Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИИ ПОДГОТОВКИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ДЕТСКИХ ХОРОВЫХ КОЛЛЕКТИВОВ'

ТЕХНОЛОГИИ ПОДГОТОВКИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ДЕТСКИХ ХОРОВЫХ КОЛЛЕКТИВОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
196
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОБЛИК ДИРИЖЕРА / ДЕТСКИЙ ХОРОВОЙ КОЛЛЕКТИВ / СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ДЕТСКИМ ХОРОМ / МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ / ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Левина И.Р., Севастьянов А.С., Дустова З.С.

В статье рассмотрены психолого-педагогические особенности управления детским хоровым коллективом, профессиональный облик руководителя детского хора, взаимосвязь специальных музыкальных и психолого-педагогических дисциплин в процессе профессиональной подготовки руководителя вокального коллектива, перечислены методы развития музыкальных и психолого-педагогических компетенций будущего хормейстера. Предмет исследования - профессиональная подготовка руководителей вокальных коллективов. Методологическую основу исследования составили системно-деятельностный подход к анализу личности и деятельности (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов); системный подход к изучению личности и субъекта профессионального становления (Б.М. Теплов, К.А. Абульханова-Славская и другие); деятельностный подход к получению музыкальных знаний (Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, О.А. Апраксина, Г.М. Цыпин); психологические концепции трудовой деятельности, профессионализма, профессиональной успешности отечественных ученых (Е.А. Климов, А.К. Маркова, Т.А. Жалагина, Б.А. Душков и другие). По результатам проведенного исследования сделан вывод: процесс подготовки руководителя детских хорового коллектива включает взаимосвязь специальных музыкальных и психолого-педагогических дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGIES FOR TRAINING LEADERS OF CHILDREN CHOIRS

This article describes the psychological and pedagogical features of managing a children choir, professional appearance of the head of the children choir, special musical relationship and psycho-pedagogical disciplines in professional training of the head of the vocal group, lists the methods of the development of musical and psycho-pedagogical competencies of future choirmaster. The subject of the study is the professional training of the leaders of vocal groups. The methodological basis of the study was: system-activity approach to the analysis of personality and activity (L.S. Vygotsky, S.L. Rubinstein, A.N. Leontiev, B.G. Ananyev, B.F. Lomov); a systematic approach to the study of personality and the subject of professional development (B.M. Teplov, K.A. Abulkhanova-Slavskaya, etc.); an activity-based approach to obtaining musical knowledge (E.B. Abdullin, Yu.B. Aliev, O.A. Apraksina, G.M. Tsypin); psychological concepts of labor activity, professionalism, professional success of domestic scientists (E.A. Klimov, A.K. Markova, T.A. Zhalagina, B.A. Dushkov, etc.). The process of training the leader of a children choir includes the interaction of special musical and psychological-pedagogical education courses.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИИ ПОДГОТОВКИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ДЕТСКИХ ХОРОВЫХ КОЛЛЕКТИВОВ»

УДК 378.9

Ирма Рашитовна Левина,

кандидат педагогических наук, доцент, заместитель научного руководителя, Научно-исследовательский институт стратегии развития образования,

Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы (г. Уфа).

E-mail: irma_levina@mail.ru

Алексей Сергеевич Севастьянов,

заведующий сектором культурно-массовой работы, Центр эстетического воспитания, Башкирский государственный аграрный университет (г. Уфа).

E-mail: cevalcer@yandex.ru

Замира Самаридиновна Дустова,

старший преподаватель, кафедр музыкального и хореографического образования,

Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы (г. Уфа).

