Б01: 10.31249/аре/2020.01.04
Метлицкая З.Ю.1 ©, 2020
Полемика по поводу социальных инициатив папы Франциска I как отражение современных политических и идейных конфликтов
Аннотация. В статье анализируются энциклики, апостольские послания, публичные выступления папы Франциска I двух последних лет (2017-2019) и отклик, который его деятельность вызывает в различных кругах в католической церкви и в светских СМИ. Вступление на папскую кафедру в 2013 г. Хорхе Марио Бергольо, латиноамериканца, епископа Буэнос-Айреса, иезуита, породило множество надежд и опасений. Одни восхваляли нового папу как «дар с небес», другие обвиняли его как «агента коммунистов» еще до того, как он что-либо сказал или сделал. Теперь, спустя пять с лишним лет, спектр оценок его деятельности столь же широк, хотя акценты несколько сместились. При этом оценки деятельности, личности и высказываний папы Франциска часто оказываются не только предметом полемики, но и поводом для критики позиции политических противников или идейных оппонентов (особенно по вопросам, связанным с проблемами нелегальной миграции). Даже внутри католической церкви как консервативные, так и либеральные критики упрекают папу Франциска в том, что, несмотря на его постоянное присутствие в публичном пространстве, он недостаточно занимается собственно делами церкви. По мнению
1 Метлицкая Зоя Юрьевна - кандидат исторических наук, доцент Кафедры истории церкви Исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова (тгЬ-litskaya@gmail.com). 66
Полемика по поводу социальных
- инициатив папы Франциска I
как отражение современных политических и идейных конфликтов
автора статьи, этот кажущийся парадокс отражает более общую проблему, присутствующую во взаимоотношениях церкви и общества в эпоху глобализации. Хотя на протяжении XX в. экклесиология являлась, наверное, самым популярным направлением в богословии, модель взаимоотношений общества и церкви, позволяющая последней сохранить (или заново обрести) собственную идентичность в изменившемся секулярном, глобальном мире, до сих пор так и не выработана. В результате ни у кого из участников полемики нет четких ориентиров.
Ключевые слова: папство, Франциск I, проблема мигрантов, интегральная экология, церковь и общество, кризис церкви.
Личность и деятельность папы Франциска I с самых первых дней после его вступления на папскую кафедру (2013) получали полярные оценки как в церковном сообществе, так и в светских СМИ. Биография папы, его высказывания и действия обсуждались в деталях и с разных сторон. Едва ли в истории папства Нового времени найдется другой понтифик, о котором в первые же годы правления было написано такое количество книг. В настоящее время их число приближается к двум десяткам. Названия некоторых из них уже сами по себе дают представление о том, насколько широк спектр мнений: «Избрание папы Франциска: Отчет очевидца о конклаве, изменившем историю» [0'Соппе1, 2019], «Изменить церковь: Папа Франциск и будущее католицизма» [ОоиШаЬ, 2018], «Заблудший пастырь: Как папа Франциск вводит в заблуждение свою паству» [Ьаш1ег, 2018], «Папа-диктатор» [Со1оппа, 2017], «Политизированный папа: Как Франциск играет на руку левым либералам против консерваторов» [№ишауг, 2017].
Хорхе Мария Бергольо (род. 1936 г.) - сын итальянцев, эмигрировавших в Аргентину, член ордена иезуитов, архиепископ Буэнос-Айреса (с 1998 г.), кардинал (с 2001 г.); до вступления на папскую кафедру в 2013 г. входил в папский совет по делам семьи1 и папскую комиссию по делам Латинской Америки.
1 Дикастерия папской курии, учрежденная папой Иоанном Павлом II в 1981 г. Папа Франциск в ходе преобразований в курии в 2016 г. закрыл ее и передал ее функции новой дикастерии по делам мирян, семьи и жизни.
Имена, которые понтифики выбирают, вступая на папский престол, практически всегда заключают в себе определенное «послание» миру, более или менее ясное указание на то, каковы приоритеты нового папы1. В случае кардинала Бергольо это «послание» было очевидно и полностью соответствовало его политике в Аргентине до избрания на папский престол: Бергольо первым из пап взял себе имя Франциск в честь св. Франциска, основателя ордена францисканцев, поборника апостольской бедности.
