Научная статья на тему 'Региональные аспекты преподавания истории в контексте исторической политики государства'

Региональные аспекты преподавания истории в контексте исторической политики государства Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
207
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
историческое образование / историческая политика государства / методика преподавания истории / образовательные стандар ты / рекомендации / Республика Молдова / Приднестровская Молдавская Республика / history education / historical policy of state / methods of teaching history / educational standards / recommendations / Republic of Moldova / Pridnestrovian Moldavian Republic

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Н.П. Гаврилюк

В статье предпринята попытка анализа международной и отечественной практики преподавания истории с акцентом на разработанные теории и кон цепции, в том числе в области методики преподавания истории. Отдельно автор останавливается на исторической политике государства, в рамках которой разрабатываются и утверждаются образовательные стандарты, рекомендации по написанию учебников истории и ее преподавания (на всех уровнях систе мы образования). Во второй части статьи автор приводит пример противостояния двух практик и особенностей преподавания истории: одно направление ориентировано на западноевропейские стандарты (Республика Молдова), другое – на Федеральные государственные образовательные стандарты Россий ской Федерации (Приднестровская Молдавская Республика).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL ASPECTS OF TEACHING HISTORY IN CONTEXT OF HISTORICAL POLICY OF THE STATE

The article attempts to analyze the international and Russian practice of teaching history with an emphasis on the developed theories and concepts, including the ones in the field of methods of teaching history. The author dwells on the historical policy of the state, within the framework of which educational standards are developed and approved, as well as recommendations for writing history textbooks and teaching history (at all levels of the education system). In the second part of the article, the author gives an example of the opposition of two practices and peculiarities of teaching history: one direction is focused on Western European standards (Republic of Moldova), the other – on the Federal state educational standards of the Russian Federation (Pridnestrovian Moldavian Republic).

Текст научной работы на тему «Региональные аспекты преподавания истории в контексте исторической политики государства»

Рис. 3. Зависимость изменения величины риска ЧС геодинамического характера для модельного воздействия параболического типа (тип 1) с техногенной нагрузкой

2. Рассмотрение функциональных возможностей, обеспечивающих количественную поддержку принятия решений в градостроительной, превентивно безопасной области, содержит обращение к основным разработанным направлениям: графическая интерпретация модельных расчетов в различных формах представления (фазовые диаграммы, графики зависимостей, динамические зависимости переменных, виды модельных воздействий на исследуемую среду, схемы фазовых пространств, карты эквипотенциальных распределений исследуемых показателей, распределение скоростей различных видов смещений, распределение сдвиговых геодинамических напряжений, распределение плотност-ных неоднородностей на территории застройки и т.д.).

Библиографическийсписок

3. Новые требования современного профессионального образования определяют аспекты технологических возможностей, которые были потенциально заложены при разработке и, соответствуя велению времени, показали свою практическую применимость, отражающую необходимый уровень сервисного обеспечения учебного процесса градостроительных специальностей. Речь идет о выполнении функциональных модулей дистанционной образовательной формы, обеспечении задач информационной безопасности учебного трафика. Изложение указанных особенностей авторы осуществят в последующих материалах, продолжающих освещение общей исходной предметной области.

1. Бондарь К.М., Дунин В.С., Кантышева А.В. Пути развития профессионального образования в области геоинформационной безопасности инженерно-технического проектирования для градостроительной деятельности. Мир Науки, Культуры, Образования. 2019; Т. 79, № 6: 146 - 149.

2. Бондарь К.М., Дунин В.С., Кантышева А.В. Оценка теоретического уровня моделирования основных факторов геодинамических рисков для совершенствования про-фессиональногообразования вобластиградостроительнойдеятельности. МирНауки, Культуры, Образоеания.2020;Т. 81,№2:154- 156.

3. Бондарь К.М., Дунин В.С., Скрипко П.Б. Возможности использования теоретических знаний о вторичных факторах геодинамических рисков в совершенствовании профессионального образования в области градостроительной деятельности. Мир Науки, Культуры, Образования. 2020; Т. 82, № 3: 126 - 128.

4. Моделирование геодинамических рисков в чрезвычайных ситуациях: монография. Дальневосточный юридический институт МВД России. Хабаровск: РИО ДВЮИ МВД России, 2014.

5. Математическое моделирование геодинамических рисков: оценки и перспективы: монография. Дальневосточный юридический институт МВД России. Хабаровск: РИО ДВЮИ МВД России, 2015.

6. Бондарь К.М. и др. Геодинамические риски и строительство. Математические модели: монография. Москва: Академия ГПС МЧС России, 2017.

7. МинаевВ.А.,ФаддеевА.О.,Кузьменко Н.А. Моделирование иоценкагеодинамическихрисков: монография.Москва:«РТСофт»-«Космоскоп»,2017.

References

1. Bondar' K.M., Dunin V.S., Kantysheva A.V. Puti razvitiya professional'nogo obrazovaniya v oblasti geoinformacionnoj bezopasnosti inzhenerno-tehnicheskogo proektirovaniya dlya gradostroitel'nojdeyatel'nosti. MirNauki, Kul'tury, Obrazovaniya. 2019; T. 79, № 6: 146-149.

