Научная статья на тему 'Религия и Европейский популизм: христианский фактор в политических дискуссиях'

Религия и Европейский популизм: христианский фактор в политических дискуссиях Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
579
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Современная Европа
Scopus
ВАК
ESCI
Ключевые слова
ПРАВЫЙ ПОПУЛИЗМ / ХРИСТИАНСКИЕ ЦЕРКВИ / КАТОЛИЦИЗМ / ПРОТЕСТАНТИЗМ / ПРАВОСЛАВИЕ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И ДВИЖЕНИЯ / МИГРАЦИОННЫЙ КРИЗИС

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Лункин Роман Николаевич

В статье проанализирован христианский фактор в политических дискуссиях в европейских странах в 2010-е годы, связанный с реакцией христианских церквей на рост правого популизма. Церкви рассматриваются как гражданские институты со своей общественно-политической позицией в рамках социолого-политологического подхода к изучению религии. В связи с этим христианский фактор понимается, прежде всего, как институциональное влияние церковных структур. Автор подчёркивает, что в глазах светских учёных и публицистов христианский фактор является в значительной степени инструментальным. Для того чтобы представить многообразие политической картины необходимо рассмотреть, по крайней мере, четыре измерения взаимоотношений религии и популизма: позиции партий и церковная выгода от популизма, церковная поддержка популизма, церкви против популизма, популистская критика в адрес церквей. В статье cделан вывод, что популисты, используя риторику “защиты идентичности”, превратили христианский фактор в значимый и политический. Балансируя между политиками-либералами и политиками-традиционалистами церковные лидеры (в первую очередь, католики и протестанты) предлагают свою программу сохранения идентичности в мире (наднациональность, солидарность, милосердие), где политические и миссионерские интересы церквей представлены на разных континентах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Религия и Европейский популизм: христианский фактор в политических дискуссиях»

УДК 266.2:327 Роман ЛУНКИН

РЕЛИГИЯ И ЕВРОПЕЙСКИЙ ПОПУЛИЗМ: ХРИСТИАНСКИЙ ФАКТОР В ПОЛИТИЧЕСКИХ ДИСКУССИЯХ

Аннотация. В статье проанализирован христианский фактор в политических дискуссиях в европейских странах в 2010-е годы, связанный с реакцией христианских церквей на рост правого популизма. Церкви рассматриваются как гражданские институты со своей общественно-политической позицией в рамках социолого-политологического подхода к изучению религии. В связи с этим христианский фактор понимается, прежде всего, как институциональное влияние церковных структур. Автор подчёркивает, что в глазах светских учёных и публицистов христианский фактор является в значительной степени инструментальным. Для того чтобы представить многообразие политической картины необходимо рассмотреть, по крайней мере, четыре измерения взаимоотношений религии и популизма: позиции партий и церковная выгода от популизма, церковная поддержка популизма, церкви против популизма, популистская критика в адрес церквей. В статье сделан вывод, что популисты, используя риторику "защиты идентичности", превратили христианский фактор в значимый и политический. Балансируя между политиками-либералами и политиками-традиционалистами церковные лидеры (в первую очередь, католики и протестанты) предлагают свою программу сохранения идентичности в мире (наднациональность, солидарность, милосердие), где политические и миссионерские интересы церквей представлены на разных континентах.

Ключевые слова: правый популизм, христианские церкви, католицизм, протестантизм, православие, политические партии и движения, миграционный кризис.

Рост политического популизма в 2010-х годах, связанный с общим кризисом европейской идентичности на фоне антииммигрантских и антиисламских настроений, сделал актуальной и востребованной позицию христианских церквей. Главным образом в публичном пространстве представлена католическая церковь, именно она стала олицетворением общехристианской оппозиции правому популизму не только в Европе, но и в мире. Вместе с тем также активно участвуют в общественных дискуссиях англиканская церковь, лютеранская церковь, различные протес-

© Лункин Роман Николаевич - к.филос.н., ведущий научный сотрудник Института Европы РАН, руководитель Центра по изучению проблем религии и общества ИЕ РАН. Адрес: 125009, Россия, Москва, Моховая ул., дом 11, стр. 3. E-mail: [email protected] DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope12018102113

тантские деноминации, национальные православные церкви. В данном случае мы рассматриваем церкви как гражданские институты со своей общественно-политической позицией в рамках социолого-политологического подхода к изучению религии. В связи с этим христианский фактор понимается прежде всего как институциональное влияние церковных структур.

Реагировать на популистские акции, лозунги и решения церковных деятелей заставило использование светскими политиками прохристианской риторики, в том смысле, что её нельзя назвать в полной мере христианской ни с точки зрения интересов церкви, ни с точки зрения богословия различных церквей. Популизм в значительной степени приватизировал часть христианской повестки дня, поставив "защиту идентичности" на службу конкретным политическим интересам, что не могло не вызвать реакции (или даже отторжения) среди церковного руководства. Одна из острых политических проблем, которая возникла перед христианскими лидерами -как существовать в рамках или около популистской волны, охватившей многие страны, не отвергая движения и партии, за которые голосует много верующих или потенциальных христиан. Решая эту политическую задачу, религиозные лидеры по существу предложили свой собственный вариант "церковного популизма", который был адекватен новой ситуации.

