СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ
© Голякова Н.Н.*, Горяинов А.П.Ф
Филиал Ставропольского государственного педагогического института,
г. Ессентуки
В статье идет речь о содержании занятий по спортивным играм с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.
Ключевые слова: специальная медицинская группа, программы по физической культуре, баскетбол, волейбол, футбол, стритбол, настольный теннис, бадминтон.
С каждым годом увеличивается количество детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья. Среди наиболее распространенных заболеваний школьников болезни органов пищеварения, хронические заболевания нервной системы и психической сферы, болезни опорно-двигательного аппарата.
В специальную группу включают учащихся, имеющих такие отклонения в состоянии здоровья, которые являются противопоказанием к повышенной физической нагрузке. Включение учащихся в специальную медицинскую группу может носить как временный, так и постоянный характер (в зависимости от вида заболевания и других отклонений в состоянии здоровья).
Холодов Ж.К. и Кузнецов В.С. отмечают, что основными задачами физического воспитания учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, являются:
- укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию и закаливанию организма;
- повышение функционального уровня органов и систем, ослабленных болезнью;
- повышение физической и умственной работоспособности;
- повышение иммунологической реактивности и сопротивляемости организма как средств борьбы с аллергизацией, провоцируемой простудными заболеваниями и наличием очагов хронической инфекции;
- формирование правильной осанки, а при необходимости ее коррекция;
- обучение рациональному дыханию;
- освоение основных двигательных умений и навыков;
* Доцент кафедры Физической культуры, кандидат педагогических наук.
* Старший преподаватель кафедры Физической культуры.
- воспитание морально-волевых качеств;
- воспитание интереса к самостоятельным занятиям физической культурой и внедрение их в режим дня учащихся;
- создание предпосылок, необходимых для будущей трудовой деятельности учащихся [6, с. 204].
Камышанова О.Н. отмечает, что организация и проведение уроков со школьниками в специальной медицинской группе намного сложнее, чем занятия со здоровыми школьниками. Группы формируются из учащихся разных классов, разного пола и возраста, что затрудняет процесс обучения. Ребята, имеющие те или иные отклонения в состоянии здоровья, психологически не готовы к занятиям физической культурой. Все это является основанием для изучения технологии организации и проведения занятий со школьниками специальных медицинских групп [1, с. 22].
В содержание занятий по физической культуре с учащимися специальной медицинской группы включены спортивные игры.
Программой по физической культуре для учащихся специальной медицинской группы общеобразовательных учреждений (А.П. Матвеев, Т.В. Петрова, Л.В. Каверкина, 2010) предусмотрено проведение занятий по спортивным играм в 5-11-х классах. Согласно программе занятия по физической культуре с учащимися 5-9-х классов специальной медицинской группы включают спортивные игры (баскетбол, футбол, волейбол). Технические и тактические действия в спортивных играх подбираются и планируются учителем физической культуры в зависимости от успешности их освоения учащимися и индивидуальных особенностей последующего использования в игровой деятельности. В 5-6-х классах учащиеся овладевают техническими действиями без мяча и с мячом. Для учащихся 7-11-х классов спортивные игры включены в программу как учебная тема по выбору. Содержание занятий по спортивным играм в 7-11-х классах включает техническо-такти-ческие действия с мячом и без мяча, игру по упрощенным правилам (на ограниченной спортивной площадке, с сокращением продолжительности игры, возможностью относительно частой замены игроков и т.п.) [5].
Коданева Л.Н. рекомендует при планировании занятий по физической культуре для учащихся специальной медицинской группы в 1-4-х классах на изучение элементов спортивных игр отводить 22 часа ежегодно при двухразовых занятиях в неделю. Для учащихся 5-11-х классов рекомендуется отводить по 10 часов на изучение баскетбола и по 10 часов на изучение волейбола ежегодно при двухразовых занятиях в неделю [2, с. 54].
Программой по физической культуре для учащихся специальной медицинской группы под ред. М.Ю. Ушаковой (2010) предусмотрено изучение следующих спортивных игр: волейбол, стритбол, настольный теннис, бадминтон.
