Научная статья на тему 'К ПРОБЛЕМЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ'

К ПРОБЛЕМЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
133
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДИАЛОГ КУЛЬТУР / КУЛЬТУРОСООБРАЗНОСТЬ / ПОЛИКУЛЬТУРНОСТЬ / ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ ЛИЧНОСТЬ / КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдрахман Г.К., Исабекова Г.Б.

Статья посвящена исследованию проблемы поликультурного образования, где не все аспекты получили необходимую степень научной обоснованности, что находит отражение в терминологическом и понятийном аппарате. Изучение истории вопроса позволяет говорить об актуальности и сложности заявленной проблемы. Авторы статьи привели шесть основных позиций, раскрывающих сложность поставленного вопроса учеными разных стран. Результаты исследования и анкетирование респондентов продемонстрировали актуальность формирования специальных знанийв рамках поликультурного образования, которые необходимы для ведения профессиональной деятельности с учетом особенностей социокультурной ситуации. Обучающиеся обязаны знать современные проблемы поликультурного образования, историю возникновения и становления идей поликультурного образования. Методы сравнения и обобщения позволили авторам настоящей статьи определить круг проблем современного поликультурного образования, как средства развития этнокультурной и профессиональной компетентности. Приведены результаты анкетирования респондентов по определению задач и содержанию поликультурного образования. На основе данных результатов, сформированных после проведения социологических опросов, предложены направления и концептуальные положения идей поликультурного образования. Практическая значимость исследования направлена на формирование суммы компетенций для осуществления профессиональной деятельности в поликультурной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абдрахман Г.К., Исабекова Г.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE PROBLEM OF POLYCULTURAL EDUCATION AT THE UNIVERSITY

The article is devoted to the study of the problem of multicultural education, where not all aspects have received the necessary degree of scientific substantiation, which is reflected in the terminological and conceptual apparatus. Studying the history of the issue allows us to speak about the relevance and complexity of the stated problem. The authors of the article cited six main positions that reveal the complexity of the question posed by scientists from different countries. The results of the study and the questioning of respondents demonstrated the relevance of the formation of special knowledge in the framework of multicultural education, which is necessary for conducting professional activities, taking into account the peculiarities of the socio-cultural situation. Students are required to know the modern problems of multicultural education, the history of the emergence and formation of the ideas of multicultural education. Comparison and generalization methods allowed the authors of this article to determine the range of problems of modern multicultural education as a means of developing ethnocultural and professional competence. The results of the survey of respondents on the definition of tasks and the content of multicultural education are given. On the basis of these results, formed through sociological surveys, directions and conceptual provisions of the ideas of multicultural education are proposed. The practical significance of the study is aimed at the formation of the sum of competencies for the implementation of professional activities in a multicultural environment.

Текст научной работы на тему «К ПРОБЛЕМЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ»

МРНТИ 14.15.21 DOI: 10.52512/2306-5079-2021-88-4-19-31

К ПРОБЛЕМЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ

Г.К. Абдрахман, Г.Б. Исабекова

Таразский региональный университет им. М.Х.Дулати, г.Тараз, Казахстан *e -mail: gulnara. abdrakhman@mail.ru

Аннотация

Статья посвящена исследованию проблемы поликультурного образования, где не все аспекты получили необходимую степень научной обоснованности, что находит отражение в терминологическом и понятийном аппарате. Изучение истории вопроса позволяет говорить об актуальности и сложности заявленной проблемы. Авторы статьи привели шесть основных позиций, раскрывающих сложность поставленного вопроса учеными разных стран. Результаты исследования и анкетирование респондентов продемонстрировали актуальность формирования специальных знанийв рамках поликультурного образования, которые необходимы для ведения профессиональной деятельности с учетом особенностей социокультурной ситуации. Обучающиеся обязаны знать современные проблемы поликультурного образования, историю возникновения и становления идей поликультурного образования. Методы сравнения и обобщения позволили авторам настоящей статьи определить круг проблем современного поликультурного образования, как средства развития этнокультурной и профессиональной компетентности. Приведены результаты анкетирования респондентов по определению задач и содержанию поликультурного образования. На основе данных результатов, сформированных после проведения социологических опросов, предложены направления и концептуальные положения идей поликультурного образования. Практическая значимость исследования направлена на формирование суммы компетенций для осуществления профессиональной деятельности в поликультурной среде.

Ключевые слова: поликультурное образование, диалог культур, культуросообразность, поликультурность, поликультурная личность, культура, культура педагога

Введение

В казахстанской педагогике, как во многих странах, особую значимость приобретает проблема поликультурного образования. Это связано с происходящими социальными переменами в обществе, которые продиктованы глобальными миграционными процессами по всему миру и проблемами сохранения этно-культурной идентичности, в том числе и в системе образования.

Поликультурное образование, прежде всего, отражает вопросы взаимосвязи образования и культуры в становлении личности, общества и государства.

В современных условиях, одними учеными, поликультурное образование в многонациональных государствах рассматривается, как инструмент интеграции национальных меньшинств в доминирующую культурную среду. Российские педагоги (Зайцев В.С.) считают, что поликультурное образование призвано отвечать различным потребностям всех членов поликультурного общества независимо от их этнической, культурной, социальной и религиозной принадлежности [1; 12]. Американские исследователи поликультурное образование трактуют как возможность получения качественного образования, невзирая на расовые, этнические, социальные, гендерные, культурные и религиозные различия.

Большинство ученых (А.Я. Данилюк, Г. Н. Сериков, А.В. Хуторской и др.) сходятся в понимании поликультурного образования как образования, способствующего созданию качественного нового сообщества, где актуальны вопросы национально-целостной идентичности и многообразия этнических суб- и макрокультр.

Данная проблема весьма актуальна для всего мира. К сожалению, в Казахстане до сих пор отсутствует целостная концепция и стратегия развития образования, опирающиеся на принципы культуросообразности и поликультурности с учетом этнокультурного компонента.