Рост религиозного фактора был обусловлен обращением к теме защиты идентичности, где церковные институты исторически отводят себе ключевую роль. Как подчёркивает И.С. Семененко, "В мировую политику настойчиво возвращается тематика национальной идентичности как ресурса развития" [Семененко, 2009]. "Вызов идентичности" обостряется осознанием обществом новых угроз: согласно социологическим опросам, с 2016 г. на первом месте среди проблем для европейцев стоят иммиграция и терроризм [Громыко, 2016]. Острота вопроса о защите национальной традиции и христианских ценностей обуславливается также усиливающимися сомнениями в том, что демократия и либеральные элиты смогут справиться с новым "переселением народов" [Европа XXI века..., 2017]. Исследователи взаимоотношений религии и популизма отмечают, что правые политики во многом редуцируют христианские принципы до формального уровня "личной веры", в чем не отличаются от либеральных политиков [Spencer N., 2017]. Часть учёных критически оценивают чрезмерное переплетение интересов церквей и правых правительств в Венгрии и Польше [Zoltan A., Bozoki A., 2016]. Один из самых распространенных выводов - католическое противостояние популизму предопределено универсальным характером миссии и социального учения церкви, выраженном в космополитическом видении папы Франциска [Roueau V., 2017]. Основными чертами популизма, которые переосмысливают церковные круги, является: противопоставление "простого народа" "коррумпированной элите", антииммиграционная повестка, антиглобализм (в форме евроскептицизма), а также стремление к архаике в конструировании "идеального общества", в некоторых странах - католический консерватизм [Осколков П.В., 2017].

Для того чтобы представить многообразие политической картины необходимо проанализировать четыре измерения взаимоотношений религии и популизма: позиции партий и церковная выгода от популизма, церковная поддержка популизма, церкви против популизма, популистская критика в адрес церквей.

Современная Европа, 2018, №1

Партийные позиции

Мировоззрение правых партий и движений включает в себя широкий спектр элементов, которые так или иначе соотносят цели и задачи с религиозной идентичностью: от простого упоминания необходимости защищать основы своей культуры и традиции до прямой поддержки церкви. В большинстве случаев политики упоминают христианство в светском контексте, то есть не требуют расширить права самих церквей и не призывают их активно участвовать в политической жизни. Парадокс в том, что именно заявления популистов о значении христианства выводят церкви и околоцерковные движения на политическую арену. Однако в каждой конкретной стране церкви играют различную общественную роль и христианский элемент в программах партий также представлен по-разному.

В рамках партии "Альтернатива для Германии" христианское крыло возглавляет Анетт Шультнер (в 2013 г. вышла из ХДС). Она выражает точку зрения тех христиан, которые видят в лице AfD прообраз будущей консервативной политической силы: "консерватизм - это важная часть демократии". Христианское крыло партии выступает против репродуктивных прав, однополых браков и за традиционные гендерные роли, против исламского права в Европе, минаретов на мечетях, ни-кабов, полностью закрывающих лицо женщинам. В апреле 2016 г. лидер партии Александр Голанд заявил, что Германия должна остаться "христианской страной", а "ислам - иностранным объектом"1. В программе партии "Альтернатива для Германии" уделяется больше всего места религиозной тематике сравнительно с другими движениями в разделах "Ислам не является частью Германии" и "Немецкая культура вместо мультикультурализма . С одной стороны, партия выступала за рациональную критику религии, прежде всего ислама, против религиозных символов в публичном пространстве. С другой стороны, среди основ немецкой культуры перечисляются ценности христианства, античности, гуманизма и Просвещения: "Идеология мультикультурализма ставит под угрозу все эти культурные достижения"2.

Что касается немецкого движения РЕСГОА (Патриоты Европы против исламиза-ции Запада), то в её программных тезисах подчёркивается лишь необходимость бороться с политическим или религиозным фанатизмом, радикализмом, исламизацией3.

Партия "Право и справедливость" в Польше позиционирует себя как защитника национальной идентичности и католической церкви, поддерживает тесные отношения с Польской конференцией епископов. Под влиянием католиков партия Ярослава Качиньского продвигает полный запрет абортов4. Церковь получила от

1 Strickland P. Populism and the fight for the soul of German churches. 5 Sept 2017. [Электронный ресурс]. URL: http://www.aljazeera.com/indepth/features/2017/07/populism-fight-soul-german-churches-170724140321875.html (дата обращения: 28.01.2018)

2 Сайт партии "Альтернатива для Германии": https://www.afd.de/kultur-medien/

3 Сайт движения PEGIDA (Патриоты Европы против исламизации Запада): http://www.pegida.de/

4 Prange, Astrid. How the Catholic Church ties in to Poland's judicial reform. 4.07.2017. [Электронный ресурс]. URL: http://www.dw.com/en/how-the-catholic-church-ties-in-to-polands-judicial-reform/a-39809383 (дата обращения:28.01.2018)

Современная Европа, 2018, №1

правительства и материальную поддержку1. Министерство образования поддержало преподавание религии в школе наряду с другими предметами2.