Для учащихся начальной школы программой предусмотрены подвижные игры с элементами волейбола и различные упражнения с волейболь-
ными мячами, такие как: «Гонка мячей по кругу», «Перебрасывание мячей в парах», броски мяча над собой с различными заданиями, броски мяча об стену и др. На изучение данного раздела отводится 14 часов. На изучение волейбола в 5-11-х классах отводится по 10 часов. Учащиеся среднего и старшего звена изучают стойки и перемещения волейболиста и основные игровые приемы: верхние и нижние передачи мяча, нижнюю и верхнюю прямую подачу, прямой нападающий удар. Помимо технических приемов учащиеся осваивают простейшие тактические действия в нападении и защите. Авторы программы отмечают, что волейбол - это игра, которая подходит для детей с различной нозологией и разным уровнем физической подготовленности. Занятия волейболом развивают силу, ловкость, быстроту, выносливость. Все движения в волейболе носят естественный характер, основаны на беге, прыжках и метаниях, поэтому при правильном обучении учащиеся осваивают их сравнительно легко. Это поможет детям, отнесенным по состоянию здоровья к СМГ, научиться играть, чувствовать себя более уверенно и демонстрировать свое умение, играя при любой возможности, знать правила, совершенствоваться в игре [4, с. 96].
Стритбол включен в программу занятий с учащимися 4-11-х классов специальной медицинской группы в объеме 4 часов ежегодно. В связи с малым количеством учебных часов на занятиях даются ознакомительные моменты, освоение несложных навыков владения мячом и техники игры. В начале каждого занятия осваиваются и повторяются передвижения, прыжки, остановки, повороты сначала без мяча, а потом с мячом. Обязательным условием проведения урока является работа в парах с мячом. В занятия включаются передачи и ловли мяча в различных вариантах (мяч низко, высоко, двумя руками, одной, от груди, сверху, снизу и т.п., то же после ведения); броски в корзину (одной рукой от плеча, в прыжке, «крюком», снизу; двумя руками снизу, сверху, от груди) и учебная игра [4, с. 113].
Настольный теннис включен в программу занятий с учащимися специальной медицинской группы с 1 по 11 класс в объеме 8 часов ежегодно. Авторы программы отмечают, что настольный теннис - игра, которая подходит для детей разного уровня физической подготовленности и разной нозологии. Она поможет детям, отнесенным по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, научиться играть, чувствовать себя более уверенно. Игра в настольный теннис положительно влияет на зрение, так как наблюдение за теннисным мячом (то приближающимся, то удаляющимся) тренирует мышцы, управляющие хрусталиком глаза. А умеренные нагрузки при этом не допускают утомления зрения. Продолжительная игра с умеренной нагрузкой способствует нормализации веса. Учащиеся 1-4-х классов знакомятся с историей настольного тенниса, изучают способы удержания ракетки, технику ударов по мячу, подвижные игры с элементами настольного тенниса, а также основные стойки и перемещения. Учащиеся 5-8-х классов
знакомятся с правилами игры в настольный теннис, совершенствуют основные стойки и перемещения, изучают технику ударов по мячу (накат, подрезка, топ-спин), подвижные игры и эстафеты. Учащиеся 9-11-х классов продолжают осваивать правила игры и судейства, изучают виды подачи мяча: «бумеранг», «косой удар», «свеча», «срезка»; совершенствуют технику ударов по мячу (накат, подрезка, топ-спин), совершенствуют игровые навыки в учебной игре [4, с. 119, 122].
