Научная статья на тему '«Либеральный популизм» папы Франциска и раскол христианского мира'

«Либеральный популизм» папы Франциска и раскол христианского мира Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
522
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИЯ / МЕЖРЕЛИГИОЗНЫЙ ДИАЛОГ / ХРИСТИАНСТВО / ПРОТЕСТАНТИЗМ / ПРАВОСЛАВИЕ / КАТОЛИЦИЗМ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЦЕРКОВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / MIGRATION / INTERRELIGIOUS DIALOGUE / CHRISTIANITY / PROTESTANTISM / ORTHODOXY / CATHOLICISM / CHURCH-STATE RELATIONS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Лункин Роман Николаевич

В статье проанализированы разногласия между либералами и традиционалистами в Католической церкви, консервативная оппозиция папе Франциску. Проблемы экологии, семейные ценности, отношение к мигрантам, к национальной идентичности, либеральной политкорректности всё это темы, которые обсуждаются не только в церковном контексте, но и в более широком в ходе предвыборных кампаний разных уровней в США и Европе. Автор делает вывод, что к серьёзному расколу Католической церкви деятельность папы Франциска, безусловно, не приведёт, так как в отличие от условных «либералов» традиционалисты являются более разношёрстным движением с различными интересами и акцентами в мировоззрении. Одни критики папы Франциска недовольны формальным или неформальным смягчением этических норм в сфере семейных ценностей и гендерных отношений, для других неприемлемы некоторые формы миссии, у третьих вызывает возмущение, что папа не поддерживает католиков, которые борются за идентичность своей страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Liberal Populism of Pope Francis and the Split of the Christian World

In the article analyzed the withstandings between liberals and traditionalists within Catholic Church, the opposition to pope Francis. The problems of ecology, family values, the attitude to migrants, to the national identity and liberal political correctness discussed in church circles as well as in secular political life, during the election companies in USA and Europe on various levels. The author made a conclusion that the activity of pope Francis will not lead to the serious split in the Catholic Church because instead of liberals in the Church traditionalists are very differentiated. They have many differences and reasons in their critics of pope Francis: one conservatives criticize pope foe the diffusion of family values, another for the impropriate forms of mission, some think that pope is globalist standing against national identity.

Текст научной работы на тему ««Либеральный популизм» папы Франциска и раскол христианского мира»

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2019, №6

УДК 327

Роман ЛУНКИН

«ЛИБЕРАЛЬНЫЙ ПОПУЛИЗМ» ПАПЫ ФРАНЦИСКА И РАСКОЛ ХРИСТИАНСКОГО МИРА

Аннотация. В статье проанализированы разногласия между либералами и традиционалистами в Католической церкви, консервативная оппозиция папе Франциску. Проблемы экологии, семейные ценности, отношение к мигрантам, к национальной идентичности, либеральной политкорректности - всё это темы, которые обсуждаются не только в церковном контексте, но и в более широком - в ходе предвыборных кампаний разных уровней в США и Европе. Автор делает вывод, что к серьёзному расколу Католической церкви деятельность папы Франциска, безусловно, не приведёт, так как в отличие от условных «либералов» традиционалисты являются более разношёрстным движением с различными интересами и акцентами в мировоззрении. Одни критики папы Франциска недовольны формальным или неформальным смягчением этических норм в сфере семейных ценностей и гендерных отношений, для других неприемлемы некоторые формы миссии, у третьих вызывает возмущение, что папа не поддерживает католиков, которые борются за идентичность своей страны.

Ключевые слова: миграция, межрелигиозный диалог, христианство, протестантизм, православие, католицизм, государственно-церковные отношения.

Католическая церковь играет заметную роль в международных отношениях и в мировой политике. Возвращением церкви в политическую сферу можно назвать активную деятельность и высказывания папы Франциска, которые касаются широкого спектра тем от проблем бедности, глобальной экономики до миграции и семейных отношений в обществе, где религиозные этические нормы не являются общепринятыми. Если ранее, в 1970-80-е гг. в эпоху папы Иоанна Павла II, политическое влияние Церкви было связано, прежде всего, с акцентом на защите демократических ценностей и преодолении коммунистического прошлого в Восточной Европе и наследия диктаторских режимов в Чили и Испании, то теперь акценты изменились. Для папы Франциска важнейшим фактором стала социальная и экологическая тематика, которая призвана изменить формы миссии и сделать Церковь более открытой по отношению к обществу и к различным культурам1.

