Научная статья на тему 'Связи с общественностью как инструмент поддержания национальной безопасности приднестровского государства'

Связи с общественностью как инструмент поддержания национальной безопасности приднестровского государства Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
668
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / КОММУНИКАЦИЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБЩЕСТВА И ВЛАСТИ / ЛЕГИТИМНОСТЬ / PUBLIC RELATIONS / NATIONAL SECURITY / INFORMATION SECURITY / INFORMATION POLICY / COMMUNICATION / INTERACTION OF SOCIETY AND GOVERNMENT / LEGITIMACY AND EFFECTIVENESS OF POWER

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Мясникова Н.В.

Статья посвящена проблеме связи с общественностью в национальной безопасности Приднестровской Молдавской республики. Акцент в работе делается на национальной безопасности как способности сохранять такие параметры нации: самовоспроизводство, самосохранение и самосовершенствование. В работе рассмотрен круг нормативно-правовых актов, содержащих принципы и способы обеспечения национальной безопасности.. В данном исследовании представлен ряд институтов по связям с общественностью, наиболее влияющих на обеспечение национальной безопасности в республике. В их числе специальные подразделения по связям с общественностью в органах государственной власти, средства массовой информации, детские и молодежные организации воспитательного, культурного и патриотического типа. Через них устанавливаются коммуникационные каналы с обществом, общественными и политическими организациями, гражданами. С их помощью обеспечивается информационная безопасность республики. В статье делается вывод о том, что институт связей с общественностью создает в республике защищенное информационное пространство, способствует установлению доверительных отношений между обществом и властью и единению элементов политической системы. Таким образом складывается один из защитных механизмов национальной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Мясникова Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNICATIONS WITH THE PUBLIC AS A TOOL FOR THE SUPPRESSION OF THE NATIONAL SECURITY OF THE TRANSNISTRIA STATE

The article is devoted to the problem of the place of such phenomenon as public relations in the national security of the Pridnestrovian Moldavian Republik. The emphasis in work is on national security as the ability to preserve such parameters of the nation as self-reproduction, self-preservation and selfimprovement. The paper presents a range of normative legal acts that contain the principles of ensuring national security, institutions and ways to ensure it. This study presents a number of public relations institutes most influential in ensuring national security in the Republic. These include special units for public relations in government bodies, the media, children's and youth organizations of an educative, cultural and patriotic type. Through them, communication channels are established with the society, public and political organizations, citizens. With their help, the information security of the Republic is also ensured. The article concludes that the institution of public relations in the Republic creates a protected information space, contributes to establishing trustful relations between society and power and the unity of the elements of the political system. Thus, one of the protective mechanisms of national security develops.

Текст научной работы на тему «Связи с общественностью как инструмент поддержания национальной безопасности приднестровского государства»

УДК 328.18: 342

DOI: 10.18413/2075-4458-2018-45-2-369-378

СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОДДЕРЖАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИДНЕСТРОВСКОГО ГОСУДАРСТВА

COMMUNICATIONS WITH THE PUBLIC AS A TOOL FOR THE SUPPRESSION OF THE NATIONAL SECURITY OF THE TRANSNISTRIA STATE

Н.В. Мясникова N.V. Miasnikova

Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко, 3300, Республика Молдова, г. Тирасполь, ул. 25 Октября, 128

Pridnestrovian State University T.G. Shevchenko, 128 St. 25 Octyabrya, Tiraspol, Respublika Moldova, 3300

E-mail: nnatali-myas@rambler.ru

Аннотация

Статья посвящена проблеме связи с общественностью в национальной безопасности Приднестровской Молдавской республики. Акцент в работе делается на национальной безопасности как способности сохранять такие параметры нации: самовоспроизводство, самосохранение и самосовершенствование. В работе рассмотрен круг нормативно-правовых актов, содержащих принципы и способы обеспечения национальной безопасности.. В данном исследовании представлен ряд институтов по связям с общественностью, наиболее влияющих на обеспечение национальной безопасности в республике. В их числе специальные подразделения по связям с общественностью в органах государственной власти, средства массовой информации, детские и молодежные организации воспитательного, культурного и патриотического типа. Через них устанавливаются коммуникационные каналы с обществом, общественными и политическими организациями, гражданами. С их помощью обеспечивается информационная безопасность республики. В статье делается вывод о том, что институт связей с общественностью создает в республике защищенное информационное пространство, способствует установлению доверительных отношений между обществом и властью и единению элементов политической системы. Таким образом складывается один из защитных механизмов национальной безопасности.

Abstract

The article is devoted to the problem of the place of such phenomenon as public relations in the national security of the Pridnestrovian Moldavian Republik. The emphasis in work is on national security as the ability to preserve such parameters of the nation as self-reproduction, self-preservation and self-improvement. The paper presents a range of normative legal acts that contain the principles of ensuring national security, institutions and ways to ensure it. This study presents a number of public relations institutes most influential in ensuring national security in the Republic. These include special units for public relations in government bodies, the media, children's and youth organizations of an educative, cultural and patriotic type. Through them, communication channels are established with the society, public and political organizations, citizens. With their help, the information security of the Republic is also ensured. The article concludes that the institution of public relations in the Republic creates a protected information space, contributes to establishing trustful relations between society and power and the unity of the elements of the political system. Thus, one of the protective mechanisms of national security develops.

