Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ГОТОВНОСТИ ПОДРОСТКОВ К ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ СРЕДСТВАМИ ХОРОВОГО ИСКУССТВА: ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ'

РАЗВИТИЕ ГОТОВНОСТИ ПОДРОСТКОВ К ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ СРЕДСТВАМИ ХОРОВОГО ИСКУССТВА: ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
творческая самореализация / готовность к творческой самореализации / хоровое искусство / воспитательно-социализирующие возможности / подростковый возраст / creative self-realization / readiness for creative self-realization / choral art / educational and socializing opportunities / adolescence

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яковлева Инна Алмазовна

В статье представлены результаты теоретического анализа проблемы развития готовности подростков к творческой самореализации средствами хорового искусства. Сформулированные автором воспитательно-социализирующие возможности хорового искусства раскрывают его широкий потенциал в становлении современного типа личности. Рассмотрение понятий «творческая деятельность», «творческая самореализация» и других позволили представить определение понятия «готовность к творческой самореализации». Представленное толкование понятия «готовность к творческой самореализации» отражает накопленное психолого-педагогическое знание о сущности творческой деятельности. Необходимость учета возрастных психолого-педагогических характеристик детей подросткового возраста определяется не только требованием принципа возрасто-сообразности, но и спецификой средств хорового искусства. Именно хоровое искусство обеспечивает органичное единство в развитии готовности к творческой самореализации посредством воздействия на коммуникативную, мировоззренческую, поведенческую, духовную и иные сферы личности. Проблемный анализ развития готовности к творческой самореализации подростков средствами хорового искусства охватывает теоретико-методологические и методические проблемы. Обозначенные проблемы служат основой для дальнейшей разработки теоретиками и педагогами-практиками форм и методов эффективного решения изучаемой проблемы. Теоретическая значимость исследования заключается в актуализации проблемы развития готовности к творческой самореализации подростков средствами хорового искусства, характеристике проблем ее реализации. Практическая значимость заключается в возможности проектирования программ дополнительного образования, направлениях на содействие развитию готовности к творческой самореализации подростков средствами хорового искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Яковлева Инна Алмазовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the results of a theoretical analysis of the problem of developing the readiness of adolescents for creative self-realization by means of choral art. The educational and socializing possibilities of choral art formulated by the author reveal its wide potential in the formation of a modern type of personality. Consideration of the concepts of "creative activity", "creative self-realization" and others made it possible to present the definition of the concept of "readiness for creative selfrealization". The presented interpretation of the concept of "readiness for creative self-realization" reflects the accumulated psychological and pedagogical knowledge about the essence of creative activity. The need to take into account the age-related psychological and pedagogical characteristics of adolescent children is determined not only by the requirement of the principle of age-appropriateness, but also by the specifics of the means of choral art. It is the choral art that provides organic unity in the development of readiness for creative self-realization by influencing the communicative, worldview, behavioral, spiritual and other spheres of the personality. The problematic analysis of the development of readiness for creative self-realization of adolescents by means of choral art covers theoretical, methodological and methodological problems. The identified problems serve as the basis for further development by theorists and educators practitioners of forms and methods for effectively solving the problem under study. The theoretical significance of the study lies in the actualization of the problem of developing readiness for the creative selfrealization of adolescents by means of choral art, the characteristics of the problems of its implementation. The practical significance lies in the possibility of designing additional education programs aimed at promoting the development of readiness for creative selfrealization of adolescents by means of choral art.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ГОТОВНОСТИ ПОДРОСТКОВ К ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ СРЕДСТВАМИ ХОРОВОГО ИСКУССТВА: ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ»

Педагогика

УДК 378

директор, Заслуженный работник культуры Российской Федерации Яковлева Инна Алмазовна

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования городского округа Королёв Московской области «Детская хоровая школа «Подлипки» им. Б.А.Толочкова» (г.о. Королёв)