Папа Франциск с самого начала своего понтификата ясно дал понять, что в центре его внимания находятся социальные проблемы. Его интересы сосредоточены на четырех главных темах: 1) зашдта окружающей среды; 2) проблема бедности; 3) проблема мигрантов; 4) установление прочного мира на всей планете и отказ от гонки вооружений.
Еще в 2015 г. в энциклике Laudato si' [Энциклика.., 2015] папа обратился к теме, которую он обозначил как «забота об общем доме». В ней он развивал концепцию «интегральной экологии», подразумевающую не только противодействие загрязнению окружающей среды и климатическим изменениям, но и отказ от представлений и ценностей общества потребления в целом. «Экологическая культура не может сводиться к серии неотложных и частичных ответов на проблемы, касающиеся разрушения окружающей среды, истощения природных запасов и загрязнения, -писал папа Франциск. - Необходимы иной взгляд, иное мышление, иные политика и воспитательная программа, образ жизни и духовность, формирующие сопротивление в условиях прогрессирования технократической парадигмы» [там же]. В декабре 2015 г., через полгода после выхода энциклики, в Ватикане прошло грандиозное световое шоу «Fiat Lux: Осветим наш общий дом», во время которого на фасаде и куполе собора св. Петра демонстрировались гигантские фото природных ландшафтов, живой природы и страшных последствий человеческой деятельности. С 2016 г. курсы, посвященные интегральной экологии, были введены в программы мно-
1 Например, Иоанн Павел II (1978-2005) взял два имени своих предшественников Павла VI (1963-1978) и Иоанна XXIII (1958-1963), дав понять, что намерен продолжать их курс в церковной политике. 68
Полемика по поводу социальных
- инициатив папы Франциска I
как отражение современных политических и идейных конфликтов
гих католических семинарий и университетов, в частности Папского Григорианского университета в Риме.
Важнейшая идея энциклики состоит в том, что «подлинно экологический подход все больше становится подходом социальным, что он должен дополнять дискуссии об окружающей среде справедливостью, чтобы слышать как стенание земли, так и стенание бедных» [Энциклика.., 2015]. К этому тезису папа Франциск возвращается постоянно. В речи, адресованной участникам конференции фонда Centesimus Annus pro Pontífice1 (8 июня 2019 г.), понтифик сказал: «Laudato si' - вовсе не "зеленая" энциклика, а социальная», она содержит призыв «изменить модель глобального развития» [Address.., 2019]. А 6 июля, выступая перед членами общины «Laudato si'», целью которой является осуществление на практике и пропаганда идей, высказанных в папской энциклике, Франциск предупредил: «Не забывайте, что социальная справедливость и экология тесно взаимосвязаны!» [Message.., 2019 с].
Отношение к бедным и обездоленным является, согласно риторике папы Франциска, основным критерием истинного христианина. В папском послании, обнародованном 30 апреля 2019 г. и посвященном подготовке ко Всемирному дню беженцев и мигрантов2, говорится: «Мигранты, особенно наиболее уязвимые, помогают нам читать "знаки времени". Через них Господь призывает нас к обращению, к свободе от нетерпимости и равнодушия» [Message.., 2019 b]. Выступая перед мигрантами - сотрудниками епархиального центра «Каритас» в Рабате (Марокко) 30 марта 2019 г., папа Франциск сказал, что проблема вынужденной миграции как «тяжкая рана, которая взывает к небу» [Apostolic journey.., 2019 a], и мы не вправе ни игнорировать, ни замалчивать ее. А возвращаясь в
1 Фонд был создан папой Иоанном Павлом II в 1993 г. при содействии бизнесменов-католиков, представителей академического сообщества и пр. Целью его создания была реализация социального учения католической церкви - в частности, идей, выраженных в энциклике Иоанна Павла II Centesimus Annus, выпущенной к столетию первой «социальной» энциклики в истории папства Rerum Novarum (Лев XIII).
2 Всемирный день беженцев и мигрантов установлен Генеральной Ассамблеей ООН в 2000 г.
Рим после этого визита, на вопрос журналистки о его отношении к решению президента США Дональда Трампа не только закрыть границы, но и перестать оказывать помощь трем центральноамериканским странам, папа заявил, что те, кто закрывает границы, «станут узниками в построенных ими стенах» [Apostolic journey.., 2019 b]. Тремя годами ранее, во время предвыборной кампании Трампа, после посещения приграничных областей между Мексикой и США, папа Франциск заявил, что «человек, думающий только о том, чтобы воздвигать стены, и не заботящийся о том, чтобы строить мосты, не христианин» [Cunningham, 2018]. Будущий президент, принявший (справедливо) это заявление на свой счет ответил, что «если ИГИЛ атакует Ватикан... папа будет просить только об одном - чтобы Трамп был президентом. Потому что тогда этого не случится» [Ibid.].
