Научная статья на тему 'Возможные последствия подписания Соглашения об ассоциации Республики Молдова с Европейским союзом'

Возможные последствия подписания Соглашения об ассоциации Республики Молдова с Европейским союзом Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
788
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛДОВА / MOLDOVA / АССОЦИАЦИЯ / ASSOCIATION / ЕВРОИНТЕГРАЦИЯ / EUROPEAN INTEGRATION / ПРИДНЕСТРОВЬЕ / TRANSNISTRIA / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / EUROPEAN UNION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Харитонова Наталья Ивановна

Статья посвящена проблеме социально-экономического развития Республики Молдова (РМ) и непризнанной Приднестровской Молдавской Республики в контексте ожидающегося подписания Соглашения об ассоциации Республики Молдова с Европейским союзом. На основе анализа экспертных оценок характеризуются возможные экономические и политические последствия подписания уже парафированного руководством Молдовы Соглашения. Так, приведенными в статье данными подтверждается возможность возникновения ряда негативных эффектов в экспортоориентированной экономике региона. Большое внимание автор уделяет политическим последствиям окончательного перехода Молдовы в зону экономического влияния Европейского союза. Автор приходит к выводу, что в случае подписания Соглашения об ассоциации РМ ЕС, экономический кризис в Молдове будет усугубляться, причем наиболее негативные эффекты в экономике будут наблюдаться в социально-экономической сфере непризнанной Приднестровской Молдавской Республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Potential Consequences of the European Union - Moldova Association Agreement

This article looks at the socioeconomic development of the Republic of Moldova and the unrecognized Transnistrian Moldovan Republic in the context of the anticipated European Union Moldova Association Agreement. Based on analysis of expert opinion, the author outlines the economic and political consequences that could result from the signing of this agreement, which has already been initiated by the Moldovan government. The data presented in the article confirms that there could be a number of negative consequences for the region’s export-oriented economy. The author pays particular attention to the political consequences of Moldova ultimately moving into the EU’s zone of economic influence. The author concludes that an EU Moldova Association Agreement would exacerbate the economic crisis in Moldova and would have considerable negative impact on the affect the socioeconomic development of the unrecognized Transnistrian Moldovan Republic.

Текст научной работы на тему «Возможные последствия подписания Соглашения об ассоциации Республики Молдова с Европейским союзом»

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 43. Апрель 2014 г.

Харитонова Н.И.

Возможные последствия подписания Соглашения об ассоциации Республики Молдова с Европейским союзом

Харитонова Наталья Ивановна — кандидат исторических наук, исторический факультет, МГУ имени М.В. Ломоношва. E-mail: natahari@yandex.ru

Аннотация

Статья посвящена проблеме социально-экономического развития Республики Молдова (РМ) и непризнанной Приднестровской Молдавской Республики в контексте ожидающегося подписания Соглашения об ассоциации Республики Молдова с Европейским союзом. На основе анализа экспертных оценок характеризуются возможные экономические и политические последствия подписания уже парафированного руководством Молдовы Соглашения. Так, приведенными в статье данными подтверждается возможность возникновения ряда негативных эффектов в экспортоориентированной экономике региона. Большое внимание автор уделяет политическим последствиям окончательного перехода Молдовы в зону экономического влияния Европейского союза. Автор приходит к выводу, что в случае подписания Соглашения об ассоциации РМ — ЕС, экономический кризис в Молдове будет усугубляться, причем наиболее негативные эффекты в экономике будут наблюдаться в социально-экономической сфере непризнанной Приднестровской Молдавской Республики.

Ключевые слова

Молдова, ассоциация, евроинтеграция, Приднестровье, Европейский союз.

Последствия еще не свершившегося подписания Соглашения об ассоциации Молдовы с ЕС1 давно стали предметом споров в экспертном сообществе. Специалисты дискутируют не только о тех преимуществах и / или рисках в области экономики и финансов для Молдовы и Приднестровья, но и последствиях политического характера. Вместе с тем специалистов, готовых пояснить каждый пункт 972-страничного документа, парафированного в Вильнюсе в конце ноября 2013 года, в котором содержатся указания примерно на 450 европейских актов2, если такие специалисты вообще есть, можно по пальцам сосчитать, и работают они, скорее всего, не на территории Республики Молдова (РМ). Молдавские же чиновники и эксперты от власти славят результаты вильнюсского саммита «Восточного партнерства» и уже

1 Соглашение об ассоциации между Европейским союзом и Европейским сообществом по атомной энергии и их государствами-членами, с одной стороны, и Республикой Молдова, с другой стороны // Правительство Республики Молдова: [Официальный сайт]. URL: http://www.gov.md/public/files/2014/ianu arie/21/ - .pdf (02.03.2014).

2 Дмитриев А. Соглашение об ассоциации с ЕС: что, кто, когда? // Информационный портал «Point.md». 20.01.2014. URL: http://point.md/ru/novosti/politika/soglashenie-ob-associacii-s-es58-chto-kto-kogda (14.02.2014).

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 43. Апрель 2014 г.

готовятся комментировать подписание Соглашения, которое должно состояться в августе — сентябре 2014 года3.

