Научная статья на тему 'Основные аспекты позиционирования католического социально-экономического учения в энцикликах Папы римского Франциска'

Основные аспекты позиционирования католического социально-экономического учения в энцикликах Папы римского Франциска Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
425
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУД / СОБСТВЕННОСТЬ / КАПИТАЛ / ЭКОЛОГИЯ / ЧЕЛОВЕК / ОБЩЕЕ БЛАГО / РЫНОК / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / КРИЗИС / ХРИСТИАНСКОЕ СОЦИАЛЬНОЕ УЧЕНИЕ / LABOR / PROPERTY / CAPITAL / ECOLOGY / MAN / COMMON GOOD / MARKET / GLOBALIZATION / CRISIS / CHRISTIAN SOCIAL DOCTRINE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Голубев Константин

Статья посвящена развитию христианского социально-экономического учения в XXI в., в ней показаны особенности социальных воззрений Папы Римского Франциска. Католическое социальное учение подчеркивает потребность и необходимость существенного изменения поведения человечества, так как самые невероятные научные успехи, самые невообразимые технические достижения, самый выдающийся экономический рост, не будучи связанными с истинным нравственным и социальным прогрессом, в конечном счете обращаются против человека. Способность человека преобразовывать окружающий мир должна развиваться на основе осознания того, что все является изначальным даром Бога. Полноценное развитие человека имеет нравственный характер, предполагает полное уважение к человеческой личности, но оно должно также уделять внимание и миру природы. Особое внимание обращается на то, что христианское социальное учение призвано быть источником единства перед лицом конфликтов, возникающих в социально-экономической области

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Basic principles of the positioning of the Roman Catholic social and economic doctrine in Pope Francis’s Encyclicals

The article discusses the development of Christian social and economic doctrine in the 21th Century, the article shows the peculiarities of the social views of Pope Francis. Catholic Social Doctrine emphasizes the urgent need for a radical change in the conduct of humanity, inasmuch as the most extraordinary scientific advances, the most amazing technical abilities, the most astonishing economic growth, unless they are accompanied by authentic social and moral progress, will definitively turn against man. Human ability to transform reality must proceed in line with God’s original gif of all that is. Authentic human development has a moral character, presumes full respect for the human person, but it must also be concerned for the world around us. Particular atention is drawn to the fact that Christian social doctrine is called to be a source of unity in the face of conflicts that arise in the social and economic spheres.

Текст научной работы на тему «Основные аспекты позиционирования католического социально-экономического учения в энцикликах Папы римского Франциска»

Философские науки

основные аспекты позиционирования католического социально-экономического учения в энцикликах папы римского франциска

Статья посвящена развитию христианского социально-экономического учения в XXI в., в ней показаны особенности социальных воззрений Папы Римского Франциска. Католическое социальное учение подчеркивает потребность и необходимость существенного изменения поведения человечества, так как самые невероятные научные успехи, самые невообразимые технические достижения, самый выдающийся экономический рост, не будучи связанными с истинным нравственным и социальным прогрессом, в конечном счете обращаются против человека. Способность человека преобразовывать окружающий мир должна развиваться на основе осознания того, что все является изначальным даром Бога. Полноценное развитие человека имеет нравственный характер, предполагает полное уважение к человеческой личности, но оно должно также уделять внимание и миру природы. Особое внимание обращается на то, что христианское социальное учение призвано быть источником единства перед лицом конфликтов, возникающих в социально-экономической области.

Ключевые слова: труд, собственность, капитал, экология, человек, общее благо, рынок, глобализация, кризис, христианское социальное учение.

Папа Франциск (Jorge Mario Bergoglio) был избран 3 марта 2013 г., после того как 28 февраля 2013 г. Папа Бенедикт XVI покинул кафедру Римских епископов. После избрания Папа Франциск особое внимание обратил на социальные вопросы. При этом он подчеркнул необходимость институционального подхода (в последние годы приобретающего все больший авторитет1) к решению социально-экономических проблем.

Диакон Константин Голубев — доктор экономических наук, кандидат богословия, профессор Белорусского государственного экономического университета (kon.golubev@gmail.com).

1 См.: Лемещенко П. С. Институциональная экономика: теория, политика, практика. Минск, 2015. 692 с.; Рязанов В. Т. и др. Институциональный анализ и экономика России. М., 2012. 495 с. В России выпускается даже соответствующий журнал «Journal of Institutional Studies» («Журнал институциональных исследований»). О проблемах связи неформальных институтов и социально-экономических проблем см., напр.: Лемещенко П. С., Сидорова А. М. Неформальные институты и рыночная реформа в Беларуси: эволюция, противоречия, стратегия. Минск, 2013. 112 с. О связи идей католического социального учения и современных экономических теорий см., напр.: Голубев К., Лукин С.В. Теория

Так, важнейшим понятием в его подходе к социально-экономическим вопросам стало понятие «интегральной экологии», включающей человеческие и социальные измерения, в том числе экологию таких объектов, как окружающая среда, экономика, социальная сфера, культура, повседневная жизнь.

Первой энцикликой Папы Франциска стала Lumen fidei (29.06.2013). Ее первые слова («свет веры») подчеркивают положение, которое лежит в основании подхода Папы Франциска. То есть прежде всего энциклика обращает внимание на «свет веры» как дар Иисуса Христа, говорящего о Себе в Евангелии от Иоанна: «Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме» (Ин 12:46). Выход энциклики совпал с объявлением 2013 г. Папой Бенедиктом XVI Годом веры2. Эта энциклика вызывает интерес уже тем, что является результатом труда двух последних Римских Понтификов. Как подчеркивает Папа Франциск, его предшественник, написав энциклики о любви и надежде, подготовил и черновик энциклики о вере. Папа Франциск в свою очередь закончил эту работу, внеся в нее свои дополнения. Таким образом , в Lumen fidei подчеркивается значение единства добродетелей веры, надежды и любви (ср.: 1 Фес 1:3; 1 Кор 13:13) как движущей силы для повседневной жизни человека, противостоящей иллюзорным соблазнам идолов мира сего3, о чем шла речь и в энцикликах Папы Бенедикта XVI.

При этом Папа Франциск посчитал необходимым обратиться к вопросам (в том числе и социальным), которые были актуальны и по мнению Папы Бенедикта XVI4. Характерно, что в первой своей энциклике Deus Caritas Est, вышедшей в 2005 г., Папа Бенедикт XVI прежде всего обратился к словам св. ап. Иоанна Богослова: «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин 4:16), выражающим христианский образ Бога, а также связанный с ним образ человека. Он подчеркнул, что Спаситель объединил в единую заповедь призыв любить Бога

ордолиберализма и католическое социальное учение: некоторые параллели // Христианское чтение. 2010. №3. С. 89-112.