E-mail: z.dustova@yandex.ru

ТЕХНОЛОГИИ ПОДГОТОВКИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ДЕТСКИХ ХОРОВЫХ КОЛЛЕКТИВОВ

Ключевые слова: профессиональный облик дирижера, детский хоровой коллектив, стиль управления детским хором, моделирование проблемных ситуаций, психолого-педагогические аспекты

Аннотация. В статье рассмотрены психолого-педагогические особенности управления детским хоровым коллективом, профессиональный облик руководителя детского хора, взаимосвязь специальных музыкальных и психолого-педагогических дисциплин в процессе профессиональной подготовки руководителя вокального коллектива, перечислены методы развития музыкальных и психолого-педагогических компетенций будущего хормейстера. Предмет исследования - профессиональная подготовка руководителей вокальных коллективов. Методологическую основу исследования составили системно-деятельностный подход к анализу личности и деятельности (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов); системный подход к изучению личности и субъекта профессионального становления (Б.М. Теплов, К.А. Абульханова-Славская и другие); деятельностный подход к получению музыкальных знаний (Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, О.А. Апраксина, Г.М. Цыпин); психологические концепции трудовой деятельности, профессионализма, профессиональной успешности отечественных ученых (Е.А. Климов, А.К. Маркова, Т.А. Жалагина, Б.А. Душков и другие). По результатам проведенного исследования сделан вывод: процесс подготовки руководителя детских хорового коллектива включает взаимосвязь специальных музыкальных и психолого-педагогических дисциплин.

Для цитирования: Левина, И.Р. Технологии подготовки руководителей детских хоровых коллективов / И.Р. Левина, А.С. Севастьянов, З.С. Дустова // Педагогический журнал Башкортостана. - 2021. - №1(91). - С. 135-146.

Irma R. Levina,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associated Professor

Deputy scientific adviser Research Institute for Education Development Strategy Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla (Ufa).

E-mail: irma_levina@mail.ru

Alexey S. Sevastyanov, Head of the Cultural and Mass Work Sector Center for Aesthetic Education, Bashkir State Agrarian University (Ufa).

E-mail: cevalcer@yandex.ru

Zamira S. Dustova, Senior lecturer,

Department of Music and Choreographic Education Bashkir state pedagogical University named after M. Akmulla (Ufa).

E-mail: z.dustova@yandex.ru

TECHNOLOGIES FOR TRAINING LEADERS OF CHILDREN

CHOIRS

Keywords: professional identity of the conductor, children choir, management of a children choir, modeling of problem situations, psychological and pedagogical aspects

Abstract. This article describes the psychological and pedagogical features of managing a children choir, professional appearance of the head of the children choir, special musical relationship and psycho-pedagogical disciplines in professional training of the head of the vocal group, lists the methods of the development of musical and psycho-pedagogical competencies of future choirmaster. The subject of the study is the professional training of the leaders of vocal groups. The methodological basis of the study was: system-activity approach to the analysis of personality and activity (L.S. Vygotsky, S.L. Rubinstein, A.N. Leontiev, B.G. Ananyev, B.F. Lomov); a systematic approach to the study of personality and the subject of professional development (B.M. Teplov, K.A. Abulkhanova-Slavskaya, etc.); an activity-based approach to obtaining musical knowledge (E.B. Abdullin, Yu.B. Aliev, O.A. Apraksina, G.M. Tsypin); psychological concepts of labor activity, professionalism, professional success of domestic scientists (E.A. Klimov, A.K. Markova, T.A. Zhalagina, B.A. Dushkov, etc.). The process of training the leader of a children choir includes the interaction of special musical and psychological-pedagogical education courses.

For citing: Levina I.R., Sevastyanov A.S., Dustova Z.S. (2021). Technologies for training leaders of children choirs. Pedagogical journal of Bashkortostan. No. 1 (91): 135-146.

DOI: 10.21510/1817-3292-2021-91-1-135-146

Введение. В связи с постоянными изменениями социально-экономических условий в стране возникает потребность в модернизации всех систем общественной жизни. Особенной проблемой в настоящее время становится изучение, анализ и совершенствование профессиональной деятельности работников сферы искусства. На сегодняшний день профессия хорового дирижера сопряжена с напряжённым трудом. Ему необходимо

обладать компетенциями в различных сферах музыкальной деятельности. Хоровой дирижер должен владеть знаниями возрастных особенностей человека, так как в своей работе он сталкивается как со взрослыми, так и с подростковыми и детскими хоровыми коллективами.

