Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ВОКАЛЬНО-ХОРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ВОКАЛЬНО-ХОРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

362
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мотивация / детский хоровой коллектив / средний школьный возраст / вокально – хоровая деятельность / потребности в подростковом возрасте / творчество / обучение / организация / психология. / motivation / children's choir group / middle school age / vocal and choral activity / needs in adolescence / creativity / training / organization / psychology.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Джигирис Наталья Михайловна, Мещерякова Ольга Александровна

В статье рассматривается проблема формирования мотивации к вокально-хоровой деятельности в процессе работы с хоровым коллективом, состоящим из учащихся среднего школьного возраста. Особенность работы хормейстера, руководителя певческого коллектива лежит не только в сфере технологии развития вокально-хоровых навыков, несомненна необходимость привлечения знаний из различных областей психологии, педагогики. В статье освещена теоретическая часть проблемы: указаны основные предпосылки формирования мотивации вокально-хоровой деятельности детей среднего школьного возраста, дана характеристика мотивационной сферы личности учащихся среднего школьного возраста, психо-физиологических особенностей развития детей, мотивационной сферы подростков; выявлено влияние на формирование мотивации интеллектуальной и эмоциональной сфер; определены психолого-педагогические факторы учебной успешности детей среднего школьного возраста. В практической части статьи представлена диагностика формирования мотивации к вокально-хоровой деятельности участников хора учащихся средних классов общеобразовательной школы; представлены использованные в практической деятельности тестовые материалы. Содержащийся в работе материал может способствовать повышению эффективности учебной творческой деятельности педагогов вокалистов, хормейстеров детских учреждений дополнительного образования, учителей музыки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF MOTIVATION FOR VOCAL AND CHORAL ACTIVITY OF SECONDARY SCHOOL AGE STUDENTS

The article deals with the problem of formation of motivation for vocal and choral activity in the process of working with a choral collective consisting of secondary school-age students. The peculiarity of the work of a choirmaster, the head of a singing group, lies not only in the field of technology for the development of vocal and choral skills, but also in the need to attract knowledge from various fields of psychology and pedagogy. The article highlights the theoretical part of the problem: the main prerequisites for the formation of motivation for vocal and choral activity of middle school children are indicated, the characteristics of the motivational sphere of the personality of middle school students, the psycho-physiological features of the development of children, the motivational sphere of adolescents are given; the influence on the formation of motivation of the intellectual and emotional spheres is revealed; the psychological and pedagogical factors of the educational success of middle school children are determined. In the practical part of the article, the diagnostics of the formation of motivation for the vocal and choral activities of the choir participants-middle school students of the general educational school is presented; the test materials used in practical activities are presented. The material contained in the work can contribute to improving the effectiveness of educational creative activities of teachers-vocalists, choirmasters of children's institutions of additional education, music teachers.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ВОКАЛЬНО-ХОРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

VII Международная научно-практическая конференция

УДК 377.6

Джигирис Наталья Михайловна Natalia M. Dzhigiris

преподаватель отделения сольного и хорового народного пения Государственное автономное профессиональное образовательное учреждения Новосибирской области «Новосибирский областной колледж культуры и искусств» teacher of the Department of solo and choral folk singing

State Autonomous Professional Educational Institutions Novosibirsk region "Novosibirsk Regional College of Culture and Arts" Мещерякова Ольга Александровна Meshcheryakova Olga Aleksandrovna учитель музыки, педагог дополнительного образования Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа "Мошковский центр образования" Мошковского района music teacher, teacher of additional education Municipal state educational institution secondary school "Moshkovsky center of Education" of Moshkovsky district

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ВОКАЛЬНО-ХОРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

FORMATION OF MOTIVATION FOR VOCAL AND CHORAL ACTIVITY OF SECONDARY SCHOOL AGE STUDENTS

Аннотация: В статье рассматривается проблема формирования мотивации к вокально-хоровой деятельности в процессе работы с хоровым коллективом, состоящим из учащихся среднего школьного возраста. Особенность работы хормейстера, руководителя певческого коллектива лежит не только в сфере технологии развития вокально-хоровых навыков, несомненна необходимость привлечения знаний из различных областей психологии, педагогики. В статье освещена теоретическая часть проблемы: указаны основные предпосылки формирования мотивации вокально-хоровой деятельности детей среднего школьного возраста, дана характеристика мотивационной сферы личности учащихся среднего школьного возраста, психо-физиологических особенностей развития детей, мотивационной сферы подростков; выявлено влияние на формирование мотивации интеллектуальной и эмоциональной сфер; определены психолого-педагогические факторы учебной успешности

VII Международная научно-практическая конференция детей среднего школьного возраста. В практической части статьи представлена диагностика формирования мотивации к вокально-хоровой деятельности участников хора - учащихся средних классов общеобразовательной школы; представлены использованные в практической деятельности тестовые материалы.

Содержащийся в работе материал может способствовать повышению эффективности учебной творческой деятельности педагогов - вокалистов, хормейстеров детских учреждений дополнительного образования, учителей музыки.

Ключевые слова, мотивация, детский хоровой коллектив, средний школьный возраст, вокально - хоровая деятельность, потребности в подростковом возрасте, творчество, обучение, организация, психология.