В августе 2016 г. в римской курии была создана дикастерия по содействию целостному человеческому развитию, которая призвана оказывать помощь «мигрантам, обездоленным, больным и отверженным, маргиналам, жертвам вооруженных конфликтов и стихийных бедствий, заключенным, безработным и жертвам рабства и пыток в любой форме» [Apostolic letter.., 2016]. На официальном домене Ватикана создан специальный сайт для мигрантов и беженцев, где размещены помимо новостей и полезной информации фрагменты выступлений и посланий папы Франциска в поддержку мигрантов и беженцев или защищающие их интересы. 8 июля 2019 г. папа отслужил в Ватиканской базилике мессу о мигрантах, посвященную шестой годовщине его визита на остров Лампедузу, ставший главным перевалочным пунктом на пути нелегальных эмигрантов из Африки в Европу1.
В проповедях папы, даже если он совершает богослужение в честь одного из важнейших церковных праздников, непременно
1 В настоящее время итальянские власти заявили о намерении ввести штрафы в размере от 10 тыс. до 50 тыс. евро и другие наказания для капитанов судов, подбирающих в море мигрантов и доставляющих их на Лампедузу и в другие итальянские порты. Это решение стало поводом для резкой полемики в печати, в которой фигурировали в числе прочего проэмигрантские инициативы папы Франциска.
Полемика по поводу социальных
- инициатив папы Франциска I
как отражение современных политических и идейных конфликтов
присутствуют четыре темы, названные выше. Например, большая часть пасхального послания 21 апреля 2019 г. была посвящена проблеме установления мира и помощи жертвам военных конфликтов в разных точках планеты. Папа говорил о том, что следует возобновить усилия по поиску справедливого политического решения конфликта в Сирии, которое позволит эвакуированным и беженцам вернуться домой [Urbi et orbi.., 2019]. Он вспомнил «народ Йемена, в первую очередь детей, измученных голодом и войной»; «Ливию, где в последние недели снова стали умирать беспомощные люди, а множество семей вынуждены оставлять свои дома»; африканский континент с его «общественными проблемами, конфликтами, а нередко и жестокими проявлениями экстремизма, оставляющими после себя нестабильность, разрушения и смерть, прежде всего в Буркина-Фасо, Мали, Нигере, Нигерии и Камеруне»; Судан, переживающий «момент политической неопределенности, где, надеюсь, все инстанции смогут обрести голос и каждый сможет приложить усилия, чтобы помочь стране стяжать свободу, развитие и благоденствие, к которому она так долго стремится»; «народ восточных областей Украины, который все еще страдает из-за продолжающегося конфликта»; «тех, кто переживает последствия тяжелых политических и экономических ситуаций на американском континенте»; всех других людей, «лишенных минимальных условий для достойной и безопасной жизни из-за непрекращающегося и усугубляющегося кризиса» [Ibid.]. Говоря о Воскресении Господнем, Франциск увязал его с той же темой. «Пусть пасхальный свет озарит всех правителей и все народы Ближнего Востока, начиная с израильтян и палестинцев, дабы они поспешили облегчить множество страданий и устремились к мирному и стабильному будущему... Пусть воскресший Господь просветит усилия, прилагаемые в Никарагуа для скорейшего поиска мирного и согласованного решения на благо всех никарагуанцев» [Ibid.] Завершается послание призывом ко всем христианам: «Перед лицом многочисленных страданий нашего времени да не найдет нас Господь жизни холодными и равнодушными. Да соделает Он нас строителями мостов, а не стен. Он, дарующий Свой мир, да остановит грохот оружия как в условиях войны, так и в наших городах, и вдохновит лидеров на-
ций на то, чтобы они положили конец гонке вооружений...» [Urbi et orbi.., 2019].