Каждый хормейстер-практик понимает и ощущает большую разницу в психологическом контакте между взрослыми хористами и детьми. Эти отличия обусловлены, прежде всего, разницей в психологии восприятия искусства и творческого процесса. Чтобы управлять музыкальным развитием детей, необходимо обладать знаниями особенностей психофизического и общего (интеллектуального, эмоционального) развития ребенка. Только в этом случае будет возможно применение личностно-ориентированного подхода в обучении детей. При этом следует помнить, что «...живой ток музыки, ее пульс, ее жизненные «соки», органически присущее только ей свойство существовать в звуке-времени - предполагают слышать все эти элементы в единстве...» [7, 44].

Аспекты деятельности хорового дирижера. Афанасьев А.М. в своем исследовании пишет, что «.исполнительская деятельность артиста хора представляет собой творческий процесс, заключающийся в индивидуальной интерпретации исполнителем музыкального произведения, отражающий личностные и индивидуально-художественные особенности дирижера» [1, 79].

Творческая деятельность музыканта-дирижера включает множество аспектов: психологический, педагогический, исполнительский, культурологический. Сочетание исполнительской и педагогической подготовки в обучении способствует более разностороннему развитию личности студента, обогащает профессиональное становление начинающего музыканта. Что представляет собой эта профессия, и какими качествами должен обладать хормейстер для успешной работы с детским хором в музыкальной школе или в самодеятельности? Безусловно, будущий руководитель хора должен обладать широким профессиональным кругозором, богатой эрудицией, техническим и художественным мастерством, а главное, искренней увлеченностью, чтобы передать детям любовь к музыке и развить их творческие задатки. Как отмечает Пигров К.К., «хор - это организованный творческий коллектив» [6, 21].

Дирижер - многофункциональная профессия, включает целый комплекс деятельностей: исполнительскую, управленческую, педагогическую, организационную. Можно утверждать, что хормейстер должен быть образованным музыкантом-универсалом, деятельность которого реализуется в специальности «дирижер хора». Чтобы преподавание было успешным, необходимо, в первую очередь, обладать знаниями и умениями в этой области. От этого зависит и уровень квалификации педагога. По мнению А. Лагутина, овладение каким-либо видом музыкальной деятельности - сложный и длительный процесс, требующий значительных усилий и постоянных упражнений, а потому - большой

трудоспособности и терпеливости того, кто избрал музыку своей профессией или просто любимым занятием [3].

Общая культура и образованность педагога-музыканта в значительной мере зависит от широты кругозора и тех знаний, которые дает профессиональное образование в целом, от качества знаний по гуманитарным предметам, что очень важно в музыкальной, художественной педагогике. Хородирижер должен разбираться в психологии восприятия, так как исполнение хорового сочинения предполагает правильное и выразительное донесение до слушателя текста [4].

Таким образом, можно определить важную функцию педагогической профессии - функцию носителя знаний. Следующая важная функция преподавателя - передача знаний своим подопечным и обучение их различным способам музыкальной деятельности. Для овладения способами передачи знаний необходима не только теория, но и практика: чем больше ее будет, тем скорее наступит профессиональная адаптация - уровень приспособления к условиям производственной работы. Не менее важной для будущего хормейстера является функция организатора и руководителя. Подчас именно эта способность является определяющей для будущей успешной дирижерской деятельности. Нужно постигнуть закономерности познавательной деятельности детей, знать законы психофизического и музыкального развития ребенка, а также обладать специфическими свойствами личности, позволяющими воздействовать на большой коллектив. Организаторские качества должны быть раскрыты и сформированы у будущего руководителя хора уже в процессе обучения, так как от этого в значительной мере зависит эффективность его дальнейшей профессиональной деятельности.