2. Bondar' K.M., Dunin V.S., Kantysheva A.V. Ocenka teoreticheskogo urovnya modelirovaniya osnovnyh faktorov geodinamicheskih riskov dlya sovershenstvovaniya professional'nogoobrazovaniyavoblastigradostroiternojdeyatel'nosti. Mir Nauki, Kul'tury, Obrazovaniya. 2020; T. 81,№2:154-156.

3. Bondar' K.M., Dunin V.S., Skripko P.B. Vozmozhnosti ispol'zovaniya teoreticheskih znanij o vtorichnyh faktorah geodinamicheskih riskov v sovershenstvovanii professional'nogo obrazovaniya v oblasti gradostroitel'noj deyatel'nosti. Mir Nauki, Kul'tury, Obrazovaniya. 2020; T. 82, № 3: 126 - 128.

4. Modelirovanie geodinamicheskih riskov v chrezvychajnyh situaciyah: monografiya. Dal'nevostochnyj yuridicheskij institut MVD Rossii. Habarovsk: RIO DVYul MVD Rossii, 2014.

5. Matematicheskoe modelirovanie geodinamicheskih riskov: ocenki i perspektivy: monografiya. Dal'nevostochnyj yuridicheskij institut MVD Rossii. Habarovsk: RIO DVYul MVD Rossii,2015.

6. Bondar' K.M. i dr. Geodinamicheskieriskiistroitel'stvo. Matematicheskie modeli: monografiya. Moskva: Akademiya GPS MChS Rossii, 2017.

7. Minaev V.A., Faddeev A.O., Kuz'menko N.A. Modelirovanie i ocenka geodinamicheskih riskov: monografiya. Moskva: «RTSoft» - «Kosmoskop», 2017.

Статья отправленавредакцию 30.07.20

УДК 372.893

GavrilyukN.P., Cand. of Sciences (History), Kaluga State University n.a. K.E. Tsiolkovsky (Kaluga, Russia), E-mail: gavriliuk_nata@bk.ru

REGIONAL ASPECTS OF TEACHING HISTORY IN CONTEXT OF HISTORICAL POLICY OF THE STATE. The article attempts to analyze the international and Russian practice of teaching history with an emphasis on the developed theories and concepts, including the ones in the field of methods of teaching history. The author dwells on the historical policy of the state, within the framework of which educational standards are developed and approved, as well as recommendations for writing history textbooks and teaching history (at all levels of the education system). In the second part of the article, the author gives an example of the opposition of two practices and peculiarities of teaching history: one direction is focused on Western European standards (Republic of Moldova), the other - on the Federal state educational standards of the Russian Federation (Pridnestrovian Moldavian Republic).

Key words: history education, historical policy of state, methods of teaching history, educational standards, recommendations, Republic of Moldova, Pridnestrovian Moldavian Republic.

Н.П. Гаврилюк, канд. ист. наук, Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского, г. Калуга, E-mail: gavriliuk_nata@bk.ru

РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

В статье предпринята попытка анализа международной и отечественной практики преподавания истории с акцентом на разработанные теории и концепции, в том числе в области методики преподавания истории. Отдельно автор останавливается на исторической политике государства, в рамках которой разрабатываются и утверждаются образовательные стандарты, рекомендации по написанию учебников истории и ее преподавания (на всех уровнях системы образования). Во второй части статьи автор приводит пример противостояния двух практик и особенностей преподавания истории: одно направление ориентировано на западноевропейские стандарты (Республика Молдова), другое - на Федеральные государственные образовательные стандарты Российской Федерации (Приднестровская Молдавская Республика).

Ключевые слова: историческое образование, историческая политика государства, методика преподавания истории, образовательные стандарты, рекомендации, Республика Молдова, Приднестровская Молдавская Республика.

Историческое знание является неотъемлемой частью духовного и политического сознания человека, одно из условий становления гражданина своего государства. С учетом того, что в процессе обучения истории формируется историческое мышление личности, ее историческое сознание, специалистами выделено несколько различных моделей обучения истории в зависимости от целей, которые при этом ставятся:

- академическая или классическая модель - строится на изучении всех фактов, процессов и явлений всеобщей истории в равной степени, но с учетом рассмотрения достижений и ценностей различных цивилизаций и народов;

- мозаичная модель - история не представляет единого курса, а изучается по отдельным проблемам;

- прогрессистская модель - направлена на изучение модульных курсов, которые связаны с прогрессивным развитием общества;

- культурно-исторический подход - история изучается в виде клише, которые были отобраны и отшлифованы мировой культурой.

Однако на практику преподавания истории, в том числе на региональном уровне, влияют не только модели, которые были апробированы десятилетиями и которые нашли применение в образовательной среде. Вопросам изучения и преподавания истории посвящены международные акты и соглашения, конференции, теории, концепции и стратегии.

В 1954 году, в Париже, Правительства - члены Совета Европы подписали Европейскую культурную конвенцию, «направленную на содействие тому, чтобы граждане всех государств-членов и других европейских государств, которые могут присоединиться к ней, изучали языки, историю и культуру других стран и культуру, общую для них всех» [1].

Важность, придаваемая Советом Европы историческому образованию, нашла свое отражение в таких документах, как Рекомендации по историческому образованию, принятая Парламентской ассамблеей Совета Европы в 1996 году, и Рекомендация по вопросам преподавания истории в Европе в XXI веке, принятая на заседании Комитета министров в октябре 2001 года [2, с. 6].