В послании, посвященном началу Великого поста, 24 февраля 2019 г. папа Франциск вернулся к проблеме интегральной экологии и говорил о «грехе, который толкает человека к тому, чтобы считать себя богом творения, чувствовать себя его абсолютным властителем и использовать его не для целей, задуманных Творцом, а ради собственных интересов, во вред людям и другим живым созданиям». «Этот грех, - указывает папа, - проявляется в алчности, в жажде неумеренного благополучия, безразличии к благу других, приводит к эксплуатации божественного творения, людей и окружающей среды» [Message.., 2019 a].
Нет ничего удивительного в том, что такого рода социальные инициативы папы Франциска нашли теплый прием у либеральных светских политиков и журналистов. Их изначальную позицию лучше всего, наверное, выражает процитированное журналистом М. Бинелли высказывание левого философа Корнелла Уэста: «Папа Франциск - это дар с Небес. Я не хочу превращать папу в фетиш. Он возглавляет глубоко патриархальную, гомофобную организацию, которую я всегда критиковал. Но он мне нравится; мне нравится то, что он говорит, и приятно видеть, как его слова влияют на прогрессивные силы во всем мире» [Binelli, 2014]. Консервативные силы, напротив, используют действия папы для продвижения своих идей о «левом», или «коммунистическом», заговоре, целью которого является подорвать все основы современного общества и церкви. Особенно ясно эти тенденции проявляются в прессе США, где самыми яростными оппонентами папы Франциска стали сторонники Республиканской партии и Д. Трампа. В частности, по свидетельству газеты «Guardian», бывший главный стратег и старший советник Трампа по политическим и стратегическим вопросам С. Бэннон публично обвинил папу Франциска в излишней политизированности [The Guardian view.., 2019]. Журналист Дж. Пинкертон в журнале «The American Conservatist» заявил, что папа «слишком вмешивается во внутренние дела народов» [Pinkerton, 2019]. Журналист консервативного журнала «The American Spectator» Дж. Ноймайр заявляет в своей книге: «Подтал-
Полемика по поводу социальных
- инициатив папы Франциска I
как отражение современных политических и идейных конфликтов
кивая папство к тому, чтобы делать шаги в "прогрессивном" направлении, папа Франциск снискал симпатии левых во всем мире. Его стремление проводить левую политику, оттесняя на второй план вопросы вероучения и морали, делает его церковным двойником Барака Обамы» [Neumayr, 2017, p. 11].
«Общим местом» в оценке деятельности папы Франциска стало сравнение его с двумя его предшественниками - Бенедиктом XVI (Йозефом Ратцингером) и Иоанном Павлом II (Каролем Вой-тылой), которые в данном контексте предстают (со знаком «плюс» или «минус») безусловными сторонниками традиционной консервативной церковной политики.
Отклики на политику папы внутри католической церкви еще более разнообразны и менее однозначны. Интересно, что в данном случае представители либерального, умеренного и консервативного направлений единодушны в своих суждениях: папа слишком много внимания уделяет общим проблемам и мало занимается делами церкви. Еще в 2015 г. один из первых критиков папы Франциска написал: «Папство сейчас превратилось в медиахолдинг, как ранее оно превратилось в общественный институт» [Dougherty, 2015].
Журнал «Crisis Magazine», преподносящий себя как «рупор верных католиков-мирян», в марте 2019 г. опубликовал статью консервативного католического обозревателя у. Килпатрика, в которой говорилось, что «церковь, возглавляемая Франциском, все более становится похожей на левую политическую партию... [Она] заботится о спасении души меньше, чем о построении утопического эгалитарного общества здесь, на земле» [Kilpatrick, 2019]. Примерно о том же пишут и те, кто критикует папу с противоположных позиций. Известный ирландский журналист П. Макгери в 2018 г. писал в «The Irish Times»: «Папа снискал симпатии широкой публики, в частности, как левый лидер в неуклонно "правеющем" мире. Он сместил акценты в деятельности церкви с вопросов вероучения на помощь отвергнутым и страждущим и заботу об окружающей среде. Но что он сделал для оздоровления церкви в долгосрочной перспективе? Четыре главных вопроса: о церковном управлении; о финансах Ватикана; о месте женщин в церкви; о сек-
суальном насилии со стороны священников - так и остались нерешенными» [МсСаггу, 2018].
