Научная статья на тему 'Развитие хорового искусства в гимназии'

Развитие хорового искусства в гимназии Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
121
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГИМНАЗИЯ / ХОР / ХОРОВОЕ ИСКУССТВО / ХОРОВОЕ ПЕНИЕ / МУЗЫКА / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ПРАВОСЛАВНАЯ ГИМНАЗИЯ / ВОКАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО / АНСАМБЛЬ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / КУЛЬТУРА ХОРОВОГО ПЕНИЯ / GYMNASIUM / CHOIR / CHORAL ART / CHORAL SINGING / MUSIC / STUDENTS / ORTHODOX GYMNASIUM / VOCAL POTENTIAL / ARTISTIC CREATION / ENSEMBLE / MUSICAL EDUCATION / PERSONALITY DEVELOPMENT / CULTURE OF CHORAL SINGING

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ваганова Ольга Игоревна, Лапшина Ирина Александровна, Барабина Ирина Евгеньевна

Хоровое искусство неотъемлемая составляющая культурного развития страны. Хоровое пение является частью формировании высокой культуры личности. Для подрастающего поколения это особенно важно, поэтому авторы акцентируют внимание на необходимости совершенствования хорового пения в православных гимназиях. Актуальность исследования определяется необходимостью изучения развития школьного хорового искусства. Целью работы является теоретическое обоснование особенностей развития школьного хорового искусства на примере православной гимназии. Авторами раскрывается понятие «Хоровое пение», роль духовной музыки в становлении личности обучающегося, разработана программа для вокальной группы православной гимназии «Мелодия». В статье приведено содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности, а также представлено календарно-тематическое планирование деятельности коллектива «Мелодия», формы и методы контроля, показатели результативности использования программы. Авторами установлены положительные результаты продвижения учащихся в певческой исполнительской практике (на уровне областных и международных конкурсов), в развитии эмоциональной отзывчивости, духовно-нравственного воспитания участников ансамбля «Мелодия». Для поддержания уровня развития хорового искусства в православной гимназии и дальнейшего его совершенствования планируется продолжать работу хора по участию в различных мероприятиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF CHOLOR ART IN GYMNASIA

Choral art is an integral part of the country's cultural development. Choral singing is part of the formation of a high personality culture. This is especially important for the younger generation, therefore, the authors focus on the need to improve choral singing in Orthodox gymnasiums. The relevance of the study is determined by the need to study the development of school choral art. The aim of the work is a theoretical justification of the features of the development of school choral art on the example of the Orthodox gymnasium. The authors reveal the concept of "Choral singing", the role of sacred music in the formation of the personality of the student, a program for the vocal group of the Orthodox gymnasium "Melody" is developed. The article provides the content of the after-school activities course with the forms of organization and types of activities, as well as the calendar-thematic planning of the Melody collective activity, forms and methods of control, and indicators of the program’s performance. The authors found positive results in promoting students in singing performing practice (at the level of regional and international competitions), in the development of emotional responsiveness, spiritual and moral education of the participants of the “Melody” ensemble. To maintain the level of development of choral art in the Orthodox gymnasium and its further improvement, it is planned to continue the work of the choir to participate in various events

Текст научной работы на тему «Развитие хорового искусства в гимназии»

Vaganova Olga Igorevna, Lapshina Irina Aleksandrovna, Barabina Irina Evgenievna pedagogical

DEVELOPMENT OF CHOLOR ART ... sciences

УДК 378.147

DOI: 10.26140/knz4-2019-0803-0009

РАЗВИТИЕ ХОРОВОГО ИСКУССТВА В ГИМНАЗИИ

© 2019

Ваганова Ольга Игоревна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Профессионального образования и управления образовательными системами» Лапшина Ирина Александровна, магистрант Барабина Ирина Евгеньевна, магистрант Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (603004, Россия, Нижний Новгород, ул. Челюскинцев 9, e-mail: irina.lapshina.nn@yandex.ru)

