

УРОВЕНЬ МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ШКОЛЕ: ПРОБЛЕМА И ПУТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ

Татьяна Евгеньевна Виленская, кандидат биологических наук,

Юрий Константинович Чернышенко, доктор педагогических наук, профессор, ФГОУ ВПО «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта

и туризма» (КГУФКСТ)

Краснодар

Аннотация

В статье представлены данные об экспериментальной работе по повышению уровня профессиональной компетентности учителей физической культуры общеобразовательных школ в контексте работы с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальным медицинским группам.

Ключевые слова: профессиональная компетенция, специальная медицинская группа, учитель физической культуры, уровень медико-биологических знаний.

THE LEVEL OF MEDICAL - BIOLOGICAL KNOWLEDGE OF PE TEACHERS AT SCHOOL: THE PROBLEM AND WAYS OF ITS DECISION

Tatyana Evgenevna Vilenskaya, candidate of biological sciences,

Jury Konstantinovich Chernyshenko, doctor of pedagogical sciences, professor, Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism,

Krasnodar

Abstract

The article represents the data of experimental work concerning the increasing of the level of PE teachers professional competence at general secondary schools according to work with those

schools children who are in special medical groups because of their health.

Key words: physical education, professional competence, special medical group, PE teacher, level of medico-biological knowledge.

Рассматривая фундаментальные педагогические основы проблемы сохранения и улучшения состояния здоровья, уровня физической и двигательной подготовленности в ходе физического воспитания детей 7-10 лет в специальной медицинской группе (СМГ), несомненно, целесообразно изучить ее кадровую составляющую [4, 6]. Общеизвестна центральная, по сути, решающая роль личности педагога, его профессиональной компетенции в учебно-воспитательном процессе, тем более, если речь идет о работе с детьми, имеющими различные, иногда хронические заболевания [1, 2, 5].

Многолетний анализ организации, содержания и результативности учебновоспитательной работы с младшими школьниками, отнесенными по состоянию здоровья к СМГ, позволил сформулировать следующее основное заключение: учителя физической культуры, как правило, в недостаточной степени подготовлены в профессиональном плане по многим важным аспектам физического воспитания детей, отнесенных по состоянию здоровья к СМГ.

К основным аспектам следует отнести:

а) технологические подходы к комплектованию учебных групп;

б) лабильное изменение целевых установок учебно-воспитательного процесса в зависимости от половозрастных особенностей занимающихся и нозологических форм их заболеваний;

в) формы и содержание врачебно-педагогического контроля физической подготовленности учащихся;

г) целесообразность применения различных средств двигательной реабилитации, в зависимости от диагноза ребенка;

д) неотложная медицинская помощь при травматических случаях.

Изучение нормативных документов, регламентирующих организационносодержательные аспекты профессиональной подготовки специалистов в сфере физической культуры и спорта, позволяет отметить следующие типичные причины сложившейся ситуации:

1. Фрагментарность в содержании дисциплин общепрофессиональных и специальных блоков государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, дидактических единиц по вопросу физического воспитания учащихся общеобразовательных школ, отнесенных по состоянию здоровья к СМГ.

2. Рассредоточение учебного материала, отражающего организационнометодические особенности работы с детьми, отнесенными по состоянию здоровья к СМГ, по содержанию отдельных учебных дисциплин. Следствием этого является отсутствие концентрированного изложения проблемы, способствующего системному изучению будущими специалистами данного важнейшего вопроса.

В ходе проведенных педагогических экспериментов были проанализированы 78 уроков физической культуры в СМГ.

Результаты анализа [3] свидетельствуют о серьезных недостатках в профессиональной подготовленности педагогов, к основным недостаткам относятся:

- отсутствие четкой общей идеологии и концепция физического воспитания младших школьников, отнесенных по состоянию здоровья к СМГ;

- ориентация на общепринятые проективные установки учебно -воспитательного процесса, направленные на общее физическое развитие детей;

- отсутствие понимания содержания используемых на уроках физических упражнений с позиций их потенциальной травмоопасности;

- плохая информированность учителей физической культуры о возможностях использования средств физического воспитания в целях двигательной реабилитации детей с различными заболеваниями и патологическими состояниями;

- организационные трудности в комплектовании СМГ, отсутствие знаний у

педагогов по этой проблеме;

- отсутствие у учителей физической культуры знаний и навыков осуществления срочного медико-биологического контроля в ходе проведения физкультурноспортивной и оздоровительной работы;

- низкий уровень сформированности у педагогов умений и навыков оказания неотложной медицинской помощи.

Этот далеко не полный перечень серьезных недостатков в профессиональной компетенции педагогов обусловил необходимость проведения большой дополнительной работы по повышению квалификации учителей физической культуры в рамках специальных курсов. Содержание учебного плана было предопределено перечнем указанных выше недостатков и состояло из следующих тем:

- Особенности естественного и стимулируемого развития физических качеств детей младшего школьного возраста.

