УДК 070(4/9) ББК 76.01
DOI 10.22394/1682-2358-2018-2-34-40
I.P. Davydenko, master's student of Public Administration, Taras Shevchenko Transnistria State University
N.V. Myasnikova, Candidate of Science (Politics), Docent of the Politics and Political Administration Department, Taras Shevchenko Transnistria State University
MASS MEDIA IN THE PROCESS OF INTERACTION OF CIVIL SOCIETY AND AUTHORITIES IN THE
pRIDNESTROVIAN MOLDAVIAN REPUBLIC
The influence of the media on the process of formation and functioning of civil society and mass consciousness of citizens in the Pridnestrovian Moldavian Republic is studied. The authors consider state and commercial mass media functioning in the republic, analyzing their influence on the course of social processes. Much attention is paid to the increased role of the Internet media and social networks in shaping the public consciousness of the population.
Key words and word-combinations: mass media, Pridnestrovian Moldavian Republic, Internet, public opinion, civil society.
И.П. Давыденко, магистрант направления «Государственное и муниципальное управление» Приднестровского государственного университета им. Т.Г. Шевченко (email: [email protected])
Н.В. Мясникова, кандидат политических наук, доцент кафедры политологии и политического управления Приднестровского государственного университета им. Т.Г. Шевченко (email: [email protected])
СМИ В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И ВЛАСТИ
В ПРИДНЕСТРОВСКОЙ МОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
Аннотация. Изучается влияние СМИ на процесс формирования и функционирования гражданского общества и оказание воздействия на массовое сознание граждан в Приднестровской Молдавской Республике. Авторы рассматривают функционирование государственных и коммерческих СМИ в Республике, анализируя их влияние на ход общественных процессов. Подчеркивается значимая роль интернет-СМИ и социальных сетей на формирование общественного сознания приднестровцев.
Ключевые слова и словосочетания: СМИ, Приднестровская Молдавская Республика, Интернет, общественное мнение, гражданское общество.
^Стремительная всеобщая информатизация началась в XXI в. Современная журналистика получила значительные властные
Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2018. Vol. 18. № 2
ресурсы, поскольку там, где есть информация, присутствует и управление. Не случайно за средствами массовой информации закрепилось название «четвертой власти»: она способна управлять сознанием и настроением общества, формировать его мнение [1, с. 194].
Средства массовой информации Приднестровской Молдавской Республики (ПМР) зарождались и развивались в сложных общественно-политических и экономических условиях, прежде всего связанных с непризнанностью государства. Сегодня структура СМИ Приднестровья достаточно обширна и представляет собой совокупность печатных, телевизионных, электронных и сетевых средств массовой информации и радио [2].
Консолидация всех этнокультурных групп населения в единое сообщество и идея международного признания ПМР много лет остается главной задачей всех средств массовой информации Республики. Основная роль в организации и совершенствовании системы СМИ принадлежит государству как основного координатора и финансового гаранта государственных СМИ Приднестровья.
С начала 2000-х годов в Приднестровье успешно функционируют и развиваются новые медиа, финансируемые не из государственного бюджета, составляя конкуренцию государственным СМИ, направленным на формирование общественного сознания в пользу государственной власти. С приходом в систему СМИ ПМР коммерческих, а значит не зависимых от власти, альтернативных газет, радиостанций, телеканалов и электронных ресурсов, у населения Республики появилась возможность услышать иную точку зрения и выразить свою позицию по волнующим общественность проблемам.
Этот процесс, начавшийся в 2000-х годах, привел к началу зарождения свободно мыслящего гражданского общества. Как и принято в демократическом государстве, система СМИ в Приднестровье стала выполнять не только функции информирования о деятельности власти и формирования государственного сознания, но и функции социального контроля над органами власти [3, с. 27], налаживания коммуникации между обществом и властью, самоутверждения гражданского общества.