Annotation. The article deals with the problem of formation of motivation for vocal and choral activity in the process of working with a choral collective consisting of secondary school-age students. The peculiarity of the work of a choirmaster, the head of a singing group, lies not only in the field of technology for the development of vocal and choral skills, but also in the need to attract knowledge from various fields of psychology and pedagogy. The article highlights the theoretical part of the problem. the main prerequisites for the formation of motivation for vocal and choral activity of middle school children are indicated, the characteristics of the motivational sphere of the personality of middle school students, the psycho-physiological features of the development of children, the motivational sphere of adolescents are given; the influence on the formation of motivation of the intellectual and emotional spheres is revealed; the psychological and pedagogical factors of the educational success of middle school children are determined. In the practical part of the article, the diagnostics of the formation of motivation for the vocal and choral activities of the choir participants-middle school students of the general educational school - is presented; the test materials used in practical activities are presented.

The material contained in the work can contribute to improving the effectiveness of educational creative activities of teachers-vocalists, choirmasters of children's institutions of additional education, music teachers.

Keywords. motivation, children's choir group, middle school age, vocal and choral activity, needs in adolescence, creativity, training, organization, psychology.

Введение

Проблема работы с детским хоровым коллективом является одной из наиболее актуальных в современной хоровой методической литературе. Специфика хоровой работы с детьми именно среднего возраста заключается в

VII Международная научно-практическая конференция особенностях их психофизиологического развития, серьезных внутренних

изменениях, происходящих в этом возрасте, формирования нового круга

интересов.

Вопрос как организовать детский хор часто возникает у молодых специалистов-хормейстеров. Проблема, действительно, важная, потому что от продуманности и серьезности постановки организационной работы зависят результаты музыкально-эстетического воспитания и уровень творческого роста детского хора.

Воспитание сплоченного музыкального коллектива - эта задача, которая встает перед многими дирижерами хоров; решение этой задачи помимо чисто музыкальных проблем включает в себя и некоторые психологические, связанные с закономерностями общения людей друг с другом, а также с особенностями возрастного развития.

Практика работы с детским коллективом показывает, что атмосфера внутри коллектива имеет огромное значение как для членов этого коллектива, так и для его руководителя. Если в нем царит добрая, благожелательная атмосфера, обстановка располагает к творчеству, то дети с удовольствием ходят на хоровые занятия, более открыты, отзывчивы, а также работоспособны.

Актуальность темы обусловлена следующим:

в педагогической литературе среднему школьному возрасту уделяется существенно меньше внимания, чем младшему и старшему возрасту (в частности, проблеме мотивации к вокальной работе в хоре);

в исследованиях проблемы обучения пению наблюдается перекос в сторону вокально-техническую в ущерб психологической стороны этого процесса;

именно в мотивационной сфере находятся главные новообразования переходного (среднего школьного) возраста; поэтому при исследовании основное внимание нужно уделять именно мотивационно - побудительной сфере учащихся среднего школьного возраста;

VII Международная научно-практическая конференция в современной ситуации дети перестали интересоваться вокально-хоровой

деятельностью, музицированием, классической музыкой, поэтому

представляется актуальным поиск путей формирования мотивации к этому виду

деятельности.

Основные предпосылки формирования мотивации вокально-хоровой деятельности детей среднего школьного возраста

Характеристику мотивационной сферы личности начнем с уяснения и анализа потребностей человека, ведь потребность - это ядро индивидуальности.

Под потребностью будем понимать источник человеческой активности, возникающий в результате рассогласования реального состояния индивида с оптимальным для него состоянием.

Будем различать потребности потенциальные (не актуализированные) и актуализированные. Актуализированной потребностью назовем текущее психическое состояние напряженности, вызванное различием между реальным и оптимальным состоянием условий жизнедеятельности.

Приведем иерархию потребностей, располагая их в порядке от низших до высших:

физиологические потребности;

потребности в безопасности - чувстве защищенности от страха, неудач и агрессивности;

потребности любви и принадлежности - быть с людьми, принадлежать к некоторой общности, быть принятым этой общностью;

потребность в уважении, почитании - потребность быть компетентным, иметь авторитет, быть признанным;

познавательные потребности - знать, уметь, понимать; эстетические потребности - потребности в гармонии, красоте, симметрии, порядке;

потребность в самоактуализации, самореализации;

VII Международная научно-практическая конференция

Потребности отражаются в сознании в виде образов. Образы, побуждающие человека к определенному поведению и отражающие объекты удовлетворения потребностей, назовем мотивами.

Мотив - это осознанное побуждение, осознанная потребность.

Следует отличать мотив от мотивировки - рационального обоснования направления человеческой активности.

Мотивы связаны также с целями, которые человек ставит, ценностями и ценностными ориентациями. Цель - это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека. Ценность -значимость явлений действительности, их соответствие основным потребностям индивида, отдельной социальной группы, общества в целом. Ценностные ориентации - дифференцирование (шкалирование) объектов по их значимости для индивида, отдельной социальной группы, общества в целом.

Под Мотивацией будем понимать направленность, ориентированность человеческой деятельности.

Мотивация не является статическим, раз и навсегда данным образованием. Мотивация постоянно меняется, развивается; при этом процесс ее развития многогранный , сложный, зависящий многих факторов.

Обозначим несколько стадий развития мотивации; выделяя степени активности человека на удовлетворение определенной потребности в порядке возрастания интенсивности:

Интерес - кратковременная, эмоциональная насыщенная направленность на объект, связанная с потребностью человека; интерес проявляется в недолгосрочном повышенном внимании к объекту.

Желание - мотивационное состояние, при котором потребности соотнесены с конкретным предметом их удовлетворения; желание - следующая за интересом стадия роста потребности, на котором у человека возникают цель и план достижения желаемого.

Установка - возникшая устойчивая предрасположенность, готовность индивида к определенной реакции в типичных ситуациях. Установка

VII Международная научно-практическая конференция - более устойчивая, чем желание, основа поведения человека; при этом появляются поведенческие стереотипы, стабилизирующие поведение человека в типичных ситуациях. Установка более - стадия направленности активности, на котором появляется некоторый автоматизм деятельности.

