Научная статья на тему 'Поликультурное воспитание младших школьников в условиях современной начальной школы (на примере Приднестровья)'

Поликультурное воспитание младших школьников в условиях современной начальной школы (на примере Приднестровья) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
826
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / A POLYCULTURAL ORIENTATION / POLYCULTURAL EDUCATION / POLYCULTURAL FORMATION / AN ELEMENTARY SCHOOL / STATE EDUCATIONAL STANDARD / PRIMARY SCHOOL STUDENT / PEDAGOGICAL CONDITIONS / EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ткачук Алла Анатольевна, Томилина Лилиана Лаврентьевна, Ушнурцева Нина Никитична

В статье анализируются актуальные проблемы поликультурного воспитания младших школьников в условиях современной начальной школы. Авторами рассмотрены особенности поликультурного образования в соответствии с внедрением Г осударственного образовательного стандарта начального общего образования в Приднестровской Молдавской Республике. Определены педагогические условия, обеспечивающие поликультурное воспитание учащихся начальных классов в общеобразовательной школе. Авторами подчеркивается, что в реализации педагогических условий поликультурного воспитания младших школьников значительная роль отводится республиканскому компоненту начального образования, содержание которого включает систему знаний и культурного опыта детей, отражает особенности культурно-исторического, природно-географического, социально-экономического развития региона, который призван учитывать традиции краеведения, природные и исторические особенности региона, этнокультурные особенности. В данной статье рассматриваются цели и задачи разработанной программы факультативного курса «Живем в мире и согласии» в начальной школе организаций общего образования Приднестровской Молдавской Республики для обогащения поликультурного содержания образовательного процесса. Содержательные компоненты программы направлены на воспитание социально компетентных, креативно мыслящих и толерантных личностей, сознательных граждан и патриотов своей родины, знающих и любящих свой родной край, стремящихся сохранять и преумножать его природный, экономический и культурный потенциал. Обоснована одна из важных задач учителя -формирование поликультурной позиции младших школьников. Также в статье отражена главная миссия поликультурного воспитания возрождение гуманистических принципов межкультурного общения, диалога культур и наций, открывающей перед каждым индивидом равные возможности для реализации своих потенциальных способностей, независимо от национальной принадлежности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ткачук Алла Анатольевна, Томилина Лилиана Лаврентьевна, Ушнурцева Нина Никитична

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Polycultural education of primary schoolchildren in a modern elementary school (on the example of Pridnestrovie)

The article analyzes the current problems of polycultural education of primary schoolchildren in a modern primary school. The authors examined the features of polycultural education in accordance with the implementation of the State educational standard of primary general education in the Pridnestrovian Moldavian Republic. The pedagogical conditions that provide polycultural education of primary school students in a comprehensive school are determined. The authors emphasize that in the implementation of the pedagogical conditions of polycultural education of younger students a significant role is given to the republican component of primary education, the content of which includes a system of knowledge and cultural experience of children, reflects the characteristics of the cultural-historical, natural-geographical, socio-economic development of the region, which is designed to take into account the traditions of local history, the natural and historical features of the region, ethnocultural features. This article discusses the goals and objectives of the developed program of the optional course «We live in peace and harmony» in the elementary school of the organizations of general education of the Pridnestrovian Moldavian Republic to enrich the polycultural content of the educational process. The substantive components of the program are aimed at educating socially competent, creatively thinking and tolerant individuals, conscious citizens and patriots of their homeland, who know and love their native land, striving to preserve and increase its natural, economic and cultural potential. One of the important tasks of the teacher is substantiated -the formation of the polycultural position of younger students. The article also reflects the main mission of polycultural education the revival of the humanistic principles of intercultural communication, the dialogue of cultures and nations, which opens up equal opportunities for each individual to realize their potential abilities, regardless of nationality.

