Научная статья на тему 'Формирование ценностных ориентаций будущих педагогов в поликультурной образовательной среде'

Формирование ценностных ориентаций будущих педагогов в поликультурной образовательной среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
186
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ / ПРОБЛЕМНЫЙ ПОДХОД / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / MULTICULTURAL EDUCATION / CONTENT OF PROFESSIONAL TRAINING / PROBLEM-SOLVING APPROACH / VALUE ORIENTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Полежаева М. С.

В статье раскрываются актуальность, цели, стратегические задачи поликультурного образования в современном мире. Рассмотрены теоретические аспекты профессиональной подготовки будущих педагогов в условиях поликультурного общества. Проведено исследование формирования ценностных ориентаций студентов педагогического вуза посредство внедрения в образовательную программу специальных курсов поликультурного характера. Автор делает вывод, что введение специальных дисциплин поликультурного характера в образовательный процесс способствует формированию ценностных ориентаций у студентов будущих педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF VALUE ORIENTATIONS OF FUTURE TEACHERS IN A MULTICULTURAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT

This paper considers relevance, purpose, strategic objectives of multicultural education in the modern world. Theoretical aspects of professional training of future teachers in the conditions of a multicultural society are the main tasks of the research. The researcher studies the formation of the value orientations of students of pedagogical universities through the implementation of the educational program of special courses of a multicultural character. The author concludes that the introduction of special disciplines multicultural dimension in the educational process contributes to the formation of value orientations of students, who will make future teachers. The author of the paper also finds out that the most of the students who participated in the author''s project have an optimal level of meaningfulness of value orientation. The polycultural and polyethnical character of subjects and objects in education stipulate difficulties in realization of the educational policy.

Текст научной работы на тему «Формирование ценностных ориентаций будущих педагогов в поликультурной образовательной среде»

4. Перед началом удара следует придать телу необходимую ориентацию по отношению к местонахождению соперника.

5. В момент ударного взаимодействия стопа опорной ноги должна быть неподвижна.

6. В момент ударного взаимодействия нельзя отрывать от пола пятку опорной ноги.

7. Для обеспечения устойчивости колено опорной ноги (за исключением давящих ударов) должно быть слегка согнуто (не путать с максимальным разгибанием коленного сустава!).

8. Объект атаки и расстояние до него предварительно должны быть тщательно выверены.

Необходимо отметить, что одной из причин возможного отклонения в технике ударных движений, наряду с ошибками обучения, может быть недостаточный уровень общей и специальной

Библиографический список

физической подготовленности боксера. Отставание в развитии отдельных мышечных групп может привести к несовершенству двигательной структуры, к невозможности полноценного использования наиболее сильного звена двигательного аппарата в целостном движении [5].

Обобщая изложенное можно сделать заключение о том, что в технически совершенных ударных движениях кик-боксёров, осуществляемых ногами, усилие передается сначала от таза к бедру, а затем на голень и стопу ноги, что способствует непрерывному, поступательному увеличению силы и скорости в каждом последующем звене кинематической цепи, начиная с первой фазы движения и до его завершения, обеспечиваю его ударную мощь. При этом в 1-й фазе движения надо стремиться как можно выше поднимать колено и стараться наносить удар сверху вниз.

1. Бартониец, К. Биомеханический анализ ударных действий в некоторых видах спорта: дис. ... канд. пед. наук. - М., 1974.

2. Подпалько, С.Л. Силовая подготовка юных тхэквондистов на основе биомеханической структуры соревновательных технических действий: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2007.

3. Агафонов, А.И. Биомеханический анализ техники ударов в кикбоксинге: учеб. пособ. - Волгоград, 2012.

4. Цой Хонг Хи. ТАЭКВОН-ДО. Фундаментальная книга. - М., 1993.

5. Степанов, С.В. Теоретическое и методологическое основания многолетней специальной подготовки спортсменов в каратэ (стиль киокуншикай): автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Екатеринбург, 2004.

Bibliography

1. Bartoniec, K. Biomekhanicheskiyj analiz udarnihkh deyjstviyj v nekotorihkh vidakh sporta: dis. ... kand. ped. nauk. - M., 1974.

2. Podpaljko, S.L. Silovaya podgotovka yunihkh tkhehkvondistov na osnove biomekhanicheskoyj strukturih sorevnovateljnihkh tekhnicheskikh deyjstviyj: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - M., 2007.