Влечение - состояние навязчивого тяготения к определенному объекту или группе объектов. Влечение проявляется не только в стандартных ситуациях.

Страсть -стойкое, аффективное стремление к определенному объекту, потребность в котором доминирует над всеми остальными объектами.

Такое понимание мотивации и этапов ее развития позволяет говорить о процессе формирования мотивации, о степени сформированности активную мотивации и т.п.

Будем говорить о мотивации, как в узком, так и в широком смыслах. Мотивация ученика первого класса, мотивация подростка, мотивация учащегося среднего или высшего учебного заведения, мотивация взрослого работающего человека составляют только часть мотивационной сферы, формирующуюся на определенном этапе жизни и связана с мероприятий определенными целями периода жизни человека. Главное, что отличает один вид мотивации от другого, состоит в различии социальной ситуации развития, в которой она формируется. Существенное влияние на мотивацию оказывают различные виды деятельности: учебная или профессиональная. У школьника ведущая деятельность - учебная, поэтому правомерно говорить о мотивации учебной деятельности или мотивации учения.

Особенности психофизиологического развития детей среднего школьного возраста

Подростковый возраст - стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11 - 12 до 16 - 17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь. В этот период ребенок имеет повышенную возбудимость и импульсивность.

VII Международная научно-практическая конференция

Импульсивность - черта характера, которая проявляется в склонности

действовать без достаточного сознательного контроля, под влиянием внешних обстоятельств или эмоциональных переживаний. Импульсивность, как возрастная особенность, проявляется чаще у детей дошкольного и младшего школьного возраста, что связано с недостаточной системы сформированностью функций контроля за поведением. При достижении подросткового возраста импульсивность вновь может проявиться как возрастная особенность, но связана она уже с повышением эмоциональной возбудимости в этом возрасте, на которую накладываются указанные особенности развития, часто неосознанное половое торговых влечение. За несколько месяцев, часто за одно лето, меняется внешний вид подростка: увеличивается его рост, а главное - тело приобретает новые пропорции. Развитие не всегда и не во всем протекает соразмерно. В частности, нередки нарушения деятельности сердечно - сосудистой системы, рост сосудов отстает от роста сердца. Эта несоразмерность проявляется и в работе головного мозга: в преобладании возбуждения над торможением, в неуравновешенности нервных процессов. Мозг быстро истощается, часто на смену повышенной двигательной и умственной активности приходит апатия, вялость.

Средний школьный возраст в целом характеризуется возрастанием произвольности. Одной из причин неуправляемого поведения является еще несбалансированная деятельность мозга. Одно из типичных явлений возраста -возникновение чувства любви.

У подростков неумеренная активность может привести к эмоциональному и физическому истощению, безудержная веселость сменяется унынием, уверенность в себе переходит в застенчивость и трусость, эгоизм чередуется с альтруистичностью. Высоконравственные порывы сменяются дурными побуждениями, стремление к общению сменяется закрытостью, тонкая чувствительность переходит в равнодушие, любознательность - в умственное безразличие, стремление к реформаторству - в любовь к рутине. Называют этот период периодом «бури и натиска». Подростковый возраст - это возраст

VII Международная научно-практическая конференция врастания в культуру. Психическое развитие есть врастание индивидуальной

психики в объективный и нормативный дух данной эпохи.

Различаются три типа развития отрочества.

1 тип - характерно резкое, бурное, кризисное течение, когда отрочество переживается как второе рождение, в итоге которого возникает новое «Я».

2 тип - плавный, медленный, постепенный рост, подросток приобщается к взрослой жизни без глубоких и серьезных изменений и переворотов в собственной личности.

3 тип - процесс развития, при котором подросток сам активно и связаны сознательно формирует и воспитывает себя, преодолевая усилием воли внутренние тревоги и кризисы. Он характерен для людей с высоким уровнем самоконтроля также и самодисциплины.

Кризис подросткового возраста представляется самым острым и самым длительным по сравнению со всеми возрастными кризисами, знаменующими собой переломные этапы в формировании личности ребенка.

Типы личности учащихся среднего школьного возраста, их личностные интересы

Для формирования личности подростка решающую роль играет то, какая ценность переживается человеком как наивысшая, определяющая жизнь. В зависимости от этого и формируется личность. Переживаемые ценности обуславливают тип человеческой личности. Теоретический тип - личность, все стремления которой направлены на объективное познание действительности. Эстетический тип - личность, для которой объективное познание чуждо, она стремится постигнуть единичный случай и «исчерпать его без остатка со всеми его индивидуальными особенностями». Экономический тип - жизнью такого человека управляет идея пользы, стремления «с наименьшей затратой силы достигнуть наибольшего результата». Социальный - личность социально активная, испытывающая потребность во взаимодействии с другими людьми. Политический - для такой личности характерно стремление к

VII Международная научно-практическая конференция власти, управлению и влиянию. Религиозный тип - такая личность исповедует

мораль, где ведущей ценностью является смысл жизни.

Чтобы определить социотип, нужно провести тестирование, после чего обработать результаты. После обработки результатов тестирования будет видно, из каких социотипов состоит коллектив, как они взаимодействуют между собой. В приложении приводится образец теста (см. Приложение, Тест № 1).

Центральное новообразование этого возраста - возникновение представления о себе как «не о ребенке»; подросток стремится быть и считаться взрослым; он отвергает свою принадлежность к детям, при этом он еще не ощущает в себе подлинной, полноценной взрослости, но испытывает огромную потребность в признании его взрослости окружающими.