Текст научной работы на тему «Поликультурное воспитание младших школьников в условиях современной начальной школы (на примере Приднестровья)»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2019, №4, Том 7 / 2019, No 4, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-4-2019.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/46PDMN419.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Ткачук А. А., Томилина Л.Л., Ушнурцева Н.Н. Поликультурное воспитание младших школьников в условиях современной начальной школы (на примере Приднестровья) // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №4, https://mir-nauki.com/PDF/46PDMN419.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Tkachuk A.A., Tomilina L.L., Ushnurtseva N.N. (2019). Polycultural education of primary schoolchildren in a modern elementary school (on the example of Pridnestrovie). World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 4(7). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/46PDMN419.pdf (in Russian)

УДК 373.31

Ткачук Алла Анатольевна

ГОУ «Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко» Тирасполь, Приднестровская Молдавская Республика

Зав. кафедры, доцент

Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: kafedrapmno@yandex.ru

Томилина Лилиана Лаврентьевна

ГОУ «Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко» Тирасполь, Приднестровская Молдавская Республика

Доцент

Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: liliana_72_72@mail.ru

Ушнурцева Нина Никитична

ГОУ «Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко» Тирасполь, Приднестровская Молдавская Республика

Доцент

Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: vmch34@mail.ru

Поликультурное воспитание младших школьников в условиях современной начальной школы (на примере Приднестровья)

Аннотация. В статье анализируются актуальные проблемы поликультурного воспитания младших школьников в условиях современной начальной школы. Авторами рассмотрены особенности поликультурного образования в соответствии с внедрением Государственного образовательного стандарта начального общего образования в Приднестровской Молдавской Республике. Определены педагогические условия, обеспечивающие поликультурное воспитание учащихся начальных классов в общеобразовательной школе. Авторами подчеркивается, что в реализации педагогических условий поликультурного воспитания младших школьников значительная роль отводится республиканскому компоненту начального образования, содержание которого включает систему знаний и культурного опыта детей, отражает особенности культурно-исторического, природно-географического, социально-экономического развития региона, который призван учитывать традиции краеведения, природные и исторические особенности региона, этнокультурные особенности. В данной статье рассматриваются цели и задачи разработанной

https:// mir-nauki. com

программы факультативного курса «Живем в мире и согласии» в начальной школе организаций общего образования Приднестровской Молдавской Республики для обогащения поликультурного содержания образовательного процесса. Содержательные компоненты программы направлены на воспитание социально компетентных, креативно мыслящих и толерантных личностей, сознательных граждан и патриотов своей родины, знающих и любящих свой родной край, стремящихся сохранять и преумножать его природный, экономический и культурный потенциал. Обоснована одна из важных задач учителя -формирование поликультурной позиции младших школьников. Также в статье отражена главная миссия поликультурного воспитания - возрождение гуманистических принципов межкультурного общения, диалога культур и наций, открывающей перед каждым индивидом равные возможности для реализации своих потенциальных способностей, независимо от национальной принадлежности.

Ключевые слова: поликультурная направленность; поликультурное воспитание; поликультурное образование; начальная школа; государственный образовательный стандарт; младший школьник; педагогические условия; образовательный процесс

Поликультурное воспитание подрастающего поколения - это одно из направлений формирования приднестровской идентичности через выстраивание диалога культур народов Приднестровской Молдавской Республики (ПМР) и эффективная форма укрепления межнационального согласия и мира, взаимопонимания и доброжелательности [1]. Основной целью поликультурного воспитания молодого поколения является социализация личности, способной активно и плодотворно сотрудничать с представителями всех национальностей, благодаря развитому чувству понимания духовного мира, приобретенным навыкам сотрудничества и взаимопонимания с людьми разных этнических групп [2].

Важный вклад в становление и развитие методологической базы исследования проблемы поликультурного воспитания составили труды ученых М.М. Бахтина, Е.В. Бондаревской, Ю.С. Давыдова, Г.Д. Дмитриева, В.Я. Лыковой, И.В. Огарковой, А.П. Сманцера. Весьма актуальным является тезис о ключевой фигуре поликультурного воспитания - педагоге. Конструктивные идеи по этому вопросу содержатся в исследованиях Т.А. Гелло, В.Ф. Гуцу, И.В. Колоколовой, Л.В. Коноваловой, А.К. Макаровой, Л.Т. Ткач,

A.А. Ткачук. О процессе поликультурного воспитания и его наполнении конкретным учебно-методическим содержанием находим много плодотворных идей в работах Ю.В. Арутюняна, П. Бергмана, З.П. Васильевой, Г.Н. Волкова, А.Н. Джуринского,

B.В. Макаева, З.А. Мальковой, Н.П. Сенченкова, Н.В. Силистрару, Л.Л. Супруновой, М. Яновской.

