Научная статья на тему 'Развитие универсальных учебных действий младших школьников на уроках по системе Леонида Владимировича Занкова'

Развитие универсальных учебных действий младших школьников на уроках по системе Леонида Владимировича Занкова Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
292
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА Л. В. ЗАНКОВА / ZANKOV EDUCATIONAL SYSTEM / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ELEMENTARY SCHOOL CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гусева Людмила Григорьевна, Третьякова Ольга Дмитриевна

В данной статье авторы проанализировали возможности психолого-педагогической системы в реализации ФГОС начального общего образования, в осуществлении деятельностного подхода в обучении и формировании универсальных учебных действий младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

N this article, the authors analyze possibilities of the psychological-educational system for the implementation of the Federal State Standards of Education of the primary public education and for the implementation of the activity approach in teaching and in the formation of universal educational actions of elementary school students.

Текст научной работы на тему «Развитие универсальных учебных действий младших школьников на уроках по системе Леонида Владимировича Занкова»

Появление нового коммуникативного пространства и демократизация экономики обусловили рост значимости деловой коммуникации. На втором этапе появляются диссертационные исследования, посвященные формированию культуры, готовности, умений и навыков деловой коммуникации/общения у студентов, в том числе и у будущих экономистов. Это, например, исследования Л.М. Ковтунович [3], М.И. Малетовой [4], Н.В. Мельченковой [5] и др.

В связи с переосмыслением и переоценкой ценностей на этом этапе появляется также и ряд исследований, посвященных вопросам формирования общечеловеческих и профессиональных ценностей у студентов. Это диссертационные исследования Л.П. Гадзаовой [1], Н.В. Григорьевой [2], Е.А. Стояновской [6], И.А. Фрейнкиной [7] и др. В основном, эти исследования направлены на решение проблемы формирования ценностных ориентаций будущих педагогов.

Таким образом, на втором этапе проблема подготовки будущих экономистов к ценностно-ориентированной деловой коммуникации осознается, но еще не ставится.

Третий этап (2010 г. - настоящее время)

На последнем, описываемом нами этапе совершается переход на многоуровневое образование (бакалавр, магистр, аспирант) и новые образовательные стандарты -федеральные государственные образовательные высшего образования, где основным объектом оценки результатов обучения являются общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные и профессионально-прикладные компетенции выпускника вуза.

На современном этапе, в условиях глобализации экономики, коммуникационных, информационных и финансовых систем, экономисты должны быть готовы не только к обмену товарами, информацией и услугами, но и к работе в обстоятельствах разного уровня благоприятствования российскому бизнесу. Необходимо быть открытым к общению, уметь объяснять национальные интересы и культурные традиции россиян, их точку зрения на справедливое мироустройство и принимаемые ими в этом отношении решения.

На данном этапе остается интерес к формированию различных аспектов деловой коммуникации у студентов вузов. На эту тему продолжают защищаться кандидатские

и докторские диссертации. Однако все еще не раскрыта сущность подготовки будущих экономистов к ценностно-ориентированной деловой коммуникации. Историография проблемы подготовки будущих экономистов к ценностно-ориентированной деловой коммуникации будущих экономистов, разработанная нами, приводит к выводу о целесообразности постановки этой проблемы на современном этапе и необходимости поиска путей формирования данной компетенции.

Список литературы

1. Гадзаова Л.П. Формирование общечеловеческих нравственных ценностей у студентов вуза средствами иностранного языка: дис. ... канд. пед. наук. Владикавказ, 2002. - 152 с.

2. Григорьева Н.В. Формирование у будущих экономистов профессионально-ценностных ориентаций в поликоммуникативной образовательной среде вуза: дис. ... канд. пед. наук. Чебоксары, 2011. -198 с.

3. Ковтунович Л.М. Формирование готовности студентов экономических специальностей вуза к деловому межнациональному общению: дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2003. - 164 с.

4. Малетова М.И. Технология развития презентационных компетенций будущих экономистов в вузе: на материале занятий по английскому языку: дис. . канд. пед. наук. Ижевск, 2011. - 183 с.