2 Год веры был приурочен к 50-летию начала Второго Ватиканского собора и открыт Папой Бенедиктом XVI 11 октября 2012 г.

3 Franciscus. Lumen fidei. 6-7, 57 (29.06.2013) // Vatican: the Holy See. Сайт URL: https:// w2.vatican.va/content/francesco/en/encydicals/documents/papa-francesco_20130629_encicHca-lumen-fidei.html (дата обращения: 14.08.2016).

4 См.: Голубев К. Развитие католического социально-экономического учения в период понтификата Бенедикта XVI // Христианское чтение. 2010. №4. С. 33-63.

и призыв любить ближнего5. В силу этого деятельность Церкви должна быть выражением любви, направленной ко всеобъемлющему благу человека; любовь является служением Церкви, состоящем в том, чтобы идти навстречу страданиям и нуждам людей, включая и материальные нужды. Иными словами, любовь к ближнему, основанная на любви к Богу, является первостепенным обязательством каждого верующего, а также и всей церковной общины на всех уровнях ее организации (от местной общины до Церкви в целом)6. В энциклике Spe Salvi, вышедшей в 2007 г., Папа Бенедикт XVI напомнил слова св. ап. Павла: «мы спасены в надежде» (Рим 8:24). В этой связи в энциклике приводится обращение ап. Павла к Фессалоникийцам, в котором он убеждает их «не скорбеть, как прочие, не имеющие надежды» (1 Фес 4:13)7. Папа подчеркивает отличительную характеристику христиан, а именно то, что они имеют будущее. И хотя нет сведений о подробностях последующего времени, однако в общих чертах христиане знают, что жизнь не исчезнет в пустоте. Только когда есть уверенность в будущем как в позитивной реальности, тогда и настоящее становится достойным, чтобы жить соответственно.

Таким образом, Евангелие не только передает информацию, доступную для познания, но является еще и посланием, меняющим саму жизнь8. В 2009 г., во многом как весьма оперативный ответ на кризис 2008 г., вышла энциклика Caritas in Veritate, в которой идет речь о ряде важнейших аспектов католического социального учения в условиях глобализации и мирового финансово-экономического кризиса. В контексте этих проблем Папа Бенедикт XVI (как ранее в Deus Caritas Est) напомнил о необходимости ответить на любовь Божию. Это особенно актуально в современных условиях, когда государства целого ряда стран не только навязывают различные формы атеизма своим гражданам,

5 То есть Спаситель объединил заповеди, содержащиеся в книге Второзакония: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть; и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всеми силами твоими» (Втор 6:4-5) — и в книге Левит: «Люби ближнего твоего, как самого себя» (Лев 19:18; ср.: Мк 12:29-31).

6 Benedictus XVI. Deus Caritas Est, 1, 19. (25.12.2005) // Vatican: the Holy See. Сайт URL: http://w2.vatican.va/content/benedict-xvi/en/encydicals/documents/hf_ben-xvi_enc_20051225_ deus-caritas-est.html (дата обращения: 14.08.2016).

7 Заметим, что эти слова входят и в апостольское чтение (1 Фес 4:13-17) православной погребальной службы.

8 Benedictus XVI. Spe Salvi. 1-2. (30.11.2007) // Vatican: the Holy See. Сайт URL: http:// w2.vatican.va/content/benedict-xvi/en/encyclicals/documents/hf_ben-xvi_enc_20071130_spe-salvi.html (дата обращения: 14.08.2016).

но и реализуют экспорт соответствующего представления о человеке. В формирующемся социальном и культурном контексте, где широко распространена тенденция к представлению об относительности истины, занятость милосердием в истине ведет к пониманию, что как для построения достойного общества и решения социально-экономических проблем, так и для интегрального развития человека не просто полезно, но необходимо соблюдение христианских добродетелей9.

В Lumen fidei Папы Франциска, в которой подчеркивается значение единства христианских добродетелей веры, надежды и любви как движущей силы к надежному будущему, можно видеть развитие положений энциклик Папы Бенедикта XVI. Но в современном человеческом обществе мы сталкиваемся с возражениями против жизни в свете веры, с желанием людей опираться только на разум. Иисус Христос говорит Марфе у гроба Лазаря: «Не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию?» (Ин 11: 40). Те, кто верят, — видят, видят в свете, освящающем весь путь, так как он исходит от воскресшего Христа. Однако многие наши современники отказались от этого света. Но оказалось, что света автономного разума недостаточно для освящения будущего, которое остается во тьме и которое страшит неизвестностью. В результате человечество отказалось от поиска великого света и самой Истины, чтобы довольствоваться меньшим светом, который освещает скоротечное мгновение, но не способен показать путь. К тому же в отсутствии света все оказалось в беспорядке, невозможно отличить добро от зла, пути к истинной цели от иных дорог, уносящих в бесконечное движение по кругу, в никуда (§ 1-3, 57). Заметим, что на углубление проблем для современного общества в связи с усилением в мире позиций морального релятивизма, предполагающего отделение свободы человека от ее сущностного и неотъемлемого взаимоотношения с истиной10, особое внимание обращали и Папа Римский Иоанн Павел II11, и Папа Римский Бенедикт XVI12.

9 Benedictus XVI. Caritas in Veritate. 1-4. (29.06.2009) // Vatican: the Holy See. Сайт URL: http://w2.vatican.va/content/benedict-xvi/en/encyclicals/documents/hf_ben-xvi_enc_20090629_ caritas-in-veritate.html (дата обращения: 14.08.2016).

10 Об этом см.: Голубев К. Естественный закон в позиционировании современного католического социального учения // Христианское чтение. 2015. № 1. С. 44-72.

11 См.: Ioannes Paulus II. Veritatis splendor. 4, 36, 37. URL: http://www.vatican.va/holy_father/ john_paul_ii/encyclicals/documents/hf_jp-ii_enc_06081993_veritatis-splendor_en.html (дата обращения: 14.08.2016).