Лидер венгерской правой партии ФИДЕС премьер-министр Венгрии Виктор Ор-бан расценивает миграционный кризис как вызов для христианского характера европейского континента. Орбан считает себя христианским консервативным политиком. Критики периодически напоминают Орбану, что и диктатор, поддержавший нацистов, Миклош Хорти (1868-1957) также называл себя христианином-консерватором. Ультраправая венгерская партия "Йоббик" (Партия за лучшую Венгрию) прямо называет себя "патриотической христианской партией". Манифест этой партии является одним из редких примеров отсылки к христианскому вероучению, а не просто к проблемам идентичности3. Помимо этого, важно отметить, что партия призывает религиозные институты активно включиться в политическую деятельность.

В Нидерландах Партия свободы Герта Вилдерса в похожем на "Альтернативу для Германии" стиле заявляет о том, что ислам является угрозой для европейских ценностей и несовместим со свободой. При этом партия также не предоставляет христианству эксклюзивного права быть фундаментом европейской культуры. По мнению Вилдерса, "голландские ценности базируются на христианстве, иудаизме и гуманизме".

Итальянская Лига Севера, в которой католики играют большую роль, выступает в защиту распятий в публичных местах против экспансии мультикультурализма. Австрийская партия Свободы определяет христианство как духовное основание Европы, отстаивает право на церковный звон против мусульманского азана (громкой молитвы с минарета). Шведская народная партия также выступает против мечетей и минаретов, её сторонниками является консервативная часть лютеранской церкви. Национальный фронт Франции с ультраконсервативным крылом использует образ Жанны д'Арк и христианские символы. Однако Национальный фронт не акцентирует внимание на христианских ценностях, а исходит из французского понимания светскости.

В Великобритании манифестации против мигрантов-мусульман с лозунгом защиты христианской идентичности проводят Английская лига защиты (EDL) и националистическая партия Британская национальная партия (BNP) вместе с рядом социалистов-антифашистов. Попытку обратиться к прохристианской риторике BNP делала ещё в 2006 году. В 2008 г. церковь Англии запретила священнослужителям быть членами BNP iSpencer N., 20171.

Лидер Партии независимости Соединённого Королевства (UK Independence Party (UKIP)) Найджел Фарадж неоднократно отмечал, что он волнуется по поводу ухода христианства из британской жизни, а также о том, что надо сохранять иудео-христианские ценности, чтобы побороть внутренние угрозы. Эти за-

1 Janos Wildmann. Unholy Alliance. The Church in Hungary Lacks Distance from the Government. Herder Korrespondenz, 3/2011, P. 149-154. [Электронный ресурс]. URL: http://www.con-spiration.de/texte/english/2011/wildmann-e.html (Дата обращения:28.01.2018)

2 Cienski J. Poland's PiS in bed with Catholic Church, backs abortion ban. The relationship could pay political dividends for both sides. 4/5/16. [Электронный ресурс]. URL: https://www.politico.eu/article/polands-church-state-alliance-to-ban-abortion

3 Манифест партии "Jobbik": https://www.jobbik.com/manifesto_0

Современная Европа, 2018, №1

явления Фараджа привели к религиозному курьезу: в одной из евангельских (протестантских) общин в Пакистане Фараджа стали считать пророком, который возродит "истинное иудео-христианство" в Европе1.

Представители церквей сталкиваются, таким образом, со стремлением политиков самостоятельно определить интересы христианства в Европе. Большинство правых движений имеет размытое представление об идентичности и евангельских ценностях, и они прямо противоречат церковным нормам. А те правящие партии, которые понимают защиту идентичности в виде государственной поддержки церквей в ущерб религиозным меньшинствам и либеральным группам, активно привлекают на свою сторону национальные конфессии, но также противоречат христианскому представлению о свободе и плюрализме.

Церковная поддержка популизма

Популистский крен в церковной среде был вполне закономерен. Он позволяет если не сломать, то по меньшей мере скорректировать сложившуюся секулярную систему политкорректности, основанную на вытеснении религиозных символов и принципов из публичного пространства, включая политику. Популизм стал возможностью заявить о своих реальных опасениях, интересах, правилах жизни в рамках политической борьбы, вовлекая в неё церковные и околоцерковные институты. Прямая поддержка правых политиков и их решений со стороны представителей церквей является эпизодической. Радикальные антииммигрантские или исламофоб-ские высказывания иерархов являлись частью общенародной волны страхов перед новыми кризисами и будущим Европы, необходимым для церкви знаком того, что правый политический спектр также присутствует в церковной среде.