5. Мельченкова Н.В. Формирование готовности студентов-будущих менеджеров к деловому общению: на примере обучения иностранному языку: дис. ... канд. пед. наук. Самара, 2006. - 164 с.

6. Стояновская Е.А. Формирование умений делового общения у студентов-экономистов на основе проблемно-модульной технологии: дис. ... канд. пед. наук. Воронеж, 2011. - 229 с.

7. Фрейнкина И.А. Формирование профессиональных ценностей у будущих специалистов туриндустрии в условиях инновационной практической подготовки: дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2008. -184 с.

8. Яковлев. Е.В., Яковлева Н.О. Педагогическое исследование: содержание и представление результатов. Челябинск: Изд-во РБИУ, 2010. - 316 с.

РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ПО СИСТЕМЕ ЛЕОНИДА ВЛАДИМИРОВИЧА ЗАНКОВА

Гусева Людмила Григорьевна

Канд. педаг. наук, доцент кафедры начального образования, МГТУ им. Г. И. Носова, г. Магнитогорск

Третьякова Ольга Дмитриевна

Студент «Педагогическое образование» МГТУ им. Г. И. Носова, г. Магнитогорск

АННОТАЦИЯ

В данной статье авторы проанализировали возможности психолого-педагогической системы в реализации ФГОС начального общего образования, в осуществлении деятельностного подхода в обучении и формировании универсальных учебных действий младших школьников.

ABSTRACT

In this article, the authors analyze possibilities of the psychological-educational system for the implementation of the Federal State Standards of Education of the primary public education and for the implementation of the activity approach in teaching and in the formation of universal educational actions of elementary school students.

Ключевые слова: система Л. В. Занкова, универсальные учебные действия, младшие школьники.

Keywords: Zankov educational system, universal educational actions, elementary school children.

В XXI веке произошли глобальные изменения в науке и в общественной жизни, возрос поток информации, жизнь человека стала основана на постоянном движении. В современное время успеха могут добиться только люди коммуникабельные, умеющие самостоятельно принимать решение в любой ситуации, обладающие способностью анализа и переработки полученного материала.

В Федеральном государственном образовательном стандарте говорится: «новыми нормами становится жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы» [13]. Методологическую основу требований Стандарта составляет системно -деятельностный подход, сформировавшийся в отечественной педагогике, в том числе в результате разработки теоретических основ систем развивающего обучения Л. В. Занкова и Д. Б. Элько-нина-В. В. Давыдова и их реализации в практике. Таким образом в настоящее время приоритетными становятся идеи развивающего обучения, целью которого являются, прежде всего, интересы личности.

Леонид Владимирович Занков (1901-1977) крупнейший специалист в психологии и педагогике, разработал дидактическую систему начального образования, соответствующую требованиям современного успешного человека [5]. Академик Л. В. Занков разрабатывал психолого-педагогическую систему основываясь на трудах своего учителя, великого психолога - Льва Семеновича Выготского, который выдвинул теоретическое положение о том, что обучение является ведущей деятельностью в развитии ребенка. Ключевым понятием процесса обучения, по Л. С. Выготскому, является «зона ближайшего развития» - область не созревших, но созревающих процессов. Она включает в себя задачи, с которыми ребёнок на данном уровне развития не может справиться сам, но которые способен решить в классе под руководством учителя.

Цель психолого-педагогической системы Л. В. Зан-кова - оптимальное общее развитие каждого ребенка при сохранении его психического и физического здоровья. Эта цель полностью совпадает с целью, поставленной сегодня перед образованием и отраженной в ФГОС НОО: «развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования» [13, с. 3]. Такое совпадение целей обосновано учением Л. С. Выготского о том, что обучение ведет за собой развитие и должно осуществляться не на уровне актуального развития, а в зоне ближайшего развития учащегося.

Н. Я. Дмитриева пишет, что Л. В. Занков целью в своей дидактической системе назвал такое развитие школьника, при котором усвоение знаний, умений и навыков происходит наряду с развитием ума, воли и чувств. Обучение по данной развивающей системе выдвигает на первый план усвоение знаний и умений, а затем приобретение фактических знаний. Л. В. Занков также говорит и о том, что обучение должно быть личностно-ориентированным, т.е., направлено на каждого ребенка индивидуально, а не на класс в целом [5]. Этот принцип всецело соответствует ФГОС НОО: «развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания усвоения мира составляет цель и основной результат образования» [13, с. 3].

