Научная статья на тему 'Основные тенденции этнокультурного развития республики Татарстан в сфере образования'

Основные тенденции этнокультурного развития республики Татарстан в сфере образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
664
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / ETHNOCULTURAL DEVELOPMENT / EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Липатова Т. Н.

В статье анализируются основные возможности, существующие в сфере образования в Республике Татарстан, в контексте этнокультурного развития региона. Отмечается, что социокультурная ситуация характеризуется наличием основ для развития этнического компонента в сфере образования. На основе анализа выделены проблемы, существующие на различных уровнях поликультурного образования региона, а также предложены меры их преодоления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper deals with the main educational opportunities in the Republic of Tatarstan as a component of ethnocultural development. Much attention is paid on socialcultural situation in the republic which can be characterized as favourable for the development of ethnic component in educational sphere. The analyses show the main problems of regoinal polycultural education on each level. The maim measures of overcoming are suggested

Текст научной работы на тему «Основные тенденции этнокультурного развития республики Татарстан в сфере образования»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

УДК 316.33 Т. Н. Липатова

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Ключевые слова: этнокультурное развитие, образование.

В статье анализируются основные возможности, существующие в сфере образования в Республике Татарстан, в контексте этнокультурного развития региона. Отмечается, что социокультурная ситуация характеризуется наличием основ для развития этнического компонента в сфере образования. На основе анализа выделены проблемы, существующие на различных уровнях поликультурного образования региона, а также предложены меры их преодоления.

Keywords: ethnocultural development, education.

The paper deals with the main educational opportunities in the Republic of Tatarstan as a component of ethnocultural development. Much attention is paid on socialcultural situation in the republic which can be characterized as favourable for the development of ethnic component in educational sphere. The analyses show the main problems of regoinal polycultural education on each level. The maim measures of overcoming are suggested.

В научной литературе культурное развитие определяется как закономерное изменение материальных и духовных компонентов культуры, в результате которого возникает ее новое качественное состояние, изменение состава или структуры [1].

Исследования проблем культурного развития современного общества позволяют сделать вывод, что духовная жизнь существует и развивается во всем своем многообразии и неповторимости именно в регионах, которые отличаются друг от друга не только уровнем социально-экономического развития, финансовыми и природными ресурсами, но культурными особенностями.

Республика Татарстан представляет собой по-лиэтничное, поликультурное, поликонфессиональное общество. В регионе проживают представители многих национальностей, но основными по численности являются русские и татары. Эти народы имеют различное этническое происхождение, а их культуры издавна опираются на разные религиозные конфессии.

В проекте Концепции федеральной целевой программы «Этнокультурное развитие регионов (20062008 г.г.)» этнокультурное развитие определяется как «социально-экономическое, культурное и духовное развитие этнокультурных сообществ России, учитывающее как этническое и религиозное многообразие страны, так и стратегический приоритет по формированию общероссийской идентичности у всех граждан России вне зависимости от их национальной и конфессиональной принадлежности» [2]. В указанном источнике этнокультурные сообщества определяются как «традиционно существующие или недавно самоорганизовавшиеся объединения граждан по этническому, этнокультурному или религиозному принципу» [2].

Основой этнокультурного развития региона выступает актуализация, как имеющихся, так и перспективных возможностей региональной общности, способных реализоваться при создании определенных условий, осуществлении конкретных действий со стороны государства и общества в сферах духовной жизни региона. Под актуализацией мы будем понимать

реализацию, приведение в действие возможностей, имеющихся в духовном потенциале региональной общности.

Этнокультурное развитие региона, таким образом, предполагает реализацию наличного и перспективного духовного потенциала региональной общности и представляет собой закономерное положительное изменение основных его компонентов, учитывающее этническое и религиозное многообразие этнокультурных сообществ региона. Одной из сфер реализации духовного потенциала региональной общности выступает сфера образования.

На современном этапе развития общества структурные возможности и условия приобретения гражданами региона научных знаний и практических навыков оцениваются как высокие. Общеобразовательные и профессионально-образовательные учреждения республики готовят необходимый контингент для базовых отраслей республиканского хозяйственного комплекса. Согласно официальным статистическим данным, общее число учреждений общеобразовательного типа в РТ на протяжении последних нескольких лет сохраняется стабильно высоким, хотя и имеет слабые тенденции к снижению. Так, в 2000/2001 учебном году в республике насчитывалось 2555 общеобразовательных учреждений, в 2007/2008 учебном году - 2413, в 2008/2009 учебном году - 2354. При этом общее число учащихся и учителей в общеобразовательных учреждениях заметно сокращается: в 2000/2001 учебном году - 586,8; в 2007/2008 учебном году - 452,9; в 2008/2009 учебном году - 443,8 тыс. человек [3].

Анализ качественных параметров общеобразовательной школы РТ показывает, что она по ряду показателей еще далека от стандартов общества «электроники и информационных технологий». Согласно статистике, в 2006/2007 учебном году из общего числа общеобразовательных учреждений в 2396 единиц только в 1330 имелись учебные кабинеты основ информатики и вычислительной техники, в 2009/2010 учебном году такие кабинеты насчи-

тывались в 1532 общеобразовательных учреждениях [3].

