Научная статья на тему 'Формирование ценностного отношения старшеклассников к правовым нормам через реализацию субъективных гражданских прав'

Формирование ценностного отношения старшеклассников к правовым нормам через реализацию субъективных гражданских прав Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
124
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К ПРАВОВЫМ НОРМАМ / РЕАЛИЗАЦИЯ СУБЪЕКТИВНЫХ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ / VALUE ATTITUDE OF HIGH SCHOOL STUDENTS TO LEGAL NORMS / REALIZATION OF SUBJECTIVE CIVIL RIGHTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мокшев Д. П.

Автором предложен и обоснован механизм формирования ценностного отношения старшеклассников к правовым нормам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Мокшев Д. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of value attitude of high school students to legal norms through the implementation of subjective civil rights

The author proposes and substantiates the mechanism of formation of value attitude of high school students to legal norms.

Текст научной работы на тему «Формирование ценностного отношения старшеклассников к правовым нормам через реализацию субъективных гражданских прав»

H.Л. Литош, Е. П. Парыгин //Адаптивная физическая культура. - 2010. - № 4(44). - С. 45-53.

4. Bangsbo, J. The Yo-Yo intermittent recovery test / J. Bangsbo, F. M. Iaia, P. Krustrup // Sports medicine. -2008. - V. 38. - № 1. - P. 37-51.

5. Conconi, F. Determination of the anaerobic threshold by a noninvasive field test in runners / F. Conconi [et al.] // Journal of Applied Physiology. - 1982. - V. 52. - № 4. - P. 869-873.

6. Carlomagno, D. Physiological determinants of YoYo intermittent recovery tests in male soccer players / D.Carlomagno, F. M. Impellizzeri // Eur J Appl Physiol. - 2010. - V. 108. - № 2. - P. 401-409.

REFERENCES

I. Evseev S.P. Adaptivnyj sport dlja lic s intellektual'nymi narushenijami: sostojanie i perspektivy razvitija [Adaptive sports for people with intellectual disabilities: the state and development prospects]. Adaptivnaja fizicheskaja kul'tura [Adaptivephysical culture], 2012, no. 2 (50), pp. 2-11.

2. Koryagina Yu.V., Nopin S.V., Litosh N.L. Primenenie tehnologii «exergames» v adaptivnoj fizicheskoj kul'ture i sporte (po materialam zarubezhnoj literatury) [Application of technology «exergames» in adaptive physical culture and sports (on materials of foreign literature)]. Adaptivnaja fizicheskaja kul'tura [Adaptive physical culture], 2016, no. 1 (65), pp. 42-44.

3. Litosh N.L., Parygin E.P. Sportivnaja podgotovka v mini futbole junoshej 10 16 let s narusheniem intellekta [Sports training in the mini-football of young men 10-16 years with intellectual disabilities]. Adaptivnaja fizicheskaja kul'tura [Adaptivephysical culture], 2010, no. 4 (44), pp. 45-53.

4. Bangsbo J., Iaia F.M., Krustrup P. The Yo-Yo intermittent recovery test. Sports medicine, 2008, v. 38, no. 1, pp. 37-51.

5. Conconi F. Determination of the anaerobic threshold by a noninvasive field test in runners. In F. Conconi (et al.)

Journal of Applied Physiology, 1982, v. 52, no. 4, pp. 869-873.

6. Carlomagno D., Impellizzeri F.M. Physiological determinants of Yo-Yo intermittent recovery tests in male soccer players. Eur J Appl Physiol, 2010, v. 108, no 2, pp. 401-409.

УДК 37.035

Д. П. Мокшев, аспирант

ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»

г. Шадринск, Россия

Формирование ценностного отношения старшеклассников к правовым нормам через реализацию субъективных гражданских прав

Автором предложен и обоснован механизм формирования ценностного отношения старшеклассников к правовым нормам.

Ценностное отношение старшеклассников к правовым нормам, реализация субъективных гражданских прав.

D.P. Mokshev,

postgraduate student Shadrinsk state pedagogical university

Shadrinsk, Russia

Formation of value attitude of high school students to legal norms through the

implementation of subjective civil rights

The author proposes and substantiates the mechanism of formation ofvalue attitude of high school students to legal norms.

Keywords: Value attitude of high school students to legal norms, realization of subjective civil rights.