12 См.: Benedictus XVI. Address of His Holiness Benedict XVI to the Participants in the International Congress on Natural Moral Law (12.02.2007) // Vatican: the Holy See. URL:

Как отмечается в Lumen fidei, вера открывает перед нами путь и освещает его, направляя нашу жизнь. Свет веры связан с реальной историей. Божий свет доходит до нас через Его Откровение и становится способным освещать наш жизненный путь, напоминая о Божественных дарах и демонстрируя, как Он выполняет свои обещания. В качестве примера энциклика приводит модель готической архитектуры, когда в соборах свет спускается с небес, проходя через окна в виде витражей, изображающих историю спасения13.

Христианская вера — вера в совершенную любовь, в ее не вызывающую сомнений силу, в ее способность преобразить мир. «И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее...» (1 Ин 4:16). Абсолютное подтверждение надежности Христовой любви основывается на том, что Он умер ради нас. Смерть Христа раскрывает совершенную надежность Божьей любви прежде всего в свете Его Воскресения14. Св. ап. Павел свидетельствует: «А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна.» (1 Кор 15, 17). В наше время потеряно ощущение присутствия Бога и осознание деятельности Бога в мире; считается, что Бог существует в потустороннем мире, на другом уровне реальности, далеко от нашей повседневной жизненной среды. Христиане, напротив, исповедуют свою веру в реальную и действенную любовь Божию, которая полностью раскрывается в Страстях Христовых, Его смерти и воскресении, любовь, которая в самом деле влияет на историю и определяет ее участь. Вера предполагает не просто то, чтобы смотреть на Христа, но видеть вещи, так как сам Христос их видит (§ 15-18).

В этой связи важнейшее значение для современности с ее «кризисом истины» имеет напоминание о связи веры и истины15. В настоящее

http://www.vatican.va/holy_father/benedict_xvi/speeches/2007/february/documents/hf_ben-xvi_ spe_20070212_pul_en.html (дата обращения: 14.08.2016).

13 Lumen fidei, 4, 8, 12.

14 В этой связи Папа Франциск вспоминает героя романа Ф. М. Достоевского князя Мышкина, который в отношении картины Ганса Гольбейна-младшего, ужасающе изображающей разрушительные последствия смерти на теле Христа, говорит, что, глядя на нее, можно и веру потерять (Lumen fidei, 16).

15 Аналогично Папа Иоанн Павел II к самой важной задаче в жизни относит определение отношения к вере, когда свобода достигает достоверности истины и выбирает жизнь в истине. Необходимо, чтобы ценности, которые человек избрал и на которые ориентируется в жизни, были истинными, ибо только истинные ценности могут привести людей к полной самореализации. При этом, по словам Папы Иоанна Павла II, именно в Иисусе Христе, Который и есть Истина, вера распознает завершающий призыв к человечеству.

время с истиной часто ассоциируются технические знания, в результате мы остались с релятивизмом, предполагающем существование для каждого своей истины; когда вопрос об универсальной истине и в конечном счете о Боге не относится к значимым16. Заметим, что на эту проблему особое внимание обращал Папа Иоанн Павел II. Так, по словам энциклики Fides et Ratio, различные философские системы соблазняли человека верой в то, что он является своим собственные абсолютным хозяином, способным полностью автономно определять свою судьбу и будущее, полагаясь только на себя и свои силы. Однако, только существуя в истине, человек постигнет свою свободу и призвание познать и любить Бога. По мнению Папы Иоанна Павла II, Бог вложил в сердце человека желание познать истину, а вера и разум и есть как бы «два крыла, на которых человеческий дух возносится к созерцанию истины». Познавая и любя Бога, человек может прийти к полноте истины о себе17 (Быт 33: 18; Ин 14: 8; 1 Ин 3: 2).

Особое значение в Lumen fidei придается связи веры и такого принципа социального учения, как общее благо18. Послание к Евреям, представляя

(Ioannes Paulus II. Fides et Ratio 13, 25, 33 (14.09.1998) // Vatican: the Holy See. URL: http:// w2.vatican.va/content/john-paul-ii/en/encyclicals/documents/hf_jp-ii_enc_14091998_fides-et-ratio.html (дата обращения: 14.08.2016). Ср.: Игнатий (Брянчанинов), свт. Сочинения. М., 1905, 1991. ^V: Приношение современному монашеству. С.73: «...вера в истину спасает, вера в ложь и в бесовскую прелесть губит, по учению Апостола». Ср.: «И со всяким неправедным обольщением погибающих за то, — говорит он о произвольно погибающих, — что они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду». (2 Фес 2, 10-12).

16 Lumen fidei. 25, 34.

17 Ioannes Paulus II. Fides et Ratio. 107

18 Под общим благом в католическом социальном учении понимается «совокупность тех условий общественной жизни, которые позволяют и обществам, и отдельным их членам полнее и быстрее достигать своего совершенства» (Компендиум социального учения Церкви. М., 2006. С. 116-119). Соответственно, являясь благом всех и каждого, оно остается и общим, поскольку неразделимо и потому что только вместе его можно достичь, преумножить и сохранить, в том числе и на будущее. Таким образом, никакая форма выражения социальности (семья, промежуточная социальная группа, ассоциация, предприятие, город, регион, государство, сообщество народов) не может избежать вопроса о собственном общем благе, которое определяет ее значение и представляет собой подлинную причину самого ее существования.

(См.: John XXIII. Mater et Magistra. (15.05.1961) 53 // URL: http://www.vatican.va/holy_father/john_ xxiii/encyclicals/documents/hf_j-xxiii_enc-_15051961_mater_en.html (дата обращения: 14.08.2016)). John XXIII. Pacem in Terris (11.04.1963) 55 // URL: http://www.vatican.va/holy_father/john_xxiii/ encyclicals/documents/hf_j-xxiii_enc-_11041963_pacem_en.html (дата обращения: 14.08.2016)).

историю патриархов и праведников Ветхого Завета, подчеркивает важнейший аспект их веры. Вера не только представлена как путь, но также и как процесс строительства, подготовки места, в котором люди могут жить вместе друг с другом (Евр 11, 7-10). Вера показывает, насколько прочными могут быть связи между людьми, когда Бог присутствует среди них. Вера не только придает внутреннюю твердость, стойкую убежденность верующему; она также изливает свет на все человеческие взаимоотношения, ибо она рождается из любви и отражает Божью любовь. По выражению энциклики, надежный Бог дает нам надежный город19.