Выявление проблемы

Необходимо отметить, что при имеющихся достижениях по продвижению поликультурного образования в Республике Казахстан имеется ряд проблем. Это определяется, прежде всего, сложными междисциплинарными взаимодействиями в современной культуре и образовании.

Во-первых, это связано с разнобоем в терминологическом аппарате. При описании поликультурного образования оперируют такими понятиями как: «поликультурное образование» (В.П.Борисенков, В.В. Макаев, Л.Л. Супрунова, С.У. Наушабаева) [2], «поликультурное воспитание» [3],«информационное пространство», «культурное пространство» [4], «единое образовательное пространство» [5], «мультиэтническое образование» (Дж. Бенкс), «мультикультурное образование» (Я. Пэй, Р. Люсиер и др.), «образовательный мультикультурализм» (М. Уолцер), «поликультуризм в образовании» (А.А.Реан) [6], «многокультурное образование» (Г.Д. Дмитриев), «сложнокультурный подход» (В.А. Тишков) и др.

Каждый из представленных терминов включает в себя различный перечень элементов, характеризующий определенную сферу человеческой деятельности. Поэтому, по мнению исследователей, необходимо уточнить похожие термины («поликультурное образование» и «поликультурное воспитание»), которые имеют одни цели и задачи. Все перечисленные понятия объединены процессным подходом.

Итак, приведенные понятия поликультурного образования рассматриваются учеными, как концепции или образ мыслей, которые проповедуют следующие ценности:

- этническое и культурное многообразие важно для личного, социального опыта и образования;

- эффективное разрешение образовательных потребностей обучающихся, относящихся к различным этническим, социальным и культурным группам.

Кроме того, при определении понятия «поликультурная личность» сталкиваются со сложностью и многоаспектностью его содержания. Формирование поликультурной личности идет с учетом систем отношений между разными субъектами образования.

Во-вторых, в работах Видта И.Е.[7], Джуринского А.Н.[8], Аббасовой Л. [9] отмечается, что во многих странах ощущается острая необходимость в подготовке специалистов - поликультурных педагогов, так как отсутствуют соответствующие рекомендации в профессиональных стандартах образования.

В-третьих, поликультурная коммуникация изучается в русле некоторых педагогических направлений, которые рассматривают пресекающиеся культурные и этнические традиции [10]. К этим направлениям относятся культурно-релевантная педагогика, культурнорелевантное обучение, которые развивают кросс-культурную компетенцию. Такой подход представлен в разных странах, например, в США [11; 10].

В США внедрена четырехуровневая Концепция поликультурного обучения одаренных обучающихся. Эффективность данной Концепции направлена на адаптацию граждан из разных национально-культурных общин, которые должны стать активными субъектами процесса обучения, так и социально-ответственными гражданами.

В-четвертых, при определении образовательной области поликультурного образования необходимо установить рамки исследования или локальные части культуры (специализированные культуры, субкультуры, культуры второго порядка и др.) [12].

В-пятых, сформированная социально-педагогическая реальность - «поликультурное образование» - до сих пор в Республике Казахстан не получила достойного внимания ни со стороны государства [13], ни системы образования [14], [15].

В-шестых, различный учет компонентов в определении «поликультурное образование».

Базовые компоненты обозначены профессором Соней Ньето (Массачусетский университет). Это направления образования, которые необходимы всем: всеобъемлющее образование, базовое, антирасистское; образование, ориентированное на достижение социальной справедливости, опирающееся на принципы критической педагогики [16].

На основе проводимых исследований коллективом авторов Проекта Университета Дулати были проанализированы теоретико-методологические положения, посвященные проблеме поликультурного образования, и определены основные направления современного поликультурного образовательного пространства в Республике Казахстан (по всем уровням обучения).

Проанализировав актуальные проблемы поликультурного образования в педагогике, мы определили основные тенденции и перспективы его развития в отечественной и зарубежной науке.

Методы, методология

Исследования, представленные в данной статье, основаны на результатах теоретико-методологического осмысления и практического обновления содержания обучения и воспитания в рамках поликультурного образования. Используя методы сравнения и обобщения, авторы настоящей статьи исследуют проблемы современного поликультурного образования. Кроме того, приведены результаты анкетирования респондентов по определению задач и содержанию поликультурного образования.

Респонденты

В данной статье представлены данные анкетирования, проведенного с целью изучения факторов и специфики внедрения поликультурного образования в высшей школе. В опросе приняло участие 52 педагога и 110 магистрантов 1 - 2 курсов Таразского регионального университета им.М.Х.Дулати, которые обучаются по образовательной программе «Подготовка педагогов иностранного языка». Исследование проводилось на протяжении 2020-2021 учебного года в ходе изучения дисциплины «Формирование поликультурной личности будущего педагога».

Магистрантам и педагогам были предложены анкеты по определению поликультурной составляющей педагогических идей и концепций казахстанского образования, путей реализации мультикультурного образования. При проведении исследования ориентировались на методическую разработку В.С. Зайцева «Поликультурное образование», «Признаки нетерпимости и вопросы, помогающие их определить» [1]. Целью данной методики - определение понимания студентами и педагогами существующих проблем в процессе формировании профессиональной компетентности в рамках поликультурного образования. В силу специфики поликультурного образования, которое является частью педагогической культуры педагога, работа В.С.Зайцева представляет собой целостный документ высокого уровня. В работе подробно обоснованы аспекты и сущность поликультурного образования, методы и формы по формированию поликультурной личности, приведены конкретные виды работ и система мероприятий (эссе, программа тренинга, тематика контрольных работ и др.), направленных на организацию процессов освоения дисциплин по поликультурному образованию.

Результаты исследования

Результаты проведенного мониторингового исследования позволили сделать некоторые выводы относительно сущности поликультурного образования и осмыслению взаимосвязи образования и культуры.

Данные, полученные в ходе исследования, подтвердили, что респонденты (магистранты) в начале эксперимента по-разному понимали суть поликультурного образования. На вопрос о возможности продолжения тезиса «Поликультурное образование - это...» были получены следующие ответы:

66,1 % отметили, что поликультурное образование - это дисциплина, которая изучает вопросы мировой культуры; 28,2 % диалога культур;5,7 % - этнокультурного образования.