3. Agafonov, A.I. Biomekhanicheskiyj analiz tekhniki udarov v kikboksinge: ucheb. posob. - Volgograd, 2012.

4. Coyj Khong Khi. TAEhKVON-DO. Fundamentaljnaya kniga. - M., 1993.

5. Stepanov, S.V. Teoreticheskoe i metodologicheskoe osnovaniya mnogoletneyj specialjnoyj podgotovki sportsmenov v karateh (stilj kiokunshikayj): avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. - Ekaterinburg, 2004.

Статья поступила в редакцию 19.11.14

УДК 378

Polezhaeva M.S. THE FORMATION OF VALUE ORIENTATIONS OF FUTURE TEACHERS IN A MULTICULTURAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT. This paper considers relevance, purpose, strategic objectives of multicultural education in the modern world. Theoretical aspects of professional training of future teachers in the conditions of a multicultural society are the main tasks of the research. The researcher studies the formation of the value orientations of students of pedagogical universities through the implementation of the educational program of special courses of a multicultural character. The author concludes that the introduction of special disciplines multicultural dimension in the educational process contributes to the formation of value orientations of students, who will make future teachers. The author of the paper also finds out that the most of the students who participated in the author's project have an optimal level of meaningfulness of value orientation. The polycultural and polyethnical character of subjects and objects in education stipulate difficulties in realization of the educational policy.

Key words: multicultural education, the content of professional training, problem-solving approach, value orientation.

М.С. Полежаева, зав. аспирантурой Северо-Осетинского гос. педагогического института, г. Владикавказ, E-mail: mariell09@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

В статье раскрываются актуальность, цели, стратегические задачи поликультурного образования в современном мире. Рассмотрены теоретические аспекты профессиональной подготовки будущих педагогов в условиях поликультурного общества. Проведено исследование формирования ценностных ориентаций студентов педагогического вуза посредство внедрения в образовательную программу специальных курсов поликультурного характера. Автор делает вывод, что введение специальных дисциплин поликультурного характера в образовательный процесс способствует формированию ценностных ориентаций у студентов - будущих педагогов.

Ключевые слова: поликультурное образование, содержание профессиональной подготовки, проблемный подход, ценностные ориентации.

Воздействие мировых социальных, экономических, политических, культурных и образовательных процессов усиливает тенденции взаимовлияния стран и народов. Условия глобализации внесли существенные изменения в воспитание и образование и вызвали трансформацию группового и индивидуального сознания личности в многонациональных государствах. Оказывая неоднозначное воздействие на образование, глобализация, с

одной стороны, предвещает человечеству качественно важные прогрессивные изменения в сфере культуры и воспитания, увеличивая возможности личности овладевать новыми и разнообразными духовными богатствами, с другой стороны, несет угрозу национальным ценностям, необходимым в воспитании и образовании.

Поликультурный и полиэтнический характер объектов и субъектов образования и воспитания, как видно, создает существенные сложности в реализации образовательной политики. Необходимо решать педагогические проблемы, вызванные культурной и национальной разнородностью социума, добиваться воспитания учащихся как участников единого социально-политического, культурного, экономического пространства. Гармонизация межличностных отношений в условиях современной поликультурной среды России является одной из кардинальных проблем нашего времени, решение которой связано не только с языковой политикой, зафиксированной в ряде законодательных документов. Она также зависит от усилий педагогической общественности, направленных на выработку концептуальных основ языкового образования и их реализацию в различных образовательных структурах каждого региона Российской Федерации Адекватным решением национальных проблем в области образования нам представляется в реализации идеи поликультурного образования [1]. Многочисленные работы ученых, посвященные изучению поликультурного образования, позволяют выделить следующие составляющие и цели поликультурного образования: приобщение личности к различным культурам: этнической, общенациональной, мировой; понимание, уважение и принятие культурных различий; формирование и развитие умений (в том числе коммуникативных и эмпатических) и готовности к сотрудничеству с представителями различных культур, национальностей, рас, верований; толерантность по отношению к представителям разных культур; развитие механизмов идентификации и сохранение социально-культурной идентичности; развитие планетарного (глобального) сознания.

Исходя из целей поликультурного образования, система образования должна предусматривать решение следующих стратегических задач:

• обновление содержания образования, ориентация на ценности гражданского общества, идеи информационной педагогики и поликультурного образования;

• педагогические средства повышения качества образования, предполагающего переход к международным стандартам образования через повышение методологического уровня преподавания и учебно-исследовательской работы, усвоение педагогами образовательных учреждений передовых достижений в соответствующих областях педагогики.

В этой связи, содержание профессиональной подготовки будущих учителей с позиций поликультурного образования призвано обеспечить органическое единство фундаментальных методологических знаний, составляющих основу профессионализма как с высокой степени подготовленности к выполнению задач профессиональной деятельности, социально грамотной, приобщенной к базовым ценностям личности.

