Научная статья на тему 'Интерактивные методы проведения занятий по дисциплине «Физическая культура» со студентами специальной медицинской группы'

Интерактивные методы проведения занятий по дисциплине «Физическая культура» со студентами специальной медицинской группы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
429
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПЕЦИАЛЬНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ГРУППА / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / PHYSICAL EDUCATION / SPECIAL MEDICAL GROUP / NEW EDUCATION TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андриянова М.Н., Абульханова М.В.

Статья посвящена инновационным технологиям, которые могут использоваться на занятиях физической культурой со студентами специальной медицинской группы в юридическом вузе. Преподаватель, используя весь арсенал инновационных методов и средств обучения дисциплине «Физическая культура», мотивирует студентов на достижение наилучших результатов в освоении предмета и повышение уровня здоровья занимающихся. В статье также приводятся данные, полученные в результате диспансерного обследования, где выявлена структура заболеваемости студентов по нозологическим формам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Андриянова М.Н., Абульханова М.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interactive methods of training in the discipline “Physical education” with students of special medical group

The article is devoted to innovative technologies that can be used for physical education with students of special medical group. Teacher using whole range of innovative methods for discipline “Physical еducation” by doing that he is motivate students to achieve the best results in the subject and raising the level of students health. The article also presents data obtained from medical examinations, where the disease is detected by nosological forms.

Текст научной работы на тему «Интерактивные методы проведения занятий по дисциплине «Физическая культура» со студентами специальной медицинской группы»

ТРУДЫ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» СО СТУДЕНТАМИ СПЕЦИАЛЬНОЙ

МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ

М.Н. АНДРИЯНОВА, М.В. АБУЛЬХАНОВА, Московская государственная академия физической культуры (МГАФК),

п. Малаховка

Аннотация

Статья посвящена инновационным технологиям, которые могут использоваться на занятиях физической культурой со студентами специальной медицинской группы в юридическом вузе. Преподаватель, используя весь арсенал инновационных методов и средств обучения дисциплине «Физическая культура», мотивирует студентов на достижение наилучших результатов в освоении предмета и повышение уровня здоровья занимающихся. В статье также приводятся данные, полученные в результате диспансерного обследования, где выявлена структура заболеваемости студентов по нозологическим формам.

Abstract

The article is devoted to innovative technologies that can be used for physical education with students of special medical group. Teacher using whole range of innovative methods for discipline "Physical education" by doing that he is motivate students to achieve the best results in the subject and raising the level of students health. The article also presents data obtained from medical examinations, where the disease is detected by nosological forms.

Ключевые слова: физическая культура, специальная медицинская группа, инновационные технологии.

Key words: physical education, special medical group, new education technologies.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дисциплина «Физическая культура» в высших учебных заведениях представлена как важнейший компонент целостного развития личности. Изучается на первом и втором курсе. Цель обучения дисциплине - получение выпускником образования, которое позволяет приобрести необходимые общекультурные и профессиональные компетенции и успешно работать в избранной сфере деятельности.

Свои образовательные и развивающие функции данная дисциплина наиболее полно осуществляет в целенаправленном педагогическом процессе физического воспитания, который опирается на основные общедидактические принципы: наглядность, доступность, сознательность, систематичность и динамичность.

Этими принципами пронизано всё содержание учебной рабочей программы для вуза по учебной дисциплине «Физическая культура», которая тесно связана не только с физическим развитием и совершенствованием функциональных систем организма молодого человека, но

и с формированием средствами физической культуры и спорта жизненно необходимых психических качеств, свойств и черт личности.

Предполагаются устойчивые знания базовых дисциплин: легкой атлетики, гимнастики, спортивных игр. Требуется тесная координация с дисциплинами «Безопасность жизнедеятельности» и «Основы безопасности жизнедеятельности».

Рабочая программа учебной дисциплины обобщает опыт предшествующей подготовки и опирается на имеющийся у студентов уровень физического развития. Преподавание данной дисциплины ставит целью формирование физической культуры личности, обеспечение готовности к социально-профессиональной деятельности, включение в здоровый образ жизни, в систематическое физическое самосовершенствование.

Цель физического воспитания студентов вуза - формирование физической культуры личности и способности направленного использования разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения

и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей профессиональной деятельности.