К сожалению, ни один из опрошенных не указал в содержании понятия «поликультурное образование» такие составные части как, педагогическая культура педагога и культура «второго порядка» (профессиональные, возрастные, гендерные, досуговые и т.п.).

В ходе дальнейшего исследования была проведена целенаправленная работа с магистрантами по разъяснению таких многоаспектных понятий как «культура личности», включающая целый перечень качеств личности (образование, воспитание, качества ума, характера и др.), так и «культура педагога» и профессиональная компетентность. На успешное осуществление функциональных видов педагогической деятельности во многом влияет сформированная культура человека и общая культура педагога. Культура профессиональной речи, культура поведения, общая эрудиция, творческая индивидуальность, знание основ поликультурного образования - все это обязательные части педагогической профессии.

Изучив круг вопросов, освещавших такие проблемы как:

-образование в поликультурном обществе;

- основные подходы в поликультурном образовании (их достоинства и недостатки);

- концептуальные положения поликультурного образования в педагогической науке;

- категориальный аппарат проблемы поликультурного образования и др.

Все это позволило сформировать у обучающихся поликультурную компетентность. Данная сформированная компетентность важна для будущих специалистов, так как поликультурность - это составная часть педагогической культуры педагога, которая позволяет у человека развить и сформировать национальную, гражданскую и планетарную самоидентификацию.

Собранный материал позволил определить отношение участников образовательного процесса (магистрантов) к проблеме поликультурного образования как в Республике Казахстан, так и контексте мирового педагогического опыта.

Экспертами был определен целый массив задач поликультурного образования, которые можно объединить в следующие группы:

- овладение обучающимися культурой своего народа как интеграция в иные культуры;

- формирование у обучающихся представлений о многообразии культур в мире и РК;

- развитие навыков эффективного взаимодействия с представителями различных культур;

- воспитание терпимого и гуманного межнационального общения.

На рисунке 1 представлена диаграмма понимания магистрантами задач поликультурного образования:

- 27,8 % овладение культурой своего народа как интеграция в иные культуры

- 26,4 % принятие многообразия культур в мире и РК

- 13,1 % взаимодействие с представителями различных культур

- 11,5 % мир, терпимость, гуманное межнациональное общение

- 6,5 % национальное самосознание

- 6,3 % умение критически мыслить

- 5,4 % этнотолерантность

- 2,1 % ценностные ориентации к собственной казахстанской культуре, имеющие поликультурные основы

- 0, 9 % личностное и культурное самоопределение

■ овладениекультурой своего народа как интеграция в иные культуры

■ принятое многообразия культура мире и РК

взаимодействие с представителями различных культур

■ мир, терпимость, гуманное межнациональное общение

■ национальное самосознание

умение критически мыслить эти отол ера нтн ость

цен н остн ые ори ента ци и к собстн ен н ой к а э а хстэ н ской культуре, поликультурной по своей природе личностное и культурное самоопределение

Рисунок 1. Оценка респондентов о задачах поликультурного образования

Проблема поликультурного образования является одной из определяющих в развитии и поддержании профессиональных, образовательных контактов между представителями разных социальных групп, наций и культур.

Опрос профессорско-преподавательского состава продемонстрировал следующие итоги по определению содержания поликультурного образования:

- 29,3 % гуманистические идеи

- 27,1 % этническая и социальная идентичность

14,7 % диалог культур

7,9 % толерантность как условие и фактор поликультурного воспитания 7,6 % поликультурная и полилингвальная личность 5,6 % межкультурная коммуникация 4,0 % самобытные черты в культурах народов РК и мира 3,8 % культура казахстанских народов и традиций

Рисунок 2. Оценка респондентов о содержании поликультурного образования

Достаточный уровень поликультурной образованности позволяет преподавателям и магистрантам успешно осуществлять свои функции в условиях поликультурного общества. Показателями этого уровня являются следующие критерии: способность к языковой коммуникации, готовность осуществлять педагогическую коммуникацию, умение воспринимать и транслировать гуманистические идеи, осуществлять диалог культур.

В современных условиях обновленного содержания образования в общеобразовательном учреждении возникает потребность в новом типе учителя - мультикультуральный учитель, который признает культурный плюрализм и проповедующий национально-культурное многообразие. Определение «мультикультуральный учитель» до сих пор не вошло в активное употребление среди педагогической общественности. Однако, на наш взгляд, данный термин весьма актуален, так как он отражает актуальную задачу педагогического образования по подготовке будущих учителей в духе мультикультурализма.

Перед мультикультуральным учителем стоит ряд задач по оказанию помощи школьникам в определении своей культурной идентичности. Анализ полученных результатов опроса респондентов (магистрантов) позволил определить следующие блоки, содержащие перечисление личностных качеств мультикультурного педагога:

- 34,1% единство личностных качеств мультикультурального педагога с профессиональными знаниями и способностями

- 20,1 % интеграция педагогических возможностей различных культур

- 12,6% знание системы этнических и мировых ценностей

- 7,4 % профессионально-педагогическая толерантность

- 6,7 %признание культурного плюрализма и защита национально-культурного многообразия

-5,6 % диалогичные отношения

- 4,5% билингвизм мультикультурального учителя

- 3,8 % умение разрешать конфликты и возможность учить этому школьников

-3,2 % толерантность к ценностям разных культур

- 1,1%уважение к своим ученикам, независимо от этнической, культурной, религиозной принадлежности

- 0,9 % умение анализировать свои собственные культурные предубеждения.

Таким образом, формирование личностных качеств мультикультурального педагога возможно только в системе профессиональной поликультурной подготовки магистрантов и бакалавров.

Большое значение в педагогике высшей школы играет модель подготовки учителя в условиях поликультурного образования.

Проделанная аналитическая работа позволила обозначить условия, которые, по мнению педагогов, влияют на успешную подготовку учителя к осуществлению мультикультурного образования. Это социальные, психологические и педагогические условия, а также - уровень культурного развития самого учителя [16].