Политика папы Франциска стала поводом для формирования внутренней оппозиции внутри самой Курии (административных структур Ватикана) и среди священников и высших прелатов в разных странах мира. Первые годы после вступления Франциска на папский престол в 2013 г. казалось, что критикуют понтифика те, кто недоволен возможными реформами бюрократических структур, санацией Банка Ватикана, запуском процесса расследования сек-

© Лункин Роман Николаевич - доктор политических наук, кандидат философских наук, ведущий научный сотрудник, руководитель Центра по изучению проблем религии и общества ИЕ РАН, главный редактор журнала «Современная Европа». Адрес: 125009, Россия, Москва, Моховая ул., д. 11, стр. 3. E-mail: [email protected].

DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran62019138143

1 Риккарди А. Удивляющий папа Франциск. Кризис и будущее Церкви. Пер. с ит. (Серия «Религиозные мыслители»). М., Издательство ББИ, 2015. - xv + 275 с.

суальных скандалов вокруг духовенства и связанными со всем этим отставками. В 2018-2019 гг. Ватикан вступил в борьбу с «правым популизмом» в Европе и в США, и стало очевидным, что противоречия между традиционалистами и «либералами» в лице папы Франциска и его окружения выходят далеко за пределы внутрицерковных споров и отражают общие политические дискуссии вокруг «популизма» и традиционализма1. Участие Церкви в политической борьбе на стороне европейских либеральных элит (против популизма) обострило противостояние и внутри Церкви: папа Франциск был обвинён в том, что он раскалывает Церковь, а папа, в свою очередь, заявил, что раскола не боится2.

Возможен ли раскол в католицизме в реальности и насколько современные споры отражают идеологические размежевания в международной и внутренней политике в целом? Для того чтобы ответить на эти вопросы необходимо проанализировать основные точки противостояния папы Франциска и его оппонентов.

Наибольшей критике с богословской точки зрения папа Франциск подвергся за стремление смягчить отношение к представителям ЛГБТ-сообщества и к разведённым и второбрачным католикам в Церкви. Ещё в октябре 2015 г. недоумение в консервативных кругах вызвало обращение понтифика к участникам Синода епископов по делам семьи, в котором он среди прочего решил предоставить конференциям епископов больше свободы в выработке решений в случае с разведёнными людьми и гомосексуалистами3.

В 2016 г. было опубликовано апостольское увещание Франциска Amoris 1аеййа (лат. -Радость любви). В нём отмечалась необходимость избежать дискриминации людей нетрадиционной ориентации, хотя и подчёркивалось, что однополые союзы никогда не могут быть признаны браком. Второбрачные католики, согласно Amoris 1аеййа, в отдельных случаях, при рассмотрении личных обстоятельств каждого, могут быть допущены к причастию. Таким образом, папа призвал к интеграции второбрачных и разведённых католиков в общины.

В 2017 г. появилось обращение католических богословов и священников к понтифику под названием Согтесйо йНа^ (лат. - Сыновние наказы), которое подписали 62 священнослужителя. Авторы обращения фактически обвинили папу Римского в том, что он искажает или неправильно толкует учение католической церкви о семье4. Это письмо осталось без ответа. Один из кардиналов Герхард Мюллер отметил, что папе всё же необходимо отвечать на критику по такого рода важным вопросам. Но это заявление консерватор Мюллер сделал уже после того, как в том же 2017 г. был уволен с должности префекта Конгрегации доктрины веры5.