Основными негосударственными СМИ в Приднестровье, влияющими на процесс формирования гражданского общества, стали, например, телеканал ТСВ, РИА «Новый Регион — Приднестровье» (прекратило деятельность в декабре 2013 г.) [4], Интернет-телевидение «Днестр-ТВ», радио «Интер-ФМ», газета «Добрый день», агентство «Днестр.ру», газета «Человек и его права». С развитием в Приднестровье интернет-технологий к этому списку добавились интернет-ресурсы: «Приднестровский социальный форум» (закрыт в мае 2013 г.) и ряд других интернет-форумов [5]. В процессе борьбы за власть над общественным сознанием официальными структурами деятельность этих форумов была прекращена. В результате дискуссионные площадки, содержащие комментарии и обсуждения действий властей, информирования населения о событиях в ПМР, переместились в международную социальную сеть Facebook. Там созданы и активно действуют группы: «Выборы президента ПМР», «Новые города Приднестровья», «Новое Приднес-
Вестник Поволжского института управления • 2018. Том 18. № 2
тровье», «Молодежное правительство», «Компромат. ПМР», «Вчера, сегодня и всегда», «Приднестровский мир», «Говорит и показывает Приднестровье», «Патриоты Приднестровья», «Открытое Приднестровье» «Современное образование и наука в ПМР», «Приднестровский социальный форум» и другие. Больше всего подписчиков (более 8,6 тыс.) у группы «Приднестровье OnLine». Группа открытая, поэтому можно предположить, что реальных ее пользователей еще больше. В последний год созданы новые интернет-ресурсы, оперативно информирующие граждан о событиях в Приднестровье и, соответственно, влияющие на формирование общественного сознания. В их числе паблик-чаты «Приднестровье» и «Приднестровцы» в мессендже-ре Viber. Администраторы публикуют здесь короткие сообщения от подписчиков (в каждом паблике их более 20 тыс.). Важным компонентом этих чатов является публичное обсуждение новостей, что, безусловно, влияет на мнение пользователей и формирование их позиции по обсуждаемой проблеме. Паблики действуют по принципу «народный репортер», вследствие чего они намного оперативнее официальных СМИ.
Средства массовой информации, безусловно, являются одним из институтов гражданского общества, коммуникатором и выразителем социально-экономических и политических интересов населения. Они реализуют себя посредством взаимодействия с другими общественными и государственными институтами, оказывают влияние на процессы, происходящие в обществе и управленческие решения органов власти [6, с. 215].
В своей деятельности СМИ опираются на ряд законодательных и нормативных актов. В первую очередь — это Конституция ПМР: ст. 27 — свобода слова и мысли, ст. 28 — СМИ не могут быть подвергнуты цензуре, ст. 29 — право на получение и распространение информации о деятельности госорганов власти и о социально-экономической ситуации в Республике [7]. В числе основных нормативных актов, регламентирующих деятельность СМИ, следует выделить законы ПМР: «О средствах массовой информации» [8], «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [9], «Об обеспечении доступа к деятельности государственных органов власти и местного самоуправления» [10], «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных республиканских средствах массовой информации, а также местных представительных и исполнительных органов государственной власти в муниципальных средствах массовой информации» [11].
Принятый в 2017 г. Закон «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных республиканских средствах массовой информации, а также местных представительных и исполнительных органов государственной власти в "муниципальных средствах массовой информации"» регулирует отношения, возникающие в связи с распространением государственными республиканскими и муниципальными средствами массовой информации материалов или сообщений о деятельности органов государственной власти, местных представительных и исполнительных органов государственной власти. В этом нормативном акте прописано, какую инфор-
36 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2018. Vol. 18. № 2
мацию государственные СМИ обязаны давать в эфир, тем самым обеспечивая информацией жителей Республики.
