Научная статья на тему 'Методы и формы организации поликультурного образования студенческой молодежи в современном вузе'

Методы и формы организации поликультурного образования студенческой молодежи в современном вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6672
760
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИАЛОГ / КУЛЬТУРНОЕ РАЗНООБРАЗИЕ / МЕТОД / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФОРМА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сираева Марина Наилевна

Статья посвящена характеристике методов и форм поликультурного образования в современном вузе, использование которых должно способствовать достижению необходимого уровня поликультурной образованности и повышению уровня общей культуры. В работе обозначены цель и функции поликультурного образования, а также представлены уровни поликультурной образованности личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper discusses the characteristics of multicultural education methods and forms within modern university. The methods and forms pointed out are aimed at achieving the required level of multicultural competence and personal cultural awareness. The paper describes the goal, functions and levels of multicultural education.

Текст научной работы на тему «Методы и формы организации поликультурного образования студенческой молодежи в современном вузе»

М. Н. Сираева

МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ

Работа представлена кафедрой профессионального иностранного языка для гуманитарных специальностей Удмуртского государственного университета.

Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор, Г. С. Трофимова

Статья посвящена характеристике методов и форм поликультурного образования в современном вузе, использование которых должно способствовать достижению необходимого уровня поликультурной образованности и повышению уровня общей культуры. В работе обозначены цель и функции поликультурного образования, а также представлены уровни поликультурной образованности личности.

Ключевые слова: диалог, культурное разнообразие, метод, поликультурное образование, форма.

M. Sirayeva

METHODS AND FORMS OF MULTICULTURAL TRAINING ORGANISATION

AT MODERN UNIVERSITY

The paper discusses the characteristics of multicultural education methods and forms within modern university. The methods and forms pointed out are aimed at achieving the required level of multicultural competence and personal cultural awareness. The paper describes the goal, functions and levels of multicultural education.

Key words: dialogue, cultural diversity, method, multicultural education, form.

Образовательная деятельность в поликультурной среде основывается на нескольких общих педагогических принципах: воспитание человеческого достоинства и высоких нравственных качеств; развитие способности взаимодействовать с различными социокультурными группами; готовность к взаимному сотрудничеству и взаимопомощи; признание взаимной ответственности за положительный характер межличностного и межкультурного взаимодействия.

Ведущей функцией поликультурного образования выступает, таким образом, формирование поликультурной личности, ориентированной на диалог и сотрудничество, что предполагает устранение в сознании личности противоречий между системой ценностей и нормативных установок, принятых в том или ином культурном пространстве; признание многообразия культур и их взаимосвязи; позитивное отношение к культурному плюрализму.

При определении целей поликультурного образования мы исходили из положения, сформулированного Дж. Бэнксом, в соответствии с которым, в качестве ведущей цели мультикуль-турного обучения признается формирование необходимых компетенций, способствующих успешному функционированию личности в малой, общенациональной и мировой культурах.

В соответствии с обозначенными функциями и заданной целью, целесообразно заключить, что система методов и форм поликультурного образования должна быть ориентирована на организацию образовательного пространства, в контексте которого обеспечивается формирование необходимого уровня поликультурной образованности и приобретается опыт межличностного и межкультурного взаимодействия. В исследовании мы опирались на определение метода и формы обучения, предложенное И. П. Подласым. Так, метод обучения ученый характеризует как упорядоченную деятельность педагога и учащихся, направленную на реализацию заданной цели обучения. Формы организации обучения при этом задаются как внешнее выражение согласованной деятельности, осуществляемой

в определенном порядке и режиме. Организационные формы имеют социальную обусловленность и совершенствуются в связи с развитием дидактических систем.

Обращаясь к организации обучения в поликультурном режиме, отметим, что мы разделяем позицию А. Н. Джуринского и так же полагаем, что в рамках поликультурного образовательного пространства вуза целесообразно использование традиционной системы методов и форм, которые доказали свою эффективность и получили признание в мировой педагогической науке: дискуссия, (ситуативное) моделирование, ролевые игры, рассказ, беседа, рефлексивные методы, методы убеждения, стимулирования поведения и т. д. В зависимости от целей и задач педагогического процесса, целесообразно использование коллективных, групповых, микрогрупповых и индивидуальных форм обучения, а также интеграции учебной и внеучебной деятельности. Отмеченные традиционные формы и методы обучения применяются в контексте определенного дидактического материала и используются в соответствии с целями, функциями и содержанием поликультурного образования. Так, например, методом убеждения могут выступать диспуты, индивидуальные беседы, круглые столы и пр.; при освоении понятий поликультурного пространства - лекции, эвристические беседы, работа с источниками. Необходимо отметить, что наряду с достаточно распространенным набором методов и форм, в условиях постиндустриального культурного пространства новые перспективы открывают современные системы коммуникации: средства массовой информации, Интернет, невербальные методики и т. п.

