Научная статья на тему 'Как сделать обучение иностранному языку эффективным (из опыта работы со студентами над темой «Berliner Mauer»)'

Как сделать обучение иностранному языку эффективным (из опыта работы со студентами над темой «Berliner Mauer») Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
266
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
технология групповой работы / типы / виды групповой работы / преимущества групповой работы / лингвострановедение Германии / история Германии / Берлинская стена / Berliner Mauer. / technology of group work / types/kinds of group work / advantages of group work / German linguistic and cultural studies / History of Germany / the Berlin Wall / Berliner Mauer.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е. Г. Кошкина

В рамках личностно ориентированного / гуманистического студентоориентированного подхода в образовании и воспитании первостепенное значение имеет свободная, развитая и образованная личность, способная жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира. В связи с этим встает вопрос о путях и способах ее воспитания и образования, осуществляется поиск новых эффективных методик, технологий, материала. Целью данной статьи является рассмотрение командной работы как одной из эффективных форм взаимодействия преподавателя со студенческой аудиторией. Групповая технология представлена как учебно-познавательная деятельность, задача которой заключается в создании условий для развития познавательной самостоятельности учащихся, их коммуникативных умений и интеллектуальных способностей посредством сотрудничества в процессе выполнения группового задания — единой познавательной задачи. Статья предлагает описание групповой работы с материалом по теме «Berliner Mauer» (Комментарий 1), содержит дидактизированный аутентичный лингвострановедческий материал, включающий в себя знакомство с историей возведения стены, хронологию событий 1961–1990 гг., а также отражение рассматриваемого периода в музыкальных и художественных произведениях (песнях, фильмах, книгах). Методология представленного исследования вытекает из поставленной цели, опирается на понимание групповой формы работы как одного из эффективных подходов к организации процесса обучения иностранным языкам в большой группе и отражается в логике исследования (от рассмотрения сути нового подхода в обучении и места в нем командной работы через описание ее преимуществ и видов к конкретному примеру использования этой технологии на практике в курсе по страноведению Германии). С качестве основных методов исследования наряду с логическими (изучение теоретических источников по теме, анализ, синтез, сравнение и т.д.) применяются также метод проектирования / построения мыслительного эксперимента (представлен проект цепочки занятий, методическая разработка каждого этапа) и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECTIVE STRATEGIES FOR FOREIGN LANGUAGE TEACHING (BASED ON MATERIALS ON THE SUBJECT “BERLINER MAUER” AND VIEWED THROUGH THE EXAMPLE OF LARGE GROUPS)

The chief purpose of this article is to examine group technology as the leading form of learning and cognitive activity aimed at creating conditions for development of cognitive autonomy in students, their communicative skills, and intellectual capacity through interaction in the process of fulfilling a group task (the united cognitive task) for independent work. The article describes group work with the material on the subject “Berliner Mauer” and contains linguistic and cultural materials designed by native speakers specially for methodological purposes.

Текст научной работы на тему «Как сделать обучение иностранному языку эффективным (из опыта работы со студентами над темой «Berliner Mauer»)»

ДИДАКТИКА И МЕТОДИКА ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 372.881.111.22

КАК СДЕЛАТЬ ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ЭФФЕКТИВНЫМ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ СО СТУДЕНТАМИ НАД ТЕМОЙ «BERLINER MAUER») I

В рамках личностно ориентированного / гуманистического студентоориентированного подхода в образовании и воспитании первостепенное значение имеет свободная, развитая и образованная личность, способная жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира. В связи с этим встает вопрос о путях и способах ее воспитания и образования, осуществляется поиск новых эффективных методик, технологий, материала.

Целью данной статьи является рассмотрение командной работы как одной из эффективных форм взаимодействия преподавателя со студенческой аудиторией.

Групповая технология представлена как учебно-познавательная деятельность, задача которой заключается в создании условий для развития познавательной самостоятельности учащихся, их коммуникативных умений и интеллектуальных способностей посредством сотрудничества в процессе выполнения группового задания — единой познавательной задачи.

