Научная статья на тему 'Поликультурное образование как один из гарантов сохранения государственности в условиях полиэтничности общества: региональный аспект'

Поликультурное образование как один из гарантов сохранения государственности в условиях полиэтничности общества: региональный аспект Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
63
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
поликультурное образование / Концепция / полиэтническое общество / Приднестровская Молдавская Республика / этнокультур ное многообразие / этнокультурное наследие / идентификация / самоидентификация / надэтническая общность / multicultural education / concept / multiethnic society / Dniestrian Moldavan Republic / ethnocultural diversity / ethnocultural heritage / identification / self-identification / supra-ethnic community

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Н.П. Гаврилюк

В статье на базе анализа законодательной и нормативно-правовой базы Приднестровской Молдавской Республики с акцентом на полиэтничность региона показана роль и значение развития поликультурного образования как условия сохранения идентичности и стабильного развития государства. Для подтверждения роли разработки Концепции поликультурного образования с целью приобщения молодежи к истории, культуре, традициям народов, проживающих в регионе, были проведены исследования, подтверждающие роль этнокультурного компонента в процессе идентификации и самоидентифи кации. Результаты исследований подтверждают необходимость создания практико-ориентированной школы, целью которой стала бы разработка не только Концепции поликультурного образования, но и методических рекомендаций для педагогов республики, курсов лекций и специальных программ, издание учебной литературы, организация и проведение курсов повышения квалификации и переподготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Н.П. Гаврилюк

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLYCULTURAL EDUCATION AS ONE OF THE GUARANTEES OF THE PRESERVATION OF STATEHOOD IN CONDITIONS OF POLYETHNICITY OF SOCIETY: REGIONAL ASPECT

The article, based on the analysis of the legislative and regulatory framework of the Dniestrian Moldovan Respublic, with an emphasis on multiethnicity of the region, shows the role and significance of the development of multicultural education as a condition for maintaining identity and stable development of the state. To confirm the role of the development of the concept of multicultural education, in order to familiarize young people with the history, culture, traditions of the peoples living in the region, studies are carried out confirming the role of the ethnocultural component in the process of identification and self-identification. The researcher’s results confirm the need to create a practice-oriented school, the purpose of which would be not only the development of the concept of multicultural education, but also the development of methodological recommendations for teachers of the republic, the development of lecture courses and special programs, the publication of educational literature, the organization and conduct of refresher courses and retraining.

Текст научной работы на тему «Поликультурное образование как один из гарантов сохранения государственности в условиях полиэтничности общества: региональный аспект»

5. Gerasimov G. Ob istoricheskom suverenitete i istoricheskoj politike. PortalIstoriya.RF. Available at: https://histrf.ru/bMioteka/b/ob-istorichieskom-suvierienitietie-Hstorichieskoi-politikie

6. Musteaja S., Marea Unire din 1918 in manualele §colare din República Moldova. Studiu de caz: cíasele a IV-a, a VIII-a §i a IX-a. Predarea istoriei: indrumar metodic pentru profesori. Ch.: Pontos, 2010.

7. Musteaja S. Predarea istoriei in §colile din regiunea separatista nistreana. Predarea istoriei: Indrumar metodic pentru profesori. Ch.: Pontos, 2010.

8. Sarov I., Casu I., Dobzeu M., Cerbusca P. Istoria románilor si universala: Manual pentru clasa a 9-a. Chisinau: Cartdidact, 2013.

9. Babilunga N.V., Bomeshko B.G. Istoriya Pridnestrovskoj MoldavskojRespubliki. 11 kl.: uchebnik dlya obscheobrazovatel'nyh uchrezhdenij. Tiraspol': PGIRO, 2014.

10. Dulgheru V. Dulgheru Valeriu. Istoria Republicii Moldova. Chisinau: Tehnica-Info, 2018.

11. Istoriya Moldavskoj SSR s drevnejshih vremen do nashih dnej. Kishinev: Shtiinca, 1984.

Статья поступила в редакцию 04.08.20

УДК 37.014.5

GavrilyukN.P., Cand. of Sciences (History), Kaluga State University n.a. K.E. Tsiolkovsky (Kaluga, Russia), E-mail: gavriliuk_nata@bk.ru