Проведенный тщательный анализ результатов опроса демонстрирует, что большинство педагогов считает, что социальные и педагогические условия (84%) имеют большое влияние на модель подготовки учителя в условиях поликультурного образования, чем психологические условия (16%).

■ Социальные условия Педагогические условия ■ Психологические условия

16.00°/о

Рисунок 3. Результаты опроса респондентов по условиям поликультурного образования

Данные результаты демонстрируют то, что педагоги, прежде всего, делают упор на благоприятные педагогические условия, которые позволяют собрать воедино различные дидактические материалы по поликультурной образованности. Ориентация на диалог и сотрудничество, высокий уровень общей и коммуникативной культуры, признание ценности и значимости разных культур - вот основные методические установки.

В настоящее время всеми участниками образовательного процесса отмечается, что созданы эффективные социальные условия для развития поликультурного образования и воспитания [17; 18; 19, с.22].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На наш взгляд, низкий уровень ответов педагогов по определению психологических условий (16%) не случаен. Как правило, педагогами ведется учет технологий и концепций обучения и в меньшей степени рассматривается вопрос: готовность обучающимися управлять своим эмоциональным состоянием, умением проявлять инициативу и уважение к различным культурам.

Изучение задач и содержания поликультурного образования, а также проведенный анализ результатов опытно-экспериментальной работы, позволил выделить уровневые характеристики условий поликультурного образования. Авторами статьи на основе результатов исследований Коченковой Л.П. была разработана таблица с указанием уровневой характеристики условий, обеспечивающих реализацию поликультурного образования [20]. Л.П. Коченкова определила наиболее важные психолого-педагогические условия (социокультурные, педагогические, психологические), которые направлены на формирование мультикультурального педагога. Система психолого-педагогических условий позволяет проанализировать область реализации поликультурного образования и содержание учебно-методического процесса (теоретический и практический уровень) в развитии поликультурного образования; целевое назначение обучения строится с учетом многокультурности и многоэтничности; деятельностный аспект раскрывает технологическое обеспечение в области мультикультурного образования.

Таблица 1. Уровневая характеристика условий поликультурного образования

Параметры Социокультурные условия Педагогические условия Психологические условия

Область Область геополитики и экономики. Для обоснования педагогических условий необходимо разработать учебно-методические документы, концепции или проекты с инновационными технологиями образования, которые будут способствовать формированию мультикультуральной подготовки обучающихся. Психологические исследования позволяют проанализировать процесс самореализации личности. Учет психологических условий позволяет понять эмоциональное состояние личности.

Целевое назначение - Определение национальных и межнациональных отношений; - Анализ состояния культуры на разных уровнях (страна, регион, вуз, студенческий или педагогический коллектив); материальное и духовное развитие общества; потребность общества в формировании и развитии мультикультуральной личности. - Определение механизмов ввода поликультурного образования в учебно-воспитательный и научно-исследовательский процесс в вузе; - Формирование целостной картины мира обучающегося; - Подготовка обучающихся жить в многонациональной, мультикультурной среде и вести диалог; - Организация проликультурного пространства в вузе и школе. Определение психической готовности обучающегося к процессу освоения материальной культуры и духовных ценностей, накопленных человечеством.

Деятельностный аспект Учет религиозных, национальных и межнациональных отношений в стране и развитие культуры в студенческом коллективе. С целью качественной подготовки будущего мультикультурального учителя необходимы инновационные технологии и методы обучения, регулирующие поведение самого человека, его отношение с другими людьми, в том числе и к представителям другой этнической культуры. Создание мультикультурного образовательного пространства с соответствующим педагогическим сопровождением. Например, создание билингвальной или мультикультурной школы. Применение различных методик, позволяющих определить эмоциональное, чувственное переживание обучающих различных национальностей и культур (в том числе к себе самому).

Особо стоит заострить внимание на выборе той или иной педагогической модели по подготовке мультикультурального учителя в условиях поликультурного образования.

Большинство педагогов (94,6%) выделяют интегративную модель обучения, которая включает сведения из различных областей науки по вопросам педагогического и поликультурного воспитания. К сожалению, в высшем и послевузовском образовании мало представлены парциальная и модульная модели (5,4%). Связано это с проблемами внедрения идей поликультурности в разные темы учебных курсов согласно парциальной модели. Эта модель предусматривает только некоторые темы по проблемам поликультурного воспитания, которые включены далеко не во все учебные курсы. По

мнению педагогов, данная модель не способствует целостной системе по подготовке мультикультурального учителя.

В настоящее время обоснованы поликультурные аспекты образования, определены сущность и смыслы поликультурного образования. Идеи формирования поликультурной среды в системе высшего и послевузовского образования включены в темы, которые являются перспективными для преподавателей:

- Мультикультурные методы обучения.

- Мультикультурный подход и система оценки знаний.

- Разработка моделей поликультурной образовательной среды.

- Организация учебной и внеклассной работы и организация поликультурной среды.

В целом поликультурное образование меняет наш взгляд на образование и воспитание. Это связано не только со сменой методики обучения, но и с пересмотром отношения обучающихся (студентов и магистрантов) к своей идентичности, разнообразным расам и этносам.

Полученные результаты исследования позволяют разработчикам сконцентрироваться на современных проблемах поликультурного образования, разработать и обобщить накопленный опыт, что является вкладом в теорию педагогики и развитие дидактики высшей школы.

Обсуждение

Авторы научно-исследовательского проекта в ходе проведения социологических опросов профессорско-преподавательского состава и магистрантов Таразского регионального университета им. М.Х. Дулати нашли подтверждение актуальности проблем поликультурного образовательного пространства вуза в ходе формирование поликультурной личности.

Как следует из данных, приведенных в Рисунках 1, 2 и 3, можно проследить результаты опроса магистрантов и преподавателей по кругу вопросов по теме «Современные проблемы поликультурного образования»; выявить общие тенденции развития теории и практики поликультурного образования в Казахстане; сформировать перечень задач поликультурного образования; раскрыть национальные особенности в содержании поликультурного образования в Казахстане; определить личностные качества мультикультурного педагога и др.

