Этносоциология и социология культуры
ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ КОРЕННЫХ НАРОДОВ СИБИРИ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ШКОЛЬНИКОВ
Абросимова Н.А., соискатель на учёную степень канд. педаг. наук, педагог по туризму МБОУ РЦДОД «Спектр», пгт. Излучинск, Россия
В данной статье раскрывается роль этнографической туристско-краеведческой экспедиции школьников в формировании знаний по этнографии коренных народов Западной Сибири на примере экспедиции в национальный поселок Варье-ган Нижневартовского района ХМАО-Югра.
In given article the role of ethnographic expedition of schoolboys turistsko-of regional studies in formation of knowledge on ethnography of the radical people of Western Siberia on an example of expedition to national settlement Varegan of Nizhnevartovsk area HMAO-Jugra reveals.
В Национальной доктрине образования в Российской Федерации отмечается, что образование должно обеспечить «историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, ...воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, ...обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, ...формирование культуры мира и межличностных отношений....» [12].
К сожалению следует констатировать, что содержание этнографического образования в школьных программах (соответственно и в учебниках) практически не отражено. Учащиеся заканчивают школу без знания разнообразия культурно-бытовых особенностей народов как нашей страны, так и зарубежных стран, без понимания сложности проблем современного этнического развития народов. Решению части этих вопросов была призвана помочь наша экспедиция.
В данном случае речь идет о Нижневартовском районе ХМАО-Югра, где и находится туристический клуб «Альтаир» районного центра дополнительного образования детей «Спектр». Район имеет богатое культурно-историческое наследие. Это краеведческие музеи в национальных поселках Аган и Варьеган [11] , кроме того, практически каждая школа района имеет свой школьный музей. Территорию заселяют различные этнические группы, в том числе малочисленные народы Югры - ваховские, аганские ханты и лесные ненцы [8]. За годы Советской власти и постсоветский период в жизни коренного населения произошли значительные перемены. На территории проживания хантов и лесных ненцев возникла лесная, газовая, нефтяная промышленность. Сейчас коренные жители проживают в комфортабельных поселках, кроме традиционных видов деятельности, занимаются огородничеством. Есть среди них и квалифицированные кадры (врачи, учителя, музейные работники, воспитатели) [6;8].
Таким образом, происходит процесс взаимопроникновения культур, который не ведет к полной ассимиляции и угасанию коренного населения Нижневартовского района, а выводит их на новый уровень жизни, при котором сохраняются традиционные быт и культура [3;4;8].
Районный центр дополнительного образования детей «Спектр» выступает активным участником туристско-краеведческой работы: организует и проводит экспедиции, туристские походы, туристские слеты. Так, в 2010 году, была проведена турист-
ско-краеведческая экспедиция «На стойбище рода Щуки» в национальный поселок Варьеган.
Целью экспедиции было изучение этнокультурного аспекта лесных ненцев, живущих в местах интенсивного промышленного освоения, и реконструкция картины их миропонимания.
В пространственном аспекте лесные ненцы рассматриваются в основном в границах их современного расселения на территории Нижневартовского района. Это стойбища Иуси А.К. по р. Хамплиута и р.Варьёган с их притоками, стойбища Айваседа П.Я. и его родственников по р. Улька и р. Пыльчиёган, стойбище Айваседа Ю.К. по р. Тюй-Тяха на границе Нижневартовского и Сургутского районов, а также сам национальный п. Варьеган [3;4;6;10].
Участниками экспедиции были учащиеся 13-15 лет туристского клуба «Альта-ир». Принимала туристов национальная семья рода Щуки Айваседы. Этимология фамилии Айваседа («безголовый», т.е. безголовы) [10].
По плану экспедиционных работ наша группа обследовала стойбище семьи Айваседы, находящегося на болоте, вблизи реки Варьеган. Пространство вокруг представляло собой типичный природный ландшафт - заболоченную редколесную равнину, занятую плоскобугристыми торфяниками, на которых произрастают кустарники, мох, и лишайники. Из хвойных пород деревьев здесь преобладают сосны, на водоразделах много берез[8].
Семья Айваседы дала название стойбищу — «Зайка». Это название стойбище получило потому, что в зимнее время этот островок облюбовал заяц-беляк. Примечательно, что это стойбище не имеет ограждения, т.к небольшой возвышающийся островок земли (10м х 12м) со всех сторон окружен болотом. И только семья Айваседы знает все тропы и подходы к своему стойбищу. Находясь на большом расстоянии от стойбища можно определить его местоположение по виднеющимся среди лесного массива высоким жердям чума, который используется в период весенне-летнего касла-ния. А в зимнее время семья живет в зимнем моховом доме, т.к в нем теплее, чем в чуме и для обогрева используется печь.
Наибольший интерес вызвало исследование направления «Поселения и жилища» [10], учениками были сделаны зарисовки (фрагмент рис.1).
Изучая стойбище, учащиеся погрузились в атмосферу уникального образа жизни лесных ненцев, которые сочетают социально-бытовые потребности человека с трепетным и бережным отношением к природе [9].
Рис. 1. Зимний моховой дом на стойбище семьи рода Щуки (зарисовка выполнена Денисом Безносовым, 8 класс).
Устройство хантыйского стойбища семьи Айваседы состоит из зимнего мохового дома, который в науке этнографии принято называть традиционным, и хозяйственных построек: лабаз, летний очаг, место для дров, разобранный переносной чум. Использован тип поселения сезонное зимнее, тип жилища срубный. Жилище представляет собой сооружение, сложеное из сруба сосны, лиственницы; кедр использовался при изготовлении двери, дверной и оконной рам, настила перед входом, полов, потолка
[5].