POLYCULTURAL EDUCATION AS ONE OF THE GUARANTEES OF THE PRESERVATION OF STATEHOOD IN CONDITIONS OF POLYETHNICITY OF SOCIETY: REGIONAL ASPECT. The article, based on the analysis of the legislative and regulatory framework of the Dniestrian Moldovan Respublic, with an emphasis on multiethnicity of the region, shows the role and significance of the development of multicultural education as a condition for maintaining identity and stable development of the state. To confirm the role of the development of the concept of multicultural education, in order to familiarize young people with the history, culture, traditions of the peoples living in the region, studies are carried out confirming the role of the ethnocultural component in the process of identification and self-identification. The researcher's results confirm the need to create a practice-oriented school, the purpose of which would be not only the development of the concept of multicultural education, but also the development of methodological recommendations for teachers of the republic, the development of lecture courses and special programs, the publication of educational literature, the organization and conduct of refresher courses and retraining.

Key words: multicultural education, concept, multiethnic society, Dniestrian Moldavan Republic, ethnocultural diversity, ethnocultural heritage, identification, self-identification, supra-ethnic community.

Н.П. Гаврилюк, канд. ист. наук, Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского, г. Калуга, E-mail: gavriliuk_nata@bk.ru

ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОДИН

ИЗ ГАРАНТОВ СОХРАНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

В УСЛОВИЯХ ПОЛИЭТНИЧНОСТИ ОБЩЕСТВА: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

В статье на базе анализа законодательной и нормативно-правовой базы Приднестровской Молдавской Республики с акцентом на полиэтничность региона показана роль и значение развития поликультурного образования как условия сохранения идентичности и стабильного развития государства. Для подтверждения роли разработки Концепции поликультурного образования с целью приобщения молодежи к истории, культуре, традициям народов, проживающих в регионе, были проведены исследования, подтверждающие роль этнокультурного компонента в процессе идентификации и самоидентификации. Результаты исследований подтверждают необходимость создания практико-ориентированной школы, целью которой стала бы разработка не только Концепции поликультурного образования, но и методических рекомендаций для педагогов республики, курсов лекций и специальных программ, издание учебной литературы, организация и проведение курсов повышения квалификации и переподготовки.

Ключевые слова: поликультурное образование, Концепция, полиэтническое общество, Приднестровская Молдавская Республика, этнокультурное многообразие, этнокультурное наследие, идентификация, самоидентификация, надэтническая общность.

В истории человечества так сложилось, что каждое новое тысячелетие, вернее, первые десятилетия века, отмечены чем-то новым, неординарным и, на первый взгляд, противоречивым. Противоречивость периода конца ХХ - начала XXI веков заключается в том, что в условиях глобализации и универсализации мы наблюдаем, с одной стороны, практику стирания границ между культурами, отход от традиционного образа жизни, ориентир на «информационно-технический» тип цивилизации, формирование единой системы ценностей, внедрение общих критериев ведения бизнеса, стремление к установлению единой системы образования и т.п., а с другой - новые тенденции, в том числе на региональном уровне, по сохранению и возрождению национальных культур, использованию элементов традиционной культуры в сфере экономики, политики, образования и науки в качестве имиджеобразующего компонента. Именно в этих условиях каждое государство в зависимости от принадлежности к типу цивилизации и культуры, что напрямую влияет на вовлеченность в глобальные процессы и складывание универсальных ценностей, устанавливает свои нормы и правила по выявлению, исследованию, сохранению и популяризации элементов традиционной культуры и объектов этнокультурного наследия, а также определения места и роли этнического и национально-культурного компонентов в процессах идентификации и самоидентификации.

Тему исследования мы рассмотрим через анализ двух тесно взаимосвязанных процессов, влияющих не только на практику мирного взаимодействия граждан внутри государства, но и на то, как результаты этого взаимодействия, приведшие к формированию надэтнической общности, могут способствовать сохранению государственности. Территориальные рамки исследования будут ограничены Приднестровской Молдавской Республикой (Приднестровьем) -государством, юридически не отмеченным на политической карте мира, но уже 30 лет реализующего на своей территории политику сохранения исторической памяти и формирования поликультурного общества, ориентированную на законодательство и стандарты Российской Федерации.

Для раскрытия заявленной темы территория выбрана неслучайно, так как именно практика межкультурного взаимодействия, добрососедские отношения между представителями различных этносов и этнических групп, поддержка русскоязычного населения в период распада СССР и вооруженного конфликта на

Днестре в 1992 году легли в основу формирования государственности и принятия Декларации о независимости Приднестровской Молдавской Республики.