Профессиональный портрет руководителя детского хорового коллектива. Профессиональные свойства личности хорового дирижера находят отражение в процессе управления вокальным коллективом. Характер и темперамент хормейстера обуславливают тот или иной стиль управления. В зависимости от собственных индивидуально-психологических свойств и профессионального опыта хоровые дирижеры могут определить для себя наиболее приемлемую позицию, приняв тот или иной стиль управления хором. Можно выделить несколько наиболее типичных форм управления детским хором: либеральный стиль управления, авторитарный, эмоциональный и творческий. Данные типы управления имеют то или иное преобладание художественного, педагогического, психологического либо организационного воздействия дирижеров на творческий коллектив. Подробное рассмотрение особенностей того или иного стиля руководства детским хоровым коллективом не входит в нашу задачу, однако их краткая характеристика представляется уместной.

Либеральный стиль управления характеризуется низким уровнем энергичности педагогического воздействия, что очень часто обусловлено либо недостаточной профессиональной компетентностью, либо

особенностями характера и темперамента дирижера. Такой стиль проявляется в формальном подходе к подбору репертуара, в отсутствии планирования перспективы творческого роста детского коллектива. Данный стиль управления приводит к упрощенному пониманию творческого потенциала детского хора, как явлению «перехода» от детской самодеятельности к высшим формам хорового музицирования в профессиональных коллективах. В результате, ценностные ориентации участников хора формируются под воздействием творческих установок руководителя. В силу неспособности к волевому педагогическому воздействию руководители данного типа практически не используют приемы воспитательного воздействия на детский коллектив через организацию досуга, внешкольных форм работы, тем самым обедняя программу нравственно-эстетического развития детей.

Авторитарный стиль управления, противоположность либеральному, характеризуется энергичностью, целеустремленностью, творческим честолюбием, волей в достижении поставленной цели. Руководители такого типа эмоциональны, активны, коммуникабельны, но данные качества в большей степени проявляются при общении с участниками хора, нежели в художественном и педагогическом влиянии на хор. Сценическому воплощению хоровых произведений под управлением таких дирижеров присуща точность, каноничность, четкое следование указаниям автора, но отсутствует искренность, одухотворенность, масштабность музыкального мышления, художественное воображение, творческая оригинальность, тонкость и гибкость.

Эмоциональный стиль управления, в отличие от предыдущего, лишен разумного конструктивного начала, для которого характерно планирование репетиционной и концертной деятельности хорового коллектива. Для дирижеров данного стиля управления характерно, как правило, стремление к высокохудожественной интерпретации хоровых произведений, образность мышления и артистизм в репетиционной и концертной работе. Но зачастую их требования к коллективу превышают уровень возможностей детского хора, а в своей работе они не способны достигать намеченных целей и решать необходимые технические задачи.

Наиболее эффективным следует все же признать творческий стиль руководства хоровым коллективом. При таком стиле управления все лучшие свойства либерального, авторитарного и эмоционального способов управления находятся в рациональной пропорции. Ведущей чертой творческого стиля управления является стремление к постоянному педагогическому поиску, потребность в творчестве, подкрепленные активной эмоциональной энергией. Педагогическое воздействие таких руководителей осуществляется через общение, благодаря которому формируется благотворная атмосфера и творческий микроклимат в детском коллективе. Основной принцип деятельности таких дирижеров - равнозначность творческого и нравственного начала, в связи с этим их отличает логика

педагогического воздействия на участников хора, что проявляется в анализе и прогнозировании творческих результатов хорового коллектива с учетом психологических, психофизических особенностей детей, уровня их музыкальной культуры, а также демографических закономерностей.

Однако на практике дирижеры с единственным стилем управления встречаются достаточно редко. В профессиональной деятельности каждого хормейстера обычно присутствуют элементы разных стилей управления хором. Сочетание различных стилей в работе дирижера говорит о наличии у него своего индивидуального стиля. Поэтому опыт хорового исполнительства, опыт выдающихся хормейстеров выдвигает на первый план необходимость и целесообразность сочетания в лице одного хорового дирижера комплекса наиболее действенных методов, свойственных каждому из перечисленных стилей управления. Таким образом, можно сделать вывод, что стиль управления хоровым коллективом, как правило, неповторим, обусловлен личностью руководителя, комплексом психологических свойств индивидуальности, чертами характера, его педагогическими и художественными воззрениями. Высокая исполнительская культура, организаторские способности, широкий кругозор, образность мышления, позитивный жизненный настрой, доброжелательность, коммуникабельность - вот те качества дирижера-руководителя, которые являются залогом успешной творческой работы с детским хором. Безусловно, при выборе профессии дирижера-хормейстера молодой музыкант должен иметь задатки определенных свойств личности и качеств характера, которые, в дальнейшем, могут совершенствоваться и развиваться. Именно индивидуальность и экстраординарность творческого облика дирижера является важнейшей целью обучения в дирижерско-хоровом классе. Для этого возникает необходимость целенаправленного развития коммуникативных, перцептивных, эмоционально-волевых и интеллектуальных качеств будущего дирижера-хоровика. Задача педагогов среднего профессионального учебного заведения заключается в правильной психологической установке студентов-хормейстеров, что означает их профессиональную ориентацию и адаптацию.

