Научная статья на тему 'Теоретические основы поликультурного образования будущих педагогов'

Теоретические основы поликультурного образования будущих педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
483
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НАЦИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / БУДУЩИЕ ПЕДАГОГИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кожанова Марина Борисовна

В статье анализируются взгляды современных ученых на сущность образования в контексте его поликультурной направленности, представлена четырехкомпонентная структура содержания поликультурного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы поликультурного образования будущих педагогов»

УДК 304.442

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

THEORETICAL BASES OF MULTICULTURAL EDUCATION OF FUTURE TEACHERS

М. Б. Кожанова M. B. Kozhanova

ФГБОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары

Аннотация. В статье анализируются взгляды современных ученых на сущность образования в контексте его поликультурной направленности, представлена четырехкомпонентная структура содержания поликультурного образования.

Abstract. The article analyses the modem scientists’ views on the essence of education in the context of its multicultural orientation, it also presents the four-component structure of the content of multicultural education.

Ключевые слова: поликультурное образование, национальное воспитание, будущие педагоги.

Keywords: multicultural education, national education, future teachers.

Актуальность исследуемой проблемы. Социокультурные процессы последних десятилетий вызвали необходимость изменений в системе образования. Большинство современных мировых проблем: искоренение войн; предотвращение перенаселенности; излечение раненой природы; создание условий для неторопливого размышления и взвешенных решений; закаливание духа и возрождение радости бытия, противостоящей скуке; бережное продолжение культуры благодаря органической преемственности поколений - есть проблемы воспитания, образования, обучения. Кроме того, в многонациональном российском обществе назрела необходимость решения ряда проблем, связанных:

- с потребностью государства в высококвалифицированных и в то же время нравственных, творческих личностях, которые заинтересованностью в своем профессиональном росте способствуют успешному развитию страны;

- с ростом национального самосознания этносов;

- с необходимостью воспитания культуры межнационального общения.

Эти проблемы, характеризуемые как социально-государственные, вызывают необходимость их решения на уровне образовательной политики. В связи с этим становится актуальной проблема определения философских оснований образования.

Материал и методика исследований. Для определения теоретических основ исследуемой проблемы в качестве основного методы мы использовали теоретикометодологический анализ.

Результаты исследований и их обсуждение. А. Н. Ростовцев и А. Н. Тыминский [7, 43-46] предлагают в качестве философского основания образования взять национальное самосознание. Такой подход они связывают с тем, что национальное самосознание находит свое выражение в культуре, которая выступает как форма его трансляции с помощью различных средств литературы, живописи, музыки, танца, поэзии. Культура, «материализуя» сознание нации, объединяет материальные и духовные стороны ее жизни, образуя то, что обычно называют духовным укладом нации. Последний включает в себя социальный опыт нации, ее нормы и традиции, программы поведения и общения.

Духовный уклад нации в форме культуры редуцируется из ее самосознания и в своей целостности составляет основное содержание образовательно-воспитательного потенциала нации. Социализация личности как образовательно-воспитательный процесс в данном случае совпадает с бытием нации и означает приращение духовного богатства личности и увеличение ее ценностных ориентаций. Для А. Н. Ростовцева и А. Н. Тыминского здесь важно обращение внимания, во-первых, на связь образования с культурой и их взаимообусловленность, во-вторых, на наличие проблемности как условия взаимного существования образования и культуры и отличие образования от просвещения. Приведенные рассуждения позволяют сделать исследователям однозначный вывод о том, что образование и воспитание определяются культурой, а последняя - созданием нации. И поэтому, когда говорят о кризисах в образовании и воспитании, то это означает, по существу, что речь идет о кризисе сознания нации. То есть кризис образования отражает кризис национального сознания [7, 43-44].

Духовно-национальное самосознание (или самоидентификация) - важнейший атрибут осмысленного и укорененного экзистенциального бытия личности. Под национальной самоидентификацией исследователь А. В. Иванов понимает существование у индивида эталонно-идеальных представлений о своей культурно-национальной принадлежности, с которыми он соотносит свое реальное повседневное поведение и выделяет три ее уровня: дорефлексивный, элитарно-рефлексивный и эмпирико-феноменологический [2, 56]. Бес-сознательно-дорефлексивный уровень самоидентификации, являясь фило- и онтогенетически первичным, формирует необходимый базис для более высоких форм национального самосознания. Человек бессознательно «укореняется» в лоне родной культуры за счет усвоения синтаксиса и семантики языка, влияния внеязыковых символических средств (предметов быта, орудий труда, музыки, архитектуры, литературы и т. д.), посредством семейного и школьного воспитания, включения во вполне определенные структуры социальной и хозяйственно-производственной деятельности.