Л. В. Занков определил основную задачу обучения - предоставить ребенку широкую целостную картину мира средствами науки, искусства и непосредственного познания. Об этом же говорит и ФГОС НОО в «Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования» в разделе

«Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования» [13, с. 10].

Образовательный Стандарт ставит перед российским образованием две задачи: формирование универсальных учебных действий (УУД), что должно выражаться в самостоятельном успешном усвоении знаний, умений, приобретении творческих навыков, а также анализа и интерпретации полученной информации; формирование у школьников мотивации к обучению, помощь в самоорганизации и саморазвитии [13].

Н. В. Нечаева, описывая систему Л. В. Занкова, говорит о единстве и равнозначности в развитии интеллектуального и эмоционального, волевого и нравственного, то есть тех качественных характеристик развития личности ребенка, требования к уровню сформированности которых сегодня сформулированы во ФГОС начального общего образования как «Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования». Здесь отмечаются следующие требования: а) личностные, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформиро-ванность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности; б) метапредметные, включающие освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями; в) предметные, включающие освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира [10].

Анализу деятельностного подхода в образовании и основных видов универсально-учебных действий посвящены исследования А. Г. Асмолова, С. Г. Воровщикова, Л. С. Выготского, О. В. Гневэк, Н. В. Нечаевой и других ученых. Так, О. В. Гневэк проводит сравнительный анализ наполнения состава общеучебных умений в классификациях А. Г. Асмолова и С. Г. Воровщикова [3, с. 51]. А. Г. Асмолов выделяет специфику универсальных учебных действий, и считает, что «универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; лежат в основе организации любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания» [1].

На наш взгляд именно так организовано образование детей по системе Л. В. Занкова. Рассмотрим это на примере урока «Физические свойства воды». Цели урока: организовать наблюдения и, используя мысленный эксперимент и практическую работу, «открыть» свойства воды.

Оборудование: стаканы с водой и молоком, рисунки (либо фотографии, открытки) рек и морей, пипетка, полоски фольги, камешки. На учительском столе лёд, два термометра. В классной комнате - штатив для нагревания воды, аквариум.

Учитель начинает урок с актуализации знаний детей. Необходимо вспомнить летние каникулы, летний отдых. От разговора о море, речке, озере логически переходим к описанию воды. Какая она - вода? Дети дают определения, а учитель молча записывает их на доске. В результате на доске появляются записи - холодная, сквозь

нее все видно (прозрачная), морская, болотная, соленая, горячая, не пахнет, и др. Затем детям предлагается прочитать записи и подумать - в какие четыре группы можно соединить слова. Дети размышляют и в итоге получают группы: температура воды, прозрачность воды, местонахождение воды, вкус и запах воды. После распределения слов на эти 4 группы, учитель спрашивает - «Какие науки изучают воду?». На основе ответов (физика, химия, биология и др.), учитель просит детей сформулировать тему урока, и затем открывает запись ее на доске - физические свойства воды.

Учитель: «Теперь, ребята докажем, что вода прозрачная. Как мы можем это сделать?». Дети указывают на аквариум, стоящий в классной комнате, в котором видно рыбок. Предлагают налить в один стакан воду, а в другой молоко и поставить открытки за этими стаканчиками. Такой опыт наглядно показывает, что сквозь воду все видно, а сквозь молоко - нет. Можно положить камушки в эти стаканы и убедиться, что в молоке камушки не видны, а в воде - видны.

Затем дети предлагают как понаблюдать за изменением температуры воды и что происходит при этих изменениях.

Таким образом, урок наполнен работой над развитием у детей всех четырех групп универсальных учебных действий, и это происходит в их тесном переплетении. На протяжении всего урока формируются познавательные УУД; дети работают в парах - при этом реализуются коммуникативные и личностные УУД.