Именно потому, что вера связана с любовью (Гал 5:6), свет веры реально служит справедливости, закону и общественному порядку. Вера не отрывает нас от мира и не утверждает неуместность конкретных забот людей нашего времени. Без любви, заслуживающей доверия, ничего не могло бы по-настоящему поддержать объединение людей. Человеческое единение возможно только на основе добродетелей совместной жизни, на радости от простого присутствия других20, а не на основе полезности и расчете противоречащих интересов или страхе. Вера является основанием понимания конструкции человеческих взаимоотношений, так как постигает исходное основание и окончательный удел в Боге, в Его любви, тем самым она проливает свет на искусство их созидания и служит общему благу. Отсюда в Lumen fidei делается вывод, что «вера несомненно является благом для всех, она есть общее благо», причем она способствует строительству и вечного города в потустороннем мире, и наших обществ21 (ср.: Евр 11, 33; 1 Цар 12:3-5; 2 Цар 8:15).

Вера, по словам Lumen fidei, становится светом, способным освятить все общественные взаимоотношения. Так, в современной истории были попытки построить всеобщее братство на основе равенства, однако мы понимаем, что братство, лишенное связи с общим Отцом как своим первоначальным основанием, не может быть жизнеспособным. То есть энциклика говорит о необходимости вернуться к истинной основе братства. По мере развития истории спасения становится очевидным, что Бог хочет создать для всех участие как братьев

Leo ХШ. Rerum Novarum. (15.05.1891) // URL: http://www.vatican.va/holy_father/leo_xiii/encyclicals/ documents/hf_l-xiii_enc_15051891_rerumnovarum_en.html (дата обращения: 14.08.2016).

19 Lumen fidei. 50

20 Пример такого отношения мы помним из жития преп. Серафима Саровского, который приходящим к нему говорил: «Радость моя!»

21 Lumen fidei. 50

и сестер в едином благословении, достигающем своей полноты в Иисусе Христе. Ядром библейской веры является любовь Бога, Его конкретная забота о каждой личности и Его план спасения, охватывающий все человечество и все творение, достигающий высшей точки в воплощении, смерти и воскресении Иисуса Христа. Без понимания этого человек теряет свое место в мироздании, является брошенным на произвол судьбы, он отказывается от соответствующей моральной ответственности либо, иначе, осмеливается быть кем-то вроде абсолютного судьи, наделенного неограниченной властью над окружаю-22

щим миром .

Таким образом, особое внимание Папа Франциск обращает на взаимоотношения человека и окружающего мира. Он отмечает, что вера, открывая любовь Творца, дает возможность все более заботливо относится к природе, распознавать в ней основные правила, написанные рукой Божией, и жилище, вверенное нашей защите и заботе («Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город» (Евр 11: 16)). Вера также помогает разрабатывать модели развития, основанные не просто на полезности и прибыли, но рассматривающие творение как дар, перед которым мы все в долгу; она учит создавать справедливые формы правления, осознавая, что власть от Бога и предназначена для служения общему благу. Вера освещает жизнь общества. По мере истощения веры и фундамент жизни рискует быть ослаблен. Только в Боге человеческое общество может обрести твердую и постоянную основу. Движущая сила веры, надежды и любви (ср. 1 Фес 1: 3; 1 Кор 13, 13) охватывает интересы всех людей на пути к городу, «которого художник и строитель Бог» (Евр 11:10) 23.

Буквально через несколько месяцев после Lumen fidei, в честь завершения Года веры появилось апостольское обращение Evangelii gaudium

22 Во втором веке язычник Цельс критиковал христиан за их представление, что Бог создал мир для человека, поставив человека на вершине мироздания. «...почему же тебе не сказать, что они (растения, деревья, травы и колосья) выросли для людей ничуть не более, чем и для бессловесных животных? .ну, а если бы кто-нибудь посмотрел с неба на землю, то мог ли бы он найти какое-либо основание для различения того, что делаем мы, от того, что делают муравьи и пчелы». Ориген. Против Цельса. IV, 75, 85. http://azbyka. ru/otechnik/Origen/protiv_celsa/4 (дата обращения: 14.08.2016)). Ср.: «Ты произращаешь траву для скота и зелень на пользу человека, чтобы произвести из земли пищу и вино, которое веселит сердце человека, и елей, от которого блистает лицо его, и хлеб, который укрепляет сердце человека» (Пс. 103:14, 15). Об этом см.: Lumen fidei. 50, 54.

23 Lumen fidei. 55, 57.

(24.11.2013)24. Уже в первых его строках Папа Франциск указал «огромную угрозу» распространения идеологии потребительства как современной модели поведения человека, которая отличается лихорадочной погоней за легкомысленными удовольствиями и притупленной совесть (ср.: «Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей» (1 Тим 4:1-2)). Заметим, что именно такая модель поведения человека (опирающаяся на идеологию потребительства) и есть базовая для социально-экономических теорий, определяющих направление развития общества (и изучаемых в современных учебных заведениях). Результатом является внутренняя опустошенность и тоска современного человека, внутренний мир которого замыкается в рамках его собственных интересов, в нем не остается места для других, для бедных, не слышен больше глас Божий. Многие пали жертвой этого и стали обидчивыми, раздраженными и апатичными25.

В своей следующей энциклике Laudato si' (2015) Папа Франциск обратился к вопросам взаимоотношения человека и окружающей среды. При этом речь здесь идет не просто о необходимости защиты природы. Одним из основных понятий энциклики является понятие «интегральной экологии», которое включает человеческие и социальные измерения, в том числе экологию таких объектов, как окружающая среда, экономика, социальная сфера, культура, повседневная жизнь26.

При том что энциклика обращается не только к христианам, но и ко всем людям доброй воли, Папа Франциск в этой энциклике снова возвращается к роли веры и говорит о том, что христианская вера дает высокую мотивацию для заботы о природе и о более уязвимых братьях и сестрах. Библия утверждает, что человек создан по образу и подобию Божию (Быт 1, 26), но он, совершив грех, претендуя на роль Бога, нарушил гармонию между Творцом, человечеством и творением. В результате

24 Franciscus. Evangelii Gaudium (24.11.2013). http://w2.vatican.va/content/francesco/en/ apost_exhortations/documents/papa-francesco_esortazione-ap_20131124_evangelii-gaudium. html (дата обращения: 14.08.2016). 24 ноября 2013 г. в честь завершения Года веры Папа Франциск совершил мессу на площади Св. Петра в присутствии около 60 тысяч верующих, где и вручил представителям Церкви и общества апостольское обращения Evangelii gaudium.

25 Evangelii gaudium. 2

26 Franciscus. Laudato si' (24.05.2015) 137, 156 // Vatican: the Holy See. Сайт URL: https:// w2.vatican.va/content/francesco/en/encyclicals/documents/papa-francesco_20150524_enciclica-laudato-si.html (дата обращения: 14.08.2016).