Виды взрослости. Подражание внешним признакам взрослости - курение, употребление алкоголя, особый лексикон, стремление к взрослой моде в одежде и прическе, использование косметики, украшений, приемов кокетства, способов отдыха, развлечений, ухаживания. Равнение подростков - мальчиков на качества «настоящего мужчины» - силу, смелость, мужество, выносливость, волю, верность в дружбе и т. п. Средством самоутверждения становятся занятия спортом. Социальная зрелость - возникает в условиях сотрудничества ребенка и взрослого в различных видах деятельности, где подросток помогает взрослому. Мальчики стараются овладеть разными взрослыми умениями (слесарничать, столярничать, водить машину и т. п.), а девочки - готовить, шить. Начало подросткового возраста - очень благоприятное время для этого. Поэтому психологи подчеркивают важность включения подростков в соответствующие занятия взрослых на правах помощника. Интеллектуальная взрослость -выражается в стремлении подростка овладеть глубокими знаниями и прочными умениями. Это стимулирует познавательную деятельность, которую они осуществляют параллельно с освоением школьной программы в учреждениях дополнительного образования. Значительный объем знаний у таких подростков - результат самостоятельной работы и самообразования.

VII Международная научно-практическая конференция В этом возрасте у школьника возникают относительно постоянные

личностные интересы и какие-либо устойчивые мотивы поведения.

Личностные интересы отличаются от эпизодических (ситуативных), они

характеризуются своей «ненасыщаемостью»: чем большее удовлетворение

получает подросток, тем интересы становятся более устойчивыми и

напряженными. К ним относятся познавательные интересы, эстетические

потребности и пр. Удовлетворение таких интересов связано с активным поиском

(или созиданием) предмета их удовлетворения. Это толкает подростков к

постановке все новых и новых целей, часто выходящие за пределы сегодняшнего

дня.

Переходный критический период завершается возникновением особого личностного новообразования, которые можно обозначить термином «самоопределение». С точки зрения самосознания субъекта он характеризуется осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новой, общественно значимой позиции.

Характеристика мотивационной сферы личности учащихся среднего школьного возраста В переходный период происходят кардинальные изменения касающиеся мотивации. В содержании мотивов на первый план выступают мотивы, которые связаны с формирующимся мировоззрением, с планами будущей жизни. Структура мотивов характеризуется иерархической системой соподчиненных мотивационных тенденций, на основе ведущих общественно значимых и ставших ценными для личности мотивов. Мотивы действуют теперь не непосредственно, а возникают на основе сознательно поставленной цели и сознательно принятого намерения. Именно в мотивационной сфере находятся главные новообразования переходного возраста.

С мотивационной сферой тесно связано нравственное развитие школьника, которое существенным образом изменяется именно в переходном возрасте. Выражая определенные отношения между людьми, нравственные нормы реализуются в любой деятельности, которая требует общения, -

VII Международная научно-практическая конференция производственной, научной, художественной и др. Нравственные убеждения

возникают и оформляются только в переходном возрасте, хотя основа для их

возникновения была заложена гораздо раньше. В убеждении находит свое

выражение более широкий жизненный опыт подростка, проанализированный и

обобщенный с точки зрения нравственных норм; в результате чего убеждения

становятся специфичными мотивами поведения и деятельности школьников.

Одновременно с развитием убеждений формируется определенное

мировоззрение, которое складывается в систему убеждений, что производит к

качественным сдвигам по всей системе потребностей и стремлений подростка.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В мотивационной сфере подростков происходит чрезвычайно важное

событие, заключающиеся в способности руководствоваться в своем поведении

теми требованиями, которые сами себе предъявляют, и теми задачами, и целями,

которые сами перед собой ставят. Таким образом, происходит переход от

следования требованиям извне, исходящих от окружающих взрослых, к

активному построению своего поведения в соответствии со своим собственным

видением себя, окружающего мира.

У учащихся средних классов становятся более устойчивыми,

стабилизируются цели, формируется чувство долга, ответственности. Интересы

возникают постепенно по мере накопления знаний. У подростков интерес к

чему-нибудь, как правило, приобретает характер увлечения. Увлечения

подростка - сильные и часто сменяют друг друга, иногда становятся

продолжительными и глубокими; как правило, они не связаны с учебной

деятельностью. Их делят следующим образом:

интеллектуально - эстетические (увлечение различными видами искусства,

программированием, робототехникой, иностранными языками и т.д.);

эгоцентрические (увлечения модными сферами деятельности - спортом,

музыкой, редким иностранным языком и т.п.- ради демонстрации своих

успехов);

VII Международная научно-практическая конференция телесно-мануальные (занятия спортом, вождение автомобиля или

мотоцикла, танцами и т.п. - ради получения удовольствия от самого процесса

деятельности);

накопительские (коллекционирование во всех его видах);

информативно-коммуникативные (стремление к новой, не слишком

содержательной информации, не требующей глубокого осмысливания и

усвоения; потребность в легком обращении со сверстниками, позволяющем

обмениваться такой информацией).

Важно, что в мотивах подростков содержится аргументация и понимание

последствий принятых решений. Это свидетельствует о более полном осознании

процесса мотивации и структуры мотива, а также о большом участии в

формировании мотива блока «внутреннего фильтра». Это снижает

импульсивность действий и поступков подростков, особенно старших.