Ключевые слова: связи с общественностью, национальная безопасность, информационная безопасность, информационная политика, коммуникация, взаимодействие общества и власти, легитимность.

Keywords: public relations, national security, information security, information policy, communication, interaction of society and government, legitimacy and effectiveness of power.

Безопасность является необходимым условием существования человека, общества и государства. Заботясь о реализации естественных жизненно важных потребностей, органы государственной власти обеспечивают безопасность прав и свобод личности, материальных и духовных ценностей общества, собственности, территориальной целостности, суверенитета и конституционного строя государства. Более того, национальная безопасность - это еще и способность сохранять определенные параметры нации, способность к самосохранению, самовоспроизводству и самосовершенствованию [Выскубова, 2016, с. 93.]. В Приднестровской Молдавской Республике система представлений об обеспечении безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз закреплена в Концепции национальной безопасности [Закон Приднестровской Молдавской Республики от 27 октября 1992 г.]. Основными субъектами реализации Концепции выступают органы государственной власти и управления. В законе ПМР «О безопасности» определены основные принципы обеспечения безопасности:

а) соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина;

б) обеспечение законности;

в) соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства;

г) взаимная ответственность личности, общества и государства по обеспечению безопасности;

д) системность и комплексность применения органами государственной власти, органами местного самоуправления политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности;

е) приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности;

ж) интеграция с международными системами безопасности [Закон Приднестровской Молдавской Республики от 27 октября 1992 г.].

Однако следует понимать, что реализация этих принципов невозможна без активного вовлечения в обеспечение национальной безопасности институтов связей с общественностью. Институты связей с общественностью посредством выполнения функций по налаживанию коммуникативных связей между властью и обществом создают условия с одной стороны, для информирования общественности о политических акторах, событиях, процессах, с другой - помогают гражданам стать полноправными участниками этих процессов и оказывать влияние на принятие политических решений. Эта функция связей с общественностью, наряду с формированием общественного мнения, создает единое информационное, ментальное, культурное поле политической системы, способствует ее стабильности и своего рода защищенности от внешних и внутренних угроз, обеспечивает легитимность и эффективность власти. Таким образом в государстве устанавливается двусторонняя симметричная коммуникация, позволяющая реализовать ряд принципов национальной безопасности.

Основными субъектами связей с общественностью в Приднестровской Молдавской Республике выступают средства массовой информации и специальные подразделения государственных органов власти и управления. Наряду с ними общественные коммуникации, направленные на обеспечение национальной безопасности, выполняют общественные институты: общественные и политические организации, молодежные объединения, политические партии, образовательные учреждения, некоммерческие организации. Их инструментами в организации связей с общественностью являются устные, письменные и электронные коммуникации; общественные слушания; проведение научных форумов, участие в теле- и радиопередачах, интервью и информирование общественности в печатных изданиях; проведение культурно-массовых мероприятий и другое.

Правовое поле связей с общественностью в Приднестровской Молдавской Республике представлено статьями 1, 8, 27, 28, 29, 31, 32, 33 Конституции ПМР [Конституция Приднестровской Молдавской Республики от 24 декабря 1995 г.]; законами: «Об общественных объединениях» [Закон Приднестровской Молдавской Республики от 28 января

2000 г.], «Об иностранных инвестициях на территории ПМР» [Закон Приднестровской Молдавской Республики от 03.08.1999 г.], «Об общественных слушаниях» [Закон Приднестровской Молдавской Республики от 31 мая 2017 г.], «Об информации, информационных технологиях и защите информации» [Закон Приднестровской Молдавской Республики от 19 апреля 2010 г.], «О персональных данных» [Закон Приднестровской Молдавской Республики от 16 апреля 2010 г.], «Об обеспечении доступа к информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления» [Закон Приднестровской Молдавской Республики от 12 марта 2013 г.], «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» [Закон Приднестровской Молдавской Республики от 20 июня 2012 г.]; указами Президента ПМР: «Об утверждении Положения о Совете безопасности» [Указ Президента Приднестровской Молдавской Республики от 17 января 2007 г.], «Об утверждении Положения об Управлении пресс-службы и информации Президента Приднестровской Молдавской Республики» [Указ Президента Приднестровской Молдавской Республики от 19 июня 2012 г.], «Об утверждении Положения об Управлении Президента по работе с обращениями граждан и организаций» [Указ Президента Приднестровской Молдавской Республики 22 октября 2012 г.], а также Проектом концепции о национальной безопасности ПМР 2011 года.