В рамках заявленной темы мы попытаемся проследить за тем, насколько соблюдаются достигнутые соглашения, и насколько история как дисциплина независима от политических взглядов и идей лидеров государств, насколько учитываются особенности исторического пути развития государства, культуры и т.п.

Несмотря на существующие практики в освещении исторических событий, деятельность профильных министерств и ведомств по контролю за преподаванием истории, аспекты ее преподавания, в том числе на региональном уровне, необходимо рассматривать через методику обучения истории.

В связи с этим необходимо отметить, что «понятие «методика» учеными всегда трактовалось по-разному. Одни, признавая методику наукой педагогической, рассматривали ее как частную дидактику, в которой действуют общие принципы, одинаковые для всех предметов. Общие педагогические принципы, по их мнению, иллюстрируются примерами из истории. Эта точка зрения была высказана П.С. Лейбенгрубом и Ф.П. Коровкиным. Другие считали методику специальной педагогической наукой, ибо все задачи обучения и развития личности она решает через содержание предмета - науку историю. Первичность содержания определяет и особенности приемов и средств обучения. Так считали А.И. Стра-жев, А.А. Вагин и П.В. Гора - «три кита методики». Третьи - В.Н. Бернадский, Н.В. Андреевская - считали методику не наукой, а собранием методических рекомендаций, советов, рецептов. Более всего в методике преобладает практическая сторона дела [3, с. 6].

Несмотря на теоретические разработки в области методики преподавания истории, эти процессы напрямую связаны с политикой государства. 90-е годы ХХ столетия отмечены рядом реформ в сфере образования, в том числе в области преподавания истории. С учетом перехода образовательных учреждений с линейной на концентрическую структуру изменилась и практика преподавания истории, вернее, изменились разделы и периоды истории, которые освещались на каждом концентре.

Конец XX века отмечен также изменением государственных стандартов, которые должны были быть направлены на освоение истории по принципу обязательного минимума и количественных критериев оценки качества обучения.

Преобразования в сфере образования привели к появлению ряда концепций к преподаванию истории, в том числе роли преподавателя, учебника и исторических источников в изучении исторических периодов и событий. Одну из таких структур, вернее путей изучения истории, предлагает П. Белл:

«1. Выявление и отбор наиболее важных проблем из программы по критериям: важны для рассмотрения эпохи; помогают понять современное состояние государства, его место среди других государств и народов; способствуют возникновению споров; пробуждают интерес к прошлому и будущему

2. По каждой проблеме дается подборка текстов, показывающих основные точки зрения: фрагменты выступлений; аргументы сторон; статистические данные.

3. Последовательный рассказ учителя играет второстепенную роль.

4. Учебник выполняет функцию ориентира, справочника [3, с. 37]».

Тема научной статьи, помимо выявления особенностей и практики преподавания истории, предполагает исследование вопроса о влиянии политики государства на внедрение образовательных стандартов и их соблюдение. Немаловажную роль в этом процессе играет историческая политика государства.

Термин историческая политика был создан в ФРГ в начале 1980-х годов и означал «интерпретацию истории, избранную по политическим, то есть партийным, мотивам, и попытки убедить общественность в правильности такой интерпретации» [4].

Проводя исследование по заявленной теме, мы обратили внимание на статью, точнее, несколько статей Григория Герасимова, посвященных исторической политике государства. Автор отмечает, что «немногие страны исторически суверенны. Это понятие включает в себя право государства на самостоятельную трактовку своего прошлого и признание верности этой трактовки со стороны других государств и обществ. Оно обеспечивается наличием исторической теории, позволяющей создать положительное прошлое страны и народа, а также ясно понятой и сформулированной исторической политикой, проводимой обществом и государством и обеспечивающей продвижение историй, созданных на базе этой теории. На сегодня безусловным историческим суверенитетом обладают лишь западные страны, и те из народов и государств, чье прошлое никому не мешает. Первые создают социальные теории, на основе которых историки всего мира пишут свои истории, на суверенитет других просто никто не посягает. Исторический суверенитет обеспечивается развитой исторической теорией, обилием подтверждающих ее исторических текстов и артефактов, а также высоким уровнем квалификации историков и других специалистов, создающих образы прошлого: литераторов, сценаристов, режиссёров» [5].

Как показывает практика, «правильная» историческая политика может способствовать не только становлению государственности, но и обеспечить стабильное развитие этого государства. Герасимов обращает внимание на то, что историческая политика «должна обеспечивать своевременное выявление и противодействие угрозам для государства и общества, которые исходят от тех или иных образов прошлого, построенных на основе неприемлемых для государства и общества исторических теорий. Это противодействие должно быть прежде всего идейным и лишь в крайнем случае включать в себя запретительные меры по распространению в стране таких образов прошлого, которые представляют собой угрозу национальной безопасности, разжиганию национальной розни и распространению сепаратизма. Активную историческую политику государства вынуждены проводить и в том случае, если их научное сообщество не способно создавать убедительные положительные образы прошлого на основе собственных оригинальных исторических теорий» [5].

Роль исторической политики особенно возрастает в тех случаях, когда цели общества и государства определяются прошлым и обосновываются исторически, становясь основой национальной идентичности и главным идейным содержанием государственности [5].