Начинающий дирижер, прежде всего, должен понимать, что для успешной творческой работы ему необходимо воспитать в себе способность к общению, то есть коммуникабельность, так как по словам В.А. Сухомлинского: «Самая неискоренимая человеческая потребность -потребность в общении». При характеристике структуры общения в ней выделяют три взаимосвязанные стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную. Наиболее полное определение функций общения дано Б.Д. Парыгиным: Общение - это «сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимовлияния друг на друга, и как процесс их сопереживания и взаимного понимания друг друга».

Коммуникативные способности индивида предполагают терпимость и сдержанность в межличностном общении, тактичность, умение убеждать и заинтересовывать в творческом процессе.

Дирижер должен обладать способностью мобильно и адекватно реагировать на различные ситуации, возникающие в работе, умением формировать и поддерживать групповое единство исполнителей, что крайне важно при работе с коллективом. Вместе с тем такие качества, как оптимизм и чувство юмора позволяют педагогу активизировать учебный процесс, предупредить или безболезненно ликвидировать сложный конфликт, снять эмоциональное напряжение. Неотъемлемые составляющие педагогического мастерства - подтянутость и бодрость, оптимистический тон и доброжелательность, то есть мажорные способности. Научные исследования психологов подтверждают тот факт, что негативные мысли и фразы ослабляют работу мозга, ухудшают деятельность щитовидной железы, поддерживающей иммунитет организма, снижают жизненную энергию человека. Мысли и чувства дирижера передаются учащимся через выражение лица, жесты, тональность голоса. Именно так педагог передает детям позитивную или негативную энергию. Кроме того, важнейшими качествами дирижера, являются воля, энергия, активность жизненной и творческой позиций, способность к убеждению, инициативность и самостоятельность суждений. Эта способность должна проявляться, прежде всего, в умении творческой личности демонстрировать волевые качества, энергию в воздействии на хоровой коллектив. Выдающийся русский дирижер и педагог Н.М. Данилин говорил: «Если дирижер способен, подобно полководцу, одним возгласом, одним жестом увлечь коллектив по пути своих намерений, его место за дирижерским пультом. Если же нет, - надо менять профессию». Поэтому дирижеру нужно обладать такими специфическими для дирижерской профессии качествами, как умение руководить коллективом, устанавливать творческий контакт с исполнителями, лаконично и ясно формулировать свои требования и пожелания, разумно планировать учебную работу, экономно расходуя силы певцов и время репетиции. Ему также необходимо завоевать доверие, симпатию и авторитет у участников хора, при этом немаловажным качеством является личное обаяние дирижера. Огромное значение имеют исполнительские качества музыканта-хоровика: эмоциональность, выразительность, артистизм. Не менее важным для будущего дирижера является наличие музыкального воображения и стремление переводить свои жизненные впечатления на язык музыкальных образов. Немаловажное значение имеет умение выбрать правильный подходящий репертуар. Выгодский Л.С. пишет: «...всякое художественное произведение с этой точки зрения может применяться в качестве сказуемого к новым, непознанным явлениям или идеям и апперципировать их, подобно тому как образ в слове помогает апперципировать новое значение» [2, 45].