Как отмечено в Конституции Приднестровской Молдавской Республики, на исследуемой территории проживает многонациональный народ, «соединенный общей судьбой на своей земле» [1], сумевший не только отстоять свою независимость, создать собственную государственность, но и сформировать «приднестровскую надэтническую общность», обладающую чувством самосознания и преданности традициям предков, сохраняющую историческую память.

Этнокультурное многообразие и практика межкультурного взаимодействия положены в основу законодательства Приднестровья:

- Закон Приднестровской Молдавской Республики «О культуре» «исходит из:

а) признания роли культуры в развитии и самореализации личности, гуманизации общества и сохранении национальной самобытности народа, проживающего на территории Приднестровской Молдавской Республики, неразрывной связи культуры с нравственным возрождением, развитием демократии, социально-экономическим прогрессом в Приднестровской Молдавской Республике;

б) стремления к межнациональному культурному сотрудничеству и интеграции культуры народа Приднестровья в мировую культуру» [2].

- В Законе Приднестровской Молдавской Республики «О языках» отмечено: «На территории Приднестровской Молдавской Республики с многонациональным населением традиционно сложившейся нормой языкового существования является двуязычие и многоязычие. Такая многоязыковая ситуация нашла закрепление еще в первой Конституции Молдавской автономной Советской Социалистической Республики 1924 года. Её официальными языками были провозглашены молдавский, русский и украинский при равноправном режиме всех иных языков, функционирующих на территории МССР.

Приднестровская Молдавская Республики обеспечивает равноправное развитие и сохранение употребляемых в республике языков и создает правовые гарантии для граждан любой национальности на развитие своего языка и культуры» [3].

Необходимо отметить, что Приднестровская Молдавская Республика - это единственное территориально-административное образование, на территории

Таблица 1

Динамика количества детей, обучающихся на официальных языках за период 2014 - 2019 годы [5]

Учебный год Всего воспитанников Количество обучающихся на языках

Русский Молдавский Украинский

детей % детей % детей %

2014 - 2015 23 665 21 740 91,8 1 708 73 217 09

2015 -2016 23 103 21 248 91,9 1 759 76 96 04

2016 - 2017 22 568 20 818 92,2 1 659 74 91 04

2017 - 2018 22691 20 994 88,5 1 592 11,2 105 03

2018 - 2019 22 475 20746 92,3 1 648 73 81 04

которого используется молдавский язык, в том числе на государственном уровне, на кириллической графике. Эта практика нашла отражение и в государственной политике: «Письменный формой выражения молдавского языка во всех случаях его использования является исконный кириллический алфавит.

Навязывание молдавскому языку латинского алфавита влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством» [3, Ст. 6.].

- В проекте Закона Приднестровской Молдавской Республики «Об образовании» (в новой редакции) находим: «Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах: г) единство образовательного пространства на территории Приднестровской Молдавской Республики, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Приднестровской Молдавской Республики в условиях многонационального государства» [4].

Именно через развитие системы образования в Приднестровской Молдавской Республике мы попытаемся раскрыть актуальность заявленной темы, практику развития и перспективы поликультурного образования. Как уже было отмечено, система образования всех уровней ориентирована на опыт, практику и стандарты Российской Федерации: «Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах: д) ориентированность образовательного пространства Приднестровской Молдавской Республики на образовательное пространство Российской Федерации» [4].

Пример ориентированности Приднестровской Молдавской Республики на российское законодательство и Федеральные государственные образовательные стандарты приведен с целью актуализации значимости практики гармонизации законодательства Приднестровья с российским, формирования пророссийски настроенного общества и необходимости совершенствования системы образования, в том числе за счет разработки и внедрения Концепции поликультурного образования.

Как показывает практика, в регионах Российской Федерации достаточно активно продвигаются эти вопросы, в том числе за счет научных исследований, внедрения и реализации специальных программ. Среди наиболее известных исследователей, авторов монографий, научных статей, учебной литературы, а также самой Концепции поликультурного образования можно отметить Ю.С. Давыдова, Л.Л. Супрунову, В.В. Макаева, З.А. Малькову, Д.В. Сажина, ГД. Дмитриева, Г.В. Палаткину, Е.В. Бондаревскую, О.В. Гу-каленко, А.Я. Данилюка, В.Ю. Хотинец, Ф.Г Ялова, П.В. Сысоева.