Как показывает практика, современные учебники истории все чаще создаются не на основе строгих научных исследований и установленных фактов, а на базе консенсуса ученых, политиков, представителей общественности.

Именно о консенсусе между политиками, исследователями, учеными, педагогами и самим обществом пойдет речь дальше. Мы приведем пример того, как в рамках одного, юридически признанного государства, образование ведется по

разным образовательным стандартам, по разным учебникам и, самое главное, в зависимости от сменяемости власти и взглядов на историю со стороны политических лидеров.

Актуальность исследования вызвана и самой практикой преподавания истории и исторических дисциплин автора статьи. Работая преподавателем в Приднестровском вузе и участвуя в конференциях различного уровня, автор не раз становился заложником ситуаций, когда исторические события необходимо было освещать таким образом, чтобы это было «угодно» и приемлемо для представителей профильных министерств и ведомств, представителей посольств и т.д. Примером может служить использование термина «транснистрия», применяемого в Республике Молдова для обозначения территории за Днестром, но за который можно попасть в «немилость» политиков и некоторых историков на территории Приднестровья. В Приднестровском регионе действует негласное требование, чтобы учебная и научная литература, в которой встречается термин «транснистрия», были убраны из читальных залов и не рекомендованы к использованию. Сложно освещать исторические события, когда вместо молдавского народа, который жил и проживает на исследуемой территории, необходимо использовать термины «румыны» и «румынский язык».

Более детально мы остановимся на анализе учебной литературы, издаваемой и рекомендуемой для использования в учебном процессе на берегах Днестра, в рамках границ современной Республики Молдова и не признанной юридически Приднестровской Молдавской Республики.

В 2009 году на территории Республики Молдова был реализован один из этапов проекта «От манипуляции историей к европейскому образованию: уроки от соседей», реализованного Национальной ассоциацией молодых историков Молдовы в партнерстве с Ассоциацией историков Республики Молдова, Образовательным центром Pro Didactica (Кишинев), Центром образования 2000+ (Бухарест) при финансовой поддержке Программы Восток-Восток: партнерство без границ Фонда Сорос-Молдова.

В рамках летней школы «Мы о соседях, и соседи о нас», проходившей в период с 5 по 11 июля 2009 года, обсуждались вопросы преподавания истории в Республике Молдова, Украине, Румынии и Болгарии с акцентом на выявление новых возможностей для развития исторического образования по европейским стандартам.

Участниками проекта стали учителя истории школ, государственные служащие, ответственные за организацию исторического образования (инспекторы и методисты) и представители НПО, специализирующиеся в этой области. В проекте приняли участие 11 экспертов республиканского (национального) уровня и 6 экспертов международного уровня в области исторического образования, 24 учителя истории школ, инспекторы и методисты.

Результатами дискуссий стали заключения, согласно которым преподавание истории в Республике Молдова находится под угрозой из-за чрезмерной политизации предмета, в связи с чем в настоящее время нет единства и преемственности исторического образования. Частые вмешательства политики в преподавание истории не позволили создать качественную историческую культуру среди граждан. В связи с этим предлагается с целью примирения общества в вопросах содержания и преподавания истории в Республике Молдова выработать ряд мер и рекомендаций для конкретных действий, начиная с оценки образовательной политики в области истории для установления ошибок, до продвижения учебных планов, образовательных стандартов и учебников в соответствии с европейскими стандартами. Следующим шагом должен стать демократический и прозрачный процесс реформирования исторического образования на национальном уровне. В качестве ориентира для такой политики должен стать опыт и практика таких государств, как Румыния, Украина и Болгария.

Как отмечает Серджиу Мустяцэ в исследовании «Великое объединение 1918 в школьных учебниках Республики Молдова. Тематическое исследование: IV, VIII, IX-е классы» (пер. - автора) [6, с. 117 - 132], с демократизацией молдавского общества и достижением государственного суверенитета и независимости произошел ряд изменений в преподавании истории. Историки, помимо того, что являются одними из самых активных членов национально-освободительного движения, пытались восстановить историческую правду в школьных программах и предлагать учащимся изучение тем, запрещенных советским режимом или рассматриваемых в одностороннем порядке. В 1990 году Министерство науки и образования Республики Молдова разработало и утвердило первую программу для школы общего образования по истории румын. Вводя новый предмет изучения в V - XI классах, курсы «История СССР» и «История МССР» были исключены из школьной программы. Программа предложила новый подход к ряду исторических событий в истории всего румынского народа. Новаторскими в этом смысле были, например, темы об этногенезе румын, политике русского царизма в отношении румынских стран, аннексии Бессарабии, национально-освободительном движении, образовании румынского унитарного государства и т.д. Учебная программа была переходной, которая, хотя и не имела дидактического охвата, была важным моментом в процессе реформирования исторического образования и возвращения к объективной трактовке национальной истории.

В 1999 году 27 июля решением № 13/1 Министерство образования и науки Республики Молдова утверждает Национальный учебный план по истории для цикла старших классов средней школы, с помощью которого он должен был постепенно перейти к динамичному, гибкому, реалистичному и соответствующему

потребностям современного общества. Создание концептуальной основы двух дисциплин для классов X - II, истории Румынии и всеобщей истории, было сделано на основе эволюционных хронологических принципов, терпимости к множеству мнений при комментировании исторических фактов, восстановлении национального сознания, принадлежности к европейской и мировой цивилизации и т. д.