В более резкой форме папу Франциска осудил священник из Монреале (Сицилия) Алес-сандро Мария Минутелла. После выхода в свет Amoris 1аеййа он называл Франциска «антипапой», собирал подписи за его отставку, в конце концов, отказался подчиняться папе. Однако у Минутеллы имелись и разного рода идеи, которые смущали церковное руководство в Палермо. Консервативному священнику, к примеру, якобы являлись архангел Михаил и дева Мария, повелевавшие строить «истинную церковь». Минутелла был отлучён от церкви Ыае sen-

1 Лункин Р., Филатов С. Борьба «за» и «против» идентичности во внутриполитических процессах. Мировая экономика и международные отношения, т. 63, №9, 2019. С. 50-60. https://doi.org/10.20542/0131-2227-2019-63-9-50-

60.

2 Минин С. Папа Франциск создаёт своё лобби. Независимая газета - НГ-Религии. 17.09.2019. URL: http://www.ng.ru/ng religii/2019-09-17/12 472 people2.html (дата обращения: 05.12.2019).

Томпсон Д. Папа Франциск начал войну с Ватиканом: его победа угрожает расколом Католической церкви. 20.10.2015. The Spectator. URL: https://inosmi.ru/world/20151020/230920935.html (дата обращения: 05.12.2019).

4 Казарновский П. Консервативные католики обвинили папу римского Франциска в ереси. РБК. 24.09.2017. URL: https://www.rbc.ru/politics/24/09/2017/59c6d80b9a79475ff86aedf0 (дата обращения: 05.12.2019).

5 Кардинал Мюллер заявил, что никогда не станет лидером оппозиции Папе Франциску. Седмицами, 28.11. 2017 г. URL: http://www.sedmitza.ru/text/7681264.html (дата обращения: 05.12.2019).

tentiae как схизматик и еретик только в 2018 г.1 «Истинным» папой отлучённый священник считает почётного папу на покое Бенедикта XVI, который является традиционалистом и человеком, который не был склонен высказывать толерантность ни к гендерным вопросам, ни к исламу. На Западе и особенно в США независимо от сицилийского священника популярны футболки с надписями: «Бенедикт XVI ещё правит», «Я люблю папу Бенедикта XVI», «Мой папа Бенедикт XVI», «Я люблю моего немецкого пастыря».

Экологическая тематика сближает Католическую церковь с «зелёными», которые в большинстве своём придерживаются ультралиберальных взглядов на гендерные проблемы. В 2015 г. появилась энциклика папы Франциска «Laudato si'» (лат. - Хвала Тебе), посвящён-ная проблемам окружающей среды. В документе с библейской точки зрения обосновывается необходимость для человека, общества, Церкви заботится о земле, о климате, участвовать в разрешении экологического кризиса. Этой эницикликой понтифик высказал поддержку программам множества «зелёных» движений, поскольку признал проблему потепления климата и призвал снижать вредные выбросы в атмосферу2, к чему также призывает известная экологическая активистка Грета Тунберг.

Основными критиками «Laudato si'» стали американские католики из Республиканской партии, являющиеся традиционными оппонентами ультралибералов из экологического движения. В энциклике нашли и пантеистические идеи в словах о мистическом характере природы. Джеб Буш и Рик Санторум посоветовали папе не вмешиваться не в своё дело. Д. Буш отреагировал достаточно резко: «В течение 20 лет, с 1995 г., я являюсь католиком, но я надеюсь, что мой священник не станет наказывать меня за то, что я собираюсь сказать. Я не принимаю экономических советов от моих епископов, моего кардинала или моего папы. Я думаю, религия должна заниматься тем, чтобы люди становились лучше, но не вторгаться при этом в политическую сферу»3.

В рамках миграционного кризиса конца 2010-х гг. папа Франциск однозначно встал на сторону руководства Евросоюза и заявил о необходимости принимать иммигрантов и адаптировать их в европейском обществе. Фактически любые запреты на этом пути понтифик объявил «антихристианскими». К примеру, папа прямо заявил, имея в виду президента США Д. Трампа, что «христианин не может строить стены». Для многих священнослужителей оказалось сложно понять, почему папа игнорирует мнение тех католиков, которые хотят сохранить свою культурную и национальную самобытность. В данном случае имеется в виду, прежде всего, лидер партии «Лига» Маттео Сальвини. Именно ему Ватикан регулярно отказывал в аудиенции у папы, а также осудил использование христианских символов в избирательной кампании «Лиги» и других «популистов» на выборах в Европарламент (в мае 2019 г. Саль-вини поднимал к небу чётки розария и посвящал свою жизнь и всю Италию Деве Марии и святым - покровителям Европы).