Поэтому для руководителя детского хора крайне важным является наличие экспрессивных способностей, присутствие своеобразного «таланта»

ярко и образно общаться с помощью слова и невербальных средств. Наличие образного ассоциативного мышления у дирижера позволяет сделать самые сложные художественные понятия доступными для детского восприятия. Художественная живость и образность речи, выразительность и артистизм должны быть неотъемлемой частью хормейстерской работы с детским коллективом, а эмоции и чувства дирижера могут быть переданы различными способами, в том числе с помощью мимики и жестов.

Необходимо обратить внимание на анализ учебного процесса, методов и приемов работы в профессиональном музыкальном учебном заведении, взаимодействию и взаимосвязи предметов специального курса, направленных на профессиональную ориентацию и адаптацию студентов-хоровиков в условиях работы с детским хором, а также наиболее актуальным проблемам, связанным с темой данного исследования.

Взаимодействие предметов специального курса, направленных на профессиональную ориентацию студентов-хормейстеров включает многообразие педагогических подходов и методов обучения. Взаимопроникновение и взаимодополнение данных методов позволяет констатировать, что базисным принципом обучения становится опора на теорию деятельностного подхода, разработанную С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым и другими представителями русской психологической школы, поскольку она создает теоретическое обоснование в рамках рассматриваемого процесса обучения. Задача учебно-образовательного процесса состоит в том, чтобы активизировать творческую мотивацию студентов при достаточно четком формулировании ее предметного содержания. Совокупность педагогических усилий по профессиональному ориентированию студентов-хормейстеров на работу с детским коллективом, целенаправленность и последовательность дидактических установок в данном направлении способствуют формированию внутренней мотивации в профессиональном сознании обучаемых. Она обусловлена:

1) взаимодействием и единой направленностью комплекса предметов специального курса («Методика работы с детским хором» и «Наблюдательская практика»), вызывающим активность студентов как субъектов воздействия;

2) формированием поисковой активности, так как развитие мотивации происходит через изменение и расширение сферы познания и сферы деятельности, преобразующей предметную действительность;

3) источником развития мотивации становится сам учебный процесс, присущие ему атрибутные качества (содержание обучения, выявление профессиональных интересов, воспитание профессиональных идеалов), которые в случае их освоения могут приобрести побудительную силу и стать реальными мотивами профессионального обучения.

Постепенно сформированная в процессе обучения мотивация ведет к возникновению у студентов целей и их последовательному осознанию в совокупности, как цели творчества, цели самоактуализации, и в конечном

итоге - цели самореализации. Основой формирования цели будущего специалиста является его учебная деятельность. Исходя из этого, сверхзадача учебно-образовательного процесса заключается в том, чтобы: 1) сформировать цель, что подразумевает выбор творческих приоритетов; 2) осуществить соответствующие данной цели определенные действия, выраженные в содержании учебного процесса; 3) дать эмоциональную и когнитивную оценку ходу выполнения действия и его окончательного результата.

Использование информационно-рецептивного и репродуктивного методов обучения в профессиональном ориентировании студентов способствует формированию знаний и навыков, формируют основные мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, классификация и пр.), но оно не гарантирует развитие творческих способностей учащихся. Для развития творчески-созидательного компонента в действиях обучаемых необходимо применять методы проблемного обучения, решать задачи практического содержания, поскольку в процессе обучения осуществляется обратный переход от внутренней деятельности обучаемого индивида к внешней деятельности, то есть экстериоризация. Этот процесс наиболее полно отражается в практическом обучении в рамках таких дирижерско-хоровых дисциплин как «Дирижирование», «Хоровой ансамбль», «Хоровая практика». Их содержание направлено на решение многообразных задач психологической и педагогической адаптации студента-хормейстера, а основой преподавания становится методика создания проблемных ситуаций как способ профессиональной адаптации, что предполагает формирование у будущих руководителей детского хора креативного мышления. Его атрибутными характеристиками являются:

1) учет жизненного опыта и индивидуальных особенностей творческой личности будущего хормейстера;

2) формирование факторов креативности: гибкости мышления, чувствительности к проблемам, изобретательности и конструктивности при их решении, оригинальности мышления как проявления процесса экстраполяции.