После проведения опросов результаты были подвергнуты статистической обработке и анализу, а полученные данные представлены респондентам для обсуждения.

Во главу угла данного исследования ставилась цель - выяснить насколько магистранты понимают предмет и объект поликультурного образования, могут перечислить задачи поликультурного образования, обосновать значимость проблемы поликультурности и полиментальности, казахстанской идентичности и национального самосознания. В ходе освоения учебной дисциплины «Формирование поликультурной личности будущего педагога» экспертами были получены ожидаемые результаты понимания магистрантами задач поликультурного образования, которые представлены на рисунке 1. Респонденты, перечисляя основные задачи поликультурного образования, акцентировали внимание на разные его аспекты и направления. Полученные ответы респондентов позволили сформировать наиболее употребляемые маркерные слова или словосочетания: «родная культура», «интеграция», «многообразие культур», «толерантность», «идентификация», «ценность» и др.

Анализ полученных ответов понимания магистрантами задач поликультурного образования (27,8 % респондентов указали на необходимость овладения культурой своего народа; 26,4 % - принятие многообразия культур в мире и РК; 13,1 % - взаимодействие с представителями различных культур) позволяет зафиксировать, что магистранты акцентировали свое внимание на знании ценностей родной культуры и терпимого отношения к культурному многообразию.

Ответы респондентов указывают на понимание поликультурного образования, как возможности человека вести активную и эффективную жизнедеятельность в многонациональном и поликультурном пространстве независимо от культурной, этнической, социальной и конфессиональной принадлежности.

По представленной шкале, которую разработали эксперты по определению задач поликультурного образования, больших различий не обнаружено. Однако в ходе обсуждения эксперты отметили, что магистранты оставили без внимания следующий факт, который не был получен в их

ответах: поликультурное образование в настоящее время стремительно расширяет свои границы, и его необходимо рассматривать с точки зрения глобальных образовательных тенденций.

В ходе опроса профессорско-преподавательского состава по определению содержания поликультурного образования были получены результаты, представленные на рисунке 2, которые позволяют отметить глубокие знания педагогов современных трендов развития общества и образования в сложных геополитических условиях.

С одной стороны, не случайно большинство преподавателей (29,3 %) указали на гуманистические идеи поликультурного образования. Педагоги в своей профессиональной деятельности основываются на компетентностное, личностно-ориентированное образование и воспитание гуманистического типа. Работы Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинского, A.C. Макаренко, В.А. Сухомлинского, B.C. Библера сформировали у педагогов прочные знания о влиянии культуры на развитие личности, становление ее в общечеловеческом и профессиональном плане. В связи с этим полученные результаты подтверждают убежденность педагогов, что личностно-ориентированное образование и воспитание в поликультурном образовании направлено на воспитание человека культуры, который может эффективно вести диалог культур (14,7 %).

С другой стороны, 27,1 % педагогов указали на следующую направленность поликультурного образования: усиление этнической и социальной идентичности личности. Связано это с возрастанием роли гражданского начала в человеке. Очевидно, что ответы респондентов (педагоги и магистранты) демонстрируются устойчивое мнение о национальной идентичности, равенстве всех культур и народов, желании людей жить в мире и уважении друг к другу.

Согласно интерпретации результатов, по полученным максимальным баллам, можно судить о личностных качествах мультикультурного педагога (рисунок 3). Было сформировано 11 блоков, которые содержат экспертное мнение респондентов, заключившие, что поликультурное образовательное пространство эффективно способствует формированию качеств мультикультурального педагога. Обоснования, подтверждающие данное заключение, приведены в ответах педагогов. Каждый ответ был обоснован преподавателями, часто ими приводилось развернутое сообщение на задаваемый вопрос.

Конечные результаты всех анкет указываю на то, что поликультурное образование является важным механизмом определения отношения молодежи к национальной и мировой культуре.

Таким образом, можно сделать вывод, что поликультурное образование является важным механизмом приобщения молодежи к национальной культуре, казахстанской и мировой культуре, формирования нового типа учителя, готового к работе в условиях поликультурного общества.

Заключение

Анализ научной литературы указывает на актуальность проблемы поликультурного образования. Связано это с тем научным и педагогическим потенциалом, сущность которого детерминируется этнической, лингвистической, религиозной и социальной гетерогенностью. Все это способствует и развитию способности к межкультурной коммуникации, и к диалогу культур, и преодолению монокультурной ориентации образовательных программ школ и вузов, и адекватной ориентации и адаптации в обществе и многое другое. Необходимо сформировать систему методов и формполикультурного образования, которые должны быть, прежде всего, ориентированы на организацию педагогического процесса.

Таким образом, многоаспектность и высокая степень междисциплинарности поставленного вопроса позволяет рассмотреть и современные проблемы обучения и воспитания, и степень понимания задач поликультурного образования. Содержание поликультурного образования строится вокруг следующих ориентиров, при которых необходимо:

- уточнить содержание понятия «поликультурное образование»;

- сформулировать задачи, определить формы поликультурного образования с учетом того, какие проблемы в этой сфере разработаны отечественным и зарубежным профессиональном образовании;

- разработать условия для развития мировоззренческой позиции гуманистической направленности студентов и магистрантов в процессе поликультурного образования и др.

Аналитические оценки проделанной исследовательской работы позволяют отметить позитивную динамику в разработке современных проблем поликультурного образования.

Опытно-экспериментальная работа по определению отношения участников образовательного процесса (магистрантов и преподавателей) к проблеме поликультурного образования позволяет сделать вывод, что систематическая работа способствует развитию поликультурной образованности педагогов.

Оценив проделанную работу в сфере теории поликультурного образования (цели, задачи, формирование, развитие), констатируем, что исследование проблем поликультурности в Казахстане и за рубежом является актуальным в связи с тем, что оно отвечает потребностям современного общества.