Аннотация. Хоровое искусство - неотъемлемая составляющая культурного развития страны. Хоровое пение является частью формировании высокой культуры личности. Для подрастающего поколения это особенно важно, поэтому авторы акцентируют внимание на необходимости совершенствования хорового пения в православных гимназиях. Актуальность исследования определяется необходимостью изучения развития школьного хорового искусства. Целью работы является теоретическое обоснование особенностей развития школьного хорового искусства на примере православной гимназии. Авторами раскрывается понятие «Хоровое пение», роль духовной музыки в становлении личности обучающегося, разработана программа для вокальной группы православной гимназии «Мелодия». В статье приведено содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности, а также представлено календарно-тематическое планирование деятельности коллектива «Мелодия», формы и методы контроля, показатели результативности использования программы. Авторами установлены положительные результаты продвижения учащихся в певческой исполнительской практике (на уровне областных и международных конкурсов), в развитии эмоциональной отзывчивости, духовно-нравственного воспитания участников ансамбля «Мелодия». Для поддержания уровня развития хорового искусства в православной гимназии и дальнейшего его совершенствования планируется продолжать работу хора по участию в различных мероприятиях.

Ключевые слова: гимназия, хор, хоровое искусство, хоровое пение, музыка, обучающиеся, православная гимназия, вокальный потенциал, художественное творчество, ансамбль, музыкальное воспитание, развитие личности, культура хорового пения.

DEVELOPMENT OF CHOLOR ART IN GYMNASIA

© 2019

Vaganova Olga Igorevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of «Professional Education and Management of Educational Systems» Lapshina Irina Aleksandrovna, undergraduate Barabina Irina Evgenievna, undergraduate Kozma Minin Nizhny Novgorod state pedagogical university (603004, Russia, Nizhny Novgorod, Chelyuskintsev street 9, e-mail: irina.lapshina.nn@yandex.ru)

Abstract. Choral art is an integral part of the country's cultural development. Choral singing is part of the formation of a high personality culture. This is especially important for the younger generation, therefore, the authors focus on the need to improve choral singing in Orthodox gymnasiums. The relevance of the study is determined by the need to study the development of school choral art. The aim of the work is a theoretical justification of the features of the development of school choral art on the example of the Orthodox gymnasium. The authors reveal the concept of "Choral singing", the role of sacred music in the formation of the personality of the student, a program for the vocal group of the Orthodox gymnasium "Melody" is developed. The article provides the content of the after-school activities course with the forms of organization and types of activities, as well as the calendar-thematic planning of the Melody collective activity, forms and methods of control, and indicators of the program's performance. The authors found positive results in promoting students in singing performing practice (at the level of regional and international competitions), in the development of emotional responsiveness, spiritual and moral education of the participants of the "Melody" ensemble. To maintain the level of development of choral art in the Orthodox gymnasium and its further improvement, it is planned to continue the work of the choir to participate in various events.

Keywords: Gymnasium, choir, choral art, choral singing, music, students, Orthodox gymnasium, vocal potential, artistic creation, ensemble, musical education, personality development, culture of choral singing.

Музыка в православной церкви связана со службами, где хоровое пение - неотъемлемая часть, при том без музыкального сопровождения. Под влиянием некоторых исторических условий в хоровом пении появились свои особенности. Это своеобразие заключалось в том, что хоровое искусство (а'сареПа) вплоть до начала XVIII века было фундаментом музыкальной культуры [1]. Этот факт объясняется достаточно просто. Дело в том, что профессиональное музыкальное искусство на Руси в Х-ХУП веках имеет неразрывную связь с церковью

[2]. Несколько веков (X - начало XX) в массовом музыкальном образовании и воспитании главную роль играло хоровое пение, выступало основой всего

[3]. Ведущая роль хорового пения в процессе общего музыкального воспитания российского общества определялась несколькими факторами [4].

К трем основным относятся: широкая доступность, особенность эстетической природы и демократичность

[5, 6].

