целью профессиональной подготовки путём проведения самостоятельных научных исследований.
Следует отметить, что научная деятельность студентов - это обучение их процессу исследования, анализу его результатов и обоснованию полученных данных. Вполне естественно, что содержание обучения навыкам исследования будет отличаться в зависимости от уровня задач, которые будут получать студенты на разных курсах обучения и глубины раскрытия ими тем научно-исследовательских работ Большое значение в научно-исследовательской деятельности имеет конечный результат, то есть оценка результатов работы и её сопоставление с намеченной целью и задачами, в частности, конечный результат научно-исследовательской деятельности студентов позволяет констатировать свой уровень усвоения приемов, действий, направленных на решение тех задач, которые стоят перед ними, выявить каков конечный результат их научной деятельности, планировать дальнейший цикл работы, возможно, еще более сложный, а также позволяет выяснить, где можно применить результаты научных экспериментов.
Таким образом, научно-исследовательская деятельность студентов в высших учебных заведениях Европы (Германия, Франция) представляет собой единую систему содержания, основных структурных компонентов и функций, которые создают научно-педагогическую технологию и состоит из цели, основных задач, планирования и организации выполнения, осуществления коммуникации, контроля, коррекции и оценки результатов деятельности студентов в процессе научного исследования. Обобщая вышесказанное, можно утверждать, что особенности научно-исследовательской подготовки студентов - содержательных, структурных и функциональных компонентов этой системы дают все основания определить основные элементы концептуальной модели отечественного педагогического образования научно-исследовательской деятельности студентов в условиях университета и являются частью целостного учебного процесса.
На основе вышеизложенного, можно подчеркнуть следующее:
- подготовка студентов к научно-исследовательской деятельности в высших учебных заведениях Европы (Германия, Франция) включает изучение цикла психолого-педагогических дисциплин: курсов «Естественные науки, технологии и здоровье», «Искусство, литература, языки» (Франция); «Проблемы управле-
Библиографический список
ния в системе образования», «Процессы миграции и взаимодействия культур», «Этнические проблемы», «Соотношение между общим и профессиональным образованием в историческом и сравнительном аспектах» (Германия). Эти курсы предусматривают раскрытие элементов методологии научного исследования, методов научной работы, направляют поиск студентов на выполнение конкретных научных исследований, в том числе взаимосвязанных с производственной экспериментальной базой; программы университетов предусматривают согласованное сочетание теоретического и практического компонентов обучения; подготовка студентов к научно-исследовательской деятельности проводится под руководством тьютора - научного преподавателя-наставника [2; 4].
Следовательно, главной задачей студентов европейских вузов в ходе овладения ими основами методологии и методики научного исследования является анализ явлений действительности, которые требуют аналитического рассмотрения, обоснования механизмов и путей доказательности нового взгляда на эти явления, достижения результатов научного поиска, его развития или трансформации. И именно в объяснении своих результатов и проявляет себя студент как исследователь. Поэтому можно констатировать, что новизна любого исследования студентов заключается именно в обоснованности и разработке научной идеи с позиции выполнения всех необходимых функций. Многие страны разработали меры по обеспечению качества научно-образовательных программ. В основном это происходит за счет внешнего мониторинга (Англия), процедур сертификации (Германия), новых схем финансирования, опирающихся на исходящие показатели деятельности (Франция).
Постоянное обновление содержания является сущностным моментом, определяющим качество образования в высших учебных заведениях Европы. Изменение содержания образования происходит по многим направлениям. С точки зрения организации научно-исследовательской деятельности студентов предоставляется важным подчеркнуть главное из них - представление больших прав и свобод в формировании содержания образования на уровне разработки учебных планов и программ, которые выражаются в передаче функций определения целей и содержания подготовки специалистов региональным министерствам и ведомствам-потребителям кадров и непосредственно учебным заведениям.
1. Профессиональное образование в зарубежных странах: сравнительный анализ: монография. Под редакцией Н.Г. Ничкало, В.О. Кудина. Черкассы: Вибор, 2002.
2. Официальный сайт Боннского Университета в Германии. Available at: http://www3.uni-bonn.de/dies on higher education institutional approaches to teacher education within higher education in Europe: Current models and new developments. Bucharest, 2019.