По результатам проведенных В. Ю. Хотинцом экспериментальных исследований установлено, что этническое самосознание - это целостное образование, проходящее в своем становлении два уровня: 1) типологический, на котором формируется представление об этнических особенностях общности; 2) идентификационный, на котором формируется этническая самоидентификация. Психологическая структура этнического самосознания представлена следующими компонентами: осознание особенностей этнической культуры своей этнической общности; осознание психологических особенностей своей этнической общности; осознание тождественности со своей этнической общностью;

осознание собственных этнопсихологических особенностей; осознание себя в качестве субъекта своей этнической общности; социально-нравственная самооценка этничности [8, 33]. Этничность может расти или ослабевать в ответ на внешние условия.

Утрата этнической идентичности может привести к негативным последствиям для идентичности человека в целом, когда возникает ощущение: «я - никто, безлик и безымянен».

Учеными (Ю. В. Бромлей, А. В. Иванов, Ф. Ф. Харисов, В. Ю. Хотинец и др.) установлено, что формирование этнического самосознания является важным условием развития этнической индивидуальности, определяющим фактором оптимизации жизнедеятельности людей в специфических условиях этнической реальности. Каждый этнос в зависимости от условий жизни формировал свою культуру и систему этнических ценностей, отражающих специфику духовных отношений и ментальности (И. А. Арнольдов, Б. М. Бим-Бад, Ю. В. Бромлей, Г. Н. Волков, Б. С. Гершунский, Т. В. Кружилина и др.). В связи с этим немаловажное значение имеет обеспечение культурно-национальной самобытности образования и его важнейшей составляющей - воспитания.

В педагогике есть только одно, отмечал Б. Т. Лихачев, методологически основополагающее понятие категории воспитания. Эта категория - родовое понятие - относится к области сотворения человеческой личности в социуме. Она и сам феномен воспитания даны человечеству изначально и навечно. Люди всегда, независимо от уровня развития своего сознания и созидательной воли, даже если они вообще не осознают этот процесс, участвуют в постоянном, непрерывном потоке неуловимых воспитательных взаимодействий и воздействий. Воспитание рассматривается Б. Т. Лихачевым с разных позиций: как общественное, объективное конкретно-историческое явление; как саморазвитие и субъектное само-становление индивида; как целенаправленная педагогическая деятельность [4, 16].

Несмотря на то что воспитание - одна из основных категорий педагогики, тем не менее остается одной из самых спорных и противоречивых. На основе анализа отечественной педагогической литературы А. В. Мудрик выделил ряд наиболее известных попыток общих подходов к раскрытию понятия воспитания: по определению объема, содержательной характеристики, с точки зрения характера отношений его участников и т. д. Воспитание, отмечает ученый, - конкретно-историческое явление, тесно связанное с социально-экономическим, политическим и культурным состоянием общества, а также с его этноконфессиональными и социально-культурными особенностями. Воспитание как реальность представляет собой совокупность нескольких исторически сложившихся и существенно различающихся между собой реальностей, таких как семейное воспитание, религиозное воспитание, социальное воспитание, коррекционное воспитание, дизсоци-альное (контрсоциальное) воспитание. Каждое из этих видов имеет свои особенности. Общее для них А. В. Мудрик отражает в следующем определении: «Воспитание - относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека в семье, в различных общественных, государственных, частных и религиозных воспитательных организациях, более или менее последовательно способствующее адаптации человека в обществе и создающее условия для его обособления» [5, 15-16].

В основу нашего исследования легло понимание воспитания как организуемого педагогом взаимодействия ребенка с той или иной частью культуры общества, направленного на создание условий для всестороннего развития его личности. Мы придерживаемся той точки зрения, что процесс воспитания является составной частью социализации, по-

нимаемой как процесс формирования социальных качеств, свойств, ценностей, знаний и умений, благодаря которым человек становится дееспособным участником социальных связей, институтов и общностей.

Суть национального воспитания и его содержания наиболее точно, по нашему мнению, определил Б. М. Бим-Бад: его «следует понимать как введение индивида в духовную культуру, в историческую филиацию основных идейных стремлений, выразившихся в этносе данного народа или народов, если речь идет о многоэтнической нации, и как развитие способностей личности к прогрессивному вкладу в верования, язык, жизненные цели и средства их благотворного достижения, что служит на пользу и данной нации, и человечеству в целом» [1, 4].