Однако этот «внутренний план» еще не организован в целостную систему,

недостаточно обобщен и устойчив. Так, имеющийся идеал не конкретен и часто

меняется (сегодня подростку нравится один герой, которому хочется подражать,

а завтра - другой). Огромное влияние на современного подростка оказывают

средства массовой информации, диктуемые ими тенденции, направления в

выборе увлечений, внешнего вида, поведения и т.д. Требования подростка к себе

нуждаются в постоянной поддержке со стороны. Отсюда и неустойчивость ряда

мотивов, изменчивость поведения. Кроме того, для этого возраста характерно

несоответствие целей возможностям, отсутствие необходимых знаний и опыта,

что свидетельствует о завышенном уровне притязаний и является причиной

частых неудач в осуществлении задуманного.

Мотивация учебной деятельности и поведения школьников средних

классов. Первой ее особенностью является возникновение у школьника стойкого

интереса к определенному предмету. Этот интерес не проявляется неожиданно,

в связи с ситуацией на конкретном уроке, а возникает постепенно по мере

накопления знаний и опирается на внутреннюю логику этого знания. При этом,

чем больше знает школьник об интересующем его предмете, тем больше этот

VII Международная научно-практическая конференция предмет его привлекает. Современный школьник часто выбирает предмет своего

увлечения, оценивая его престижность, связывает с перспективой его

применения в дальнейшем. Немаловажным являются факторы взаимоотношений

с преподавателем предмета увлечения, отношениея к этому виду деятельности

окружающих сверстников и взрослых.

У подростков еще слабо развито понимание необходимости учебы для будущей профессиональной деятельности, для объяснения происходящего вокруг. Важность обучения «вообще» они понимают, но другие побудительные факторы, действующие в противоположном направлении, все-таки часто побеждают это понимание. Требуется постоянное подкрепление мотива учения со стороны в виде поощрения, наказания, отметок.

Главным мотивом поведения и деятельности учащихся средних классов в школе является стремление найти свое место среди товарищей. Самой частой причиной плохого поведения подростков является стремление (и неумение) завоевать себе желаемое место в коллективе сверстников; проявление ложной отваги, дурашливость и т.п. имеет ту же цель. Иногда недисциплинированность в этом возрасте означает стремление противопоставить себя классу, желание доказать свою неисправимость.

Неумение найти свое место среди одноклассников вызывает характерное для подростков стремление во что бы то ни стало добиться хороших отметок, даже в том случае, если имеющиеся знания не соответствуют им. Роль отметки свидетельствует о том большом значении, какое приобретает для подростка положение хорошего ученика: оно определяет его социальный статус в классе. Ни до этого возраста, ни после отметка такой мотивационной роли не играла.

Поведение подростков в школе строится с учетом мнения одноклассников, которое теперь имеет большое значение, чем мнение учителей и родителей. Характерной особенностью подростков является стремление всячески избегать критики сверстников и наличие страха быть ими отвергнутыми.

У подростков становится ярко выраженной потребность в познании и оценке свойств своей личности, что создает повышенную их чувствительность к

VII Международная научно-практическая конференция оценке окружающих. Отсюда их «ранимость», обидчивость, «беспричинные» и

«немотивированные», с точки зрения взрослых, бурные реакции на слова и

поступки окружающих, на те или иные жизненные обстоятельства.

Диагностика формирования мотивации к вокально-хоровой деятельности

Экспериментальная работа проводилась авторами в 2017 - 2020 учебных

годах в Мошковской средней школе с группой детей, входящих в хор

количеством 14 человек. Дети не имели музыкального образования и занимались

в вокальном ансамбле на момент начала проведения эксперимента первый год.

С целью определения основных побудительных мотивов прихода в хор была

проведена беседа с каждым из детей в течение первого месяца занятий. В ходе

беседы выяснялись отношение к хоровой деятельности и музицированию в

целом, причины прихода в вокальный ансамбль, отношение к коллективному

творчеству, готовность к включению в совместную учебную деятельность.

Ученикам были предложены тесты для определения их типа личности

(Приложение, Тест №1) и системы предпочтений (Приложение, Тест № 2). На

основе результатов тестирования выбирались соответственные формы работы в

группе и индивидуально. В течение года велось наблюдение за поведением

учеников во время проведения репетиций, характер перехода от репетиции к

перерыву и от перерыва к уроку. По мере систематизации записей наблюдений

составилась таблица, куда также были внесены результаты прослушивания при

поступлении в хор, определены уровня музыкального развития ребенка по

пятибалльной шкале (музыкальный слух, музыкально-ритмические навыки,

ладовое чувство). Была зафиксирована успеваемость в конце учебного года, а

также проявления творческого начала детей в течение года (см. Приложение,

Таблица наблюдений за учащимися в течение учебного года).

Вика П. Застенчивая девочка, тихая и спокойная. Музыкальные данные -

очень средние, плохая координация от рождения. В ансамбль пришла по

собственному желанию, очень любит музыку. В коллективе чувствует себя не

очень уютно.

VII Международная научно-практическая конференция Алеша М. Мальчик, очень не уверенный в себе, своих возможностях и

способностях, хотя наиболее музыкально одаренный по сравнению с другими

детьми, имеет слух близкий абсолютному. Очень трудолюбивый, настойчивый.

В ансамбль пришел по настоянию мамы. Все время недоволен собой, слишком

самокритичен. В коллективе чувствует себя не слишком уверенно, хотя ребята

его уважают, прислушиваются к нему.

Саша П. Спокойная девочка, доброжелательная, отзывчивая. Работать с

ней легко, так как помимо хороших качеств характера, она обладает высоким

(для ее возраста) интеллектом. В коллективе она лидер. Дети тянутся к ней,

прислушиваются к ее советам. В ансамбль пришла из-за того, что очень любит

быть в коллективе. Музыкальные данные выше среднего.