О поддержке католиками правых партий говорят не только социологические опросы, но и сами представители церковных кругов. По словам Антона де Вита, редактора голландского католического еженедельника Katholiek Nieuwsblad, общее облегчение в церкви от поражения партии свободы Вилдерса было ограничено осознанием того, что многие католики его поддерживали: "политические разделения проходят также через церковь. Многие католики разделяют обеспокоенности Вилдерса и верят, что их также надо воспринимать всерьёз". Де Вит подчёркивает, что у популистских движений есть как открытые и активные сторонники, так и молчаливые, и в каждой стране ЕС своё сочетание тех и других.

Католические активисты-миряне стараются смягчить на своём уровне антипопулистскую риторику папы Франциска. К примеру, президент консервативного итальянского фонда Лепанто Роберто де Маттеи призывает к тому, чтобы церковь играла балансирующую роль по проблеме мигрантов: "Если при Франциске церковь встаёт на сторону неконтролируемой миграции, то что дальше? Правые движения будут обвинять церковь за связь с исламом и иммигрантскими движениями"2.

1 Warren J. The Pakistani Christians Who Worship Nigel Farage. Aug 14 2017. [Электронный ресурс]. URL: https://www.vice.com/en_uk/article/gyygg7/the-pakistani-christians-who-worship-nigel-farage (дата обращения:28.01.2018)

2 Faiola A., Bailey S. How Pope Francis is leading the Catholic Church against anti-migrant populism. Washington Post. April 10, 2017. [Электронный ресурс]. URL: https://www.washingtonpost.com/world/europe/how-pope-francis-is-leading-the-catholic-

Современная Европа, 2018, №1

В Польше члены Конференции католических епископов прямо поддерживают партию "Право и справедливость", призывая людей голосовать за неё (хотя глава конференции архиепископ Станислав Гадецки считается сторонником папы Франциска). Когда "Право и справедливость" стала продвигать новый закон о полном запрете абортов, то на воскресных мессах священнослужители в проповедях говорили о своей поддержке этого закона (зачитывалось специальное пасторское письмо). Как отметил архиепископ Варшавы Казимир Ниж, "когда речь идёт о человеческой жизни, компромиссов быть не может". Архиепископ Пшемышля Йозеф Ми-халик в пасхальной проповеди назвал оппонентов правительства "историческими предателями своей страны, которые мобилизуют другие нации на ненависть к полякам, имеющим мужество избирать других политиков"1.

Взгляды консервативных католиков Польши, которые поддерживают правое правительство, отражает редактор польского католического радио Малгожата Гла-биш-Пневска. По её мнению, церковь должна поступать осторожно, но в том смысле, чтобы не ассоциироваться с истеблишментом, осуждающим новых радикалов: "все партии используют популистские лозунги, чтобы приобрести поддержку. Если некоторых называют популистами, так как они бросают вызов статус-кво, то другие партии надо называть элитистскими. Пока популистами называют тех, кто не нравится, вместо того чтобы дать им шанс протестировать свои идеи демократическим путём" [Ьихшооге I., 2017].

Поддержку Виктору Орбану оказывают связанные с католической и реформатской церковью движения: Ассоциация христианской интеллигенции, Ассоциация Венгерского гражданского сотрудничества (лидер - Золтан Балог, пастор реформатской церкви и министр человеческих ресурсов в правительстве Орбана) и Профессорское сообщество Баттьяни. Католическая церковь Венгрии открыто оказывала поддержку партии ФИДЕС с середины 1990-х годов, взамен церковь получала субсидии от правительства2.

Существуют иерархи, которые напрямую встают на позиции крайне правых популистов. Епископ из Южной Венгрии Ласло Кисс-Риго, к примеру, сделал заявление в духе правых популистов, критикуя папу Франциска за призыв к полной открытости по отношению к беженцам. По словам епископа, "они не беженцы, это нашествие. Они кричат: "Аллах, акбар", ведут себя вызывающе и цинично хотят захватить нас. Они представляют угрозу для христианских ценностей. Я поддерживаю премьер-министра (Орбана. - Авт.). Папа не знает реальной ситуации".

В марте 2016 г. в Греции стало широко известно заявление митрополита Калав-ритского Амвросия. Он заявил, что иммигранты разводят костры, бросая в них

church-against-anti-migrant-populism/2017/04/10/d3ca5832-1966-11e7-8598-9a99da559f9e_story.html?utm_term=.f736d145631d (дата обращения:28.01.2018)

1 Cienski J. Poland's PiS in bed with Catholic Church, backs abortion ban. The relationship could pay political dividends for both sides. 4/5/16. [Электронный ресурс]. URL: https ://www.politico.eu/article/polands-church-state-alliance-to-ban-abortion (дата обраще-ния:28.01.2018)

2 Viktor Orban remembers fidesz and the catholic church over the years. [Электронный ресурс]. URL: http://hungarianspectrum.org/2015/11/02/viktor-orban-remembers-fidesz-and-the-catholic-church-over-the-years/

Современная Европа, 2018, №1

иконы из православных храмов, чтобы согреться. По словам митрополита, "Захватчики-переселенцы уже начали свое разрушительное дело! А власти страны предоставляют им приют, создают благоприятные условия для жизни и всячески защищают. Просыпайтесь! Воспряньте от летаргического сна! Посмотрите, что происходит вокруг! Греция гибнет!".