На современном этапе построения гражданского общества перед нашей страной остро встала проблема правового нигилизма молодежи. По данным статистики, лишь 9,2% молодых людей соблюдают нормы и правила. Остальных необходимо постоянно контролировать [7]. Данные показатели говорят о том, что вопрос выработки механизма формирования ценностного отношения старшеклассников к правовым нормам сегодня является весьма актуальным. Такой механизм будет способствовать развитию правосознания молодежи, повышению уровня правовой культуры и, как следствие, укреплению основ гражданского общества.

Ценность права неразрывно связана с его реализацией. Профессор В. П. Грибанов в этой связи писал, что всякое право представляет собой социальную ценность только потому, что его можно реализовать [2, с. 22]. Из этого явственно следует, что защита и реализация субъективных прав может послужить средством формирования ценностного отношения старшеклассников к правовым нормам.

Примечательно, что трудности с реализацией субъективных гражданских прав характерны не только для России, но также для ближнего [1] и дальнего [6] зарубежья. Поэтому механизм, который будет рассмотрен ниже, является универсальным и актуальным для любого государства мира.

Выбор старшеклассников в качестве основного контингента для формирования ценностного отношения к правовым нормам обусловлен несколькими причинами. Во-первых, старшеклассники в силу возраста близки к наступлению полной дееспособности (совершеннолетию). Это означает, что в ближайшей перспективе спектр их прав расширится до максимально возможного. К этому моменту молодые граждане должны подойти максимально подготовленными с морально-психологической точки зрения. Ценностное отношение к правовым нормам послужит стимулятором правомерного поведения. Во-вторых, последние годы обучения в школе ставят учащегося перед проблемой выбора будущей профессии. Высокий уровень знания права и ценностное отношение к правовым нормам помогут молодому человеку в период получения профессионального образования и, что самое важное, при последующей трудовой деятельности.

Разработка механизма формирования ценностного отношения старшеклассников к правовым нормам через защиту и реализацию их субъективных прав была обусловлена следующими противоречиями:

1) между необходимостью перевода практической реализации прав граждан во внутренние ценностные установки и недостаточной методологической разработанностью данной проблематики;

2) между потребностью общества в гражданах с высоким уровнем ценностного отношения к правовым нормам и правовым нигилизмом значительной части населения (в первую очередь, молодежи).

Механизм формирования ценностного отношения старшеклассников к правовым нормам через защиту и реализацию их субъективных прав, на наш взгляд, включает в себя

четыре взаимосвязанных, строго последовательных этапа:

1) Информационный этап - старшеклассник получает первичную теоретическую информацию о правовой норме. В школе источником получения такой информации является учитель (педагог-правовед), который знакомит учащихся с правовыми актами и отдельными нормами права. При этом ключевой задачей преподавателя на данном этапе является верное донесение содержания правовой нормы, очерчивание круга общественных отношений, которые регулируются с помощью этой нормы права. Неточности на информационном этапе сформируют у старшеклассника искаженное представление о правовых нормах, что сделает реализацию последующих этапов механизма малоэффективной или абсолютно бесполезной.

2) Практический этап - включает в себя, собственно, саму реализацию субъективного права ученика, получение практических благ или преимуществ от действия правовой нормы;

3) Ассоциативно-логический этап - старшеклассник соотносит реализованное им субъективное право с действием правовой нормы, выстраивает у себя в сознании логическую цепочку («правовая норма действует я реализую свое субъективное право»). Реализация субъективного права начинает ассоциироваться у школьника с действием правовой нормы.

4) Рефлексивный этап - на данном этапе старшеклассник анализирует и закрепляет в собственном сознании все предыдущие этапы (от получения информации о правовой норме до ассоциирования действия нормы с реализацией права). По окончанию рефлексивного этапа правовая норма начинает восприниматься старшеклассником как ценность на внутреннем уровне. Таким образом, ценностное отношение старшеклассника к норме права формируется именно на рефлексивном этапе.

Остановимся на описанных этапах чуть более подробно.

На первом этапе ключевое значение имеет наличие достоверной и полной информации о правовой норме. Феномену информации и ее значению для личности посвящены работы В. Г. Афанасьева, В. В. Варганова, В. П. Седякина, А. Д. Урсула, В. К. Петрова и др. В рассматриваемом механизме информация является отправной точкой, позволяющий запустить процесс его действия. Информация дает старшекласснику возможность получить ментальный опыт. Позднее он трансформируется в витальный, что автоматически повысит его ценность (об этом будет сказано ниже).