В. С. Кукушин не выделяет в проблеме воспитания этнические компоненты, так как считает это нецелесообразным, поскольку воспитание - процесс интегрированный, направленный на формирование всесторонне развитой, планетарно значимой личности. Важно, отмечает исследователь, чтобы национальное воспитание выступало не как результат процесса обучения, а как первоочередное средство приобщения к мировой культуре. То есть современная модель национального образования должна базироваться на принципах этнокультурной идентификации и интеграции в мировое сообщество. Анализ генезиса этнопедагогических теорий позволяет В. С. Кукушину сделать вывод о том, что, прежде чем индивид сопоставит себя с мировой, общечеловеческой, планетарной культурой и узнает «язык» другой культуры, необходимо, чтобы он встретился со своей национальной культурой [6, 265].

Современными исследователями вводится и другое понятие - «этническое воспитание». По определению К. Ж. Кожахметовой, это целенаправленное взаимодействие поколений, в результате которого у учащихся и молодежи формируется этническое самосознание, адекватное отношение к себе как к субъекту этноса, чувство гордости за свою нацию, положительное отношение к языку, истории, культуре своего этноса, а также чувство уважения и толерантности к представителям других этносов. Его сущность заключена в сохранении, формировании и развитии этнической самобытности личности. Содержанием этнического воспитания рассматривается освоение этносоциальных ролей, показателем сформированности которых является овладение этой ролью в соответствии с возрастом [3].

В связи с определением «этнического воспитания», отмечает К. Ж. Кожахметова, возникает необходимость в уточнении понятия «национальное воспитание». В изложении самого автора «национальное воспитание шире этнического и включает в свой состав этническое воспитание в диалектическом сочетании с социальным формированием, основанном на общечеловеческих ценностях, а также обучение и воспитание в узком смысле слова». Далее, развивая свою идею, она пишет: «Национальное воспитание - формирование граждан, членов нации, сочетающих единство общечеловеческого с национальным: наряду со знанием языка, культуры он должен овладеть современными знаниями». В результате автор приходит к следующему выводу: «Этническое воспитание позволяет сконцентрировать внимание на этнокультурной составляющей в этносе, отличающейся от этносоциального, этнополитического фактора, что весьма важно в методическом и практическом отношении. Оно позволяет вычленить отличие этнопедагогики от народной педагогики и национальной педагогики, так как основу этнопедагогики составляют этнокультурные ценности, а основу народной - этносоциальная составляющая, тогда как основу национального воспитания - этнополитическое, составляющее государственный компонент» [3].

Национальное воспитание рассматривается нами как целостный процесс формирования у подрастающего поколения национального самосознания, которое определяет нормы поведения человека в полиэтнической среде, обуславливает активную деятельность в области бережного отношения и охраны традиционной культуры, а также как процесс, последовательно возводящий человека - изначально носителя местной культуры - к культуре российской и мировой.

В настоящее время все большее распространение получают идеи поликультурного образования. К ним обращаются А. Тойнби, Э. Мейлер, Н. Данилевский, Ю. Яковец и др. Обоснованием поликультурного образования является теория Л. С. Выготского о развитии поведения и психики, в соответствии с которой источники и детерминанты психического развития лежат в исторически развивающейся культуре.

Основополагающими принципами поликультурного образования являются: принцип диалога и взаимодействия культур; контрастный принцип овладения содержанием поликультурного образования; принцип творческой целесообразности потребления, сохранения и создания новых культурных ценностей. Образование, с одной стороны, должно способствовать осознанию человеком своих корней и определению места, которое он занимает в мире, и с другой - привить ему уважение к другим культурам. Изучение культуры сопредельных народов должно способствовать формированию чувств равенства, достоинства, нравственной культуры межнациональных отношений, обеспечивать культурный диалог представителей различных национальностей.

Структуру содержания поликультурного образования будущего педагога представляют 4 компонента: мотивационно-ценностный (направлен на развитие социокультурной идентификации студента как условия понимания и вхождения в поликультурную среду); когнитивный (направлен на овладение основными понятиями, определяющими разнообразие мира); эмоционально-оценочный (направлен на воспитание эмоционально положительного отношения к разнообразию культур); операционно-деятельностный (направлен на формирование умений, составляющих поведенческую культуру мира).