3. Discover the world's best universities for 48 different subjects with the QS World University Rankings by Subject. 2019. Available at: http://www.topuniversities.com
4. Guides to higher education institutions in France. 2019. Available at: https://www.universityguideonline.org/en/InternationalPathways/higher-education-institutions-in-europe
5. Technische Universität Berlin. Available at: https://www.tu-berlin.de/menue/home/
6. University of Koblenz-Landau. Available at: https://www.uni-koblenz-landau.de/en
7. Universite de Lille. 2019. Available at: https://www.univ-lille.fr/recherche/
References
1. Professional'noe obrazovanie v zarubezhnyh stranah: sravnitel'nyj analiz: monografiya. Pod redakciej N.G. Nichkalo, V.O. Kudina. Cherkassy: Vibor, 2002.
2. Oficial'nyj sajt Bonnskogo Universiteta v Germanii. Available at: http://www3.uni-bonn.de/dies on higher education institutional approaches to teacher education within higher education in Europe: Current models and new developments. Bucharest, 2019.
3. Discover the world's best universities for 48 different subjects with the QS World University Rankings by Subject. 2019. Available at: http://www.topuniversities.com
4. Guides to higher education institutions in France. 2019. Available at: https://www.universityguideonline.org/en/InternationalPathways/higher-education-institutions-in-europe
5. Technische Universität Berlin. Available at: https://www.tu-berlin.de/menue/home/
6. University of Koblenz-Landau. Available at: https://www.uni-koblenz-landau.de/en
7. Universite de Lille. 2019. Available at: https://www.univ-lille.fr/recherche/
Статья поступила в редакцию 28.05.19
УДК 378.147
Rachkovskaya L.A., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Professor, Moscow Higher Combined Arms Command School (Moscow, Russia),
E-mail: larissara@mail.ru
DEMONSTRATION CLASS IN A FOREIGN LANGUAGE IN A MILITARY HIGHER EDUCATION INSTITUTION AS A FORM OF SHARING AN ADVANCED EDUCATIONAL PEDAGOGICAL EXPERIENCE. The article considers a demonstration class as a form of the methodical work of a military university teacher, as an effective element of the educational and nurturing process. The level of demonstration classes should reflect the scientific nature and accuracy of the actual material, the use of the latest achievements of science, the implementation of educational, nurturing, and developmental tasks. The authors share the experience of conducting an open class at the Department of Foreign Languages, Moscow Higher Combined Arms Command School. The class is held with the use of authentic material on international military exercises. As a language material for our demonstration class, the researches use a video about the international military maneuvres "Red Griffin / Colibri 50", held from 8th to 19th May 2017 in northern Germany.
Key words: German, open class, military university, international military exercises, authentic video, virtual board Padlet.com.
Л.А. Рачковская, канд. филол. наук, доц., проф., Московское высшее общевойсковое командное училище, г. Москва, E-mail: larissara@mail.ru
ПОКАЗНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВОЕННОМ ВУЗЕ КАК ФОРМА РАСПРОСТРАНЕНИЯ ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
В данной статье рассматривается показное учебное занятие как форма методической работы преподавателя военного вуза, как действенный элемент учебного и воспитательного процесса. Уровень показного занятия должен отражать научность и точность фактического материала, использование последних достижений науки в рассматриваемом вопросе, реализацию учебных, воспитательных и развивающих задач. В нашей статье мы хотели бы поделиться
опытом проведения показного занятия с привлечением аутентичного материала о международных военных учениях, которое прошло на кафедре иностранных языков Московского высшего общевойскового командного училища. В качестве языкового материала для нашего показного занятия мы использовали видеофильм о международных военных учениях «Red Griffin/Colibri 50», проходивших с 8 по 19 мая 2017 года в северной части Германии.
Ключевые слова: немецкий язык, показное занятие, военный вуз, международные военные учения, аутентичный видеофильм, виртуальная доска Padlet.com
В современном вузе важным критерием является качество образо ванияи его оценка. При этом одной из форм изучения, обобщения и распространения передового опыта работы преподавателей являются открытые занятия. «И особое значение они приобретают в современных условиях, когда наряду с другими показателями, критериями деятельности введено использование инноваци онных методов в образовательном процессе, что ярко проявляется и легко поддаётся самообследованию, обследованию и мониторингу через контроль и анализ, изучение и рефлексию проведённых открытых занятий профессорско-пре под ава-тельского состава вузов» [1, с. 27].
В военных учебных заведениях наряду с открытыми принято давать показные занятия. Целью показного занятия является демонстрация образцовой организации и методики проведения занятия. Показные занятия проводятся доцентами, профессорами и лучшими методистами кафедры.
Показное занятие включает вводную, основную и заключительную часть.
Вводная часть показного занятия начинается за 10-15 минут до его начала. Руководитель показного занятия представляет присутствующих, объявляетцепь занятия, доводит порядок его проведения и даёт рекомендации, на что следует обратить внимание в ходе занятия.
