Научная статья на тему 'Особенности полиэтнической ориентации подготовки педагогических кадров в республике Татарстан'

Особенности полиэтнической ориентации подготовки педагогических кадров в республике Татарстан Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
117
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИЭТНИЧНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИЯ / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДЕТИ-МИГРАНТЫ / POLYETHNICITY / COMPETENCE / MULTICULTURAL EDUCATION / MIGRANT CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ячина Н. П., Мухутдинова Т. З., Хазиева Н. Н.

Современные подходы и модели подготовки педагогов к профессиональной деятельности с детьми-мигрантами в республике. Педагогические технологии, развивающие полиэтническую компетентность участников образовательного процесса. Основные методы, способы использования богатого, разнообразного и бесценного социокультурного пласта Республики Татарстан в педагогической практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Current approaches and models of teacher training for professional work with migrant children in the country. Educational technology, developing multi-ethnic competence involved in the educational process. Basic techniques, how to use the rich, diverse and invaluable social and cultural formation of the Republic of Tatarstan in the teaching practice.

Текст научной работы на тему «Особенности полиэтнической ориентации подготовки педагогических кадров в республике Татарстан»

Н. П. Ячина, Т. З. Мухутдинова, Н. Н. Хазиева

ОСОБЕННОСТИ ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ ОРИЕНТАЦИИ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН

Ключевые слова полиэтничность, компетенция, поликультурное образование, дети-мигранты.

Современные подходы и модели подготовки педагогов к профессиональной деятельности с детьми-мигрантами в республике. Педагогические технологии, развивающие полиэтническую компетентность участников образовательного процесса. Основные методы, способы использования богатого, разнообразного и бесценного социокультурного пласта Республики Татарстан в педагогической практике.

Keywords: polyethnicity, competence, multicultural education, migrant children.

Current approaches and models of teacher training for professional work with migrant children in the country. Educational technology, developing multi-ethnic competence involved in the educational process. Basic techniques, how to use the rich, diverse and invaluable social and cultural formation of the Republic of Tatarstan in the teaching practice.

В российском обществе под воздействием интеграции, информатизации, а также вследствие политической и экономической нестабильности происходят утрата и разрушение самобытных нравственных черт и традиций этнических групп и народов. Это приводит к увеличению отрицательных явлений среди подрастающего поколения, в том числе росту преступности и наркомании, распаду семьи как социальной общности.

Поэтому важным в этих условиях становится сохранение традиций национальной культуры, родного языка [5].

Национальная культура несет в себе огромный социально-педагогический потенциал, который пока еще не в полной мере реализуется в учебно-воспитательном процессе, и в первую очередь, в формировании личности обучающихся.

Республика Татарстан в последние годы столкнулась с проблемой интенсивной миграции населения. Этому послужили сложные социальноэкономические проблемы на территориях бывших советских республик. Ученые-демографы прогнозируют, что в ближайшие 15-20 лет миграционные процессы продолжатся. Прогнозы развития Татарстана в контексте расширяющихся миграционных процессов актуализируют проблемы поиска научно-обоснованных путей интеграции мигрантов в новые социокультурные реалии средствами образования. Возникает объективная потребность в разработке современных подходов, моделей подготовки педагогических кадров к профессиональной деятельности в ситуации непрогнозируемых проблем, связанных с развитием большого притока граждан ближнего зарубежья.

Подготовка педагога, способного эффективно работать с детьми-мигрантами, - одна из сложных проблем. Образовательный уровень детей-переселенцев невысок. им сложно адаптироваться к социокультурным условиям региона. Поэтому педагогическая поддержка этих детей играет огромную роль.

Важно познакомить детей-мигрантов с богатым социокультурным опытом Республики

Татарстан. Разнообразный и бесценный социокультурный пласт Татарстана (язык, история, литература, музыка, изобразительное искусство, театр, архитектура, религии, трудовые, социальные традиции, образ жизни народов, опыт национальных школ) позволяет наиболее эффективно использовать его в системе образования.

