Научная статья на тему 'Реализация принципов этнокультурного образования в республике Мордовия'

Реализация принципов этнокультурного образования в республике Мордовия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
341
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Суконкина Татьяна Николаевна

Статья посвящена анализу модернизации современной системы образования. Особое внимание уделяется реализации принципов этнокультурного образования в Республике Мордовия. Этнокультурное образование способствует формированию толерантной личности, защищающей этнокультурный плюрализм и готовой к диалогу в сфере межэтнических отношений. Основные принципы этнокультурного образования — равноправие всех учащихся, толерантность, диалогичность, уважение и признание всех существующих культур. Этнокультурное образование — один из возможных путей развития системы образования в России, стремящейся создать современное правовое государство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация принципов этнокультурного образования в республике Мордовия»

на информированность о профессии у респондентов, предпочитающих естественные и технические специальности (35,2 %), гуманитарно-социальные (30,7 %), специальности сфер образования и педагогики (33,0 %), здравоохранения (32,4 %).

Таким образом, анализ информационного фактора позволяет сделать вывод о том, что в целом уровень информированности выпускников одиннадцатых классов недостаточен. Это является следствием доминирования семьи, близкого окружения и визу-

В настоящее время в России происходит модернизация системы образования, осуществляется процесс вхождения в мировое образовательное, информационное, культурное пространство. Модернизация образования невозможна без существенных изменений как в педагогической теории, так и в содержании и организации учебно-воспитательной работы образовательных учреждений. Постепенно изменяется образовательная парадигма. Содержание образования обогащается но-

альных средств массовой информации в процессе формирования профессиональных ори-ентаций и низкой институционализации системы информирования учащихся школ о различных аспектах профессиональной и социально-трудовой сфер общества. Вместе с тем исследование показало возрастающее влияние профориентирующей роли учреждений профессионального образования, особенно по специальностям, не популярным среди молодежи (образование и педагогика, естественные и технические специальности).

выми знаниями, учениями и навыками, развитием у обучаемых способностей к оперированию новейшей социально-экономической и культурной информацией, к творческому решению проблем науки и рыночной практики. Эта тенденция коснулась и образовательных технологий, которые призваны быть адекватными современному уровню общественного знания.

Во многих регионах наблюдается рост национального самосознания и одновремен-

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Рей Д. «Все знать» и «никогда не быть уверенным» : хабитус семьи и учреждения и выбор относительно высшего образования / Д. Рей // Вопр. образования. — 2008. — № 2. — С. 122 —

135.

2. Российская социологическая энциклопедия / под общ. ред. академика РАН Г. В. Осипова. — М. : НОРМА - ИНФРА-М, 1998. - 672 с.

Поступила 13.07.11.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ

Т. Н. Суконкина

Статья посвящена анализу модернизации современной системы образования. Особое внимание уделяется реализации принципов этнокультурного образования в Республике Мордовия. Этнокультурное образование способствует формированию толерантной личности, защищающей этнокультурный плюрализм и готовой к диалогу в сфере межэтнических отношений. Основные принципы этнокультурного образования — равноправие всех учащихся, толерантность, диалогичность, уважение и признание всех существующих культур. Этнокультурное образование — один из возможных путей развития системы образования в России, стремящейся создать современное правовое государство.

© Г. Н. Су конкина, 2011

ВЕСТНИК Мордовского университета (2011 | № 3

но межэтнической разобщенности и расслоения городского и сельского населения. Одним из естественных механизмов гармонизации межэтнических отношений и преодоления нарастания негативных тенденций в обществе была и остается система образования. Возвращение к этничности, определенная переоценка роли и значения отдельных национальных культур и влияние этих процессов на самосознание народов являются общей закономерностью для содержания культурологического образования. На одну из приоритетных позиций выдвигается необходимость глубокого освоения огромного этнокультурного и народно-педагогического опыта как составной и неотъемлемой части духовной культуры каждого народа.

В вузах, училищах и колледжах культуры и искусства, где содержание образования не только ориентировано иа семью как главное звено воспитания, но и тесно связано с изучением, освоением и технологией создания культурных ценностей (поэтический и песенный фольклор, семейный быт, народные ремесла и промыслы, игровой опыт и т. д.), этнокультурная подготовка помогает аккумулировать межпредметные связи, выполняет функции системообразующего фактора в реализации образовательных программ [3, с. 27]. По мнению М. Уолцера, государственные образовательные учреждения, собирая под одной крышей детей, родители которых принадлежат к различным религиозным и этническим общинам, по определению нейтральные в отношении ко всем общинам, поэтому должны с пониманием преподносить историю и философию существующего толерантного режима. Такие образовательные учреждения способны удовлетворять потребности представителей всех общин путем простого признания множественности культур и донесения до учащихся сведений о каждой из них [9, с. 33].