После досрочных выборов в феврале 2001 года и прихода к власти Коммунистической партии произошел ряд изменений в процессе реформирования молдавской системы образования, в том числе в области преподавания истории. В 2003 году был введен первоначально в качестве эксперимента, а с 1 сентября 2006 года - в обязательном порядке, единый курс истории, разработанный по принципу интегрированного обучения. Таким образом, без учета мнения специалистов, резолюций Парламентской ассамблеи Совета Европы, коммунистическое правительство заменило курсы по истории Румынии и всеобщей истории на курсы по «интегрированной истории». В контексте этих преобразований, как образовательные цели, так и содержание учебной программы по истории пострадали с качественной точки зрения. Таковы заключения экспертов и участников проекта «От манипуляции историей к европейскому образованию: уроки от соседей».

Обозначенные в рамках проекта цели и задачи, заявления являются слишком громкими и сами себе противоречащими. Заявления о демократизации образования, в частности о преподавании истории, в большинстве своем носят не столько предложения по решению существующих проблем в данной области, сколько критику советской системы образования и оценку учебной литературы, изданной в разные годы в СССР, России, Приднестровье, Молдове.

Координатор проекта Серджиу Мустяцэ в своем исследовании «Преподавание истории в школах Приднестровского сепаратистского региона» (перевод автора) отмечает, что в 1990 году сепаратистские власти Тирасполя приняли решение относительно «чрезвычайных мер по сохранению идентичности молдавского народа, его языка и культуры». Исходя из того, что Республика Молдова могла продвигать «антинациональную политику», направленную на уничтожение национальной идентичности молдаван, принято решение: «во всех учебных заведениях ввести обязательное изучение истории родного края (Молдовы) и истории СССР». Таким образом, с начала 90-х годов ХХ века приднестровские власти «инициировали» изучение курса истории родного края, начиная с 5-го класса. Сегодня изучается курс истории родного края на трех языках: молдавском, русском и украинском («История родного края»), который преподается в VI - IX классах [7, с. 93].

Продолжая анализ исторического образования, Мустяцэ приводит пример, что в 1991 году была разработана «Учебная программа уроков по истории Молдовы», на основе которой были подготовлены первые местные публикации в форме курса уроков, изданных в период 1992 - 1997 гг. Н.В. Бабилунга и Б.Г Бомешко, ежегодная серия «Из истории родного города» и исторического альманаха.

В 1996 году в Тирасполе был опубликован первый атлас истории Приднестровья. Первый экспериментальный учебник был опубликован в Тирасполе в 1997 году и предназначался для учащихся 5-х классов и всех тех, кто изучает историю своей родины («История родного края»). Учебник состоял из восьми разделов: «Молдова в далеком прошлом»; «Молдова в XIV - XVIII веках»; «Молдова в XIX - начале XX веков»; «Октябрьская революция и иностранная интервенция»; «Формирование МАССР», «Борьба населения Бессарабии с оккупантами»; «Великая Отечественная война»; «Молдова в послевоенный период и Приднестровье сегодня». Автор исследования обращает внимание, что дидактические цели и задачи разработаны в стиле советской историографии с упором на революционные элементы, войны, советский и пророссийский патриотизм. События межвоенного периода, связанные с Румынией, представлены довольно агрессивно, румынские власти рассматриваются как оккупанты, и после заключительной ноты СССР 1940 года, без каких-либо аргументов, настоятельно говорят о злоупотреблении румынских властей [7, с. 93].

Мы не будем приводить следующие примеры оценки учебной литературы, в которых С. Мустяцэ продолжает говорить о просоветских и пророссийских настроениях, отметим лишь тот факт, что в рамках организации и проведения этнологической практики на территории Приднестровья было собрано достаточно материалов, в том числе ауди- и видеозаписей интервью с участниками событий Великой Отечественной войны, тех, кто, будучи детьми, пережил голод периода румынской оккупации. Результаты исследований, реальные рассказы и сюжеты из жизни людей периода войны никак не укладываются в трактовку истории современных ученых и исследователей Республики Молдова.

Примером может послужить и содержание учебников по истории, касающееся довоенного и военного периода (см. табл.).

При анализе содержательной части двух учебников, изданных с разницей в год, мы видим, что молдавские/румынские авторы события, отражающие вхождение территории Бессарабии в состав МССР трактуют как аннексию. Несмотря не ограниченность часов по данному периоду, но особую важность событий 40-х годов ХХ века, 2 параграфа главы посвящены культуре и науке в межвоенный период и румынской культуре 1918 - 1940 годов. Кроме этого обращает на себя внимание и возрастной аспект: практически один и тот же период истории в Ре-спубике Молдова изучается в IX класе, а в Приднестровье - в XI.

Республика Молдова Приднестровская Молдавская Республика

ISTORIA ROMÍNILOR SI UNIVERSALA [8] ИСТОРИЯ ПРИДНЕСТРОВСКОЙ МОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ [9]

Республика Молдова Приднестровская Молдавская Республика

IX кл. XI кл.

