Научная статья на тему 'Поликультурное образование как направление в современной школе'

Поликультурное образование как направление в современной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
246
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MULTICULTURAL EDUCATION / КУЛЬТУРНАЯ САМОБЫТНОСТЬ НАРОДОВ / CULTURAL IDENTITY / ДИАЛОГ КУЛЬТУР / DIALOGUE OF CULTURE / МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ОБЩЕНИЕ / INTERCULTURAL COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фахрутдинова Резида Ахатовна, Хабибуллина Дарья Александровна

Авторы статьи представляют теоретическое обоснование проблемы поликультурного образования как направления в современной школе. Раскрыты понятия "поликультурное образование", "межкультурное общение". Выявлены виды межкультурных отношений, рассмотрены принципы социального воспитания в современной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The authors present a theoretical basis of the problem of multicultural education as a trend in the modern school. The article has also disclosed the concept of "multicultural education", "intercultural communication". The paper revealed the kinds of intercultural relations and the principles of social education in modern school.

Текст научной работы на тему «Поликультурное образование как направление в современной школе»

нее все видно (прозрачная), морская, болотная, соленая, горячая, не пахнет, и др. Затем детям предлагается прочитать записи и подумать - в какие четыре группы можно соединить слова. Дети размышляют и в итоге получают группы: температура воды, прозрачность воды, местонахождение воды, вкус и запах воды. После распределения слов на эти 4 группы, учитель спрашивает - «Какие науки изучают воду?». На основе ответов (физика, химия, биология и др.), учитель просит детей сформулировать тему урока, и затем открывает запись ее на доске - физические свойства воды.

Учитель: «Теперь, ребята докажем, что вода прозрачная. Как мы можем это сделать?». Дети указывают на аквариум, стоящий в классной комнате, в котором видно рыбок. Предлагают налить в один стакан воду, а в другой молоко и поставить открытки за этими стаканчиками. Такой опыт наглядно показывает, что сквозь воду все видно, а сквозь молоко - нет. Можно положить камушки в эти стаканы и убедиться, что в молоке камушки не видны, а в воде - видны.

Затем дети предлагают как понаблюдать за изменением температуры воды и что происходит при этих изменениях.

Таким образом, урок наполнен работой над развитием у детей всех четырех групп универсальных учебных действий, и это происходит в их тесном переплетении. На протяжении всего урока формируются познавательные УУД; дети работают в парах - при этом реализуются коммуникативные и личностные УУД.

В задачу учителя также входит прогнозирование предстоящей работы, что выражается в домашнем задании для учащихся, а также осуществлении познавательной и личностной рефлексии. Всё это характеризует личностные УУД.

Учебники, разработанные по системе Л. В. Занкова просты, понятны и построены таким образом, чтобы дети смогли освоить новую информацию и применить ее в последующие годы обучения. Задания в учебнике представлены в виде огромного количества иллюстраций, загадок, постановок проблемных задач. Всё это говорит о разнообразном подходе к обучению и, как следствие, упрощении усвоения нового материала для детей. Все темы разработаны в соответствии с личностно-ориентированным характером обучения. Ребёнок является главным действующим лицом во всей системе образования.

УМК всех учебных курсов характеризуются заданиями, которые побуждают детей к учебной деятельности, основанные на творческой и наполненной эмоциями деятельности. Учитываются возрастные особенности обучаемых, а также особенности их мышления [5]. В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования в рамках ФГОС содержание программ по системе

Л. В. Занкова и, разработанных на их основе учебников для 1-4 классов, направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных и коммуникативных) и предметных действий.

Список литературы

1. Асмолов, А. Г., Бурменская, Г. В., Володарская, И. А., Карабанова, О. А., Салмина, Н. Г., Молчанов, С. В. Формирование универсальных учебных действий в начальной школе: от действия к мысли. / под ред. А. Г. Асмолова - М.: Просвещение, 2008. - 151 с. Режим доступа: http://ozyorsk-shkola.ru/wp-content/uploads/

2. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. - М.: Лабиринт, 1999. - 352 с.

3. Гневэк, О. В. К проблеме формирования и развития универсальных учебных действий обучающихся в общеобразовательной школе / О. В. Гневэк // Психолого-педагогическое сопровождение дошкольного и общего образования: Монография. - Уфа: Аэтерна, 2015. - 216 с.