Список литературы

1. Зайцев В.С. (2019) Поликультурное образование в системе профессиональной подготовки студентов -будущих педагогов: учебно-методическое пособие / автор-сост. В.С. Зайцев. - Челябинск: Издательство ЗАО «Библиотека А. Миллера». - 71 с.

2. Борисенков В.П. (2006) Поликультурное образовательное пространство России: история, теория, основы проектирования / В.П. Борисенков, О.В. Гукаленко, А.Я. Данилюк. - М.: Изд-во ООО «Педагогика». - 458 с.

3. Гукаленко О.В. (2003) Поликультурное образование: теория и практика / О.В. Гукаленко. - Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского государственного университета. - 510 с.

4. Гурьянова О.А. (2013) Поликультурное образование: учеб.-метод. пособие. - Тольятти: Изд-во ТГУ. -

52 с.

5. Филонов Г.Н. (2006) Теория поликультурного образовательного пространства // Педагогика. № 3. С. 102-105.

6. Фахрутдинова Г.Ж. (2017) Поликультурные аспекты образования: учебное пособие. - Казань: Отечество. - 172 с.

7. Видт И.Е. (2003) Образование как феномен культуры: эволюция образовательных моделей в историко-культурном процессе: дис... д.пед.наук: 13.00.01. Тюмень. - 381 с.

8. Джуринский А.Н. (2017) Поликультурное образование в многонациональном социуме: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / А.Н. Джуринский. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт. - 257 с.

9. Abbasova L. (2020) Preparation of future teachers for professional activities in a polycultural educational space// SHS Web of Conferences 87, 00071 (2020), ICTP 2020, https://doi.org/10.1051/shsconf/20208700071.

10. Гаганова О.К. (2003) Поликультурное образование в системе общего школьного образования США: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.0. М. - 149 с.

11. Cushner K., Brennan Sh. Eds. (2007) Intercultural Student Teaching: A Bridge to Global Competence. Lanham. -MD: Rowman & Littlefield. - 246 pp.

12. Аракелян О.В. (1997) Поликультурное образование в многонациональной школе в условиях мегаполиса: дис. ... канд. пед.наук: 13.00.01- М. - 135 с.

13. Зиатдинова Ф.Н. (2006) Поликультурное образование учащихся младших классов в национальной школе: дис. ... канд.пед.наук: 13.00.01 - Уфа. - 182 с.

14. Жумашева А.Ш. (2021) Интегрированное обучение языкам в условиях полиязычного образования// Школа - учитель - инновации в современном мире: материалы международной научно-практической конференции в рамках Первых международных педагогических чтений, посвященных 100-летию со дня рождения выдающегося педагога-новатора, общественного деятеля, Заслуженного учителя Казахстана, Героя Социалистического Труда, кандидата педагогических наук Нуртазиной Рафики Бекеновны. Павлодар: ППУ. -с.553-558.

15. Maigeldiyeva, S., &Iztleuova, Z. (2018). Multilingualism as an innovative idea and teaching system. International Conference on Technics, Technologies and Education, (1), 277-279. https://doi.org/10.15547/ictte.2018.07.003.

16. Nieto, S. (2000) Affirmingdiversity: The sociopolitical context of multicultural education (3rd ed.). NewYork: Longman, 449p.

17. Исабекова Г.Б., Абдрахман Г.К., Сармурзин Е.Ж. (2020) Поликультурная компетенция в современных условиях //Ясауи университетшщ Хабаршысы, №3 (117). - С. 175-186.

18. Лезина В.В. (2008) Развитие поликультурного образования в Республике Казахстан // Современные наукоемкие технологии. № 3. - С. 72-76; URL: http://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=23335.

19. Ташимханова Д.С. (2017) Полиязычие в системе высшего образования Республики Казахстан (из опыта работы вузов) //Полилингвальная школа: концепция и модель образовательного процесса: сборник статей / Отв. ред. Е.А. Журавлёва. - Астана: Изд-во ИП «Дана». - 182 с.

20. Коненкова Л.П. Мультикультуральный учитель и его подготовка в условиях вуза. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cYberleninka.ru/article/n/multikulturalnYY-uchitel-i-ego-podgotovka-v-usloviYah-

уща

References

1. Zaitcev V.S. (2019) Polikul'turnoe obrazovanie v sisteme professional'noj podgotovki studentov - budushchih pedagogov: uchebno-metodicheskoeposobie / avtor-sost. V.S. Zajcev. Chelyabinsk: Izdatel'stvo ZAO «Biblioteka A. Millera». - 71 s. [Multicultural education in the system of professional training of students - future teachers: an educational and methodological manual / author-comp. V.S. Zaitsev. - Chelyabinsk: Publishing House of A. Miller Library CJSC. - 71 p.] [in Russ.]

2. Borisenkov V.P. (2006) Polikul'turnoeobrazovatel'noeprostranstvoRossii: istoriya, teoriya, osnovyproektirovaniya / V.P. Borisenkov, O.V. Gukalenko, A.YA. Danilyuk. M.: Izd-vo OOO «Pedagogika». - 458 s. [Multicultural educational space of Russia: history, theory, fundamentals of design / V.P. Borisenkov, O.V. Gukalenko, A.Ya. Danilyuk. - M.: Publishing House of LLC "Pedagogy". - 458 p.] [in Russ.]

3. Gukalenko O.V. (2003) Polikul'turnoe obrazovanie: teoriya I praktika / O.V. Gukalenko. - Rostov-na-Donu: Izd-vo Rostovskogo gosudarstvennogo universiteta. - 510 s. [Multicultural education: theory and practice / O.V. Gukalenko. - Rostov-on-Don: Publishing House of Rostov State University. - 510 p.] [in Russ.]

4. Guryanova O.A. (2013) Polikul'turnoe obrazovanie: ucheb.-metod. posobie. - Tolyatti: Izd-vo TGU. - 52 s. [Multicultural education: manual. - Togliatti: Publishing House of TSU. - 52 p.] [in Russ.]