Главным оппонентом папы в защите консервативных ценностей и национальной идентичности стал архиепископ Сент-Луиса (США) Раймунд Лео Берк, бывший глава Верховного трибунала Ватикана. Он демонстративно общался через Стивена Бэннона с Д. Трампом, встречался с Маттео Сальвини и очень по-доброму о нём отзывался. Бывший префект Кон-

1 Скрыльников П. Назвавший Франциска антипапой священник отлучён от церкви. Независимая газета - НГ-Религии. 15.11.2018 URL: http://www.ng.ru/faith/2018-11-15/100 raskol1511.html (дата обращения: 05.12.2019).

2 Энциклика Папы Франциска «Laudato si'» (полный текст в русском переводе). Сибирская католическая газета. 06.10.2015. URL: https://sib-catholic.ru/entsiklika-papyi-frantsiska-laudato-si-polnyiy-tekst-v-russkom-perevode/ (дата обращения: 05.12.2019).

3 Гашков И. Папа Франциск проповедует экологическое «Бытие». Независимая газета - НГ-Религии. 01.07.2015. URL: http://www.ng.ru/ng religii/2015-07-01/6 francisk.html (дата обращения: 05.12.2019).

грегации доктрины веры кардинал Герхард Мюллер также поддержал Сальвини: «Есть страны, которые хотят дехристианизировать Италию и Европу, тогда как Сальвини возвращается к святым - покровителям Европейского союза, к его христианским корням». Архиепископ Утрехта (Нидерланды) Виллем Эйк называл Сальвини очень вдохновляющим человеком, в котором он не видит национализма1.

Надо сказать, что популистская повестка и лидеры традиционалистов (Сальвини, Трамп) вызвали воодушевление в католической среде, поскольку представился случай напрямую поддержать людей, которые выступают за христианские ценности (против абортов и гей-браков) и открыто поддерживают христианскую идентичность своих народов. Именно поэтому большинство белых католиков в США голосовали за Трампа, в Италии консервативные католические издания высказывали поддержку Трампу (газета «Tempi»), традиционалистские движения не поддерживали антипопулистскую риторику папы Франциска (движения «Forza Nuova», «Militia Christi» часть движения «Comunione e Liberazione»)2.

Одним из переломных моментов, которые сплотили консервативную оппозицию папе Франциску, стала подготовка и проведение Амазонского синода в Риме (6-27 Октября 2019 г.). Тема Синода: «Амазония: новые пути для Церкви и для целостной экологии». Этот синод показал максимально широкое понимание миссии со стороны Ватикана, которая учитывает культуру отдельных народов и уважает даже их языческие обычаи и некоторых языческих божеств. Значимым проявлением намечающихся изменений в католицизме стало предложение рукополагать женатых священников для региона Амазонии, тогда как все католические священники соблюдают целибат (за исключением духовенства Греко-католической церкви). С критикой Франциска выступили консервативные движения из Бразилии «Традиция, Семья и Собственность» («Tradition, Family and Property» network), а также «Вестники Евангелия» («Heralds of the Gospel»). Один из лидеров «Вестников Евангелия» (монсеньор Жоао Кла Ди-ас) был уволен в 2017 г. после того, как огласил своё видение во сне, в котором сатана сказал ему, что Франциск «делает всё, что он захочет» .

Скандал вызвало использование в молитвенных церемониях в ватиканских садах деревянных статуэток, изображающих Пачамаму - древнюю индейскую богиню плодородия из Амазонии. Сами статуэтки были перенесены в кармелитскую церковь Санта-Мария-ин-Тран-спонтина, а чаша с церемонии попала в алтарь собора св. Петра. Около ста деятелей из Германии обратились к папе Франциску с письмом, где обвинили его в язычестве и призвали покаяться. Вскоре идолы Пачамамы были выброшены в реку Тибр из церкви Санта-Мария-ин-Транспонтина, и сделал это 26-летний австрийский католик Александр Цуггель. Бывший Апостольский нунций в США архиепископ Карло Мария Вигано на фоне происходящего вокруг Амазонского синода заявил о возможности углубления раскола среди католиков4.