В основной части показного занятия в установленное время руководитель учебного занятия с курсантами, на базе которого проводится показное зднттее, приступает к его проведению и демонстрирует образцовую методиее нгоптове-дения с использованием новых технологий обучения, а также новые, более эффективные методические приёмы отработки учебных вопросов занятия.
В ходе показного занятия обязательно применяются новые технологии и приёмы интенсификации обучения, используются новейшие технические средства обучения, имеющиеся в Училище.
В заключительной части показного занятия его руководитель обязан:
- напомнить тему и цель показного занятия;
- кратко изложить особенности показанной методики (методических приёмов) проведения учебного занятия и отработки учебных вопросов;
- ответить на вопросы присутствующих.
В заключительной части показного занятия, проводимого по
плану кафедры, начальник (заведующий) кафедры отдаёт указание преподавателям кафедры о проведении учебных занятий данного вида в соответствии с показанной методикой.
Выбор темы показного занятия, о котором пойдет речь в данной статье, обусловлен тем, что международный терроризм - одна из самых опасных угроз современному миру, безопасности и стабильности. Однако, на занятиях по иностранному языку в военных вузах этой теме уделяется не так много внимания. Считается, что борьба с террористическими организациями - это дело полиции. Но, как показали события, развивающиеся сегодня на Ближнем Востоке, в частности, в Сирии, для борьбы с такими международными террористическими организациями как «Исламское государство» необходимо использовать военные стратегии.
К сожалению, во многих военных вузах курсантов все еще обучают немецкому языку с помощью учебников, написанных не менее двадцад лет нлнад.Тем временем в Вооруженных Силах Германии произошли кардинальные изменения, как в организации, так и задачах, и методах ведения боевых дейстеиё.Намудд-лось найти интересный аутентичный материал о международных военных учениях. Мы разработали задания, которые могут быть интересней е^меняпьея преподавателями других военных вузов.
В качестве языкового материала для нашего показного занятия мы использовали видеофильм (фильм был смонтирован нами са етсееятмлнноез фрагментов четырех роликов, повествующих о разных этапах военных учений, снятых бундесвером - Вооруженными Силами Германии) о международных вты енных учениях «Red Griffin/Colibri 50», проходивших с 08 по 19 мая 2017 года в северной части Германии, и новостной ролик, посвященный данному соПынию. В учениях участвовали Французско-Немецкая бригада и подразделения Голландской армии. Перед военнослужащими были поставлены десколмке задет: освобождение морского порта и аэропорта, захваченных террористами, проведение операции по эвакуации мирных жителей, оказание медицныснойионощи раненым.
Цель практического занятия мы сформулировали так: развитие речевых умений курсантов на основе аудирования и чтения.
В качестве введения в тему практического занятия курсантам было предложено просмотреть двухминутный новостной ролик-видеофильм № 1 [2] и затем ответить на вопрос «О чем сообщает Schleswig-Holsteinischer Zeitungsverlag?»
После повторного просмотра курсантызаполнили рабочий листок № 1, включающий в себя таблицу и ответили на вопросы к этой таблице.
Name der Übung Red Griffin/Colibri 50
Datum, Ort Deutschland, Schleswig-Holstein, vom 8. bis zum 19. Mai
Nationen Deutschland, Frankreich, die Niederlande
Anzahlder Soldaten 3500 (dreieinhalbtausend)
Auftrag derübung einenFlughafenvurückerobern, einen Hafen einnehmen
1. Wie heißt die Militärübung?
2. SStennundwofand siestatt?
3. Welche Nationen beteiligten sich daran?
4.Wievieie Soidatennahmen anderübu ngteii?
5. Was war der Auftrag der Übung?
Поскоеькп язшковой^пвенькурсантов непозволяen тоаькеусьное одще-ние ea заняеии, всеотеесы мыкамадыьоемеаппезеегациеНрь/егаНпО с помощью анимации.
След ующпйблек каеапеё был нап-аплнн ноотраПнтарнетсаки,еснремнь ющейся в видеофильме № 2 [3 - 6], который курсантам еще предстоит посмотреть.