Скоропалительные заявления папы, как правило, не облеченные (или пока не облеченные) в форму церковных документов, неоднократно вызывали настоящую бурю в традиционном церковном сообществе. Это произошло, например, после заявления папы о возможности причащать разведенных и вторично вступивших в брак католиков (официально по сей день такая форма партнерства, даже если она оформлена в государственных органах, считается жизнью в прелюбодеянии). Изменения, внесенные в текст молитвы «Отче наш» в итальянском миссале в мае 2019 г. по призыву и с одобрения папы, дали журналистам повод выпустить статьи под «горячими» заголовками, вроде «Папа Франциск изменил текст молитвы "Отче наш"», что также накалило страсти. Не менее провокационными выглядят для большинства католиков и откровенные выражения симпатий со стороны папы Франциска к учениям радикальных католических богословов, таких как Тейяр де Шарден и Ганс Кюнг.
Ф. Лоулер, журналист, долгое время работавший репортером в Ватикане, справедливо заметил в 2018 г. в своей книге: «Римский понтифик должен быть центром, вокруг которого объединяется церковь. К несчастью, Франциск вместо этого стал источником раздоров. Причин столь печального положения дел две: присущий папе автократический стиль правления и радикализм той программы, которую он последовательно выдвигает» [Ьаш1ег, 2018, р. 7-8].
Хотя большинство рядовых католиков, даже те, кто относится с сомнением к вводимым папой новшествам, восхищаются его добротой, открытостью и скромностью, более внимательные наблюдатели замечают, что это лишь внешняя оболочка. Как пишет тот же Ф. Лоулер: «Франциск постоянно напоминает церковным иерархам о сострадании и толерантности, призывает их к тому, чтобы они были готовы слушать и не спешили судить. И в массовом сознании папа именно таков: добрый, мягкий, по-отечески заботливый, стремящийся к объединению, а не разделению. Но даже при беглом прочтении его ежедневных проповедей заметна его жесткая
Полемика по поводу социальных
- инициатив папы Франциска I
как отражение современных политических и идейных конфликтов
риторика, суровые упреки, гневные обвинения, подобных которым
мы не слышали от пап на протяжении поколений» [Lawler, 2018,
p. 154].
•Je -Je -Je
Как можно видеть, инициативы папы Франциска и в социальной, и в религиозной сфере порождают полярные оценки и жестокие конфликты. В их основе, как кажется, лежат не только (и не столько) особенности личности и биографии папы Франциска; главная причина состоит в том, что участники полемики, оценивая деятельность папы, исходят каждый из своих собственных представлений о том, что такое церковь и каковы ее задачи и место в современном обществе. При этом можно согласиться с утверждением журналиста Р. Дота, написавшего в предисловии к своей книге, что «все противоборствующие представления о церкви эпохи папы Франциска вызывают сомнения» [Douthat, 2018, p. 16]. В понтификате Франциска и в конфликтной атмосфере, которая его окружает, отражается как в зеркале общая проблема, присутствующая во взаимоотношениях церкви (любой) и общества (в том числе сообщества верующих) в наше время. Д. Вольто, французский социолог, выпустивший книгу интервью с Франциском на социально-политические темы, назвал его «первым папой эпохи глобализации» [Pope Francis, 2018, p. 3]. Экклесиология (учение о церкви) на протяжении всего XX в. являлась, наверное, самым популярным направлением в богословии, однако модель взаимоотношений общества и церкви, позволяющая последней сохранить (или заново обрести) собственную идентичность в изменившемся секулярном, глобальном мире, так до сих пор и не выработана. В результате ни у сторонников папы, ни у его противников, ни, возможно, у самого Франциска нет четких ориентиров. И пока общие, принятые всей церковью и всем обществом представления не будут выработаны, конфликты - независимо от того, кто занимает папскую кафедру, -неизбежны.
Литература
Энциклика Laudato si' святейшего отца Франциска о заботе об общем доме / The Holy See. - Vatican, 2015. - 24.05. - Режим доступа: http://
w2.vatican.va/content/francesco/ru/encyclicals/documents/papa-francesco_ 20150524_enciclica-laudato-si.html (Дата обращения - 10.08.2019).
Address of His Holiness Pope Francis to participants in the international conference of the Centesimus annus pro Pontifice foundation / The Holy See. -Vatican, 2019. - 08.06. - Mode of access: http://w2.vatican.va/content/ francesco/en/ speeches/2019/june/documents/papa-francesco_20190608_fon dazione-centesimusannus.html (Date of access - 10.08.2019).