Благодаря ярким и неоднозначным действиям папы Франциска и обострению противостояния «либералов» и традиционалистов в Церкви и в светской политике, верующие стали чаще заявлять о своих политических предпочтениях. Появился и определённый спрос на по-

1 Horowitz J. As Pope Francis Champions Migrants, Some Cardinals Court the Far Right. 22,06.2019. New-York Times. URL: https://www.nytimes.com/2019/06/22/world/europe/pope-francis-migrants-salvini.html (дата обращения: 05.12.2019).

2 Momigliano A. Catholic Populists Have to Respect the Pope, but They Love Trump. 23.05.2017. The Atlantic. URL: https://www.theatlantic.com/international/archive/2017/05/catholic-populists-trump-pope-francis-vatican/527766/ (дата обращения: 05.12.2019).

3 Lamb С. The Amazon Synod. Storm over the Amazon. 03.10.2019, The Tablet. URL: https: //www. thetablet. co. uk/ (дата обращения: 05.12.2019).

Католические священники потребовали от папы покаяния за поклонение языческой богине. 13.11.2019. Интерфакс. URL: https://www.interfax.ru/world/684025 (дата обращения: 05.12.2019).

литиков-традиционалистов. Характерна реакция на вопрос о «популистах» одного из консервативных епископов из Африки, предрекающих гибель Запада в случае потери христианской идентичности, кардинала Робера Сара:

- С одной стороны есть умеренные, безразличные, как вы говорите, политики вроде Эммануэля Макрона и противников нынешнего итальянского правительства. С другой стороны, есть отнюдь не умеренные личности вроде Маттео Сальвини, Дональда Трампа и Виктора Орбана, которые иногда говорят о своей христианской и даже католической идентичности, хотя папа и отметил, Трамп - не христианин. Кого из них вы предпочтете?

Робер Сара: - В откровениях Бог ненавидит безразличных. В главе 3 «Апокалипсиса» говорится: «Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч!

Но, как ты тёпл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих»»1.

* * *

Проблемы экологии, семейные ценности, отношение к мигрантам, к национальной идентичности, либеральной политкорректности - всё это темы, которые обсуждаются не только в церковном контексте, но и в более широком - в ходе предвыборных кампаний разных уровней в США и Европе. В этом смысле церковная жизнь отражает в более ярко выраженном, чётком виде те принципиальные разногласия, которые существуют между противниками из двух лагерей - между традиционалистами и «либералами».

Оппозиция папе Франциску внутри Католической церкви имеет аналоги и в других конфессиях. Именно поэтому можно говорить об идейном расколе христианского мира в целом. В либеральных церквях растёт традиционалистская реакция (среди англикан и лютеран), консервативные протестанты (баптисты, пятидесятники) критикуют «безбожный либерализм» и отступление от библейских ценностей, так же как и другие христианские фундаменталисты (среди православных). И в этой критике они солидарны с исламским фундаментализмом.

Пример папы Франциска показывает, что вполне возможно существование своеобразного «либерального популизма», который также, как и «правый популизм», обращается к народным интересам или нуждам «бедных простых людей». Определение «популизм» в данном случае применяется нами условно, поскольку, во-первых, каждый политик в какой-то степени является популистом в силу природы своего ремесла, во-вторых, «популизм» стал отрицательным определением, которое ассоциируется только с ксенофобией и национализмом, что неверно.