Для достижения поставленной цели требуется решить ряд воспитательных, образовательных, развивающих и оздоровительных задач:

- обеспечить осознание студентами социальной роли физической культуры в развитии личности и в подготовке ее к профессиональной деятельности;

- дать глубокие знания научно-биологических и практических основ физической культуры и здорового образа жизни;

- сформировать мотивационно-ценностное отношение к физической культуре, установку на здоровый образ жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом;

- обеспечить овладение системой практических умений и навыков, необходимых для сохранения и укрепления здоровья, психического благополучия, развития и совершенствования психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределения в физической культуре;

- обеспечить общую и профессионально-прикладную физическую подготовленность, определяющую психофизическую готовность студента к будущей профессии;

- научить творчески использовать физкультурно-спортивную деятельность для достижения жизненных и профессиональных целей.

Согласно требованиям ФГОС ВПО, по окончании обучения студент направления подготовки «Юриспруденция» должен:

Знать: научно-практические основы физической культуры и здорового образа жизни.

Уметь: использовать творчески средства и методы физического воспитания для профессионально-личностного развития, физического самосовершенствования, формирования здорового образа жизни.

Владеть: средствами и методами укрепления индивидуального здоровья, физического самосовершенствования, ценностями физической культуры личности для успешной социально-культурной и профессиональной деятельности.

Обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

- стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7).

Обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

в педагогической деятельности:

- способностью управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-18);

- способностью эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19).

В целях дифференцированного подхода к организации занятий по физической культуре и в соответствии с действующим Федеральным законом «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»

от 04.12.2007 г. № 329-Ф3 все студенты ФГОБУ ВПО РПА Минюста России в зависимости от состояния здоровья делятся на три группы: основную, подготовительную и специальную медицинскую. Занятия в этих группах отличаются учебными программами и структурой физической нагрузки, а также требованиями к уровню освоения учебного материала.

Студенты, имеющие удовлетворительное состояние здоровья, относятся к основной медицинской группе.

Студенты с недостаточным физическим развитием и с низкой физической подготовленностью или имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья относятся к подготовительной медицинской группе. Этой категории разрешается заниматься физической культурой по программе для основной группы с учетом некоторых ограничений в объеме и интенсивности физических нагрузок (в том числе временны х).

Студенты, которые на основании медицинского заключения о состоянии их здоровья не могут заниматься физической культурой по программе для основной группы (10-15% от общей численности студентов), относятся к специальной медицинской группе (СМГ).

Основные задачи физического воспитания студентов, отнесенных к специальной медицинской группе:

- укрепление здоровья, ликвидация или стойкая компенсация нарушений, вызванных заболеванием;

- улучшение показателей физического развития;

- освоение жизненно важных двигательных умений, навыков и качеств;

- постепенная адаптация организма к воздействию физических нагрузок, расширение диапазона функциональных возможностей физиологических систем организма;

- овладение комплексами упражнений, благоприятно воздействующими на состояние организма обучающегося с учетом имеющегося у него заболевания;

- закаливание и повышение сопротивляемости защитных сил организма;

- формирование волевых качеств личности и интереса к регулярным занятиям физической культурой;

- воспитание сознательного и активного отношения к ценности здоровья и здоровому образу жизни;

- обучение правилам подбора, выполнения и самостоятельного формирования комплекса упражнений утренней гигиенической гимнастики с учетом рекомендаций врача и преподавателя;

- обучение способам самоконтроля при выполнении физических нагрузок различного характера;

- соблюдение рационального режима труда и отдыха, полноценного и рационального питания.

Обработка результатов диспансерного обследования СМГ РПА Минюста РФ позволила выявить структуру и тенденции заболеваний по нозологическим формам. В структуре заболеваемости болезни опорно-двигательного аппарата составляют 37%, нарушения функций сердечно-сосудистой системы - 29,1%, заболевания органов зрения - 12,9%.

Знание заболеваний позволяет лучше понять, какие именно методические подходы необходимо использовать для построения занятий.

При заболеваниях сердечно-сосудистой системы (вегетососудистая дистония по гипотоническому типу) рекомендуются общеразвивающие упражнения, охватывающие все мышечные группы, в исходном положении лежа, сидя, стоя; ходьба, дозированный бег в медленном темпе; противопоказаны упражнения, выполнение которых связано с задержкой дыхания, напряжением мышц брюшного пресса и ускорением темпа движений.

При заболеваниях опорно-двигательного аппарата (искривления позвоночника, сколиозы 1-2 степеней) рекомендуется использовать упражнения с чередующимися сокращением и расслаблением мышц, и лишь в последующем - упражнения со статической нагрузкой; противопоказаны физические упражнения, увеличивающие гибкость позвоночника и приводящие его к перерастяжению.

При заболеваниях органов зрения (миопии высокой степени) рекомендуются упражнения на пространственную ориентацию, точность движений, динамическое равновесие, гимнастика для глаз; исключаются прыжки с разбега, кувырки, упражнения со статическим напряжением мышц, стойки на руках и голове.