Apostolic journey of His Holiness Pope Francis to Marocco: Meeting with migrants / The Holy See. - Vatican, 2019 a. - 30.03. - Mode of access: http://w2.vatican.va/content/francesco/en/ speeches/2019/march/document s/papa-francesco_20190330_migranti-marocco.html (Date of access -10.08.2019).
Apostolic journey of His Holiness Pope Francis to Marocco: Press conference on the return flight from Rabat to Rome / The Holy See. - Vatican, 2019 b. -31.03. - Mode of access: http://w2.vatican.va/content/francesco/en/speeches/ 2019/march/documents/papa-francesco_20190331_marocco-voloritorno.html (Date of access - 10.08.2019).
Apostolic letter issued motu proprio by the Supreme Pontiff Francis instituting the Dicastery for promoting Integral Human Development / The Holy See. - Vatican, 2016. - 17.08. - Mode of access: http://w2.vatican.va/ content/francesco/en/motu_proprio/documents/papa-francesco-motu-prop rio_20160817_humanam-progressionem.html (Date of access - 10.08.2019).
Binelli M. Pope Francis: The times they are a-changin' // Rolling stone. -N.Y., 2014. - 28.01. - Mode of access: https://www.rollingstone. com/culture/culture-news/pope-francis-the-times-they-are-a-changin-49434/ (Date of access - 10.08.2019).
Colonna M. The Dictator pope: The inside story of Francis papacy. -Wash., D.C.: Regnery publishing, 2017. - 240 p.
Cunningham S. Popes and politics, from Nero to Traump // Insidehook. -Vatican, 2018. - 17.12. - Mode of access: https://www.insidehook.com/ article/history/popes-politics-nero-trump (Date of access - 10.08.2019).
Dougherty M.B. How Pope Francis allows politics to distort the Christian faith // The Week. - N.Y., 2015. - 22.01. - Mode of access: https://theweek. com/articles/534933/pope-francis-allows-politics-distort-christian-faith (Date of access - 10.08.2019).
Douthat R. To change the Church: Pope Francis and the future of Catholicism. - N.Y.; L.: Simon&Schuster, 2018. - 258 p.
Kilpatrick W. Pope Francis's socialist agenda // Crisis magazine. - Manchester, 2019. - 11.03. - Mode of access: https://www.crisismagazine.com/ 2019/pope-franciss-socialist-agenda (Date of access - 10.08.2019).
Полемика по поводу социальных
- инициатив папы Франциска I
как отражение современных политических и идейных конфликтов
Lawler Ph. Lost shepherd: How Pope Francis is misleading his flock. -Wash., D.C.: Regnery publishing, 2018. - 208 p.
McGarry P. Five years of Pope Francis: Lots of style, little substance // The Irish Times. - Dublin, 2018. - 10.03. - Mode of access: https://www. irishtimes.com/news/social-affairs/religion-and-beliefs/five-years-of-pope-fran cis-lots-of-style-little-substance-1.3419978 (Date of access - 10.08.2019).
Message of His Holiness Pope Francis for Lent 2019 / The Holy See. -Vatican, 2019 a. - 24.02. - Mode of access: http://w2.vatican.va/content/ francesco/en/messages/lent/documents/papa-francesco_20181004_messag gio-quaresima2019.html (Date of access - 10.08.2019).
Message of His Holiness Pope Francis for the 105 th World day of migrants and refugees / The Holy See. - Vatican, 2019 b. - 30.04. - Mode of access: http://w2.vatican.va/content/francesco/en/ messages/migration/documents/ papa-francesco_20190527_world-migrants-day-2019.html (Date of access -10.08.2019).
Message of the Holy Father Francis to the participants in the second forum of the Laudato si' communities in Amatrice, Italy / The Holy See. - Vatican, 2019 c. - 06.07. - Mode of access: http://w2.vatican.va/content/francesco/en/ messages/pont-messages/2019/documents/papa-francesco_20190706_messag gio-comunita-laudatosi.html (Date of access - 10.08.2019).
Neumayr G. The political pope: How Pope Francis is delighting the liberal left and abandoning conservatives. - N.Y.: Hachette book group, 2017. -288 p.
O'Connel G. The election of pope Francis: An inside account of the conclave that changed history. - N.Y.: Orbis books, 2019. - 336 p.
Pinkerton J.P. Pope Francis's battle against the nation-state // The American conservative. - Wash., D.C., 2019. - 23.01. - Mode of access: https:// www.theamericanconservative.com/articles/pope-franciss-battle-against-the-na tion-state/ (Date of access - 10.08.2019).