Второй этап формирования ЦО тесно взаимосвязан с предыдущим, так как информация может оказаться ценной для человека только в том случае, когда он смог применить ее в своей повседневной жизни (на практике). Таким образом, информация сортируется по степени своей полезности для личности. Одна и та же информация может быть по-разному воспринята, интерпретирована и использована разными учениками с учетом особенностей их характеров, различном отношении к предмету и т. д. Этот этап является определяющим для перспектив успешного завершения действия всего механизма. Учитель может проконтролировать успешное прохождение данного этапа, подробно знакомя старшеклассников с теми нормами закона, действие которых они смогут ощутить на себе непосредственно в процессе обучения (например, реализуя свое право на образование) (это положение будет проиллюстрировано ниже на примере).

Особенность последующих этапов формирования ЦО состоит в том, что учитель уже не может оказать прямого влияния на процесс их протекания, поскольку они проходят на мыслительном уровне и ключевую роль в них играет сознание учащегося. Роль учителя на

первых двух этапах механизма важна именно потому, что педагог закладывает фундамент для дальнейшей мыслительной деятельности старшеклассников.

На третьем этапе формирования ЦО главную роль играют ассоциативное и логическое мышление учащегося. Известно, что ни то, ни другое мышление в чистом виде не существует. Каждому человеку присущи оба вида мышления, при этом одно из них всегда превалирует. Ассоциативное мышление активно участвует в процессе обработки информации без использования аппарата логики. Процесс запоминания осуществляется на основе имеющегося опыта индивида, что, в свою очередь, способствует формированию наборов ассоциаций, являющихся базой ассоциативного мышления, принципы которого легли в основу большого количества обучающих методик [3, с. 153]. Однако в рассматриваемом нами механизме ассоциативное мышление органично дополняется логическим, поскольку ассоциативная связь действия правовой нормы с реализацией субъективного права подкрепляется логическим представлением старшеклассника о том, что законы в принципе должны быть направлены на защиту прав граждан.

Наконец, на завершающем этапе формирования ценностного отношения к правовым нормам на первый план выходит рефлексия. Здесь можно провести аналогию с уроком, последним этапом которого, в большинстве случаев, тоже является рефлексия (ученический самоанализ изученной темы). В нашем случае объектом рефлексии является весь процесс реализации субъективного права, а ее результатом - ценностное отношение к правовым нормам. Все, что было отрефлексировано старшеклассником, становится его витальным опытом (на основе взаимодействия с внешней средой, в том числе путем трансформации из ментального опыта), часть которого составляют ценностные установки.

Рассмотрим, каким образом вышеописанный механизм действует в условиях общеобразовательного учреждения. Допустим, знакомя детей с нормами Конституции Российской Федерации, учитель рассказывает о содержании статьи 43, которая гарантирует и защищает право каждого на образование. В частности, часть 4 данной статьи гласит: «Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования» [4] (информационный этап). Практический этап здесь имеет свои особенности, поскольку он носит длящийся во времени характер. Каждый ученик реализовывал свое субъективное право на получение основного общего образования до знакомства с нормой Конституции, реализует его непосредственно в момент этого знакомства и будет реализовывать вплоть до окончания девятого класса школы. Ассоциативно-логический этап проявляется в том, что с момента знакомства с нормой ученик начинает ассоциировать процесс получения образования с ее действием. Рефлективный этап проявляется в том, что ученик переосмысливает и систематизирует в своем сознании все предыдущие этапы. Это может происходить на самом учебном занятии, но чаще всего рефлексия завершается уже после окончания урока, когда ребенок имеет возможность в спокойной обстановке проанализировать учебную информацию, полученную им в школе.

Кроме того, характерной чертой действия рассматриваемого механизма в процессе обучения является тот факт, что ценностные установки, сформированные у обучающихся, будут более целостными и прочными. Школьники поддаются влиянию на их внутреннюю сферу легче, чем взрослые, что позволяет с большой долей уверенности прогнозировать перенос ценностных ориентаций, сформированных в школе, во взрослую жизнь.