Поскольку субъект-субъектные отношения выступают основным условием формирования поликультурной личности, то одно из центральных мест в методах поликультурного образования занимает диалог.

Диалог как «акт общения культур» (Ю. М. Лот-ман) является «универсальным законом культурного развития и воспитания». В поликультурном образовании следует различать диалог реальный и диалог виртуальный. Они обладают рядом общих содержательных

Методы и формы организации поликультурного образования студенческой молодежи в современном вузе

характеристик: механизм действия, единое информационное поле, воздействие на участников и т. д. Различия их сводятся к тому, что при виртуальном диалоге непосредственный контакт людей и носителей ценностей различных культур заменяется опосредованной беседой субъектов, которые могут действовать в пределах виртуального пространства с помощью современных коммуникационных технологий. (А. Н. Джуринский). Необходимо, чтобы диалог ставил обучаемого в ситуацию выбора. Участники диалога осваивают и усваивают иные культуры на основе собственного опыта, а также определенного дидактического сопровождения, которое позволяет инициировать толерантность, соучастие, сотрудничество и эмпатическую составляющую.

Тесно связано с педагогическим диалогом интерактивное обучение, в результате применения которого приобретается индивидуальный опыт решения проблем и интерпретации тех или иных ситуаций, возникающих в поликультурной среде. Иными словами, интерактивный режим способствует освоению «живого знания», приобретающего личностный смысл (В. П. Зинченко). Суть интерактивного обучения заключается в том, что взаимодействие субъектов педагогического процесса рассматривается как непрестанный диалог, в ходе которого они наблюдают, осмысливают намерения друг друга, в результате чего возникают «разделяемые ценности». (Т. Парсонс). Интерактивный диалог позволяет добиваться благожелательного принятия других культур, ориентирует на положительное отношение к партнеру, умение разрешать возникающие разногласия, накапливать необходимый опыт самоанализа и анализа партнера (А. Н. Джу-ринский).

Важное значение для поликультурного образования приобретает социально значимая и досуговая деятельность обучаемых: участие в многонациональных клубах и временных объединениях (городские, дневные, специализированные, профильные лагеря для подростков), взаимодействие с представителями иноязычных культур, участие в фестивалях, встречах, посвященных писателям, художникам, ученым разных народов и т. п. Так, уча-

стие в деятельности клубных объединений и временных молодежных многонациональных организациях открывает значительные эмоциональные и информационные возможности для формирования опыта межличностного и межнационального общения, для утверждения социальной позиции личности.

Основным показателем успешности поликультурной образовательной системы является открытость личности к иным культурным ценностям, что предполагает прежде всего уважительное и толерантное отношение к представителям иного образа жизни и поведения, видение в культурном многообразии источника для взаимообогащения и взаиморазвития, готовность участвовать в разрешении межкультурных конфликтов.

Американские ученые Дж. Бэнкс и К. Кортес выделяют четыре группы результатов, которые обеспечивает мультикультурная педагогика:

• равные возможности обучения;

• осведомленность и принятие многообразия культур;

• поликультурность программ обучения;

• вхождение в социум на равных, независимо от культурной, расовой и религиозной принадлежно сти.

В мировой науке проведены перспективные исследования по определению критериев эффективности поликультурного образования.

Так, К. Грант (США) выделяет следующие уровни поликультурной образованности (см. табл. 1).

Методики выявления результатов и эффективности поликультурного образования разрабатываются и в отечественной педагогике. Предложена поэтапная диагностика. Первый этап - опросы, анкетирование, рейтинговые оценки, наблюдения и пр.; второй - тестирование, моделирование проблемных ситуаций и т. п.; третий - самооценка, анализ деятельности; четвертый - выделение индикаторов показателей деятельности личности в поликультурном социуме.