Согласно оценке Правительства Республики Молдова, Соглашение устанавливает новую правовую основу для взаимодействия РМ с ЕС, «переводит сотрудничество на новый этап — политической ассоциации и экономической интеграции, исходя из стратегической важности двусторонних отношений»4. В правительстве отмечают, что соглашение является для Молдовы программой реформ на пути европейской интеграции. Оно основано на таких базовых принципах, как «демократия и правовое государство, соблюдение основополагающих прав и свобод человека, а также рыночная экономика и устойчивое развитие»5. Сам документ состоит из: преамбулы, семи разделов (общие принципы; политическое сотрудничество, политика безопасности и внешняя политика; свобода правосудия и безопасность; отраслевое и экономическое сотрудничество; торговля и вопросы, связанные с торговлей (Deep and Comprehensive Free Trade Area, DCFTA); финансовое сотрудничество; а также институциональные, общие и финальные положения), включающих 465 статей, 35 приложений, «устанавливающих законодательство ЕС, которое предстоит принять до определенной даты» (в частности, в Соглашении содержатся ссылки на европейские директивы, решения, рекомендации, регламенты, соглашения, договоры, конвенции и протоколы, которые Молдова обязуется внедрить у себя в качестве национального законодательства), и 4 протоколов. То есть речь идет не просто о 972 страницах Соглашения об ассоциации, а о нормативной базе объемом в десятки, а возможно, и в сотни тысяч страниц, которая должна быть внедрена в Республике Молдова после подписания Соглашения. Чаще всего речь идет о сроках в 2-5 лет, некоторые документы должны исполняться сразу после подписания, для внедрения других даются сроки до 10 лет. Предполагается, что контролировать исполнение Соглашения будет наднациональный орган — Совет Ассоциации, а

3 Чарквиани Н. ЕС ускорит подписание соглашений с Грузией и Молдовой // Информационно-дискуссионный портал «Newsland». 14.01.2014. URL: http://newsland.com/news/detail/id/1306079/ (20.02.2014).

4 Цит. по: Опубликован текст Соглашения об ассоциации РМ — ЕС // Российское информационное агентство «Новый регион». 03.12.2013. URL: http://www.nr2.ru/pmr/473823.html (19.02.2014).

5 Текст Соглашения об ассоциации Молдовы и ЕС // Информационный портал «Комсомольская правда». 02.12.2013. URL: http://www.kp.md/daily/26166.5/3053709/ (20.02.2014).

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 43. Апрель 2014 г.

национальные парламент и правительство будут фактически выполнять роль придатков к Соглашению и Совету6.

Большую тревогу вызывает тот факт, что проект Соглашения не был опубликован для обсуждения общественностью Молдовы. Более того, несмотря на официальный запрос, текст Соглашения не был доведен до властей непризнанной Приднестровской Молдавской Республики, которую официальный Кишинев считает «восточным регионом» унитарной республики Молдова, в то время как для Тирасполя этот проект имеет ключевое значение. Все это вызвало жесткую негативную реакцию со стороны молдавской оппозиции и широкой общественности. В дни саммита «Восточного партнерства» в Вильнюсе, где было парафировано Соглашение об ассоциации РМ — ЕС, в Кишиневе оппозицией был организован митинг протеста с участием политических партий и общественных организаций с лозунгами против курса властей на евроинтеграцию. Организаторы митинга подчеркивали, что содержание Соглашения остается неизвестным молдавской общественности, а в Вильнюсе в эти дни речь идет не о евроинтеграции как таковой, а там создается «антироссийский кордон» и предпосылки для экономической и политической зависимости Молдовы от Брюсселя и ограничения возможности сотрудничества с Россией7. Ранее представители Партии коммунистов Молдовы (ПКМ), находящейся в оппозиции, организовали в Кишиневе многотысячный митинг с требованиями от Евросоюза прекратить экономическую и юридическую поддержку официальных властей республики Молдова.

Стоит отметить, что точные сроки подписания соглашения на момент подготовки статьи не были определены. Тем не менее тот факт, что Соглашение было парафировано в конце ноября 2013 года, а в настоящее время руководство Республики Молдова выражает уверенность в том, что Соглашение будет пописано в ближайшем будущем, позволяет нам анализировать те последствия, которые могут иметь место в случае вступления его в силу.

Во-первых, ожидается, что закономерным итогом подписания Соглашения об ассоциации с ЕС станет негативная реакция со стороны России и ее стратегических партнеров по постсоветским интеграционным объединениям. При том, что официально путь на вступление в Таможенный союз Молдовы не будет закрыт, однако могут

6 Шоларь Е. «Это не европейская интеграция. Это европейское гетто»: Молдавия за неделю // Информационное агентство «REGNUM». 21.02.2014. URL: http://www.regnum.ru/news/1769149.html (02.03.2014).

7 В Молдавии оппозиция устроила серию акций протеста против соглашения об ассоциации с ЕС // Интернет-журнал «Рабкор.Ру». 29.11.2013. URL: http://rabkor.ru/news/2013/11/29/moldova eu (09.02.2014).

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 43. Апрель 2014 г.

появиться абсолютно реальные барьеры, препятствующие такой линии. Учитывая тот факт, что, например, в 2012 году более 30% молдавского экспорта приходилось на Россию (еще около 10% в другие страны СНГ), последствия для экономики Молдовы могут быть весьма плачевными. Такие объемы экспорта в СНГ объясняются не только существованием традиционных рынков сбыта молдавской продукции, но и действующим Соглашением о свободной торговле со странами СНГ. Кроме того, никто не отменял право России ограничивать импорт винной и сельскохозяйственной продукции из Молдовы под каким-нибудь очередным «благовидным» предлогом. Так, до 2006 года поставки молдавской алкогольной продукции на российский рынок оценивались примерно в 207 млн долларов, а в 2012 году эта цифра уменьшилась впятеро. А осенью 2013 года Россия ввела эмбарго на винодельческую продукцию из Молдовы из-за выявленного содержания дибутилфтолата в бутылках молдавского вина и коньяка (до введения эмбарго молдавские вина занимали свыше 60% рынка России, в I квартале 2013 года Молдавия получила 56,9 млн долларов от экспорта алкоголя, из них 17 млн долларов получено от продаж в России)8. После этого Европарламент и Еврокомиссия заявили о готовности предоставить квоты для молдавской винодельческой продукции с целью подержать молдавского производителя и мотивировать переориентацию на европейские рынки. Еврокомиссия обнародовала рекомендации по увеличению квот на поставки молдавских вин9. Однако до сих пор вопрос о переориентации экспортных потоков винодельческой продукции Молдовы в Европе не решен: Брюссель предпочитает просто не обсуждать этот вопрос. Понятно почему: допуск существенных объемов молдавских вин на европейские рынки, давно поделенные между местными производителями, могут вызвать негативную реакцию европейских виноделов со всеми вытекающими отсюда последствиями. Таким образом, вопрос, где и кому будет Молдова продавать свою винопродукцию, остается открытым.

