Научная статья на тему 'Вектор медийной культуры Святого Престола на современном этапе'

Вектор медийной культуры Святого Престола на современном этапе Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
405
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕРКОВЬ И ПОП-КУЛЬТУРА / ЕВАНГЕЛИЗАЦИЯ В МЕДИЙНОМ ПРОСТРАНСТВЕ / ВАТИКАН И ШОУ-ИНДУСТРИЯ / РЕЛИГИЯ В СМИ / СВЯТОЙ ПРЕСТОЛ И SMM-ПОЛИТИКА / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И КУЛЬТУРА СОЦСЕТИ / СЭЛФИ С ПОНТИФИКОМ / ИОАНН ПАВЕЛ II / БЕНЕДИКТ XVI / ПАПА ФРАНЦИСК / БЕРГОЛЬО В TWITTER / ФРАНЦИСК В ИНСТАГРАМЕ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кокин Олег Павлович

Статья посвящена вопросам медийной культуры и адаптации новейших средств коммуникации под нужды церковной миссии. На основе проведенного анализа сформулирован тезис о принципах отношения духовных институтов (в частности, Церкви) к глобальному информационному пространству и шоу-индустрии как к эффективным инструментам евангелизации и стратегическим площадкам для реализации миссионерских церковных задач. В контексте заявленной проблематики сделан вывод о роли средств массовой коммуникации, включая интернет и социальные сети, как неотъемлемой части повседневной бытовой культуры и ежедневных привычек сотен миллионов человек, в силу чего со стороны церковной иерархии стала очевидной невозможность их игнорирования как актуального явления гиперинформационного порядка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вектор медийной культуры Святого Престола на современном этапе»

щ- _,миссиология, миссионерская практика_

Кокин Олег Павлович «Вектор медийной культуры Святого Престола на современном этапе»

удк 271.21

-2,—

ВЕКТОР МЕДИЙНОЙ КУЛЬТУРЫ СВЯТОГО ПРЕСТОЛА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Кокин Олег Павлович, выпускник Московской духовной академии, преподаватель Ташкентской духовной семинарии

Аннотация. Статья посвящена вопросам медийной культуры и адаптации новейших средств коммуникации под нужды церковной миссии. На основе проведенного анализа сформулирован тезис о принципах отношения духовных институтов (в частности, Церкви) к глобальному информационному пространству и шоу-индустрии как к эффективным инструментам евангелизации и стратегическим площадкам для реализации миссионерских церковных задач. В контексте заявленной проблематики сделан вывод о роли средств массовой коммуникации, включая Интернет и социальные сети, как неотъемлемой части повседневной бытовой культуры и ежедневных привычек сотен миллионов человек, в силу чего со стороны церковной иерархии стала очевидной невозможность их игнорирования как актуального явления гиперинформационного порядка.

Ключевые слова: церковь и поп-культура, евангелизация в медийном пространстве, Ватикан и шоу-индустрия, религия в СМИ, Святой Престол и SMM-политика, глобализация и культура соцсети, селфи с понтификом, Иоанн Павел II, Бенедикт XVI, папа Франциск, Бергольо в Twitter, Франциск в Инстаграме.

THE VECTOR OF HOLY SEE MEDIA CULTURE AT THE MODERN STAGE

Oleg P. Kokin, the graduate of Moscow Ecclesiastical Academy, the lecturer of Tashkent Theology Seminary

Annotation. The article is devoted to the issues of media culture and adaptation of the latest means of communication for the needs of the church mission. On the basis of the analysis a thesis was formulated on the principles of the attitude of spiritual institutions (in particular, the Church) to the global information space and the show industry as effective tools for evangelization and strategic sites for the implementation of missionary ecclesiastical tasks. In the context of the stated problems the conclusion was made about the role of mass media including the Internet and social networks, as an integral part of everyday culture and daily habits of hundreds of millions of people, which made it impossible for the church hierarchy to ignore it as an actual phenomenon of the hyper-informational order.

Key words: Church and pop-culture, evangelization in media space, Vatican and show industry, religion in mass media, The Holy See and SMM policy, globalization and the culture of social networks, selfie with the Pope, John Paul II, Benedict XVI, Francis, Bergoglio in Twitter, Francis in Instagram.

та со СМИ как самостоятельное направление информационной поли-и была выделена римо-католической церковью в середине 1960-х го, что на четверть века опередило актуализацию подобных тенденций внутри Русской Православной Церкви. Именно 1960-е годы стали точкой отсчета системной деятельности Ватикана в СМИ, временем осмысления информационного пространства сквозь призму теологии. Эпохой осмысления католической церковью собственной роли в активно меняющемся мире, временем поиска форм и способов существования евангельской миссии в условиях глобализации стал II Ватиканский собор. Ватикан стал первым форумом, на котором обсуждался вопрос

РЧв

■ тик Ж дов

t)i 134 a&YCUWAGY«)^^^

средств массовой коммуникации - именно он поставил католическое богословие в сфере виртуальных коммуникаций на рельсы системности. Ключевым документом римо-католической церкви, комплексно определившим ее актуальное отношение к СМИ, стал соборный декрет «Inter Mirifica» (1963), закрепивший за церковью «прирожденное право пользоваться и владеть этими средствами в той мере, в какой они необходимы или полезны для христианского воспитания и для всякого дела спасения душ», и вменивший мирянам в обязанность «оживотворять эти средства человеколюбивым и христианским духом»1. Декретом было установлено ежегодное празднование Всемирного дня коммуникаций, «в который верующих наставляли бы относительно их обязанностей в этой сфере, призывали молиться за данное дело и вносить свою лепту на эту цель»2.

С 1967 года по случаю Всемирного дня коммуникаций публикуются ежегодные папские послания. Изложенные в «Inter Mirifica» принципы были подробно разъяснены в изданной Папским советом по социальным коммуникациям пастырской инструкции «Communio et Progressio» («Единство и прогресс», 1971). Инструкция гласит: средства коммуникации имеют благородную задачу - углубить общественное сознание, сблизить людей, приумножить связи внутри общества, разрушить преграды пространства и времени3. Медиа объявлены стратегическим пунктом католической доктрины, охарактеризованы как «дар Божий», который, «согласно Его провиденциальному плану, объединяет людей в братстве и таким образом помогает им взаимодействовать в соответствии с Его волей, в целях спасения»4. На протяжении двух последующих десятилетий в папских посланиях и документах, посвященных аспектам медийной сферы, Ватикан регулярно касается проблематики СМИ. Очерчивая контуры информационного пространства, Святой Престол отслеживает тенденции технологического и нравственного порядка, давая им богословское осмысление -многоликий мир коммуникаций превращается для него в поле активной миссии, а пассивное отношение к нему расценивается как неисполнение нравственного долга пред Богом. Католическая церковь стремится показать, что «суть евангельского послания не меняется в зависимости от средств, через которые оно передается, будь то скрижаль или планшет. Соответственно, апостольское служение должно вестись на тех площадках и в тех сферах, где собирается массовая аудитория»5.

Значительный рывок в деле освоения медийного пространства был сделан при Павле VI, поощрявшем развитие информационно-образовательных программ. Радиопередачи католической церкви в эпоху Монтини стали транслироваться на 32

1Decree on the media of social communications «Inter Mirifica». [Электронный ресурс]. - http://www.vatican. va/archive/hist_councils/ii_vatican_council/documents/vat-ii_decree_19631204_inter-mirifica_en.html (дата обращения: 10.04.2018).

2 Inter Mirifica. Документы II Ватиканского собора. М.: Паолине, 1998. С. 55-61.

3Pastoral instruction «Communio et Progressio». [Электронный ресурс]. -http://www.vatican.va/roman_curia/ pontifical_councils/pccs/documents/rc_pc_pccs_doc_23051971 _communio_en.html (дата обращения: 10.04.2018).

4Communio et Progressio. Pastoral Instruction on the Means of Social Communication Written by Order of the Second Vatican Council. [Электронный ресурс]. - http://w2.vatican.va/roman_curia/pontifical_councils/pccs/ documents/rc_pc_pccs_doc_23051971_communio_en.html (дата обращения: 10.04.2018).

5Жосул Е. Ватикан в социальных сетях: Католический опыт smm-политики. [Электронный ресурс]. - http:// www.kurskpds.ru/articles/vatikan-v-sotsialnykh-setyakh-katolicheskiy-opyt-smm-politiki/ (дата обращения: 10.04.2018).