Женя М. Мальчик со средними музыкальными данными. Он очень

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

высокого о себе мнения, несколько заносчив и упрям. Отношения с ребятами в

коллективе складываются непросто. Пришел в ансамбль сам, так как считает

пение наиболее легким видом внешкольной деятельности, где можно проявить

себя.

Кристина П. Девочка замкнутая, «колючая», на вопросы отвечала резко, однозначно, наигранно грубовата в общении с ребятами. Музыкальные способности средние. Если что-либо не получается, Кристина может встать и уйти. Учить, работать самостоятельно, девочка неспособна, приходится долго ее уговаривать. Пришла в коллектив потому, что очень любит выступать, быть на виду. Отношения с участниками ансамбля очень сложные

Максим С. Мальчик веселый, общительный, активный. Не соизмеряет свои возможности и способности. Неусидчивый, очень подвижный, не тратит особых усилий на подготовку. Музыкальные данные средние. В ансамбль привела мама, в качестве поощрения она пообещала к лету новый велосипед.

Таня М. Девочка замкнутая, «ушедшая в себя», редко оживляется и поддерживает беседу. Одарена хорошим музыкальным слухом. Очень медлительна, физически слаба, болезненна. Очень тяжело входит в контакт с

VII Международная научно-практическая конференция детьми. В ансамбль пришла потому, что считает, что чем-то нужно заниматься

еще, кроме учебы в школе.

В течение трех лет занятий хора, мы применяли такие способы работы как: индивидуальное обучение, коллективное творчество, тестирование (см. приложение, тест №2 и №3). С ансамблем к концу первого года обучения мы уже стали выступать на сцене. Ребята стали более дружными, стали помогать друг другу не только на занятиях в хоре, но и в учебе в общеобразовательной школе.

Итогом занятий в хоровом коллективе стали наши результаты:

1 человек все-таки бросил занятия хором:

Максим С. Выбрал занятия спортом для себя более значимым, чем пение.

В результате диагностики в конце второго года обучения, мы получили следующие результаты:

Вика П. К концу второго года обучения Вика стала более общительной, ее уважают в хоре. Она всегда следит за наличием у всех хоровых партий. У девочки с занятиями произошли значительные изменения с координацией, стала более уверенной. На сцене себя чувствует очень спокойно.

Алеша М. Так как у мальчика отличные музыкальные данные, он в хоре лидер, заводила и запевала. Стал себя чувствовать очень уверенно. На сцене немного теряется, но к середине выступления успокаивается и продолжает выступление очень уверенно. Когда мама предложила ему бросить занятия в ансамбле, мальчик убедил ее в том, что занятия пением, музыкой важны для него.

Саша П. Качества лидера сохранились и на сцене, и на репетициях. Дети ее уважают, девочка очень отзывчивая. Всегда помогает ребятам в разучивании партий, а также помогает в общеобразовательной школе. Подружившись с Кристиной П., очень хорошо на нее повлияла.

Женя М. В первый период занятий в коллективе ему было очень трудно. Его возможности не совпадали с его амбициями, но постепенно мальчик входил в контакт с детьми. Ребята стали помогать ему в разучивании партий. Жене в хоре поручили ответственное дело: следить за наличием стульев на репетиции и

VII Международная научно-практическая конференция наличием шумовых инструментов. Стал очень ответственным. Теперь считает,

что хоровое пение не просто развлечение, а большой труд.

Кристина П. Под влиянием новой подруги Саши П., очень изменилась. Стала более спокойной, если что-то не получается, просит объяснить и остается после занятий повторить и закрепить материал. Получив роль запевалы в одной из песен, очень обрадовалась, и стала заниматься с еще большим усердием.

Таня М. Девочке очень понравилась концертная деятельность и атмосфера в хоре. Подружившись с ребятами, стала очень общительной. У Тани очень много творческих идей. При проведении вечеров в хоре девочка берет на себя роль ведущей. Мама сказала, что ребенок стал по утрам бегать и обливаться холодной водой. Таня сказала: «Что если болеешь, приходится пропускать репетиции, а этого делать нельзя, потому, что подводишь весь коллектив, да и скучно без ребят».

Результаты проделанной работы в рамках проведенного исследования говорят о том, что проблему формирования мотивации к вокально - хоровой деятельности у детей среднего школьного возраста трудно переоценить.

В процессе тестирования и проведения этого эксперимента у участников хора были обнаружены все возможные проблемы этого возраста: в общении, самореализации, в самооценке, в принадлежности к коллективу и т.д.

Влияние включенности учащихся в активное и совместное творчество, безусловно, оказывает значительное влияние на коррекцию самооценки, на самореализацию, потребность в общении, на формирование мотивации к хоровой деятельности и т.д. в рамках коллективного музицирования в сторону адекватности.

Организуя учебно-воспитательную работу, учитель должен сознательно и целенаправленно формировать мотивацию к вокально-хоровой деятельности у детей среднего школьного возраста.

Результаты проделанной работы в рамках проведения исследования говорят о том, что проблема формирования мотивации к вокально-хоровой деятельности у учащихся среднего школьного возраста в наше время очень

VII Международная научно-практическая конференция актуальна. Обращаясь к вокально-хоровой практике как к коллективной форме

музицирования, необходимо проводить работу по коррекции формирования

мотивации к этому виду деятельности. Ребята, участвующие в ансамбле,

занимаясь пением, получают новые возможности и расширяют круг общения.

Каждый преподаватель знает, что есть дети, трудно поддающиеся музыкальному

развитию. Это еще не повод лишать их возможности совместного

музицирования.