РАЗВИТИЕ ГОТОВНОСТИ ПОДРОСТКОВ К ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ СРЕДСТВАМИ ХОРОВОГО

ИСКУССТВА: ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ

Аннотация. В статье представлены результаты теоретического анализа проблемы развития готовности подростков к творческой самореализации средствами хорового искусства. Сформулированные автором воспитательно-социализирующие возможности хорового искусства раскрывают его широкий потенциал в становлении современного типа личности. Рассмотрение понятий «творческая деятельность», «творческая самореализация» и других позволили представить определение понятия «готовность к творческой самореализации». Представленное толкование понятия «готовность к творческой самореализации» отражает накопленное психолого-педагогическое знание о сущности творческой деятельности. Необходимость учета возрастных психолого-педагогических характеристик детей подросткового возраста определяется не только требованием принципа возрастосообразности, но и спецификой средств хорового искусства. Именно хоровое искусство обеспечивает органичное единство в развитии готовности к творческой самореализации посредством воздействия на коммуникативную, мировоззренческую, поведенческую, духовную и иные сферы личности. Проблемный анализ развития готовности к творческой самореализации подростков средствами хорового искусства охватывает теоретико-методологические и методические проблемы. Обозначенные проблемы служат основой для дальнейшей разработки теоретиками и педагогами-практиками форм и методов эффективного решения изучаемой проблемы. Теоретическая значимость исследования заключается в актуализации проблемы развития готовности к творческой самореализации подростков средствами хорового искусства, характеристике проблем ее реализации. Практическая значимость заключается в возможности проектирования программ дополнительного образования, направлениях на содействие развитию готовности к творческой самореализации подростков средствами хорового искусства.

Ключевые слова: творческая самореализация, готовность к творческой самореализации, хоровое искусство, воспитательно-социализирующие возможности, подростковый возраст.

Annotation. The article presents the results of a theoretical analysis of the problem of developing the readiness of adolescents for creative self-realization by means of choral art. The educational and socializing possibilities of choral art formulated by the author reveal its wide potential in the formation of a modern type of personality. Consideration of the concepts of "creative activity", "creative self-realization" and others made it possible to present the definition of the concept of "readiness for creative self-realization". The presented interpretation of the concept of "readiness for creative self-realization" reflects the accumulated psychological and pedagogical knowledge about the essence of creative activity. The need to take into account the age-related psychological and pedagogical characteristics of adolescent children is determined not only by the requirement of the principle of age-appropriateness, but also by the specifics of the means of choral art. It is the choral art that provides organic unity in the development of readiness for creative self-realization by influencing the communicative, worldview, behavioral, spiritual and other spheres of the personality. The problematic analysis of the development of readiness for creative self-realization of adolescents by means of choral art covers theoretical, methodological and methodological problems. The identified problems serve as the basis for further development by theorists and educators - practitioners of forms and methods for effectively solving the problem under study. The theoretical significance of the study lies in the actualization of the problem of developing readiness for the creative self-realization of adolescents by means of choral art, the characteristics of the problems of its implementation. The practical significance lies in the possibility of designing additional education programs aimed at promoting the development of readiness for creative self-realization of adolescents by means of choral art.

Key words: creative self-realization, readiness for creative self-realization, choral art, educational and socializing opportunities, adolescence.

Введение. Актуальность рассмотрения проблемы развития готовности к творческой самореализации определяется совокупностью причин: возрастающими нормативно закрепленными требованиями государства и общества к воспитанию личности, готовой и способной к нестандартным решениям и подходам в профессиональной и повседневной жизни; значимостью творческой самореализации в становлении личности; необходимостью содействия творческой самореализации детей подросткового возраста как наиболее противоречивого и связанного с внешними и внутренними проявлениями кризиса, с одной стороны, и значимого с позиции возрастающего стремления к взрослости и независимости, с другой; недостаточной разработанностью специфических программ дополнительного образования, обеспечивающих комплексное решение проблем возрастного, личностного развития, воспитания и социализации личности подростка.

Обозначенные проблемы определили исследовательский интерес и направленность на изучение накопленных теоретических знаний по проблеме творческой самореализации личности подростка. Рассмотрение хорового искусства как средства развития готовности к творческой самореализации обусловлено его широкими воспитательно-социализирующими возможностями.

Анализ изученности проблемы позволяет утверждать, что в отечественной науке достаточно детально раскрыты сущность творчества и творческой деятельности в контексте деятельностного подхода, раскрыты возможности хорового искусства в воспитании личности и ее отдельных качеств. Однако недостаточно изученным является понятие «готовность к творческой самореализации» и возможности средств хорового искусства в развития данного образования.

Цель исследования: характеристика проблем развития готовности к творческой реализации подростков средствами хорового искусства.