Практические занятия для СМГ призваны углублять, расширять, детализировать знания и содействовать выработке навыков профессиональной деятельности. Они развивают, позволяют проверить знания студентов и выступают как средства оперативной обратной связи. Занятие не должно быть топтанием на месте. Если студенты поймут, что все его обучающие возможности исчерпаны, то резко упадет уровень мотивации. Занятия должны быть так организованы, чтобы студенты постоянно ощущали нарастание сложности выполняемых заданий, испытывали положительные эмоции от переживания собственного успеха в обучении. Большое значение имеют индивидуальный подход и продуктивное педагогическое общение. Обучаемые должны получить

возможность раскрыть и проявить свои способности, свой личностный потенциал. Для этого надо учитывать уровень подготовки и интересы каждого студента группы, выступая в роли консультанта и не подавляя самостоятельности и инициативы студентов. При проведении практических занятий следует учитывать роль повторения. Но оно должно быть не нудным, однообразным. Практические занятия по физическому воспитанию в специальном медицинском отделении направлены на физическую реабилитацию после перенесенных заболеваний, развитие и совершенствование физических качеств с учетом противопоказаний и на повышение уровня здоровья.

В РПА Минюста России внедрен в учебный процесс интерактивный учебный комплекс для самостоятельных занятий по дисциплине «Физическая культура» как для студентов дневного отделения, так и для студентов обучающихся дистанционно (в качестве дисциплины по выбору).

В Академии создан образовательный сервер, который содержит информацию по всем предметам, преподаваемым в Академии. Чтобы попасть в личный кабинет, студент или преподаватель со страницы сайта вводит пароль и логин (рис. 1).

Комплекс содержит рекомендации по самостоятельному выполнению упражнений и основам самоконтроля при занятиях физической культурой, которые выполнены в виде видеороликов с демонстрацией рекомендуемых упражнений. Также студент может в любое время обратиться к преподавателю за консультацией. А тот, в свою очередь, может дать пояснение или конкретное задание.

Например: Студентам, занимающимся в специальной медицинской группе, на занятии преподаватель дает задание для самостоятельной работы. Преподаватель конкретно указывает, какие упражнения, сколько раз, в какое время их необходимо выполнять. Студентам остается зайти в личный кабинет, открыть нужную тему и следовать данным рекомендациям.

Рис. 1

Труды молодых ученых

В части усвоения студентами знаний предусмотрен раздел тестирования. Студент после изучения разделов теоретического блока может перейти к выполнению тестирования.

В данной системе применяются тесты 2-х типов -закрытого, а также система позволяет осуществлять общение студента и преподавателя в режиме оп-

и off-line, применяя кейс-задания, которые требуют решения ситуационной задачи. Таким образом, данный комплекс удовлетворяет требованиям компетентного подхода и позволяет реализовывать требования ФГОС по формированию необходимых общекультурных и профессиональны компетенций студентов (рис. 2).

Рис. 2

Инновационные технологии позволяют: студентам - эффективно использовать учебно-методическую литературу и материалы, усваивать профессиональные знания, развивать мышление, активизировать научно-исследовательскую работу, расширить возможности самоконтроля полученных знаний; преподавателям -оперативно обновлять учебно-методическую литературу, внедрять модульные технологии обучения, использовать имитационные технологии обучения, расширить возможности контроля знаний студентов, а в целом - совершен-

ствовать качество существующих технологий подготовки специалистов.

Результатом образования в области физической культуры должно стать создание устойчивой мотивации и потребности к здоровому и продуктивному стилю жизни, физическому самосовершенствованию, приобретение личного опыта творческого использования ее средств и методов, достижение высокого уровня психофизической готовности к профессиональной деятельности.

Литература

1. Абульханова М.В. Основы проведения занятий по физическому воспитанию: учеб. пособие / М.В. Абульханова, М.Н. Андриянова, И.И. Зулаев. - М.: РПА Минюста России, 2011. - 63 с.

2. Барчуков И.С. Физическая культура: учебник для вузов / И.С. Барчуков; под общ. ред. Н.Н. Маликова.- 4-е изд., испр. - М.: Академия, 2011. - 526 с.

3. Вайнер Э.Н. Лечебная физическая культура: учебник / Э.Н. Вайнер. - М.: Флинта; Наука, 2009. - 424 с.

4. Виленский М.Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студента (для бакалавров): учеб. пособие / М.Я. Виленский, А.Г. Горшков. - М.: КноРус, 2012. - 239 с.