В Татарстане создана соответствующая правовая база (Конституция РТ, законы «Об образовании в Республике Татарстан», «О языках народов Республики Татарстан»), которая

гарантирует и создает каждому гражданину условия для сохранения и всестороннего развития родного языка, обеспечивает свободу выбора и

использования языка общения, воспитания,

обучения и творчества.

Государственная система образования в РТ

- это процесс и результат деятельности учительских, научных коллективов, педагогов-практиков, представителей различных национальностей. Их объединяет установка на то, чтобы учащиеся получали знания на уровне мировых стандартов.

С древнейших времен на территории современного Татарстана проживали люди различного этнического происхождения, различных верований. Одно из крупных государств Восточной Европы - Волжско-Камская Булгария, созданная в конце 1Х - начале Х в., объединяла в своем составе как тюрко-язычные, так и финно-угорские народы: марийцев, мордву, удмуртов. Длительный исторический путь, совместно пройденный татарами, чувашами, финно-угорскими народами, их связи, взаимодействие их культур, искусства, традиций, обычаев явились предпосылкой к последующей истории этих народов, их дружбы и взаимопонимания [4].

Сегодняшний Татарстан представляет собой универсальный регион, где мирно сосуществуют народы различных национальностей. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, представители 173 национальностей проживают на территории республики, в том числе 8 национальностей, численность населения которых превысила 10 тысяч человек: татары, русские,

чуваши, удмурты, мордва, марийцы, украинцы и башкиры. Среди народов, населяющих Татарстан, преобладающими по численности населения являются татары - более 2 млн. человек или 53,2%, от общей численности населения республики. На втором месте русские - около 1,5 млн. чел. или 39,7%, на третьем месте чуваши - 116,2 тыс. чел. или 3,2%.

В РТ работают более 100 национальнокультурных центров (в Набережных Челнах - Дом дружбы народов РТ «Родник»), в клубных учреждениях созданы десятки музейных комнат, где пропагандируются культура, обряды, быт народов Татарстана.

В республике действуют 1172 татарские, 121 чувашская, 45 удмуртских, 22 марийские, 4 мордовские школы. В 34 воскресных школах Татарстана преподаются украинский, армянский, азербайджанский, польский, немецкий, башкирский, еврейский и другие языки.

Символами единства и мирного сосуществования различных религий стали воссозданная мусульманская мечеть Кул Шариф и возрожденный православный Благовещенский собор.

Вопросам религиозного образования также уделяется большое внимание. В РТ действуют такие религиозно-образовательные учреждения, как Казанская духовная семинария, филиал

Московского православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета в г. Набережные Челны, Российский исламский университет, Казанские высшие мусульманские медресе («Мухаммадия» и имени 1000-летия принятия ислама).

Огромный воспитательный потенциал содержит татарское устное народное творчество, которое отражает духовно-нравственные идеалы татарского народа, и является общей педагогикой для всех народов [6].

Так, народные песни, этот жанр - самое дорогое, самое бесценное наследие, поскольку на нем воспитывались сотни поколений людей. Они и в будущем не устареют, наоборот, пополнятся новыми народными песнями, так как необходимы в деле воспитания молодежи.

Ещё Г. Тукай писал: «Народные песни - это самое дорогое, самое ценное, что мы унаследовали от наших предков. ... народные песни - это вечно живое, чистое и прозрачное зеркало души народа» [1].

Пословицы и поговорки татарского народа также являются одной из эффективных составляющих народной педагогики: («Свет земли -солнце, свет человека - знания».) У татарского народа много выражений, в которых отражено значение знаний в жизни человека. Татары отличаются своими высокими моральными качествами, милосердием, трудолюбием. Советы народа таковы:

- Если душу очистишь знаниями и благодеяниями, добьешься поставленной цели; если душу запачкаешь невежеством и злодеяниями, будешь опозорен.

- Устремленный к золоту - пропал,

устремленный к знаниям - нашел свою дорогу.

- Живи по справедливости - будет тебе хорошо, овладевай знаниями - душа будет светла.

- В наследство ребенку оставляй не

богатство, а славное имя, секреты полезной профессии.