вместо гармоничной связи человека с природой мы видим конфликт (Быт 3, 17-19), который разрешается только через Христа27 («ибо благо-угодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота, и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное» (Кол 1, 19-20)). Соответственно для человека, кроме основной задачи борьбы с грехом, остается и наказ возделывать и хранить землю (Быт 2, 15). В этой связи энциклика напоминает, что земля является общим наследием, а право частной собственности не может быть абсолютным и неприкасаемым, но следует говорить о всеобщем предназначении благ и всеобщем праве на их использование как «первом принципе всего этико-социального порядка» (как об этом неоднократно шла речь в энцикликах Папы Иоанна Павла II)28.

Значительное внимание в Laudato si' обращено на развитие христианского понимания экологии в ее широком толковании, проблеме, которая поднималась в энцикликах предыдущих Римских понтификов. Так, Папа Бенедикт XVI в Caritas in Veritate указал на то, что проблемы экологии, а также культурный и моральный кризис создали необходимость пересмотра модели развития29. В качестве необходимой части такого пересмотра выделяется внесение существенных изменений в образ жизни, в основе которого во многих частях современного мира оказались гедонизм и потребительство, сопровождаемые отсутствием внимания к разрушительным последствиям такой модели поведения. Первостепенной задачей Церкви является сохранение человека от самоуничтожения. Церковь обязана публично подчеркнуть свою ответственность за все творение, включая тварные дары, принадлежащие всему обществу (земля, вода, воздух). В этой связи актуальным вопросом является «экология человека», предусматривающая формирование соответствующей культуры, которая моделирует общественные отношения. Она также предполагает целостность общественного морального уклада, неразрывность и непротиворечивость обязанностей

27 Laudato si'. 51, 100.

28 Ioannes Paulus II. Laborem Exercens. (14.09.1981) 19 // Vatican: the Holy See. URL: http:// w2.vatican.va/content/john-pauMi/en/encycHcals/documents/hf_jp-ii_enc_14091981_laborem-exercens.html (дата обращения: 14.08.2016).

Ioannes Paulus II. Sollicitudo Rei Socialis. (30.12.1987) 33 // Vatican: the Holy See. URL: http:// w2.vatican.va/content/john-paul-ii/en/encyclicals/documents/hf_jp-ii_enc_30121987_soUicitudo-rei-socialis.html (дата обращения: 14.08.2016).

Ioannes Paulus II. Centesimus annus, 31.

29 Caritas in Veritate, 32.

человека перед окружающей средой, перед личностью и отношениями между людьми. Отсутствие такой целостности одновременно унижает личность и наносит вред природе и обществу30.

В этом можно видеть развитие идей Папы Иоанна Павла II, который в энциклике Centesimus annus обратил внимание на необходимость истинной «экологии человека». Бог дал человеку землю и другого человека. Следовательно, человек обязан оберегать полученные природную и нравственную структуру. Особенно актуальны эти проблемы для современного города и трудовых отношений (предполагающих внимание к «социальной экологии» труда). Человеку дано Богом неотъемлемое достоинство, связанное со способностью выйти за рамки существующего общественного порядка ради истины и добра. Но на него влияет среда и общественные структуры, которые могут создавать условия для угнетения человека и приостановки его развития31. Соответственно необходимо обратить внимание на сущность социальных структур и создание полноценных институциональных форм совместного существования (о чем, в частности, идет речь в энциклике 1931г. Quadragesimo Anno Папы Пия XI).

В Laudato si' настоятельно подчеркивается, что ситуация с окружающей природной средой требует срочного изменения, что целый ряд различных видов загрязнений (причем сформировалась целая «культура отбросов») не просто оказывают влияние на людей, особенно бедных, но и являются причиной миллионов преждевременных смертей. В этой связи прежде всего отмечаются изменение климата, проблемы с доступностью воды, потеря биологического разнообразия. Так, сохранение современного тренда изменения климата ведет к беспрецедентным разрушениям экосистем и повышению уровня мирового океана, что не только создает проблемы с экосистемными услугами (сельское хозяйство, рыболовство, лесные ресурсы), но и непосредственно угрожает проживающему вблизи моря четверти населения мира. Все больше сложностей возникает и с доступом к безопасной питьевой воде, что является жизненно необходимым для выживания людей, то есть базовым и всеобщим правом человека, условием для реализации остальных прав (§ 25, 30).

Человек тоже является творением, и разрушение окружающей среды отражается на качестве его жизни, ведет к углублению глобального неравенства (Папа Франциск особо подчеркивает, что около трети

30 Caritas in Veritate, 51.

31 Centesimus annus, 36, 38.

произведенных продуктов питания уничтожается, тогда как в целом ряде регионов чрезвычайно остро стоит проблема голода). Причем сокращение ряда ресурсов создает предпосылки для попыток решить этот вопрос военным путем. Особенно актуально это в связи с тем, что современные технологии дают «гигантскую власть» своим владельцам. Таким образом, владеющие знаниями и экономическими возможностями приобретают впечатляющее господство над человеческим родом и всем миром (§ 43, 50, 57). Актуальным является вопрос о модели поведения владельцев этой власти, особенно принимая во внимание, что она находится в руках небольшой части человечества (тем более если учесть существование негативного опыта предыдущего столетия, когда было реально применено ядерное оружие и тоталитарные режимы использовали технологии для уничтожения миллионов людей).

Пристальное внимание энциклика обращает на существующую технократическую парадигму. Папа Франциск согласен с Папой Бенедиктом XVI в вопросе о необходимости достойно ценить роль научно-технических достижений для повседневной жизни и прогресса человечества и учитывать само отличие человека, призванного преобразовывать природу, ибо в технике выражено желание человеческого духа «преодолеть шаг за шагом материальные ограничения»32. Однако сам по себе технический прогресс не предполагает развитие в человеке ответственности и сознательности. Тогда как свобода исчезает, если человек отдается во власть слепых сил бессознательного и первичных потребностей, если в основе модели поведения оказываются потребности «в полезности и безопасности» (как это и есть в теории поведения А. Маслоу, в той или иной мере, лежащей в основе современных социально-экономических теорий. — К.Г.). В результате современная экономика принимает любую технологию (как и экономическую теорию. — К. Г.), если она обеспечивает прибыль (§ 102-09, 123).