Бадминтон в программе для учащихся СМГ под ред. М.Ю. Ушаковой представлен в следующем объеме: 4 часа для начальной школы и 12 часов для среднего и старшего звена. Бадминтон - это игра, которая подходит для детей с разной нозологией и разным уровнем физической подготовленности. Игра в бадминтон, также как и игра в настольный теннис, положительно влияет на зрение, способствует нормализации веса. Бадминтон имеет массу положительного и не имеет противопоказаний. К тому же занятия бадминтоном не требуют дорогостоящего инвентаря. Площадку для бадминтона очень просто оборудовать. Правила игры в бадминтон просты и не требуют длительного изучения. Несложно судить соревнования. Технику игры довольно легко можно освоить. Учащиеся 1-4-х классов изучают стойку игрока, броски волана, хват ракетки, упражнения с воланом, упражнения с воланом и ракеткой, индивидуальные упражнения с двумя воланами, парные упражнения. В занятия включаются подвижные игры с элементами бадминтона. Учащиеся 5-7-х классов изучают жонглирование открытой и закрытой стороной, удары (справа, слева, снизу закрытой стороной), подачу на технику, играют в игры с бадминтонным инвентарем, подвижные игры с элементами бадминтона, совершенствуют игровые приемы в учебной игре. Учащиеся 8-9-х классов изучают удары (справа, слева, по высокой траектории, удар снизу открытой стороной, удар снизу с подачи, удар сверху с набрасывания, удар сверху с подачи), подачи (в зону подачи, по низкой траектории). Учащиеся знакомятся с тактическими действиями в доступном объеме. Программой предусмотрены подвижные игры с элементами бадминтона и учебная игра. Учащиеся 10-11-х классов продолжают совершенствовать изученные ранее игровые приемы, изучают новые приемы (удар сверху в прыжке, отталкиваясь двумя ногами; удар сверху в прыжке, отталкиваясь одной ногой; подача по низкой траектории к передней линии подачи; подача по высокой траектории к задней линии подачи, подачи по углам зоны подачи и др.), совершенствуют игровые приемы в учебной игре [4, с. 150, 175].
Подвижные и спортивные игры требуют строгой дозировки. Повышенное эмоциональное состояние при проведении подвижных и особенно спортивных игр может вызвать незаметное утомление учащихся, поэтому учителю следует пристально следить за первыми его признаками, своевременно заканчивать игру, предупреждая возникновение переутомления [3].
Таким образом, анализ программ по физической культуре для учащихся специальной медицинской группы показал, что спортивные игры являются одним из эффективных средств физического воспитания учащихся с отклонениями в состоянии здоровья. В программу занятий могут включаться следующие спортивные игры: волейбол, баскетбол, футбол, стритбол, настольный теннис, бадминтон. Занятия спортивными играми при правильной организации занятий будут способствовать укреплению здоровья учащихся, формированию двигательных умений и навыков по спортивным играм, улучшению их физической подготовленности, а также развитию таких качеств, как уверенность в себе, чувство товарищества, ответственность, взаимопомощь, дисциплинированность и др.
Список литературы:
1. Камышанова О.Н. Организация занятий с учащимися специальной медицинской группы // Физическая культура в школе. - 2010. - № 4. - С. 22-23.
2. Коданева Л.Н. Примерное планирование учебного материала по физической культуре для учащихся специальной медицинской группы // Физическая культура в школе. - 2012. - № 3. - С. 53-55.
3. Принципы методики проведения занятий специальной медицинской группы (СМГ) [электронный ресурс] - Режим доступа: Ийр//сеп1егее-verni.dop/mskobr.ru>files/199/smg.pdf (дата обращения: 24.12.2014).
4. Программа по физической культуре. Специальная медицинская группа. 1-11 классы / авт. -сост. Т.В. Дараева и др.; под общ. ред. М.Ю. Ушаковой. -М.: Издательство «Глобус», 2010. - 216 с. - (Образовательный стандарт).
5. Физическая культура. Программы для учащихся специальной медицинской группы общеобразовательных учреждений. 1-11 кл. / авт.-сост. А.П. Матвеев, Т.В. Петрова, Л.В. Каверкина. - М.: Дрофа, 2010. - 76 с.
6. Холодов Ж.К. Теория и методика физической культуры и спорта: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: Изд. центр «Академия», 2012. - 480 с. - (Сер. Бакалавриат).