Статья предлагает описание групповой работы с материалом по теме «Berliner Mauer» (Комментарий 1), содержит дидактизированный аутентичный лингвострановедческий материал, включающий в себя знакомство с историей возведения стены, хронологию событий 1961-1990 гг., а также отражение рассматриваемого периода

Как цитировать статью: Кошкина Е. Г. Как сделать обучение иностранному языку эффективным (из опыта работы со студентами над темой «Berliner Mauer»// Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1, № 2 (59). С. 59-94. DOI 10.24411/2224-0772-2019-10006

Е. Г. Кошкина

Кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры немецкого языка, департамент иностранных языков, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», г. Москва

E-mail: e-lena-koshkina@ yandex.ru

Elena G. Koshkina

PhD (Philology), Senior Lecturer of the Chair for German as a Foreign Language, Department of Foreign Languages, National Research University "Higher School of Economics", Moscow, Russia

в музыкальных и художественных произведениях (песнях, фильмах, книгах).

Методология представленного исследования вытекает из поставленной цели, опирается на понимание групповой формы работы как одного из эффективных подходов к организации процесса обучения иностранным языкам в большой группе и отражается в логике исследования (от рассмотрения сути нового подхода в обучении и места в нем командной работы через описание ее преимуществ и видов к конкретному примеру использования этой технологии на практике в курсе по страноведению Германии). С качестве основных методов исследования наряду с логическими (изучение теоретических источников по теме, анализ, синтез, сравнение и т.д.) применяются также метод проектирования / построения мыслительного эксперимента (представлен проект цепочки занятий, методическая разработка каждого этапа) и др.

Ключевые слова: технология групповой работы, типы / виды групповой работы, преимущества групповой работы, лингвострановедение Германии, история Германии, Берлинская стена, Berliner Mauer.

Часть I

И. Л. Бим, рассуждая о целях обучения иностранным языкам (ИЯ), пишет, что существенные изменения в сфере образования являются закономерным следствием общественно-политических, экономических и социальных преобразований. В последние десятилетия произошла смена парадигмы образования и воспитания, в связи с чем «учебно-дисциплинарный, авторитарно-информационный подход в обучении уступил место личностно ориентированному» или, другими словами, гуманистическому студентоориентированному, нацеленному на развитие каждого отдельного человека, его самоопределение и самореализацию [3, с.39]. Самой большой ценностью стала признаваться свободная, развитая и образованная личность, способная жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира. В рамках этого подхода «обучающийся выступает в качестве активного субъекта обучения, а учитель все больше обретает функции консультанта, помощника» [2, с. 39]. Он создает условия для развития и саморазвития личности, является партнером в общении, в совместной деятельности учения, помогает обучающемуся овладеть умениями самостоятельно добывать знания и накапливать опыт.

Преподаватель, помимо определенного уровня профессиональной подготовки, должен иметь такие качества, как способность самостоя-

тельно и критически мыслить, открытость педагогическим новациям, способность адаптировать свои знания и умения к меняющимся условиям социальной и профессиональной среды, к условиям вариативности образования, умение решать проблемы и брать на себя профессиональную ответственность, способность к профессиональному самообразованию, самоформированию, к профессиональной рефлексии, к исследовательской и творческой деятельности, к автономии, социальной активности, к самореализации себя как «человека культуры» [1, с. 174].

Осуществлять разные виды деятельности (учебную, трудовую, эстетическую, исследовательскую), «обладать критическим мышлением, современными ценностными ориентациями, опытом творческой деятельности, знать новые информационные технологии, быть готовым к межличностному и межкультурному сотрудничеству внутри своей страны и на международном уровне, уметь преодолевать конфликты и т. д.— все это достигается только при личностно ориентированном подходе к образованию и воспитанию» [2, с. 39].