5. Filonov G.N. (2006) Teoriya polikul'turnogo obrazovatel'nogo prostranstva // Pedagogika. № 3. S. 102-105. [Theory of multicultural educational space // Pedagogy. No. 3. pp. 102-105.]

6. Fakhrutdinova G.Zh. (2017) Polikul'turnye aspekty obrazovaniya: uchebnoe posobie. Kazan: Otechestvo. - 172 s. [Multicultural aspects of education: a textbook. Kazan: Otechestvo - 172 p.] [in Russ.]

7. Vidt I.E. (2003) Obrazovanie kak fenomen kul'tury: evolyuciya obrazovatel'nyh modelej v istoriko-kul'turnom processe: dis d.ped.nauk: 13.00.01. Tyumen'. 381 s. [Education as a cultural phenomenon: the evolution of educational models in the historical and cultural process: dis... Doctor of Pedagogical Sciences: 13.00.01. Tyumen - 381 p.]

8. Dzhurinsky A.N. (2017) Polikul'turnoe obrazovanie v mnogonacional'nom sociume: uchebnik I praktikum dlya bakalavriata I magistratury / A.N. Dzhurinskij. - 2-e izd.,pererab. idop. - Moskva: Izdatel'stvo Yurait. - 257 s. [Multicultural education in a multinational society: textbook and workshop for undergraduate and graduate studies / A.N. Dzhurinsky. - 2nd ed., reprint. and additional - Moscow: Yurait Publishing House. - 257 p.] [in Russ.]

9. Abbasova L. (2020) Preparation of future teachers for professional activities in a polycultural educational space // SHS Web of Conferences 87, 00071 (2020), ICTP 2020, https://doi.org/10.1051/shsconf/20208700071.

10. Gaganova O.K. (2003) Polikul'turnoe obrazovanie v sisteme obshchego shkol'nogo obrazovaniya SShA: dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.0. - M. - 149 s. [Multicultural education in the system of general school education in the USA: dis. ... Candidate of pedagogical sciences: 13.00.0. M. - 149 p.] [in Russ.]

11. Cushner K., Brennan Sh. (eds.) (2007) Intercultural Student Teaching: A Bridge to Global Competence. Lanham. - MD: Rowman&Littlefield. - 246 pp.

12. Arakelyan O.V. (1997) Polikul'turnoeobrazovanie v mnogonacional'nojshkole v usloviyahmegapolisa: dis. ... kand. ped.nauk: 13.00.01- M. - 135 s. [Multicultural education in a multinational school in a megalopolis: dis. ... Candidate of pedagogical Sciences: 13.00.01- M. - 135 p.] [in Russ.]

13. Ziatdinova F.N. (2006) Polikul'turnoeobrazovanieuchashchihsyamladshihklassov v nacional'nojshkole: dis. ... kand.ped.nauk: 13.00.01 - Ufa. - 182 s. [Multicultural education of primary school students in the national school: dis. ... Candidate of Pedagogical Sciences: 13.00.01 - Ufa- - 182 p.] [in Russ.]

14. Zhumasheva A.Sh. (2021) Integrirovannoe obuchenie yazykam v usloviyah poliyazychnogo obrazovaniya // Shkola - uchitel' - innovacii v sovremennom mire: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii v ramkah Pervyh mezhdunarodnyh pedagogicheskih chtenij, posvyashchennyh 100-letiyu so dnya rozhdeniya vydayushchegosya pedagoga-novatora, obshchestvennogo deyatelya, Zasluzhennogo uchitelya Kazakhstana, Geroya Socialisticheskogo Truda, kandidata pedagogicheskih nauk Nurtazinoj Rafiki Bekenovny. - Pavlodar: PPU. C.553-558 [Integrated language teaching in the context of multilingual education// School - teacher - innovations in the modern world: materials of the international scientific and practical conference within the framework of the First international pedagogical readings dedicated to the 100th anniversary of the birth of the outstanding teacher-innovator, public figure, Honored Teacher of Kazakhstan, Hero of Socialist Labor, Candidate of Pedagogical Sciences Nurtazina Rafika Bekenovna. Pavlodar: PPU- - p.553-558.] [in Russ.]

15.Maigeldiyeva, S., Iztleuova, Z. (2018) Multilingualism as an innovative idea and teaching system. International Conference on Technics, Technologies and Education, (1), 277-279. https://doi.org/10.15547/ictte.2018.07.003.

16. Nieto S. (2000) Affirming diversity: The sociopolitical context of multicultural education (3rd ed.). New York: Longman. 449 p.

17. Isabekova G.B., Abdrahman G.K., Sarmurzin E.Zh. (2020) Polikul'turnaya kompetenciya v sovremennyh usloviyah [Multicultural competence in modern conditions //Yasaui universitetinin Khabarshysy, No.3 (117). - pp. 175186. [in Russ.]

18. Lezina V.V. (2008) Razvitie polikul'turnogo obrazovaniya v Respublike Kazakhstan // Sovremennye naukoemkie tekhnologii. № 3. S. 72-76. [Development of multicultural education in the Republic of Kazakhstan // Modern science-intensive technologies. No.3. pp.72-76] URL: http://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=23335. [in Russ.]

19. Tashimkhanova D.S. (2017) Poliyazychie v sisteme vysshego obrazovaniya Respubliki Kazahstan (iz opyta raboty vuzov) //Polilingval'naya shkola: koncepciya i model' obrazovatel'nogo processa: sbornik statej / Otv. red. E.A. Zhuravlyova. - Astana: Izd-vo IP «Dana». - 182 s. [Multilingualism in the higher education system of the Republic of Kazakhstan (from the experience of universities) //Multilingual school: the concept and model of the educational process: collection of articles / Ed. by E.A. Zhuravleva. - Astana: Publishing house of IP "Dana". - 182 p . ] [in Russ.]

20. Kochenkova L.P. Mul'tikul'tural'nyj uchitel' i ego podgotovka v usloviyah vuza. [Multicultural teacher and his training in university conditions. [electronic resource]. - Access mode: https://cyberleninka.ru/article/n7multikulturalnyy-uchitel-i-ego-podgotovka-v-usloviyah-vuza [in Russ.]