Если для СМИ правила деятельности прописаны в законах, то нормативных актов, регулирующих формирование и деятельность гражданского общества в целом, не предусмотрено. Это свидетельствует о том, что его деятельность будет зависеть от политической коньюктуры и расстановки политических сил. Вместе с тем в Приднестровской Молдавской Республике действует ряд законов, регламентирующих деятельность отдельных институтов гражданского общества: «О политических партиях» [12], «Об общественных объединениях» [13], «О некоммерческих организациях» [14], «Об общественных слушаниях» [15, с. 2.].
В феврале 2017 г. «для обеспечения взаимодействия граждан ПМР с органами государственной власти и местного самоуправления, в целях учета потребностей и интересов жителей Республики, защиты прав общественных объединений и иных некоммерческих организаций при формировании и реализации государственной политики, а также в целях развития институтов гражданского общества был подписан Указ Президента ПМР «Об Общественной палате» [16].
СМИ как институт гражданского общества должны способствовать функционированию и развитию перечисленных институтов гражданского общества, представлять и защищать его интересы перед властью и бизнесом, способствовать посредством актуализации их деятельности интеграции общественности Республики. Однако расстановка политических сил не всегда позволяет выполнять эти функции в полной мере. Связано это прежде всего с тем, что СМИ нередко выступают в роли представителя интересов официальной власти или крупного бизнеса. Приднестровье в этом случае не исключение. Конечно, интересы власти и граждан, бизнеса и граждан могут совпадать, но не всегда. Что характерно для большинства государств, в том числе и демократических, рынок СМИ, особенно электронных, воспринимается их владельцами не как институт гражданского общества и площадка для выражения общественного мнения, и даже не как бизнес, а как инструмент достижения определенных целей. Как собственность, государственная или коммерческая, средство массовой информации в полной мере регулируется своим владельцем [17, с. 7].
Довольно отчетливо эта тенденция проявилась в Приднестровье с 2012 г. С этого времени отмечается жесткое противостояние государственных и коммерческих СМИ в деле формирования общественного мнения. Причиной стали кардинальные изменения на политической арене Республики. Пришедший к власти в декабре 2011 г. Президент Е. Шевчук попытался регулировать оппозиционный настрой негосударственных СМИ. Препятствие их деятельности делалось скрыто, не посредством официальных запретов или документов, а в «обход», например отказом государственных и муниципальных служащих представлять информацию и комментарии для негосударственных СМИ. Усилил противостояние между СМИ и властью
Вестник Поволжского института управления • 2018. Том 18. № 2 3 7
разгоревшийся конфликт Президента ПМР и Верховного совета, в результате которого государственные СМИ не допускались на заседания парламента и были лишены информации и комментариев от депутатского корпуса.
Такая информационная политика привела к расколу приднестровского общества. Одна его часть защищала реформационную политику действующего главы государства и правительства, другая — считала проведение реформ нецелесообразным и отстаивала позицию Верховного совета. Конечно, в рамках жанра «управляемой демократии» это противостояние в обществе было налажено прежде всего коммерческими и государственными СМИ. У каждой части общества они формировали определенное «собственное» мнение. Активное противостояние СМИ за умы и настроения приднестровского общества закончилось результатами выборов Президента ПМР в 2016 г. Победу одержал поддерживаемый Верховным советом и активно продвигаемый коммерческими СМИ В. Красносельский. Так как на стороне власти теперь оказались и коммерческие, и государственные СМИ, информационное и общественное противостояние прекратилось.
Сегодня телеканалы, радиостанции и газеты Приднестровья фактически придерживаются одной позиции. Наступил период политического единения, при котором государственные и коммерческие СМИ фактически дублируют друг друга. Альтернативные позиции и мнения в информационном поле Республики исчезли. Однако выражение собственного мнения и предложений для органов власти по решению проблем в государстве остается возможным для приднестровцев в социальных сетях. Группы в социальных сетях и пабли-ки в мессенджерах являются полезным для представителей органов государственной и муниципальной власти индикатором общественного настроения граждан.