Содержание, основные направления и уровни этнокультурного образования определяются сегодня социальным заказом со стороны государственных, негосударственных (общественных) и коммерческих структур; этнокультурное образование призвано формировать специалиста гуманитарного профиля, который хорошо разбирается не только в истории общества, культуры и искусства, религии, современном обществоведении, культурологии, педагогике, искусствоведении, религиоведении, но и в проблемах этноса и межэтнических отношений. Контакты представителей различных национальностей, проживающих на территории отдельно взятого региона — Республики Мордовия, в различ-

ных сферах жизнедеятельности (политика, экономика, религия, быт и т. д.) — это контакты национальных культур, в процессе которых проявляются причины и следствия национально-этнических культурных различий. Поэтому в содержании и организации учебно-воспитательного процесса учитываются существующая в регионе межэтническая ситуация, необходимость формирования у будущих специалистов умений и навыков межнационального общения.

В условиях глобализации, с одной стороны, идет усиление этнического фактора, с другой — распад этносов. Молодое поколение теряет самобытность, не знает культуру, своих корней. Самый верный и оптимальный способ сохранения и использования языков — реальное многоязычие, т. е. знание родного языка наряду с государственным языком, а также владение международными языками, толерантное отношение к народам, живущим в регионе, стране. Однако этнокультурное образование не сводится только к изучению родного языка. Оно подрузумевает преподавание национальных языков, истории родного края и родной культуры как в форме учебной дисциплины, так и посредством факультативов и кружков, но обязательно в контексте изучения культуры России. Этнокультурное образование должно быть холистическим и включать все стороны жизни общества на различных уровнях; должно быть активизирующим, а не нацеленным на кризисы; превентивным и корректирующим, а не просто диагностическим; продолжающимся и прогрессивным [10, с. 81]. Этнокультурное образование направлено на сохранение и развитие всего многообразия культурных ценностей, норм, образцов и форм деятельности, существующих в данном сообществе, и на передачу этого наследия, а также инновационных новообразований молодому поколению [5, с. 56]. Иными словами, это способ приобщения обучающихся к различным культурам с целью формирования единого глобального сознания, позволяющего непосредственно взаимодействовать с представителями иных этносов и интегрироваться в мировую культурно-образовательную среду.

Мордовия, как и вся Российская Федерация, представляет собой поликультурный регион. Национальный состав населения республики, согласно 2002 г., выглядит следующим образом: русские — 60,8 %, мордва — 31,9 %, татары — 5,2 %, украинцы — 0,5 %, армяне, белорусы, чуваши — 0,1 %, прочие — менее 0,1 % [4, с. 49]. К понятиям, означающим многообразие национального

Серия <Социологические науки»

177

| состава, сегодня добавляется многоконфес-сиональность. На конец 2009 г. в Республике Мордовия действовали 353 религиозные организации, представляющие 9 конфессий [7, с. 4]. Однако наиболее влиятельной на территории Мордовии по-прежнему остается Русская православная церковь. В связи с этим одной из основных целей, реализуемых органами государственной власти Республики Мордовия в тесном сотрудничестве с национальными культурными организациями, является сохранение национальных языков и приобщения к их изучению широких слоев населения.

Особое значение придается изучению национальных языков в дошкольных учреждениях и средних учебных заведениях. В ряде дошкольных учреждений Саранска и республики организованы кружки по изучению мордовских языков. Ряд детских садов ( работают на основе специальных программ, позволяющих детям усваивать основы мордовской культуры. В настоящее время в республике 161 школа работает по учебному плану для школ с родным (нерусским) и русским (неродным) языками обучения. Во всех школах с русским языком обучения со второго класса изучают мордовские (мокшанский и эрзянский) языки. Татарский язык преподается в различной форме в 32 школах, обучение на нем ведется лишь в одной начальной школе. Подготовка педагогических кадров для татарских школ осуществляется в вузах Саранска и Ичалковском педагогическом училище. В МГПИ им. М. Е. Евсевь-ева открыта специальность «Родной (татарский) язык и литература». Кроме того, в 2009 г. Министерство образования Республики Мордовия и Мордовский республиканский институт образования выиграли гранты совместной программы Совета Европы и Европейской комиссии «Национальные меньшинства в России: развитие языков, культуры, СМИ и гражданского общества», главным партнером которой является Министерство регионального развития Российской Федерации, по проектам «Межрегиональный образовательно-оздоровительный этнокультурный лагерь „Живи, родной язык!" для учащихся мордвы (мокши, эрзи) и татар Республики Мордовия и регионов Российской Федерации с компактным проживанием мордовского населения» и «Создание национально культурно-образовательного пространства как фактор социализации в общеобразовательных учреждениях Республики Мордовия и регионов Российской Федерации с компактным проживанием мордовского населения» [1].