Приднестровье многонациональное государство, где воспитание нравственности, патриотизма и интернационализма всегда являлись приоритетами. Эти понятия выступают в качестве базиса, ценностной основы системы образования и включаются в понимание сущности поликультурного образования школьников с самой первой школьной ступени начального общего образования. В этом и заключается специфика и своеобразие понимания сущности поликультурного образования и воспитания [3]. В Приднестровье исторически сложилась общность людей, уважающих все национальности, их культуры и языки, сложился многонациональный приднестровский народ1.

1 Республиканский компонент по изобразительному искусству в начальной школе: Учебно-методическое пособие / Автор-составитель Н.Н. Ушнурцева. - Тирасполь, 2004. - 72 с.

Страница 2 из 8

46PDMN419

Важнейшей целью современного образования, заявленной в Концепции духовно-нравственного развития молодого поколения, является воспитание высоконравственного и ответственного, инициативного и компетентного гражданина. В доктрине образования ПМР одна из приоритетных задач гласит «воспитание патриотов Приднестровья, граждан правового и демократического государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью» [4].

Сегодня на необходимость поликультурного воспитания младших школьников, в том числе познания национальных и культурных особенностей народов, живущих вместе в одной местности, регионе, прямо указано в ГОС начального общего образования (НОО).

В государственном образовательном стандарте (ГОС) начального общего образования поликультурная направленность представляет собой «совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями»2 с учетом национальных и этнокультурных интересов народов, проживающих на территории Приднестровья.

В соответствии с ГОС осуществляется: формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения у учащихся; духовно-нравственное развитие, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей [5].

В общеобразовательной школе поликультурное воспитание учащихся начальных классов обеспечивается реализацией совокупности педагогических условий.

К педагогическим условиям поликультурного воспитания младших школьников отнесем следующие: приобщение детей к родному языку, литературе и истории своего этносоциума, направленность на сохранение национальных культур; общечеловеческих, культурных и нравственных ценностей; формирование культуры и гармонизации межнациональных отношений [6].

Осуществление поликультурного воспитания реализуется путем включения, дополнительных материалов в учебный процесс, способствующих поликультурному просвещению всех учащихся начальной школы (вне зависимости от их национальной принадлежности). Введение спецкурсов, факультативов, кружков, отражающих национальную духовную культуру и историю представленных в школе этнических групп, обеспечение деятельности системы дополнительного образования в образовательном учреждении [7].

Важным условием реализации поликультурного образования является функционирование поликультурной образовательной среды. В ряде исследований доказано, что объектом воздействия учителя выступает не сам ребенок и не его качества или поведение, а условия, в которых он живет.

Каждый учебный предмет в силу своих возможностей раскрывает определенные педагогические условия поликультурного потенциала. В содержании всех учебных предметов начальной школы предлагаются задания, содержащие определенный поликультурный материал, способствующий усилению значимости этнокультуры, подчеркиванию ее роли в поликультурном пространстве Приднестровья [8].

Поликультурному воспитанию способствуют уроки изобразительного искусства, на которых учащиеся рисуют на исторические темы, сюжеты сказок, картин, национальные костюмы, приобщаются к произведениям народных мастеров, создавая различные орнаменты, эскизы элементов росписей и т. д.

2 Государственный образовательный стандарт начального общего образования ПМР (Приказ МП ПМР от 11.07.2013 года № 966).

Иллюстрирование сюжетов литературных произведений писателей Приднестровья Т. Пономарева «Сиреневый бражник», «Два Мазая», «День рождения»; Г. Георгиу «Букет цветов»; И. Крянгэ «Кошелек с двумя денежками»; В. Прохина «Снеговик»; Н. Дендеморченко «Егоркин дом»; В. Романчука «Дом родной» и др. способствуют приобщению учащихся к родной культуре, культуре других народов, населяющих край, а от региональной культуры - к мировой.

Тематическое рисование на сюжеты сказок разных народов - замечательное средство для формирования и воспитания чувства любви к родному народу и симпатии к представителям других национальностей. Так, В.Д. Ботнару подчеркивает, что «...сказкам любого народа свойственно общечеловеческое, в них нашли свое выражение многовековые народные чаяния и ожидания, стремление народа к счастью, борьба за правду и справедливость, ненависть к угнетателям и любовь к Родине» [9].