Потенциал духовной музыки, играет большую роль в становлении развивающейся личности и раскрывается через ее функции: мировоззренческую, нравственно-32

эстетическую, коммуникативную [7-17].

Мировоззренческая функция духовной музыки основана на специфическом осознании мира сквозь призму православных ценностей [18]. Мировоззренческая функция духовной музыки основана на специфическом осознании мира сквозь призму православных ценностей [19]. Нравственно-эстетическая функция направлена на формирование в сознании исполнителей и слушателей ценностей Православия, зафиксированных в Священном писании и нашедших отражение в текстах богослужебных песнопений. Приобщение к православной традиции - это построение индивидуальной аксиологической матрицы на основе постижения абсолютных ценностей - Истины, Добра, Красоты. Коммуникативная функция обеспечивает духовную связь между участниками песнопения и слушателями специфическими средствами.

Хоровое пение - это коллективный вид деятельности, который направлен на развитие певческой культуры. Хор - вид исполнительского коллектива, исполняющего многоголосные произведения полифонического и гармонического склада. Это позволяет утверждать, что хоровое пение развивает гармонический слух - опор-Karelian Scientific Journal. 2019. Т. 8. № 3(28)

педагогические науки

Ваганова Ольга Игоревна, Лапшина Ирина Александровна, Барабина Ирина Евгеньевна

РАЗВИТИЕ ХОРОВОГО ИСКУССТВА ...

ную музыкальную способность. Такой слух выступает средством целостного познания произведений музыкальной классики и сочинений с современным стилем музыкального письма. Среди преимуществ хорового пения, несомненно, нужно указать гармонизацию личности участников за счет снижения уровня недовольства какими-либо жизненными факторами. Когда отдельным обучающимся не удается показать лучших достижений, результаты хора помогают им чувствовать гордость за общий успех. Хоровое пение также позволяет почувствовать умиротворение, состояние удовлетворённости своими достижениями и жизнью в целом. Многие развитые страны поддерживают и развивают хоровое пение, понимая его ценность как фактора, повышающего созидательную и творческую деятельность людей.

Развитие хорового искусства - неотъемлемая часть образовательного процесса православной гимназии. Поэтому, в целях совершенствования данной деятельности нами была разработана программа для вокальной группы православной гимназии «Мелодия».

Цель программы вокальной группы «Мелодия» - это создание условий для духовно-нравственного воспитания учащихся средствами музыкально-певческой деятельности, для возрождения и развития вокально-певческих традиций, для раскрытия вокального и художественного потенциала обучающихся.

Содержание курса внеурочной деятельности вокальной группы отражено в таблице 1.

Таблица 1 - Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

№ номер Наименование изучаемой темы Вид внеурочной деятельности Формы организациивнеурочной деятельности

1 Владение голособым аппаратом Звуковеденне. Использование Коллективная деятельность Рассказ. Прослушивание, отработка материала

2 Певческаяустановка и певческая позиция. Дыхание. Коллективная деятельность Рассказ. Прослушивание, отработка упражненийи песенного материала

3 Дикция. Артикуляция. Коллективная деятельность Рассказ. Прослушивание, отработка упражнений и песенного материала

4 Многоголосное пение. Коллективная деятельность Рассказ. Прослушивание, отработка упр ажнений и пес енного материала

5 Вокально-хоровые навыки в исполнительском ма стер стве. Коллективная деятельность Рассказ. Прослушивание, отработка материала

б Беседы о гигиене певческого голоса. Работа над сценическим образом. Коллективная деятельность Рассказ. Прослушивание, отработка упр ажнений и пес енного материала

В таблице 2 представлено календарно-тематическое планирование коллектива «Мелодия».

