Научная статья на тему 'Этнокультурное обучение и воспитание в современном образовании'

Этнокультурное обучение и воспитание в современном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1533
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБУЧЕНИЕ / КУЛЬТУРОСООБРАЗНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ / НАЦИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павлова И. Ю.

This article presents a part of the thesis researching the issue of the ethnic cultural teaching in the contemporary education, particularly in the teaching practice in educational institutions in the Middle Volga-ethnic region. The relevance of this issue is explained, the teaching experience in educational institutions of different varieties in such republics as Tatarstan, Mariy El, is also presented. The article shows the object, main tasks, and the methodology of the ethnic cultural teaching and education by reference to the contemporary period.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethnic cultural teaching in the contemporary education

This article presents a part of the thesis researching the issue of the ethnic cultural teaching in the contemporary education, particularly in the teaching practice in educational institutions in the Middle Volga-ethnic region. The relevance of this issue is explained, the teaching experience in educational institutions of different varieties in such republics as Tatarstan, Mariy El, is also presented. The article shows the object, main tasks, and the methodology of the ethnic cultural teaching and education by reference to the contemporary period.

Текст научной работы на тему «Этнокультурное обучение и воспитание в современном образовании»



ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

И.Ю. Павлова, кандидат педагогических наук, доцент Казанского государственного университета культуры и искусств (КГУКИ)

Ключевые слова: культуросообразный образ жизни, этнокультурное обучение, национальное воспитание.

Образование является важнейшей сферой социальной жизни, и именно образование формирует интеллектуальное, культурное и духовное состояние общества. В Федеральной программе развития образования в России в качестве главной цели выдвигается «развитие системы образования в интересах формирования гармонично развитой, социально активной и творческой личности». Для достижения современного уровня образования необходимо обратить внимание на культурное развитие личности, на формирование у нее спектра культурных интересов и потребностей. Основополагающее свойство целостного человека культуры — это его способность к культурной идентификации, т. е. к осознанию своей принадлежности к определенной культуре, выбору и осуществлению культуросообразного образа жизни, поведения, самодетерминации в горизонте большого и малого времени культуры (М.М.Бахтин). Такой подход требует изменения как форм организации учебного процесса и методов преподавания, так и содержания образования [5]. Содержание образования, ориентированного на воспитание человека культуры, должно закладывать базовые, фундаментальные основы культуры личности — умственной, нравственной, эстетической, правовой и других ее

сторон. Это обусловлено возникшей в последнее время потребностью в личности интегрированной, социально адаптированной к условиям поликультурной социосреды общества.

Сохранение культурной идентичности и многообразия национальных культур в настоящее время является актуальной проблемой современной России. Приоритеты развития национальных культур, связанные с тенденцией сохранения их уникальности, самобытности и возрождения национального самосознания народов, актуализируют проблему их изучения и трансляции подрастающему поколению. Возросшее внимание государства к традиционной народной культуре обусловлено острыми современными проблемами сохранения самобытности и культурного наследия каждого народа. Таким образом, в условиях многообразия национальных культур и поликультурного образовательного пространства России актуальной проблемой современного образования является этнокультурное обучение и воспитание личности — педагогический процесс приобщения учащихся к народной культуре на основе изучения и освоения ее духовно-нравственных ценностей в различных типах и видах образовательных учреждений. Проблема этнокультурного обучения и воспитания

Казанский педагогический журнал

3'2009

является предметом исследования многих современных ученых-педагогов — Т.И.Баклановой, Л.И.Васехи, Г.Н.Волкова, И.Ф.Гончарова, Т.И.Гончаровой, Л.В.Ершовой, Л.М.Кашаповой М.Ю.Новицкой, Ф.Ш.Салитовой, С.А.Хамматовой, Ф.Ф.Харисова, Т.Я.Шпикаловой, Н.В.Янкина и др.

Рассмотрим некоторые аспекты этнокультурного обучения и воспитания в педагогической практике образовательных учреждений этнорегиона Среднего Поволжья. Так, в Республике Татарстан в системе общего образования учебная и внеклассная работа с учащимися строится на основе ознакомления с богатством родного языка, культуры, духовно-нравственных ценностей, опыта жизни нации. Особое значение в процессе формирования национальной культуры личности имеют народные традиции, обладающие огромным воспитательным потенциалом. Обязательным является включение в учебную программу традиционных национальных праздников, таких, как «Сабантуй», «Нар-дуган», «Навруз» и т.д. Изучение народных обрядов и праздников — это основа этнокультурного обучения и воспитания, так как они отражают передаваемые из поколения в поколение общечеловеческие ценности, нормы поведения, философию и эмоциональные переживания народа. В Татарстане также большое внимание уделяется развитию национальной культуры различных народов, компактно проживающих на его территории. Например, в республике существует около 120 национальных чувашских школ.

В Елабужском училище культуры практические занятия студентов проводятся на базе таких фольклорных коллективов, как русский ансамбль «Забавушка», татарский «Сююмби-ке», ансамбль крещеных татар «Ак каз». В научно-исследовательской деятельности студентов и преподавателей основная тематика работ — «Эт-нокультура народов Татарстана», что позволяет рассматривать проблемы этнокультурного развития различных народов Среднего Поволжья: «Национальные праздники удмуртского народа», «Самобытность крещеных татар», «Марийские узоры», «Чувашские народные праздники» и т.д. В ближайшее время в училище планируется открытие студенческого многонационального этнокультурного центра «Идель». В Казанском государственном университете культуры и искусств с 2006 года введен новый курс «Теория и методика этнохудо-жественного образования», который преподается на старших курсах студентам специальности «Народное художественное творчество». Автором разработана составная и дополняющая часть курса (национально-региональный компонент), а также его учебно-методическое обеспечение в виде учебных пособий [1—4], рекомендованных к использованию Учебно-методическим объединением высших учебных заведений РФ по образованию в области народной художественной культуры, социально-культурной деятельности и информационных ресурсов [2, 3].