№ 1, 2018 (4)

Щ ^МИССИОЛОГИЯ, МИССИОНЕРСКАЯ ПРАКТИКА_

Кокин Олег Павлович «Вектор медийной культуры Святого Престола на современном этапе»

языках в 38 странах планеты, штат Радио Ватикана разросся до 280 человек. В 1970 году радио Ватикана стало «сопровождать» папу по всем заграничным поездкам, были открыты новые помещения Ватиканского радио, к тому времени вещавшего по двадцать часов в сутки на тридцати двух языках. В 1990-е годы Ватиканское радио перешло к спутниковому и интернет-вещанию, аналоговая звукозапись заменена цифровой6. Сегодня Радио Ватикана ежедневно выходит в эфир на пяти каналах на сорока пяти языках, занимая около восьмидесяти часов эфирного времени. Годовое эфирное время составляет 23.500 часов (из них: выпуски новостей - 6,8%, литургические программы - 5,5%, музыкальные программы - 16,7%), годовой бюджет - 28 миллионов евро7. Новостные выпуски на итальянском, французском и английском языках выходят наряду с обзором печати, дебатами, духовными размышлениями, музыкальными и спортивными рубриками. Популярные радиопрограммы8 предлагают интервью с интересными людьми, очерки о литературных новинках, зарисовки о науке и культуре, радиопьесы и радиожурналы на различные темы, духовные песнопения, фольклор, эстрадный жанр9. Библиотечный фонд Ватиканского радио включает в себя многотомное собрание журналов, книг, энциклопедий, лент, компакт-дисков, электронных носителей с музыкальными записями, понтификальными речами и интервью10.

Глобализация медийного пространства позволила неоевангелистам расширить свою аудиторию и образовать специализированные не только радио-, но и видеоканалы (например, Trinity Broadcasting Network и GOD TV). Первым актуальным телепроповедником стал католический архиепископ из Нью-Порта Фултон Джон Шин, после 20 лет радиопроповедей в 1951 году перешедший на телевидение. С уверенностью можно сказать, что у истоков такого явления, как телевангелизм, стоит римско-католическая церковь, в ряду первых начавшая использовать телевидение вслед за радиовещанием. В 1983 году усилиями Иоанна Павла II был создан Ватиканский Телевизионный Центр (Vatican Television Center), в 1996 году CTV получил официальный статус организации, аффилированной со Святым Престолом11. Motu proprio Франциска при римской курии был учрежден Секретариат по коммуникаци-

6История Ватиканского радио в иллюстрациях. [Электронный ресурс]. - http://www.portalostranah.ru/view. php?id=171&page=2 (дата обращения: 10.04.2018).

7Радио Ватикана. [Электронный ресурс]. - http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=Радио_Ватика-на&oldid=66864956 (дата обращения: 10.04.2018).

8В числе них: «Христианские горизонты», «Страницы и листки», «Студия «А»», «Радио Папы», «С вами в течение ночи», «Ночная серенада», «Фокус», «Музыкальная шкатулка», «Мелодии и Воспоминания», «Пере-слушиваем вместе».

"История Ватиканского радио. «Слушайте все народы!» (Из рубрики «Вещая поверх границ» Выпуск №20). [Электронный ресурс]. - http://www.portalostranah.ru/view.php?id=170&page=3 (дата обращения: 10.04.2018).

10В канун 2000 года число католических радиостанций перевалило за тысячу, а освоение прогрессивных

ноу-хау позволило распространять информацию по всем возможным каналам. На начало понтификата Ратцингера к 2005 году большинство католических радиостанций имели свои сайты и странички с регулярно обновляющимся контентом, оригинальными репортажами, интервью и интернет-рассылкой новостных и образовательных циклов.

"Vatican Television Center. [Электронный ресурс]. - vatican.va/news_services/television/documents/ns_ctv_

doc_23102001_info-gen_en.htm (дата обращения: 10.04.2018).

№ 1, 2018 (4)

ям, в состав которого в числе восьми информационных служб вошел CTV. Основной задачей CTV стала съемка и трансляция богослужений, аудиенций, публичных мероприятий, визитов и торжественных церемоний с участием понтифика, освящение повседневной деятельности курии, пресс-конференции из зала печати, церемонии похорон, интронизации и беатификации, актуализация новостного контента, архивирование телевизионного материала, сотрудничество с информационными агентствами и телеканалами12. За последнее десятилетие Ватиканский телецентр провел техническое переоснащение и запустил вещание в формате сверхвысокой четкости (Ultra High Definition Television, UHDTV). После внимательного изучения технологических достижений CTV принял решение о необходимости обновить внешнюю инфраструктуру до формата 4К UHD13. Высокий уровень технической оснащенности и производства медиапродукта CTV был отмечен на Международном конкурсе, посвященном спутниковому телевидению. В числе 100 телеканалов из 27 стран мира Телецентр Святого Престола стал лауреатом телевизионной премии Eutelsat за достижения в применении современных технологий и «использование изображения сверхвысокой четкости в деле коммуникации событий католической церкви»14.

В отличие от радио, телевидение Ватикана функционирует по менее жестким иерархическим принципам. CTV не располагает спутниковым каналом вещания, но имеет официальный канал на Youtube (c 2005 года). Несмотря на большое количество телеканалов и радиостанций, опосредованно связанных с Ватиканом, образ папы в медийном пространстве официально представляют «Радио Ватикана», «Vatican Television Center» и «Telepace»15. На вопрос, почему у Ватикана нет своего телеканала, глава Зала печати Святого Престола Федерико Ломбардии16 ответил: «Все думают, что у Ватикана много денег, а на самом деле денег нет»17, поэтому спутниковые трансляции CTV осуществляет с помощью генерального партнера -телеканала «Telepace» (www.telepace.it.). CTV ежегодно проводит около двухсот прямых трансляций из Ватикана и прочих регионов, выпускает еженедельную информационную программу «Octava Dies», ежедневный и еженедельный выпуск новостей с разбором писем телезрителей и комментариями священнослужителей, транслирует документальные программы, видеоочерки поездок понтификов18,

"Ватиканский телецентр. [Электронный ресурс]. - http://vaticanstate.ru/vatikanskij-telecentr/ (дата обращения: 10.04.2018).

"Телевидение Ватикана переходит на вещание в 4K/Ultra НО формате. [Электронный ресурс]. -http://broadcast.net.ua/show/TVCH/5941-televidenie_vatikana_perehodit_na_vewanie_v_4kultra_hd_ formate_13.01.2016 (дата обращения: 10.04.2018).

"Ватиканский телецентр получил награду международного конкурса Eutelsat. [Электронный ресурс]. -http://pravlife.org/content/vatikanskiy-telecentr-poluchil-nagradu-mezhdunarodnogo-konkursa-eutelsat (дата обращения: 10.04.2018).

15История Ватиканского радио. «Слушайте все народы!» (Из рубрики «Вещая поверх границ». Выпуск № 20). [Электронный ресурс]. - http://www.portalostranah.ru/view.php?id=170&page=1 (дата обращения: 10.04.2018).

16Ф. Ломбардии - генеральный директор Радио Ватикана (с 1991 г.), генеральный директор CTV (с 2001 г.), директор Зала печати Святого Престола (с 2006 г.).

"Ватиканский телецентр получил награду Международного конкурса Eutelsat. [Электронный ресурс]. -http://pravlife.org/content/vatikanskiy-telecentr-poluchil-nagradu-mezhdunarodnogo-konkursa-eutelsat (дата обращения: 10.04.2018).

18Архив понтификальных визитов Иоанна Павла II и Бенедикта XVI насчитывает около восьми тысяч часов.

Кокин Олег Павлович «Вектор медийной культуры Святого Престола на современном этапе»

черно-белое итальянское ретро, регулярные изображения с веб-камер на площади Святого Петра. Ноу-хау «Telepace» - телевизионная студия-часовня, зарегистрированная как телевизионный приход. Из прочих средств коммуникации Ватикан располагает регулярной прессой (с 1861 года), трехсотметровой национальной железнодорожной системой (с 1929 года), собственной почтой (с 1929 года), ге-липортом (с 1976 года), в отсутствие собственного оператора сотовой связи пользуется услугами итальянского международного оператора сотовой связи «Vodafone» (с 2010 года).

В 1990-х годах внимание Ватикана приковано к проблеме компьютеризации и информационных технологий. Уже Иоанн Павел II говорил о пришествии эры компьютерных телекоммуникаций, по отношению к которой Церковь «не держит дистанцию и от которой отнюдь не собирается изолироваться»19. В энциклике об актуальности миссионерского послания «Redemptoris missio» (1990) Войтыла назвал мир СМИ «главным ареопагом современности», сказав, что недостаточно использовать коммуникации лишь для распространения Евангелия, «следует интегрировать саму весть в эту новую культуру, созданную современными средствами коммуникации». «Это сложная проблема, так как эта культура формируется не столько содержанием, сколько самим фактом существования новых способов общения, с присущими им новыми языками, новыми техническими приемами и психологическими подходами»20, - отмечается в энциклике.

В 2000-е годы внимание Святого Престола приковано к Интернету, о чем говорится в Послании Папского совета по социальным коммуникациям: «Церковь нуждается в том, чтобы понять сущность Интернета»21, она «приобщается к этому средству с реализмом и доверием»22. В 2002 году Святой Престол опубликовал два документа об отношении церкви к Интернету - «Церковь и Интернет» и «Этика в Интернете», отображающих принципы миссионерского служения в медийной сфере23. В послании по случаю Всемирного дня коммуникаций (2002) понтифик уделил особое внимание Интернету, отметив, что католическая церковь относится к новому средству коммуникации не с опаской, но с уверенностью - доказательством этого стало обретение покровителя сети в лице святого Исидора Севильского. По мнению Войтылы, Интернет, как и прочие средства общения, является орудием, а не самоцелью, и если использовать его по назначению, он может помочь в деле евангелизации. В первую очередь Интернет дает возможность ознакомиться с хри-

19The Christian Message in a Computer Culture. Message of the Holy Father John Paul II for the 24th World Communications Day // The Holy See: official site. [Электронный ресурс]. - http://w2.vatican.va/content/john-paul-ii/en/messages/communications/documents/hf_jp-ii_mes_24011990_world-communications-day.html (дата обращения: 10.04.2018).