4. Гусева, Л. Г. Zankov's innovative system of elementary schooling in Russia / Eastern Europe today: Education in Transition. Deer Park, NY: Linus Publications, Inc. 2010. ISBN: 1-60797-128-3 - 124 с. С. 79-88.

5. Дмитриева, Н. Я. Пояснительная записка к курсу «Окружающий мир» / Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков // Система Л. В. Занкова: программы начального общего образования [Электр. ресурс]. - режим доступа: http://zankov. ru/rest/parentslib/article=1262/

6. Дмитриева, Н. Я. Окружающий мир: учебник для 4 кл. - В 2 ч / Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков. - Самара: Изд. дом Федоров, 2010.

7. Дмитриева, Н. Я. Окружающий мир: учебник для 2 кл. - В 2 ч. / Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков. - Самара: Изд. дом Федоров, 2011.

8. Дмитриева, Н. Я. Окружающий мир: учебник для 3 кл. - В 2 ч. / Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков. - Самара: Изд. дом Федоров, 2010.

9. Занков, Л. В. Избранные педагогические труды / Л. В. Занков. - М.: Новая школа, 1996. - 432 с.

10. Нечаева, Н. В. Реализация нового образовательного стандарта средствами системы развивающего обучения Л. В. Занкова / Н. В. Нечаева // Информационный бюллетень. - 2011. - № 2. - С. 2-3.

11. Товпинец, И. П. Я и окружающий мир: учебник для 1 кл. четырехлетней нач. школы / И. П. Товпинец. -2-е изд. - М.: Просвещение, 2001. - 127 с.

12. Ушинский К. Д. Сочинения / К. Д. Ушинский. - М.; Л.: АПН РСФСР, 1942. - Т. 2.

13. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2010. - 31 с.

ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК НАПРАВЛЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Фахрутдинова Резида Ахатовна

доктор педагогических наук, профессор, г. Казань Хабибуллина Дарья Александровна

аспирант КФУ, г. Казань

АННОТАЦИЯ

Авторы статьи представляют теоретическое обоснование проблемы поликультурного образования как направления в современной школе. Раскрыты понятия "поликультурное образование ", "межкультурное общение ". Выявлены виды межкультурных отношений, рассмотрены принципы социального воспитания в современной школе.

ABSTRACT

The authors present a theoretical basis of the problem of multicultural education as a trend in the modern school. The article has also disclosed the concept of "multicultural education", "intercultural communication". The paper revealed the kinds of intercultural relations and the principles of social education in modern school.

Ключевые слова: поликультурное образование, культурная самобытность народов, диалог культур, межкультурное общение.

Keywords: multicultural education, cultural identity, the dialogue of culture, intercultural communication.

В России проблема поликультурного образования приобрела особую актуальность в 90-е годы XX в., когда после распада СССР, в условиях социально-экономических и политических реформ возникла новая образовательная ситуация, для которой характерны введение национально-регионального компонента в базовый учебный план общеобразовательной школы, возрастание роли родного языка обучения, актуализация идей традиционной народной педагогики, повышение влияния религии на педагогический процесс в школе и др.

В этих условиях поликультурное образование призвано, с одной стороны, способствовать этнической идентификации и формированию национального самосознания учащихся, а с другой стороны - формировать у них умения и навыки межнационального общения, осуществлять их социализацию и социокультурную адаптацию к условиям жизни в поликультурном и полиэтническом современном российском обществе.

В свете объявленных ЮНЕСКО 2001 - 2010 гг. Международным Десятилетием культуры мира и ненасилия в интересах детей планеты поликультурное образование приобретает особую воспитательную значимость. В «Конвенции о правах ребенка» (статьи 29-30) отмечается, что образование должно быть направлено на воспитание и развитие у человека таких чувств, как уважение к культуре своего народа, его достижениям, самобытности, национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает и, вместе с тем, к культурам других народов.