Этнокультурное обучение и воспитание не ограничивается рамками

102

учебной деятельности, оно активно внедряется и во внеучебную деятельность учащихся. Так, ежегодно в Татарстане проводятся республиканские праздники народного творчества «Играй гармонь», фестиваль русского фольклора «Каравон», конкурсы гармонистов, тальянистов им. Ф.Туишева, кураистов и кубызистов, смотры-конкурсы «Татарстанские узоры», «Чуваши Закамья», конкурс «Чувашская красавица», организуются концертные выступления различных национальных культурных обществ Ассамблеи народов Татарстана. При поддержке Министерства культуры Татарстана ежегодно проводится старинный чувашский праздник «Уяв», а один раз в два года фестиваль-конкурс «Чувашский соловей». В рамках чувашского национально-культурного центра им. Педера Хузангая в Казани плодотворно действуют два чувашских фольклорных клуба: женский «Пехил» («Благословение») и молодежный «Асамат» («Радуга»).

Одной из важных воспитательных задач образовательных учреждений в Республике Мари Эл является использование духовного богатства марийского народа как средства формирования и развития личности учащихся. В этом отношении благоприятными условиями располагают марийские национальные школы, где этнокультурное воспитание и обучение ведется на родном языке, глубоко изучается марийский язык и литература. В этнокультурном обучении и воспитании применяются следующие принципы: а) природосообразности (знание природы ребенка, максимальное сближе-

ние развития и жизни детей с жизнью природы); б) культуросообразности (соотношение с языковой средой обитания, культурными традициями народа). Приведем основные положения, лежащие в основе функционирования марийской национальной школы: а) обучение на родном марийском языке; б) изучение самого родного языка, познание его богатства, гибкости, красоты, образности; восприятие и понимание живого языка; в) народная практика трудового воспитания детей; г) эстетическое и художественное воспитание детей в семье и школе средствами изучения этно-художественной культуры марийцев; д) воспитание таких качеств личности, как трудолюбие, честность, доброта, дружелюбие (характерные марийские национальные интегративные черты личности). {§}

Реализация этих положений на раннем этапе развития личности позволяет создать фундамент для дальнейшего национального воспитания, усвоения ценностей национальной культуры. Одним из важных путей решения проблемы этнокультурного воспитания подрастающего поколения в условиях Республики Мари Эл является расширение содержания национально-регионального компонента образования. Так, в Марийском республиканском колледже культуры и искусств в учебный план введено изучение марийских традиционных инструментов — гармошка, жалейка, шушпык (свирель), шумыр (волынка), кусле (гусли), а также введены предметы, связанные с освоением традиционной музыкальной культу-

103

ры марийского народа — «Народное музыкальное творчество мари», «Расшифровка народных песен», дипломные работы студентов на темы: «Скрипичные традиции башкирских мари», «Инструментальные традиции кировских мари», «Орнаментика татарских песенно-танцевальных наигрышей гармонистов Параньгинского района РМЭ» и т. д. Государственная система образования и воспитания в условиях национальной республики учитывает специфические социально-этнические особенности жизнедеятельности проживающих в них народов.

Таким образом, возросшее внимание государства к традиционной народной культуре обусловлено острыми современными проблемами сохранения культурной идентичности, самобытности и культурного наследия каждого народа России. Приоритеты развития национальных культур, связанные с тенденцией сохранения их уникальности, самобытности и возрождения национального самосознания народов, актуализируют проблему их изучения и трансляции подрастающему поколению. В условиях многообразия национальных культур и поликультурного образовательного пространства России актуальной проблемой современного образования является этнокультурное обучение и воспитание личности. Решению многих аспектов данной проблемы посвящены труды современных ученых-педагогов, об этом свидетельствует и представленный передовой педагогический опыт в различных типах образовательных учреждений на примере региона Поволжья.

104

В настоящее время этнокультурное обучение и воспитание задействовано на всех ступенях образовательной системы (общеобразовательная школа, среднеспециальные учебные заведения, высшие учебные заведения). В содержание учебных программ активно внедряются элементы национальной и этнохудожественной культуры различных народов (традиционные национальные праздники, народные музыкальные инструменты и т.д.), вводятся новые предметы, курсы и специальности, отражающие специфику этнокультурного образования. Специфические особенности этнокультурного обучения и воспитания потребовали изменения как форм организации учебного процесса (учебной и внеучебной деятельности), его содержания, так и введения инноваций в методологии (применение принципов природосообразности и куль-туросообразности), способствующие его эффективности и дальнейшему совершенствованию этнокультурного образования.

Литература:

1. Павлова И.Ю. Чувашский музыкальный фольклор. Учеб. пособие.— Казань, 2002.

2. Павлова И.Ю. Чувашский музыкальный фольклор в процессе музыкального обучения и воспитания. Учеб. пособие.— Казань, 2003.

3. Павлова И.Ю. Музыкальное обучение и воспитание на основе использования национального музыкального фольклора. Учеб. пособие.— Казань, 2004.

4. Павлова И.Ю. Этническая культура тюркских и финно-угорских народов. Учеб. пособие.— Казань, 2008.

5. Розов Н.С. Философия гуманитарного образования.— М., 1993.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.