К сожалению, Приднестровский регион не может похвастаться научными школами и теоретическими разработками в области поликультурного образования. Отдельные статьи по теме исследования публикуются преподавателями вуза.

В 2018 году сотрудники НИЛ «Историко-культурное и духовное наследие Приднестровья» под руководством заведующей Н.П. Гаврилюк в рамках работы над темой «Формирование надэтнической идентичности молодежи как стратегического ресурса внутриполитической стабильности Приднестровья», разработали и представили заказчику проект Концепции развития этнокультурного образования. Отчет научно-исследовательской лаборатории с приложениями был принят, но, к сожалению, на практике пока не один из пунктов Концепции не реализован.

На сегодняшний день наиболее ярко выражена практика поддержки поликультурности в сфере образования всех уровней на примере реализации образовательного процесса на трех языках. Подтверждением этому являются цифровые показатели в годовых отчетах Министерства просвещения Приднестровской Молдавской Республики.

Анализ цифровых показателей за 2019 год показал, что большинство организаций образования (76%) образователь-

ный процесс реализуют на русском языке, практически 16% - на молдавском и лишь 2% - на украинском языке. Для Приднестровья характерна и практика функционирования организаций образования, реализующих образовательный процесс на двух языках. Процент русско-молдавских школ в регионе составляет 6,3.

Примечательно, что необходимые для внедрения в образовательный процесс исторические данные, результаты исследований в области межкультурного взаимодействия народов, проживающих на приднестровской земле, традиции и элементы народного творчества используются лишь в рамках деятельности кружков хореографической, вокальной, декоративно-прикладной, изобразительной направленности.

Разработка и принятие Концепции поликультурного образования в Приднестровской Молдавской Республики как стратегического документа способствовало бы развитию системы образования, в том числе на профессиональном уровне, в едином правовом пространстве с Российской Федерацией (Концепция поликультурного образования 2010 г), формированию образовательного пространства, ориентированного на исторические события, традиции народов, особенности межкультурного взаимодействия и практику бытования нескольких языков.

В качестве необходимости организации и проведения исследований в области совершенствования региональной системы образования в условиях поли-этничности и формирования «приднестровской надэтнической общности» могут служить не только показатели переписи населения в 2015 году, когда тысячи

1. Я провел много времени, стараясь узнать как можно больше о своей этнической группе, о ее истории, традициях, обычаях

2. Я активен в организациях или социальных группах, которые включают преимущественно членов моей этнической группы

3. Я очень хорошо знаю свое этническое происхождение и понимаю, что оно значит для меня

4. Я много думаю о том, как этническая принадлежность повляет на мою жизнь

5. Я рад, что принадлежу к своей этнической группе

6. Я четко чувствую связь со своей этнической

группой

7. Я хорошо понимаю, что значит для меня моя

этническая принадлежность

8. Для того чтобы узнать побольше о своей этнической группе, я говорил о ней со многими людьми

9. Я горжусь своей этнической группой

10. Я соблюдаю традиции своей этнической группы

11. Я чувствую сильную привязанность к своей этнической группе

12. Я хорошо отношусь к своему этническому происхождению

о

5

10

15

20

25

30

35

граждан республики самоидентифицировали себя как «приднестровцы», но и результаты исследований, проведенных сотрудниками обозначенной выше лаборатории в 2018 году.

Помимо задачи по выявлению выраженности этнической идентичности среди молодежи республики, исследователей интересовал вопрос, какое место занимает традиционная культура народов Приднестровского края в жизни молодежи, и что они рассматривают в качестве этноидентифицирующего фактора. В рамках исследования были использованы различные методы, практические разработки видных исследователей, в том числе ГУ. Солдатовой, С.В. Рыжовой, М. Куна, Т. Макпартленда, Дж. Финни.

В период ноября - декабря 2018 года при использовании методики Дж. Финни было опрошено 56 человек в возрасте от 18 до 35 лет. Как показали анкетные данные, это были представители различных этносов и этнических групп, в том числе русские - 28 человек, молдаване - 10, украинцы - 12, гагаузы - 2 человека, болгары - 2, 2 человека указали, что они приднестровцы.

