Научная статья на тему 'Поликультурное образование бакалавров физического воспитания с учётом внедрения инновационных физкультурно-оздоровительных технологий'

Поликультурное образование бакалавров физического воспитания с учётом внедрения инновационных физкультурно-оздоровительных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
351
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
POLY CULTURAL EDUCATION / TOLERANCE / THE PERSONAL FOCUSED APPROACH / SPORTS AND IMPROVING TECHNOLOGIES / FITNESS TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Борисова Вера Валерьевна, Панфилов Олег Петрович, Шестакова Татьяна Алексеевна

Рассматривается поликультурный подход в образовательной деятельности бакалавров физического воспитания, опирающийся на использование инновационных физкультурно-оздоровительных технологий. Раскрывается содержательная составляющая инновационных физкультурно-оздоровительных технологий в вариативной части спортивно-педагогических дисциплин в структуре подготовки бакалавров физического воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Борисова Вера Валерьевна, Панфилов Олег Петрович, Шестакова Татьяна Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLYCULTURAL EDUCATION OF BACHELORS OF PHYSICAL TRAINING TAKING INTO ACCOUNT INTRODUCTION OF INNOVATIVE SPORTS AND IMPROVING TECHNOLOGIES

In this article the poly cultural approach in educational activity of bachelors of physical training relying on use of innovative sports and improving technologies is considered. The substantial component of innovative sports and improving technologies in variable part of sports and pedagogical disciplines in structure of training of bachelors of physical training reveals.

Текст научной работы на тему «Поликультурное образование бакалавров физического воспитания с учётом внедрения инновационных физкультурно-оздоровительных технологий»

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

УДК 796.077.4

ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ БАКАЛАВРОВ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ С УЧЁТОМ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ

В.В. Борисова, О.П. Панфилов, Т.А. Шестакова

Рассматривается поликультурный подход в образовательной деятельности бакалавров физического воспитания, опирающийся на использование инновационных физкультурно-оздоровительных технологий. Раскрывается содержательная составляющая инновационных физкультурно-оздоровительных технологий в вариативной части спортивно-педагогических дисциплин в структуре подготовки бакалавров физического воспитания.

Ключевые слова: поликультурное образование, толерантность, личностно-ориентированный подход, физкультурно-оздоровительные технологии, фитнес-технологии.

В современном обществе глобализации и интеграции культур остро ощущается дефицит людей, нацеленных на развитие различных областей своей профессиональной деятельности. Государство, высшие и средние учебные заведения ориентирует будущих специалистов не только на профессиональную подготовку, но и на развитие культуры личности, готовой к самостоятельной деятельности в новой поликультурной среде, к активному взаимодействию с представителями других культур на основе толерантности и миролюбия. Все это требует внедрения в общественное сознание на самых различных уровнях стратегий толерантного мышления и деятельности, позволяющих сделать возможным продуктивное разрешение этих противоречий. Данные обстоятельства находят отражение в последнее время в документах разного уровня и общественном сознании, когда речь заходит об адаптированности, «толерантности» к другим этническим и национальным культурам и народностям [2, 3].

Большую роль в формировании этих стратегий призвана решать отечественная система образования в области физического воспитания и туризма. Именно в этих областях в последние годы наблюдается активная трансляции накопленного человечеством знаний, которая вносит свой

значительный вклад в обоснование необходимости и принципиальной возможности сближения различных мировых культур и религий на основе поиска единых объединяющих начал, их конвергенции и интеграции в едином пространстве цивилизации. Система образования в области физической культуры, спорта и туризма может активно инициировать и поддерживать диалог культур с ориентацией на интеграцию таких культурных компонентов как наука, педагогическая и многогранная физкультурно-спортивная деятельность в целостное культурное пространство современной цивилизации [5].

Следует отметить, что с теорией и практикой физического воспитания, разными формами физкультурно-оздоровительных технологий и туризма связаны разработки и создание здоровье охранных и здоровьесберегающих средств и систем, направленных на коррекцию, сохранение и укрепление здоровья, что может объективно способствовать развитию человеческих контактов на самых различных уровнях, инициировать взаимовыгодное сотрудничество в туризме, спорте, универсальных лингвистических средств человеческого общения [1, 5].