Таблица 2 - Календарно-тематическое планирование «Мелодия»

№ номер Наименование изучаемой темы Часы

— Теория Практика

1 Владение голо совым аппаратом. Звуковеденне. Использование певческих навыков. (2 ч.) 2 1 1

2 Певческаяустановка и певческая позиция. Дыхание.{бч.) б 1 5

3 Дикция. Артнкуляцня.{бч.) б 1 5

4 Гигиена певческого голоса.(2 ч.) 2 1 1

5 Сценическая культура и сценический образ.{5 ч.) 5 1 4

б Вокально-хороваяработа.{10 ч.) 10 2 8

7 Собственная манер а исполнения. Импровизация .(3 ч.) 3 1 2

Э Владение голо совым аппаратом. Использование певческих навыков. (3 Ч> 3 1 2

9 Использование певческих навыков. Знакомство с творчеством знаменитыхвокалистовпрошлого и настоящего. (6ч.) б 2 4

10 Работа над собственнойманеройвокального исполнения. Сценическая культур а.(Зч.) 4 2 2

11 Певческая позиция. Отработка полученных вокальных навыков.ГЗ ч.) 4 2 2

12 Расширение диапазона голоса.(3 ч.) 4 2 2

13 Многоголосное пение. (4 ч.) 3 2 2

14 Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве.(б ч.) б 1 5

15 Беседы о гигиене певческого голоса. Работа над сценическим образом.(4 ч.) 4 1 3

Итого: 63 21 48

Свои умения и навыки воспитанники хорового коллектива демонстрируют на таких публичных выступлениях как: открытые занятия, концерты. Публичные выступления с разнообразной программой способствуют, с одной стороны более успешному накоплению опыта творческой деятельности у обучающихся, а с другой, являются одной из форм контроля за освоением образовательной программы. К показателям результативности использования программы относятся: высокий уровень мотивации обучающихся к вокально-хоровому исполнительству; их желание заниматься дальше в области музыкально-хорового образования.

Формы и методы контроля: прослушивание, педагогическое наблюдение, собеседование, творческие игры и задания. Наиболее результативным методом диагностирования результатов является педагогическое наблюдение, которое проводится в течение всего учебного года.

К концу обучения по программе обучающийся должен знать: принципы владения голосовым аппаратом; принципы дикции и артикуляции; жанры вокальной музыки; произведения различных жанров; великих вокалистов России и мира; типы дыхания; правила поведение певца до выхода на сцену и во время концерта; особенности многоголосого пения; обоснованность сценического образа. Должен уметь: использовать певческие навыки и установки; правильно использовать принципы дыхания; использовать певческую установки и певческие позиции; петь чисто и слаженно в унисон; петь без сопровождения и под аккомпанемент; дать критическую оценку своему исполнению; применять вокально-хоровые навыки на практике; исполнять произведения различного жанра; применять на практике различные способы дыхания; петь легко, мягко, непринужденно; исполнять вокальные произведения выразительно, осмысленно; принимать активное участие во всех концертах, фестивалях, конкурсах.

С целью развития традиций художественного творчества проводятся фестивали, смотры, конкурсы хорового творчества. Ансамбль «Мелодия» принял участие во Всероссийском Пасхальном детском хоровом фестиваль-конкурсе «Звонкие голоса». Фестиваль-конкурс призван активизировать просветительскую деятельность в области классического ансамблевого и хорового искусства, способствовать сохранению и развитию лучших певческих традиций российской школы, повысить качество научно-методической работы, способствовать квалификации преподавателей, совершенствованию педагогического мастерства и обмену профессиональным опытом преподавателей регионов России. Целями фестиваля являются развитие духовности у подрастающего поколения через исполнение высокохудожественного программного репертуара, обмен творческим опытом вокальных и хоровых коллективов, повышение престижа коллективного вокального исполнительства и профессии дирижера, профессиональная ориентация отдельных участников вокальных ансамблей и хоровых коллективов, привлечение внимания к проблемам (начального, среднего и высшего) классического музыкального образования, к необходимости сохранения певческого музыкального культурного наследия регионов России; актуализация проблем детского и юношеского ансамблевого и хорового исполнительства и педагогики.