При анализе диаграммы отмечаем, что процент тех, кто хорошо относится к своему этническому происхождению, достаточно высок. Высоки результаты по 3, 6, 7, 9 и 10 пунктам. Однако обращают на себя внимание результаты по первому пункту, что в очередной раз подтверждает слабую заинтересованность молодых людей историей Приднестровского региона в целом, историей освоения и заселения края различными народами и историей этих народов. С традициями, праздничной и обрядовой культурой народов Приднестровья молодые люди знакомы лишь отчасти, в основном на уровне тех мероприятий, которые проводятся в республике и большинстве своем носят театрализованный характер.

В рамках научно-исследовательской темы лаборатории по согласованию с Министерством просвещения Приднестровской Молдавской Республики с 9 по 12 ноября 2018 года было проведено анонимное анкетирование 200 школьников 9 - 11 классов в школах с. Парканы, г Бендеры и г Тирасполя. Цель анкетирования - выявить контуры социальной идентичности подрастающего поколения Приднестровской Молдавской Республики, определить уровень и место представленности маркеров гражданской и этнической идентичности (тест Ку-на-Макпартленда «Кто я?», а также проанализировать доминирующие тенденции в этнической самоидентификации старшеклассников организаций образования Приднестровской Молдавской Республики через исследование типов идентичности (по вопроснику Солдатовой-Рыжовой).

Из 200 анкет, где школьнику предлагалось согласно методике Куна-Макпарт-ленда 20 раз ответить на один и тот же вопрос «Кто я?», этническая и гражданская идентичности проявлены, соответственно, 77 и 85 раз.

Так, 31 человек, отвечая на вопрос «Кто я?», назвали себя русскими, 25 -болгарами, 9 - молдаванами, 7 - украинцами, 5 - гагаузами.

В анкетах жителей из болгарского села Паркан встречается несколько случаев обозначения двойной идентичности. Как правило, первый маркер связан с национальностью отца. В приведенных примерах в скобках указывается порядковый номер данного из 20 ответов: Русский (10), болгарин (11); Болгар (7), русский (8); Русский (5), болгарин (6); Болгарин (3), русскоговорящий (4). Любопытная деталь: в последних двух случаях оба родители - болгары.

Библиографический список

Еще в одной анкете, указав, что национальность матери - русская, отца -украинец, один из ответов на вопрос «Кто я?» звучит так: «В душе болгарка».

Практически все, кто определил свою этническую принадлежность, назвали и гражданскую и только в 8 анкетах находим маркер гражданской идентичности без упоминания этнической. Гражданин - 56 человек, Приднестровец - 18 человек, гражданин ПМР - 10 человек. Кроме этих маркеров 1 раз встречаем идентификацию - гражданин мира и в одной анкете 2 эмоционально окрашенных ответа: «Я люблю ПМР (13)», «Я люблю Россию» (14).

Результаты исследований показали следующее:

1. Доминирующим типом этнической идентичности подрастающего поколения приднестровских школьников является норма (позитивная этническая идентичность) - средний балл 16,10 в диапазоне от 0 до 20.

2. Следует обратить внимание на достаточно высокое значение выраженности тенденций этнической индифферентности - средний балл 12,31 в диапазоне от 0 до 20.

3. Уровень этнической индифферентности значительно ниже в условиях насыщенной этнокультурной среды 10,94 (в сравнении со средним показателем (12,31) и с показателями по городам (Тирасполь - 12,95; Бендеры - 12,76).

4. Показательно, что снижение уровня этнической индифферентности коррелирует с увеличением показателя позитивной этнической идентичности.

5. Уровень тенденций этнофанатизма и других гиперидентичностей несколько выше в среде компактного проживания определенной этнокультурной общности (с. Парканы - 7,7), но вполне соотносим и с городскими показателями и, соответственно, требует внимания на уровне системы поликультурного образования и диалога культур.

Как показали исследования, при выявлении основных факторов и механизмов формирования надэтнической (национальной) идентичности приднестровской молодежи определяющей являются образовательная среда, в которой происходит не только номинальное, «техническое» взаимодействие представителей различных этнокультурных групп, но и взаимодействие посредством выстраивания универсальных ценностей и создание объединяющих традиций.

При том, что анкетирование школьников показало доминирование нормального (гармоничного) типа этнической идентичности и очевидную корреляцию маркеров этнической и гражданской идентичности, есть моменты, которые следует иметь в виду при определении векторов воспитательной работы в образовательной среде. Достаточно высоки показатели этнической индифферентности и, соответственно, это сказывается на показателях гражданской идентичности - актуализированной в менее 50% тестов по Куну-Макпарт-ленду.