По числу студентов высших учебных заведений на 1000 человек населения Россия занимает одно из первых мест в мире - 50 (2000 г.), опережая по этому показателю США (49), Испанию (46), Великобританию (35) и уступая только Корее (61, 1999 г.), Австралии (56, 1999 г.) и Финляндии (54). В Татарстане на 1000 человек, по данным за 2008 год, приходится 44 студента [4].

Серьезный дисбаланс в системе высшего образования региона сложился в образовательных программах. Причины этого явления заключаются в том, что подготовка специалистов по естественно-научным и инженерно-техническим специальностям требует серьезных вложений в материально-техническую базу вуза (учебные и научные лаборатории, экспериментальное и технологическое образование). В этой связи все негосударственные вузы и подавляющее большинство филиалов, в огромном числе открывшиеся за последние десятилетия, осуществляют подготовку только по социально-гуманитарным образовательным программам. Кроме того, татарстанские технические вузы в 1990-х гг. открыли экономические и юридические специальности. Таким образом, выпуск специалистов социально-гуманитарного профиля в более чем в два раза превышает выпуск инженеров. Негативные последствия такого дисбаланса очевидны - структурная безработица, связанная с тем, что система образования и профессиональной подготовки, далеко не оптимальным образом учитывающая спрос и технический уровень, в значительной степени изменившейся за последние годы экономики и, вообще, всего комплекса отраслей и предприятий общественного производства республики, не позволяет специалистам, в частности, выпускникам высших учебных заведений, полностью реализовать свой профессионально-

квалификационный, интеллектуальный, инновационно-творческий потенциал.

В условиях роста национального самосознания образовательная система представляет интересы не только государства в целом, но и отдельных этносов, стать базой сохранения исторической памяти и национально-этнической самоидентификации народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Неотъемлемой функцией образования, наряду с его универсальной общечеловеческой направленностью, является сохранение национальной идентичности. Отражением возрастающей зависимости этой функции стала идея национально ориентированного образования, характеризующегося усилением этнизации содержания образования, возрастанием роли родного языка обучения, идей народной педагогики, ростом влияния религии на формирование самосознания личности.

В Республике Татарстан неотъемлемой частью общей стратегии культурного развития является развитие системы поликультурного образования. Поликуль-турное образование базируется на отношениях взаимодействия и взаимообогащения культур, принятых международным сообществом в качестве императива культурной политики [5]. Согласно основополагающему документу ЮНЕСКО «Декларация Мехико по политике в области культуры», культурная самобытность и культурное разнообразие неразрывно связаны

друг с другом: культурная самобытность расширяет возможности для всестороннего развития человека; ни одна культура не может претендовать на право быть универсальной, универсальность складывается из опыта всех народов мира, каждый из которых утверждает свою самобытность; многообразие составляет саму основу культурной самобытности там, где бок о бок существуют разные традиции; культура - это диалог, обмен мнениями и опытом, постижение ценностей и традиций других. Подготовку обучающихся к пониманию других культур, к признанию окружающего разнообразия обеспечивает система поли-культурного образования.

Поликультурность социального пространства, в котором развивается жизнедеятельность человека, является одним из системообразующих качеств современного мира. Поэтому проблема развития поликультурного образования занимает центральное место в образовательной практике многих стран, где сосуществуют носители разных культурных традиций, представители разных этнических и конфессиональных групп. В современной России также существенно изменились требования к результатам обучения и воспитания, возникла настоятельная необходимость воспитывать у подрастающего поколения готовность к жизни в открытом обществе и формировать навыки межкультурного диалога. «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» провозглашает в числе основных целей образования «национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов», «формирование культуры мира и межличностных отношений», «развитие культуры межэтнических отношений».

Для полиэтничного региона, каким является Республика Татарстан, существенной задачей является обеспечение всем жителям возможности воспитываться и обучаться на родном языке, так как именно в языке в первую очередь отражается этническая самобытность культуры, обычаи и традиции народа.

Возрождение национальной татарской школы началось с разработки Концепции национального просвещения (утверждена коллегией МОРТ 1 августа 1991г.), согласно которой татарское национальное образование - это система многоступенчатого государственного и народного воспитания, опирающаяся на лучшие национальные традиции и одновременно основывающаяся на мировом педагогическом опыте.

При этом Концепция татарского просвещения предусматривает в качестве одной из основных целей подготовку образованных людей и прямо указывает на необходимости присутствия в содержании образования, кроме федерального, регионального (республиканского) и школьного, еще одного компонента - общемирового, который позволит обеспечить включенность личности в современные мировые общецивилизационные процессы.