Развитие поликультурного образования обусловлено не только современными историческими и социокультурными предпосылками, но и опирается на ряд традиций отечественной и зарубежной философии, педагогики и психологии

Большой интерес для понимания роли поликультурного образования в становлении личности представляют идеи П.Ф. Каптерева о взаимосвязи национального и общечеловеческого в педагогике. К особенностям педагогического процесса, обусловленным национальными ценностями, П.Ф. Каптерев относил язык, религию, быт. Он призывал развивать в детях чувство принадлежности ко всему человечеству: «сколько возможно сокращать в школах мысли о том, что родной народ - единственный носитель истинной культуры, а прочие народы должны быть служебными данному. Педагогическая деятельность первоначально осуществляется на основе национального идеала, а затем трансформируется в деятельности по достижению общечеловеческого идеала. В воспитании, подчеркивал он, «нужно обратиться не к бедному народу, а ко многим, рассмотреть их идеалы и ценными чужими свойствами пополнить недостатки своего национального идеала; народное нужно сочетать с инородным, с всенародным и общечеловеческим» [8, с. 421].

В ходе историко-культурного процесса диалог вели религиозные различные и идеологические системы, народная и профессиональная культура, диалогичны были взаимоотношения отдельных национальных культур и культурных эпох. Диалог шел по времени и в пространстве, он пронизывал ткань истории и культуры по верти-

кали и горизонтали. Диалог выступал как самостоятельный литературный жанр, как форма научного трактата, а диалогичность - как внутреннее свойство текстов, созданных различными искусствами.

Таким образом, мы можем констатировать, что отношения между культурами могут быть различными:

а) отношения одной культуры к другой как к некоему

объекту, в результате наблюдается чисто утилитарное отношение одной культуры к другой; [7, с. 215].

б) отношения неприятия одной культуры другой,

в) отношения взаимодействия и взаимообогащения, т.е. отношения культур друг к другу как равноценным субъектам.

Следствием культивирования первого типа отношений в обществе является укоренение в общественном сознании представителей культуры, которая выступает в функции объекта, комплекса неполноценности, вплоть до самоотречения от своей самобытности, к добровольному подчинению другой культуре - таковы явления англомании, франкомании, германофильства и др. В результате культивирования в обществе отношений второго типа возникают эгоцентрические, самовлюбленные, даже шовинистические культуры, замкнутые на себе и не желающие иметь дело с другими культурами, якобы «неполноценными», «низшими», «некультурными». Поликультурное образование базируется на третьем типе отношений.

Любая культура представляет собой совокупность неповторимых и незаменимых ценностей, поскольку именно через свои традиции и формы выражения каждый народ заявляет о себе всему миру.

«Утверждение культурной самобытности способствует освобождению народов, и, наоборот, любая форма господства является отрицанием этой самобытности или угрозой её существованию. Культурная самобытность представляет собой неоценимое богатство, которое расширяет возможности для всестороннего развития человека, мобилизуя каждый народ и каждую группу, заставляя их черпать силы в своем прошлом, усваивать элементы других культур, совместимых со своим характером, и тем самым продолжать процесс самосозидания» [3, с. 15].

Ни одна культура не может абстрактно претендовать на право быть универсальной, универсальность складывается из опыта всех народов мира, каждый из которых утверждает свою самобытность. Культурная самобытность и культурное разнообразие неразрывно связаны друг с другом[3, с. 18].

Культурные особенности не нарушают - единство всеобщих ценностей, которые объединяют наши народы, более того, они делают их более плодотворными. Многообразие составляет саму основу культурной самобытности там, где бок о бок существуют разные традиции.

Незнание культуры той или иной группы или её уничтожение обедняет человечество целом. Необходимо признать равенство в достоинстве всех культур и права каждого народа и каждого культурного сообщества утверждать, сохранять свою культурную самобытность и обеспечивать её уважение.

Все культуры составляют единое целое в общем, наследии человека. Культурная самобытность народов обновляется и обогащается в результате контактов с традициями и ценностями других народов. Культура - это диалог, обмен мнениями и опытом, постижение ценностей и традиций других, в изоляции она увядает и погибает.

В процессе поликультурного образования мы сталкиваемся с дифференцированными единствами культуры прошлого, настоящего и будущего, которые могут быть осмыслены лишь в их исторической преемственности и взаимосвязи.

При этом взаимное отталкивание, полемическая предубежденность старого и нового в культуре, борьба сменяющих друг друга культурных систем за господство над умами и чувствами людей не могут отменить ни их преемственности, ни их взаимопритяжения, ни аккумуляции общего ценностно-смыслового содержания всех культур в качестве единой культуры, т.е. очеловеченного, освоенного человеком мира.