Сочетание интериоризации и экстериоризации как структурных компонентов деятельности, их взаимные переходы и трансформации создают динамику деятельности. В результате происходит сдвиг мотива на цели, изменение их иерархии и рождение новых мотивов, следовательно, и новых видов деятельности. При этом у студентов появляются новые познавательные, творческие и социальные мотивы. Так раскрывается задача самоактуализации студента в процессе обучения, то есть стремление индивидуума к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. Это потребность проявляется, в дальнейшем, в самосовершенствовании и реализации творческого потенциала молодого специалиста. Так возникают определенные этапы развития личности: самопознание ведет к самоактуализации, осознанная самоактуализация

способствует самоопределению не только профессионального, но и жизненного пути, самоопределение предполагает перспективу постоянного самосовершенствования.

Технологии подготовки руководителей детских хоровых коллективов. Технологии подготовки руководителей детских хоровых коллективов предполагают рассмотрение путей теоретического и практического обучения студента-хормейстера с целью его максимального ориентирования в роли будущего руководителя детского хора. Ольхов К.А. считает, что освоение фундаментальных теоретических принципов помогает учащемуся избежать слепого копирования манеры педагога и выявить свою творческую индивидуальность, свой дирижерский почерк [5]. При этом Яковлева А.С. подчеркивает, что «...необходимо тесное взаимодействие музыки, исполнительской практики и вокальной педагогики» [8, с. 4].

В связи с этим в технологию подготовки включена «Методика профессионального ориентирования будущего дирижера-хоровика в процессе занятий». Общая цель методики - формирование устойчивого профессионального интереса к работе с детским хором. Главные аспекты данной методики можно сформулировать следующим образом:

1) организация учебно-познавательной деятельности будущего руководителя детского хорового коллектива при использовании совокупности педагогических и дидактических приемов;

2) стимулирование профессионального интереса к детскому хоровому исполнительству;

3) создание педагогических условий для развития творческого потенциала будущих хормейстеров.

Одним из способов решения вышеперечисленных задач можно назвать взаимодействие таких предметов, как «Методика работы с детским хором» и «Наблюдательская практика». Используя способы воздействия на профессиональное мировоззрение будущих руководителей хоров, необходимо опираться на следующие методы:

а) теоретический (вербальный) метод обучения, способствующий передаче необходимой полноты историко-теоретической информации, как индуктивного, так и дедуктивного характера от педагога к студенту (Методика работы с детским хором);

б) метод обобщения и ассимиляции передового педагогического опыта, позволяющий выявить определенные конструктивные, профессионально-значимые и позитивные тенденции в работе опытных хормейстеров (наблюдательская практика).

В следующем этапе подготовки студентов-дирижеров находят применение методические приемы, способствующие овладению навыками дирижерского и хормейстерского управления детским хором. На реализацию данных задач направлено содержание и взаимодействие следующих предметов: 1) «Дирижирование»; 2) «Хоровой ансамбль»; 3) «Хоровая практика». В их диалектическом единстве можно сформировать процесс

комплексной подготовки хормейстера, что в дидактическом смысле является актуальным методом стимулирования учебно-практической деятельности студента. Методологической базой данной методики являются моделирование проблемных ситуаций и нахождение практических способов их решения с преимущественным использованием эвристического и исследовательского методов. Главная цель заключается в том, чтобы научить студентов видеть проблемы, находить пути их решения и самостоятельно ставить творческие задачи.

К методам и способам работы над элементами, составляющими хоровую звучность в контексте детского исполнительства, относятся:

а) метод апперцепции, раскрывающий степень зависимости восприятия, его содержания и направленности от опыта обучаемых, их жизненных установок и интересов, индивидуальных особенностей, а также широты кругозора (Дирижирование);

б) наглядно-иллюстративный метод, то есть метод исполнительского показа - демонстрации тех или иных конкретных мануально-технических приемов (Хоровой ансамбль);

в) практический метод работы, основанный на возможности реализации усвоенных теоретических знаний в конкретном общении с детьми различного возраста (Хоровая практика).