20Redemptoris missio. Энциклика о неизменной актуальности миссионерского послания // KATOLIK.ru. [Электронный ресурс]. - http://www.katolik.ru/dokumenty-vatikana/item/3526-entsiklika-redemptoris-missio.html (дата обращения: 10.04.2018).

21Церковь и Интернет. Послание Папского совета по социальным коммуникациям. [Электронный ресурс]. -http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/katholic/Article/ChurIntern.php (дата обращения: 10.04.2018).

22Internet: A New Forum for Proclaiming the Gospel. Message of the Holy Father John Paul II for the 36th World Communications Day // The Holy See: official site. [Электронный ресурс]. - http://w2.vatican.va/content/john-paul-ii/en/messages/communications/documents/hf_jp-ii_mes_20020122_world-communications-day.html (дата обращения: 10.04.2018).

23Ватикан и Интернет. [Электронный ресурс]. ■ 10.04.2018).

http://vaticanstate.ru/vatikan-i-internet/ (дата обращения:

№ 1, 2018 (4)

стианским посланием молодежи, для которой единственным окном в мир стало киберпространство24.

В эпоху Ратцингера Интернет превратился в один из важнейших каналов коммуникации, а социальные сети - в неотъемлемую часть повседневной бытовой культуры и ежедневных привычек сотен миллионов человек, так что стала очевидной невозможность их игнорирования как актуального явления гиперинформационного порядка. Сквозь призму богословской традиции папство стало смотреть на соцме-диа как на прогрессивный язык коммуникации, подлежащий церковному освоению, и как на эффективный инструмент евангелизации - так социальные сети стали стратегической площадкой для реализации миссионерских задач католической церкви. О важности цифровых медиа для передачи «бесконечного богатства Евангелия» и эффективности языка изображений и звуков Бенедикт XVI писал: «Эффективные коммуникации, как в притчах Иисуса, должны включать воображение и эмоциональность тех, кого мы желаем приглашать к встрече с тайной Божией любви»25. Первым шагом на пути освоения Ватиканом пространства социальных сетей стал созданный в декабре 2012 года аккаунт Бенедикта XVI в Твиттере - с тех пор блогосфера превратилась в устойчивое поле католической миссии и органичный параграф социальной теологии. В послании к Всемирному дню коммуникаций (2010) Ратцингер уделяет внимание масс-медиа как атрибуту пастырского служения, который предоставляет духовенству широкие возможности, «побуждая их воплощать универсальный характер миссии Церкви, строить подлинное общение и свидетельствовать современному миру о новой жизни, которая наступает, когда слышишь Евангелие Иисуса»26. Социальные сети становятся центральной темой папского послания «Социальные сети: врата истины и веры, новые пространства евангелизации» (2013), в котором Ватикан выразил свое отношение к Твиттеру и Фейсбуку. Поскольку «цифровая среда не является неким параллельным или чисто виртуальным миром», понтифик призывает верующих использовать социальные сети разумно и уравновешенно, «в духе уважения, внимания к конфиденциальности, ответственности и приверженности к истине, которые могут укреплять узы единства между людьми и действенно продвигать гармонию человеческой семьи», призывает «быть подлинными», ибо люди «делятся не только идеями и информацией, но, в конечном счете, сообщают самих себя»27.

241оан Павло II, папа. 1нтернет - новий форум для проголошення £ванreлiя. Папськ послання з нагоди Всесвггнього дня комуыкацп. 2002 / Церква i со^альна комуыка^я: НайголовнЫ документи Католицько!' Церкви про пресу, радю, телебачення, штернет та ^i медiа / Упорядник i наук. ред. М. Перун. - Львiв: Видавництво УкраТнського Католицького Ушверситету, 2004. - С. 420.

25«Social Networks: portals of truth and faith; new spaces for evangelization». Message of His Holiness Pope Benedict XVI for the 47th World Communications Day // The Holy See: official site. [Электронный ресурс]. - http://w2.vatican.va/content/benedict-xvi/en/messages/communications/documents/hf_ben-xvi_ mes_20130124_47th-world-communications-day.html (дата обращения: 10.04.2018).

26The Priest and Pastoral Ministry in a Digital World: New Media at the Service of the Word. Message of the Holy Father Benedict XVI for the 44th World Communications Day // The Holy See: official site. [Электронный ресурс]. - http://w2.vatican.va/content/benedict-xvi/en/messages/communications/documents/hf_ben-xvi_ mes_20100124_44th-world-communications-day.html (дата обращения: 10.04.2018).

27«Social Networks: portals of truth and faith; new spaces for evangelization». Message of His Holiness Pope Benedict XVI for the 47th World Communications Day //The Holy See: official site. [Электронный ресурс]. - http://w2.vatican. va/content/ benedict-xvi/en/messages/communications/documents/hf_ben-xvi_mes_20130124_47th-world-communications-day.html (дата обращения: 10.04.2018).

Кокин Олег Павлович «Вектор медийной культуры Святого Престола на современном этапе»

Римско-католическая церковь в Интернете представлена рядом крупных проектов28; особый интерес вызывает русскоязычное католичество29. Сугубого внимания заслуживает Сайт Града Ватикан, на котором представлена информация о работе служб Святого Престола, программы апостольских визитов, официальные документы, энциклики, речи и послания понтифика. В разделах сайта предоставлены сведения о государственном устройстве, законах, учреждениях, службах Ватикана, информация о населении, географии, истории Ватикана, гимн, флаг, герб, печать, монеты, марки Ватикана, автомобильные знаки, доступ к фотоархивам и электронным ресурсам, подписка на бесплатную рассылку новостей30.

Позитивный взгляд на медиа является традиционным для Ватикана - все понтифики новейшего времени видели в СМИ благоприятный для себя ресурс. Иоанн Павел II называл средства социальной коммуникации достоянием, которое следует защищать и развивать, ибо они «могут способствовать утверждению истинной культуры жизни»; Бенедикт XVI видел в медиа «беспрецедентные возможности для диалога и полезный инструмент евангелизации и катехизации»; Франциск находит в информационном поле «огромные возможности для встречи и солидарности», а в Интернете - «подлинное благо и дар от Господа». Пристальное внимание Бергольо уделяет культурному аспекту СМИ, что прослеживается из текста папских документов и самой медийной работы. При Бергольо в рамках социального католического богословия развилось уникальное направление «богословие социальных медиа», а в папских энцикликах стало актуальным говорить о необходимости церкви войти в медийную сферу. В 2015 году Бергольо подписал motu proprio, посредством которого было создано новое куриальное ведомство - Секретариат по коммуникациям. Призванный объединить Зал Печати Святейшего Престола, Папский совет по социальным коммуникациям, Ватиканский телецентр, Радио Ватикана, Отдел Интернета, L'Osservatore Romano, типографию, фотостудию и Ватиканское издательство, новый куриальный орган поставил своей задачей реорганизовать ватиканские СМИ в соот-

28В 1995 году Ватикану был делегирован национальный домен верхнего уровня (ccTLD) - .va, администратором которого является интернет-департамент Святого Престола; в тестовых и технических целях используются домены www.catholica.va,ts.catholica.va. Среди сайтов выделяются: Официальный сайт Государства Града Ватикан (www.vaticanstate.va), сайт Святого Престола (www.vatican.va), Сайт Апостольской Пенитенциарии (www.paenitentiaria.va), Сайт Понтификальной миссионерской организации (www.ppoomm. va), сайт ватиканской газеты «L' Osservatore Romano» (www.osservatoreromano.va), сайт рабочей группы «L' Osservatore Romano» (www.cdp.osservatoreromano.va), сайт заказа фотографий газеты «L' Osservatore Romano» (www.photo.va), сайт ватиканской электронной почты (webmail.mailservice.va), Радио Ватикана (www.radiovaticana.org), Миссия Святого Престола при ООН (www.holyseemission.org), Конгрегация по делам духовенства (www.clerus.org), Ватиканское книжное издательство (www.libreriaeditricevaticana.com), Конгрегация евангелизации народов (www.evangelizatio.org), Информационное агентство Конгрегации евангелизации народов (www.fides.org), Понтификальная швейцарская гвардия (www.guardiasvizzera.org), Ватиканский информационный сервис (www.vis.pcn.net), сайт Понтификального совета «Справедливость и мир» (www.justpax.it, www.pcgp.it), сайт Понтификального совета по средствам социальной коммуникации (www.pccs.it).