Аналогичная ситуация ожидается и в сфере регулирования трудовой миграции. В России трудится огромное количество мигрантов из Молдовы. По данным прессы, их число может достигать 700 тыс. человек (из 1 млн трудовых мигрантов Молдовы10), из них 300 тыс. человек — в Москве и Подмосковье. Граждане РМ ежегодно отправляют

8 Козлов Д. Россия ввела эмбарго на поставки вина из Молдавии: Роспотребнадзор возмутило качество молдавского алкоголя // Информационный портал «Коммерсант.т». 10.09.2013. URL: http://www.kommersant.ru/doc/2276124 (10.04.2014).

9 Молдавия просит ЕС увеличить квоты на импорт вина // Информационно-дискуссионный портал «Newsland». 25.10.2013. URL: http://newsland.com/news/detail/id/1268614/ (24.02.2014).

10 Молдавские мигранты // Информационный портал «Viza.md». URL: http://viza.md/ru/taxonomy/term/257 1/all (23.02.2014).

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 43. Апрель 2014 г.

на родину около 1,6 млрд долларов, что составляет 24% ВВП страны. Молдова в настоящее время входит в пятерку мировых лидеров по доле денежных переводов в ВВП. Ее опережают только Таджикистан (48%), Киргизия (31%), Лесото и Непал (по 25%)п. В настоящий момент 300 тыс. мигрантов, работающих в России, находятся в группе риска и могут быть подвергнуты депортации, что крайне негативно скажется на экономике Молдовы (что касается мигрантов, то с прошлого года по сегодняшний день въезд в Россию закрыт для 21,5 тыс. граждан Молдовы). Так, по мнению авторов исследования «Миграционный аспект в экономической безопасности Молдовы», депортация молдавских граждан в первую очередь чревата снижением денежных переводов — на 35% (560 млн долларов); сокращение поступлений по цепочке приведет к снижению объемов потребления на 9,4%, бюджетных доходов — на 8,3% и расходов — на 10,5%, импорта — на 6,4%, инвестиций — на 4%12.

Существующая «миграционная» зависимость Молдовы от России делает молдавскую экономику чрезвычайно уязвимой, особенно учитывая характер двусторонних отношений между государствами. Так, не исключается возможность ужесточения со стороны России миграционного режима для граждан Молдовы, с тем чтобы повлиять на власти РМ относительно подписания Соглашения об ассоциации с ЕС и его ратификации. В случае если Россия предпримет меры по ограничению миграционных потоков из Молдовы, с одной стороны, это вызовет социальную напряженность в самой Молдове (а также известные экономические проблемы); с другой стороны, в условиях ограниченного количества рабочих мест в самой республике, массы мигрантов устремятся на просторы ЕС, переживающего не самые лучшие времена. Обрадуется ли этому Брюссель? Ситуация в самом Европейском союзе позволяет предположить, что ЕС также будет вынужден ограничить въезд молдавских граждан — потенциальных трудовых мигрантов на свою территорию.

Нельзя забывать также о том, что Россия располагает и другими, не менее мощными рычагами воздействия на ситуацию в регионе: введение торгового эмбарго, повышение цен на природный газ, возможная дестабилизация в пророссийски ориентированных регионах — Гагаузии и Приднестровье и т. д. В свете политических

11 Молдавских мигрантов мало не покажется. Их массовое возвращение станет серьезным ударом по экономике страны // Коммерсантъ.т± [Сайт]. 20.02.2014. URL: http://www.kommersant.md/node/25963 (10.04.2014).

12 Aspectul migrational in securitatea economica a Republicii Moldova: Analiza institutional // Expert-Grup. Centru Analitic Independent: [Official Site]. URL: http://expert-grup.org/ro/biblioteca/item/929-aspectul-migrational-in-securitatea-economica-a-republicii-moldova-analiza-institu%C8%9Bionala&category=184 (28.02.2014).

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 43. Апрель 2014 г.

событий на Украине прошедший в начале февраля в Гагаузии референдум, который не был признан официальным Кишиневом, тем не менее, дает в руки России еще один политический козырь. По предварительным данным, при достаточно высокой явке в 70,42% за вступление в Таможенный союз высказались 98,47% (против — 1,52%), интеграцию в Евросоюз поддержали лишь 2,57% (против — 97,43%), за отложенный статус Гагаузии проголосовали 98,09% (против — 1,9%)13.