Хотя предпосылки к формированию ценностных ориента-ций закладываются еще в дошкольном возрасте (Д.Ю. Крупнов, Л.М. Хабаева [2, с. 15]), само формирование происходит именно в подростковый период и юношестве, когда определяется позиция в сфере социальных отношений. Кроме того в студенчестве складываются относительно устойчивые образцы поведения которые предъявляются не только к людям, но и самому себе.

В нашем исследовании формирование ценностных ориен-таций мы рассматриваем в учебно-воспитательном процессе, опирающийся на поликультурное содержание образования и технологии, направленные на приобретение студентами ценностей, знаний, умений и навыков поликультурного образования, их творческое использование в своей деятельности и самовоспитание себя как личности разносторонней, как педагога-профессионала. Поликультурное содержание образования мы рассматриваем в качестве основы для диалога представителей естественнонаучной и гуманитарной культур, а также для межкультурного общения и коммуникации. Содержание образования необходимо направлять на формирование ценностей, отношений и способов взаимодействия, поддерживающих этнический плюрализм. Результатом такой направленности образования, по нашему мнению, может привести к становлению человека как субъекта культуры.

Наше исследование проходило в рамках естественных условий педагогического процесса Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Северо-Осетинский государственный педагогический институт». В эксперименте приняли участие студенты, обучающиеся по направлению подготовки 050100.62 Педагоги-140

ческое образование, профиль подготовки Начальное образование в количестве 24 человек. Педагогический эксперимент проходил в два этапа: 1 этап - констатирующий (2010 - 2011 гг.); 2 этап - формирующий (2011 - 2014 гг.).

Первый этап был связан с анализом учебного плана студентов - студентов будущих учителей и выявлением показателей ценностных ориентаций у испытуемых на начальном этапе эксперимента.

Анализ учебного плана и программ по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование, профиль подготовки Начальное образование показал, что государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования дают возможность дополнить их компонентами поликультурной подготовки; расширить и обновить учебные программы в целях обеспечения такого подхода к этическим и культурным различиям народов, который бы подчеркивал их равенство и уникальный вклад каждого во всеобщее развитие и благосостояние. В этой связи, в основную образовательную программу были включены спецкурсы регионального компонента: «Педагогическая деятельность в поликультурной среде», «Основы межличностной коммуникации в поликультурной среде», «Поликультурное образование в начальной школе», позволяющие формировать помимо основных общепрофессиональных компетенций еще и межкультурные компетенции; мо-тивационно-ценностные ориентации молодых специалистов на воспитательную и образовательную деятельность в поликультурной среде.

Для эффективности подготовки будущего педагога применялся проблемный подход в обучении, активизирующий личностный потенциал студентов. Методика проблемного обучения (решения педагогических задач и ситуаций), создавала мотива-ционную основу учебной деятельности студентов, затрагивая их эмоциональную, духовно-нравственную сферы, побуждая к самовыражению, использованию своих знаний, убеждений, взглядов, сложившийся опыт для решения возникшей проблемы. Они носят творческий характер и способствуют становлению субъектной позиции будущих учителей. Разрешение проблемных ситуаций предусматривает анализ мотивов, аргументов, рефлексию. Так, в ходе решения проблемных задач студенты оценивают возможность применения полученных знаний для решения профессиональных задач, нравственных проблем, мировоззренческих вопросов. Для исследования динамики ценностей у студентов в ходе эксперимента, мы опирались на материалы учебного пособия по межкультурной коммуникации Джулии Зда-новски [3]. Нами был разработан опросник, в который мы поместили ценностные ориентации: семья, друзья, взаимопомощь, независимость (самостоятельность), четкое соблюдение правил, норм, предписаний, отступление от правил и норм, открытость, великодушие и благородство, уверенность в себе и своих силах, интеллектуальность и образованность, трудолюбие и эффективность в работе. Предложенный респондентам опросник, предполагал оценить ценностные ориентации по степени значимости в баллах (0 - 4). По результатам опросника мы вычислили значимость ценностных ориентаций для студентов и отразили средний балл в таблице 1.

Сравнительный анализ данных, приведенных в таблице, показал, что наибольшую ценность для опрашиваемых имеет «Семья, друзья», «Оптимизм», «Взаимопомощь» «Независимость, (самостоятельность)».

Показатели значимости таких ценностей, как «Интеллектуальность и образованность», «Духовное удовлетворение» означают индивидуалистическую направленность, способствующую личностному росту и развитию.