29http://www.vatican.va (Официальный сайт Ватикана), http://katechein.ru (Центр катехизации), http:// cathmos.ru (Официальный сайт Архиепархии Матери Божией с центром в Москве), http://sibcatholic. ru (Пресс-служба Преображенской епархии в Новосибирске), http://catholicmartyrs.org (Католические новомученики России), http://www.catholic.uz (Католическая информационная служба «Agnuz»), http:// praedicatores.ru (Орден Проповедников в России (Доминиканцы)), http://www.francis.ru (Францисканский портал), http://credoindeum.ru (Неофициальный сайт католиков-мирян).

30 Учреждения и службы. [Электронный ресурс]. - http://vaticanstate.ru/uchrezhdeniya-i-sluzhby/ (дата обращения: 10.04.2018).

ветствии с актуальным контекстом коммуникации и задачами церковной миссии31. Католическим масс-медиа были поставлены на вид не погоня за модой и рафинированный эпатаж, но, по слову понтифика, «чрезвычайно требовательная» миссия -оберегать социальные коммуникации «от всего, что их искажает и склоняет к другим целям». Обращаясь к СМИ, Франциск призвал последние «открыться», «разбудить слово», обратившись «ко всему человеку целиком», христианские СМИ должны сосредоточиться на служении вечному: «...Чередование катастрофического паникерства и утешительной необременительности. не сослужит доброй службы людям. Следует обращаться ко всему человеку, к его разуму и сердцу», - уверен Бергольо32.

В риторике Франциска нередко слышны тревожные интонации - вместе с преимуществами он указывает на внушительные риски СМИ, кроме позитивного мониторинга, уделяет внимание издержкам, обнажившимся вслед за ростом виртуального влияния блогосферы. Так, говоря о качественной стороне общения в социальных сетях, понтифик выразил обеспокоенность, что тяга общества к «цифровому подключению может привести к нашей изоляции от наших соседей, от тех, кто ближе всего к нам», отбросив на периферию общества «тех, кто по каким-то причинам не имеет доступа к социальным медиа»33. Обращаясь к проблемам информационного шума, в энциклике «Laudato Si» Бергольо отмечал: интернет-коммуникация «позволяет отбирать или прекращать общение по нашему выбору, что зачастую порождает новый тип искусственных эмоций, имеющих больше отношения к устройствам и экранам, чем к людям и природе», а также мешает «установить непосредственный контакт с тревогой, со страхом, с радостью другого человека и со сложностью его личного переживания», результатом чего является «глубокая меланхоличная неудовлетворенность межличностными отношениями либо пагубная изоляция»34. При очевидности всех недостатков понтифик не считает возможным отказаться от использования коммуникаций. В послании к Всемирному дню коммуникаций «Коммуникация и милосердие: плодотворная встреча» (2016) Бергольо напоминает, что ответственность за использование медийных технологий зависит от самого человека: «Социальные сети могут упростить отношения и содействовать благу общества, но они также могут привести к дальнейшей поляризации и разделению между индивидами и группами»35.

Схожие идеи о необходимости адаптации новейших средств коммуникации под нужды церковной миссии и правильном отношении к ним звучат из уст офици-

31Папа Франциск учредил Секретариат по коммуникации, который объединил все ватиканские СМИ. [Электронный ресурс]. - http://www.katolik.rU/vatikan/122649-papa-frantsisk-uchredil-sekretariat-po-kommunikatsii-kotoryj-obedinit-vse-vatikanskie-smi.html (дата обращения: 10.04.2018).

32Папа Франциск определил три задачи для католических СМИ. [Электронный ресурс]. - http://classic. newsru.com/religy/16dec2014/3aufgaben.html (дата обращения: 10.04.2018).

33Communication at the Service of an Authentic Culture of Encounter. Message of Pope Francis for the 48th World Communications Day. [Электронный ресурс]. - https://w2.vatican.va/content/francesco/en/messages/ communications/documents/papa-francesco_20140124_messaggio-comunicazioni-sociali.html (дата обращения: 10.04.2018).

34«Энциклика «LAUDATO SI» Верховного понтифика Франциска». Издательство Францисканцев. М. 2015. С. 37.

35«Communication and Mercy: A Fruitful Encounter». Message of His Holiness Pope Francis for the 50th World Communications Day // The Holy See: official site. [Электронный ресурс]. - https://w2.vatican.va/content/ francesco/en/messages/communications/documents/papa-francesco_20160124_messaggio-comunicazioni-sociali.html (дата обращения: 10.04.2018).

№ 1, 2018 (4)

Кокин Олег Павлович «Вектор медийной культуры Святого Престола на современном этапе»

альных представителей Святого Престола и известных католических богословов. В свое время ответственность за присутствие Ватикана в СМИ была возложена на ведущих медийных стратегов - председателя Папского совета по культуре кардинала Дж. Равази и секретаря Папского совета по социальным коммуникациям П. Тая. Культурно-технологическую сторону соцмедиа эксперты анализировали с позиций христианской антропологии, пытаясь обогатить виртуальную сферу ценностными христианскими смыслами. Культуру пользователя соцсети, по мнению Тая, можно описать с помощью элементов, адекватных простым христианским принципам36. В свою очередь, Равази проводил аналогии между блог-постами и афоризмами Спасителя, говоря, что Иисус «использовал твиты прежде, чем кто бы то ни было, посредством употребления простых изречений из нескольких знаков, типа «да любите друг друга»»37. Сегодня над реализацией медийных задач трудятся десятки католических порталов, ведомств и агентств. В числе ведущих - Миссионерское информационное агентство Ватикана, подразделения Конгрегации евангелизации народов Agenzia Fides, Информационное агентство Папского института заграничных миссий AsiaNews, издания Федерации итальянских католических еженедельников L'Agenzia Servizio Informazione Religiosa, Радио Ватикана, Телевизионный центр Ватикана «CTV-RV», редакция итальянской газеты La Stampa Vatican insider, католическое информационное агентство Catholic News Agency, католическая газета National Catholic Register, портал католической газеты Англии и Уэльса Catholic Herald38.

При всем разнообразии и обилии ресурсов в роли глобальной медийной персоны Ватикана выступает понтифик - в первую очередь благодаря концептуальной политике, сообщающей апостольским визитам мощный культурно-идеологический импульс. Активно использующий приемы светской дипломатии, Ватикан поставил папу вне конкуренции: в западном мире немного публичных персон, которые имеют стабильно положительный медийный резонанс. Однако не это трогает пытливые медиа. Заметив, с какой легкостью Франциск предал забвению символы папской власти, отказался от папамобиля, золотого перстня и роскошных покоев, СМИ тенденциозно заявили: политика папства символизирует разрыв с прошлым. Вдруг выяснилось: прошлое, политое кровью жертв инквизиции и пропахшее дымом крестовых походов, - плохо; настоящее, упакованное в ширму блаженного смирения, коммерческого пафоса и пиар-технологий, - хорошо... Такова спекулятивная логика медиа, столь падких на сенсацию. Не случайно в 2013 году СМИ наперебой запестрели крикливыми лозунгами: «Как папа с именем Франциск впишется в роскошные апартаменты Апостольского дворца?»; «Как привыкнуть новой к «головной боли» в лице ассизского аскета и «нищего» папы на фоне барочно-ренессансной помпы и скандально-коррумпированной курии?»; «Как простота и сердечность, проповеду-

361) friending («зафрендиться») - процесс выстраивания человеческих взаимосвязей, схожий с взаимоотношением человека с Богом; 2) searching («поиск») - поиск друзей, перекликающийся с поиском Истины и преодолением преград на пути к ней; 3) sharing («поделиться») - персональное распространение информации, несущее в себе смысл личной жертвенности; 4) following (фолловерство) - социальная подписка, отвечающая христианским понятиям радушия, понимания, общения и ученичества. D. Zsupan-Jerome. Connected Toward Communion: The Church and Social Communication in the Digital Age. Liturgical Press, 2014. p. 122.

37Jesus Christ Was The Original Tweeter, Says Vatican // The Huffington Post. [Электронный ресурс]. - http:// www.huffingtonpost.com/2013/09/25/jesus-christ-twitter_n_3989933.html (дата обращения: 10.04.2018).

38[Электронный ресурс]. - https://regnum.ru/news/polit/1925226.html (дата обращения: 10.04.2018).

емые духовным покровителем Франциска, увяжутся с либеральными реформами и роскошным бытом?»; «Сможет ли Бергольо сделать с «Авгиевыми конюшнями» то, что оказалось не под силу его уставшему предшественнику?»39.

В 2013 году по версии журнала Time «папа простого народа», взявший имя скромного подвижника, был признан «Человеком года»40. Эту премию Франциск получил за вклад в развитие комплекса моральных ценностей и дело укрепления мира на Земле41. В 2013 году по версии Esquire папа римский был признан «самым стильным мужчиной», ибо он носит модную обувь, отдает предпочтение скромным, но элегантным одеждам, не носит меховых накидок и ювелирных изделий, пользуется городским такси и платит по счетам в гостинице42. В 2013 году за вклад в систему общечеловеческих ценностей «Vanity Fair» объявил Бергольо «Человеком года»43. По данным международного рейтингового агентства Gallup Intertational, папа римский признан самым популярным политиком 2016 года. Согласно исследованию, в котором приняли участие респонденты из шестидесяти четырех стран мира, положительно оценивали деятельность Бергольо 54%, негативно - 12%, не определились с выбором - 34%. Таким образом, в 2016 году самым высоким был политический рейтинг Бергольо (41%), за ним шли Б. Обама (30%), А. Меркель (13%) и Д. Кэмерон (10%)44.