В рамках личностно ориентированного, гуманистического подхода происходит изменение всех компонентов системы образования (цели обучения, его содержания, методов, приемов, технологий) и всего, как отмечает И. Л. Бим, учебно-воспитательного процесса в целом (взаимодействие преподавателя и обучающегося, студентов друг с другом и средствами обучения) [2, с. 42].

В качестве основной цели обучения ИЯ рассматривается формирование иноязычной коммуникативной компетенции, т.е. способности и реальной готовности осуществлять иноязычное общение с носителями языка, а также приобщение обучающихся к культуре страны изучаемого языка, лучшее осознание культуры своей собственной страны, умение представлять ее в процессе общения [2, с. 43].

Поставленная в рамках нового подхода цель сделала еще более актуальным вопрос эффективности обучения ИЯ. Определяя эффективное обучение как процесс получения новых знаний с максимальным качеством, как высшую степень усвоения полученных знаний, ученые-методисты пытаются создать модели и выработать технологии обучения ИЯ. Н. В. Янкина в статье «Традиционные подходы и инновационные технологии в обучении студентов неязыковых специальностей иностранным языкам» предлагает целый ряд критериев, которые помогут в правильном отборе моделей и технологий обучения ИЯ. К таким

критериям она относит:

• создание атмосферы, в которой обучаемый чувствует себя комфортно и свободно;

• стимулирование интересов обучаемого, развитие у него желания практически пользоваться ИЯ;

• вовлечение в учебный процесс личности обучаемого, его эмоций, чувств и ощущений, соотнесение материала изучения с его реальными потребностями, стимулирование его речевых, когнитивных, творческих способностей;

• активизация обучаемого, представление его главным действующим лицом учебного процесса, активно взаимодействующим с другими участниками этого процесса;

• создание ситуаций, в которых преподаватель НЕ является центральной фигурой;

• формирование потребности обучаемого работать над языком самостоятельно;

• применение различных форм работы в аудитории, стимулирующих активность обучаемых, их самостоятельность, творчество [6, с. 300-305].

В поисках эффективных методик, моделей и технологий ученые-теоретики и преподаватели-практики выработали свои методы обучения ИЯ — направления, имеющие свои лингводидактические и психологические особенности (Комментарий 2).

Из всего многообразия существующих в настоящий момент методов обучения (более 50) рассмотрим некоторые направления обучения, считающиеся интенсивными, т.е. обеспечивающими овладение языком в сжатые сроки, ориентированными на обучение общению, предполагающими использование психических резервов личности обучающегося и различные способы активизации их учебной деятельности в процессе занятий [5, с. 6].

1. Суггестопедический метод Георгия Лозанова (Комментарий 3) — система введения и закрепления речевого материала в различных ситуациях общения, ориентированная на создание естественной речевой среды, активизацию обучающихся в процессе урока и мобилизацию скрытых психических резервов личности [5, с. 20].

2. Эмоционально-смысловой метод Игоря Юрьевича Шехтера, рассматривающий в качестве основного пути овладения речевым

общением опору на смыслообразование, возникающее в процессе ролевой игры. Основой путь овладения речевым общением — опора на смыслообразование и на специально стимулируемое эмоциональное соучастие обучаемого в процессе игровой деятельности [5, с. 25].

3. Метод активизации возможностей личности и коллектива Галины Александровны Китайгородской. В процессе активного взаимодействия педагогов и группы учащихся, учащихся друг с другом, активизации процессов познания, ресурсов памяти, воображения и внимания результат достигается максимально быстро.

4. Авторский метод обучения детей английскому языку Валерии Николаевны Мещеряковой «I LOVE ENGLISH». Игровое обучение с погружением в языковую среду и упор на аудирование позволяют детям легче воспринимать новую информацию, понимать учителя, избегать языковой барьер (Комментарий 4).