Во-вторых, остается под сомнением, выиграет ли экономически Молдова от начала реализации проекта зоны свободной торговли с ЕС (ЗСТ РМ — ЕС). Учитывая разницу экономических потенциалов Молдовы и стран ЕС, нужно быть готовым к тому, что местный рынок наводнится дешевыми и качественными европейскими товарами, что несомненно ударит по местному производителю (это касается и молдавских виноделов). В таких условиях местному бизнесу придется приложить немало усилий, чтобы наладить схемы, которые заинтересуют европейского производителя, например, по предоставлению дешевой рабочей силы для производства продукции из европейского сырья на территории РМ для последующей реализации в странах ЕС. Таким образом, либерализация молдавского рынка позволит выжить только самым крупным компаниям, мелкому же производителю придется туго. Примечательно, что в молдавской прессе фигурируют оценки, согласно которым в результате либерализации торговли с ЕС цены на товары народного потребления снизятся: на 9% на одежду, на 3,3% на текстиль, на 7,1% на растительные и животные масла и жиры, на 3,4% на овощи и фрукты и на 2,1% на алкогольные и безалкогольные напитки14. На чем основываются такие оценки, неизвестно. Нельзя забывать также о том, что в рамках ЗСТ РМ — ЕС молдавскому производителю будут предъявлены требования соблюдения высоких стандартов качества производимой продукции, принятых в ЕС: в Соглашении четко и глубоко прописываются вопросы сертификации и стандартизации продукции. А это дополнительные издержки, на которые далеко не каждый производитель в Молдове сможет пойти. Это будет мощный инструмент давления на власти и бизнес Молдовы, и, особенно, ПМР. Как и в случае с Украиной, евробюрократы будут стремиться пресечь попытки частных лиц реализовывать

13 Предварительные итоги референдума от 2 февраля 2014 г. по Гагаузии // Автономно-территориальное образование Гагаузия: [Официальный сайт]. 03.02.2014. URL: http://www.gagauzia.md/libview.php?l=ru&id c=390&id=4790 (01.03.2014).

14 Мифы об ассоциации с ЕС. Эксперт развенчал пять мифов о последствиях подписания Соглашения об ассоциации с ЕС // Интернет-проект «ИноСМИ.Ки». 20.11.2013.

URL: http://www.inosmi.ru/sngbaltia/20131120/214939584.html (15.02.2014).

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 43. Апрель 2014 г.

произведенную в домохозяйствах продукцию на местных рынках, что безусловно самым негативным образом скажется на состоянии домохозяйств.

В-третьих, следует ожидать неизбежного обострения приднестровского конфликта. Весь 2012 и 2013 год приднестровские власти повторяли о тех негативных эффектах, которые ожидают экономику ПМР в случае подписания Соглашения об ассоциации Молдовы с ЕС. Приднестровье негативно расценивает такую ситуацию, видя многократно возрастающие риски, так как ЕС ясно дает понять Тирасполю, что у того могут возникнуть проблемы с экспортом, в случае если Приднестровье не присоединится к зоне свободной торговли РМ — ЕС. Дело в том, что льготный режим автономных торговых преференций (АТП) для приднестровского экспорта, введенный ЕС в марте 2008 года, будет сохранен до конца 2015 года, и тогда Приднестровью необходимо будет определиться: либо ПМР входит в ЗСТ РМ — ЕС, либо платит пошлины такого размера, что приднестровские товары становятся неконкурентоспособными на европейском рынке (предполагается, что стоимость приднестровских товаров на европейском рынке увеличится на 15-25%), что повлечет неминуемое падение экспорта и соответствующие экономические проблемы. Самые большие трудности в будущем ожидаются у приднестровских швейных производств, которые поставляют в ЕС порядка 80% продукции15. Поскольку в ПМР не используется НДС, а собственного сырья для легкой промышленности практически нет, оно ввозится преимущественно из ЕС. Перемещение таких товаров производится при заявлении и оформлении таможнями ЕС и ПМР в льготном таможенном режиме переработки товаров под таможенным контролем без уплаты каких-либо ввозных и вывозных пошлин. Таким образом, ПМР получает средства за оказанные услуги по переработке товаров. Этот режим, выгодный прежде всего ПМР, будет свернут в 2015 году, и ребром встанет вопрос о переориентации экспортных потоков. Руководители швейных предприятий давно оценили данную угрозу и уже достаточно продолжительное время прорабатывают варианты переориентации экспорта в восточном направлении, в первую очередь на рынки СНГ. Проработав много лет на европейский рынок, предприятия ПМР могут успешно конкурировать здесь с другими производителями.

Однако специалисты из Молдовы полагают, что основная опасность для региона кроется в том, что в Приднестровье будут отменены таможенные пошлины,

15 Ганин Ю. Приднестровским предприятиям все равно придется модернизироваться // Информационное агентство «Новости Приднестровья». 14.10.2013. URL: http://novostipmr.com/ru/news/13-10-14/vuriY-ganin-pridnestrovskim-predprivativam-v-lvubom-sluchae (15.10.2013).

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 43. Апрель 2014 г.

которые составляют 7,3% (в то время как на территории Молдовы — 4,6%). То есть начало работы ЗСТ ЕС — РМ приведет к снижению доходов бюджета региона на 610% и ужесточению конкурентной борьбы между местными компаниями16. Однако, считают в Молдове, ведущие производители на территории ПМР получат доступ к европейскому рынку, что приведет к удешевлению импортного сырья и, соответственно, увеличит их конкурентоспособность17. С этими прогнозами резко контрастирует мнение приднестровских властей: они полагают, что «в случае одностороннего подписания этого соглашения Приднестровье потеряет до 30% внешнеторгового оборота, то есть примерно 28% поступлений в бюджет»18.

Таким образом, Кишинев, парафировавший Соглашение об ассоциации с ЕС, искренне полагает, что в случае подписания этот документ не станет причиной проблем в экономике Приднестровья, не приведет к снижению сбыта молдавской продукции на рынках СНГ, а наоборот, наконец приведет к процветанию Молдовы. При этом никто из молдавского истэблишмента не в состоянии объяснить механизмы достижения молдавского prosperity, предупредить о рисках, озвучить минусы этого проекта. В частности, много вопросов вызывает возможная энергетическая политика ЕС в регионе в случае подписания Соглашения. Так, предполагается расчленение компании «Молдовагаз», 50% которой принадлежит российскому «Газпрому», 13,44% приднестровских акций находится в управлении «Газпрома». Есть масса вопросов в связи с Соглашением, касающихся изменений в системе налогообложения, трудовом законодательстве, законодательстве о земле Республики Молдова и др., требующих разъяснения.