Глава римско-католической церкви - глобальная персона мировой информационной политики. В силу данного в 1994 году Деве Марии обета не смотреть телевизор издержки телевизионного общения папа компенсирует за счет трафика в социальных сетях - за ним прочно закрепилось прозвище «social media-friendly pope» (лояльного к социальным медиа папы). «Интернет дает безграничные возможности для неожиданных встреч и единения и оттого является чем-то по-настоящему благим -даром Божьим», - заявил Франциск, для которого самой удобной сетью оказался Твиттер. Открытие микроблога в Twitter стало продолжением политики СМИ-ускорения и выражением недвусмысленных чаяний ватиканской администрации, уже успевшей открыть четыре канала на YouTube. Никакой рекламы и коммерции: исходя из фабулы сложившихся возможностей, инициаторы надеются ознакомить верующих с позицией церкви по важнейшим вопросам современности. Сегодня на вати-

39«Habemus papam!». [Электронный ресурс]. - https://www.pravenc.ru/text/3545121.html (дата обращения: 10.04.2018).

40Премия журнала Time учреждена в 1927 году. Первым лауреатом премии стал перелетевший через Атлантику Ч. Линдберг. «Людьми года» в свое время становились А. Гитлер и И. Сталин (дважды). В 2007 году «человеком года» за возвращение России в геополитическое пространство стал В. Путин; в 2008 году за репутацию первого чернокожего президента США и в 2012 году за исторические, культурные и демографические изменения - президент США Барак Обама; в 2015 году за развитие прозрачной политики ЕС и противостояние антимигрантским настроениям - Ангела Меркель; в десятку номинантов попадали также президент Сирии Башар Асад, глава Ирана Хасан Роухани и экс-сотрудник АНБ Эдвард Сноуден.

41Папа римский стал человеком года. [Электронный ресурс]. chelovekom-goda.html (дата обращения: 10.04.2018).

http://sweet211.ru/papa-rimskii-stal-

42Папа римский признан самым стильным мужчиной. [Электронный ресурс]. - http://sweet211.ru/papa-rimskii-priznan-samim-stilnim-mujchinoi.html (дата обращения: 10.04.2018).

43How Pope Francis Became the People's Pontiff. [Электронный ресурс]. - http://www.vanityfair.com/ news/2015/09/pope-francis-usa-tour (дата обращения: 10.04.2018).

44Папа Римский обогнал в рейтинге популярности Обаму и Меркель. [Электронный ресурс]. - https://riafan. ru/511329-papa-rimskii-obognal-v-reitinge-populyarnosti-obamu-i-merkel (дата обращения: 10.04.2018).

№ 1, 2018 (4)

Кокин Олег Павлович «Вектор медийной культуры Святого Престола на современном этапе»

канский Twitter стекается информация из трех источников - с радио, пресс-службы и телецентра Святого Престола. Бергольо - активный блогер: ежедневно он пишет твиты и выкладывает фото для десятимиллионной аудитории. Именно в твиттере @ pontifex в сентябре 2013 года впервые появились «селфи» Франциска в окружении верующих, «Селфи с понтификом» регулярно транслируются в социальных сетях, отображая SMM-политику Святого Престола. По данным ежегодного отчета администрации Твиттера «Twiplomacy», в 2015 году микроблог папы в Твиттере (на девяти языках) лидировал по числу ретвитов и стоял на втором месте по числу подписчиков после твиттера Б. Обамы (56 млн. человек); в 2016 году число подписчиков на твиттер Бергольо составляло более 26 миллионов человек45.

Не менее популярной сетью стал Инстаграм: за три года существования аккаун-та Святого Престола в Инстаграме @newsva (2013-2016) на него подписалось более восьмидесяти пяти тысяч человек. Событием с большой буквы стало открытие акка-унта @franciscus Франциска в Инстаграме в марте 2016 года - за неделю с момента открытия на аккаунт папы подписалось более двух миллионов пользователей (!). Нужно отдать должное тому, кто осознал принципиальное значение визуального образа как инструмента миссии, ретранслируемого через каналы коммуникации: Бергольо регулярно делится фотографиями с церковных служб и публичных мероприятий, включая фото личного характера46. Что касается Facebook, то, по свидетельству председателя Папского совета по социальным коммуникациям К.М. Челли, папа не заводит аккаунта на Фейсбуке из-за переживаний по поводу огромного потока возможных оскорблений47. У Франциска хорошее чувство юмора: во время выступлений он часто шутит, его цитаты о неидеальных тещах и проблемах брака становятся цитируемыми постами в соцсетях. Бергольо не имеет e-mail^ для личной переписки, все послания понтифику отправляются на адрес Его Святейшества (Sua Santita Francesco, Casa Santa Marta, 00120 Citta del Vaticano). При Папском Дворе функционирует Управление Переписки, которое ежедневно сортирует огромный массив публикаций, дает рекомендации и отвечает на вопросы (в особых ситуациях отвечает сам папа)48.

Бергольо популярен. По мнению экспертов, секрет его популярности заключается в том, что понтифик трактует систему общечеловеческих ценностей как массив равновеликих преференций для всех, вне зависимости от вероисповедания, социального статуса и политических взглядов. Взор поражает снисходительная общечеловеческая позиция понтифика. «Нам нужен был кто-то в грязной обуви. Мы получили искомое и приняли его без колебаний, - сказал о папе архиепископ Нью-Йорка Т. Долан. - Нам нужен был человек с хорошими управленческими и лидерскими навыками... Правда, он пока их особо не выказал, но я думаю, что это часть его стратегии»49. Управляющий

45Twiplomacy Study 2015. [Электронный ресурс]. - http://twiplomacy.com/blog/twiplomacy-study-2015 (дата обращения: 10.04.2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

46[Электронный ресурс]. - http://www.mk.ru/social/2016/08/29/mark-cukerberg-opublikoval-fotografiyu-vstrechi-s-papoy-rimskim.html (дата обращения: 10.04.2018).

4715 интересных фактов о папе римском Франциске. [Электронный ресурс]. - http://top.thepo.st/2099058/15-interesnyih-faktov-o-pape-rimskom-Frantsiske (дата обращения: 10.04.2018).

48Папа римский Франциск. [Электронный ресурс]. - http://italy4.me/izvestnye-lyudi/papa-rimskij-francisk. html (дата обращения: 10.04.2018).

49Папа Римский Франциск стал «Человеком года» по версии Time. [Электронный ресурс]. - http://www.forbes. ru/news/248529-papa-rimskii-frantsisk-stal-chelovekom-goda-po-versii-time (дата обращения: 10.04.2018).

редактор Time Н. Гиббс также отметила кротость, доброту и завидную работоспособность, благодаря которой за девять месяцев понтифику удалось инициировать ряд актуальных диалогов между церковью и обществом: «За это короткое время огромная глобальная экуменическая аудитория показала, что хочет следовать за ним. За его стремлением вывести папство из помпезных дворцов на улицы, за признанием крупнейшей мировой религиозной институцией своих первостепенных проблем, за умением быть одновременно справедливым и всепрощающим»50.

В лице папы из Аргентины СМИ получили уникальную глянцевую диву. Им бы бесконечно радоваться, но с некоторых пор медиа стали подавать информацию о папе избирательно. СМИ склонны рисовать Бергольо как радикала, желающего выбросить на свалку истории те измерения католицизма, которые отвергает мейнстрим западной культуры. Такой подход был выработан после нашумевшего высказывания Бергольо о гомосексуалистах, когда папским мнением буквально стали злоупотреблять, подменяя позицию говорящего о том, что, кто просит о милосердии, получает прощение, позицией того, кто скорее избегает порицания, чем просит прощения. Цитата Франциска: «.Если кто-то является геем и ищет Бога, и имеет добрую волю, то кто я такой, чтобы судить его?» попала вдруг в прессу в половинчатом виде, как конец ответа на вопрос: «гей. кто я такой, чтобы судить его?» Так был отфильтрован не соответствующий заявке о прогрессивном католицизме реакционный средневековый традиционализм: «медиаевангелизация», намекают «вежливые» СМИ, должна соотносится с законами медиалогики, правилами осторожности и предусмотрительности. В «фильтр» часто попадают понтификальные апологии Евангельского учения перед лицом парламентариев ЕС, заявления о варварских актах насилия в отношении христиан, мольбы и скорби об убитых, распятых и заживо сожженных при позорном молчании мира, призывы в поддержку тех, кто оказался изгнанным из собственного дома, с родины и продан в рабство, суждения о кризисе семейных ценностей, высказывания в пользу брака как законного союза мужчины и женщины, проповеди о проблемах эвтаназии, абортов, попечительства, экологии и демонологии51. Популярностью пользуются сюжеты типа: «Ватикан разрешает секс с 12-летними детьми», «Папа Франциск заявил, что Третья мировая война «уже началась», «Папа заявил: в молодости он работал вышибалой на дискотеке», «Папа Римский снял с еврейского народа обвинение в распятии Иисуса Христа», «В Бельгии экс-священник признался в сексуальных связях с племянниками», «Ватикан отпустил грехи «битлам», возомнившим себя популярнее Христа» и прочее. Чего стоит одно сенсационное заявление «Папа римский согласен крестить инопланетян». «Если завтра, к примеру, прибудет экспедиция с Марса, инопланетяне придут к нам, и один из них скажет: «Я хочу креститься!», что произойдет?» - вопрошает понтифик. Конечно, инопланетян следует принять и обращаться с ними, как с равными, уверен Бергольо52. Отдельного внимания заслуживает разговор о враге человеческого рода. Ни один из понтификов новейшего времени не поминал сатану так часто: диавол для Франциска не аллегория, не абстракция, не фигура речи, но конкретный исторический персо-

50Там же.