Особенностью сложившейся ситуации стало неприятие в православной, католической, лютеранской среде тех церковных лидеров, которые делают открытые заявления в русле правого популизма (исключения в Венгрии и Польше лишь подтверждают общеевропейское отношение - популизм изначально считается автори-таристским и антихристианским, хотя это далеко не так). Вместе с тем отношение к верующим, которые симпатизируют правым, вполне терпимое либо этот вопрос церковными иерархами не затрагивается ради сохранения политического плюрализма в христианской среде и привлечения растущего числа симпатизирующих "защите христианской идентичности".

Церкви против популизма

После того как стало очевидно, что христиане (практикующие или по культурной идентификации) вполне естественно (в силу популистского призыва к церкви вернуться в культуру и политику) симпатизируют правопопулистским партиям и движениям и могут пойти за ними, церковные иерархи предприняли попытки сбалансировать ситуацию. Для церквей было важно громко заявить свою позицию о поддержке самых незащищенных категорий иммигрантов - беженцев, а также осудить популистскую исламофобию. Безусловно, в данной случае радикальные правые популисты, пусть даже и провозглашающие "защиту идентичности Европы", разрушают с точки зрения церковных иерархов саму суть христианской веры: наднациональный характер церкви (что разделяют в той или иной степени и православные в Европе, особенно РПЦ) и принцип милосердия и помощи ближнему, кем бы он ни оказался. Без существа христианской веры и сама идентичность Европы, по мнению церковных лидеров, оказывается под вопросом, она теряет смысл.

В наиболее яркой форме антипопулистская точка зрения, принятая, по сути, всеми христианскими конфессиями, была выражена папой Франциском. Произошло это в рамках обращения папы к лидерам Европейского Союза 24 марта 2017 г. во время юбилея Римского договора 1957 г. Слова папы Римского стали своего рода направлением к действию, и если не поводом к прямым высказываниям, то общим впечатлением о желаемом будущем для церкви. Пассаж из речи Франциска звучит так: "Европа находит новую надежду в солидарности, которая является самым эффективным антидотом к современным формам популизма... Формы популизма в противоположность этому являются плодом эгоизма, который опутывает людей и мешает им преодолевать, "смотреть вперед за пределы" их собственного узкого видения. Есть необходимость начать думать снова как европейцы, чтобы предотвратить и другие опасности тоскливого единообразия или триумфа партикуляризмов"1.

1 To the Heads of State and Government of the European Union (24 March 2017). Friday, 24 March 2017. Официальный сайт Святого Престола. [Электронный ресурс]. URL: http://w2.vatican.va/content/francesco/en/speeches/2017/march/documents/papa-francesco_20170324_capi-unione-europea.html (дата обращения: 28.01.2018)

Современная Европа, 2018, №1

Вслед за папой о том, что популисты способны привести Евросоюз к концу и разрушить его основы, заявили глава церкви в Австрии кардинал Кристоф Шён-борн и президент Конференции европейских комиссий за справедливость и мир архиепископ Люксембурга Жан-Клод Холлерич.

Определеннее других религиозных деятелей поддержку линии папы Франциска оказывает кардинал Рейнхард Маркс, президент Комиссии епископских конференций Европейского сообщества и глава немецкой Конференции епископов. По его словам, "Мы католики, и речи папы - это общая линия церкви". Архиепископ Пол Галлахер, секретарь по связям с государствам Госсекретариата Ватикана, также осудив популизм и "нездоровый национализм", при этом отметил, что политические различия в среде мирян и духовенства совершенно нормальны: "политика, как наука, всегда относительна" [ОМе С., 2017].

Вместе с тем, если рассматривать заявления национальных католических деятелей в отдельности, то может сложиться впечатление, что они противоречат папе или же не столь категоричны, как папа. Но это впечатление обманчиво (сам папа пользуется арсеналом инструментов популистов, заявляя, что церковь - защитница бедных от жестокости мировой капиталистической системы). Фактически одной из задач церковных деятелей стала попытка направить популистское движение в русло развития гражданского общества, для представителей которого христианство уже будет неотъемлемой частью публичного пространства.

Церкви предложили мягкий способ адаптироваться к популизму. К примеру, вице-президент Комиссии епископских конференций ЕС бельгийский епископ Жан Кокероль подчёркивал, что популизм - это серьёзная проблема, он часто говорит о глубокой обеспокоенности и поднимает важные вопросы. Однако, задавая естественные вопросы, он не даёт правильных ответов: "Популизм заставляет людей думать, что есть очевидные решения, он предлагает упрощения, которые граничат с ложью". Французские католические епископы издали специальное пасторское послание (24 октября 2016 г.) "Восстанавливая смысл политики". В нём не было слова "популизм", но члены Конференции епископов Франции отметили атмосферу страха и ненависти, которые питают надежды на изменение ситуации, и предостерегли от простых, эмоциональных решений. Разочарование французов епископы связали не с отсутствием интереса к обществу, а с поиском новых форм гражданского участия и жизни вместе; ради этого надо работать и ощущать личную ответственность за происходящее [Ьихшооге, I, 2017].