5. Киреев Ю.В. Элементы контроля за состоянием занимающихся адаптивной физической культурой: методические рекомендации для студентов: учеб. пособие / Ю.В. Киреев, А.Ю. Киреева. - М.: Прометей, 2011. -66 с.

6. Криличевский В.И. Педагогика физической культуры: учебник / В.И. Криличевский, А.Г. Семенов, С.Н. Бекасова. - М.: КноРус, 2012. - 319 с.

7. Масалова О.Ю. Физическая культура: педагогические основы ценностного отношения к здоровью: учеб. пособие / О.Ю. Масалова. - М.: КноРус, 2012. - 184 с.

8. Столяров В.И., Быховская И.Н., Лубышева Л.И. Концепция физической культуры и физического воспитания (инновационный подход) // Теория и практика физической культуры. - 1998. - № 5. - С. 11-15.

9. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник: в 2 т. Т. 2. Содержание и методики адаптивной физической культуры и характеристика ее основных видов / под общ. ред. С.П. Евсеева. - М.: Советский спорт, 2005. - 446 с.

10. ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция» (квалификация (степень) «Бакалавр» (в ред. приказа Минобрнауки РФ от 31.05.2011 № 1975)).

11. Федеральный закон от 04.12.2007 г. № 329-Ф3 (ред. от 23.07.2013 г.) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

12. Физическая культура: примерная учебная программа для высших учебных заведений. - М., 2000. - 30 с.

13. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: Академия, 2006. - 479 с.

14. Чермит К.Д. Теория и методика физической культуры: опорные схемы: учеб. пособие / К.Д. Чермит. - М.: Советский спорт, 2005. - 270 с.

15. Черняев В.В. Состояние физического воспитания студентов в контексте гуманитарной парадигмы образования / В.В. Черняев // Физкультурное и валеологи-ческое образование на рубеже XXI века. - Тула, 2000. -С. 33-35.

References

1. Abulkhanova M.V. Fundamentals of physical education classes: studies manual / M.V. Abulkhanova, M.N. Andri-anova, I.I. Zulaev. - M.: Russian Ministry of Justice of the RPA, 2011. - 63 p.

2. Barchukov I.S. Physical education: a textbook for high schools / I.S. Barchukov; under ed. N.N. Malikov. - M.: Academy, 2011.

3. Weiner E.N. Therapeutic physical culture: the textbook / E.N. Weiner. - M.: Flint; Science, 2009. - 424 p.

4. Vilensky MJ. Physical culture and healthy lifestyle of the student (for bachelors): textbook / M.J. Vilensky, A.G. Gorshkov. - M.: KnoRus, 2012. - 239 p.

5. Kireev Y. Elements involved in monitoring the state of adaptive physical education: recommendation for students: textbook / Y. Kireev, A.Y. Kireyeva. - M.: Prometheus, 2011. - 66 p.

6. Krilichevsky V.I. Physical Education Pedagogy: the textbook / V.I. Krilichevsky, A.G. Semenov, S.N. Beka-sova. - M.: KnoRus, 2012. - 319 p.

7. Masalova O. Physical education: pedagogical bases valuable relation to health: manual / O.Y. Masalova. - M., 2012. - 184 p.

8. Stolyarov V.I., Bykhovskaya I.N., Lubysheva L.I. The concept of physical education and physical education

(innovative approach) // Teoriya i practika fizicheskoj kul-tury. - 1998. - № 5. - P. 11-15.

9. Theory and Organization of adaptive physical training: the textbook: in 2 vols. V. 2. Contents and Methods of adaptive physical education and its main characteristic species / under total ed. S.P. Evseev. - M.: Soviet sport, 2005. - 446 p.

10. GEF VPO toward 030900 "Legal training" (qualification (degree) "Bachelor" (in ed. order of the RF Ministry of 31.05.2011 № 1975)).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Federal law of 04.12.2007 № 329-FZ (as amended on 23.07.2013) "On Physical Culture and Sports in the Russian Federation".

12. Physical Culture: example curriculum for higher education. - M., 2000. - 30 p.

13. Holodov J.C. Theory and methods of physical education and sports studies: manual / J.C. Colodov, V.S. Kuznetsov. - M.: Academy, 2006. - 479 p.

14. Chermit K.D. Theory and Methodology of Physical Education: support schemes: manual / K.D. Chermit. - M.: Soviet sport, 2005. - 270 p.

15. Cherniayev V.V. State of physical education of students in context of humanitarian educational paradigm / V.V. Cherniayev // Athletic and valeological education at the turn of the XXI century. - Tula, 2000. - P. 33-35.

G*)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.