Использование средств массовой информации и коммуникации в процессе развития гражданского общества представляется наиболее оптимальным через применение концепции конструктивного упорядочения общественных отношений. Конструктивизм основывается на трех принципах: объективизации, достоверности и фактологическом представлении [18, с. 81]. Достоверность подразумевает проверенную, подтвержденную и представленную в виде конкретных данных, сведений или фактов информацию. Фактологическое представление означает отсутствие субъективизации информации. Реализация этих принципов позволяет достигнуть баланса передачи информации и реальных запросов общества в процессе массовой коммуникации. Во избежание острых конфликтных противостояний между обществом и властью приднестровская журналистика сегодня стремится следовать реализации этой концепции.
Как и во всем мире, в Приднестровье тенденции развития СМИ направлены не только на обретение новейших технологий (аппаратуры, студийных блоков, монтажных программ, качество видеосъемки, радиосигналов), но и на расширение медийного пространства путем освоения Интернета. Все, что выходит в эфир или печать, можно найти в глобальной сети. Сай-
38 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2018. Vol. 18. № 2
ты телеканалов, радиостанций, газет и журналов позволяют потребителям в любое удобное время узнать необходимую информацию. Это сайты tsv.md, tv.pgtrk.ru, radio.pgtrk.ru, inter-fm.com и другие. Многие СМИ открывают собственные страницы в социальных сетях, что позволяет оперативно представлять информацию населению. В числе таковых газета «Добрый день» на сайте «Одноклассники» [19], Интер-ФМ в социальной сети «Вконтак-те» [20]. Особой популярностью интернет-версии СМИ пользуются среди молодежи и среднего поколения. Совокупность информационных ресурсов, широта информационного поля ПМР позволяет охватить практически все слои населения, тем самым оказывая непосредственное воздействие на процесс формирования общественного мнения, деятельность институтов гражданского общества, а также ход и развитие общественно-политических процессов в государстве.
Таким образом, можно констатировать, что средства массовой информации и коммуникации в ПМР являются не только институтом гражданского общества, но, обладая определенной властью над сознанием общества, формируют общественное мнение, выступают коммуникатором между обществом и властью и даже способны влиять на политические процессы в государстве. Используя такие методы власти, как господство, принуждение, подчинение, влияние, побуждение, убеждение, обольщение, манипуляция, СМИ, в частности журналистика, предстают субъектами власти, а информация — инструментом власти [1, с. 187]. Учитывая, что в современном обществе роль информации постоянно возрастает, можно утверждать о формировании «информационного общества» в Республике и усилении «власти информации». Поскольку же СМИ и коммуникации не располагаются «на древе государственности», не обладая такой же легитимностью и официальностью, то неизбежно определение «четвертая власть» заключается в кавыч-кии. Они не содержат иронии или условности, а фиксируют специфическое содержание сути журналистики как института непосредственной демократии.
Библиографический список
1. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: учебник для студентов вузов. М., 2011.
2. Кузнецова А.Ю. Современная система средств массовой информации Приднестровья: перспективы развития // Филологические науки: вопросы теории и практики. 2017. № 6: в 3 ч. Ч. 1. C. 24-28.
3. Матвеева Л. В., Аникеева Т. Я., Мочалова Ю. В. Психология телевизионной коммуникации. М., 2004.
4. Лидер ОО «Народное единство» Анатолий Дирун: «Мы приветствуем решение РИА «Новый регион» о создании редакции «в изгнании» // Приднестровье XXI: интернет-издание тираспольской школы политических исследований. URL: http://pmr21.info/news. php?id=1520
5. Пахольницкий Н. Больно форумные стали // Библиотека компромата. URL: http://www. compromat.ru/page_33398.htm
6. ВорошиловВ.В. Журналистика: учебник. М., 2006.