Рис. 1.Фотография своенныхучений:оказание медицинскойпомощи
На слайдах презентации курсантам были показаны 22 фотографии [а]с тоемныхнчткср, и Оылоерндяожекор ко>едоь ьзсих подобенеьотова и выражения, а также сформулировать предложения для описания фото. На-примее, о донноае>етсграфри ( рте.1)ар|хньтыоедеТрелиследующпе4лот ва и выражения: die deutschen Sanitäter, das Sanitätszelt, der Verbandkasten, 04diaiTiccneHilfe leisten, den Edetbrncd measen, üie ZlviillsteneoaPuiered;n сформулировали следующие предложения: Die deutschen Sanitäter leisten den Zivillisten meсiz¡n¡рcnelр||fe, Den Ssnrtäter minnt elnan Mennshes den Blatdrnck Die Zlviiiieren лщ (den evakuiärS
Песете илщч енел фотофафгина слевделы аредложели ееяелн иенамиц-мианаЮмфэтяпей ее ачениями: «ЛЧ ч za Bceknletuneer hat Snoeteme euiU (Jene Blutdruck. Auf gesundheitliche Probleme kann sofort reagiert werden. Sanitäter еел Са11Мел]еителтееЛ8 31 rinSvHr Ort nnd lelstee ел меШеЛегеМаНе Versorgung», которое курсанты перевели устно на русский язык.
Дмееып олвeaнaэтoгoeeдан пякурпаг^тык^от^г^языалтвп^т^о^;^ь^1^о) доску Padlet.com (рис. 2), которая позволила каждому из них «представить с рою тодкмзреньс п рамкел дебетов» [d, <г ее, Ла еей куаяа нты з?иесыеалс свои слова и выражения. Таким образом, слова сохранялись на доске и да-волз?ueмozннaтeeбrleeзвaтьnaими,a2pиonиea ниамоеяебаео исаоиеит вать всю предложенную лексику. Виртуальная доска дает также возможность преподавателю в разделе «Добавить комментарий» исправить ошибки, а с помощью функции «like» отметить безошибочные варианты слов и предложений.
На следующем этапе работы курсантам было предложено просмотреть фильм № 2 [3 - 6] о военных учениях и заполнить рабочий листок № 2.
Рис. 2. Фрагмент виртуальной доски Padlet.com со словами и предложениями, составленными курсантами
Задание. Ergänzen Sie das Interview mit Andreas Marlow, dem Kommandeur der DivisionSchnelle Kräfte (Дополнитеинтервью с Андреасом Марлоу, командиром дивизии быстрого реагирования).
Поле под названием «Stichwörter» предназначено для фиксирования слов и выражений при просмотре фильма. На основе этих слов после повторного просмотра курсанты дополняли интервью с командиром дивизии
Stichwörter
das Interview
1. WasistdasZielderMilitärübung«RedGriffln2017»? DasZielist
2. Welchedeutschen TruppenteilenehmenandieserÜbungteil?
3. Welche Operationen werden bei der Übung geplant?
Die Übung umfasst_mit Fallschirmjägern des Fallschirmjägerregimentes 31 und
_mit Infanterie, wo Hubschrauber und Kampfhubschrauber eingesetzt werden.
4. Welchen Auftrag haben die Fallschirmjäger?
Sie sollen als erste in das Feindgebiet gelangen und_
5. Welche Ziele haben die Fallschirmjäger? Es gibt vieleZielebeidieserÜbung.Dassind_
6. WelcheBesonderheithatdieseÜbung?
Bei «Red Griffin» sind die Soldaten nicht in einem militärischen Sicherheitsbereich, sondern
Ergänzen Sie das Interview
[ 1. Was ist das Ziel der Militäriibung Red Griffin 2017? Das Ziel ist...
die Zusammenarbeit von deutschen, niederländischen und französischen Soldaten unter realistischen Bedingungen.
2. Welche deutschen Truppenteile nehmen an dieser Übung teil?
Die Luftlande- und Hubschrauberkräfte der Division Schnelle Kräfte.
Рис. 3. Слайдпрезентациисправильными отв^та^и на вопросы
быстрого реагирования. После заполнения пропусков в интервью на слайде демонстрировался правильный ответ. Для наглядности он выделен красным цветом (рис. 3). Ответы необязательно слово в слово должны были совпасть с предложенными на слайде. Вариации здесь были возможны.
В результате проделанной работы у курсантов сложилось определённое представление о военных учениях «Red Griffin/Colibri 50», которое они изложили в виде устного резюме. Курсанты продемонстрировали очень хорошие сообщения, что в очередной раз доказывает, что зрительная и слуховая наглядность, аутентичность языкового материала, связь с профессиональной деятельностью являются одним из эффективных средств формирования положительной мотивации. «Мультимедийная и творческая составляющая данных заданий делают их привлекательными для обучающихся, мотивируя их к более интенсивному усвоению ими материала» [9, с. 7].
В качестве задания на самоподготовку мы предложили написать эссе на тему «Военные учения „Red Griffin/Colibri 50"».