В Приднестровской Молдавской Республике высшим органом обеспечения национальной безопасности является Совет безопасности. Как совещательный орган при Президенте Республики, Совет участвует в выработке и принятии государственных решений в сфере внутренней и внешней безопасности государства, координирует деятельность органов исполнительной власти, обеспечивает условия для реализации Главой государства его полномочий по защите прав и свобод человека и гражданина, охране суверенитета и государственной целостности государства, организации взаимодействия органов государственной власти, определению направлений развития внутренней и внешней политики государства [Закон Приднестровской Молдавской Республики от 17 января 2007 г.].

Иначе говоря, деятельность Совета безопасности ПМР, в том числе и коммуникативная, направлена на взаимодействие с органами государственной власти и общественными институтами. Сами же органы государственной власти осуществляют коммуникативные связи с общественностью посредством специальных структурных подразделений. Так, при Администрации Президента функционирует Управление пресс-службы и информации, деятельность которого базируется на следующем: своевременное предоставление средствам массовой информации сведений о деятельности Президента ПМР; организация встреч, визитов, интервью, пресс-конференций и других мероприятий, в которых участвует Президент, внутри государства и за его пределами; ознакомление Главы государства с комментариями СМИ о его деятельности, а также налаживание коммуникаций с общественностью посредством сети Интернет [Указ Президента Приднестровской Молдавской Республики от 19 июня 2012 г.]. Определяющей фигурой в обеспечении информационной политики Президента ПМР является должность Пресс-секретаря. На него ложится ответственность за весь спектр коммуникационных каналов Главы государства, а именно:

- налаживание взаимодействия Президента с отечественными и зарубежными СМИ;

- непосредственное участие в подготовке докладов и выступлений Президента, его заявлений для СМИ и организация встреч и интервью с представителями СМИ;

- организация и контроль процесса сбора информации и подготовки ее для Президента, а также представление информационных сообщений для СМИ [Указ Президента Приднестровской Молдавской Республики от 24 сентября 2007 г.].

Кроме того, Пресс-секретарь является одним из ведущих советников Президента в подготовке и принятии государственных решений.

Прямое взаимодействие Президента с гражданами Республики обеспечивается за счет функционирования Управления по работе с обращениями граждан. Управление помогает Президенту выполнять конституционные гарантии прав и свобод граждан, налаживать согласованное взаимодействие органов государственной власти при выполнении

обращений граждан. На основании обращений граждан Управление готовит предложения по их реализации, оказывает консультационную поддержку гражданам [Указ Президента ПМР от 22 октября 2012 г.].

Налаживание коммуникативных связей с общественностью является необходимым условием эффективной работы всех уровней органов государственной власти и управления. При Верховном Совете ПМР действует Отдел приема и обращений граждан, контактирующий непосредственно с населением республики и Пресс-служба, деятельность которой направлена на всестороннюю коммуникацию со СМИ [Официальный сайт ВС ПМР]. Подобные структурные подразделения (Отдел пресс-службы и Отдел по работе с обращениями граждан) действуют при Правительстве, Министерствах и ведомствах, органах судебной власти ПМР [Официальный сайт Правительства ПМР].

Связи с общественностью являются важным коммуникационным каналом в деятельности органов и государственной власти, и административного уровня. Государственные администрации городов и районов ПМР через отделы приема обращений граждан и пресс-службы осуществляют информационно-коммуникационную деятельность по всем вопросам, касающимся жизнеобеспечения административно-территориальной единицы.

Каждый из органов власти Приднестровской Молдавской Республики представлен официальными страницами в сети Интернет, где в полной мере отражена структура, нормативное содержание, контакты и ежедневная деятельность института управления. Важной составляющей интернет-ресурса является интернет-приемная, через которую любой гражданин может обратиться к представителям власти и получить ответ по своему обращению. Учитывая популярность в современном обществе социальных сетей, органы государственной власти ПМР имеют свои страницы в Фейсбуке, Твитере, Ютубе, Википедии, что позволяет не только представить информацию для пользователей, но и получить в режиме онлайн комментарии, отзывы, предложения по обсуждаемой проблематике. Обсуждение общественно значимых проблем и нормативных правовых актов государственной и муниципальной власти осуществляется в Республике путем Общественных слушаний, что является непосредственным показателем прямой демократии [Закон Приднестровской Молдавской Республики от 31 мая 2017 г.]. Граждане, в прямом взаимодействии и обсуждении с представителями органов власти, получают возможность не только участвовать, но и оказывать влияние на принятие государственных решений.

Также следует отметить, что каждый из руководителей органов государственной власти, в том числе и Президент, осуществляет прием граждан, во время которых любой гражданин может обратиться к должностному лицу, а тот, в свою очередь, получить достоверную (неискаженную) информацию о заявленной проблеме «из первых уст». Прямое взаимодействие с гражданами Республики является определяющей частью работы народных представителей, депутатов всех уровней Приднестровской Молдавской Республики. Эту деятельность они осуществляют через функционирование общественных приемных.