Содержание

Республика Молдова Приднестровская Молдавская Республика

Capitolul I. Lumea contemporana ín anii 1918 -1946 9. Specificul dezvoltarii Basarabiei in cadrul Romaniei (1918 - 1940) 10. RASS Moldoveneasca (1924 - 1940) 11. Relatiile sovieto-romane si sistemul de aliante in perioada interbelica 12. Anexarea Basarabiei si rapturile teritiriale din vara anului 1940 13. Cultura si stiinta in perioada interbelica 14. Cultura romaneasca in 1918 - 1940 15. Al Doilea Razboi Mondial 16. Romania, Basarabia si Transnistria 1940 - 1944 Capitolul II. Lumea contemporana ín perioada postbélica 17. Relatiile internationale in perioada 1945 - 1991 Глава III. ПЕРВАЯ ПРИДНЕСТРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ (1924 - 1940 гг.) § 7. Создание государственности на Днестре. Образование МАССР § 8. Приднестровье в межвоенный период § 9. Ликвидация государственности Приднестровья. Образование МССР Глава IV. ПРИДНЕСТРОВЬЕ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1941 - 1944 гг.) § 10. Начальный период войны (июнь - август 1941 г). Румынская оккупация § 11. Приднестровцы на фронтах войны. Сопротивление оккупационному режиму § 12. Освобождение Приднестровья Глава V. ПРИДНЕСТРОВЬЕ В СОСТАВЕ МОЛДАВСКОЙ ССР (1944 - 1989 гг.) § 13. Восстановление народного хозяйства Приднестровья в первые послевоенные годы

Участники обозначенного проекта, целью которого являлась демократизация системы образования и переход на европейские стандарты, в том числе в области преподавания истории, сами того не ведая, политизируют практику преподавания истории. Подтверждением этому является заключение координатора проекта в рамках одного из исследований, которое мы перевели: «Мы с сожалением отмечаем, что молодое поколение на левом берегу Днестра воспитывается посредством учебников истории в духе ненависти и недоверия к кишиневским властям и населению, которое идентифицирует себя как румыны. Современное состояние исторического образования в приднестровском сепаратистском регионе не соответствует концепциям демократического общества. Отмечаем, что учащиеся в школах на левом берегу Днестра, находящиеся под контролем сепаратистских властей, начиная с шестого класса, изучают историю России на основе учебников истории, изданных в Москве, что свидетельствует о прямом участии России не только в политической сфере, но и в системе образования в восточных районах Республики Молдова» [7, с. 97].

Потверждением того, что исследование исторических событий и написание фундаментальных работ по истории страны являются политизированным явленим современной науки, служат исследования и монографии последних лет, изданные в Республике Молдова. Нами для сравнения была проанализирована работа молдавского/румынского автора Дулгеру Валериу «История Республики Молдова» [10] и коллективная работа «История Молдавской ССР с древнейших времен до наших дней» [11]. При детальном анализе содержательной части мы можем отметить два разных подхода:

1. В представлении молдавского автора Dulgheru Valeriu история Молдавской ССР - это история народа, проживавшего в условиях оккупации, в условиях постоянного давления и жестких требований со стороны советской власти, в

Библиографический список

условиях постоянной угрозы быть сосланным за пределы страны, назревавших антисоветских настроений.

2. В коллективной работе советского периода при освещении событий, касающихся Бессарабии и Румынии, акцент делается на освобождении молдавского народа от румынского гнета, подтверждением чему являются и рассказы жителей приднестровских сел, переживших голод и лишения времен Великой Отечественной войны. Отдельного внимания заслуживают параграфы, отражающие восстановление народного хозяйства и перспективы развития общества через развитие образования, науки и культуры.

Подводя итоги, с целью обозначения практического значения исследования необходимо отметить:

1. При организации и реализации образовательного процесса, в том числе на профессиональном уровне, необходимо ориентироваться как на международную, так и на отечественную практику, на образовательные стандарты, утвержденные государством, на концепции и рекомендации преподавания истории, которые не противоречат политике государства.

2. При освещении проблемных вопросов истории необходимо ориентироваться на источники, в первую очередь исторические. Обучающимся необходимо предоставлять возможность работы с различными источниками, позволяющими анализировать отличные точки зрения и способствующие формированию аналитического склада ума.

3. При разработке и издании учебной литературы необходимо ориентироваться на научные факты и результаты исследований. Учебная литература, внедряемая в организации образования всех уровней, должна проходить научную экспертизу и получить рекомендации профильных министерств и ведомств.

1. Европейская культурная конвенция. (Конвенция вступила в силу для Российской Федерации 21 февраля 1991 года). Париж; 19 декабря 1954 года. Available at: https:// www.coe.int/ru/web/conventions/full-list/-/conventions/rms/09000016800645e8

2. Вступление. Габриеле Мацца, директор школьного, внешкольного и высшего образования, Совет Европы. Историческое образование в Европе: 10 лет сотрудничества между Российской Федерацией и Советом Европы. Available at: https://rm.coe.int/CoERMPublicCommonSearchServices/DisplayDCTMContent7document Id=0900001680651573

3. Короткова М.В., Студеникин М.Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях: практическое пособие для учителей. Москва: ВЛАДОС, 1999.