В этом же ключе, который оставляет возможность для церковной интерпретации (в смысле адаптации, а не отвержения) популизма, размышляет госсекретарь Ватикана кардинал Пьетро Паролин. По его мнению, недавняя европейская история показывает опустошающие примеры популизма, но эти тенденции отражают несогласие общества с современным развитием: "ведущие партии должны найти конкретные ответы, не жертвуя своими идеалами".

С точки зрения многих либеральных общин, правый популизм прямо противоречит христианским ценностям. Такого мнения придерживаются многие протестантские евангельские общины, лютеранские общины в Германии, которые активно занимаются проектами для беженцев. По словам пастора Альянса евангельских общин Берлина-Бранденбурга Силке Радош-Хиндер, у христиан есть историческая и моральная ответственность, которая обязывает их бороться с правым экстремиз-

Современная Европа, 2018, №1

мом: "Все равны и все имеют равные права, мы выступаем за многообразие. Тогда как "Альтернатива для Германии" не верит, что все люди равны, отрицает истинные ценности веры и Священного писания"1.

О несовместимости принципов "Альтернативы для Германии" с христианством также заявлял католический епископ Ульрих Ноймайер. В феврале 2016 г. епископ обещал отключить огни на соборе Эрфурта во время ралли во главе с бывшим лидером партии в Тюрингии Бьорном Хоке.

В Польше также звучат голоса критики против действий партии "Право и справедливость". Архиепископ Гнезно - Войцех Поляк, член Папского Совета по пасторской помощи мигрантам и перемещённым лицам, призвал польское правительство принять беженцев2. В октябре 2017 г. Войцех Поляк пообещал запретить в служении всех клириков своей епархии, которые примут участие в демонстрациях, направленных против мигрантов.

Помимо этого, Конференция итальянских епископов во главе с епископом Нун-цио Галантино оказалась в центре политического скандала. Конференция поддержала новую редакцию закона о гражданстве, которая предусматривает предоставление детям, родившимся в Италии, гражданства в случае, если один из родителей имеет гражданство или длительный вид на жительство. Гражданство также смогут получить те дети, которые окончили 6 классов итальянской школы. Поддерживая этот закон, епископы вступили в схватку с правой итальянской Лигой Севера и левым движением "Пять звёзд"3.

В Германии церковные лидеры активно критикуют антимусульманское движение в целом и в том числе движение Pegida. Епископ Фелик Генн запретил священнику Полу Шпатлингу выступать на акциях Pegida в Дуйсбурге в январе 2015 г., так как это противоречит христианскому образу любви, добра и открытости4.

В Венгрии церковный протест против популизма выразился в критике ультра правой партии "Йоббик" за её антицыганскую, антииммигрантскую и антисемитскую риторику. Реформатская церковь, которая активно и открыто поддерживает партию Виктора Орбана, выступила против своего пастора Лорана Хегедуса, который принимал участие в акциях против Всемирного еврейского конгресса в 2013 году. К критике "Йоббик" присоединился и католический кардинал Петер Эр-до. Кроме того, ещё в 2010 г. католические епископы накануне выборов распространили послание с предупреждением о "неоязыческих тенденциях" в политике с прозрачным намеком на партию "Йоббик"5.

1 Strickland P. Populism and the fight for the soul of German churches..

2 Ben Sixsmith. How influential is Poland's Catholic Church? Catholic Herald. 14 Dec 2017. [Электронный ресурс]. URL: http://www.catholicherald.co.uk/issues/december-15th-2017/how-influential-is-polands-catholic-church/ (дата обращения:28.01.2018)

3 Claire Giangrave. Migrants: Pope's man in Italian Bishops' Conference wrestles with political right, left. Jun 20, 2017. Crux Catholic Media. [Электронный ресурс]. URL: https://cruxnow.com/global-church/2017/06/20/migrants-popes-man-italian-bishops-conference-wrestles-political-right-left/ (дата обращения:28.01.2018)

4 Bishop Silences German Priest for Speaking at PEGIDA Rally. Breitbart. 24 January 2015.

5 Tom Heneghan. Christian churches back Jews facing anti-Semitism in Hungary. MAY 14, 2013. [Электронный ресурс]. URL: https://www.reuters.com/article/us-hungary-jews-

Современная Европа, 2018, №1

Однако под удар антипопулистской церковной критики попала и партия ФИДЕС. Венгерская католическая церковь отменила церемонию 27 января в честь 150-летия со дня рождения Миклоша Хорти в Главной приходской церкви Успения Пресвятой Богородицы в Будапеште. Церемония была организована при участии партии ФИДЕС - выступать на ней должен был вице-спикер Национального собрания Шандор Лазак, который является членом венгерского парламента от правящей партии ФИДЕС.