Таким образом, через многоканальное взаимодействие органов государственной власти и управления с общественностью Приднестровья выполняются задачи установления доверительных отношений между гражданами и властью, лояльности к институтам власти, повышения ее легитимности и эффективности и, наконец, целостности политической системы Приднестровской Молдавской Республики. Эти факторы во многом определяют и эффективность национальной безопасности государства.

Одним из аспектов национальной безопасности является обеспечение в государстве информационной безопасности. Глобализация мирового информационного пространства создает угрозы и на Приднестровском информационном поле. Посредством сети Интернет, теле и радиокоммуникаций, печатных изданий национальная безопасность подвергается внешнеполитическим атакам со стороны международных субъектов и воздействию деструктивных сил внутри государства. В числе способов информационного воздействия распространение и пропаганда деструктивных идей, манипулирование и программирование сознания, внедрение черных PR-технологий, создание киберпреступных

сообществ, вербовка единомышленников, распространение слухов и панических атак и другое. Противодействием этим угрозам может стать эффективная информационная политика институтов по связям с общественностью, проникающая во все сферы общественной и государственной жизни. Подобное единение информационной и государственной политики позволит обеспечить национальную безопасность в следующих сферах:

- реализации национальных интересов, защиты их от угроз;

- реализации прав человека на информацию и информационную безопасность [Баженов, 2015, С.17];

- обеспечения участия общественности в осуществлении и регулировании информационной политики.

На сегодняшний день в Приднестровской Молдавской Республике зарегистрировано 50 газет, 10 журналов, 10 радиостанций («Радио 1», Радио Приднестровья, Интер-БМ), 4 телестудии и 7 информационных агентств [Реестр зарегистрированных СМИ в ПМР], в Интернет пространстве - 557 приднестровских сайтов [Каталог.tiraspol.net]. Одно из наиболее востребованных СМИ в Республике - телевидение. Разнообразие каналов невелико, но в масштабах Республики представлено 2 государственных (Первый Приднестровский и Бендерское телевидение) и один коммерческий (Телевидение свободного выбора). Отличительная и важная для информационной безопасности Республики черта приднестровского телевидения - следование национальным интересам и концепции национальной безопасности государства. Каждый из каналов формирует программы общественно-политического, экономического, культурного, воспитательного, спортивного характера, выступает форумом для обсуждения наиболее значимых для приднестровского общества проблем и таким образом является одним из действенных каналов для построения диалога между обществом и властью. Вещание на радио и телевидении Приднестровья осуществляется на трех государственных языках.

В онлайн пространстве самым крупным новостным центром, обеспечивающим оперативной информацией о жизни и событиях в Приднестровье, является Информационное агентство «Новости Приднестровья». Его приложение для смартфонов позволяет максимально расширить пользовательскую аудиторию, а англоязычная версия сайта - стать доступной для пользователей всего мира. Особую значимость агентству дает объединение всех информационных ресурсов и СМИ Республики, в том числе интернет-ресурсов органов государственной власти и управления.

Несмотря на популярность телевидения и широкое использование интернет-ресурсов, по-прежнему для жителей Республики актуальны и печатные издания. Большинство из них составляют общественно-политические издания республиканского и административного значения: «Приднестровье», «Гомш», «Адевэрул Нистрян»; «Днестровская правда» (г. Тирасполь), «Новое время» (г. Бендеры), «Новости» (г. Рыбница), «Заря Приднестровья» (г. Дубос-сары), «Слободзейские вести» (г. Слободзея), «Днестр» (г. Каменка) и другие.

Налаживание эффективной коммуникации через органы печати осуществляют в Республике и институты гражданского общества. Популярностью пользуются такие издания как «Профсоюзные вести» (Федерация профсоюзов Приднестровья), «Человек и его права» (Фонд защиты прав человека и эффективной политики), «Правда Приднестровья» (Приднестровская коммунистическая партия), «Обновление» (политическая партия «Обновление»).

Наряду с приднестровской печатью распространены и периодические издания других иностранных государств: «Коммерсант-р1ш», «Независимая Молдова» (РМ), «Комсомольская правда», «Аргументы и факты», «Труд» (РФ).

Как отмечает в своей работе доцент А.Ю. Кузнецова, главная задача системы средств массовой информации Республики заключается в том, чтобы консолидировать все этнокультурные группы населения в единое сообщество, которое отстаивало бы идею международного признания государственности Приднестровья. Деятельность СМИ Приднестровья направлена на сохранение и развитие в приднестровском сообществе таких

взаимоотношений, которые полностью исключали бы любые стремления к межэтнической конфронтации и способствовали развитию приднестровской гражданской идентичности [Кузнецова, 2017, с. 25].