4. Герасимов Г Историческая политика современной России. Портал История.Рф. Available at: https://histrf.ru/biblioteka/b/istorichieskaia-politika-sovriemiennoi-rossii

5. Герасимов Г. Об историческом суверенитете и исторической политике. Портал История.Рф. Available at: https://histrf.ru/biblioteka/b/ob-istorichieskom-suvierienitietie-i-istorichieskoi-politikie

6. Musteaja S., Marea Unire din 1918 in manualele §colare din Republica Moldova. Studiu de caz: clasele a IV-a, a VIII-a §i a IX-a. Predarea istoriei: Indrumar metodic pentru profesori. Ch.: Pontos, 2010.

7. Musteaja S. Predarea istoriei in §colile din regiunea separatists nistreana. Predarea istoriei: Indrumar metodic pentru profesori. Ch.: Pontos, 2010.

8. Sarov I., Casu I., Dobzeu M., Cerbusca P. Istoria romanilor si universala: Manual pentru clasa a 9-a. Chisinau: Cartdidact, 2013.

9. Бабилунга Н.В., Бомешко Б.Г История Приднестровской Молдавской Республики. 11 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. Тирасполь: ПГИРО, 2014.

10. Dulgheru V. Dulgheru Valeriu. Istoria Republicii Moldova. Chisinau: Tehnica-Info, 2018.

11. История Молдавской ССР с древнейших времен до наших дней. Кишинев: Штиинца, 1984.

References

1. Evropejskaya kul'turnaya konvenciya. (Konvenciya vstupila v silu dlya Rossijskoj Federacii 21 fevralya 1991 goda). Parizh; 19 dekabrya 1954 goda. Available at: https://www.coe. int/ru/web/conventions/full-list/-/conventions/rms/09000016800645e8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Vstuplenie. Gabriele Macca, direktor shkol'nogo, vneshkol'nogo i vysshego obrazovaniya, Sovet Evropy. Istoricheskoe obrazovanie v Evrope: 10 let sotrudnichestva mezhdu Rossijskoj Federaciej i Sovetom Evropy. Available at: https://rm.coe.int/CoERMPublicCommonSearchServices/DisplayDCTMContent7documentId=0900001680651573

3. Korotkova M.V., Studenikin M.T. Metodika obucheniya istorii v shemah, tablicah, opisaniyah: prakticheskoe posobie dlya uchitelej. Moskva: VLADOS, 1999.

4. Gerasimov G. Istoricheskaya politika sovremennoj Rossii. PortalIstoriya.RF. Available at: https://histrf.ru/biblioteka/b/istorichieskaia-politika-sovriemiennoi-rossii

5. Gerasimov G. Ob istoricheskom suverenitete i istoricheskoj politike. PortalIstoriya.RF. Available at: https://histrf.ru/bMioteka/b/ob-istorichieskom-suvierienitietie-Hstorichieskoi-politikie

6. Musteaja S., Marea Unire din 1918 in manualele §colare din República Moldova. Studiu de caz: cíasele a IV-a, a VIII-a §i a IX-a. Predarea istoriei: indrumar metodic pentru profesori. Ch.: Pontos, 2010.

7. Musteaja S. Predarea istoriei in §colile din regiunea separatista nistreana. Predarea istoriei: Indrumar metodic pentru profesori. Ch.: Pontos, 2010.

8. Sarov I., Casu I., Dobzeu M., Cerbusca P. Istoria románilor si universala: Manual pentru clasa a 9-a. Chisinau: Cartdidact, 2013.

9. Babilunga N.V., Bomeshko B.G. Istoriya Pridnestrovskoj MoldavskojRespubliki. 11 kl.: uchebnik dlya obscheobrazovatel'nyh uchrezhdenij. Tiraspol': PGIRO, 2014.

10. Dulgheru V. Dulgheru Valeriu. Istoria Republicii Moldova. Chisinau: Tehnica-Info, 2018.

11. Istoriya Moldavskoj SSR s drevnejshih vremen do nashih dnej. Kishinev: Shtiinca, 1984.

Статья поступила в редакцию 04.08.20

УДК 37.014.5

GavrilyukN.P., Cand. of Sciences (History), Kaluga State University n.a. K.E. Tsiolkovsky (Kaluga, Russia), E-mail: gavriliuk_nata@bk.ru

POLYCULTURAL EDUCATION AS ONE OF THE GUARANTEES OF THE PRESERVATION OF STATEHOOD IN CONDITIONS OF POLYETHNICITY OF SOCIETY: REGIONAL ASPECT. The article, based on the analysis of the legislative and regulatory framework of the Dniestrian Moldovan Respublic, with an emphasis on multiethnicity of the region, shows the role and significance of the development of multicultural education as a condition for maintaining identity and stable development of the state. To confirm the role of the development of the concept of multicultural education, in order to familiarize young people with the history, culture, traditions of the peoples living in the region, studies are carried out confirming the role of the ethnocultural component in the process of identification and self-identification. The researcher's results confirm the need to create a practice-oriented school, the purpose of which would be not only the development of the concept of multicultural education, but also the development of methodological recommendations for teachers of the republic, the development of lecture courses and special programs, the publication of educational literature, the organization and conduct of refresher courses and retraining.

Key words: multicultural education, concept, multiethnic society, Dniestrian Moldavan Republic, ethnocultural diversity, ethnocultural heritage, identification, self-identification, supra-ethnic community.