Содержание поликультурного образования ориентировано на создание условий для социально-культурной идентификации личности, которая определяет ее статус при участии в межкультурном диалоге и обеспечивает ее первичным опытом изучения культуры; на формирование представлений о культурно-этническом многообразии мира как в пространстве, так и во времени; на воспитание терпимости и уважения права каждого народа сохранять свою культурную самобытность; на оснащение студентов понятийным аппаратом, который обеспечивает возможность наиболее полного описания поликультурной среды; на обучение студентов технологиям реконструкции ценностей культурных общностей, участвующих в диалоге, что является первым шагом к пониманию мотивов, установок и предубеждений участников диалога культур; на развитие у будущих педагогов способностей к критическому освоению поликультурной реальности.

Резюме. Обобщая широкий спектр исследований по проблемам поликультурного образования и национального воспитания, можно сделать следующий вывод:

- главной составляющей личности XXI века, ее поведения, жизненной позиции становится культура, проявляющаяся в образованности, профессионализме, следовании высоким нравственным принципам. Это возможно при сохранении уникальной духовной и художественной культуры родного края и страны в целом;

— в воспитании важным является формирование у молодежи таких ценностей, как духовность, нравственность, Родина (большая и малая), семья, гражданская и социальная ответственность, этнокультурные традиции;

— приоритетным принципом функционирования системы национального воспитания является от «близкого к далекому» - от основ национальной культуры к культуре соседних народов, к русской и мировой культуре. Целесообразно знакомить подрастающее поколение с собственной историей, искусством, традициями, но в контексте культурного развития России и мира, приобщать к совокупности культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и культурных традиций, обычаев, обрядов народов своей республики (области, края) и России, к их взаимодействию и взаимовлиянию, к их истории и языкам. Это позволит более четко определить роль и место родной культуры в общецивилизационном процессе, не допустить самоизоляции этноса, обеспечить единое культурное и образовательное пространство и, в конечном итоге, будет способствовать расширению социальной мобильности личности;

— включение в учебные планы интегрированных курсов литературы, культуры, истории, религии, искусства народов региона помогает понять взаимовлияние, взаимопроникновение и взаимообогащение культурно-исторического опыта различных этнонацио-нальных общностей, выявить его общечеловеческий потенциал;

— национально-ценностная ориентация личности является элементом профессиональной культуры, так как приобщение личности к национальному культурному космосу, включение человека в разветвленную и самобытную иерархию ценностей той или иной исторически сложившейся культуры является важнейшим условием воспитания и сохранения личности целостной и творческой. Человек, укорененный в национальной культуре, наследующий традиционные ценности и идеалы, по природе своей созидателен, его этика жизнесберегающа.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бим-Бад, Б. М. Воспитание человека обществом и общества человеком / Б. М. Бим-Бад // Педагогика. - 1996. - № 5. - С. 3-9.

2. Иванов, А. В. Уровни русского самосознания / А. В. Иванов // Вестник МГУ. Серия 12. Социальнополитические исследования. - 1993. - № 6. - С. 56-62.

3. Кожахметова, К. Ж. Сущность, содержание, формы и методы казахской этнопедагогики / К. Ж. Кожахметова // Этнопедагогика народов Казахстана : сборник научных трудов. - Алматы : Алем, 2001. - С. 34-89.

4. Лихачев, Б. Т. Методологические основы педагогики / Б. Т. Лихачев. - Самара : Изд-во СИУ, 1998. - 200 с.

5. Мудрик, А. В. Воспитание в системе образования: воспитание и социализация / А. В. Мудрик // Стратегия воспитания в образовательной системе России: подходы и проблемы. - М. : Агентство «Издательский сервис», 2004. - С. 13-22.

6. Педагогические технологии : учебное пособие для студентов педагогических специальностей / под общей ред. В. С. Кукушина. - (Серия «Педагогическое образование»). - М. : ИКЦ «МарТ» ; Ростов н/Д. : Издательский центр «МарТ», 2004. - 336 с.

7. Ростовцев, А. Н. Философские основания образования / А. Н. Ростовцев, А. Н. Тыминский // Развитие региональных систем образования: методология, теория, практика : сборник статей / под ред. Н. И. Булаева, О. П. Мартынова. - Рязань : Рязанский областной институт развития образования, 1997. - С. 43-46.

8. Хотинец, В. Ю. Формирование этнического самосознания студентов в процессе обучения в вузе / В. Ю. Хотинец // Вопросы психологии. - 1998. - № 3. - С. 31-43.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.