51Американский журналист: СМИ фильтруют слова Франциска. [Электронный ресурс]. - http://baznica.info/ article/amerikanskij-zhurnalist-smi-filtruyut-slova-papy-f/ (дата обращения: 10.04.2018).

52Папа римский согласен крестить инопланетян. [Электронный ресурс]. pa-rimskii-soglasen-krestit-inoplanetyan.html (дата обращения: 10.04.2018).

http://sweet211.ru/pa-

№ 1, 2018 (4)

Кокин Олег Павлович «Вектор медийной культуры Святого Престола на современном этапе»

наж. Что ж, и из таких идей извлекается коммерческая выгода - может быть, поэтому «папоцентричность», низложенная Ратцингером, с приходом Бергольо совершила реверсию, побив все медиарейтинги.

Изучая феномен популярности Бергольо, исследователи пошли по тому же пути, что и в случае с Ратцингером. В 2007 году в книге «Эффект Бенедикта. Папа Ратцин-гер в 40 словах» авторами П. Фучили и Л. Поссати была предпринята попытка выделить сорок слов, благодаря которым достигался пресловутый «эффект Ратцингера». В 2014 году в аналогичном исследовании Л. Фандзага и С. Гаэта «Эффект Бергольо. Десять слов Папы Франциска, которые изменяют мир» было заявлено десять терминов, раскрывающих тайну «эффекта Бергольо»: «Троица», «Церковь», «диавол», «вера», «христианская жизнь», «милосердие», «солидарность», «радость», «молитва», «мораль». Так «коммерческая» этимология подменяет тайну силы слова и Промысла Божьего.

Коммерческий пафос становится все более привлекательным не только для светских, но и духовных площадок. Нельзя не видеть, как католическая церковь активно вовлекается в систему шоу-индустрии, старается взаимодействовать с пластами субкультуры, что нравится не всем. Одни уверены, что поп-культура - это зло. Иные думают, что благодаря интерактивному влиянию можно добиться результатов, однако глянцевая упаковка, приковывая внимание, не приводит к Богу. Точку в бесконечных спорах поставил далекий от традиционных схем все тот же иерарх из Аргентины, после избрания на папский трон возжелавший пообняться с верующими на улице. Вопрос об отношениях церкви и мира Бергольо, что говорится, поставил ребром: католики обречены на союз с поп-культурой. Ватиканские аналитики тут же бросились изучать вопросы динамично расширяющегося спектра услуг и групп потребителей индустрии развлечения и досуга. В ряду профессиональных задач перед выпускниками католических институтов были поставлены: создание и реализация духовно-нравственных и культурных программ, направленных на творческое развитие детей, подростков и взрослых, организация индустрии досуга верующих, разработка и продюсирование общественных мероприятий, включая праздники, фестивали, конкурсы, смотры, кастинги, анимационные, музыкальные и художественные выставки. В сферу духовного влияния стали вовлекаться телевидение, радио, пресса, рекламные ассоциации, туристические фирмы, продюсерские компании, еуеп1-агентства, шоу-бизнес, развлекательные центры, фитнес-клубы, концертные организации и коллективы. Популярностью стали пользоваться специалисты в области пиар-технологий - креативный директор, управляющий арт-галереи, еуе^-менед-жер, продюсер, специалист по организации культмассовых мероприятий, менеджер туристической анимации.

Во всем этом нет никакой новизны: средневековое шоу - «карнавал» (франц. carnaval, от итал. carnevale из carneleva) - сугубо романского происхождения53. Как вид массового зрелища с уличными шествиями и театрализованными играми карнавалы вошли в жизнь европейского обывателя во времена раннего средневековья. Как и весь европейский фольклор, карнавал развивался в рамках сложного культурного начала: карнавальный «мир навыворот» - это антиреклама с гримасами и ужимками в адрес доминирующей культуры. Католическая церковь запрещала клирикам

53Возможный адекватный перевод этого слова: «Прощаюсь с мясом» (лат. Carni vale dico) или корабль праздничной колесницы (лат. carrus navalis).

участвовать в карнавальных шоу, осуждая «праздники дураков», нередко пародировавшие церковные богослужения, призывая усиленной молитвой и поклонением Святым Дарам противостоять пагубным распутствам. В 1748 году Бенедикт XIV с целью отвлечь верующих от вредных развлечений ввел практику сорокачасовых молений, в ответ на санкции карнавал эпохи Ренессанса стал еще более зрелищным и пышным, превратившись в культурно-эстетическое событие. Знаменитые венецианские и римские карнавалы изощренно состязались между собой за пальму первенства, подавляя в верующих нравственное начало, и уже в XX веке по инициативе священника М. Росси в Рио-де-Жанейро, Сан-Паулу и других городах Бразилии были организованы католические карнавалы. В 2000 году католическая церковь в Бразилии в пику светским карнавалам, стяжавшим славу праздника разгула страстей, на стадионе Мараканазинью в Рио-де-Жанейро организовала свой «карнавал», завершившийся торжественной мессой во главе с архиепископом Рио-де-Жанейро Э. Араужу-ди-Салис; в 2003 году в католическом карнавале в Сан-Паулу приняли участие сорок пять тысяч человек54. Впрочем, верная сама себе, католическая церковь по-прежнему порицает практику языческих гуляний. Так, в преддверии Дня Всех Святых в 2009 году «Osservatore romano» опубликовала статью «Опасные послания Хэллоуина», где Хэллоуин был назван антихристианским праздником. Осуждая языческие традиции, ватиканский официоз рекомендовал родителям воздержаться от одевания детей в костюмы привидений и вампиров, поскольку эти атрибуты несут «ужас, страх и смерть»55. Однако все это не более чем пафос.

Суть же в том, что карнавал - зрелище сугубо европейского типа и что шоу-индустрия, это размалеванное детище антично-барочной эпохи, давно уже диктует тон не только секулярному, но и сакральному пространству, в том числе латинской церкви. Не случайно фото папы Франциска на главной странице журнала «Vanity Fair» за 2013 год было помещено под рубриками «Красота», «Мода», «Шоу», «Еда», «Гороскоп» - в одном ряду с Б. Родригес, К. Миддлтон, Дж. Лопес и Б. Питтом. Редколлегия «Ярмарки тщеславия» («Vanity Fair»), ничтоже сумняшись, сочла уместным вписать понтифика в общество «звезд». Такое покупают. Отчего СМИ так падки на сюжеты типа: «главе католической церкви нравится фантастика, в частности он прочитал многие произведения Толкиена»; папа «любит готовить: по слухам, особенно ему удается паэлья»; понтифик «обладает хорошим чувством юмора»: когда Бергольо был избран папой, он сказал кардиналам: «Да простит вас Бог за то, что вы сделали»? Это продаваемо и модно. Запомнилась сцена, где Бергольо примеряет красный клоунский нос, и эпизод, когда три кардинала на вопрос журналиста о предстоящем юбилее папы отшутились: мол, «80 лет - начало новых 60!», а папа с юмором заметил: «Это необыкновенно для всех нас - кардиналов, епископов, священников и мирян, - что мы призваны служить церкви в любом возрасте». Продуманный маркетинг. Чего стоит один только мобильный музей Иоанна Павла II, где среди видеофильмов, фотографий и гравюр путешествующей по миру экспозиции можно встретить ботинки, лыжи, часы, пилеолус и перо Войтылы. Или экстравагантная презентация на балконах домов по варшавской улице Фоксал из фото, сложенных в громадную надпись «JP II», рекламирующих то Войтылу-спортсмена, то Войтылу-священника, то Войтылу-ора-

54Католическая энциклопедия. Издательство францисканцев. М., 2005. Т. 2. С. 460-461.

55Ватикан осудил традиции Хэллоуина. [Электронный ресурс]. - https://www.newsru.com/religy/02nov2009/ helloween.html (дата обращения: 10.04.2018).