Тем временем для большинства специалистов очевидно, что парафирование и возможное подписание Соглашения об ассоциации Молдовы с ЕС является проектом не только экономическим (Соглашение детально регулирует именно экономические вопросы), но и политическим, идущим вразрез с интересами РФ, но целиком в русле политики Вашингтона и Брюсселя в регионе. В этой связи нельзя упускать из виду и все более настойчиво высказываемое молдавской элитой пожелание изменить конституцию РМ в части, касающейся нейтрального статуса Молдовы — речь идет о возможности вступления республики в НАТО. Обратившись к тексту Соглашения об ассоциации РМ — ЕС, мы находим следующее. Согласно статье 5 Соглашения,

16 Мифы об ассоциации с ЕС: Эксперт развенчал пять мифов о последствиях подписания Соглашения об ассоциации с ЕС.

17 Там же.

18 Цит. по: Опубликован текст Соглашения об ассоциации РМ — ЕС.

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 43. Апрель 2014 г.

стороны должны «добиваться постепенной конвергенции в области внешней политики и политики безопасности, включая Общую политику обороны и безопасности»19. Как известно Общая политика обороны и безопасности ЕС тесно связана с НАТО и включает, среди прочего, участие вооруженных сил ЕС в международных военных операциях. Далее, статья 7 «Предотвращение конфликтов и кризис-менеджмент» предусматривает, что в этой сфере стороны будут сотрудничать практически, включая «возможное участие Республики Молдова в руководимых ЕС гражданских и военных операциях по кризис-менеджменту»20. Кроме того, Молдавия обязуется также участвовать в военных учениях и тренингах по приглашению ЕС. Понятно, что эти статьи не согласуются с прописанным в Конституции РМ нейтральным статусом страны. Зато статья 8 «Региональная стабильность», в которой говорится, что стороны обязуются «совместно содействовать постконфликтной реабилитации»21 в Приднестровье, полностью соответствует чаяниям нынешних молдавских властей, не первый год призывающих заменить российских миротворцев в зоне конфликта на европейских гражданских наблюдателей.

В отличие от Украины, которой есть что терять, складывается ощущение, что Молдове терять нечего (прежде всего в экономической сфере). Только этим можно объяснить безоглядное стремление интегрироваться в европейские структуры, невзирая на то, что большая часть населения высказывается за сохранение партнерских отношений с Россией. И в этом смысле России будет очень непросто найти инструменты, не связанные с экономикой и миграционной политикой, чтобы воздействовать на официальный Кишинев. Чуть ли не единственным таким инструментом является Приднестровье, которое, к слову сказать, с 1 января текущего года использует на своей территории российское законодательство. Уже традиционно более 90% населения ПМР голосует за пророссийский курс республики, более того, высказывается за вхождение не просто в Таможенный союз, а в состав России. Данное обстоятельство не может не учитываться официальным Кишиневом, однако руководство РМ полагает, что «европейские перспективы» соблазнят население ПМР. При том, что молдавские власти практически прекратили дипломатические усилия по реинтеграции, они продолжают эту линию на уровне бизнеса — руками Брюсселя. И нужно отметить, что небезуспешно. На фоне снижающейся популярности нынешнего

19 Соглашение об ассоциации между Европейским союзом и Европейским сообществом по атомной энергии и их государствами-членами, с одной стороны, и Республикой Молдова, с другой стороны.

20 Там же.

21 Там же.

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 43. Апрель 2014 г.

президента ПМР Е. Шевчука и его команды тактика Кишинева имеет шансы на успех, хотя в данный момент и не очень значительные. Главное, что Кишинев в состоянии эйфории после ноябрьского саммита не может осознать простую вещь — как бы ни сложилась ситуация вокруг Соглашения, Брюссель будет активно использовать фактор Приднестровья, требуя именно политического решения данного вопроса.

В условиях давления со стороны Кишинева, активными действиями подталкивающего Тирасполь к вступлению в ЗСТ РМ — ЕС, в Приднестровье последние годы набирает силу вектор, направленный на евразийскую интеграцию. Как отмечает заместитель главы МИД ПМР П. Шорников, «провозглашение курса на евразийскую интеграцию национальной идеей Приднестровья озадачило многих западных экспертов: как возможна интеграция с Россией, если с ней нет общих границ, а Украина стремится в ЕС?»22 Однако такая постановка вопроса в Приднестровье стала возможной во многом благодаря жесткой позиции официального Кишинева в вопросе евроинтеграции. Тирасполь предложил свой вариант региональной интеграции, не требующей формального вступления Приднестровья в Таможенный союз. На смену европейского проекта «Еврорегион Днестр» одномоментно пришел пророссийский проект «Евразийский регион "Приднестровье"», который предполагает производственную кооперацию входящих в него субъектов, а также «развитие цивилизационных связей на основе единых культурно-гуманитарных ценностей и русского языка»23.

Еще одна опасность для Кишинева кроется в легко диагностируемой разнице интересов простого населения Молдовы и нынешней правящей верхушки, давно располагающей румынским гражданством (запрет на обладание двойным гражданством для чиновников действовал непродолжительное время во второй половине 2000-х годов, когда страной руководили коммунисты). Так, по сообщениям местной прессы, в Конституционном суде Молдовы пятеро судей из шести имеют румынские паспорта. И некоторое время назад бывший спикер парламента Молдавии и бывший и. о. президента страны Михай Гимпу по поводу гражданства судей КС заявлял, что он был бы только за, если бы состоялось объединение Молдавии и Румынии решением

22 Цит. по: Шорников И. Приднестровье: феномен больших пространств в узких рамках непризнанности // Информационно-аналитический проект «Однако».