Примером такого международного содружества является взаимопроникновение и интеграция в область физического воспитания и спорта средств музыки, восточных спортивно-боевых искусств, ритмов свободной пластики, спортивно-бальных танцев. В структуре подготовки сегодняшних специалистов по физической культуре в ряде вузов предусмотрены занятия по этим видам, но в качестве факультативов, курсов по выбору, других внеучебных форм занятий, что не способствует полноценному обучению и решению современных задач в области адаптации и толерантности.

К сожалению, работающие специалисты, в основной своей массе, не подготовлены к инновационной творческой деятельности. Отсутствует логическая связь в физическом воспитании ДОУ- ШКОЛА-ВУЗ. Из поля зрения ученых и практиков в этой системе выпало основное звено -дошкольное образовательное учреждение, когда закладывается фундамент здоровья, толерантности, уважения к личности другого и здорового образа жизни. Если к этому присовокупить неудовлетворительную работу с детьми, отнесенными к категории часто и длительно болеющих, а также с врожденными заболеваниями, то становятся понятной та негативная ситуация, которая отражается на физическом и духовно-нравственном здоровье дошкольников и школьников, а далее и взрослом населении [3, 6].

Можно утверждать, что сегодняшнее поколение теряет возможность использования достижений спортивно-биологической и психологической науки, ценностей физической культуры и спорта не только для адаптации к изменившимся условиям существования, но и активного обогащения межнационального и этнического культурного развития, управления физическим и культурным развитием детей и подростков.

По-видимому, наступила эпоха, когда инновационная креативная, в том числе спортивно-танцевальная и музыкальная, подготовка будущих педагогов по физической культуре должна выходить на одно из первых мест в его профессиональном обучении. Это, между прочим, обозначено в новой парадигме физического воспитания и образования. Структурно -содержательный компонент системы образования в области физической культуры нуждается в совершенствовании, которое может быть осуществлено через создание интегративных инновационных образовательных комплексов, включенных в программы обучения сегодняшних специалистов. К ним относятся фитнес-технологии, получившие широкое признание и доказавшие свою эффективность.

Западные, американские специалисты рассматривают фитнес как комплексную программу оздоровления, в которой используются все виды двигательной активности (Лисицкая Т.С., 1996; Лаврухина Г.М., 2002; Давыдов В.Ю. и др. 2004). Можно согласиться с мнением специалистов в трактовке, касающейся образа жизни, связанной с тренировкой и физической активностью для укрепления здоровья. В этом смысле разновидности предлагаемых нами современных физкультурно-оздоровительных и адаптивных технологий в полной мере соответствуют термину «фитнес». В то же время нельзя игнорировать тот факт, что большинство специалистов и научных работников (и мы разделяем это мнение) склонны рассматривать фитнес как систему средств общей и физической культуры адаптивно-оздоровительной направленности, включающей здоровый образ жизнедеятельности (отказ от вредных привычек, психотренинг, рациональное питание и т. д.) и ритм жизни как основу его составляющий [4].

В качестве понятийного аппарата, мы определяем структуру понятийного аппарата интегративно-модульной системы в формате компетентностного подхода (ИМС ФКП), например, в подготовке специалиста и бакалавра педагогического образования по профилю «Физическая культура». В настоящее время нами активно проводятся исследования в этом направлении. При этом нами выделено несколько этапов, в структуре которых ведущим обозначен антропологический подход (Ушинский К.Д.). Мы полагаем, что доля инновационных фитнес-технологий в вариативной части спортивно-педагогических дисциплин должна составлять не менее 50 % учебной нагрузки. При этом материал классических (традиционных) дисциплин и инновационных фитнес-технологий может быть представлен в разделах:

«Гимнастика» - а) гимнастика на снарядах, без снарядов, стретчинг - гимнастика; б) разделы фитнеса - танцы, хореография, ритмическая гимнастика, спортивно-танцевальный рок-н-ролл.

«Циклические виды» - а) бег, лыжные гонки, плавание и т. д.; б) оздоровительный бег, лыжи-фристайл, аквааэробика, сноуборд.

«Спортивные и подвижные игры» - а) классические игры;

б) комплексы и группы фристайловых элементов.