Мы выявили положительные результаты продвижения учащихся в певческой исполнительской практике благодаря разработке программы (на уровне областных и международных конкурсов), в развитии эмоциональной отзывчивости, духовно-нравственного воспитания участников ансамбля «Мелодия». Коллектив участвует почти во всех гимназических праздниках, является лауреатом районных и городских конкурсов.

В целью сохранения традиций хорового искусства нами планируется продолжать работу по участию разнообразных мероприятиях, конкурсах, фестивалях, способствующих сохранению и развитию лучших певче-

Карельский научный журнал. 2019. Т. 8. № 3(28)

33

Vaganova Olga Igorevna, Lapshina Irina Aleksandrovna, Barabina Irina Evgenievna DEVELOPMENT OF CHOLOR ART ...

pedagogical sciences

ских традиций российской школы. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Батовская Е. Экспериментальные тенденции в современном хоровом творчестве //Южно-Российский музыкальный альманах, №. 2 (19), 2015, С. 65-69.

2. Кульмаметьев В.Р., Жукова И.В. Хоровое творчество как инструмент реализации государственной политики в сфере культуры // Вопросы управления. 2016. №5 (42).

3. Малацай Л.В., Болдовская Е.Н. Путь творческого служения хоровому искусству (памяти профессора М.В.Пикалова) // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение, №. 4 (227), 2018, С. 212-217.

4. Васильев В. А. Современное хоровое искусство и вопросы совершенствования дирижерско-хорового образования // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры, №. 2 (15), 2013, С. 154-158.

5. Степина Н.В. Особенности формирования личности хормейстера в условиях СПО в аспекте современных исследований // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 196-198

6. Степина Н.В. Коммуникативная креативность как способность к творческому общению в управлении хоровым коллективом //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 168-170

7. Никитюк О. П. Работа регента с основными исполнительскими составами приходских храмов Киева на рубеже ХХ-ХХ1 вв. Общие характеристики и отличия // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 5: Вопросы истории и теории христианского искусства, №. 2 (22), 2016, С. 142-155.

8. Калинина Л.Ю. Понятие «синтез искусств»: актуальные аспекты // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 236-239.

9. Цораева Ф.Н. Роль предмета «музыкальное искусство» в формировании поликультурной личности на современном этапе развития школы северокавказского региона //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 231-234.

10. Калинина Л.Ю. Ресурс синестезии в музыкальном образовании: современные аспекты проблемы // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 103-106.

11. Чернова Л. В. «Динамика научного подхода к постановке певческого голоса» Педагогическое образование в России, №. 10, 2015, С. 97-102.

12. Чернышук В.В. Формантная структура гласных в украинской певческой речи // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 1 (10). С. 80-83.

13. Бессарабова И.С., Лю Д. Педагогический потенциал вокальных произведений в патриотическом воспитании обучающихся в КНР //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 41-44.

14. Калинина Л.Ю. Новые функции произведений современных авторов в музыкальном образовани // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 139-142.

15. Сенцова А.Г., Полищук Л.Л. Вокальная культура как психологический феномен: к теории вопроса //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 377-380.

16. Сергиенко С.И.Н. Основные тенденции развития музыкально-инструментальной подготовки будущего учителя музыки // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 329-332.

17. Козий О.М. Моделирование процесса формирования образно-интонационных навыков у будущих учителей музыки // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 1 (6). С. 33-36.

18. Сафонова В.И.. Акустические и психофизиологические закономерности хорового пения и их влияние на методику вокально-хоровой работы // Музыкальное искусство и образование, №. 1 (9), 2015, С. 100-110.

19. Байкова Е. Н. Хор как оркестр человеческих голосов //Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 5: Вопросы истории и теории христианского искусства, №. 2 (22), 2016, С. 166-174.

Статья поступила в редакцию 24.07.2019 Статья принята к публикации 27.08.2019

34

Karelian Scientific Journal. 2019. Т. 8. № 3(28)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.