5. Методика естественного погружения Ольги Львовны Соболевой (Комментарий 5), построенная на эффективных способах развития умения «мыслить на языке» — необходимого условия свободного владения языком.

6. Интегративный лингвопсихологический тренинг (ИЛПТ) Ирины Михайловны Румянцевой (Комментарий 6), новое «онтогенетическое» и «психотерапевтическое» направление в обучении иноязычной речи. В ИЛПТ используются упражнения, направленные на отработку психосенсорных и психомоторных связей, приемы воздействия на ощущения, восприятие, внимание, память, мышление, воображение, эмоции и чувства, способствующие развитию речи, а также речевые и языковые психолингвистические техники тренировки речи. Все техники служат общей цели — овладению человеком иноязычной речью через воздействие на механизмы ее формирования [3].

Перечислив лишь некоторые эффективные методы обучения ИЯ, отметим, что каждый их них, несомненно, имеет свои преимущества при работе с определенной возрастной группой обучающихся (! в количестве 10-12 человек), при соблюдении ряда требований к организации процесса обучения и т.д.

Однако при всем своем многообразии современные методики не позволяют в полной мере решить существующие проблемы. В частности,

как повысить эффективность обучения ИЯ в большой группе студентов (более 15 человек).

Об актуальности обозначенной проблемы свидетельствует большое количество работ, авторы которых делятся своим опытомв ее решении. 3. Шестатевская о своей роботе «Охсимохация п]тецесса обвейте ино-стркнныр языкам в Толоехвх груопах д тохничсчком вутв» о качтстве первой трменомеч рассмвохивает нсхрксднон()ве«б^ксть

аудиторного помещения [4]. Мы разделяем мнение автора и считаем, чет аравильнея ортднаязция рабочеп« кросяранства — перере уокавие успешаой ]етос^т^в^1 «шни-цэуппы Сдп^че: — МП. Идеальным для раеоты трупчы (эыло бы натоина отдрльнйIм стчнза и достаточного пространства для передвижения по аудитории, как это представлено на приведенных ниже иллюстрациях.

Иллюстрация 1. Организация помещения для групповой работы

З. Шестаковская делает акцент на том, что успех групповой работы зависит от подготовительного этапа [4]. Перед началом активной работы следует объяснить обучающимся, что работа в МГ — это не соревнование, а совместное творчество, основанное на взаимопомощи и взаимовыручке. Все члены группы зависят друг от друга, и каждый несет ответственность за собственные успехи и успехи всех членов команды. Надо попросить студентов быть взаимно вежливыми (говорить негромко, не мешая другим мини-группам), доброжелательными (относиться с пониманием к позиции и мнению других), организованными (следить за временем), дисциплинированными (сосредоточиться на выполнении проекта), тактичными (не перебивать) и терпимыми к ошибкам одногруппников (невыкрикивать ине исправлять ошибки).

После устной подготовительной беседы должно следовать разделение на рабочие команды / мини-группы / тройки / пары и т.д. (на усмотрение учителя и в зависимости от этапа занятия, его целей и задач). Этот про-

цесс также таит в себе трудности, связанные с дисциплиной, затратой времени, неготовностью к подобной форме работы, нежеланием работать в группе / с конкретными одногруппниками, с разным темпом работы, непониманием своей роли в процессе группового общения и т.д. Чтобы деление на команды прошло быстро и спокойно и не носило субъективного характера, можно использовать интересные игровые формы с привлечением карточек, картинок и др.

Когда группы сформированы, не нужно торопиться и погружать их в стрессовую ситуацию срочного выполнения задания по теме — здесь важно дать упражнение на «разогрев», на сплочение, увлекательное, эмоционально насыщенное. Только после этого можно просить группу приступить непосредственно к выполнению задания урока.

З. Шестаковская предлагает также уделять внимание выбору правильной тактики поведения преподавателя во время групповой работы студентов. Преподаватель должен вести занятие стоя, это помогает сохранять зрительный контакт с аудиторией и контролировать деятельность каждой МГ и каждого члена группы. В этом случае эффективность работы студентов повышается в среднем на 30%. Важно также ходить по аудитории, помогая студентам справиться с заданием, делая необходимые пояснения [4].