Кроме этого, было проведено три радиальных выхода на лыжах. Первый выход в район озера Большое Ершовое, второй - в район озера «Слизистое», где узнали историю образования этих озер, их значение для жизни коренного населения. Третий выход был к древней могиле лесных ненцев, где мы записали легенду и совершили священный ритуал, бросив монету к древней могиле.
Семья рода Щуки (Елизавета Даниловна и Павел Янчевич Айваседа) провели с нами вечера игр и сказок хантов, лесных ненцев, результатом которых было знакомство с особенностями культуры и жизни коренного населения Севера[1,2,7]. Все свои наблюдения учащиеся фиксировали в своих дневниках, фотографировали, делали зарисовки интересных моментов, активно сами принимали участие в народных играх и самобытных заданиях, записывали все происходящее на диктофон и видеокамеру.
На камеральном этапе учащиеся выполнили обработку полученных результатов и определили темы своих докладов к выступлениям на районных, окружных конференциях школьников.
Вывод:
Таким образом, в ходе зимней экспедиции исследование показывает, что сохранились стойбища с присущими им элементами материальной культуры лесных ненцев; учащиеся получили знания по этнографии коренных народов Западной Сибири; познакомились с культурно-историческим наследием и традиционной культурой малочисленных народов Севера; закрепили навыки самостоятельного исследования, наблюдения, учета и систематизации зимнего хантыйского стойбища; краеведческой оценки его состояния по существующим методикам авторов [5;7;8;10]; определили темы исследовательских работ для участия в конференциях.
Литература
1. Бондаренко, Ф. С. Куклы и игрушки Агана (учебное пособие) : каталог работ персональной коллекции Бондаренко Феклы Семеновны / Ф. С. Бондаренко, А. Н. Сидаш; рец. Т. А. Молданова. - Нижневартовск : Сидаш и К, 2003. - 36 с.
2. Вэлла, Ю. Поговори со мной: книга для ненецкого студента и для того, кто хотел бы послушать ненецкую душу / Ю. Вэлла. - Ханты-Мансийск : Полиграфист, 2004. - 134 с.
3. Гынгазов, Н. В. Золотая провинция : фотоальманах об Нижневартовском районе / Н. В. Гынгазов. - Нижневартовск : Приобье, 2003. - 128с.
4. Гынгазов, Н. В. Нижневартовский район на пороге тысячелетия : фотоальманах об Нижневартовском районе / Н. В. Гынгазов. - г. Мегион : «Мега Ойл», 1998. -102с.
5. Лебедев, В. В. Кедровый корень : метод. пособие по образовательной области «Технология» (охотоведение, рыболовство) и этнографии / В. В. Лебедев; под. ред. Т. А. Полуниной; Департамент образования и науки Ханты-Мансийск , авт. окр. -Ханты-Мансийск : Полиграфист, 2002. - 122 с.
6. Липунова, О. В. Мое сердце Нижневартовский район : книга об Нижневартовском районе / О. В. Липунова. - Нижневартовск : Приобье, 2008. - 112 с.
7. Прокопенко, В. И. Игры ваховских, аганских хантов и лесных ненцев : уч.-мет. пособие. - Екатеринбург : Эрнест, 1997. - 89 с.
8. Рянский, Ф. Н. Нижневартовский регион : монография ученых НГГУ о природе, человеке и экологии / Ф. Н. Рянский и др. - Нижневартовск : НГГУ, 2007. -302 с.
9. Солодкин, Я. Г. Нижневартовский район - страницы истории : книга для учащихся и учителей об истории Нижневартовского района / Я. Г. Солодкин. - Нижневартовск : Приобье, 1998. - 87 с.
10. Сподина, В. И. Методическое пособие по этнографии коренных народов Западной Сибири (ханты). - г. Мегион, 1995. - 176 с.
11. Яковлев, Я. А. Музеи Ханты-Мансийского автономного округа : путеводитель по музеям ХМАО-Югры / Я. А. Яковлев. - Ханты-Мансийск, 2004. - 178 с.
12. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. [Электронный ресурс]. — URL : http://www.humanities.edu.ru/db/msg/46741. Проверено 04.11.2010.
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ В НОВЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ
Грушова Л.Д., канд. пед. наук, доцент Бурак А.В., зав. каф. ин. языков УО «Витебский государственный университет им. П.М. Машерова» г. Витебск, Республика Беларусь
Сближение стран и народов, усиление их взаимодействия - важ-нейшая закономерность современного общества. Перед образованием стоит сложная задача подготовки молодежи к жизни в условиях поликультурной среды.
The convergence of different countries and peoples, the intensification of their interrelations are considered to be the most essential tendency of modern society. Education is facing the task of youth adaptation to life in the situation of multicultural environment.
Современное общество в силу своей полиэтничности, многоязычия и поликультурности выдвигает перед педагогической наукой и школьной системой целый комплекс теоретических и практических проблем, связанных с решением задач мирного сосуществования и взаимного обогащения различных культур, его составляющих.
Десятилетний период «забвения» интернационального воспитания в школах и вузах дал целое поколение молодых людей, открытых для присвоения расистских ценностей и негативных стереотипов по отношению к людям иной культуры. В обществе не снижается напряжение в отношении растущего различия в социальном положении людей, что воспринимается большинством как отсутствие равенства шансов на получение образования и пр. В связи с этим, проблема воспитания молодежи в уважении культурных различий и прав человека является для государств мира и современной Беларуси очень актуальной.
Мировая педагогическая мысль в ответ на возникновение новых социокультурных реалий: глобализацию и интернационализацию мира, процессы этнокультурного самоопределения, проблемы мультикультурного общества и миграции, разрабатывает соответствующую образовательную стратегию, что отражено в документах ООН, Совета Европы, ЮНЕСКО и пр. Наиболее полно данная проблема рассматривается в за-