Вынашивая планы совершенствования собственной работы, нужно постоянно помнить, что преподаватель должен быть интересен и полезен детям и как личность, и как профессионал своего дела, и как тонкий психолог, помогающий диагностировать и корректировать мотивацию к вокально-хоровой работе у детей именно среднего школьного возраста.

Заключение

Результаты проделанной работы говорят о том, что проблемы формирования мотивации к вокально-хоровой деятельности у детей в современных условиях весьма актуальны. В процессе работы выяснилось, что мотивационная сфера выбора внешкольной деятельности детей достаточно разнообразна, и не всегда выбор делается в пользу истинных достижений культуры. Музыка, как особый род деятельности человека может стать одним из основных видов деятельности, которое даст гармоничное развитие личности и улучшит качество жизни в целом.

Организуя учебно-воспитательную работу, хормейстер должен сознательно и целенаправленно формировать мотивацию учащихся к вокально -хоровой деятельности.

Проведенная работа показала, что изучение руководителем хорового коллектива (ансамбля) особенностей развития личности подростков, формирование их мотивационной сферы позволяет более эффективно организовать учебно-воспитательную работу. Создание благоприятных условий для развития творчества (оптимальный выбор методов развития вокально -хоровых навыков, индивидуальный подход к учащимся, в определении

VII Международная научно-практическая конференция особенностей развития личности каждого ученика и его мотивационной сферы,

осознанное определение педагогом стиля общения и модели поведения с детьми,

планирование внеучебной деятельности учащихся) оказывает значительное

влияние на формирование мотивации к вокально-хоровой деятельности.

Библиографический список:

1. Бамбурова Л.И. Мотивация совместной музыкальной деятельности юношеских групп: Психология воспитания в первичном коллективе. -Ярославль, 1985.

2. Васильев И.А. Магомед-Эминов М.Ш.Мотивация и контроль за действием. - М., 1991.

3. Ильин Е.П. Мотивация и мотив: Теория и методы изучения. - Киев, 1998.

4. Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. - М.,

1998.

5. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. - М., 1990.

6. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. - М., «Академия», 2006.

7. Немов Р.С. Психология: в 3-х книгах. Книга 1: Основы общей психологии. - М., «Владос», 1999.

8. Обухова Л.Ф. Детская (возрастая) психология. Учебник. - М., «Российское педагогическое агентство», 1996.

9. Фейдимен Дж.т ,Фрейгер Р. Абрахам Маслоу и психология самоактуализации. - М., Российское педагогическое агентство, 1996.

10. Формирование и изменение ценностных представлений. -Социологическое исследование в Прибалтике. Вильнюс,1990.

11. Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка : учеб.-методическое пособие / Российская акад. образования, Московский психолого-социальный ин-т ; ред.-сост. Г. В. Бурменская. - Изд. 2-е, расш. - Москва : МПСИ, 2005. - 655 с

VII Международная научно-практическая конференция 12. Штерн Ф.К. Психологическая подготовка к педагогической

деятельности. - Калуга, 1998.

Приложение ТЕСТ № 1 Определение типа личности Учащегося среднего школьного возраста

Из двух противоположных функций необходимо выбрать ту, где оказалось больше отмеченных пунктов, и поставить ее порядковый номер

1. РАЦИОНАЛЬНОСТЬ 2. ИРРАЦИОНАЛЬНОСТЬ

Всегда заранее выхожу из дома, чтобы быть спокойным и не спешить. Мне трудно вовремя встать утром и собраться, поэтому часто опаздываю и расстраиваюсь из-за этого.

Всегда держу свою одежду, книжки и игрушки в одном и том же месте и не люблю, когда их перекладывают. Я часто разбрасываю свои ве щи и поэтому приходиться долго их искать.

Я сержусь, когда кто-то отвлекает меня от моих заня тий, что-то поручает. Я могу заниматься сразу нес колькими делами: заниматься и слушать кого-то; учить стих и помогать родителям по дому.

Я сразу делаю уроки, не откладывая на потом, чтобы быть свободным заниматься чем-то другим. У меня часто меняется настроение и бывает очень трудно заставить себя что-нибудь делать, когда оно плохое.

Люблю сам составлять планы моих занятий и стараюсь все выполнять, что задумал. Могу набрать слишком много всяких поручений и потом не знаю, как с ними справиться.

3. ЛОГИКА 4. ЭТИКА

Я всегда прямо говорю, что о ком думаю, даже если это кому-то не нравится. Я стараюсь в разговоре никого не обидеть и быть для всех приятным.

Считаю, что меня наказывают правильно, если я этого заслужил. Думаю, что наказывать никого не нужно, чтобы потом не обижаться друг на друга.

Не люблю, когда слишком много говорят и мало делают. Мне нравится, когда люди рассказывают о себе, и сам люблю рассказывать о своих делах и успехах.

Я стараюсь никогда не обещать, если знаю, что не смогу это сделать. Я часто могу много наобещать, потому что неудобно отказывать другим.

Я люблю решать задачи с числами и головоломки, разные кроссворды. Я больше люблю слушать стихи, рассказы, чем арифметику.

5.СЕНСОРИКА 6. ИНТУИЦИЯ

Я всегда слежу за чистотой одежды и книжек и очень переживаю, когда испачкаю что-то или посажу пятно. Я по рассеянности не всегда замечаю, что у меня помята одежда или не чищены ботинки.

Я люблю одеваться и собираться сам и сержусь, когда мне в этом мешают. Мне часто трудно решить, что одеть на себя и я обычно советуюсь с другими.

VII Международная научно-практическая конференция

Мне нравятся разные спортивные игры: борьба, бокс, прыжки, гимнастика и я люблю этим заниматься. Мне нравятся такие игры, когда можно подумать не спеша: шахматы, шашки и другие.