Pope Francis. A future of faith: A pass of change in politics and society. -N.Y.: St.Martin press, 2018. - 308 p.
The Guardian view on the Catholic church: Trouble ahead / / The Guardian. - L., 2019. - 15.04. - Mode of access: https://www.theguardian. com/commentisfree/2019/apr/15/the-guardian-view-on-the-catholic-church-trouble-ahead (Date of access - 10.08.2019).
Urbi et orbi message of His Holiness Pope Francis / The Holy See. -Vatican, 2019. - 21.04. - Mode of access: http://w2.vatican.va/content/ francesco/en/messages/urbi/documents/papa-francesco_20190421_urbi-et-or bi-pasqua.html (Date of access - 10.08.2019).
DOI: 10.31249/ape/2020.01.04
Metlitskaya Z.Yu.1 ©, 2020 The polemic about social initiatives of Pope Francis as a reflection of modern political and ideological conflicts
Abstract. The paper addresses the Encyclicals, Apostolic Letters, messages and speeches of Pope Francisof the last two years (2017-2019); it also focuses on the public response to his initiatives, as it is mirrored in the Catholic and secular mass media. The election of cardinal Jorge Mario Bergoglio, Latin American, bishop of Buenos Aires and Jesuit brought forth many hopes and fears. Even before he had done or said anything he was praised as «the gift from Heaven» and scorned as «an agent of communism». Now, after more than five years, the range of opinions hasn't narrowed, but the emphasis has somewhat shifted. At the same time, the opinions aboutactivity, personality and statements of Pope Francis are often not only a subject of controversy, but also an occasion to criticize the position of political or ideological opponents (especially on issues related to illegal migration). It is worth notice that even within the Catholic Church, both conservative and liberal critics declare that notwithstanding the constant presence of Pope Francis in the public space he is not sufficiently engaged in the affairs of the church itself. The author argues, that this seeming paradox reflects a more general problem, which may be traced in the relations of any Church with the society, in particular with the society of faithful in the epoch of globalization. Although throughout the 20 th century ecclesiology was probably the most popular field of theological studies, the model of the relationships between society and the church, which would allow the latter to maintain (or regain) its own identity in the new, changing, secular, global world, has not yet been elaborated. As a result, none of the participants in the debate has clear guidelines on what ought to be done.
Keywords: papacy, Pope Francis, migration issue, integral ecology, church and society, Church crisis.
1 Metlitskaya Zoya Yur'evna - Ph. D. in history, associate professor, Church history department, Faculty of history, Lomonosov Moscow State University (metlit-skaya@gmail. com).
78
Полемика по поводу социальных
- инициатив папы Франциска I
как отражение современных политических и идейных конфликтов
References
Address of His Holiness Pope Francis to participants in the international conference of the Centesimus annus pro Pontifice foundation. (2019) / The Holy See. - Vatican. - 08.06. - Mode of access: http://w2.vatican.va/content/ francesco/en/ speeches/2019/june/documents/papa-francesco_20190608_fon dazione-centesimusannus.html (Date of access - 10.08.2019).
Apostolic journey of His Holiness Pope Francis to Marocco: Meeting with migrants. (2019 a) / The Holy See. - Vatican. - 30.03. - Mode of access: http://w2.vatican.va/content/francesco/en/speeches/2019/march/document s/papa-francesco_20190330_migranti-marocco.html (Date of access -10.08.2019).
Apostolic journey of His Holiness Pope Francis to Marocco: Press conference on the return flight from Rabat to Rome. (2019 b)/ The Holy See. - Vatican. -31.03. - Mode of access: http://w2.vatican.va/content/francesco/en/speeches/ 2019/march/documents/papa-francesco_20190331_marocco-voloritorno.html (Date of access - 10.08.2019).
Apostolic letter issued motu proprio by the Supreme Pontiff Francis instituting the Dicastery for promoting Integral Human Development. (2016) / The Holy See. - Vatican. - 17.08. - Mode of access: http://w2.vatican.va/content/ francesco/en/motu_proprio/documents/papa-francesco-motu-proprio_201608 17_humanam-progressionem.html (Date of access - 10.08.2019).
Binelli M. (2014). Pope Francis: The times they are a-changin' // Rolling stone. - New York, 2014. - 28.01. - Mode of access: https://www.rollingsto ne.com/culture/culture-news/pope-francis-the-times-they-are-a-changin-49434/ (Date of access - 10.08.2019).