- Основы врачебно-педагогического (текущего и срочного) контроля состояния занимающихся.

- Принципы оценки физических упражнений с позиций их афизиологичности и травмоопасности для опорно-двигательного аппарата (ОДА).

- Принципы и приемы оказания неотложной медицинской помощи.

- Принципы двигательной реабилитации при отдельных заболеваниях и патологических состояниях.

Для активизации познавательной деятельности учителей физической культуры применялись методы активного обучения, такие как «Мозговая атака», «Анализ конкретных ситуаций», «Деловая игра» и другие.

В ходе формирующего педагогического эксперимента, целью которого являлось вооружение учителей физической культуры теоретическими знаниями и формирование у них профессиональных умений и навыков работы с младшими школьниками, отнесенными по состоянию здоровья к СМГ, были организованы экспериментальная (п=31) и контрольная (п=28) группы специалистов, обладающих равным уровнем подготовленности по данной проблеме.

Система оценки подготовленности педагогов заключалась в выполнении ими 20 тестовых заданий по каждой из пяти основных тем занятий.

Данные, характеризующие достоверность различий показателей уровня медикобиологической компетенции специалистов после проведения педагогического эксперимента, представлены в таблице.

Анализ полученных результатов свидетельствует о безусловном превосходстве учителей из экспериментальной группы.

При этом в ходе проведенных после эксперимента педагогических наблюдений и бесед с учителями зафиксирована явная повышенная заинтересованность педагогов в использовании полученных знаний в практической деятельности.

По нашему мнению, повышение уровня компетенции учителей физической культуры в связи с их профессиональной деятельностью в специальной медицинской группе возможно двумя путями.

Во-первых, на основе целенаправленной подготовки будущих специалистов в сфере физической культуры в вузах в рамках специальной новой интегрированной дисциплины «Методика физического воспитания детей, отнесенных по состоянию здоровья к СМГ». Данный вариант перспективен, может быть реализован за счет ее введения в учебные планы высшего учебного заведения в рамках факультативных дисциплин, дисциплин по выбору и других внутренних возможностей, но он реален только для студентов, получающих высшее профессиональное образование в настоящее время.

Второй путь предназначен для большого количества специалистов, уже получивших высшее образование и в настоящее время работающих в общеобразовательных школах.

Он основан на многочисленных формах повышения квалификации на основе содержания, представленного в данной статье.

Достоверность различий показателей уровня медико-биологической компетенции учителей физической культуры, работающих с детьми 7-10 лет, отнесенными ________________к СМГ, в конце педагогического эксперимента_________________

№ Тестовые задания Контр. группа п = 28 Экспер. группа п = 31 К^Э К^К Э^Э

1 Р 1 Р 1 Р

М ±т М ±т

1 Особенности развития отдельных физических качеств у детей и подростков 14,1 0,47 16,7 0,53 3,66 <0,01 0,63 >0,05 4,85 <0,01

2 Основы врачебнопедагогического контроля занимающихся 13,5 0,49 16,1 0,57 3,47 <0,01 0,45 >0,05 3,94 <0,01

3 Принципы оценки физических упражнений с позиции травмоопасности и афизио-логичности для ОДА 13,0 0,43 15,2 0,58 3,06 <0,01 0,31 >0,05 3,30 <0,01

4 Неотложная медицинская помощь 12,5 0,45 14,6 0,49 3,13 <0,01 0,33 >0,05 3,18 <0,01

5 Принципы двигательной реабилитации при отдельных заболеваниях и патологических состояниях 11,7 0,42 13,4 0,47 2,70 <0,01 0,16 >0,05 3,02 <0,01

ЛИТЕРАТУРА

1. Бальсевич, В.К. Основные положения концепции интенсивного инновационного преобразования национальной системы физкультурно-спортивного воспитания детей, подростков и молодежи России // Теория и практика физической культуры. -2002. - № 3. - С. 2-4.

2. Бальсевич, В.К. Спортивно-ориентированное физическое воспитание: образовательный и социальный аспекты / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. - 2003. - № 5. - С. 19-22.

3. Виленская, Т.Е. Физическое воспитание детей младшего школьного возраста : факторы риска и пути их устранения / Т.Е. Виленская. - М. : Советский спорт, 2006. - 150 с.

4. Кузнецов, В.Н. Охрана здоровья детей и подростков в образовательных учреждениях России // Материалы Всероссийского форума по политике в области общественного здоровья. — М., 1999. — С. 33-34.

5. Неверкович, С. Д. Построение программы по физической культуре для начальной школы / С. Д. Неверкович, С.П. Киршев // Физическая культура : воспитание, образование, тренировка. - 1997. - № 2. - С. 12-17.

6. Чернышенко, Ю.К. Организационно-методические и медико-биологические основы физкультурного воспитания учащихся в специальных медицинских группах / Ю.К. Чернышенко, В.И. Осик, Т.А. Банникова ; Краснодарская гос. акад. физ. культуры. - Краснодар : [б.и.], 2002. - 63 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.