Я люблю многое мастерить своими руками: пилить, строгать, выжигать, паять. Мне часто приходят в голову разные интересные мысли, люблю мечтать и фантазировать.

7. ИНТРОВЕРСИЯ 8. ЭКСТРОВЕРСИЯ

Я стесняюсь первым заговорить с незнакомыми и попросить что-нибудь. Мне легко познакомиться с чужими ребятами и заводить новых знакомых.

Мне лучше подчиняться другим, чем командовать и отвечать за что-то. Мне нравится командовать, быть капитаном в игре, когда меня слушаются другие.

Я стараюсь не выделяться и выступать в хоре или группе, чем один. Мне легко при всех спеть, станцевать, прочесть стихи, показать какой-то фокус.

Обычно меня с кем-то знакомят, потому что я сам стесняюсь и не люблю это делать. Я люблю знакомить людей между собой и собирать веселые и интересные компании.

Я обычно не скучаю, даже если меня оставляют одного, я всегда найду себе занятие. Я не могу долго высидеть один дома, в компании я чувствую себя гораздо лучше.

Как расшифровать тип личности по цифровому коду:

В итоге у вас получится набор из 4-х цифр. Каждому набору соответствует свой тип личности:

1357 « Инспектор » 2357 « Мастер »

1358 « Администратор » 2358 « Маршал »

1367 « Аналитик » 2367 « Критик »

1368 « Предприниматель » 2368 « Изобретатель »

1457 « Хранитель » 2457 « Посредник »

1458 « Энтузиаст » 2458 « Политик »

1467 « Гуманист » 2467 « Лирик »

1468 « Наставник » 2468 « Советчик »

ТЕСТ № 2

Репрезентативные системы предпочтения

Пронумеруйте каждое из последующих предложений: для фразы, описывающей Вас лучше всего.

для следующей фразы, адекватно описывающей Вас, и т.д., закончив четвертым номером фразу, менее всего подходящую для Вас. Выполните это для каждого предложения и подсчитайте очки в тексте.

Вероятнее всего я скажу:

важные решения лучше ощущаются;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

важные решения звучат гармонично;

важные решения выявляют точку зрения;

важные решения звучат логически и осмысленно;

Тот, кто с наибольшей вероятностью окажет на меня влияние

имеет хорошо модулированный голос;

хорошо выглядит;

говорит значащие вещи;

оставляет меня с хорошими ощущениями;

VII Международная научно-практическая конференция

Если я хочу узнать о людях я обращаю внимание на внешний вид; я проверяю, как они себя чувствуют; я слушаю тон их голоса; я слушаю то, что они говорят;

Мне легко

изменять громкость и настраивать стереосистему; интеллектуально продумывать относящиеся к делу пункты; выбирать удобную мебель; находить богатые цветовые сочетания;

Если люди желают узнать, кто я

им следует узнать о моих ощущениях;

им следует обратить внимание на мой внешний вид;

им следует послушать, что я говорю;

им следует услышать интонации моего голоса;

Скорее всего, я

услышу факты, которые Вы сообщаете; увижу картины, которые Вы представляете; прикоснусь к Вашим ощущениям; настроюсь на гармонию Вашего сообщения;

Видение вещей

делает их убедительными;

слушание фактов о вещах делает их убедительными;

ощущение вещей делает их реальными, убеждает меня;

слышание, как нечто произносится, делает это убедительным или нет.

Теперь можно разделить коллектив на группы: Аудиалы - визуалы - кинестетики.

ТЕСТ № 3

Требуется закончить предложение (письменно).

При обработке теста определяется, какое место в коллективе занимает тот или иной ученик, значение коллектива в жизни ребенка.

Я был бы счастлив, если бы.......................................................

Мне легко выступать на сцене, если.............................................

Моя мама...............................................................................

Лучше всего заучиваю партию, когда............................................

Мне не нравится когда...............................................................

Если бы я был руководителем хорового коллектива, то.....................

Мне нравится когда..................................................................

Мне легко поется, если..............................................................

ТЕСТ № 4

Используется методика «социометрия». При обработке результатов этой методики обнаруживаются лидеры в коллективе, отверженные, а остальные ученики

VII Международная научно-практическая конференция

рассредоточиваются относительно этих двух категорий. Вопросы для теста могут быть такими:

С кем из ребят ты хотел бы стоять (петь) рядом в хоре? С кем из ребят ты пошел бы в трудный поход? Кого из ребят ты пригласил бы к себе на день рождения? С кем из ребят ты не хотел бы общаться?

Таблица наблюдений за учащимися в течение учебного года

Имя учащегос я Как ведет себя на репетиции Результат ы прослуши вания(оце нка) Итогова я годовая оценка Проявление творческого начала Примечание

Вика П. Сохраняет внимание до конца урока 3 4 Обнаружила склонности к поэтическому творчеству (пишет стихи под впечатлением прослушанной и исполненной музыки). В году выполняла поручение следить за наличием хоровых партий.

Алеша М. Внимателен только до середины урока, дальше ему все надоедает. 5 5 Очень творческая личность, помимо музыки увлекся народным танцем. Весь год помогал ребятам в разучивании партий, что очень ответственно выполнял.

Женя М. На репетициях невнимателе н, постоянное безразличие к происходящ ему. 4 4 Начал обучение на балалайке, и других народных инструментах. Выполнял поручение следить за стульями на репетициях, и наличием шумовых инструментов.

Кристина П. Большое значение придает оценкам. 4 5 Принимала участие выставке прикладного искусства. Следит за наличием всех детей на занятиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.