Однако универсализм механизма формирования ценностного отношения старшеклассников к правовым нормам проявляется еще и в том, что примерно по той же

схеме он может действовать и со взрослыми людьми. В качестве доказательства рассмотрим принцип действия описанного механизма на примере работы типовой юридической клиники. Допустим, в юридическую клинику пришел гражданин Н. с жалобой на то, что громкая музыка у соседей по ночам не дает ему спать. Клиницист разъясняет гражданину, что на основании статьи 1 Закона Курганской области от 20 ноября 1995 г. N 25 "Об административных правонарушениях на территории Курганской области" совершение действий, нарушающих тишину и покой граждан с 23.00 до 7.00 часов следующего дня (выполнение в квартире работ или совершение действий, создающих повышенный шум или вибрацию, использование повышенной громкости звуковоспроизводящих устройств, в том числе установленных на транспортных средствах, в киосках или павильонах, на балконах или подоконниках при открытых окнах и т. д.) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1000 рублей; на должностных лиц - от 1000 до 3000 рублей; на юридических лиц - от 3000 до 5000 рублей [5] (информационный этап). На основании полученной от клинициста информации, гражданин обращается к участковому. В случае фиксации правонарушения, на нарушителей накладывается соответствующий штраф (практический этап). Гражданин понимает, что его субъективное право на тишину и покой с 23:00 до 7:00 защищено и реализовано благодаря действию нормы Закона Курганской области (ассоциативно-логический этап). 4. Осмысливая и анализируя все предыдущие этапы и удостоверившись, что действие правовой нормы помогло реализовать субъективное право, гражданин вырабатывает у себя ценностное отношение к правовой норме (рефлексивный этап).

Формирование ценностного отношения к правовым нормам у взрослого гражданина от аналогичного процесса у старшеклассников имеет ряд принципиальных отличий, а именно:

1) В формах: если формирование ЦО у школьников происходит в форме правового обучения и правового воспитания, то у взрослых людей преимущественно в форме правового просвещения;

2) В целях: если в случае со старшеклассниками формирование ЦО является целью, а реализация субъективных прав служит средством для ее достижения. Для взрослого человека, в большинстве случаев, целью является именно реализация субъективных прав, а формирование ценностного отношения к правовым нормам - это следствие такой реализации;

3) В длительности и системности: правовое обучение старшеклассников предполагает длительное (в течении нескольких лет) и системное формирование ценностного отношения к правовым нормам. Формирование ЦО у взрослых граждан происходит эпизодически (во время посещения юридических консультаций, в ходе добровольного самообразования и т. д.) и, чаще всего, имеет ситуативный характер (связано с разрешением конкретных жизненных проблем, затруднительных правовых ситуаций и т. д.);

4) В источниках получения информации (информативный этап механизма): основным источником информации о правовых нормах для старшеклассника является учитель (см. выше), в то время, как взрослый человек получает первичную информацию о нормах права из других источников (юрист, консультант юридической клиники, непосредственно текст закона или кодекса и т. д.);

5) В объеме реализуемых прав: взрослый гражданин, очевидно, сможет реализовать намного больше прав, чем старшеклассник. Это объясняется полной

дееспособностью, которая наступает у граждан Росси с 18 лет. Больший объем прав дает взрослому преимущество на втором этапе механизма, позволяя сформировать более целостное отношение к нормам права.

Несмотря на все различия в содержательном наполнении, последовательность этапов и принципиальная сущность механизма формирования ценностного отношения к правовым нормам остается неизменной независимо от возраста человека.

Таким образом, механизм формирования ценностного отношения старшеклассников к правовым нормам через реализацию субъективных прав является универсальным и может быть реализован в работе различных учреждений как педагогического, так и юридического профиля.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Бондаренко, Н. Л. Реализация права на труд и обеспечение трудовой занятости в Республике Беларусь [Текст] / Н. Л. Бондаренко, Т. В. Телятицкая // Вестник Пермского университета. Юридические науки. - 2013. - № 3(21). - С. 32-39.

2. Грибанов, В. П. Осуществление и защита гражданских прав [Текст] : учебник / В. П. Грибанов ; под ред. Е. В. Суханова. - Москва : Статут, 2000. - 411 с.

3. Ижденева, И. В. Развитие ассоциативного мышления студентов при изучении математических и информатических дисциплин [Текст] / И. В. Ижденева // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. - 2015. - №1(31) . - С. 153-157.

4. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] : офиц. текст // КонсультантПлюс : справ.-правовая система. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/. - 07. 02. 2018.

5. Курганская область. Администрация. Об административных правонарушениях на территории Курганской области [Текст] : закон от 20 ноября 1995 г. № 25 // Курган и курганцы. - 1995. - 1 декабря.

6. Морозов, П. Е. Некоторые проблемы индивидуального трудового права США в условиях глобализации [Текст] / П. Е. Морозов // Бизнес в законе : эконом.-юрид. журн. - 2011. - № 5. - С. 155-159.