URL: http://www.odnako.org/almanac/material/pridnestrove-fenomen-bolshih-prostranstv-v-uzkih-ramkah-nepriznannosti/ (10.04.2014).

23 Цит. по: Там же.

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 43. Апрель 2014 г.

Конституционного суда...24 Таким образом, в Республике Молдова на сегодняшний день существуют практически все условия для продвижения интересов другой страны и ограничения суверенитета и независимости.

Тем временем будущее проекта «Восточное партнерство», а соответственно, и будущее входящих в него государств Восточной Европы пока остается неясным. В самом ЕС нарастает скепсис относительно эффективности данного объединения, все настойчивее раздаются голоса евроскептиков относительно необходимости корректировать политику «Восточного партнерства». Специалисты не раз указывали на то, что проект «Восточного партнерства», который позиционируется как «окно в Европу» для стран, считающих, что им с Россией и ее партнерами не по пути, был призван играть роль «санитарного кордона» вокруг России, создать новую геополитическую конфигурацию в этих регионах. В результате геополитический баланс был нарушен, что обернулось дополнительными рисками для стран региона на фоне того, что до сих пор отсутствуют четкие механизмы вхождения шести государств постсоветского пространства, участвующих в этом проекте, в Евросоюз25. Ассоциация, сближение, партнерство, добрососедство, свободная торговля, безвизовый режим — это не интеграция в ЕС. Статья 460 Соглашения гласит: «Настоящее соглашение заключается на неопределенный срок»26. То есть проект «Восточное партнерство», с одной стороны, не предоставляет реальных механизмов для полноценной интеграции в ЕС, а с другой стороны, не позволяет своим членам двигаться в ином направлении, создавая ситуацию полной зависимости от надгосударственных структур, утраты независимости и суверенитета.

Очевидно, понимание негативных эффектов от деятельности «Восточного партнерства» пришло к определенной части евробюрократов. Так, в феврале текущего года стало известно, что 13 стран ЕС подготовили документ под названием «20 пунктов для "Восточного партнерства" после Вильнюса», в котором указывалось, что Европейский союз осознает тот факт, что без эффективного диалога с Россией стабильность в странах «Восточного партнерства» является недостижимой, обозначено желание ЕС сотрудничать с Россией в вопросе «значимого, откровенного и открытого

24 Володин А. Почему Россия отговаривала Молдавию от подписания соглашения об ассоциации с ЕС не так активно, как Украину? // Военное обозрение: [Сайт]. 29.11.2013. URL: http ://topwar.ru/36664-pochemu-rossiva-otgovarivala-moldavivu-ot-podpisaniva-soglashcniva-ob-associacii-s-cs-nc-tak-aktivno-nc/hcli-ukrainu.html (23.02.2014).

25 ЕС наводит восточное партнерство с Россией. Брюссель не теряет надежды договориться с Москвой о судьбе постсоветских государств // Коммерсантъ.md: [Сайт]. 12.02.2014. URL: http://www.kommcrsant.md /nodc/25649 (28.02.2014).

26 Шоларь Е. Указ. соч.

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 43. Апрель 2014 г.

диалога по интеграционным процессам в Европе»27. Здесь же говорится, что Брюссель не исключает усиления внешнего давления на членов «Восточного партнерства» — Молдову и Грузию — в виде экономических эмбарго, миграционных ограничений и осложнений в зоне замороженных конфликтов.

Таким образом, вопрос о перспективах Молдовы после подписания Соглашения об ассоциации с ЕС остается открытым. Стремление Кишинева сделать это до следующих парламентских выборов вполне объяснимо — нынешние ориентированные на Запад власти не уверены в своей победе на выборах, поэтому сейчас они готовы приложить максимум усилий к продвижению в этом вопросе. В случае, если победу на выборах одержат политические силы, ориентирующиеся на восток, им не удастся резко изменить внешнеполитический курс Молдовы. Тот факт, что власти Молдовы избегают говорить о возможности проведения всенародного референдума по вопросу евроинтеграции в сложившихся условиях свидетельствует только о том, что власти всерьез опасаются, что народ выскажется против курса на ЕС. Данные обстоятельства заслуживает особого внимания со стороны Российской Федерации: ведь речь идет о ее геополитических и стратегических интересах, а также вопросах обеспечения безопасности.

Список литературы:

1. 20 пунктов по Восточному партнерству после Вильнюса // Информационно-аналитическое агентство «Armedia». 07.02.2014. URL: http://www.armedia.am/?action=Eu ropeanIntegration&what=show&id=1247173072&lang=rus (01.03.2014).

2. В Молдавии оппозиция устроила серию акций протеста против соглашения об ассоциации с ЕС // Интернет-журнал «Рабкор.Ру». 29.11.2013. URL: http://rabkor.ru/news/2013/11/29/moldova_eu (09.02.2014).

3. Володин А. Почему Россия отговаривала Молдавию от подписания соглашения об ассоциации с ЕС не так активно, как Украину? // Военное обозрение: [Сайт]. 29.11.2013. URL: http://topwar.ru/36664-pochemu-rossiYa-otgovarivala-moldaviYu-ot-podpisaniva-soglasheniva-ob-associacii-s-es-ne-tak-aktivno-nezheli-ukrainu.html (23.02.2014).

4. Ганин Ю. Приднестровским предприятиям все равно придется модернизироваться // Информационное агентство «Новости Приднестровья». 14.10.2013. URL: http://novostipm

27 Цит. по: 20 пунктов по Восточному партнерству после Вильнюса // Информационно-аналитическое агентство «Armedia». 07.02.2014. URL: http://www.armedia.am/?action=EuropeanIntegration&what=show&id =1247173072&lang=rus (01.03.2014).