Однако за критикой правого популизма стоит не только морально-этическая позиция церквей, укорененная в богословии, но и более глубокие политические причины: стремление скорректировать светскую политику в церковных интересах, то есть, оттолкнувшись от критики популизма, заявить о праве христиан публично выражать свои предпочтения и заявлять о библейских принципах (например, против эвтаназии и однополых браков), бороться за традиционный брак и против абортов.

Популистская критика в адрес церквей

Светские политики, представляющие правые националистические движения и партии, намного более остро и болезненно воспринимают критику иерархов церквей, чем сами иерархи выпады в свой адрес. Осуждение со стороны христианских деятелей лишает политическую платформу правопопулистских деятелей основы, целеполагания, так как в глазах правых в таком случае "спасаемый отказывается от спасения".

Член партии "Альтернатива для Германии" Хайнер Мерц резко осудил одного из священников, который назвал его на мероприятии в Шуттгарте "правым экстремистом": "Это возмутительно, когда священник проповедует партийные предпочтения с кафедры"1. В ноябре 2017 г. было возбуждено уголовное дело из-за угроз, которые стали поступать со стороны партии "Альтернатива для Германии" в адрес архиепископа Бамберга Людвига Шика, который возглавляет Комиссию по международным делам, которая защищает беженцев и мусульман в Германии.

Наиболее резкая антицерковная риторика отличает Северную Лигу. Представитель Лиги в итальянской палате депутатов Массимилиано Федрига заявил, что "Слова некоторых высоких прелатов, предающих ценности церкви, невыносимы". Координатор Лиги Роберто Кальдероли отмечал, что Конференция епископов Италии редко занимала столь жёсткую позицию по проблемам мигрантов так, как она защищает мигрантов. Лидер Лиги Маттео Сальвини ещё в более провокативной форме заявил: "Или церковь принимает беженцев бесплатно и отказывается от дохода от иммигрантов или глава Конференции епископов Галантино уходит в отставку".

В августе 2015 г. во время телешоу секретарь Конференции епископов Италии Нунцио Галантино сравнил политиков, играющих на ксенофобских стереотипах, с уличными торговцами, предлагающими никому не нужные вещи. В ответ лидер

interfaith/christian-churches-back-jews-facing-anti-semitism-in-hungary-idUSBRE94D08C20130514 (дата обращения:28.01.2018)

1 Faiola A., Bailey P. How Pope Francis is leading the Catholic Church...

Современная Европа, 2018, №1

Лиги Севера Маттео Сальвини назвал Галантино "епископом-коммунистом", а себя верным католиком, имеющим право выражать мнение части прихожан1.

В Греции оппозицию линии архиепископа Афинского Иеронима, главы Эллад-ской церкви, представляют ультраправые из организации "Золотая Заря" (взгляды участников этого движения могут варьироваться от христианского национализма до неоязычества). Однако и внутри самой церкви есть консервативные силы, которые в духе популистских движений устраивают обструкции священникам, которые устраивают в своих приходах беженцев.

Насколько значительное влияние оказывает церковная критика на политические дискуссии и на голосование за те или иные партии на выборах? Сложность ответа на этот вопрос в том, что в Польше или Венгрии позиция католической церкви неоднозначна, в других странах, к примеру, в Англии, радикальные партии маргинальны, во Франции неоднозначна позиция самой партии - Национального фронта, включающая в себя правое католическое крыло, но формально являющаяся светской. Можно сказать, что церковные иерархи помогают созданию маргинального образа правых популистов (это чувствуют и сами популисты), что с успехом используют существующие респектабельные партии и руководство Евросоюза.

* * *

Одним из промежуточных итогов противостояния (и косвенного сотрудничества) христианства и популизма стало формирование христианских консервативных сил в обществе, как радикальных, так и умеренных. Церкви использовали популистскую волну как шанс для укрепления в демократическом обществе, которое, казалось бы, уже "приватизировало" религию, ограничив её рамками частной жизни. Однако именно популисты сделали христианский фактор значимым и политическим. Балансируя между политиками-либералами и политиками-традиционалистами, церковные лидеры (в первую очередь католики и протестанты) предлагают свою программу сохранения идентичности в мире (наднациональность, солидарность, милосердие), где политические и миссионерские интересы церквей представлены на разных континентах.

Список литературы

Громыко Ал.А. (2016) "Новый популизм" и становление постбиполярного мирового порядка. Современная Европа. № 6 (72).2016. С. 5-12.

Европа XXI века. Новые вызовы и риски: [монография] / [Ал. А. Громыко, В. В . Журкин, В. П . Фёдоров и др.]; под общей редакцией Ал. А. Громыко, В. П. Фёдорова. М., СПб.: Нестор-История, 2017. С. 265, 376.

Осколков П.В. (2017) Правый популизм в странах Бенилюкс в сравнительной перспективе. Современная Европа. № 5. С. 54-63.

