7. Прокопенко, В. И. Игры ваховских, аганских хантов и лесных ненцев : уч.-мет. пособие. - Екатеринбург : Эрнест, 1997. - 89 с.
8. Рянский, Ф. Н. Нижневартовский регион : монография ученых НГГУ о природе, человеке и экологии / Ф. Н. Рянский и др. - Нижневартовск : НГГУ, 2007. -302 с.
9. Солодкин, Я. Г. Нижневартовский район - страницы истории : книга для учащихся и учителей об истории Нижневартовского района / Я. Г. Солодкин. - Нижневартовск : Приобье, 1998. - 87 с.
10. Сподина, В. И. Методическое пособие по этнографии коренных народов Западной Сибири (ханты). - г. Мегион, 1995. - 176 с.
11. Яковлев, Я. А. Музеи Ханты-Мансийского автономного округа : путеводитель по музеям ХМАО-Югры / Я. А. Яковлев. - Ханты-Мансийск, 2004. - 178 с.
12. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. [Электронный ресурс]. — URL : http://www.humanities.edu.ru/db/msg/46741. Проверено 04.11.2010.
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ В НОВЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ
Грушова Л.Д., канд. пед. наук, доцент Бурак А.В., зав. каф. ин. языков УО «Витебский государственный университет им. П.М. Машерова» г. Витебск, Республика Беларусь
Сближение стран и народов, усиление их взаимодействия - важ-нейшая закономерность современного общества. Перед образованием стоит сложная задача подготовки молодежи к жизни в условиях поликультурной среды.
The convergence of different countries and peoples, the intensification of their interrelations are considered to be the most essential tendency of modern society. Education is facing the task of youth adaptation to life in the situation of multicultural environment.
Современное общество в силу своей полиэтничности, многоязычия и поликультурности выдвигает перед педагогической наукой и школьной системой целый комплекс теоретических и практических проблем, связанных с решением задач мирного сосуществования и взаимного обогащения различных культур, его составляющих.
Десятилетний период «забвения» интернационального воспитания в школах и вузах дал целое поколение молодых людей, открытых для присвоения расистских ценностей и негативных стереотипов по отношению к людям иной культуры. В обществе не снижается напряжение в отношении растущего различия в социальном положении людей, что воспринимается большинством как отсутствие равенства шансов на получение образования и пр. В связи с этим, проблема воспитания молодежи в уважении культурных различий и прав человека является для государств мира и современной Беларуси очень актуальной.
Мировая педагогическая мысль в ответ на возникновение новых социокультурных реалий: глобализацию и интернационализацию мира, процессы этнокультурного самоопределения, проблемы мультикультурного общества и миграции, разрабатывает соответствующую образовательную стратегию, что отражено в документах ООН, Совета Европы, ЮНЕСКО и пр. Наиболее полно данная проблема рассматривается в за-
рубежных концепциях мультикультурного образования (Д. Бэнкс и др.), межкультурного образования (Г. Ауернхаймер, В. Нике и др.), глобального образования (Р. Хенви).
В российской педагогической науке также активизировались теорети-ческие поиски, возникли концепции: «Воспитание культуры межнационального общения» (З.Т. Гасанова), «Многокультурное образование» (Г.Д. Дмитриева), «Поликультурного образование» (В.В. Макаева, З.А. Малькова, Л.Л. Супрунова), «Мультикультурное образование (А.Г. Абсалямова, Н.Б. Крылова, А.В. Шафрикова и др), «Воспитание национального самосознания и межэтнической толерантности» (Д.В. Зиновьев, З.Ф. Мубинова).
Следует отметить, что основная идея всех концепций - воспитание толерантного отношения к культурам, отличным от собственной, и приобщение к мировым гуманистическим ценностям (прав человека, свобод, плюрализма, демократии), - пронизывает и концепции «Воспитание культуры мира» (З.К. Шнекендорф), «Педагогики и психологии ненасилия» (А.Г. Козлова, В.Г. Маралов, В.А. Ситаров); развивается этно-педагогика (Г.Н. Волков и др.) как основа для реализации большинства названных концепций.
Для белорусских регионов, которые не отличаются естественным многоязычием, наиболее полезен опыт тех стран, где развитие поликультурного воспитания (ПВ) детерминируется не столь внутренними процессами, сколько общей тенденцией к интеграции, стремлением к диалогу культур и межкультурной коммуникации. Развитие теории и практики ПВ в других странах дает важные импульсы для интенсивного инновационного поиска в этом направлении в школах Беларуси. При этом речь не идет о прямом переносе зарубежного опыта на белорусскую почву, а о глубоком осмыслении разработанных в других странах наиболее продуктивных идей ПВ и их дальнейшего использования в сходных социокультурных условиях.