В сказках разных народов отражены идеи взаимоуважения людей других этнических групп, их человеческое достоинство, быть вежливым, скромным, а также быть верным своему долгу и чести (русские народные сказки «Гуси-лебеди», «Маша и медведь»; молдавские народные сказки «Серый волк», «Фэт-Фрумос и солнце», «Легенда о ласточке»; украинские народные сказки «Хроменькая уточка», «Рукавичка»).

Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память [10].

Каждый народ по-своему отражает в своем орнаментальном творчестве окружающую жизнь и природу. Например, в молдавском орнаменте можно видеть виноград, в украинском -подсолнух, в русском орнаменте - березку и т. д. Многие символы, составляющие орнамент на предметах быта, являются общими для культуры разных народов, что свидетельствует о едином способе отражения единого мира. Прежде всего, это знаки Солнца, воды, Земли, хлебных зерен. Поэтому можно сказать, что орнамент является стилем эпохи, надежным признаком принадлежности произведения к определенному времени и этносу.

Реализация педагогических условий поликультурного воспитания осуществляется через включение их в учебный план программы, предусматривающий приобщение молодого поколения к базовым национальным ценностям приднестровского общества, в контексте формирования у них гражданской идентичности и обеспечивать:

• создание системы воспитательных мероприятий, способствующие освоению на практике использовать полученные знания;

• формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающей этническую специфику;

• формирование активной деятельностной позиции [11].

Важным направлением программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся, является формирование приднестровской гражданской идентичности у подрастающего поколения. Основной задачей - укрепление духовности и нравственности, гражданской солидарности и государственности, развитие культуры [12].

Содержательные компоненты программы представлены следующими направлениями:

• духовные традиции Приднестровья (православие, история, искусство, язык, фольклор);

• примеры героев отечественной истории как образцы нравственного поведения; Страница 4 из 8

• объекты духовного краеведения Приднестровья (музеи, памятные места);

• социальные практики и маршруты духовного краеведения [4].

Признание значимости культуры родного народа как органической составляющей общечеловеческого культурного наследия, организация ситуаций, в которых происходит объединение на почве общих потребностей, привязанностей и интересов, а не на основе этнической принадлежности, в конечном итоге способствуют нахождению детьми сходства во взглядах, интересах, стремлениях, снижению роли этнических стереотипов и предубеждений, повышению самооценки личности.

Поликультурные представления становятся основой для формирования поликультурных понятий, которые следует рассматривать как воспроизведение предметов и явлений национальной культуры в их обобщенных характеристиках-словах, с помощью которых младший школьник называет нужные для него представления, может комбинировать имеющиеся представления в различные образы [13].

Для обогащения поликультурного содержания образовательного процесса в 2014 году, Совет по образованию Министерства просвещения ПМР принял проекты программ вариативной части новых Государственных образовательных стандартов: «Аистенок» - для организаций дошкольного образования и «Живем в мире и согласии» - для начальной школы3.

Программа «Живем в мире и согласии» разработана для организации внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению за счет второго часа вариативной части БУПа ГОС ПМР. Цель программы «Живем в мире и согласии» - воспитание социально компетентных, креативно-мыслящих и толерантных личностей, сознательных граждан и патриотов своей родины, знающих и любящих свой родной край, стремящихся сохранять и преумножать его природный, экономический и культурный потенциал.

Задачи программы «Живем в мире и согласии»:

• повысить социальную компетентность и ответственность детей за благополучие родного края как неотъемлемых составляющих гражданственности;

• способствовать формированию патриотизма и гражданственности, ответственности и уважительного отношения к истории и наследию родной земли;

• привить интерес к истории, культуре, жизни республики;

• способствовать формированию у детей установки на развитие, совершенствование и улучшение родного края;

• сформировать у школьников видение своего места в настоящем и будущем родного края;

• подготовить учащихся к взаимодействию с окружающим миром через усвоение знаний о родном крае, формирования соответствующих компетенций;

• приобщить учащихся к деятельности по охране памятников истории и культуры через организацию краеведческой работы3.