Религиозные миссии на общественной арене: российский и зарубежный опыт: [коллективная мо-ногр.] / Федеральное гос. бюджет. учреждение науки, Ин-т Европы Российской акад. наук, Центр по изучению проблем религии и о-ва ИЕ РАН; под ред. А. А. Красикова и Р. Н. Лункина. - М.: ИЕ РАН, 2016.

Семененко И.С. (2009) Дилеммы национальной идентичности: политические риски и социальные приобретения / И.С. Семененко // Полис. Политические исследования. № 6. С. 8-23.

1 Salvini: "Monsignor Galantino un vescovo comunista Io un cattolico peccatore". 13 agosto 2015. [Электронный ресурс]. URL: http://www.corriere.it (дата обращения:28.01.2018)

Современная Европа, 2018, №1

References

Gromyko Al.A. (2016) "Novyj populism" i stanovlenie postbipoljarnogo mirovogo porjadka. Sovremennaja Evropa. № 6 (72). S. 5-12.

Evropa XXI veka. Novye vyzovy i riski: [monografija] / [Al. A. Gromyko, V. V . Zhurkin, V. P . Fjodorov i dr.]; pod obshhej redakciej Al. A. Gromyko, V. P . Fjodorova. — M., SPb.: Nestor-Istorija, 2017. S. 265, 376.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Oskolkov P.V. (2017) Pravyj populizm v stranah Beniljuks v sravnitel'noj perspektive. Sovremennaja Evropa. № 5, 2017. S. 54-63.

Religioznye missii na obshhestvennoj arene: rossijskij i zarubezhnyj opyt : [kollektivnaja monogr.] / Federal'noe gos. bjudzhet. uchrezhdenie nauki, In-t Evropy Rossijskoj akad. nauk, Centr po izucheniju problem religii i o-va IE RAN ; pod red. A. A. Krasikova i R. N. Lunkina. - M. : IE RAN, 2016.

Semenenko I.S. (2009) Dilemmy nacional'noj identichnosti: politicheskie riski i social'nye priobretenija / I.S. Semenenko // Polis. Politicheskie issledovanija. № 6. S. 8-23.

Glatz, Carol (2017) European Church leaders: populism 'compromises' the truth. Catholic Herald. 28 Oct 2017. [Электронный ресурс]. URL: http://www.catholicherald.co.uk/news/2017/10/28/european-church-leaders-populism-compromises-the-truth/ (accessed: 28.01.2018)

Luxmoore, Jonathan (2017) Europe's populist parties pose a challenge for the church. National Catholic Reporter. Apr 10, 2017. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ncronline.org/news/world/europes-populist-parties-pose-challenge-church (accessed: 28.01.2018)

Rougeau, Vincent. (2017)A Cosmopolitan Church Confronts Right-Wing Populism, 40 SEATTLE U. L. REV. 1343.

Spencer, Nick (director of the british Christian center Theos) (2017). The rise of Christian Populism. Theological journal, The Bible in Transmission. Bible Society, 6 October 2017. [Электронный ресурс]. URL: https://www.biblesociety.org.uk/latest/news/the-rise-of-christian-populism/ (accessed: 28.01.2018)

Zoltan A., Bozoki A. (2016) State and Faith: Right-wing Populism and Nationalized Religion in Hungary. Intersections. East European Journal of Society and Politics. 2(1): 98-122. DOI: 10.17356/ieejsp.v2i1.143. [Электронный ресурс]. URL: http://intersections.tk.mta.hu (accessed: 28.01.2018)

Religion and European populism: Christian factor in political discussions

Author: Lunkin R., Candidate of Science (Philosophy), Senior Fellow at the Institute of Europe, Russian Academy of Sciences, Head of Center for Religious Studies, Deputy Executive Editor of "Contemporary Europe". Address: 11/3, Mokhovaya Str., Moscow, 125993. E-mail: [email protected]

Abstract. The article analyzes the Christian factor in the political discussions in European countries during migration crisis, which is determined by the reaction of Christian churches to the rising of right-wing populism. The churches are considered as civil institutions with their own social and political positions in the frames of the sociological and political approach. The Christian factor is understood as the institutional influence of the church structures. The author states that from the point of view of secular scholars and publicists the Christian factor is to the great extent instrumental. In order to represent the whole diversity of the political landscape it is necessary to explore at least four dimensions of inter-relations of religion and populism: the positions of the parties and the church "profit" from populism, the church support of populism, the church activity against populism, the populist critics against populism. The conclusion is made that populists using the rhetoric of the "defence of identity" have facilitated the recognition of the Christian factor as significant and political. Balancing between politicians-liberals and politicians-traditionalists church leaders (mainly catholics and protestants) have offered their own programme of preserving the identity (sub-national approach, solidarity, charity) in a world where the missionary and political interests of the churches are represented on different continents.

Key words: right populism, Christian Churches, Catholicism, Protestantism, Orthodoxy, political parties and movements, migration crisis.

DOI: http://dx. doi.org/10.15211 /soveurope 12018102113

Современная Европа, 2018, №1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.