Научная статья на тему 'Поликультурное образование будущих педагогов'

Поликультурное образование будущих педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
398
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фахрутдинова Гузалия Жевдятовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Поликультурное образование будущих педагогов»

ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

Г. Ж. Фахрутдинова

Социокультурные процессы последних десятилетий вызвали необходимость изменений в системе образования. Большинство современных мировых проблем (искоренение войн; предотвращение перенаселенности; бережное отношение к культуре) благодаря органической преемственности поколений есть проблемы воспитания, образования, обучения. Кроме того, в многонациональном российском обществе назрела необходимость решения ряда проблем, связанных с потребностью государства в высококвалифицированных и в то же время нравственных, творческих личностях, которые заинтересованностью в своем профессиональном росте способствуют успешному развитию страны; с ростом национального самосознания этносов; с необходимостью воспитания культуры межнационального общения. Эти проблемы, характеризуемые как социально-государственные, вызывают необходимость их решения на уровне образовательной политики. В связи с этим становится актуальной проблема определения философских оснований образования.

А. Н. Ростовцев и А. Н. Тыминский [2, с. 43-46] предлагают в качестве философского основания образования взять национальное самосознание. Такой подход они связывают с тем, что национальное самосознание находит свое выражение в культуре, которая выступает как форма его трансляции с помощью различных средств литературы, живописи, музыки, танца, театра. Культура, «материализуя» сознание нации, объединяет материальные и духовные стороны ее жизни, образуя то, что обычно называют духовным укладом нации. Последний включает в себя социальный опыт нации, ее нормы и традиции, программы поведения и общения. Духовный уклад нации в форме культуры редуцируется из ее самосознания и в своей целостности составляет основное содержание образовательно-воспитательного потенциала нации. Социализация личности как образовательно-воспитательный процесс в данном случае совпадает с бытием нации и означает приращение духовного богатства личности и увеличение ее ценностных ориентаций. Для А. Н. Ростовцева и А. Н. Тыминского важно обратить внимание, во-первых, на связь образования с культурой и их взаимообусловленность; во-вторых, на наличие проблемности как условия взаимного существования образования и культуры и отличие образования от просвещения. Приведенные рассуждения позволяют сделать исследователям однозначный вывод о том, что образование и воспитание определяются культурой, а последняя - созданием нации. И поэтому, когда говорят о кризисах в образовании и воспитании, то это означает, по существу, что речь идет о кризисе сознания нации, т. е. кризис образования отражает кризис национального сознания [2, с. 43-44].

Современными исследователями вводится и другое понятие - «этническое воспитание». По определению К. Ж. Кожахметовой, это целенаправленное взаимодействие поколений, в результате которого у учащихся и молодежи формируется этническое самосознание, адекватное отношение к себе как к субъекту этноса, чувство гордости за свою нацию, положительное отноше-

267

ние к языку, истории, культуре своего этноса, а также чувство уважения и толерантности к представителям других этносов. Его сущность заключена в сохранении, формировании и развитии этнической самобытности личности. Содержанием этнического воспитания выступает освоение этносоциальных ролей, показателем исполнения которых является овладение этой ролью в соответствии с возрастом [1]. В связи с определением «этнического воспитания», отмечает К. Ж. Кожахметова, возникает необходимость в уточнении понятия «национальное воспитание». В изложении самого автора «национальное воспитание шире этнического и включает в свой состав этническое воспитание в диалектическом сочетании с социальным формированием, основанном на общечеловеческих ценностях, а также обучение и воспитание в узком смысле слова». Развивая свою идею, она утверждает, что национальное воспитание - формирование граждан, членов нации, сочетающих единство общечеловеческого с национальным. Наряду со знанием языка, культуры человек должен овладеть современными знаниями. Национальное воспитание рассматривается нами как целостный процесс формирования у подрастающего поколения национального самосознания, которое определяет нормы поведения человека в полиэтнической среде, обуславливает активную деятельность в области бережного отношения и охраны традиционной культуры, а также как процесс, последовательно возводящий человека - изначально носителя местной культуры - к культуре российской и мировой.