Одно из важных мест в обеспечении политики информационной безопасности занимает система образования и воспитания подрастающего поколения и молодежи. В концепцию образовательной политики ПМР заложены такие ценности, как государственность, свобода, демократия, патриотизм, гражданственность, межнациональный мир, гражданская солидарность. Формирование этих ценностей осуществляется в совокупности с гражданско-патриотическим, духовно-нравственным, трудовым, экологическим, физическим воспитанием, выроботкой научного мировоззрения, подготовкой к семейной жизни. Определяющим аспектом в процессе воспитания приднестровской молодежи является формирование приднестровской идентичности на основе национальных духовных традиций республики. Таким образом создается ментальный фундамент для укрепления государственности, поиска общенациональной идеи, определения системы общенациональных ценностей и приоритетов, которые позволяют консолидировать общество перед лицом внешних и глобальных угроз [Воспитание. Министерство просвещения ПМР].

Так, при содействии Министерства просвещения ПМР в республике действуют детские и молодежные общественные движения: «Юный патриот Приднестровья», «Юный эколог Приднестровья», «Юный инспектор движения». Эти организации способствуют формированию активной гражданской позиции подрастающего поколения, развитию его социальной активности, преемственности накопленного опыта поколений. С этой же целью ежегодно проводятся в образовательных учреждениях Республики и такие мероприятия, как декада военно-патриотической работы и декада Молодежи и студентов; День Призывника и День защитника Отечества; акции «Знай Конституцию своего государства», «Детство - адрес любви и заботы» и в честь Дня Победы; фестивали-конкурсы детских и молодежных общественных движений. При поддержке Министерства Просвещения молодежными объединениями ежегодно проводится Республиканская патриотическая акция «Весна милосердия», в рамках которой ветеранам Великой Отечественной войны, воинам-афганцам и защитникам Приднестровья оказывается адресная помощь. Молодежные объединения поддерживают порядок на местах захоронения и военно-мемориальных комплексах, а также организуют участие молодежи в Республиканской гражданско-патриотической акции «Георгиевская ленточка» [Воспитание. Министерство просвещения ПМР].

Молодежная политика в Приднестровской Молдавской республике находится в числе приоритетных направлений деятельности органов власти. В соответствии со Стратегией молодежной политики на 2014-2020 гг. в Республике разработаны и реализуются такие проекты как: «Гражданин», «Молодая семья», «Здоровое Приднестровье», «Завтра начинается сегодня», «Дорогою добра», «Сохраним нашу землю голубой и зеленой» [Молодежная политика]. Данные проекты позволяют молодежи активно участвовать в жизни общества, создают условия и возможности для реализации своих прав, формирует круг ответственности молодых людей, привлекают их к выработке нормативно-правовых документов в сфере молодежной политики и решению актуальных проблем приднестровской молодежи на государственном уровне.

Можно сказать, что одним из определяющих факторов стабильности государства, а вместе с ней и национальной безопасности, является социальная коммуникация на уровне институтов гражданского общества, учреждений образования, воспитания, культуры. В том случае, если в государстве сознаны благоприятные условия для функционирования некоммерческих организаций и граждане являются активными участниками общественно-политических процессов, если налажены устойчивые (взаимно уважительные, учитывающие обоюдные интересы) коммуникации, гражданское общество сможет эффективно функционировать и отстаивать свои интересы, а следовательно, способствовать поступательному и динамичному развитию системы национальной безопасности [Казакова, 2014, с. 39]. В свою очередь, со стороны государства в рамках обеспечения национальной без-

опасности налаживаются коммуникации с институтами гражданского общества для решения проблем, имеющих статус национального интереса. Например:

- выработка государственных решений, направленных на развитие и увеличение благосостояния личности, семьи, общества;

- выработка механизмов экономического роста и устойчивого развития общества, преодоления бедности;

- решение проблем и выработка стратегии улучшения демографической ситуации в государстве;

- выполнение гарантий по реализации конституционных прав и свобод граждан и другие.

Сегодня в Приднестровской Молдавской Республике к обсуждению и принятию государственных решений привлекаются представители научного сообщества, предпринимательских кругов, общественных организаций, политических партий и общественно-политических движений. Их взаимодействие осуществляется в формате общественных слушаний, научных форумов, диспутов, конференций, на которые также приглашаются специалисты из других государств. Таким образом создаются перспективы складывания гармоничных, открытых, доверительных отношений между обществом и властью. Конструктивный диалог представителей власти и общественности является необходимым условием обеспечения национальной безопасности государства. Установление этого диалога является основной задачей специалистов и структурных подразделений по связям с общественностью. Если эта задача выполняется, деятельность власти воспринимается населением как прозрачная и справедливая, что гарантирует легитимность власти и целостность политической системы государства. Определяющую роль в этом процессе играет информация. Информированные граждане сложно поддаются манипуляциям и внешним информационным атакам, что становится еще одним слагаемым национальной безопасности государства.

Список литературы References

1. Баженов С.В. 2015. Новые технологии обеспечения информационной безопасности современного российского общества. Contemporary sciece. Methodology. Krakov: AMR Bedzin, 15-22.

Bazhenov S.V. 2015. Novye tehnologii obespechenija informacionnoj bezopasnosti so-vremennogo rossijskogo obshhestva. Contemporary sciece. Methodology. Krakov: AMR Bedzin, 15-22.