С другой стороны, то же представление о дифференцированном единстве культуры как об открытой системе позволяет осмыслить разноголосые культуры одного времени как содержательные пласты ценностей, значений и смыслов, укорененные в различных исторических эпохах, в разных этапах единого культурно-исторического развития, т.е. выстроить одновременность культурных явлений как исторический процесс, в котором осуществляется смена ценностных критериев.

Интерес и взаимное общение между культурами разных народов в наше время приобретает особе значение, поскольку является первостепенным условием существования современной цивилизации. Г.Шпет в труде «Введение в этническую психологию» говорил о том, что, через особенности национальной культуры можно понять не только законы искусства, но и специфику национальной души, национальных эмоций. Они, отражаясь в культуре, показывают отношение народа к тем или иным нормам, ценностям [11, с. 55].

Целью участников диалога является достижение взаимного понимания при всей возможной разнице занимаемых в этом диалоге позиций. Особенность диалога разноязычных культур состоит в том, что многофункциональность слов одного языка гипертрофируется многообразием вариантов придания значения этому слову в другом языке. Каждый участник диалога в процессе поиска смысла и его вербализации приходит к своей истине. Она может и не совпадать с истиной, открытой другим участником. Важно решить вопрос о принципиальной возможности их единения. Для этого есть предпосылки, они - в наличии общего объекта и общей цели, в общей технологии, в общих способах мышления, средствах познания объекта, общей логике становления и изложения мыслей об объекте диалога. Формирование таких предпосылок способствует поликультурному образованию учащихся, в том числе развитию у них способности к взаимопониманию. Взаимопонимание можно определить как признание взаимной ценности в сходстве и различии, как межчеловеческое и межкультурное взаимодоверие и комплиментар-ность, взаимодополнимость идеалов и смыслов.

Новые образовательные программы должны предоставлять обучаемым возможность расширения границ их миропонимания, возможность осознания ими относительности мнений и суждений, учить критически подходить к господствующим в обществе представлениям. Преподаватель при этом выступает в качестве образца, демонстрируя рациональное и открытое мышление, но не отказываясь от собственной позиции.

Основной задачей поликультурного образования должно быть развитие способности к межкультурной коммуникации. Цель поликультурного образования в том, чтобы дать обучаемым представление о происходящих в мире разносторонних культурных обменных процессах и многоуровневой структуре каждой культуры. Другие народы должны рассматриваться не как объекты, а как исторические субъекты.

Обучение межкультурному взаимопониманию не должно ограничиваться информацией об экзотических аспектах другой культуры или пропагандой ценностей плюрализма. Требуется сделать серьёзную попытку понять хотя бы одну конкретную иную культуру.

Межкультурное общение - это особая форма общения, когда два участника акта общения принадлежат разным культурам. Соответственно исследования в этой области касаются в основном трёх проблем: воспитания, язык, невербальные процессы.

Наиболее серьёзным исследованием, рассматривающим поликультурное образование как социальное воспитание и обучение, являются работы Р.Шмидта. Его образовательная программа для начальной школы, имеющая девиз «Терпимость, взаимодействие, солидарность», опирается на результаты психологического исследования процессов изменения отношения к миру и мировоззрения у детей. Шмидт является одним из немногих авторов, затрагивающих психологические предпосылки поликультурного образования. Он активно выступает за использование в качестве метода поликультурного образования проблемной ролевой игры, в ходе которой проявляется несоответствие между осознанными и принятыми на когнитивном уровне знания и эмоциональными спонтанными реакциями. Шмидт формулирует два основополагающих принципа социального воспитания, которые относятся к поликультурному образованию в рамках социального обучения:

Принцип избегания нормативных различий. Необходимо очень осторожно обходиться с инаковостью и чуждостью другой культуры и её представителей.

Принцип «социальной близости». Целесообразно включать в обсуждение актуальные, реальные проблемы и ситуации, чтобы их легче было соотнести собственным опытом [10, с. 137].

Международная энциклопедия образования (1994), обобщая теоретические положения и складывающуюся практику в образовательных учреждениях, рассматривает поликультурное образование как важную часть современного общего образования, способствующую усвоению учащимися знаний о других культурах; уяснению общего и особенного в традициях, образе жизни, культурных ценностях народов; воспитанию молодежи в духе уважения инокультурных систем.