№ 1, 2018 (4)

Кокин Олег Павлович «Вектор медийной культуры Святого Престола на современном этапе»

тора, то Войтылу-философа. Потом все это бывает облеплено гневными постами в Интернете типа: «Стрит-арт по-польски» или «Что важнее - свет в квартире или папа на балконе?». Проплаченная конъюнктура. Вспомним, как оригинально - с «позиций научных»! - подошел к вопросу социокультурной интеграции Центр наследия Иоанна Павла II, вдруг «расколдовавший» Галилея. Галилео сожгли на костре? Да, его умертвили по навету инквизиции, полагал в 2009 году каждый второй поляк. Дабы искоренить миф о смерти ученого, переодетые в Галилея люди организовали хепе-нинг в Варшавском университете, раздавая прохожим закладки для книг с фрагментом из комикса Х. Савки, где Галилео вопрошал: «Я доказал, что Земля вращается вокруг своей оси, доказал, что Земля движется вокруг Солнца, но как мне доказать, что меня не сожгли за это на костре?» Все тот же грамотный «попсовый» почерк. Такова она - природа жанра, вдруг ставшего для церкви феноменом, залогом беспощадного прогресса.

Дружба церкви с поп-культурой не осталась незамеченной: маховик «духовной» индустрии вдруг завертелся с неописуемым энтузиазмом и восторгом. Эстафету «диалога» и «взаимопонимания» восхитил жадный до сенсаций шоу-бизнес и моде-линг. Фирма «Wielka Wola» бросилась выпускать блузки с изображением плащаницы и ликом Иисуса Христа, Мадонны с Младенцем и надписью «God Save the Queen» (фрагмент из гимна Великобритании), танцующей девушки в смелой позе с надписью «Девушки ждут вашей молитвы», целующейся пары с надписью «No sex until marriage, no morality without Christ» («Никакого секса до свадьбы, никакой морали без Христа») и исповедальни с подписью-строфой из песни Боба Дилана «Knock! Knock! Knock! On Heaven's Door» («Тук-тук в двери рая»). «Dolce&Cabana» в одной из очередных коллекций вызвалась использовать в качестве бижутерии и аксессуаров сюжеты византийского церковного искусства и христианскую символику. Реакция мира моды на кресты ниже пояса и лики святых на каблуках топ-моделей оказалась сдержанной: дизайнеров обвинили лишь в «отсутствии новизны» и «дословном цитировании церковных изображений». Кто-то в «благочестивом евангельском порыве» умудрился «перевести» Священное Писание на язык хип-хопа, весьма необычно прокомментировав фрагмент Евангелия от Иоанна: «Если кто-то выпьет воды, которую я ему дам, у того никогда не будет сушняка - это вода будет вечно накачивать тебя жизнью»56. Кто-то, посмеиваясь над чудаковатыми экспериментами, стал петь о том, как не надо проповедовать Евангелие: адекватной реакцией на вульгарную евангельскую проповедь стали работы «Jesus He Knows Me» из альбома «We Can't Dance» группы «Genesis» и «Leper Messiah» из альбома «Master of Puppets» группы «Metallica». Взобрался на подмостки шоу-индустрии клоун «венского акционизма» Г. Нитше с его «Театром оргий и мистерий», промышляющий христианской символикой и иллюстрациями к евангельским сюжетам погруженных в безудержную вакханалию статистов. Измазанная кровью жертвенных животных мистерия, обнажающая глубины сатанинской одержимости, растлевающая подобие и образ человеческий - позволим себе этот вывод, - находится за гранью зла. Но отнюдь иного мнения о подобных вещах креативный популист О. Тоскани, работающий в жанре постмодернистской рекламы, скандальные экспозиции которого (со сценами целующихся католических монахинь и священников) обеспечивают непременный успех продаж его коллекций - особенно когда такую

56Вера на майках. [Электронный ресурс]. -ния: 10.04.2018).

http://inosmi.ru/world/20130725/211306077.html (дата обраще-

рекламу размещают у стен Ватикана. С Тоскани солидарен М. Киппенберг, тиражирующий кощунственные образы распятой пьяной лягушки или фотографии распятия, сделанные через призму стакана с мочой автора. Да мало ли их - поддонков постмодерна, забавляющих толпу сюжетами «контемпорари арта» и смешивающими в пошлом миксте земное и Небесное - речь ныне не о них. Речь о перспективах ци-вилизационного стандарта, который обводят грязным маркером собственных выгод нередко и духовные сообщества.

.Верный традициям христианской культуры, Ватикан не может бесконечно долго потакать пафосу коммерческих выгод и суетной плоти - время от времени в руках его мелькает спасительный бич покаяния. Папа то и дело осуждает современную систему общественных отношений, вспоминает о пятнадцати «болезнях» католической церкви57, выступает с критикой в адрес маргинальной культуры и маниакальной «погони за идеальным телом». По мнению папы, забота о собственном теле превратилась в «большой бизнес», стала «нездоровым увлечением», научающим людей игнорировать все, что не вписывается в идеал «привилегированного класса», хотя известно, что существование «идеальных людей» не делает мир лучше58. Берго-льо критикует как либеральный гуманизм, так и воинствующий секуляризм, атакующие христианскую идеологию и навязывающие себя в качестве новейших нормативов. Ватикан возмущает механизм целенаправленной ломки социальной культуры, он противостоит революционной политике антропологических реформ, уводящих общество в постхристианскую эпоху, о чем было сказано на одной из Оксфордских конференций «Постчеловеческое будущее» (2004). Порицая атеистический дух светской культуры, Ватикан изыскивает классические решения и предлагает пути капитуляции из антропологического тупика, но: сколько правды в тех словах?..

Мы видим это так. Мир поп-культуры давно уже привык к крестам в виде бижутерии, эстрадным певицам в одеждах монахинь, священникам с микрофоном в руках: сакральная христианская символика вперемешку с пентаграммами, свастикой и оккультной атрибутикой, перестав удивлять, успела стать частью клубной эстетики и вполне «общим местом». Радикальные эксперименты, мотивированные «буржуазной скукой» и названные банальным «возвратом к традициям», вполне обнажили тот антихристианский дух и то греховное состояние, с которым свыклось пропитанное токами маргинальной субкультуры западное общество. А Ватикан. Что было делать Ватикану? В сложившейся ситуации он, не лишенный конъюнктурного чутья, конечно, согласился с теорией диффузии двух эссенций - классической христианской и экспе-риментально-секулярной. Он не стал задаваться вопросом: что если две взаимоисключающие стихии, влияя друг на друга, еще с большой скоростью спровоцируют коллапс и вовлекут цивилизацию в бездну апокалипсиса - папство объявило о триумфе компромисса! В едином порыве оно синтезировало христианскую традицию, элитарную культуру и экспериментальное творчество масс в рамках лаборатории «актуального искусства» с его концепцией смыслов и образов, активно используемых в индустрии

57«Плохое управление», «духовный Альцгеймер», «каменное сердце» куриалов, «убежденность в собственном бессмертии», «экзистенциальная шизофрения», сплетни, соперничество, чрезмерная занятость, тщеславие, лесть начальству, безразличие к другим, «болезнь узких кружков», «желание мирской прибыли».

58Папа Римский раскритиковал маниакальную «погоню за идеальным телом». [Электронный ресурс]. -http://www.mk.ru/social/2016/06/12/papa-rimskiy-raskritikoval-maniakalnuyu-pogonyu-za-idealnym-telom.html (дата обращения: 10.04.2018).

№ 1, 2018 (4)

Кокин Олег Павлович «Вектор медийной культуры Святого Престола на современном этапе»

моды и рекламы. Так появились архитектурные шедевры постмодерна, синкретические ритуалы в Ассизе и танцующая монахиня Кристина Скуччиа.

В синкретической лаборатории экспериментального искусства стали совершаться даже оргии. Мистерии изящно культивируемого разложения и обструкции религиозных кодов, стирающие из цивилизационной памяти понятия о Господе и человеке. Оное понятно: массовая культура адресована не к человечеству, но к низменным инстинктам, расчленяющим сознание и волю. В этом - глубинный смысл, лицедейство, если хотите, антитаинство современного искусства, высмеивающее, порочащее, рассеивающее по ветру христианскую веру, собирающую воедино дух. О сем догадываются - нет, скорее знают - представители радикального крыла «фешенебельных искусств», формирующие «новое мышление», «новый тренд» и «новый путь», по которому однажды раз и навсегда уйдет в неведомую даль локомотив цивилизации. Понимают это в Ватикане? Понимают. Но правила игры не перепишешь - их испокон веков диктует «желтый диавол».