2. Воспитание. Министерство просвещения ПМР [Официальный сайт]. URL: http://minpros.info/index.php?option=com_content&task=view&id=1128&lang=ukr (дата обращения: 25.01.2018).

Vospitanie. Ministerstvo prosveshcheniya PMR [Oficial'nyj sajt]. URL: http://minpros.info/index.php?option=com_content&task=view&id=1128&lang=ukr (data obrashcheniya: 25.01.2018).

3. Выскубова Н.А. 2016. PR-деятельность как фактор влияния на общественное сознание. Theory and philosophy of politics, history and methodology of political science. 1: 93-107.

Vyskubova N.A. 2016. PR-dejatel'nost' kak faktor vlijanija na obshhestvennoe soznanie. Theory and philosophy of politics, history and methodology of political science. 1: 93-107.

4. Закон Приднестровской Молдавской Республики «О персональных данных» от 16 апреля 2010 г. № 53-3-IV. Сборник актов законодательства 10 - 15. Официальный сайт Министерства юстиции ПМР. URL: http://www.minjust.org/web.nsf/767eb8a58ad76a2bc22574d5002acf15/ c68ec525cf751c0cc225772800247cd3!0penDocument (дата обращения: 30.01.2018).

Zakon Pridnestrovskoj Moldavskoj Respubliki «O personalnyx danny'x» ot 16 aprelya 2010 g. № 53-Z-IV. Sbornik aktov zakonodateFstva 10 - 15. Oficial'ny'j sajt Ministerstva yusticii PMR. URL: http://www.minjust.org/web.nsf/767eb8a58ad76a2bc22574d5002acf15/c68ec525cf751c0cc22577280024 7cd3! OpenDocument (data obrashheniya: 30.01.2018).

5. Закон Приднестровской Молдавской Республики от 03.08.1999 №196-3. «Об иностранных инвестициях на территории Приднестровской Молдавской Республики». Сборник актов законодательства № 95-3. Тирасполь, Типар. 1995.

Zakon Pridnestrovskoj Moldavskoj Respubliki ot 03.08.1999 №196-3. «Ob inostranny'x investi-ciyax na territorii Pridnestrovskoj Moldavskoj Respubliki». Sbornik aktov zakonodatel'stva № 95-3. Tiraspol, Tipar. 1995.

6. Закон Приднестровской Молдавской Республики от 12 марта 2013 года № 58-3-V «Об обеспечении доступа к информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления». Сборник актов законодательства 13 - 10. Официальный сайт Государственной службы связи Приднестровской Молдавской Республики. URL: http://svyaz.gospmr.org/index.php/dokumenty/informatsionnye-tekhnologii/zakony-v-oblasti-informatsionnykh-tekhnologij/114-ob-informatsii-informatsionnykh-tekhnologiyakh-i-o-zashchite-informatsii-2 (дата обращения: 30.01.2018).

Zakon Pridnestrovskoj Moldavskoj Respubliki ot 12 marta 2013 goda № 58-Z-V «Ob obespeche-nii dostupa k informacii o deyatel'nosti organov gosudarstvennoj vlasti i organov mestnogo samouprav-leniya». Sbornik aktov zakonodatel'stva 13 - 10. Oficial'ny'j sajt Gosudarstvennoj sluzhby' svyazi Pridnestrovskoj Moldavskoj Respubliki. URL: http://svyaz.gospmr.org/index.php/dokumenty/informatsionnye-tekhnologii/zakony-v-oblasti-informatsionnykh-tekhnologij/114-ob-informatsii-informatsionnykh-tekhnologiyakh-i-o-zashchite-informatsii-2 (data obrashheniya: 30.01.2018).

7. Закон Приднестровской Молдавской Республики от 17 января 2007 г. №75 «Об утверждении положения о Совете безопасности». Сборник актов законодательства 07 - 4. Тирасполь, Типар. 2007.

Zakon Pridnestrovskoj Moldavskoj Respubliki ot 17 yanvarya 2007 g. №75 «Ob utverzhdenii polozheniya o Sovete bezopasnosti». Sbornik aktov zakonodatel'stva 07 - 4. Tiraspol', Tipar. 2007.

8. Закон Приднестровской Молдавской Республики от 19 апреля 2010 г. № 57-3-IV «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Сборник актов законодательства №10 - 16. Законы Приднестровья. URL: http://pravo.pmr-online.com/View.aspx?id=sM41zLUp9tllgMIaWiP%2Fcw%3D%3D&q=%D0%BE+%D0%B7%D0%B0 %D 1%89%D0%B8%D1%82%D0%B5 (дата обращения: 30.01.2018).