Методы исследования: теоретический анализ, изучение научной и методической литературы, изучение опыта (в частности - опыта реализации образовательных программ дополнительного образования детей подросткового возраста по хоровому искусству), обобщение, систематизация.

Теоретическая значимость исследования заключается в актуализации проблемы развития готовности к творческой самореализации подростков средствами хорового искусства, характеристике проблем ее реализации.

Практическая значимость заключается в возможности проектирования программ дополнительного образования, направленных на содействие развитию готовности к творческой самореализации подростков средствами хорового искусства.

Изложение основного материала статьи. Обращение к сложившимся положениям отечественной науки (Б.Г. Ананьев [1], Е.П. Ильин [3], С.Л. Рубинштейн [9], Б.М. Теплов [10] и др.) позволяет утверждать, что творчество характеризуется как

создание чего-то нового, оригинального. Исследователи подчеркивают субъектную позицию человека созидающего, что позволяет ему достичь нравственного, этического и социального целого, которое, в свою очередь, влияет на процесс и сущность созидаемого. Творческая деятельность рассматривается авторами с позиции формирования нового знания, информации; при этом необходимость и содержание творческой деятельности определяется потребностями человека, его знаниями, опытом, умениями и способностями.

Понятие «готовность к творческой самореализации» представлено в публикациях A.A. Кадыровой [4], И.А. Ларисовой [7] и др. Авторы подчеркивают значимость готовности к творческой самореализации как с позиции личности, так и с позиции общества и характеризуют аспекты самореализации.

Изучение и анализ сущности понятий, представленных в теории творчества, позволяет сформулировать авторское определение понятия «способность личности к творческой самореализации» - это сформированность умений и навыков, определенных действий, обеспечивающих отражение индивидуально-личностных характеристик и личностно-творческого потенциала в реализуемой деятельности.

Представленное определение вбирает в себя сложившиеся положения отечественной теории педагогики и психологии, подчеркивая значимость целенаправленного, управляемого влияния на личность с целью реализации ее творческих задатков.

Рассмотрение подросткового периода развития личности с позиции развития готовности к творческой самореализации определено рядом причин.

Во-первых, данный возраст характеризуется оптимальным развитием мышления, воображения, восприятия, эмоциональной сферы, значимым с позиции заявленной проблематики. Способность к самостоятельным суждениям, умозаключениям определяет готовность подростка к переходу на уровень самостоятельного решения тех или иных задач учебной, повседневной жизни. Потребность в эмоциональном отреагировании происходящего, опосредованной передачи окружающим людям особенностей видения мира вокруг задает творческое начало. Ранее пережитый опыт фантазирования, воображения чего-либо формирует механизм перехода из области решения задач «по шаблону» в область самостоятельных творческих поисков.

Во-вторых, осмысление подростком происходящих событий, восприятие объектов внешнего мира базируется на собственной оценке, в основе которой лежит приобретенный ранее опыт, сформированные оценочные суждения. Обретаемая в подростковом возрасте готовность и способность к самостоятельности в сочетании со стремлением к идентификации себя как субъекта определенной культуры (в моде, во взглядах и убеждениях, в музыке, в увлечении определенным спортом и др.) формирует основу для усиления творческого осознанного начала в одном или нескольких видах деятельности, в которые включен подросток.

В-третьих, выраженное стремление подростка к дистанцированию от взрослого на фоне острой нуждаемости в помощи в решении задач в различных видах деятельности подчеркивает значимость и необходимость корректного опосредованного «со-участия» взрослого в жизни ребенка подросткового возраста (именно в определении «со-участие» заложена глубина понимания отношений между взрослым и подростком).

Обозначенные причины ярко иллюстрируют необходимость реализации творческого начала личности, развития готовности к творческой самореализации именно в подростковом периоде, характеризующимся наличием предпосылок и возможностей для решения этой задачи.

Хоровое искусство представляет собой наиболее простой и, одновременно, сложный вид вокально-музыкального искусства. Формируясь в практике жизнедеятельности человека как вид эмоционального отражения человеком результатов восприятия внешнего мира и отреагирования внутренних переживаний, хоровое искусство постепенно стало сложным. Сложность определяется содержанием исполняемых музыкальных произведений, закреплением различных практик вокального исполнения на фоне возрастающего уровня зрительской культуры восприятия хорового искусства. На современном этапе хоровое искусство может быть представлено как сочетание традиций хоровой деятельности, высокого уровня вокально-музыкального искусства, органичного образа образцового хорового коллектива. Это определяет возрастающие требования при организации хоровых коллективов различных возрастных групп.