«Рекреационно-экстремальные виды» - туризм - вело-, водный, экстремальный; - скалолазание (подготовка в условиях скалодрома); -слалом-сноуборд, роликовый слалом, спортивное ориентирование.

Считаем, что имеющиеся наработки в этой области позволят специалистам систематизировать и упорядочить документы, на основе которых на местах будут разработаны добротные методические и иные материалы, отвечающие требованиям рынка труда.

Список литературы

1. Артамонова Л.Л., Панфилов О.П., Борисова В.В. Лечебная и адаптивно-оздоровительная физическая культура: учеб. пособие /под ред. проф. О.П. Панфилова. М.:ВЛАДОС, 2010. 389 с.

2. Бальсевич В.К. Лубышева Л.И. Физическая культура: молодежь и современность // Теория и практика физической культуры. 1995. № 5. С. 2-7.

3. Борисова В.В. Педагогическая технология оздоровительной работы как фактор оптимизации режима учебного дня младших школьников: дис ...канд. пед. наук. М., 2002. 202 с.

4. Лисицкая Т.С., Сиднева Л.В. Аэробика: В 2 т. Т. II. Частные методики. М.: Федерация аэробики России. 2002. 216 с.

5. Теоретико-методологические аспекты проектирования инновационных технологий в подготовке специалиста по физической культуре / О.П. Панфилов [и др.] // Культура физическая и здоровье. 2012. № 4(40). С. 36-39.

6. Физкультурно-оздоровительные технологии: монография / под ред. проф А.А. Горелова, проф. А.В. Лотоненко. М: «Еврошкола», 2011. 300 с.

Борисова Вера Валерьевна, канд. пед. наук, доц., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого,

Панфилов Олег Петрович, д-р биол. наук, проф., panfilov30@,mailru, Россия, Тула, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого,

Шестакова Татьяна Алексеевна, канд. пед. наук, доц., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого

POLYCULTURAL EDUCATION OF BACHELORS OF PHYSICAL TRAINING TAKING INTO ACCOUNT INTRODUCTION OF INNOVATIVE SPORTS AND IMPROVING

TECHNOLOGIES

V.V. Borisova, O.P. Panfilov, T.A. Shastakova

In this article the poly cultural approach in educational activity of bachelors of physical training relying on use of innovative sports and improving technologies is

considered. The substantial component of innovative sports and improving technologies in variable part of sports and pedagogical disciplines in structure of training of bachelors of physical training reveals.

Key words: poly cultural education, tolerance, the personal focused approach, sports and improving technologies, fitness technologies.

Borisova Vera Valerievna, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, [email protected], Russia, Tula, Tula State Pedagogical University named after Leo Tolstoy,

Panfilov Oleg Petrovich, doctor of biological Sciences, professor, panfilov30@,mail.ru, Russia, Tula, Tula State Pedagogical University named after Leo Tolstoy,

Shestakova Tatiana Alekseevna, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, tgpu@,tula.net, Russia, Tula, Tula State Pedagogical University named after Leo Tolstoy

УДК 796.011.3

ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ СИСТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКОЙ

С.Г. Жестков, С.Ф. Гончаренко, И.В. Ткачев

Изучена динамика физической работоспособности, функционального состояния и уровня физического здоровья студентов под влиянием систематических занятий легкой атлетикой. Результаты исследования дали возможность констатировать высокую эффективность тренировочной программы, которая способствовала оптимизации показателей физического состояния организма студентов.

Ключевые слова: физическое состояние, функциональное состояние, физическая работоспособность, легкая атлетика.

В настоящее время среди студенческой молодежи наблюдается тенденция к ухудшению уровня общего физического состояния их организма, в частности, физической подготовленности, а также функционального состояния ведущих физиологических систем и уровня физического здоровья в целом. По мнению большинства специалистов, одной из главных причин данной ситуации являются не только негативные особенности социально-экономического и экологического характера, но и объективно выраженная среди современных студентов гиподинамия, игнорирование основных принципов здорового образа жизни, снижение интереса к занятиям физической культурой и спортом и, наконец, низкая эффективность процесса физического воспитания в вузах [2].

Предусмотренные вузовской программой занятия по физической культуре удовлетворяют лишь 35-40 % общей суточной двигательной потребности студентов [3]. Отсутствие у большинства из них необходимой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.