Zakon Pridnestrovskoj Moldavskoj Respubliki ot 19 aprelya 2010 g. № 57-Z-IV «Ob informacii, informacionny'x texnologiyax i o zashhite informacii». Sbornik aktov zakonodatel'stva №10 - 16. Zakony' Pridnestrov'ya. URL: http://pravo.pmr-online.com/View.aspx?id=sM41zLUp9tllgMIaWiP%2Fcw%3D%3D

&q=%D0%BE+%D0%B7%D0%B0%D 1%89%D0%B8%D 1%82%D0%B5 (data obrashheniya: 30.01.2018).

9. Закон Приднестровской Молдавской Республики от 20 июня 2012 г. № 97-З-У. «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Сборник актов законодательства № 12 - 26. Законы Приднестровья. URL: http://pravo.pmr-online.com/View.aspx?id=WJIggImAYP03C0zfq06dMg%3D%3D (дата обращения: 30.01.2018).

Zakon Pridnestrovskoj Moldavskoj Respubliki ot 20 iyunya 2012 g. № 97-Z-V. «O zashhite detej ot informacii, prichinyayushhej vred ix zdorov'yu i razvitiyu». Sbornik aktov zakonodatel'stva № 12 -26. Zakony' Pridnestrov'ya. URL: http://pravo.pmr-

online.com/View.aspx?id=WJIggImAYP03C0zfq06dMg%3D%3D (data obrashheniya: 30.01.2018).

10. Закон Приднестровской Молдавской Республики от 27 октября 1992 г. № СЗМЗ 92-4 «О безопасности». Сборник законодательных актов. Законы Приднестровья. URL: http://pravopmr.ru/View.aspx?id=UlbwkvacQeS 1VgMRWVfDIQ%3d%3d (дата обращения: 30.01.2018).

Zakon Pridnestrovskoj Moldavskoj Respubliki ot 27 oktyabrya 1992 g. № SZMZ 92-4 «O bezopasnosti». Sbornik zakonodatel'ny'x aktov. Zakony' Pridnestrov'ya. URL: http://pravopmr.ru/View.aspx?id=UlbwkvacQeS1VgMRWVfDIQ%3d%3d (data obrashheniya: 30.01.2018).

11. Закон Приднестровской Молдавской Республики от 28 января 2000 г. «Об общественных объединениях». Сборник актов законодательства 2000-1. Тирасполь, Типар. 2000.

Zakon Pridnestrovskoj Moldavskoj Respubliki ot 28 yanvarya 2000 g. «Ob obshhestvenny'x ob"edineniyax». Sbornik aktov zakonodatel'stva 2000-1. Tiraspol', Tipar. 2000.

12. Закон Приднестровской Молдавской Республики от 31 мая 2017 г. № 122-З-У1 «Об общественных слушаниях». Приднестровье. 02.06.2017. № 96.

Zakon Pridnestrovskoj Moldavskoj Respubliki ot 31 maya 2017 g. № 122-Z-VI «Ob obshhestvenny'x slushaniyax». Pridnestrov'e. 02.06.2017. № 96.

13. Казакова М.Н., Макшаева Е.Н. 2014. Институты гражданского общества в механизме обеспечения национальной безопасности РФ. Основные проблемы общественных наук. Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Волгоград, 38—41.

Kazakova M.N., Makshaeva E.N. 2014. Instituty grazhdanskogo obshhestva v mehanizme obespechenija nacional'noj bezopasnosti RF. Osnovnye problemy obshhestvennyh nauk. Sbornik nauch-nyh trudov po itogam mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Volgograd, 38-41.

14. Каталог.tiraspoLnet [Электронный ресурс]. URL: http://www.catalog.tiraspol.net/ (дата обращения: 20.01.2018).

Katalog.tiraspol.net [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.catalog.tiraspol.net/ (data ob-rashhenija: 20.01.2018).

15. Конституция Приднестровской Молдавской Республики от 24 декабря 1995 г. [Официальный сайт Министерства юстиции ПМР]. URL: http://www.minjust.org/Web.nsf/767eb8a58ad76a2bc22574d5002acf15/7ba08d6c06e90e9fc2257230004f 24e4 (дата обращения: 30.01.2018). (дата обращения: 30.01.2018).

Konstituciya Pridnestrovskoj Moldavskoj Respubliki ot 24 dekabrya 1995 g. [Oficial4 nyj sajt Ministerstva yusticii PMR]. URL:

http://www.minjust.org/Web.nsf/767eb8a58ad76a2bc22574d5002acf15/7ba08d6c06e90e9fc2257230004f 24e4 (data obrashheniya: 30.01.2018). (data obrashheniya: 30.01.2018).

16. Кузнецова А.Ю. 2017. Современная система средств массовой информации Приднестровья. Филологические науки. Вопросы теории и практики. (1) 6: 24-28.

17. Kuznecova A.Ju. 2017. Sovremennaja sistema sredstv massovoj informacii Pridnestrov'ja. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki. (1) 6: 24-28.