Colonna M. (2017). The Dictator pope: The inside story of Francis papacy. - Washington, D.C.: Regnery publishing. - 240 p.
Cunningham S. (2018). Popes and politics, from Nero to Traump // In-sidehook. - Vatican. - 17.12. - Mode of access: https://www.insidehook.com/ article/history/popes-politics-nero-trump (Date of access - 10.08.2019).
Dougherty M.B. (2015). How Pope Francis allows politics to distort the Christian faith // The Week. - New York. - 22.01. - Mode of access: https:// theweek.com/articles/534933/pope-francis-allows-politics-distort-christian-faith (Date of access - 10.08.2019).
Douthat R. (2018). To change the Church: Pope Francis and the future of Catholicism. - New York, London: Simon&Schuster. - 258 p.
Encyclical letter Laudato si' of the Holy Father Francis on care for our common home. (2015) / The Holy See. - Vatican. - 24.05. - Mode of access:
http://w2.vatican.va/content/francesco/en/ encyclicals/documents/papa-fran cesco_20150524_enciclica-laudato-si.html (Date of access - 10.08.2019).
Kilpatrick W. (2019). Pope Francis's socialist agenda // Crisis magazine. -Manchester. - 11.03. - Mode of access: https://www.crisismagazine.com/ 2019/pope-franciss-socialist-agenda (Date of access - 10.08.2019).
Lawler Ph. (2018). Lost shepherd: How Pope Francis is misleading his flock. - Washington, D.C.: Regnery publishing. - 208 p.
McGarry P. (2018). Five years of Pope Francis: Lots of style, little substance // The Irish Times. - Dublin. - 10.03. - Mode of access: https://www. irishtimes.com/news/social-affairs/religion-and-beliefs/five-years-of-pope-fra ncis-lots-of-style-little-substance-1.3419978 (Date of access - 10.08.2019).
Message of His Holiness Pope Francis for Lent 2019. (2019 a) / The Holy See. - Vatican. - 24.02. - Mode of access: http://w2.vatican.va/content/ francesco/en/messages/lent/documents/papa-francesco_20181004_messag gio-quaresima2019.html (Date of access - 10.08.2019).
Message of His Holiness Pope Francis for the 105 th World day of migrants and refugees. (2019 b) / The Holy See. - Vatican. - 30.04. - Mode of access: http://w2.vatican.va/content/francesco/en/messages/migration/docu ments/papa-francesco_20190527_world-migrants-day-2019.html (Date of access -10.08.2019).
Message of the Holy Father Francis to the participants in the second forum of the Laudato si' communities in Amatrice, Italy. (2019 c) / The Holy See. -Vatican. - 06.07. - Mode of access: http://w2.vatican.va/content/francesco/ en/messages/pont-messages/2019/documents/papa-francesco_20190706_mes saggio-comunita-laudatosi.html (Date of access - 10.08.2019).
Neumayr G. (2017). The political pope: How Pope Francis is delighting the liberal left and abandoning conservatives. - New York: Hachette book group. - 288 p.
O'Connel G. (2019). The election of pope Francis: An inside account of the conclave that changed history. - New York: Orbis books. - 336 p.
Pinkerton J.P. (2019). Pope Francis's battle against the nation-state // The American conservative. - Washington, D.C. - 23.01. - Mode of access: https://www.theamericanconservative.com/articles/pope-franciss-battle-again st-the-nation-state/ (Date of access - 10.08.2019).
Pope Francis. (2018). A future of faith: A pass of change in politics and society. - N.Y.: St.Martin press. - 308 p.
The Guardian view on the Catholic church: Trouble ahead. (2019) // The Guardian. - London. - 15.04. - Mode of access: https://www.theguardian.com/ commentisfree/2019/apr/15/the-guardian-view-on-the-catholic-church-trou ble-ahead (Date of access - 10.08.2019).
Полемика по поводу социальных
- инициатив папы Франциска I
как отражение современных политических и идейных конфликтов
Urbi et orbi message of His Holiness Pope Francis. (2019) / The Holy See. - Vatican. - 21.04. - Mode of access: http://w2.vatican.va/content/frances co/ en/ messages/urbi/ documents/ papa-francesco_20190421_urbi-et-orbi-pasqua. htm! (Date of access - 10.08.2019).