В задачу учителя также входит прогнозирование предстоящей работы, что выражается в домашнем задании для учащихся, а также осуществлении познавательной и личностной рефлексии. Всё это характеризует личностные УУД.

Учебники, разработанные по системе Л. В. Занкова просты, понятны и построены таким образом, чтобы дети смогли освоить новую информацию и применить ее в последующие годы обучения. Задания в учебнике представлены в виде огромного количества иллюстраций, загадок, постановок проблемных задач. Всё это говорит о разнообразном подходе к обучению и, как следствие, упрощении усвоения нового материала для детей. Все темы разработаны в соответствии с личностно-ориентированным характером обучения. Ребёнок является главным действующим лицом во всей системе образования.

УМК всех учебных курсов характеризуются заданиями, которые побуждают детей к учебной деятельности, основанные на творческой и наполненной эмоциями деятельности. Учитываются возрастные особенности обучаемых, а также особенности их мышления [5]. В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования в рамках ФГОС содержание программ по системе

Л. В. Занкова и, разработанных на их основе учебников для 1-4 классов, направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных и коммуникативных) и предметных действий.

Список литературы

1. Асмолов, А. Г., Бурменская, Г. В., Володарская, И. А., Карабанова, О. А., Салмина, Н. Г., Молчанов, С. В. Формирование универсальных учебных действий в начальной школе: от действия к мысли. / под ред. А. Г. Асмолова - М.: Просвещение, 2008. - 151 с. Режим доступа: http://ozyorsk-shkola.ru/wp-content/uploads/

2. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. - М.: Лабиринт, 1999. - 352 с.

3. Гневэк, О. В. К проблеме формирования и развития универсальных учебных действий обучающихся в общеобразовательной школе / О. В. Гневэк // Психолого-педагогическое сопровождение дошкольного и общего образования: Монография. - Уфа: Аэтерна, 2015. - 216 с.

4. Гусева, Л. Г. Zankov's innovative system of elementary schooling in Russia / Eastern Europe today: Education in Transition. Deer Park, NY: Linus Publications, Inc. 2010. ISBN: 1-60797-128-3 - 124 с. С. 79-88.

5. Дмитриева, Н. Я. Пояснительная записка к курсу «Окружающий мир» / Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков // Система Л. В. Занкова: программы начального общего образования [Электр. ресурс]. - режим доступа: http://zankov. ru/rest/parentslib/article=1262/

6. Дмитриева, Н. Я. Окружающий мир: учебник для 4 кл. - В 2 ч / Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков. - Самара: Изд. дом Федоров, 2010.

7. Дмитриева, Н. Я. Окружающий мир: учебник для 2 кл. - В 2 ч. / Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков. - Самара: Изд. дом Федоров, 2011.

8. Дмитриева, Н. Я. Окружающий мир: учебник для 3 кл. - В 2 ч. / Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков. - Самара: Изд. дом Федоров, 2010.

9. Занков, Л. В. Избранные педагогические труды / Л. В. Занков. - М.: Новая школа, 1996. - 432 с.

10. Нечаева, Н. В. Реализация нового образовательного стандарта средствами системы развивающего обучения Л. В. Занкова / Н. В. Нечаева // Информационный бюллетень. - 2011. - № 2. - С. 2-3.

11. Товпинец, И. П. Я и окружающий мир: учебник для 1 кл. четырехлетней нач. школы / И. П. Товпинец. -2-е изд. - М.: Просвещение, 2001. - 127 с.

12. Ушинский К. Д. Сочинения / К. Д. Ушинский. - М.; Л.: АПН РСФСР, 1942. - Т. 2.

13. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2010. - 31 с.

ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК НАПРАВЛЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Фахрутдинова Резида Ахатовна

доктор педагогических наук, профессор, г. Казань Хабибуллина Дарья Александровна

аспирант КФУ, г. Казань

АННОТАЦИЯ

Авторы статьи представляют теоретическое обоснование проблемы поликультурного образования как направления в современной школе. Раскрыты понятия "поликультурное образование ", "межкультурное общение ". Выявлены виды межкультурных отношений, рассмотрены принципы социального воспитания в современной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.