Заключение. Процесс подготовки руководителя детского хорового коллектива включает взаимосвязь специальных музыкальных дисциплин и психолого-педагогических. Профессиональное становление личности хормейстера - руководителя детского хорового коллектива - зависит от ряда факторов, поскольку работа с детским хором требует огромного труда, терпения, и определенного склада характера и темперамента.

1. Афанасьев, А.М. К вопросу о профессиональной подготовке дирижера-хормейстера в условиях института культуры / А.М. Афанасьев // Мир науки, культуры, образования. - 2016. - № 2. - С. 78-81.

2. Выготский, Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. - Москва: Искусство, 1968. - 567 с.

3. Лагутин, А. Основы педагогики музыкальной школы: yчебное пособие для учащихся музыкальных училищ / А. Лагутин. - Москва: Музыка, 1985. - 143 с.

4. Медынь, Я.Г. Методика преподавания дирижерско-хоровых дисциплин / Я.Г. Медынь. - Москва: Музыка, 1978. - 135 с.

5. Ольхов, К.А. Теоретические основы дирижерской техники / К.А. Ольхов. -Ленинград: Музыка, 1984. -160 c.

6. Пигров, К.К. Руководство хором / К.К. Пигров, К.Б. Птица. - Москва: Музыка, 1964. - 219 с.

7. Семенюк, В.О. Заметки о хоровой фактуре / В.О. Семенюк. - Москва: МГИМ им. А. Шнитке, 2000. - 174 с.

8. Яковлева, A.C. Русская вокальная школа. Исторический очерк развития от истоков до середины XIX столетия: eчебное пособие по курсу «История вокального искусства» / А.С. Яковлева. - Москва, 2003. - 96 с.

References

1. Afanasyev A.M. (2016) K voprosu o professional'noy podgotovke dirizhera-khormeystera v usloviyakh instituta kul'tury [On the question of professional training of a conductor-choirmaster in the conditions of the Institute of Culture]. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. No. 2: 78-81. (In Russ).

2. Vygotsky L.S. (1968) Psikhologiya iskusstva [Psychology of art]. Moscow: Iskusstvo. 567 p. (In Russ).

3. Lagutin A. (1985) Osnovy pedagogiki muzykal'noy shkoly [Fundamentals of music school pedagogy]: A textbook for students of music schools / A. Lagutin. Moscow: Muzyka. 143 p. (In Russ).

4. Medyn Ya.G. (1978) Metodika prepodavaniya dirizhersko-khorovykh distsiplin [Methodology of teaching conducting and choral disciplines]. Moscow: Muzyka. 135 p. (In Russ).

5. Olkhov K.A. (1984) Teoreticheskiye osnovy dirizherskoy tekhniki [Theoretical foundations of conducting technique]. Leningrad: Muzyka.160p. (In Russ).

6. PigrovK.K., Ptitsa K.V. (1964) Rukovodstvo khorom [Guidance of the choir]. Moscow: Muzyka. 219 p. (In Russ).

7. Semenyuk V.O. (2000) Zametki o khorovoy fakture [Notes on the choral texture]. Moscow: MGIM n.a. A. Schnittke. 174 p. (In Russ).

8. YakovlevaA.C. (2003) Istoricheskiy ocherk razvitiya ot istokov do serediny XIX stoletiya: Russkaya vokal'naya shkola [Historical sketch of development from the origins to the middle of the XIX century: Russian Vocal school]. A textbook on the course "History of vocal art". Moscow. 96 p. (In Russ).

Заявленный вклад авторов:

Левина Ирма Рашитовна - научное руководство; критический анализ и доработка текста.

Дустова Замира Самаридиновна - теоретический анализ литературы по проблеме исследования, подготовка начального варианта текста.

Севастьянов Алексей Сергеевич — компьютерные работы; обеспечение ресурсами.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Authors' stated contributions:

Levina Irma R. - scientific leadership; critical analysis and revision of the text.

Dustova Zamira S. - theoretical analysis of literature on the problem of research, preparation of the initial version of the text.

Sevastyanov Alexey S. - computer work; provision of resources.

Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Authors read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.