Таким образом, сегодня система образования Республики Мордовия располагает всеми необходимыми условиями для обеспечения языковых прав и этнокультурных образовательных потребностей обучающихся, и признана на европейском уровне. Знаковым событием стало проведение 31 октября 2007 г. в Поволжском центре культур финно-угорских народов Межрегионального семинара-совещания работников дошкольных учреждений на тему национально-регионального компонента в учреждениях дошкольного образования. Значима роль и вузов Мордовии. В 2009 г. МГУ им. Н. П. Огарева получил статус национального исследовательского университета. Одним из приоритетных направлений его деятельности заявлены фундаментальные и прикладные исследования в области финно-угроведения: социальное, национальное, конфессиональное многообразие финно-угорских народов, координация международной деятельности в области образования и искусства, осуществление обмена студентами из финно-угорских стран, издание научных трудов, проведение международных конференций. Статус национального исследовательского университета позволит вузу реализовывать научно-исследовательские проекты по реконструкции и документированию художественного творчества фин-но-угорских народов, а также укреплять межэтнические отношения. Студенты и преподаватели примут активное участие в праздничных мероприятиях, посвященных 1000-летию единения мордовского народа с народами Российского государства [2].

Многоконфессиональность и полиэтнич-ность выдвигают на передний план задачу поддержания толерантных отношений между людьми, принадлежащими к различным конфессиям и этносам. Это требование времени, отражающее одну из ценностей современной жизни. Соответственно, эти задачи должны быть включены в приоритеты этнокультурной образовательной политики. Важнейшей тенденцией сегодня становится обновление и обогащение содержания учебных программ поликультурной направленностью. Реализация этнокультурного образования требует разработки и одновременной реализации четких единых механизмов модернизации региональной этнокультурной образовательной политики. Этнокультурное образование предполагает построение образования на принципе культурного плюрализма, признании равноценности и равноправия всех этнических и социальных групп, составляющих данное общество, на недопустимости дискриминации людей по признакам нацио-

178

ВЕСТНИК Мордовского университета 1 2011 | Л1? 3

нальной или религиозной принадлежности, пола или возраста. Это помогает обратить разнообразие общества в полезный фактор его развития, обеспечивает более быструю адаптацию человека к меняющимся условиям существования, помогает ему сформировать более многогранную картину мира. Обеспечение культурологической направленности образования и введение поликультурного компонента в различные учебные дисциплины будет способствовать:

1) глубокому и всестороннему овладению учащимися культурой своего народа;

2) формированию у учащихся представления о многообразии культур в России и мире; чувства национального самосознания, достоинства, чести посредством развития «исторической памяти», побуждения интереса к малой родине, истории своего народа;

3) воспитанию позитивного отношения к культурным различиям, обеспечивающим прогресс человечества и условия для самореализации личности;

4) созданию условий для интеграции учащихся в культуры других народов;

5) развитию умений и навыков продуктивного взаимодействия с носителями различных культур;

6) развитию этнотолерантности;

7) форхчированию осознанных, позитивных ценностных ориентаций личности учащегося по отношению к собственной российской культуре, мультикультурной по природе;

8) воспитанию уважения к истории и культуре своего и иного народа;

9) использованию этнопедагогической среды как основы для взаимодействия личности с элементами других культур;

10) формированию способности учаще-

гося к личностному и культурному самоопределению [6].

Однако большинство этих задач возможно решить на уровне начального и среднего образования, когда детям прививается правильное представление о поликультурности общества и происходит воспитание человека, способного успешно функционировать в разных культурах. Но именно в вузах толерантность становится не просто одной из задач высшего образования, нацеленного на признание равенства и объединения представителей разных народов, культур, религий, но и важнейшим элементом социализации личности в современном обществе. Этнокультурному образованию, реализуемому в вузах, присущи новые качественные характеристики:

а) обеспечение равных прав и возможностей в получении образования для всех расовых, этнических и социальных групп, функционирующих в обществе;

б) направленность на сохранение и развитие всего многообразия культурных ценностей, норм, образцов и форм деятельности;

в) акцент на взаимосвязи культур; усвоение национально-культурных ценностей, сосуществование различных культур в плюралистической среде, адаптация с иными культурными ценностями [8].

Таким образом, этнокультурное образование — это образование, создающее равные для всех этносов возможности реализации культурных потребностей, приобщающее молодежь к культурным и нравственным ценностям других стран и народов. Этнокультурное образование формирует личность, признающую культурный плюрализм и активно содействующую ему, стремящуюся защищать этнокультурное многообразие/

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Архив материалов газеты «Эрзянь мастор» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.erzia.saransk.ru/arhiv.php9noml 1=331. — Загл. с экрана.