Еще Д.С. Лихачев называл народную педагогику и искусство «пищей», на которой

человек растет и впитывает все, что можно назвать искусством жизни [3].

Традиционно приобщение молодого человека к историческому художественнокультурному наследию своего народа, усвоение ценностей, идеалов и стереотипов поведения, овладение художественными формами проведения досуга происходило через участие в календарнопраздничной, обрядовой и хозяйственной деятельности семьи. А поскольку современная семья в ситуации радикально меняющегося мира не всегда является носителем традиций, эту роль выполняет зачастую школа. И поэтому в вузе у будущего педагога важно формировать такие профессиональные компетенции: мировоззренче-

скую, коммуникативную, психолого-педагогиче-скую, нормативно-правовую; а также специальные компетенции: предметную и методическую [2].

Поликультурный компонент связан со всеми составляющими компетенциями и встраивается во все структурные элементы каждой из них. В узком смысле будущий педагог должен сам обладать человеческим достоинством, высокими нравственными качествами. Учитель должен не только воспитывать личность с активной жизненной позицией в поликультурной среде, с чувством понимания и уважения других культур, с умением жить и взаимодействовать с людьми разных этносов, но и быть ею.

В настоящее время всё большее распространение получают идеи поликультурного образования. Главной целью поликультурного образования становится формирование человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, умение жить в мире и согласии с людьми разных национальностей и рас. А.Н. Джуринский считает, что поликультурное образование преследует цели, обозначаемые понятиями «плюрализм», «равенство»,

«объединение».

При определении цели поликультурного образования российские ученые акцентируют разные аспекты, но едины во мнении, что поликультурное образование призвано отвечать различным потребностям всех членов поликультурного общества независимо от их этнической, культурной, социальной и религиозной принадлежности. Поликультурное воспитание культивирует в человеке дух солидарности и взаимопонимания во имя мира и сохранения культурной идентичности различных народов.

В концепции национальной образовательной политики РФ (2006 г.) национальная школа -

это система образования детей путём включения их в родную этнокультуру на основе полноценного владения языком и школы диалога культур, формирующей толерантность, терпимость и принятие культуры иного этноса. В современной концепции образования недостаточно знать и уметь, важна активная деятельная позиция взаимодействия. Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения в ряду компетенций особое место уделяет этнокультурной компетенции. Человек, обладая ею, выступает активным

носителем опыта в области этнокультур и межэтнического взаимодействия.

Из рассмотренного следует, что профессиональная подготовка будущего педагога будет наиболее эффективной, если органически сочетать и включать в этот процесс индивидуальные, национальные, общероссийские и мировые культурнообразовательные потребности и интересы. При этом важно привлечь студентов к изучению

фундаментальных аспектов этнической жизни народов региона, её воспитательных традиций и

обычаев, особенностей культуры Республики

Татарстан.

Литература

1. Габдулла Тукай. Избранная проза. - Казань, Татар. кн. изд., 1992. - С.14-15. (Перевод М. Рафикова)

2.Ячина Н.П., Мухутдинова Т.З., Хазиева Н.Н. Профессиональная компетентность как показатель качества образования/ Вестник Казан. технол. ун-та, 2009.- №2, С.180-186.

3. Лихачев Д.С. Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого / М., Л.,: Изд-во АН СССР, 1962.-170 с.

4. Смирнов А.П. Волжские булгары.-М., 1951.

5. Ячина Н.П. Образовательный процесс как

межкультурная коммуникация. /Материалы

Международной научной конференции 17-18 апреля 2008 г./.- Казань: Изд-во КГУКИ. - 2008. -82 с.

6. Мухутдинова Т.З. Формирование и развитие региональной системы непрерывного экологического образования специалиста. - Казань: Изд-во Казанского университета, 2003. - 352 с.

© Н. П. Ячина - к-т пед. н., доц. каф. педагогики К(П)ФУ; Т. З. Мухутдинова - д-р пед. н., член-корр. РАЕ, проф. каф. МиПД КНИТУ, [email protected]; Н. Н. Хазиева - инж. АНО «ГНВЦ «Протон».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.