7. Статистика молодежи [Электронный ресурс] // Vavilon.ru : [web-сайт]. - Режим доступа: http://vawilon.ru/statistika-molodezhi/. - 07.02.2018.

REFERENCES

1. Bondarenko N.L., Teljatickaja T.V. Realizacija prava na trud i obespechenie trudovoj zanjatosti v Respublike Belarus' [The realization of the right to labor in Bielorussia]. Vestnik Permskogo universiteta. Juridicheskie nauki [Herald of Perm University. Juridical sciences], 2013, no. 3(21), pp. 32-39.

2. Gribanov V.P. Osushhestvlenie i zashhita grazhdanskih prav: uchebnik [Realization and protection of civil rights]. In Suhanova E.V. (ed.). Moscow: Statut, 2000. 411 p.

3. Izhdeneva I.V. Razvitie associativnogo myshlenija studentov pri izuchenii matematicheskih i informaticheskih disciplin [The development of association thinking in studying mathematics and informatics]. Vestnik Krasnojarskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. V.P. Astaf'eva [Herald of Krasnoyarsk State pedagogical University of V.P. Astafieva], 2015, no. 1(31), pp. 153-157.

4. Konstitucija (1993). Konstitucija Rossijskoj Federacii [Elektronnyj resurs]: ofic. tekst [Constitution (1993). The constitution of the Russian Federation]. Konsul'tantPljus: sprv.-pravovaja sistema [ConsultantPlus], URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (Accessed 07. 02. 2018).

5. Kurganskaja oblast'. Administracija. Ob administrativnyh pravonarushenijah na territorii Kurganskoj oblasti: zakon ot 20 nojabrja 1995 g. № 25 [About the administrative delinquencies on the territory of Kurgan area]. Kurgan i kurgancy [Kurgan andkurganers], 1995, 1 dekabrja.

6. Morozov P.E. Nekotorye problemy individual'nogo trudovogo prava SShA v uslovijah globalizacii [Some problems of labor law in the USA in the conditions of globalization]. Biznes v zakone: jekonomiko-juridicheskij zhurnal [Business in law], 2011, no. 5, pp. 155-159.

7. Statistika molodezhi [Elektronnyj resurs] [Statistics of young people]. Vavilon [Vavilon]. URL: http://vawilon.ru/statistika-molodezhi/ (Accessed 07.02.2018).

УДК 316.477

Н. Я. Прокопьев,

доктор мед. наук, профессор, заслуженный деятель науки и образования РАЕ, заслуженный рационализатор РФ, профессор кафедры управления физической культурой и

спортом

ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет»

г. Тюмень, Россия

Возраст и творчество

В статье на основании изучения доступной периодической печати в краткой форме даётся повествование о том, что активная творческая жизнь пожилого или старого человека, занятого любимым делом, способствует продлению его жизни. Проанализирована продолжительность жизни более чем у 70 человек пожилого и старческого возраста, проживающие в различных странах мира и занятых в различных сферах деятельности: культуре, науке, образовании, музыке, здравоохранении, экономике, спорте. Показана статистика средней продолжительности жизни населения некоторых развитых стран Европы (Исландия, Испания, Италия, Люксембург, Франция, Швейцария, Швеция), Азии (Гонконг, Израиль, Сингапур, Южная Корея, Япония), Австралии и Океании (Австралия), Америки (Канада).

Сфера деятельности, продолжительность жизни.

N.Ya. Prokopiev,

doc. of medical sciences, professor, honored figure of science and education RANS, honored rationalizer of RF, professor of the chair of management of physical

culture and sport Tyumen state university Tyumen, Russia

Age and creativity

In an article on the basis of the study of available periodicals brief narration is given that an active creative life of the elderly or old man engaged in favourite business contributes to the extension of his life. Life expectancy is analysed more than 70 people of elderly and senile age living in different countries of the world and employed in various fields of activity: culture, science, education, music, health, economy, sports. Shows statistics on life expectancy of some developed countries in Europe (Iceland, Spain, Italy, Luxembourg, France, Switzerland, Sweden), Asia (Hong Kong S.A.R., Israel, Singapore, South Korea, Japan), Australia and Oceania (Australia) America (Canada).

Keywords: sphere of activity, life expectancy.

«Те, кто полезны человеку — творцы, ученые, художники, изобретатели — живут долго...».

Н.Н. Александров.

Актуальность. Вопросы здоровья, активного долголетия и старения всегда были и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.