2. Директор Института национальной культуры МГУ им. Огарева Татьяна Сидоркина: «Наш институт уникален» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.finugor.ru/?q=node/13445. Загл. с экрана.

3. Ишакова А. Ф. Этнокультурные аспекты подготовки педагогов профессионального образования / А. Ф. Ишакова, В. Д. Лобашев, В. Ф. Тропин // Среднее проф. образование. — 2009. — № 6 (июль). - С. 26-29.

4., Национальный состав и владение языками, гражданство : в 14 т. — М. : Статистика России, 2004. - Т. 4, кн. 1. - 945 с.

5. Новые ценности образования : Тезаурус. — М. : РАО, Ин-т пед. инноваций, 1995. — Вып. 1. — 198 с.

6. Палаткина Г. В. Мультикультурное образование : современный подход к воспитанию на народных традициях / Г. В. Палаткина // Педагогика. — 2002. — № 5. — С. 41.

7. Прокуратура предупреждает об опасности религиозного экстремизма // Изв. Мордовии [Саранск]. — 2009. — 15 окт.

Серия <Социологические науки»-

8. Смирнова Р. В. Мультикультурное образование в современных условиях развития общества : сущность и качество / Р. В. Смирнова [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.wecomm.ru/structure/7idstru cture=9. — Загл. с экрана.

9. Уолцер М. О терпимости / М. Уолцер. — М. : Идея-пресс, 2000. — 160 с.

10. Фарман И. П. Социально-культурные проекты Юргена Хабермаса / И. П. Фарман. — М. : Ин-т философии РАН, 1999. - 244 с.

Поступила 13.07.11.

ЗДОРОВЬЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ОЦЕНКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ*

И. М. Фадеева, М. В. Юскаева

В статье рассматриваются теоретические подходы к определению понятия «здоровье». Особое внимание уделено специфике профессии преподавателя и ее влиянию на состояние здоровья. Приводятся данные эмпирического исследования, выявляющего факторы ухудшения здоровья данной профессиональной группы.

Понятие «здоровье» — распространенный и общепринятый, но до сих пор не имеющий однозначного определения термин, в настоящее время является объектом пристального внимания исследователей различных научных областей: социологов, экономистов, психологов, философов, культурологов, физиологов и клиницистов. П. И. Калью в работе «Сущностная характеристика понятия „здоровье" и некоторые вопросы перестройки здравоохранения: обзорная информация» рассматривает 79 определений понятия здоровье человека, сформулированных представителями научных дисциплин в разное время и в различных странах мира. Приведенный перечень, как пишет автор, далеко не полный, но даже представленные определения поражают многообразием трактовок и разнообразием признаков. П. И. Калью выделяет ряд научных подходов к определению понятия «здоровье», которые соответствуют той или иной концептуальной модели.

1. Медицинская модель здоровья предполагает определение, содержащее лишь медицинские термины, при этом здоровьем считается отсутствие болезней и их симптомов.

2. Биомедицинская модель здоровья предполагает отсутствие органических нарушений и ощущения нездоровья, имеющих определяющее значение для характеристики здоровья с точки зрения жизнедеятельности и здоровья человека.

3. Биосоциальная модель здоровья включает рассмотрение биологических и социальных признаков, которые рассматриваются в единстве, при этом социальным признакам отдается приоритетное значение.

4. Ценностно-социальная модель предполагает рассмотрение здоровья как основополагающей ценности, необходимой для удовлетворения материальных и духовных потребностей, участия в труде и социальной жизни, в экономической, научной, культурной и других видах деятельности [3].

П. И. Калью подчеркивает, что здоровье в более ранних определениях рассматривается как состояние, в то время как отечественные и зарубежные ученые последних десятилетий все чаще описывают его как динамический процесс.

К факторам, которые затрудняют более полное и четкое формулирование определения понятия «здоровье», относят сложность и многогранность феномена «здоровье»; непостоянство уровня здоровья человека; сочетание биологического, социального и психологического элементов, оказывающих воздействие на здоровье индивида; трудности количественного измерения элементов, характеризующих здоровье; относительность человеческих знаний [1, с. 19]. Вместе с тем Г. С. Никифоров считает, что правильную позицию занимают те ученые, которые, интерпретируя понятие «здоровье», не пытаются абсолютизировать причастность к нему

* Работа выполнена при поддержке Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2010 — 2013 годы. Государственный контракт № 14.740.11.0225.

И. М. Фадеева, М. В. Юскаева, 2011

180

ВЕСТНИК Мордовского университета | 2011 I 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.