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 43. Апрель 2014 г.

r.com/ru/news/13-10-14/yuriy-ganin-pridnestrovskim-predpriyatiyam-v-lyubom-sluchae

(15.10.2013).

5. Девятков А.В. Политика России в отношении Приднестровской Молдавской Республики: автореф. дис.... канд. ист. наук. Тюмень, 2010.

6. Дмитриев А. Соглашение об ассоциации с ЕС: что, кто, когда? // Информационный портал «Point.md». 20.01.2014. URL: http://point.md/ru/novosti/politika/soglashenie-ob-associacii-s-es58-chto-kto-kogda (14.02.2014).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. ЕС наводит восточное партнерство с Россией: Брюссель не теряет надежды договориться с Москвой о судьбе постсоветских государств // Коммерсантъ.md: [Сайт]. 12.02.2014. URL: http://www.kommersant.md/node/25649 (28.02.2014).

8. Козлов Д. Россия ввела эмбарго на поставки вина из Молдавии: Роспотребнадзор возмутило качество молдавского алкоголя // Информационный портал «Коммерсанта». 10.09.2013. URL: http://www.kommersant.ru/doc/2276124 (10.04.2014).

9. Мифы об ассоциации с ЕС. Эксперт развенчал пять мифов о последствиях подписания Соглашения об ассоциации с ЕС // Интернет-проект «ИноСМИ^ш». 20.11.2013. URL: http://www.inosmi.ru/sngbaltia/20131120/214939584.html (15.02.2014).

10. Молдавия просит ЕС увеличить квоты на импорт вина // Информационно-дискуссионный портал «Newsland». 25.10.2013. URL: http://newsland.com/news/detail/id/ 1268614/ (24.02.2014).

11. Молдавские мигранты // Информационный портал «Viza.md». URL: http://viza.md/ru/taxonomy/term/2571/all (23.02.2014).

12. Молдавских мигрантов мало не покажется. Их массовое возвращение станет серьезным ударом по экономике страны // Коммерсантъ.md: [Сайт]. 20.02.2014. URL: http://www.kommersant.md/node/25963 (10.04.2014).

13. Опубликован текст Соглашения об ассоциации РМ — ЕС // Российское информационное агентство «Новый регион». 03.12.2013. URL: http://www.nr2.ru/pmr/473823.html (19.02.2014).

14. Предварительные итоги референдума от 02 февраля 2014 г. по Гагаузии // Автономно-территориальное образование Гагаузия: [Официальный сайт]. 03.02.2014. URL: http://www.gagauzia.md/libview.php?l=ru&idc=390&id=4790 (01.03.2014).

15. Соглашение об ассоциации между Европейским союзом и Европейским сообществом по атомной энергии и их государствами-членами, с одной стороны, и Республикой Молдова, с другой стороны // Правительство Республики Молдова:

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 43. Апрель 2014 г.

[Официальный сайт]. URL: http://www.gov.md/public/files/2014/ianuarie/21/_-_.pdf

(02.03.2014).

16. Текст Соглашения об ассоциации Молдовы и ЕС // Информационный портал «Комсомольская правда». 02.12.2013. URL: http://www.kp.md/daily/26166.5/3053709/ (20.02.2014).

17. Чарквиани Н. ЕС ускорит подписание соглашений с Грузией и Молдовой // Информационно-дискуссионный портал «Newsland». 14.01.2014. URL: http://newsland.com/news/detail/id/1306079/ (20.02.2014).

18. Шоларь Е. «Это не европейская интеграция. Это европейское гетто»: Молдавия за неделю // Информационное агентство «REGNUM». 21.02.2014. URL: http://www.regnum.ru/news/1769149.html (02.03.2014).

19. Шорников И. Приднестровье: феномен больших пространств в узких рамках непризнанности // Информационно-аналитический проект «Однако». URL: http://www.odnako.org/almanac/material/pridnestrove-fenomen-bolshih-prostranstv-v-uzkih-ramkah-nepriznannosti/ (10.04.2014).

20. Aspectul migra^ional in securitatea economica a Republicii Moldova: Analiza institu^ionala // Expert-Grup. Centru Analitic Independent [Official Site]. URL: http://expert-grup.org/ro/biblioteca/item/929-aspectul-migrational-in-securitatea-economica-a-republicii-moldova-analiza-institu%C8%9Bionala&category=184 (28.02.2014).

Kharitonova N.

Potential Consequences of the European Union — Moldova Association Agreement

Kharitonova, Natalia — Ph.D. in History, Lecturer, Faculty of History, Lomonosov Moscow

State University.

E-mail: natahari@yandex.ru

Annotation

This article looks at the socioeconomic development of the Republic of Moldova and the unrecognized Transnistrian Moldovan Republic in the context of the anticipated European Union — Moldova Association Agreement. Based on analysis of expert opinion, the author outlines the economic and political consequences that could result from the signing of this agreement, which has already been initiated by the Moldovan government. The data presented in the article confirms that there could be a number of negative consequences for the region's export-oriented economy. The author pays particular attention to the political consequences of Moldova ultimately moving into the EU's zone of economic influence. The author concludes that an EU — Moldova Association Agreement would exacerbate the economic crisis in Moldova and would have considerable negative impact on the affect the socioeconomic development of the unrecognized Transnistrian Moldovan Republic.

Key words

Moldova, association, European integration, Transnistria, European Union.

References:

1. 20 punktov po Vostochnomu partnerstvu posle Vil'njusa. Informacionno-analiticheskoe agentstvo «Armedia». 07.02.2014. URL: http://www.armedia.am/?action=EuropeanIntegration&what=show&id =1247173072&lang=rus (01.03.2014).