Так, в ходе эксперимента, проводимого В. А. Ершовым в 1997-1998 гг., в качестве показателей педагогической эффективности выступали знания о поликультурной сре-

Таблица 1

Уровни поликультурной образованности (Grant C.)

1-й уровень 2-й уровень 3-й уровень

Осведомленность и понимание Оценка и согласие Убежденность и защита

Осведомленность о собственной группе, национальности, расе и пр. Содействие социальной справедливости Проектирование, реализация и оценка поликультурного опыта

Понимание общественного неравенства Содействие развитию чувств единения Реалистичное и критическое отношение к социальной действительности

Оценка способов, которыми социальные институты, включая школу, закрепляют дискриминацию и предубеждения Принятие культурного плюрализма. Содействие развитию положительной «Я-концепции» Действия для положительных социальных изменений. Поощрение дискуссий по расово-социальным проблемам

Приобретение знаний об иных культурных группах, их вкладе в общество, историю, идеалы, верования. Накопление соответствующего опыта в школе Освобождение от стереотипов. Приобретение поликультурного образования. Интергрупповое межкультурное обучение Использование личного опыта при анализе культурной дискриминации. Активное включение в демократическое решение проблем

де, эмоциональное отношение к реалиям и представителям многокультурного социума, поведенческие установки. Были определены следующие уровни поликультурной образованности учащихся: высокий, средний и низкий. На высоком уровне знания о поликультурной среде должны носить глубокий характер, эмоциональная оценка иного культурного пространства должна исходить из рационального, критического подхода, нормы поведения - базироваться на ценностях взаимного уважения.

Низкий уровень характеризуется отсутствием знаний о поликультурном обществе, что сопровождается преимущественно эмоционально отрицательным восприятием иных социокультурных общностей и проявлением националистических тенденций.

При обсуждении успешности поликультурного образования следует ориентироваться и на степень освоения гуманистических ценностей, осознания самобытности различных культур, осмысления их общности, воспитания уважения к родной, общенациональной и мировой культурам, на наличие межкультурной компетентности. Подобное измерение осуществляется при использовании традиционной системы оценивания, а также посредством психологического мониторинга,

бесед, интервьюирования, анкетирования, изучение продуктов творчества учащихся, анализа конкретных педагогических и жизненных ситуаций, рейтинга и т. д.

Вслед за Г. Д. Дмитриевым, мы будем выделять следующие уровни в становлении поликультурной личности: толерантность; принятие и понимание иной культуры; уважение культуры и утверждение культурных различий.

По определению академика В. А. Тишкова, толерантность есть личностная или общественная характеристика, которая предполагает осознание того, что мир социальная среда являются многомерными, а значит, и взгляды на этот мир различны и не могут и не должны сводиться к единообразию или в чью-то пользу.

Уровень толерантности, зависящий от уровня знаний и личного опыта, предполагает развитие у индивида терпимости к культурным различиям, формирование готовности допускать отклонения от общепризнанных стандартов оценки и понимания относительности их точности (Г. Д. Дмитриев).

Развитие у обучаемых понимания и принятия иного культурного пространства предполагает освоение, усвоение и оказание поддержки культурным различиям.

Уважение культурных различий предполагает высокую оценку культурного плюрализма.

Утверждению культурных различий способствует активная личностная позиция.

Таким образом, в условиях перехода к постиндустриальной культуре ощущается потребность в межличностном и межкультурном взаимодействии, основанном на принципах доверия, взаимопонимания, толерантности, сотрудничества. Все это предполагает поиск альтернативных тенденций становления и развития личности. Задачей современного человека является не только осознание диалогической связи с другими людьми, но и превращение ее в реальное человеческое бытие. Личность в поликультурном социуме характеризует позитивное толерантное принятие взаимодействия культур, приня-

тие культурно-этнических особенностей как объективной данности и готовность к установлению диалогических взаимоотношений с представителями различных культур. Конкуренция на рынке интеллектуального труда ставит перед высшей школой проблемы удовлетворения спроса на специалистов определенного уровня и качества подготовки. Очевидно, что поликультурное образовательное пространство вуза, основанное на методах и формах, адекватных современным социокультурным условиям, должно быть ориентировано на решение проблемы подготовки конкурентоспособных специалистов, социально защищенных качеством и профес-сионально-деятельностными возможностями своего образования, а также комплексно лично стно подготовленных к работе в постоянно изменяющихся условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.