Н.П. Гаврилюк, канд. ист. наук, Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского, г. Калуга, E-mail: gavriliuk_nata@bk.ru

ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОДИН

ИЗ ГАРАНТОВ СОХРАНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

В УСЛОВИЯХ ПОЛИЭТНИЧНОСТИ ОБЩЕСТВА: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

В статье на базе анализа законодательной и нормативно-правовой базы Приднестровской Молдавской Республики с акцентом на полиэтничность региона показана роль и значение развития поликультурного образования как условия сохранения идентичности и стабильного развития государства. Для подтверждения роли разработки Концепции поликультурного образования с целью приобщения молодежи к истории, культуре, традициям народов, проживающих в регионе, были проведены исследования, подтверждающие роль этнокультурного компонента в процессе идентификации и самоидентификации. Результаты исследований подтверждают необходимость создания практико-ориентированной школы, целью которой стала бы разработка не только Концепции поликультурного образования, но и методических рекомендаций для педагогов республики, курсов лекций и специальных программ, издание учебной литературы, организация и проведение курсов повышения квалификации и переподготовки.

Ключевые слова: поликультурное образование, Концепция, полиэтническое общество, Приднестровская Молдавская Республика, этнокультурное многообразие, этнокультурное наследие, идентификация, самоидентификация, надэтническая общность.

В истории человечества так сложилось, что каждое новое тысячелетие, вернее, первые десятилетия века, отмечены чем-то новым, неординарным и, на первый взгляд, противоречивым. Противоречивость периода конца ХХ - начала XXI веков заключается в том, что в условиях глобализации и универсализации мы наблюдаем, с одной стороны, практику стирания границ между культурами, отход от традиционного образа жизни, ориентир на «информационно-технический» тип цивилизации, формирование единой системы ценностей, внедрение общих критериев ведения бизнеса, стремление к установлению единой системы образования и т.п., а с другой - новые тенденции, в том числе на региональном уровне, по сохранению и возрождению национальных культур, использованию элементов традиционной культуры в сфере экономики, политики, образования и науки в качестве имиджеобразующего компонента. Именно в этих условиях каждое государство в зависимости от принадлежности к типу цивилизации и культуры, что напрямую влияет на вовлеченность в глобальные процессы и складывание универсальных ценностей, устанавливает свои нормы и правила по выявлению, исследованию, сохранению и популяризации элементов традиционной культуры и объектов этнокультурного наследия, а также определения места и роли этнического и национально-культурного компонентов в процессах идентификации и самоидентификации.

Тему исследования мы рассмотрим через анализ двух тесно взаимосвязанных процессов, влияющих не только на практику мирного взаимодействия граждан внутри государства, но и на то, как результаты этого взаимодействия, приведшие к формированию надэтнической общности, могут способствовать сохранению государственности. Территориальные рамки исследования будут ограничены Приднестровской Молдавской Республикой (Приднестровьем) -государством, юридически не отмеченным на политической карте мира, но уже 30 лет реализующего на своей территории политику сохранения исторической памяти и формирования поликультурного общества, ориентированную на законодательство и стандарты Российской Федерации.

Для раскрытия заявленной темы территория выбрана неслучайно, так как именно практика межкультурного взаимодействия, добрососедские отношения между представителями различных этносов и этнических групп, поддержка русскоязычного населения в период распада СССР и вооруженного конфликта на

Днестре в 1992 году легли в основу формирования государственности и принятия Декларации о независимости Приднестровской Молдавской Республики.

Как отмечено в Конституции Приднестровской Молдавской Республики, на исследуемой территории проживает многонациональный народ, «соединенный общей судьбой на своей земле» [1], сумевший не только отстоять свою независимость, создать собственную государственность, но и сформировать «приднестровскую надэтническую общность», обладающую чувством самосознания и преданности традициям предков, сохраняющую историческую память.

Этнокультурное многообразие и практика межкультурного взаимодействия положены в основу законодательства Приднестровья:

- Закон Приднестровской Молдавской Республики «О культуре» «исходит из:

а) признания роли культуры в развитии и самореализации личности, гуманизации общества и сохранении национальной самобытности народа, проживающего на территории Приднестровской Молдавской Республики, неразрывной связи культуры с нравственным возрождением, развитием демократии, социально-экономическим прогрессом в Приднестровской Молдавской Республике;

б) стремления к межнациональному культурному сотрудничеству и интеграции культуры народа Приднестровья в мировую культуру» [2].

- В Законе Приднестровской Молдавской Республики «О языках» отмечено: «На территории Приднестровской Молдавской Республики с многонациональным населением традиционно сложившейся нормой языкового существования является двуязычие и многоязычие. Такая многоязыковая ситуация нашла закрепление еще в первой Конституции Молдавской автономной Советской Социалистической Республики 1924 года. Её официальными языками были провозглашены молдавский, русский и украинский при равноправном режиме всех иных языков, функционирующих на территории МССР.

Приднестровская Молдавская Республики обеспечивает равноправное развитие и сохранение употребляемых в республике языков и создает правовые гарантии для граждан любой национальности на развитие своего языка и культуры» [3].

Необходимо отметить, что Приднестровская Молдавская Республика - это единственное территориально-административное образование, на территории

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.