Анализ научных публикаций (E.H. Байкова [2], О.Л. Косибород [5], И.А. Криницына [6], Р.У. Мухамадиева [8] и др.) позволяет сформулировать воспитательно-социализирующие возможности хорового искусства, определяемые влиянием музыкального содержания и хорового коллектива как объекта и субъекта воспитания и социализации личности, а именно:

- формирование внутреннего духовного мира личности средствами музыкальных произведений, представленных в репертуаре хорового коллектива;

- воспитание культуры чувств и эмоций (в т.ч. патриотические, нравственные, эстетические и иные чувства, способы выражения радости, восторга, удивления и всего спектра эмоций);

- развитие творческих способностей и основных музыкальных задатков, способности к реализации творческого начала в различных видах деятельности в условиях хорового коллектива;

- развитие способности личности к совместной деятельности в ходе решения задач коммуникативной, исполнительской деятельностей, непосредственного неформального общения и др. видах деятельности;

- воспитание социально-значимых качеств личности (социальная и хоровая дисциплина, самостоятельность самоорганизация, самоконтроль, чувство единства, уважения и достоинства);

- обеспечение успешной социальной идентификации личности участников хорового коллектива.

Представленные воспитательно-социализирующие возможности хорового искусства могут быть успешно реализованы в работе с хоровым коллективом подростков с позиции решения заявленной проблематики, однако существует ряд проблем, снижающих их результативность в развитии готовности к творческой самореализации подростков. Условно данные проблемы может представить следующим образом.

Теоретико-методологические проблемы связаны с необходимостью более детального изучения природы и механизмов влияния хорового искусства на формирующуюся личность, разработки критериев и показателей изучения сформированности готовности к творческой самореализации личности на разных этапах возрастного развития (в т.ч. и в подростковом возрасте). Кроме того, требует уточнения сущностный смысл творческой деятельности в целом в условиях изменения средств ее реализации, упрощения личного вклада в создание чего-то нового на фоне усиления влияния искусственного интеллекта, обеспечивающего некоторые шаблоны, упрощенные схемы для реализации человеком художественного, поэтического, музыкального замысла.

Организационно-управленческие проблемы связаны с наличием глубоких отличий в организации деятельности хоровых коллективов в условиях учреждений общего и дополнительного образования. Необходимость формирования высокого образца хоровой культуры как единственного возможного с позиции реализации всего спектра воспитательно-социализирующих возможностей, обозначенных выше, определяет потребность в характеристике организационно-

педагогических условий и педагогического обеспечения результативной деятельности хоровых коллективов независимо от того, на базе какого учреждения образования они создаются.

Методические проблемы отражают потребность в разработке и последовательной реализации методики создания и руководства хоровыми коллективами детей различных возрастов в условиях изменения музыкальной культуры современного общества, изменения ценностей и образов, на которые ориентировано подрастающее поколение с учетом требований со стороны государства и общества к сохранению традиционных российских духовно-нравственных ценностей, повышению уровня культуры народа. Значимой является разработка технологии педагогического обеспечения развития готовности к творческой самореализации личности с позиции наполнения такими методами и средствами, которые органично вписывались бы в решение комплекса задач деятельности хорового коллектива.

Выводы. Таким образом, рассмотрение проблемы развития готовности к творческой самореализации подростков средствами хорового искусства является результатом усиления значимости и актуальности формирования такого типа личности, которая была бы готова и способна принимать стандартные и нестандартные решения в различных ситуациях, определяя векторы не только собственного развития, но и развития общества в целом. «Готовность к творческой самореализации» - понятие сложное, отражающее основные положения теории творчества, сложившейся в отечественной педагогики и психологии, отвечающее вызовам современной социально-культурной и педагогической теории и практики. Хоровое искусство является органичным средством развития готовности к творческой самореализации подростка в связи с естественностью предлагаемого вида деятельности, его возможностями в содействии воспитанию и социализации личности. Одновременно, хоровое искусство отражает высокие образцы культуры, носителем которым становится формирующаяся личность. Обозначенные проблемы (теоретико-методологические, организационно-педагогические, методические) служат основой для дальнейшей разработки теоретиками и педагогами-практиками форм и методов эффективного решения изучаемой проблемы.