Результаты нашего исследования констатируют, что большинство студентов имеют оптимальный уровень значимости ценностных ориентаций.

Таким образом, введение специальных дисциплин поликультурного характера в образовательный процесс студентов -будущих педагогов способствует формированию ценностных ориентаций. Освоение специальных дисциплин особенно востребовано в психолого-педагогической, учебно-воспитательной, социально-педагогической, научно-методической видах профессиональной деятельности учителя начальных классов. Значение ценностей раскрывается через определённые жизненные представления, идеалы и идеи, элементы культурно-нравственного развития, важнейшее составляющие жизненных представлений человека, его личностные установки, свойства, определяющие отношение к окружающей действительности и к самому себе.

Таблица 1

Значимость ценностных ориентаций на констатирующем и формирующем этапах

Ценностные ориентации Значимость ценностных ориентаций (средний балл)

на 1 этапе на 2 этапе

1 Семья, друзья 2,75 3,08

2 Взаимопомощь 2,16 2,85

3 Независимость (самостоятельность) 2,08 3

4 Четкое соблюдение правил, норм, предписаний 2,62 2,5

5 Духовное удовлетворение 2,16 3

6 Открытость, великодушие и благородство 2 2,37

7 Уверенность в себе и в своих силах 2,04 2,41

8 Интеллектуальность и образованность 2,12 2,79

9 Трудолюбие и эффективность в работе 2,16 2,29

10 Терпение и настойчивость 2,12 2,29

11 Оптимизм 2,70 3

Учитель как специалист, ориентирован на выполнение определенных социальных и профессиональных функций в обществе, как личность во всем своеобразии своих возможностей и способностей. Любые профессионально значимые компетенции,

Библиографический список

прежде чем воплотятся в деятельности, наполняются ценностными смыслами, становятся внутренними убеждением, частью собственных оценочных и понятийных категорий, установок, поведенческих стереотипов.

1. Полежаева, М.С. Поликультурный аспект образования в системе подготовки будущих учителей начальных классов // Materialy X mez-inarodni vedecko - prakticka conference «Moderni vymozenosti vedy - 2014». - Dil 17. Pedagogika.: Praha. Publishing House «Education and Science» s.r.o -112 stran.

2. Крупнов, Д.Ю. Социально-психологические вопросы формирования этнической идентичности, самосознания, этнокультурной компетентности подростков и молодежи Республики Северная Осетия - Алания: учебно-методич. пособ. / Д.Ю. Крупнов, Л.М. Хабаева.

- Владикавказ, 2012.

3. Здановски, Д. Преодолевая культурные барьеры: учеб. пособ. - Петрозаводск, 2003. Bibliography

1. Polezhaeva, M.S. Polikuljturnihyj aspekt obrazovaniya v sisteme podgotovki buduthikh uchiteleyj nachaljnihkh klassov // Materialy X mez-inarodni vedecko - prakticka conference «Moderni vymozenosti vedy - 2014». - Dil 17. Pedagogika.: Praha. Publishing House «Education and Science» s.r.o -112 stran.

2. Krupnov, D.Yu. Socialjno-psikhologicheskie voprosih formirovaniya ehtnicheskoyj identichnosti, samosoznaniya, ehtnokuljturnoyj kompetentnosti podrostkov i molodezhi Respubliki Severnaya Osetiya - Alaniya: uchebno-metodich. posob. / D.Yu. Krupnov, L.M. Khabaeva.

- Vladikavkaz, 2012.

3. Zdanovski, D. Preodolevaya kuljturnihe barjerih: ucheb. posob. - Petrozavodsk, 2003.

Статья поступила в редакцию 20.11.14

УДК 378.147

Pokhilko D.N. MODERN TECHNOLOGIES OF TOURISM PERSONNEL TRAINING TO THE DEVELOPMENT OF BARRIER-FREE TOURISM. In the article the author defines the importance of a problem of development of barrier-free tourism in a social and economic aspect and the role of professional tourist education in development of tourism for handicapped people. The work gives characteristics of modern technologies of training in a higher school, the directions of formation of personal and professional competences, with, according to the author, will allow putting together the requirements of the modern tourist market and the professional standard of a graduate of higher educational institution. The article concludes that the development of the tourist industry in our country requires changes in the structure, contents and technologies of the educational process, the generalization of the experience of countries that have successfully developing tourism, analysis of future trends, which can be used as a basis for national reform of higher professional education in the sphere of service and tourism.

Key words: barrier-free tourism, technologies of training, innovative technologies of training, personal professional position, specialist in the field of socio-cultural service and tourism.

Д.Н. Похилько, аспирант ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь, E-mail: dpokhilko@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.