Университетте полимэдени бШм беру мэселесше

Г.К. Абдрахман*, Г.Б. Исабекова, М.Х.Дулати атындагы Тараз аймактык университет^ Тараз к., Казакстан e-mail*: gulnara.abdrakhman@mail.ru

Авдатпа

Макала кеп мэдениетп бшм беру мэселесш зерттеуге арналган, онда барлык аспектiлер терминологиялык - концептуалды аппаратта керiнiс тапкан гылыми негiздемелердiн кажетп дэрежесiн алмаган. Шыгарылымнын тарихын зерттеу айтылган мэселенiн езектшп мен кYPделiлiгi туралы айтуга MYMK^iK бередi. Макала авторлары эртYрлi елдердщ галымдары койган с^рактын кYPделiлiгiн ашатын алты негiзгi позицияны келтiрдi. Зерттеу нэтижелерi мен респонденттердiн сауалнамасы элеуметпк-мэдени жагдайдын ерекшелiктерiн ескере отырып, кэаби iс-эрекеттi жYргiзуге кажет кепмэдениеттi бшм беру шенберiнде арнайы бiлiмдi калыптастырудын езектiлiгiн керсеттi. Студенттерге кепмэдениеттi бшм берудщ казiргi мэселелерiн, кепмэдениеттi бшм беру идеяларынын пайда болуы мен калыптасу тарихын бiлу талап етшедг Салыстыру мен жалпылау эдiстерi осы макала авторларына этномэдени жэне кэаби к¥зыреттшкл дамыту к¥ралы ретiнде казiргi замангы кепмэдениеттi бiлiм беру проблемаларынын аукымын аныктауга мYмкiндiк бердi. Кепмэдениетп бiлiм берудiн мiндеттерi мен мазм^нын аныктау бойынша респонденттер сауалнамасынын нэтижелерi ^сынылган. Осы нэтижелер негiзiнде элеуметтанулык сауалнама аркылы калыптастырылган, кепмэдениеттi бшм беру идеяларынын багыттары мен т^жырымдамалык ережелерi ^сынылады. Зерттеудiн практикалык маныздылыгы кепмэдениеттi ортада кэсiби кызметтi жYзеге асыру к¥зыреттшктершщ жиынтыгын калыптастыруга багытталган.

Т}йт свздер: кеп мэдениеттi бшм, жаhандану, мэдениеттер диалогы, мэдени сэйкестж, кеп мэдениеттiлiк, кеп мэдениеттi т^лга, мэдениет, м:ратмдер мэдениетi

To the problem of polycultural education at the university

Gulnar K. Abdrahkman, Gulnur B. Isabekova Taraz Regional University named after M.Kh. Dulati, Taraz, Kazakhstan, e-mail*: gulnara.abdrakhman@mail.ru.

Abstract

The article is devoted to the study of the problem of multicultural education, where not all aspects have received the necessary degree of scientific substantiation, which is reflected in the terminological and conceptual apparatus. Studying the history of the issue allows us to speak about the relevance and complexity of the stated problem. The authors of the article cited six main positions that reveal the complexity of the question posed by scientists from different countries. The results of the study and the questioning of respondents demonstrated the relevance of the formation of special knowledge in the framework of multicultural education, which is necessary for conducting professional activities,

taking into account the peculiarities of the socio-cultural situation. Students are required to know the modern problems of multicultural education, the history of the emergence and formation of the ideas of multicultural education. Comparison and generalization methods allowed the authors of this article to determine the range of problems of modern multicultural education as a means of developing ethnocultural and professional competence. The results of the survey of respondents on the definition of tasks and the content of multicultural education are given. On the basis of these results, formed through sociological surveys, directions and conceptual provisions of the ideas of multicultural education are proposed. The practical significance of the study is aimed at the formation of the sum of competencies for the implementation of professional activities in a multicultural environment.

Keywords: multicultural education, globalization, dialogue of cultures, cultural conformity, multiculturalism, multicultural personality, culture, teacher culture

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Абдрахман Гулнар Кабылкалымкызы, кандидат филологических наук, доцент, профессор, Таразский региональный университет им. М.Х. Дулати. Адрес: Казахстан, г.Тараз, ул. Сулейменова, 7. ORCID ID 0000002-5598-174,5 gulnara. abdrakhman@mail. ru

Исабекова Гульнур Болатбековна, PhD, доцент, Таразский региональный университет им. М.Х. Дулати. Адрес: Казахстан, г.Тараз, ул. Сулейменова, 7. ORCID ID 0000-0003-0599-4940, gulnur_taraz@mail.ru

АВТОРЛАР ТУРАЛЫ АППАРАТ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Абдрахман Гулнар кабылкалымкызы, филология гылымдарыныц кандидаты, доцент, профессор, М.Х. Дулати атындагы Тараз ещрлк университета Мекенжайы: Тараз к., Казахстан, Сулейменов кешеа, 7. ORCID ID 000-0002-5598-174,5 gulnara.abdrakhman@mail.ru

Исабекова Гулнур Болатбеккызы, PhD, доцент,М.Х. Дулати атындагы Тараз ещрлш университета Мекенжайы: Казахстан, Тараз к., Сулейменов кешеа, 7. ORCID ID 0000-0003-0599-4940, gulnur_taraz@mail.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Gulnar K. Abdrakhman, Candidate of philology, associate professor, M.Kh. Dulaty Taraz Regional University. Address: Kazakhstan, Taraz, Suleimenov St., 7. ORCID ID000-0002-5598-1745, gulnara. abdrakhman@mail.ru

Gulnur B. Issabekova, PhD, associate professor, M.Kh. Dulaty Taraz Regional University. Address: Kazakhstan, Taraz city, Suleimenov St., 7. ORCID ID 0000-0003-0599-4940, gulnur_taraz@mail.ru

Редакцияга тYCтi / Поступила в редакцию / Received 06.10.2021 Жариялауга кабылданды / Принята к публикации / Accepted 22.12.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.