Изящная риторика стоит недешево. Откровенно и просто: стоит денег. Папа, безусловно, верит в торжество святых идей. Но, между прочим, эти вещи стоят. Запросто и неприлично дорого. Это такая точка опоры, такой механизм и такой аргумент, с которым не поспоришь без ущерба для сознания. Знают это дельцы века сего, знает о том его святейшество Ватикан. Иначе не стал бы Святой Престол вместе с The Beatles и Dolce&Cabana углубляться в попсовые ритмы и практики, тиражировать хитовые концепты и идеи, превращая гламурную дешевку - мы скажем об этом - в хорошо упакованный бренд. Ватикану нужны деньги и души. Актуальную взаимосвязь между этими предметами давно обнажил хорошо известный лозунг: цель оправдывает средства. Ватикану нужны деньги: в модном мире комфортных эмоций чувства и идеи можно обменять на фантики игрушечного счастья. Ватикану нужны души: он грезит о всемирной гегемонии любви и готов вознестись в порыве жертвенной гармонии, распластаться в апостасийном цивилизационном стандарте, распяться на кресте стихийных выгод на голгофах экспериментального творчества. Рассыпавшись в пыль утраченных поз, растаяв на плоскости низменных чувств, разбившись в осколки смыслов и образов, печально-противных христианской культуре. Но вот вопрос, чего здесь больше: миссии или похоти, цели или повода, нового или ветхого, Христианства или язычества. И если сей вопрос оставить без ответа - а ответить на него, конечно, непросто - чего ожидать на Суде? Если в моднейших контурах духовной архитектуры лжи больше, чем правды, если в душе поющей монахини громче нравственного мотива звучит лукавая амбиция, если в сердце Раба рабов Божиих любовь к нищим затмевает преданность золотому тельцу - зачем все это, ради чего? Ради ли Неба - не ради ли века? Ведь как просто для иуд всех времен и народов думать о Вечности в терминах времени. В наших немощных потугах кто угадает, где место для Бога и личных усилий? Как непросто ответить на этот вопрос.

А важно ответить, ибо спасение (а о нем только речь) есть синергия, связь Божьего с человеческим. Мы обязаны жить - пусть ради людей, но во имя Христа. Творить добро не по собственной воле. Трудиться, непрестанно озираясь на Вечность. Бороться и совершенствоваться, испрашивая благословения Небес. Здесь главное не воспрекословить, не схитрить, не порушить - ибо иначе, зачем это все?

Верим: ответы на подобные вопросы заботят вместе с нами и римско-католическую церковь.

Библиографический список:

1. Американский журналист: СМИ фильтруют слова папы Франциска. [Электронный ресурс]. - http://baznica.info/article/amerikanskij-zhurnalist-smi-filtruyut-slova-papy-f/ (дата обращения: 10.04.2018).

2. Ватикан и Интернет. [Электронный ресурс]: - http://vaticanstate.ru/vatikan-i-internet/ (дата обращения: 10.04.2018).

3. Ватиканский телецентр. [Электронный ресурс]: - http://vaticanstate.ru/ vatikanskij-telecentr/ (дата обращения: 10.04.2018).

4. Жосул Е. Ватикан в социальных сетях: Католический опыт smm-политики. [Электронный ресурс]: http://www.kurskpds.ru/articles/vatikan-v-sotsialnykh-setyakh-katolicheskiy-opyt-smm-politiki/ (дата обращения: 10.04.2018).

5. История Ватиканского радио в иллюстрациях. [Электронный ресурс]: http:// www.portalostranah.ru/view.php?id=171&page=2 (дата обращения: 10.04.2018).

6. Католическая энциклопедия. Издательство францисканцев. М., 2005. Т. 2.

7. Радио Ватикана. [Электронный ресурс]: http://ru.wikipedia.org/w/index. php?title=Радио_Ватикана&oldid=66864956 (дата обращения: 10.04.2018).

8. Церковь и Интернет. Послание Папского совета по социальным коммуникациям. [Электронный ресурс]: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/katholic/Article/ ChurIntern.php (дата обращения: 10.04.2018).

9. Энциклика о неизменной актуальности миссионерского послания. Redemptoris missio. [Электронный ресурс]. - http://www.katolik.ru/dokumenty-vatikana/item/3526-entsiklika-redemptoris-missio.html (дата обращения: 10.04.2018).

10. «Энциклика «LAUDATO SI» Верховного понтифика Франциска». Издат-во Францисканцев. М., 2015.

11. Communication at the Service of an Authentic Culture of Encounter. Message of Pope Francis for the 48th World Communications Day. [Электронный ресурс]: https://w2.vatican.va/content/francesco/en/messages/communications/documents/ papa-francesco_20140124_messaggio-comunicazioni-sociali.html (дата обращения: 10.04.2018).

12. «Communication and Mercy: A Fruitful Encounter». Message of His Holiness Pope Francis for the 50th World Communications Day // The Holy See: official site. [Электронный ресурс]: https://w2.vatican.va/content/francesco/en/messages/communications/ documents/papa-francesco_20160124_messaggio-comunicazioni-sociali.html (дата обращения: 10.04.2018).

13. Communio et Progressio. Pastoral Instruction on the Means of Social Communication Written by Order of the Second Vatican Council. [Электронный ресурс]: http://w2.vatican. va/roman_curia/pontifical_councils/pccs/documents/rc_pc_pccs_doc_23051971_ communio_en.html (дата обращения: 10.04.2018).

14. Decree on the media of social communications «Inter Mirifica». [Электронный ресурс]: http://www.vatican.va/archive/hist_councils/ii_vatican_council/documents/ vat-ii_decree_19631204_inter-mirifica_en.html (дата обращения: 10.04.2018).

15. Encyclycal of his Holiness Pius XII «Miranda Prorsus». [Электронный ресурс]: http:// www.vatican.va/holy_father/pius_xii/encyclicals/documents/hf_p-xii_enc_08091957_ miranda-prorsus_en.html (дата обращения: 10.04.2018).

№ 1, 2018 (4)

■^миссиология, миссионерская практика_

Кокин Олег Павлович «Вектор медийной культуры Святого Престола на современном этапе»

16. D. Zsupan-Jerome. Connected Toward Communion: The Church and Social Communication in the Digital Age. Liturgical Press, 2014.

17. How Pope Francis Became the People's Pontiff. [Электронный ресурс]: http:// www.vanityfair.com/news/2015/09/pope-francis-usa-tour (дата обращения: 10.04.2018).

18. «Habemus papam!». [Электронный ресурс]: https://www.pravenc.ru/ text/3545121.html (дата обращения: 10.04.2018).

19. Inter Mirifica. Документы II Ватиканского собора. М.: Паолине, 1998.

20. Jesus Christ Was The Original Tweeter, Says Vatican // The Huffington Post. [Электронный ресурс]: http://www.huffingtonpost.com/2013/09/25/jesus-christ-twitter_n_3989933.html (дата обращения: 10.04.2018).

21. L'Osservatore Romano. [Электронный ресурс]: http://ru.wikipedia.org/w/index. php?title=L'Osservatore_Romano&oldid=53349459 (дата обращения: 10.04.2018).

22. Miranda Prorsus». Encyclical Letter of His Holiness Pius XII by Divine Providence Pope // The Holy See: official site. [Электронный ресурс]: http://w2.vatican.va/content/ pius-xii/en/encyclicals/documents/hf_p-xii_enc_08091957_miranda-prorsus.html (дата обращения: 10.04.2018).

23. Pastoral instruction «Communio et Progressio». [Электронный ресурс]: http:// www.vatican.va/roman_curia/pontifical_councils/pccs/documents/rc_pc_pccs_ doc_23051971_communio_en.html (дата обращения: 10.04.2018).

24. «Social Networks: portals of truth and faith; new spaces for evangelization». Message of His Holiness Pope Benedict XVI for the 47th World Communications Day // The Holy See: official site. [Электронный ресурс]: http://w2.vatican.va/content/ benedict-xvi/ en/messages/communications/documents/hf_ben-xvi_mes_20130124_47th-world-communications-day.html (дата обращения: 10.04.2018).

25. The Christian Message in a Computer Culture. Message of the Holy Father John Paul II for the 24th World Communications Day // The Holy See: official site. [Электронный ресурс]: http://w2.vatican.va/content/john-paul-ii/en/messages/communications/ documents/hfjp-ii_mes_24011990_world-communications-day.html (дата обращения: 10.04.2018).

26. The Priest and Pastoral Ministry in a Digital World: New Media at the Service of the Word. Message of the Holy Father Benedict XVI for the 44th World Communications Day // The Holy See: official site. [Электронный ресурс]: http://w2.vatican.va/content/benedict-xvi/en/messages/communications/documents/hf_ben-xvi_mes_20100124_44th-world-communications-day.html (дата обращения: 10.04.2018).

27. Twiplomacy Study 2015. [Электронный ресурс]: http://twiplomacy.com/blog/ twiplomacy-study-2015 (дата обращения: 10.04.2018).

28. Vatican Television Center. [Электронный ресурс]: vatican.va/news_services/ television/documents/ns_ctv_doc_23102001_info-gen_en.htm (дата обращения: 10.04.2018).

29. Vatican picks The Beatles Revolver album among its top 10 albums. Liverpool Echo. [Электронный ресурс]: http://www.liverpoolecho.co.uk/news/liverpool-news/ vatican-picks-beatles-revolver-album-3431433 (дата обращения: 10.04.2018).

30. Vatican picks the Beatles and Oasis among its top ten albums. The Telegraph. [Электронный ресурс]: http://www.telegraph.co.uk/news/worldnews/europe/ vaticancityandholysee/7236258/Vatican-picks-the-Beatles-and-Oasis-among-its-top-ten-albums.html (дата обращения: 10.04.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.