В условиях возрождения национальной школы возникла настоятельная необходимость пересмотра задач изучения татарского языка и литературы. Выдвигая принцип реализации права обучения и воспитания учащихся на родном языке, исхо-

дили из того, что родной язык - это основа формирования интеллекта, эмоциональной сферы индивида, становления творческой личности, способной впоследствии создавать национальные и общечеловеческие культурные ценности. Поэтому в новых учебных планах национальных школ родной язык и литература обрели достойное место, достаточное для более содержательного и полноценного изучения. Татарская литература - хранительница национального генофонда, традиций, обычаев, нравов народа. Исходя из этого, в программах и учебниках по татарской литературе нашли должное отражение те произведения, в которых ярко освещаются важнейшие проблемы, связанные с историей развития общества, человечества и т. д. В учебниках по татарской литературе, составленных для различных типов учебных заведений, с учетом возрастных особенностей и образовательного уровня учащихся, включены самые лучшие художественные произведения древнетатарской, классической, современной литературы, в которых широко отражается национальный дух, прогрессивные национальные традиции, нравы и обычаи, эстетические воззрения татарского народа.

После принятия Закона РТ о языках во всех детских дошкольных учреждениях, в школах, начиная с первого класса, введено обязательное изучение татарского языка. В настоящее время татарский язык изучают уже более 95 процентов детей разных национальностей. Таким образом, в Республике Татарстан основное общее образование стало двуязычным. Этот факт важен сам по себе, но он также является ценнейшим вкладом во взаимоотношении между всеми народами, населяющими регион.

Важным шагом на пути развития этнокультурной составляющей на уровне высшего профессионального образования является возникновение новых организационных форм и структур, соответствующих особенностям развития и потребностям регионов [6]. Среди наиболее эффективных - интегрирование вузов на основе университетов. На базе одного из старейших в России Казанского государственного университета Указом Президента Российской Федерации создан Казанский (Приволжский) федеральный университет, в структуре которого отделения восточной филологии, татарской филологии, переводоведения и межкультур-ной коммуникации, татароведения и тюркологии призваны стать важными компонентами развития этнокультурного образования в регионе.

На сегодняшний день в системе поликультур-ного образования существует ряд проблем, требующих решения. Во-первых, не создана завершенная система образования на родном языке от дошкольного воспитания до высшего профессионального и послевузовского образования, обеспечивающая сохранение и развитие татарского языка. Во-вторых, не совершенна методика обучения татарскому языку как государственному. В -третьих, отсутствуют институциональные механизмы разработки учебно-методических комплексов по региональным предметам. Это лишь часть перечисленных проблем, настоятельно требующих к себе внимания со стороны государственной культурной и

© Т. Н. Липатова - сотр. КНИТУ, [email protected].

образовательной политики, конкретными действиями которых могут выступать:

- введение дисциплин, знакомящих с историей религий, религиозными канонами в систему среднего и высшего образования, обеспечение доступа к соответствующей литературе, понятной читателю каждого возраста и разного уровня образования, включая телевизионные программы, в том числе местного, городского телевидения, передачи с участием религиозных деятелей, выступления священнослужителей;

- знакомство учащихся с Библией и Кораном как памятниками художественной культуры; усиление внимания к вопросам взаимоотношения школы и религии;

- популяризация знаний по истории татарского народа, освещение социокультурного развитие татар в составе Российского государства и сохранение идеи государственности в народной памяти;

- сохранение, возрождение, изучение и развитие национального искусства в Республике Татарстан, воспитание у подрастающего поколения уважения к национальной истории и традиционной народной культуре и гордости за культурное наследие.

Таким образом, в системе поликультурного образования Республики Татарстан представлены все существующие уровни российского образования - дошкольное, общее, дополнительное, начальное, среднее и высшее профессиональное образование. Система этнонационального образования в регионе формирует содержание образования и воспитания, руководствуясь целями трансляции этнокультурного наследия и национальных культур народов в широком общероссийском и мировом культурноцивилизационном контексте. Основным институтом, обеспечивающим организацию и функционирование этой системы, является государство. Создание системы поликультурного образования предполагает консолидацию усилий органов государственной власти всех уровней, научных и образовательных учреждений, творческих союзов, общественных и религиозных организаций.

Литература

1. Российская социологическая энциклопедия. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА, 1998. - 665 с.

2. Проект Концепции Федеральной целевой программы «Этнокультурное развитие регионов России (2006-2008 гг.)» / Министерство регионального развития Российской Федерации, 2005. Главный разработчик и куратор - А.В. Журавский (http://religioussecuiity.ru/vra/zhur/001.htm).

3. Республика Татарстан 2009. Статистический сборник. Официальное издание. - Казань, 2008. - 568 с.

4. Российский статистический ежегодник. 2003: Статистический сборник. - М., 2003. - 705 с.

5. Габдулхаков, В.Ф. Поликультурное образование и стандарты второго поколения в школе / В.Ф. Габдулхаков // Вестник Казан. технол. ун-та - 2010. - №12. - С.68.

6. Зинурова, Р.И. Корпоративный университет как коммуникативное поле науки, образования и производства / Р.И.Зинурова // Вестник Казан. технол. ун-та - 2011. -№18. - С.273.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.