Литература:

1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. - СПб.: Питер, 2001. - 209 с.

2. Байкова, E.H. Хоровое пение - искусство звучащей формы / E.H. Байкова // Современные тенденции развития культуры, искусства и образования: Коллективная монография. - Москва: Издательство «Перо», 2017. - С. 37-42

3. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2009. - 448 с.

4. Кадырова, A.A. Развитие способности к творческой самореализации как объект междисциплинарных исследований / A.A. Кадырова // Образование и саморазвитие. - 2014. - № 3(41). - С. 129-133

5. Косибород, О.Л. Хоровое искусство как действенная форма социализации молодежи / О.Л. Косибород // Наука и общество в современных условиях: Материалы Международной научно-практической конференции: в 2-х частях, Уфа, 30-31 октября 2013 года / Ответственный редактор Искужин Т.С. Том Часть I. - Уфа: Автономная некоммерческая организация «Исследовательский центр информационно-правовых технологий», 2013. - С. 77-81

6. Криницына, И.А. Хоровое искусство как средство личностного развития и духовно-нравственного воспитания школьников / И.А. Криницына // VI Сильвестровские педагогические чтения. Духовность и нравственность в образовательном пространстве: уроки истории 1917-2017 гг.: Материалы педагогических чтений, Тара, 30 марта 2017 года. - Тара: Амфора, 2017. - С. 73-76

7. Ларисова, И.А. Педагогические условия формирования творческой самореализации подростков в образовательном процессе / И.А. Ларисова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. -2011. -№ 129,-С. 220-225

8. Мухамадиева, Р.У. Хоровое искусство и управление хором / Р.У. Мухамадиева // Academy. - 2021. - № 4(67). -С. 78-80

9. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2002. - 720 с.

10. Теплов, Б.М. Способности и одаренность / Б.М.Теплов // Психология индивидуальных различий. Тексты. - М.: изд-во Моск. Ун-та, 1982. -244 с.

11. Уколова, Л.И Педагогическое воздействие музыкальной среды как фактор творчества, духовного совершенствования, нравственных поисков, созданных представителями русской культуры / Л.И. Уколова // Педагогический научный журнал. - 2022. - № 3. - С. 20-28

Педагогика

УДК 343.9.01

кандидат педагогических наук Ярошенко Елена Александровна

Филиал Ставропольского государственного педагогического института (г. Ессентуки); доктор педагогических наук, профессор Узденова Соня Баймурзаевна

Филиал Ставропольского государственного педагогического института (г. Ессентуки)

ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СТУДЕНТОВ-БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА МНОГОНАЦИОНАЛЬНОГО РЕГИОНА

Аннотация. В представленной статье рассматривается опыт разработки внедрения специального курса «Поликультурное образование - мы разные, но мы равные», построенного на результатах проведенного опытно-экспериментального исследования на базе педагогического института. В эксперименте принимали участие студенты среднего профессионального образования специальностей 44.02.01 «Дошкольное образование» и 44.02.02 «Преподавание в начальных классах» и. В статье приводятся два модуля, реализации программы - теоретической и практической направленности. При изучении спецкурса будущие педагоги приобретают навыки исследовательской деятельности и командной работы по направлениям развития проблем поликультурного образования в историческом контексте, с учетом специфики многонационального Северо-Кавказского региона. Разработанная программа дополняется учебным пособием, в котором, помимо рассмотрения основных теоретических и практических аспектов проблемы поликультурного образования предлагаются ситуационные задачи, практические и тестовые задания, направленные на формирование профессиональных компетенций формирования поликультурности в соответствии с современными требованиями Федерального государственного образовательного стандарта 2021 г. По завершении спецкурса, уровень знаний студентов-будущих педагогов об поликультурных аспектах образования и воспитания повысился. Результаты, полученные в ходе проведенного исследования, открывают возможности для дальнейшего осмысления и продолжения работы по формированию поликультурной компетентности будущих педагогов в вузе.

Ключевые слова: поликультурность, поликультурное образование, спецкурс, многонациональный регион, студенты-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.