Практика продемонстрировала проблемы как либеральных теорий, так и рынка, который отнюдь не гарантирует развития человека и социальной интеграции, наоборот, расточительство и потребительство в современном обществе контрастирует с бесчеловечными лишениями33 (как уже говорилось выше, Папа Франциск отмечал, что около трети произведенных продуктов питания уничтожается, тогда как в целом ряде регионов чрезвычайно остро стоит проблема голода). Если не признается

32 Caritas in veritate, 69

33 Caritas in veritate, 22, 35

объективная истина и всеобщие принципы (в частности, игнорируется роль естественного закона в организации общественной жизни34), ни политические программы, ни закон не смогут реально решить современные проблемы.

В этой связи существенное место в энциклике отводится ценности, роли и значению трудовой деятельности человека (о чем подробно говорится в энциклике Laborem exercens Папы Иоанна Павла II). Коротко понимание трудовой деятельности можно выразить словами Бенедикта Нурсийского «Ora et labora». То есть труд должен быть сферой личностного становления, в том числе и в современном обществе35. Если же модель поведения искажается, если человек стремится не «расти», а наслаждаться, он бестолково использует ресурсы земли и самой жизни36. При этом большой опасностью может стать и технологический прогресс, предполагающий снижение расходов путем использования техники, заменяющей труд людей. В Laudato si' отмечается, что это может привести к размыванию «социального капитала» (под которым Папа Бенедикт XVI понимал совокупность отношений «в духе доверия, надежности, уважения к правилам, которая необходима любому гражданскому обществу»37). Заметим, что такое положение вещей означает не просто создание «резервной армии труда» (о которой писал еще К. Маркс38, говоря об относительном перенаселении, относительном избытке рабочей силы при капитализме), но вытеснение части человечества за рамки общественного производства, демонстрацию их ненужности (что становится более очевидным с ростом масштабов производства и монополий)39. Таким образом, современная технократическая парадигма не в состоянии обеспечить требование «уважать и развивать достоинство человеческой личности, ее целостное призвание и благо всего общества, ибо человек является виновником, центром и целью

"40

всей социально-экономической жизни» .

34 Голубев К. Естественный закон в позиционировании современного католического социального учения // Христианское чтение. 2015. № 1. С. 44-72.

35 Лемещенко П. С., Голубев К. И. Трудовой характер материальных благ и постсекулярное общество // Философия хозяйства. 2014. № 1 (91). С. 159-167.

36 Centesimus annus, 37.

37 Caritas in veritate, 32.

38 Маркс К. Капитал // Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23. С. 646.

39 Laudato si', 123-129.

40 Gaudium et spes. Пастырская конституция о Церкви в современном мире, 63. II Ватиканский Собор. С. 392.

Поэтому важно искать интегральные решения, принимающие во внимание взаимодействия природных систем и между собой, и с социальными системами. Папа Франциск не просто говорит о том, что существуют отдельные виды кризисных явлений, что налицо кризис социальный и кризис экологический, но утверждается наличие комплексного кризиса — одновременно и социального, и экологического. То есть, предлагается говорить об «интегральной экологии», включающей человеческие и социальные измерения, в том числе экологию таких объектов, как окружающая среда, экономика, социальная сфера, культура, повседневная жизнь. Утверждается необходимость гуманизма, способного объединить различные области знаний (включая экономику) для целостного и интегрального видения. При этом Папа Франциск подчеркивает необходимость институционального подхода. В этой связи в Laudato si' указывается на важность совершенствования институциональной системы, охватывающей различные уровни, начиная с первичной социальной группы (семьи) и далее, включая локальные общества, нации, международное сообщество (§ 137, 139, 141, 142).

Причем как о центральном принципе общества в Laudato si' речь идет о таком принципе, как общее благо, под которым понимается «совокупность тех условий общественной жизни, которые позволяют и обществам, и отдельным их членам достигать полнее и быстрее собственного усовершенствования», что отмечалось, в частности, на II Ватиканском Соборе41. Этот принцип, по мнению Папы Франциска, является актуальным и для отношений между поколениями, и для отношений внутри поколения, особенно учитывая «глубокий индивидуализм», угрожающий человеку эпохи постмодерна42.

Современное же положение человечества определяется энцикликой как затягивающая спираль самоуничтожения. В этом отношении свою ограниченность показал человеческий интеллект, который был эффективен для обеспечения технического прогресса, но не продемонстрировал эффективности в поиске международных действий для решения экологических и социальных проблем. Одним из существенных нюансов

41 Gaudium et spes, 26. В том числе Пастырская конституция о Церкви в современном мире Gaudium et spes (§ 26) II Ватиканского Собора говорит о социальном порядке, который должен постоянно развиваться, основываясь на истине, созидаясь в справедливости и оживотворяясь любовью, а в свободе он должен находить все более гуманное равновесие.

42 Laudato si', 157, 162.

является не только неравномерность развития и потребления между странами, но и чрезвычайная дифференциация внутри бедных стран, осложняющаяся коррупцией. Во многом проблема заключается в сложившейся культуре потребительства, нацеленной на краткосрочные результаты и частный интерес43 (отметим, что это замечание в реальности ставит под сомнение эффективность и частной формы собственности, и модели современной рыночной экономики. — К. Г.).

Анализируя современное общество в контексте понятия общего блага, Папа Франциск в энциклике говорит о насущной необходимости политики и экономики, которые реально служили бы человеческой жизни. В качестве противоположного явления, как раз свойственного современной жизни, указывается на оплаченные населением действия в ходе финансового кризиса по спасению банков. Эти действия продемонстрировали ситуацию современного господство финансов, которое не в состоянии обеспечить будущее, но грозит новыми кризисами (§ 189, 196). Энциклика выражает беспокойство в связи с отсутствием выводов из мирового финансового кризиса, очевидной необходимостью переосмысления критериев управления обществом, продолжающимся обожествлением рынка, обособлением от всех других соображений принципа максимизации прибыли (§ 56, 109, 129, 189, 190,195, 196).

Существенная проблема заключается в слабом развитии экономических институтов и социальных инициатив, позволяющих бедным получить регулярный доступ к ресурсам. В качестве метода решения этой проблемы энциклика говорит о таком необходимом принципе общественной жизни, как субсидиарность (являющимся одним из основных принципов католического социального учения), предусматривающем свободу для развития возможностей субъектов всех уровней и предполагающем ответственность за общее благо со стороны обладающих властью44. Следовательно, для осуществления экономической свободы, обеспечивающей условия деятельности на пользу общего блага, должны

43 Laudato si', 163, 164, 172, 184.

44 Прежде всего особая роль в католическом социальном учении принципа субсидиар-ности, предполагающего, что вышестоящие не должны принимать на себя обязанности, которые должным образом выполняют нижестоящие, связана с особым вниманием к нему в энциклике ^adragesimo Anno 1931 г. Папы Пия (Pius XI. ^adragesimo Anno. (15.05.1931). 84, 91-95 // Vatican: the Holy See. URL: http://www.vatican.va/holy_father/pius_xi/ encyclicals/documents/hf_p-xi_enc_19310515_quadragesimoanno_en.html (дата обращения: 14.08.2016).