- Важно, чтобы содержание поликультурного образования отвечало следующим критериям:

• отражение в учебном материале гуманистических идей;

• характеристика уникальных самобытных черт в культурах народов России и мира;

• раскрытие в культурах российских народов общих элементов традиций, позволяющих жить в мире и согласии;

• приобщение учащихся к мировой культуре, раскрытие процесса глобализации взаимозависимости стран и народов в современных условиях.

В процессе поликультурного образования осуществляется приобщение ребенка родной культуре, а от нее - к российской и мировой.

Понимание важности и содержания поликультурного образования базируются, в том числе, и на «Национальной доктрине образования в Российской Федерации».

В соответствии с этим документом школа призвана обеспечить:

- Историческую преемственность поколений, сохранение, трансляцию и развитие национальной культуры;

- Воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью;

- Формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие у них культуры межэтнических отношений.

Таким образом, феномен «поликультурное образование» - специфическое явление педагогической деятельности, направленной на формирование у учащихся социокультурной идентичности, а также представлений о поликультурном пространстве, о развитии многонационального общества и о деятельности в реалиях такого общества. Цель процесса образования в таких условиях определяется именно формированием индивида, готового к активной созидательной деятельности в современной поликультурной среде, сохраняющего свою социально-

культурную идентичность, уважающего и принимающего другие культурно-этнические общности, живущего в мире и согласии с представителями других национальностей.

Список использованной литературы

1. Балицкая И. В.Поликультурное образование.М., 2001г.

2. Бахтин Л.М. Два способа изучать культур // Вопросы философии. 1986г. №12

3. Библер В. С. Диалог. Сознание. Культура. М.,1989г.

4. Воробьев И.В. диалог культур в контексте единого образовательного пространства// Начальная школа 2002г. №4.

5. Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование. М. Народное обраование,1999г.

6. Дударев М.И. Воспитание этнонациональной толерантности. М.,2007г.

7. Иванова Н.И. Социологический аспект понимания ценностей культуры //Диалог в культуре М., 1989г. №5.

8. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М. 1982г.

9. Леонтьев А.А. Россия: многокультурность и толерантность в книге «Век толерантности». М. 2001г.

10. Шмидт Р. Искусство общения. М. 1992г.

11. Шлет Г.Г. Введение в этническую психологию. М.1992г.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЕТИ ИНТЕРНЕТ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Хажокова Эмма Аслановна

Кандидат филологических наук, доцент кафедры французской филологии Адыгейского государственного

университета, г. Майкоп Туова Марина Руслановна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры арабского языка и вторых иностранных языков Адыгейского

государственного университета, г. Майкоп

АННОТАЦИЯ

Целью настоящей статьи является рассмотрение использования некоторых Интернет-технологий в учебных целях. Анализ исследования показывает, что внедрение ресурсов сети Интернет в образовательный процесс создает оптимальные условия для формирования иноязычной коммуникативной компетенции, что позволяет повысить эффективность реализации компетентностного подхода в ВУЗе.

Ключевые слова: обучение иностранному языку, Интернет-технологии, иноязычная коммуникативная компетенция, коммуникативный подход.

Использование международной сети в обучении является абсолютно новым направлением общей дидактики и частной методики, поскольку происходящие изменения затрагивают все стороны учебного процесса: выбор приемов и стиля работы, изменение требований к академическому уровню обучающихся и т.д.

Основная цель изучения иностранного языка - формирование коммуникативной компетенции. Коммуникативный подход подразумевает обучение общению и формирование способности к межкультурному взаимодействию, что является основой функционирования Интернета, а значит, он может вывести обучение иностранным языкам на новый уровень.

Обучать иностранному языку - это значит обучать общению, передаче и восприятию информации. Использование Интернета в коммуникативном подходе как нельзя

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

лучше мотивировано: его цель состоит в том, чтобы заинтересовать обучаемых в изучении иностранного языка посредством накопления и расширения их знаний и опыта. Обучаемые должны быть готовы использовать язык для реальной коммуникации вне занятий, например, во время посещений страны изучаемого языка, во время общения с иностранными гостями. Также Интернет обеспечивает развитие межкультурной компетенции, т.е. знакомство с различными культурами, определение путей их взаимодействия и взаимопроникновения друг в друга, формирование культурных универсалий, необходимых для достижения взаимопонимания и плодотворного сотрудничества при непосредственном общении.

Интернет может использоваться в обучении лексике и грамматике, проверки знаний, обеспечивая подлинную заинтересованность и, следовательно, эффективность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.