2. V Moldavii oppozicija ustroila seriju akcij protesta protiv soglashenija ob associacii s ES. Internet-zhurnal «RABKOR.RU». 29.11.2013. URL: http://rabkor.ru/news/2013/11/29/moldova_eu (09.02.2014).

3. Volodin A. Pochemu Rossija otgovarivala Moldaviju ot podpisanija soglashenija ob associacii s ES ne tak aktivno, kak Ukrainu? Voennoe obozrenie. 29.11.2013. URL: http://topwar.ru/36664-pochemu-rossiya-otgovarivala-moldaviyu-ot-podpisaniya-soglasheniya-ob-associacii-s-es-ne-tak-aktivno-nezheli-ukrainu.html (23.02.2014).

4. Ganin Ju. Pridnestrovskim predprijatijam vse ravno pridetsja modernizirovat'sja. Informacionnoe agentstvo «Novosti Pridnestrov'ja». 14.10.2013. URL: http://novostipmr.com/ru/news/13-10-14/yuriy-ganin-pridnestrovskim-predpriyatiyam-v-lyubom-sluchae (15.10.2013).

5. Devjatkov A.V. Politika Rossii v otnoshenii Pridnestrovskoj Moldavskoj Respubliki: avtoref. dis.... kand. ist. nauk. Tyumen, 2010.

6. Dmitriev A. Soglashenie ob associacii s ES: chto, kto, kogda? Informacionnyj portal «Point.md». 20.01.2014. URL: http://point.md/ru/novosti/politika/soglashenie-ob-associacii-s-es58-chto-kto-kogda (14.02.2014).

7. ES navodit vostochnoe partnerstvo s Rossiej: Brjussel' ne terjaet nadezhdy dogovorit'sja s Moskvoj o sud'be postsovetskih gosudarstv. Kommersant'.md. 12.02.2014. URL: http://www.kommersant.md/node/25649 (28.02.2014).

8. Kozlov D. Rossija vvela jembargo na postavki vina iz Moldavii: Rospotrebnadzor vozmutilo kachestvo moldavskogo alkogolja. Informacionnyj portal «Kommersant.ru». 10.09.2013. URL: http://www.kommersant.ru/doc/2276124 (10.04.2014).

9. Mify ob associacii s ES. Jekspert razvenchal pjat' mifov o posledstvijah podpisanija Soglashenija ob associacii s ES. Internet-proekt «InoSMI.Ru». 20.11.2013.

URL: http://www.inosmi.ru/sngbaltia/20131120/214939584.html (15.02.2014).

10. Moldavija prosit ES uvelichit' kvoty na import vina. Informacionno-diskussionnyj portal «Newsland». 25.10.2013. URL: http://newsland.com/news/detail/id/1268614/ (24.02.2014).

11. Moldavskie migrant. Informacionnyj portal «Viza.md». URL: http://viza.md/ru/taxonomy/term/2571/all (23.02.2014).

12. Moldavskih migrantov malo ne pokazhetsja. Ih massovoe vozvrashhenie stanet ser'eznym udarom po jekonomike strany. Kommersant'.md. 20.02.2014. URL: http://www.kommersant.md/node/25963 (10.04.2014).

13. Opublikovan tekst Soglashenija ob associacii RM — ES. Rossijskoe informacionnoe agentstvo «Novyj region». 03.12.2013. URL: http://www.nr2.ru/pmr/473823.html (19.02.2014).

14. Predvaritel'nye itogi referenduma ot 02 fevralja 2014 g. po Gagauzii. Avtonomno-territorial'noe obrazovanie Gagauzija [Official site]. 03.02.2014. URL: http://www.gagauzia.md/libview.php?l=ru&idc=390&i d=4790 (01.03.2014).

15. Soglashenie ob associacii mezhdu Evropejskim sojuzom i Evropejskim soobshhestvom po atomnoj jenergii i ih gosudarstvami-chlenami, s odnoj storony, i Respublikoj Moldova, s drugoj storony. Pravitel'stvo Respubliki Moldova [Official site]. URL: http://www.gov.md/public/files/2014/ianuarie/21/_-_.pdf (02.03.2014).

16. Tekst Soglashenija ob associacii Moldovy i ES. Informacionnyj portal «Komsomol'skaja pravda». 02.12.2013. URL: http://www.kp.md/daily/26166.5/3053709/ (20.02.2014).

17. Charkviani N. ES uskorit podpisanie soglashenij s Gruziej i Moldovoj. Informacionno-diskussionnyj portal «Newsland». 14.01.2014. URL: http://newsland.com/news/detail/id/1306079/ (20.02.2014).

18. Sholar' E. «Jeto ne evropejskaja integracija. Jeto evropejskoe getto»: Moldavija za nedelju. Informacionnoe agentstvo «REGNUM». 21.02.2014. URL: http://www.iegnum.ru/news/1769149.html (02.03.2014).

19. Shornikov I. Pridnestrov'e: fenomen bol'shih prostranstv v uzkih ramkah nepriznannosti. Informacionno-analiticheskij proekt «Odnako». URL: http://www.odnako.org/almanac/material/pridnestrove-fenomen-bolshih-prostranstv-v-uzkih-ramkah-nepriznanno sti/ (10.04.2014).

20. Aspectul migrational in securitatea economica a Republicii Moldova: Analiza institutionala. Expert-Grup. Centru Analitic Independent [Official Site]. URL: http://expert-grup.org/ro/biblioteca/item/929-aspectul-migrational-in-securitatea-economica-a-republicii-moldova-analiza-institu%C8%9Bionala&category=184 (28.02.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.