быть наложены ограничения на владельцев значительной части ресурсов, включая финансы45. Провозглашение же экономической свободы в условиях реального отсутствия доступа к ней многим людям и сокращения возможностей трудоустройства приравнивается Папой Фран-

46

циском к демагогии .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В этой связи в Laudato si' высказывается мнение о необходимости соглашения об управлении общим достоянием человечества. Так, воспроизводится идея Папы Бенедикта XVI и Папы Иоанна XXIII о необходимости всемирной политической власти для управления мировой экономикой, оздоровления после кризиса экономических систем, достижения разоружения, продовольственной безопасности и мира, обеспечения охраны природной среды и упорядочения миграции. Заметим, что Папа Бенедикт XVI47 не просто озвучил идею всемирной политической власти, но и выделил ряд необходимых ее характеристик, чтобы она не оказалась в зависимости от баланса между сильнейшими странами. По словам Папы Бенедикта XVI, для ее эффективности по обеспечению безопасности (и запрещении войн, о чем шла речь в Пастырской конституции о Церкви в современном мире Gaudium et spes II Ватиканского Собора48), для достижения справедливости и соблюдения прав человека она должна получить всеобщее признание и пользоваться реальными полномочиями. Кроме того, такая власть должна руководствоваться правом, стремиться к общему благу, придерживаться принципов суб-

45 О чем говорит и один из наиболее популярных экономистов последних лет Томас Пикетти (см.: Пикетти Т. Капитал в XXI веке. М., 2015. 592 с.). О воззрениях Т. Пикетти см. статью д-ра экон. наук, проф. А. Н. Дубянского в социально-экономическом выпуске «Христианского чтения» (Дубянский А. Н. Современное состояние и перспективы капитализма (по мотивам книги Томаса Пикетти «Капитал в XXI веке») // Христианское чтение. 2015. №1. С. 251-263).

46 Laudato si', 56, 109, 129, 189, 190,195, 196.

47 Говоря о всемирной политической власти, Папа Бенедикт XVI продолжил развивать идеи католического социального учения, высказанные, в частности, в энцикликах Pacem in Terris Папы Иоанна XXIII и Sollicitudo Rei Socialis Иоанна Павла II.

48 Gaudium et spes. Пастырская конституция о Церкви в современном мире, 82 // II Ватиканский Собор. С.414-415. Заметим два важнейших аспекта, на которые обращается внимание в Gaudium et spes. Так, отмечается, что «ничто не поможет, пока враждебность, презрение и чувство недоверия, расизм и упрямые идеологии разделяют людей и противопоставляют их друг другу. Да и все мы должны изменить наши сердца.». При этом «если не будут заключены прочные и честные договоры о всеобщем мире в будущем, то человечество. хотя и владеет замечательной наукой, может прийти к тому гибельному часу».

сидиарности и солидарности. Только тогда она сможет способствовать истинному и целостному человеческому развитию, вдохновляемому ценностями любви в истине. Особое значение при этом Папа Бенедикт XVI отводит именно принципу субсидиарности, как учитывающему существование нескольких организационных уровней, множественность субъектов и их координацию. Таким образом, управление общим достоянием человечества и стремление к глобальному общему благу должно опираться на власть, организованную субсидиарно и коллегиально, чтобы принести реальные плоды, не повредить свободе и не создать опасную всемирную тиранию49. Особенно опасная ситуация складывается, когда основной характеристикой модели поведения становится потребительство, являющееся неизбежным отражением техноэкономической парадигмы. Причем данная парадигма создает искаженное представление о свободе, когда люди начинают верить, что свободны, если у них есть свобода потреблять. Тогда как реальная финансовая и экономическая власть в обществе принадлежит небольшой группе. В силу этого реальной угрозой становится всеобщая одержимость потребительским стилем жизни, ибо это создает опасность социальных волнений, насилия и взаимного уничтожения (тем более что современная социально-экономическая ситуация и ограниченность ресурсов позволяет только немногим его поддерживать потребительским стилем)50.

Весьма важным заключением, на которое Папа Франциск обратил особое внимание в своем подходе к социально-экономическим проблемам, является декларация того, что Церковь вовсе не пытается разрешить научные вопросы или заменить политиков. Но она призывает к честной и прозрачной дискуссии, чтобы частные потребности или идеологии не мешали общему благу. В этой связи действительно насущной является проблема изменения модели поведения, ибо любая перемена требует мотивации и воспитания. Для такого развития человека Папа Франциск предлагает51 отказаться от стремления навязать собственное понимание законов и интересов (в частности, осознать, что приобретение является не просто экономическим, но и нравственным действием и выбором), признать Бога единственным Творцом и Властителем мира и обратиться к сокровищнице христианского духовного опыта.

49 Caritas in veritate, 57, 67. Компендиум социального учения Церкви, 441.

50 Laudato si', 175, 203, 204.

51 Laudato si', 15, 75, 188, 206.

источники и литература

1. Голубев К. Естественный закон в позиционировании современного католического социального учения // Христианское чтение. 2015. № 1. С. 44-72.

2. Голубев К. Развитие католического социально-экономического учения в период понтификата Бенедикта XVI // Христианское чтение. 2010. № 4. С. 33-63.

3. Дубянский А. Н. Современное состояние и перспективы капитализма (по мотивам книги Томаса Пикетти «Капитал в XXI веке») // Христианское чтение. 2015. № 1. С. 251-263.

4. Игнатий (Брянчанинов), свт. Сочинения. T.V: Приношение современному монашеству. М., 1905, 1991.

5. Компендиум социального учения Церкви. М., 2006. 623 с.

6. Лемещенко П. С. Институциональная экономика: теория, политика, практика. Минск , 2015. 692 с.

7. Лемещенко П. С., Голубев К. И. Трудовой характер материальных благ и по-стсекулярное общество // Философия хозяйства. 2014. № 1 (91). С. 159-167.

8. Лемещенко П. С., Сидорова А. М. Неформальные институты и рыночная реформа в Беларуси: эволюция, противоречия, стратегия. Минск, 2013. 112 с.