18. Молодежная политика. Официальный сайт Министерства просвещения ПМР. URL: http://minpros.info/index.php?option=com_content&task=view&id=107 (дата обращения: 20.01.2018)

Molodezhnaja politika. Oficial'nyj sajt Ministerstva prosveshhenija PMR. URL: http://minpros.info/index.php?option=com_content&task=view&id=107

19. Официальный сайт Верховного Совета ПМР. URL:http://www.vspmr.org/about/contacts/ (дата обращения: 20.01.2018)

Oficial'nyj sajt Verhovnogo Soveta PMR URL:http://www.vspmr.org/about/contacts/ (data ob-rashhenija: 20.01.2018)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Официальный сайт Правительства ПМР. URL:http://gov-pmr.org/apparatus (дата обращения: 20.01.2018)

Oficial'nyj sajt Pravitel'stva PMR. URL:http://gov-pmr.org/apparatus (data ob-rashhenija: 20.01.2018)

21. Положение об Аппарате Совета безопасности Приднестровской Молдавской Республики. Указ Президента ПМР от 07 февраля 2017 г. № 92. Сборник законодательных актов № 17 - 7. Тирасполь, Юридическая литература. 2017.

Polozhenie ob Apparate Soveta bezopasnosti Pridnestrovskoj Moldavskoj Respubliki. Ukaz Pre-zidenta PMR ot 07 fevralya 2017 g. № 92. Sbornik zakonodatelnyx aktov № 17 - 7. Tiraspol', Yuridicheskaya literatura. 2017.

22. Реестр зарегистрированных СМИ. Государственная служба средств массовой информации Приднестровской Молдавской республики. URL: http://gssmi.gospmr.org/gos-reestry/reestr-zaregistrirovannykh-smi (дата обращения: 20.01.2018).

Reestr zaregistrirovannyh SMI. Gosudarstvennaja sluzhba sredstv massovoj informacii Pridnestrovskoj Moldavskoj Respubliki. URL: http://gssmi.gospmr.org/gos-reestry/reestr-zaregistrirovannykh-smi (data obrashhenija: 20.01.2018).

23. Указ Президента Приднестровской Молдавской Республики 22 октября 2012 г. № 713 «Об утверждении Положения об Управлении Президента по работе с обращениями граждан и организаций». Сборник актов законодательства № 12 - 44. Законы Приднестровья. URL: http://pravo.pmr-online.com/Default.aspx? (дата обращения: 30.01.2018).

Ukaz Prezidenta Pridnestrovskoj Moldavskoj Respubliki 22 oktyabrya 2012 g. № 713 «Ob utver-zhdenii Polozheniya ob Upravlenii Prezidenta po rabote s obrashheniyami grazhdan i organizacij». Sbornik aktov zakonodateFstva № 12 - 44. Zakony' Pridnestrovya. URL: http://pravo.pmr-online.com/Default.aspx? (data obrashheniya: 30.01.2018).

24. Указ Президента Приднестровской Молдавской Республики от 17 января 2007 г. № 75 «Об утверждении Положения о Совете безопасности». Сборник актов законодательства 07 - 4. Тирасполь, Типар. 2007.

Ukaz Prezidenta Pridnestrovskoj Moldavskoj Respubliki ot 17 yanvarya 2007 g. № 75 «Ob utverzhde-nii Polozheniya o Sovete bezopasnosti». Sbornik aktov zakonodatel'stva 07 - 4. Tiraspol', Tipar. 2007.

25. Указ Президента Приднестровской Молдавской Республики от 19 июня 2012 г. № 409 «Об утверждении Положения об Управлении пресс-службы и информации Президента Приднестровской Молдавской Республики». Законы Приднестровья. URL: http://pravo.pmr-online.com/Default.aspx? (дата обращения: 30.01.2018).

Ukaz Prezidenta Pridnestrovskoj Moldavskoj Respubliki ot 19 iyunya 2012 g. № 409 «Ob utver-zhdenii Polozheniya ob Upravlenii press-sluzhby' i informacii Prezidenta Pridnestrovskoj Moldavskoj Respubliki». Zakony' Pridnestrov'ya. URL: http://pravo.pmr-online.com/Default.aspx? (data obrashheniya: 30.01.2018).

26. Указ Президента Приднестровской Молдавской Республики от 24 сентября 2007 г. № 623 «Об утверждении Положения о Пресс-секретаре - Начальнике Пресс-службы - Управления Администрации Президента Приднестровской Молдавской Республики». Сборник актов законодательства. 07 - 40. Закон ПМР. URL: http://zakon-pmr.com/DetailDoc.aspx?document=41860 (дата обращения: 30.01.2018).

Ukaz Prezidenta Pridnestrovskoj Moldavskoj Respubliki ot 24 sentyabrya 2007 g. № 623 «Ob utverzhdenii Polozheniya o Press-sekretare - Nachal'nike Press-sluzhby' - Upravleniya Administracii Prezidenta Pridnestrovskoj Moldavskoj Respubliki». Sbornik aktov zakonodatel'stva. 07 - 40. Zakon PMR. URL: http://zakon-pmr.com/DetailDoc.aspx?document=41860 (data obrashheniya: 30.01.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.