Современная жизнь диктует новые условия сосуществования различных народов и культур. На первый план выступают умения людей взаимодействовать друг с другом, уважительно относиться к окружающим и понимать их. Актуальным вопросом в условиях интенсивно развивающихся и крепнущих межгосударственных, культурных и торговых контактов является адаптация к новой социокультурной среде и вхождение в новую культуру.
Условием вхождения является усвоение конвенциональных норм, ценностей, требований нового общества, влияющих на саморазвитие и самоопределение человека, его активность в новой среде. Именно социокультурные ценности оказывают прямое влияние на формирование этнокультуры.
Культурологи М.С. Каган, Б.С. Ерасов и другие выделяют три компонента в понятии «культура»: материальный, художественный, духовный. На Международной конференции «Образование и культура», организованной ЮНЕСКО (1995 г.), отмечалось, что наиболее значимым для сферы образования, является духовный компонент и что культура понимается как совокупность идеалов, ценностей, отношений между людьми, норм поведения, этикета, характерных для конкретной нации (этноса) [1].
Итак, принимая за основу эту трактовку, мы раскроем сущность ПВ в системе общего образования. По мнению С. Федоровой, ПВ базируется на поликультурном образовании, которое включает в себя знания о материальной, духовной, нормативной следующих элементах культуры народов [2].
Таким образом, цель поликультурного воспитания состоит в формировании человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований.
Из этой цели вытекают конкретные задачи поликультурного воспитания: формирование у молодежи представлений о многообразии культур в мире и стране проживания; воспитание позитивного отношения к национально-культурным различиям других народов; создание условий для интеграции молодежи в культуры других народов; развитие умений и навыков продуктивного взаимодействия с носителями различных культур.
В последнее время в учебных заведениях Германии были испробованы многочисленные педагогические приемы и проведены различные мероприятия для приобщения учащихся к культурному многообразию. Это, прежде всего, развивающие и интеграционные программы для детей из семей мигрантов, интеграционные встречи с обменом учителями, учениками и образовательные проекты европейского и международного уровня.
Содержание ПВ в Германии отличается высокой степенью междисциплинарно-сти (уроки обществоведения, истории, географии, религии, политики, трудового обучения, иностранного языка), которая позволяет рассматривать проблемы ПВ в составе учебных дисциплин гуманитарного, естественнонаучного, художественно-эстетического циклов и в специальных курсах по истории и культуре отдельных народов.
Таким образом, для успешной реализации целей ПВ, в различные учебные предметы должны быть введены аспекты поликультурного образования. При этом необходимо обогащать содержание предметов материалом, который бы тематически и методически способствовал развитию ПВ.
Литература
1. Макаев, В.В. Поликультурное образование - актуальная проблема современной школы / В.В. Макаев, З.А. Малькова, Л.Л. Супрунова // Педагогика. - 1999. - № 4. - С. 3-6.
2. Федорова, С. Этнокультурная компетентность педагога / С. Федорова // Дошкольное образование. - 2002. - № 20. http://dob.1september.ru/2002/20/14.htm
ОБРАЗ ЗАПАДА В РОССИЙСКОМ МАССОВОМ СОЗНАНИИ
Гузенина С.В., канд. социол. наук, ст. преподаватель Тамбовский государственный университет имени Г.Р.Державина г. Тамбов, Россия
Статья посвящена формированию образа Запада в России. Автор обращается к историческим, культурным, социально-политическим факторам, оказавшим в разное время влияние на возникновение стереотипного понятия «Запад» в российском массовом сознании.
Популярность исследований, посвященных образу Запада и Востока неоспорима, что, подчёркивает, впрочем, богатство темы и неисчерпаемость заложенных в ней аспектов, интересных для аналитиков. Сформулированный писателем Р.Киплингом императив: "Запад есть Запад, Восток есть Восток, и им не сойтись никогда",- объясняет причину особенно пристального внимания обществоведов к образу Запада. С одной стороны, он олицетворяет абсолютную оппозицию восточному миру, а с другой - вызывает неподдельный интерес России, которая представляет собой географическое, социальное и духовное пространство пересечения двух полярных систем, 264