В настоящее время все большее распространение получают идеи поликультурного образования (А. Тойнби, Э. Мейлер, Н. Данилевский, Ю. Яко-вец и др.). Основными принципами поликультурного образования являются: (а) принцип диалога и взаимодействия культур; (б) принцип толерантности; (в) принцип овладения содержанием поликультурного образования; (г) принцип творческой целесообразности потребления; (д) принцип сохранения и создания новых культурных ценностей. Образование, с одной стороны, должно способствовать осознанию человеком своих корней и определению места, которое он занимает в мире, и с другой - привить ему уважение к другим культурам. Изучение культуры сопредельных народов должно способствовать формированию чувств равенства, достоинства, нравственной культуры межнациональных отношений, обеспечивать культурный диалог представителей различных национальностей. Структуру содержания поликультурного образования будущего педагога представляют четыре компонента: (1) мотивационно-ценностный (направлен на развитие социокультурной идентификации студента как условия понимания и вхождения в поликультурную среду); (2) когнитивный (направлен на овладение основными понятиями, определяющими разнообразие мира); (3) эмоционально-оценочный (направлен на воспитание эмоционально положительного отношения к разнообразию культур); (4) операционно-деятельностный (направлен на формирование умений, составляющих поведенческую культуру мира).

Содержание поликультурного образования ориентировано на создание условий для социально-культурной идентификации личности, которая определяет ее статус при участии в межкультурном диалоге и обеспечивает ее первичным опытом изучения культуры; на формирование представлений о культурно-этническом многообразии мира как в пространстве, так и во време-

268

ни; на воспитание терпимости и уважения права каждого народа сохранять свою культурную самобытность; на оснащение студентов понятийным аппаратом, который обеспечивает возможность наиболее полного описания поликультурной среды; на обучение студентов технологиям реконструкции ценностей культурных общностей, участвующих в диалоге, что является первым шагом к пониманию мотивов, установок и предубеждений участников диалога культур; на развитие у будущих педагогов способностей к критическому освоению поликультурной реальности.

Главной составляющей личности XXI в., ее поведения, жизненной позиции становится культура, проявляющаяся в образованности, профессионализме, следовании высоким нравственным принципам. Приоритетным принципом функционирования системы национального воспитания является от «близкого к далекому» - от основ национальной культуры к культуре соседних народов, к русской и мировой культуре. Целесообразно знакомить подрастающее поколение с собственной историей, искусством, традициями, но в контексте культурного развития России и мира приобщать к совокупности культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и культурных традиций, обычаев, обрядов народов России, своей республики (области, края), к их взаимодействию и взаимовлиянию, к их истории и языкам. Это позволит более четко определить роль и место родной культуры в общем цивилизационном процессе, не допустить самоизоляции этноса, обеспечить единство культурного и образовательного пространство и, в конечном итоге, будет способствовать расширению социальной мобильности личности. Включение в учебные планы интегрированных курсов литературы, культуры, истории, религии, искусства народов региона помогает понять взаимовлияние, взаимопроникновение и взаимообогащение культурноисторического опыта различных этнонациональных общностей, выявить его общечеловеческий потенциал. Национально-ценностная ориентация личности является элементом профессиональной культуры, так как приобщение личности к национальной культуре, включение человека в разветвленную и самобытную иерархию ценностей той или иной исторически сложившейся культуры является важнейшим условием воспитания и сохранения личности целостной и творческой.

Список литературы

1. Кожахметова К. Ж. Сущность, содержание, формы и методы казахской этнопедагогики // Этнопедагогика народов Казахстана: сб. науч. тр. - Алматы: Алем, 2001.

2. Ростовцев А. Н., Тыминский А. Н. Философские основания образования //Развитие региональных систем образования: методология, теория, практика: сб. ст. - Рязань : Рязанский обл. ин-т развития образования, 1997.

269

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.