Объективной реальностью является не разделение на «хороших» и «плохих», а сложное идейное размежевание в западном обществе, в том числе в церковной среде. К серьёзному расколу Католической церкви деятельность папы Франциска, безусловно, не приведёт, так как в отличие от условных «либералов» традиционалисты являются более разношёрстным движением с различными интересами и акцентами в мировоззрении. Одни критики папы Франциска недовольны формальным или неформальным смягчением этических норм в сфере семейных ценностей и гендерных отношений, для других неприемлемы некоторые формы миссии, у третьих вызывает возмущение, что папа не поддерживает католиков, которые борются за идентичность своей страны. Однако для всех традиционалистов важно очищение Церкви (финансовая прозрачность, моральная чистота), новые формы миссии, а также сам институт папства как консервативная ценность. Помимо этого, «либерализм» папы Франциска во многом остаётся популистским и не воплощается в конкретные решения по изменению католической доктрины.

1 Atlantico (Франция): Робер Сара (Robert Sarah) - забывая о своих христианских корнях, Запад идёт к краху. 11.04.2019. URL: https://inosmi.ru/social/20190411/244924535.html (дата обращения: 05.12.2019).

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2019, №6

Список литературы

Европа XXI века. Новые вызовы и риски. Под общей ред. Ал.А. Громыко, В.П. Фёдорова. М., СПб.: Нестор-История, 2017. 584 с. Серия: Старый Свет - новые времена. С. 100-122.

Лункин Р.Н. Существует ли христианский электорат в Европе? Церковь, верующие и политики. Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, №3, 2019.. С. 110-116. DOI: http: //dx .doi. org/10.15211 /vestniki eran32019110116.

Лункин Р., Филатов С. Борьба «за» и «против» идентичности во внутриполитических процессах. Мировая экономика и международные отношения, т. 63, №9, 2019. С. 50-60. https://doi.org/10.20542/0131-2227-2019-63-9-50-60.

Риккарди А. Удивляющий папа Франциск. Кризис и будущее Церкви. Пер. с ит. (Серия «Религиозные мыслители»). М.: Издательство ББИ, 2015. - xv + 275 с.

References

Evropa XXI veka. Novye vyzovy i riski. Pod obshchej red. Al.A. Gromyko, V.P. Fyodorova. M., SPb.: Nestor-Istoriya, 2017. 584 s. Seriya: Staryj Svet - novye vremena. S. 100-122.

Lunkin R.N. Sushchestvuet li hristianskij elektorat v Evrope? Cerkov', veruyushchie i politi-ki. Nauchno-analiticheskij vestnik IE RAN, №3, 2019 S. 110-116. DOI: http: //dx .doi. org/10.15211 /vestniki eran32019110116.

Lunkin R., Filatov S. Bor'ba «za» i «protiv» identichnosti vo vnutripoliticheskih processah. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya, t. 63, №9, 2019. S. 50-60. https://doi.org/10.20542/0131-2227-2019-63-9-50-60.

Rikkardi A. Udivlyayushchij papa Francisk. Krizis i budushchee Cerkvi. Per. s it. (Seriya «Religioznye mysliteli»). M.: Izdatebstvo BBI, 2015. - xv + 275 s.

Liberal Populism of Pope Francis and the Split of the Christian World

Authors. Roman Lunkin, Doctor of Sciences (Politics), Candidate of Sciences (Philosophy), Senior Fellow, the Head of the Center for Religious Studies, Institute of Europe, Russian Academy of Sciences, editor-in-chief of the journal «Contemporary Europe». Address: 11-3, Mokhovaya str., Moscow, Russia, 125009. E-mail: [email protected].

Abstract. In the article analyzed the withstandings between liberals and traditionalists within Catholic Church, the opposition to pope Francis. The problems of ecology, family values, the attitude to migrants, to the national identity and liberal political correctness discussed in church circles as well as in secular political life, during the election companies in USA and Europe on various levels. The author made a conclusion that the activity of pope Francis will not lead to the serious split in the Catholic Church because instead of liberals in the Church traditionalists are very differentiated. They have many differences and reasons in their critics of pope Francis: one conservatives criticize pope foe the diffusion of family values, another for the impropriate forms of mission, some think that pope is globalist standing against national identity.

Key words: migration, interreligious dialogue, Christianity, Protestantism, Orthodoxy, Catholicism, Church-State relations.

DOI: http://dx.doi. org/10.15211 /vestnikieran62019138143

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.