В исследованиях Н.Н. Ушнурцевой подчеркивается, что в реализации педагогических условий поликультурного воспитания младших школьников значительная роль отводится

3 Программа курса внеурочной деятельности «Живем в мире и согласии» по духовно-нравственному воспитанию для начальной школы (Государственный образовательный стандарт начального общего образования ПМР). Сост. С.К. Турчак. - Образовательный центр «Развитие». Тирасполь. 2016. - 36 с.

https:// mir-nauki. com

республиканскому компоненту, содержание которого включает систему знаний и культурного опыта детей, отражает особенности культурно-исторического, природно-географического, социально-экономического развития региона. А также формирует целостное представление детей о социуме и путях самоопределения в нем. Региональный образовательный компонент призван учитывать традиции краеведения, природные и исторические особенности региона, этнокультурные особенности1.

Местные традиции имеет смысл освоить на фоне общечеловеческих культурных канонов. Вся система работы с младшими школьниками направлена на формирование заинтересованного и почтительного отношения к тем культурным традициям, которые выработаны человечеством и отражены в создаваемой им предметной среде. Внимательное и добросовестное изучение конкретных приемов практической работы в данном случае также является средством полиэтнического воспитания. А цель их освоения состоит в том, чтобы дети лучше поняли духовную сущность народной культуры. Таким образом, мы формируем у них понимание национальной духовности предметной среды.

Необходимо отметить, что люди имеют потенциал для расширения своих знаний о другой этнической культуре. Причем, чем больше подрастающее поколение узнает о чужой культуре, и чем больше развита система познания, тем больше увеличивается его способность к познанию вообще, и к пониманию чужой культуры, которую они демонстрируют. В качестве механизмов познания у школьников выступают обучение, воспитание, деятельность, общение.

Уровень поликультурного воспитания определяет образ жизни и образ мыслей человека, широту этнокультурных и образовательных интересов и потребностей, развитие ценностных ориентаций, обеспечивает признание, принятие и понимание этнокультурных различий, особенностей, обусловливает готовность к сохранению, воспроизведению, приумножению этнокультурных ценностей, формирование способности межэтнического диалогового взаимодействия, адаптацию к жизнедеятельности в полиэтнической среде.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гелло Т.А. Воспитание ценностного сознания младших школьников средствами поликультурного образования: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Т.А. Гелло. Тирасполь, 2005. - 295 с.

2. Гукаленко О.В., Лабунский В.В. Особенности моделирования поликультурного образовательного пространства / О.В. Гукаленко, В.В. Лабунский // Материалы Международной научно-практической конференции «Воспитание в культурно-образовательном пространстве реалии и перспективы». - Тирасполь: РИО ПГУ,

2003. - 196 с.

3. Берил С.И., Окушко В.Р. Российская надэтническая культура в постсоветском мире // Стратегия устойчивого развития: современный мир - Приднестровья: Научное издание. - Тирасполь: ЦСПИ «Перспектива», 2003. - 316 с.

4. Данилюк А.Я., Макарова М.Я., Турчак С.К. Концепция духовно-нравственного воспитания детей и молодежи Приднестровья / А.Я. Данилюк, М.Я. Макарова, С.К. Турчак. - Тирасполь, 2009. - 48 с.

5. Иванова А.В. Модель формирования поликультурной компетенции школьников в контексте федеральных государственных образовательных стандартов / А.В. Иванова // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2011. - № 6. - С. 30-34.

46PDMN419

6. Супрунова Л.Л. Поликультурное образование в современной России / Л.Л. Супрунова // Maqister. - 2016. - №3. - С. 79-81.

7. Ушнурцева Н.Н., Гуцу В.Ф. Изобразительное искусство как средство поликультурного воспитания / В.Ф. Гуцу, Н.Н. Ушнурцева. Монография. -Тирасполь, 2009. - 160 с.

8. Ушнурцева Н.Н. Эмоционально-эстетический компонент поликультурного воспитания / Н.Н. Ушнурцева // Начальная школа плюс до и после. - 2007. - № 9. - С. 42-43.

9. Ботнару В.Д. Воспитание у детей позитивного отношения к представителям своего и других народов на основе приобщения к их этнической культуре. Culegere de prelegiri la pedogogie si metodicile pe obiecte. - Chi§inäu. 2002. - 2539 p.

10. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. - М.: Академия. - 1999. -368 с.

11. Ильинская И.П. Поликультурное воспитание младших школьников в процессе интеграции урочной и внеурочной деятельности / И.П. Ильинская // Начальная школа. - 2015. - №8. - С. 56-59.

12. Мафтей А.Г. Личностно-ориентированный подход в управлении поликультурной школой: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Мафтей А.Г. - Тирасполь, 2007. - 215 с.

13. Краснова Т.А. Анализ теоретических основ поликультурного воспитания школьников в современных условиях / Т.А. Краснова // Актуальные проблемы педагогики. - 2013. - №1. - С. 21-28.

14. Живодрова Т.А. Поликультурное воспитание школьников как одно из приоритетных направлений современного образования / Т.А. Живодрова // Наука и школа. - 2012. - №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ (дата обращения: 12.04.2018).

15. Кожурова А.А. Формирование ценностных отношений младших школьников к этническим традициям в условиях поликультурной среды: монография / А.А. Кожурова, - Якутск: Северо-Восточный федеральный ун-т, 2015. - 153 с.

16. Сорока-Росинский В.Н. Национальное и героическое в воспитании // Народное образование. - 2005. - № 4. - С. 81-85.

17. Хазова С.А., Хатит Ф.Р. Поликультурная компетентность педагога: Монография. [Электронный ресурс]: научное электронное издание (монография). ФГБОУ ВПО «АГУ», - 2015. - 141 с. URL: http://elibrary.m/item.asp.id=24241180 (дата обращения: 18.01.2018).

18. Хакимов Э.Р. Поликультурное образование: становление, теория, практика: монография [Текст] / Э.Р. Хакимов. - Ижевск: УдГУ, 2012. - 302 с.

19. Ткачук А.А., Ушнурцева Н.Н. Поликультурное воспитание средствами изобразительного искусства в начальной школе / А. А. Ткачук, Н. Н. Ушнурцева // Начальная школа. - 2013. - № 5. - С. 59-62.

https:// mir-nauki. com

Tkachuk Alla Anatolyevna

Pridnestrovian state university named after T.G. Shevchenko, Tiraspol, Pridnestrovian Moldavian Republic

E-mail: kafedrapmno@yandex.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Tomilina Liliana Lavrentievna

Pridnestrovian state university named after T.G. Shevchenko, Tiraspol, Pridnestrovian Moldavian Republic

E-mail: liliana_72_72@mail.ru

Ushnurtseva Nina Nikitichna

Pridnestrovian state university named after T.G. Shevchenko, Tiraspol, Pridnestrovian Moldavian Republic

E-mail: vmch34@mail.ru

Polycultural education of primary schoolchildren in a modern elementary school (on the example of Pridnestrovie)

Abstract. The article analyzes the current problems of polycultural education of primary schoolchildren in a modern primary school. The authors examined the features of polycultural education in accordance with the implementation of the State educational standard of primary general education in the Pridnestrovian Moldavian Republic. The pedagogical conditions that provide polycultural education of primary school students in a comprehensive school are determined. The authors emphasize that in the implementation of the pedagogical conditions of polycultural education of younger students a significant role is given to the republican component of primary education, the content of which includes a system of knowledge and cultural experience of children, reflects the characteristics of the cultural-historical, natural-geographical, socio-economic development of the region, which is designed to take into account the traditions of local history, the natural and historical features of the region, ethnocultural features. This article discusses the goals and objectives of the developed program of the optional course «We live in peace and harmony» in the elementary school of the organizations of general education of the Pridnestrovian Moldavian Republic to enrich the polycultural content of the educational process. The substantive components of the program are aimed at educating socially competent, creatively thinking and tolerant individuals, conscious citizens and patriots of their homeland, who know and love their native land, striving to preserve and increase its natural, economic and cultural potential. One of the important tasks of the teacher is substantiated -the formation of the polycultural position of younger students. The article also reflects the main mission of polycultural education - the revival of the humanistic principles of intercultural communication, the dialogue of cultures and nations, which opens up equal opportunities for each individual to realize their potential abilities, regardless of nationality.

Keywords: a polycultural orientation; polycultural education; polycultural formation; an elementary school; state educational standard; primary school student; pedagogical conditions; educational process

46PDMN419

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.