9. Маркс К. Капитал // Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23.

10. Ориген. Против Цельса. URL: http://azbyka.rU/otechnik/Origen/protiv_celsa/4 (дата обращения: 14.08.2016).

11. Пикетти Т. Капитал в XXI веке. М., 2015. 592 с.

12. Рязанов В. Т. и др. Институциональный анализ и экономика России. М., 2012. 495 с.

13. Benedictus XVI. Address of His Holiness Benedict XVI to the Participants in the International Congress on Natural Moral Law (12.02.2007) // Vatican: the Holy See. URL: http://www.vatican.va/holy_father/benedict_xvi/speeches/2007/february/ documents/hf_ben-xvi_spe_20070212_pul_en.html (дата обращения: 14.08.2016).

14. Benedictus XVI. Caritas in Veritate. (29.06.2009) // Vatican: the Holy See. Сайт URL: http://w2.vatican.va/content/benedict-xvi/en/encyclicals/documents/hf_ben-xvi_ enc_20090629_caritas-in-veritate.html (дата обращения: 14.08.2016).

15. Benedictus XVI. Deus Caritas Est. (25.12.2005) // Vatican: the Holy See. Сайт URL: http://w2.vatican.va/content/benedict-xvi/en/encyclicals/documents/hf_ben-xvi_ enc_20051225_deus-caritas-est.html (дата обращения: 14.08.2016).

16. Benedictus XVI. Spe Salvi. (30.11.2007) // Vatican: the Holy See. Сайт URL: http://w2.vatican.va/content/benedict-xvi/en/encyclicals/documents/hf_ben-xvi_ enc_20071130_spe-salvi.html (дата обращения: 14.08.2016).

17. Franciscus. Lumen fidei. (29.06.2013) // Vatican: the Holy See. Сайт URL: https:// https://w2.vatican.va/content/francesco/en/encyclicals/documents/papa-francesco_20130629_enciclica-lumen-fidei.html (дата обращения: 14.08.2016).

18. Franciscus. Evangelii Gaudium (24.11.2013) // Vatican: the Holy See. Сайт URL: https://w2.vatican.va/content/francesco/en/apost_exhortations/documents/ papa-francesco_esortazione-ap_20131124_evangelii-gaudium.html (дата обращения: 14.08.2016).

19. Franciscus. Laudato si' (24.05.2015) // Vatican: the Holy See. Сайт URL: https:// w2.vatican.va/content/francesco/en/encyclicals/documents/papa-francesco_20150524_ enciclica-laudato-si.html (дата обращения: 14.08.2016).

20. Gaudium et Spes. Пастырская Конституция о Церкви в современном мире // Второй Ватиканский Собор. Брюссель, 1992. С. 329-428.

21. Ioannes Paulus II. Centesimus Annus (01.05.1991) // Vatican: the Holy See. URL: http://w2.vatican.va/content/john-paul-ii/en/encyclicals/documents/hf_jp-ii_ enc_01051991_centesimus-annus.html (дата обращения: 14.08.2016).

22. Ioannes Paulus II. Fides et Ratio (14.09.1998) // Vatican: the Holy See. URL: http:// w2.vatican.va/content/john-paul-ii/en/encyclicals/documents/hf_jp-ii_enc_14091998_ fides-et-ratio.html (дата обращения: 14.08.2016).

23. Ioannes Paulus II. Laborem Exercens. (14.09.1981) // Vatican: the Holy See. URL: http://w2.vatican.va/content/john-paul-ii/en/encyclicals/documents/hf_jp-ii_ enc_14091981_laborem-exercens.html (дата обращения 14.08.2016).

24. Ioannes Paulus II. Sollicitudo Rei Socialis. 30.12.1987 // Vatican: the Holy See. URL: http://w2.vatican.va/content/john-paul-ii/en/encyclicals/documents/hf_jp-ii_ enc_30121987_sollicitudo-rei-socialis.html (дата обращения: 14.08.2016).

25. Ioannes Paulus II. Veritatis splendor (06.08.1993) // Vatican: the Holy See. URL: http://www.vatican.va/holy_father/john _paul_ii/encyclicals/documents/hf_jp-ii_ enc_06081993_veritatis-splendor_en.html (дата обращения: 14.08.2016).

26. John XXIII. Mater et Magistra. (15.05.1961) // Vatican: the Holy See. URL: http://www.vatican.va/holy_father/john_xxiii/encyclicals/documents/hf_j-xxiii_enc-_15051961_mater_en.html (дата обращения: 14.08.2016).

27. John XXIII. Pacem in Terris (11.04.1963)// Vatican: the Holy See. URL: http://www. vatican.va/holy_father/john_xxiii/encyclicals/documents/hf_j-xxiii_enc-_11041963_ pacem_en.html (дата обращения: 14.08.2016).

28. Leo XIII. Rerum Novarum. (15.05.1891) // URL: http://www.vatican.va/holy_ father/leo_xiii/encyclicals/documents/hf_l-xiii_enc_15051891_rerumnovarum_en.html (дата обращения: 14.08.2016)).

29. Pius XI. Quadragesimo Anno. (15.05.1931). 84, 91-95 // Vatican: the Holy See. URL: http://www.vatican.va/holy_father/pius_xi/encyclicals/documents/hf_p-xi_ enc_19310515_quadragesimoanno_en.html (дата обращения: 14.08.2016)

Deacon Konstantin Golubev. Basic principles of the positioning of the Roman catholic social and economic doctrine in Pope Francis's Encyclicals.

The article discusses the development of Christian social and economic doctrine in the 21th Century, the article shows the peculiarities of the social views of Pope Francis. Catholic Social Doctrine emphasizes the urgent need for a radical change in the conduct of humanity, inasmuch as the most extraordinary scientific advances, the most amazing technical abilities, the most astonishing economic growth, unless they are accompanied by authentic social and moral progress, will definitively turn against man. Human ability to transform reality must proceed in line with God's original gift of all that is. Authentic human development has a moral character, presumes full respect for the human person, but it must also be concerned for the world around us. Particular attention is drawn to the fact that Christian social doctrine is called to be a source of unity in the face of conflicts that arise in the social and economic spheres.

Keywords: labor, property, capital, ecology, man, common good, market, globalization, crisis, Christian social doctrine.

Deacon Konstantin Golubev — Doctor of Economic Sciences, Candidate of Theology, Professor of Belarus State Economic University (kon.golubev@gmail.com).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.