УДК 371
Поликультурное образование -новый этап развития национального образования
Марат Лотфуллин
(Институт истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан)
Аннотация: В статье рассматривается опыт Республики Татарстан по созданию системы национального образования в составе единой образовательной системы образования Российской Федерации. Анализ показывает, что дальнейшее развитие национального образования в условиях Федеральных государственных образовательных стандартов возможно на основе поликультурной (билингвальной и полилинг-вальной) образовательной модели. Опыт, накопленный в республике по развитию поликультурного образования на основе родного языка, может существенно помочь адаптации системы образования крымских татар и обеспечить сохранение и развитие крымско -татарского языка в условиях Российской Федерации.
Ключевые слова: национальное образование, поликультурное образование, Федеральные государственные образовательные стандарты, опыт Республики Татарстан, сохранение и развитие крымско-татарского языка.
В начале 90 годов прошлого столетия в рамках демократизации всего российского общества началась гуманизация и гуманитаризация образования: в унитарном образовательном пространстве были введены вариативные учебники; расширились полномочия учреждений образования и региональных органов управления образованием. Были введены федеральный и региональный компоненты образования. Началось восстановление системы национального образования [1, с. 210-214].
В целом, за 1990-2007-е гг. в Республике Татарстан был решен комплекс следующих практических задач:
а) проработано содержание гуманитарного образования, выстроенного на билингвальной и бикультурной основе с использованием сопоставительного анализа и с учетом этноязыковой и этнокультурной среды, выработаны принципы и механизмы межкультурного взаимодействия;
б) усовершенствована законодательная база, приведено в соответствие с целями и приоритетами этнонациональной образовательной политики нормативно-правовое обеспечение систем этнонационального образования;
в) проведено сопряжение содержания гуманитарных предметов, представленных федеральным и региональным (этнона-циональным) компонентами государственного образовательного стандарта;
г) созданы организационно-управленческие механизмы, обеспечивающие реализацию государственных гарантий доступности образования с учетом местной языковой и этно-социокультурной специфики;
е) организовано повышение уровня профессиональной подготовки и квалификации научно-педагогических кадров, обеспечивающих научно-теоретическую и научно-методическую разработку этнонациональных проблем в образовании;
ж) развиваются государственно-общественные механизмы выработки и реализации национальной образовательной политики Республики Татарстан, предусматривающих широкое вовлечение в эту деятельность представителей национально-культурных элит.
Таким образом, в Республике Татарстан созданы условия для дальнейшего развития национального образования на основе поликультурной (билингвальной и полилингвальной) образовательной модели.
На современном этапе в Российской образовательной системе внедряются Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), утверждаемые федеральным правительством. В новых стандартах национально-региональный компонент образования, формируемый регионами и народами, отменен. Главным требованием государства к системе образования становится вос-
питание российской гражданской идентичности. В соответствии с действующим законодательством, федеральные стандарты должны обеспечивать развитие и сохранение языков и культур народов Российской Федерации. Для татарского народа эта проблема имеет особую актуальность, т.к. 75% татар проживает вне Татарстана. При компонентном подходе в других регионах Российской Федерации изучение татарского языка и обучение на народном языке не имело единой нормативной и методической базы. Наличие федеральных стандартов по изучению татарского языка и литературы, истории татарского народа улучшит ситуацию по сохранению татарского народа татарского народа во всей России. Опыт, накопленный в Татарстане, может существенно помочь в этом важном деле.
Задачу формирования российской гражданской идентичности и сохранения содержания национально-регионального образования в рамках Федеральных государственных образовательных стандартов решает федеральная комплексная программа развития поликультурного образования. Таким образом, на смену национального и этнокультурного образования приходит поликультурное образование.
Для разработки и внедрения экспериментальной поликультурной программы Татарстан определен пилотным регионом. В рамках данной программы в 2010-2013 году разработаны учебно-методические комплекты для учащихся начальных классов и дошкольников. Содержание учебно-методических комплектов направлено на формирование у детей сознания принадлежности своему народу, историко-культурному наследию народов Татарстана, России, к мировым духовным ценностям и соответствует требованием ФГОС. Учебно-методические комплекты включают в себя учебники, рабочие тетради, хрестоматии, электронные пособия и пособия для учителей на русском и татарском языках. Учебно-методические комплекты для учащихся первых -третьих классов и дошкольников младшего - старшего возраста изданы за счет средств бюджета РТ.
Под руководством Министерства образования и науки Республики Татарстан данные разработки внедряются в 50 общеобразовательных школах и 10 детских садах в порядке эксперимента. В целях дальнейшего развития поликультурного образования
создано 17 авторских коллективов, состоящих из известных ученых, авторов школьных учебников и талантливых учителей нашей республики.
В соответствие с федеральной программой развития поликультурного образования в 2010-2013 годах предусматривается развертывание поликультурных образовательных моделей начального и дошкольного, 2014-2018 годах - неполного общего и 2019-2020 годах - среднего общего образования.
Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ ведет исследования в данном направлении и выступил разработчиком проекта «Поликультурная образовательная модель Республики Татарстан». Концепция поликультурного образования основана на функциональном двуязычии и полилингвальности. В начальной школе большинство предметов изучается на родном языке. В среднем звене предметы изучаются на русском и татарском языках. В старшем звене профильное обучение может быть организовано на трех языках: на русском, татарском и английском (Лицеи-интернаты для одаренных детей работают на основе концепции поликультурного образования).
В настоящее время данная работа продолжается в рамках республиканской программы сохранения, изучения и развития языков народов Республики Татарстан на 2014-2020 годы. Опыт, накопленный в республике по развитию поликультурного образования на основе родного языка, может существенно помочь адаптации системы образования крымских татар и обеспечить сохранение и развитие крымско-татарского языка в условиях Российской Федерации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Лотфуллин М.В. Поликультурное образование как условие сохранения родных языков в рамках Федеральных государственных образовательных стандартов // Казанский федералист, 2012, № 1-2, С. 210214.
Сведения об авторе: Марат Вазыхович Лотфуллин - кандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник Центра истории и теории национального образования, Институт истории им.
Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан, (420014, Кремль, подъезд 5, Казань, Российская Федерация); [email protected]
Polycultural education - new phase
in development of national education
Marat Lotfullin
(Sh. Marjani Institute of History,
Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan)
Abstract: Paper looks at the experience of national education system creation as a part of Russian Federation unified education system. Analyses shows that further development of national education under the scope of Federal state education standards is possible on the base of polycultural (bilingual and polylingual) educational model. Experience gathered in the republic, while development of native language based polycultural education, can substantially help in adaptation of the national education system of crimean tatars and secure preservation and development of crimean-tatar language in Russian Federation environment.
Keywords: national education, polycultural education, Federal state educational standards, experience of Tatarstan Republic, preservation and development of crimean-tatar language.
REFERENCES
1. Lotfulllin M.V. Polikul'turnoe obrazovanie kak uslovie sokhraneniya rodnykh yazykov v ramkakh Federal'nykh gosudarstvennykh obrazo-vatel'nykh standartov [Polycultural education as a condition for preservation of native languages within the framework of Federal state educational standards]. Kazanskiy federalist - Kazan federalist, no. 1-2, 2012, pp. 210-214.
About the author: Marat Vazykhovich Lotfullin - Ph.D. in physics and mathematics, senior researcher at the Center of history and theory of national education, Sh.Marjani Institute of History, Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan, (420014, Kremlin, entrance 5, Kazan, Russian Federation); [email protected]