Как показала практика и результаты исследования, именно этническая культура и этнокультурные традиции народов Приднестровья являются незыблемым гарантом формирования нравственных основ государства, гражданского общества. Этнокультурное взаимодействие выступает в качестве одного из условий создания демократической государственности, следовательно, и механизма реализации прав и свобод личности, выраженное в политической консолидации общества [6, с. 310].

1. Конституция Приднестровской Молдавской Республики (текущая редакция по состоянию на 20 августа 2016 года). Available at: http://www.vspmr.org/legislation/ constitution/

2. О культуре. Закон Приднестровской Молдавской Республике. Available at: http://wwwvspmr.org/legislation/laws/zakonodateljnie-akti-pridnestrovskoy-moldavskoy-respubliki-v-sfere-obrazovaniya-kuyturi-sporta-molodejnoy-politiki-sredstv-massovoy-informa

moldavskoy-respubliki-o-kuljture.html

3. О языках. Закон Приднестровской Молдавской Республике. Available at: http://www.vspmr.org/legislation/laws/zakonodateljnie-akti-pridnestrovskoy-moldavskoy-respubliki-v-sfere-konstitutsionnogo-stroya-osnov-pravoporyadka-a-takje-deyateljnosti-organov-gosudarstvennoy-vlasti-i-upravleniya/zakon-pridnestrovskoy-moldavskoy-respubliki-o-yazikah-v-pridnestrovskoy-moldavskoy-respublike.html

4. Об образовании. Проект Закона Приднестровской Молдавской Республики «» (в новой редакции). Пункт 1. Статьи 3. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования. Available at: http://www.minpros.info/files/NormAkt/ZakPMR/ob-obrazovanii.pdf

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Отчет Министерства просвещения Приднестровской Молдавской Республики об итогах деятельности за 2019 год. Available at: http://www.minpros.info/ node/9867

6. Гаврилюк Н.П. Гармонизация межэтнических отношений в поликультурной образовательной среде вуза. Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы: материалы XII Международной научно-практической конференции: в 2 ч. Москва: РУДН, 2019: 305 - 3010.

References

1. Konstituciya Pridnestrovskoj Moldavskoj Respubliki (tekuschaya redakciya po sostoyaniyu na 20 avgusta 2016 goda). Available at: http://www.vspmr.org/legislation/constitution/

2. O kulture. Zakon Pridnestrovskoj Moldavskoj Respublike. Available at: http://www.vspmr.org/legislation/laws/zakonodateljnie-akti-pridnestrovskoy-moldavskoy-respubliki-v-sfere-obrazovaniya-kuljturi-sporta-molodejnoy-politiki-sredstv-massovoy-informatsii-a-takje-v-sfere-realizatsii-politicheskih-prav-i-svobod-grajdan/zakon-pridnestrovskoy-moldavskoy-respubliki-o-kuljture.html

3. O yazykah. Zakon Pridnestrovskoj Moldavskoj Respublike. Available at: http://www.vspmr.org/legislation/laws/zakonodateljnie-akti-pridnestrovskoy-moldavskoy-respubliki-v-sfere-konstitutsionnogo-stroya-osnov-pravoporyadka-a-takje-deyateljnosti-organov-gosudarstvennoy-vlasti-i-upravleniya/zakon-pridnestrovskoy-moldavskoy-respubliki-o-yazikah-v-pridnestrovskoy-moldavskoy-respublike.html

4. Ob obrazovanii. Proekt Zakona Pridnestrovskoj Moldavskoj Respubliki «» (v novoj redakcii). Punkt 1. Stafi 3. Osnovnye principy gosudarstvennoj politiki i pravovogo regulirovaniya otnoshenij v sfere obrazovaniya. Available at: http://www.minpros.info/files/NormAkt/ZakPMR/ob-obrazovanii.pdf

5. Otchet Ministerstva prosvescheniya Pridnestrovskoj Moldavskoj Respubliki ob itogah deyatel'nosti za 2019 god Available at: http://www.minpros.info/node/9867

6. Gavrilyuk N.P. Garmonizaciya mezh'etnicheskih otnoshenij v polikul'turnoj obrazovatel'noj srede vuza. Vysshaya shkola: opyt, problemy, perspektivy: materialy XII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii: v 2 ch. Moskva: RUDN, 2019: 305 - 3010.

Статья поступила в редакцию 30.07.20

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.