Вестник Поволжского института управления • 2018. Том 18. № 2 jy
7. Конституция Приднестровской Молдавской Республики от 24 декабря 1995 г. // Официальный сайт Министерства юстиции ПМР. URL: http://www.minjust.org/Web.nsf/ 767eb8a58ad76a2bc22574d5002acf15/7ba08d6c06e90e9fc2257230004f24e4
8. О средствах массовой информации: Закон Приднестровской Молдавской Республики от
11 апреля 2003 г. № 263-3-III // Законы Приднестровья. URL: http://pravo.pmr-online.com/View. aspx?id=%2FOWj72zf%2B%2BxJAkXftFynWw%3D%3D
9. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Закон Приднестровской Молдавской Республики от 19 апреля 2010 г. № 57-3-IV // Законы Приднестровья. URL: http://pravo.pmr-online.com/View.aspx?id=sM41zLUp9tllgMIaWiP%2Fcw%3D%3D&q=% D0%BE+%D0%B7%D0%B0%D1%89%D0%B8%D1%82%D0%B5
10. Об обеспечении доступа к информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления: Закон Приднестровской Молдавской Республики от
12 марта 2013 г. № 58-3-V // Официальный сайт Государственной службы связи Приднестровской Молдавской Республики. URL: http://svyaz.gospmr.org/index.php/dokumenty/informatsion-nye-tekhnologii/zakony-v-oblasti-informatsionnykh-tekhnologij/114-ob-informatsii-informatsion-nykh-tekhnologiyakh-i-o-zashchite-informatsii-2
11. О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных республиканских средствах массовой информации, а также местных представительных и исполнительных органов государственной власти в муниципальных средствах массовой информации: Закон Приднестровской Молдавской Республики от 19 октября 2016 г. № 10-3-VI // Официальный сайт Президента Приднестровской Молдавской Республики. URL: http:// gos-pmr.ru/pravovye-akty/zakoni/zakon-pmr-10-z-vi-o-poryadke-osvescheniya-deyateljnosti-or-ganov-gosudarstvennoy-vlasti-v-gosudarstvennih-respublikanskih-sredstvah-massovoy-informatsii-a-takje-mestnih-predstaviteljnih-i-ispolniteljnih-organov-gosudarstvennoy-vlasti-v-munitsipaljnih-sredstvah-massovoy-informatsii-.html
12. О политических партиях: Закон Приднестровской Молдавской Республики от 29 января 2000 г. № 239-3/СЗМР 00-1 // Официальный сайт Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики. URL: http://www.vspmr.org/legislation/laws/zakonodateljnie-akti-prid-nestrovskoy-moldavskoy-respubliki-v-sfere-obrazovaniya-kuljturi-sporta-molodejnoy-politiki-sred-stv-massovoy-informatsii-a-takje-v-sfere-reahzatsii-politicheskih-prav-i-svobod-grajdan/zakon-pridnestrovskoy-moldavskoy-respubliki-o-politicheskih-partiyah.html
13. Об общественных объединениях: Закон Приднестровской Молдавской Республики от 28 января 2000 г. // Сборник актов законодательства 2000-1. Тирасполь, 2000.
14. О некоммерческих организациях: Закон Приднестровской Молдавской Республики от 28 декабря 2005 г. № 718-З-Ш. URL: http://zakon-pmr.com/DetailDoc. aspx?document=60908
15. Об общественных слушаниях: Закон Приднестровской Молдавской Республики от 31 мая 2017 г. № 122-З-У1 // Приднестровье. 2017. № 96. 2 июня.
16. Об Общественной палате Приднестровской Молдавской Республики: Указ Президента ПМР от 3 августа 2012 г. № 515 // Законы Приднестровья. URL: http://pravo.pmr-online.com/ View.aspx?id=nCukwyfp9OzJElUymGFlQQ%3D%3D
17. Верховская А.И. Средства массовой информации как институт гражданского общества // Журналистика в 2009 году: Трансформация систем СМИ в современном мире. М., 2010. С. 7-8.
18. СимоненкоИ.Л. Теория организации. Ростов н/Д, 2015.
19. Газета «Добрый день». URL: https://ok.ru/profile/559753518679,
20. Радио Интер-FM. URL: https://vk.com/radio_interfm
Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2018. Vol. 18. № 2