Еще одной трудностью групповой работы является катастрофическая нехватка времени, обоснованная двумя причинами. Первая связана с незаинтересованностью каждого в результативной работе команды. Как следствие — выполнение всего задания ложится на плечи в лучшем случае двух ответственных студентов. Вторая причина — неспособность группы в короткий промежуток времени действовать слаженно, алгорит-мично (через мозговой штурм и приоритизацию к нахождению решения поставленной преподавателем проблемы), результативно (даже при условии большой заинтересованности и высокой мотивации каждого члена команды). Временной регламент — очень важная составляющая групповой работы. Преподаватель должен строго следить за временем. Перед началом работы группы следует оповестить студентов, сколько минут отводится на выполнение каждого этапа и просить придерживаться обозначенного плана.

При организации групповой работы преподаватель должен поднять вопрос о том, что рабочим языком является исключительно иностранный. При необходимости следует предупредить студентов о том, что в случае нарушения договоренности группа может быть подвергнута

штрафным санкциям в виде потери баллов за работу и пр.

Наблюдая за работой команд, преподаватель может вмешиваться в процесс, если только это будет необходимо: сделана грубая ошибка, возникла ссора, группа не понимает, в каком направлении нужно двигаться и с чего начинать.

Подводя итог сказанному, перечислим возможные преимущества и недостатки работы в группе.

Таблица 1. Преимущества и недостатки работы в группе

ПРЕИМУЩЕСТВА

НЕДОСТАТКИ

• формируется мотивация учения и обучения;

• процессы обучения и воспитания происходят неразрывно в благоприятном психологическом климате;

• воспитывается обязательность выполнения задания в определенные сроки;

• происходит развитие мышления, таких его свойств, как систематизация, обобщение, классификация, анализ;

• происходит развитие критического мышления:

• соблюдается дифференцированный подход (необходимость обязательного учета личностных характеристик обучающихся);

• обучающиеся могут проявить себя (самораскрытие, самоисследование, самопознание);

• формируется своя точка зрения, умение отстаивать ее;

• воспитывается взаимная ответственность, внимательность;

• предоставляется возможность равноправия и свободы выражения идей, их отстаивания, аргументации, но в то же время воспитывается терпимость к чужой точке зрения;

• члены группы учатся сопереживанию, эмпатии;

• каждый получает эмоциональную содержательную поддержку;

• улучшаются межличностные отношения;

• члены группы учатся преодолевать психологические барьеры;

•устанавливается психологический комфорт в коллективе, снижается уровень тревожности, напряжения, скованности; стимулируется взаимное доверие, уверенность в коллегах («чувство локтя»);

• группа добивается повышения гибкости, оперативности, качества принимаемых решений;

• происходит индивидуальное развитие членов группы;

• происходит развитие умения успешного общения между собой и с преподавателями;

•у слабых учащихся появляется возможность получить более высокую оценку;

у сильных учащихся появляется дополнительная ответственность: они должны помочь слабым учащимся (взаимообучение, взаимоконтроль);

достигается всеобщий и всеохватывающий контроль знаний; стимулируется дух соревнования и соперничества;

• происходит развитие лидерских качеств;

• возможность использования метода работы в группе на разных этапах занятия (на этапе актуализации знаний, закрепления и повторения, открытия новых знаний, при подведении итогов).

• требуется время на то, чтобы обучить (качественной) групповой работе (работе по алгоритму / плану);

• более слабые пользуются результатами труда более сильных;

• трудности в комплектовании групп (для некоторых студентов разделение на группы — болезненный процесс);

• рабочий шум на уроке;

• команда в силу разности способностей и темпа работы ее членов не всегда быстро ориентируется в материале и выбирает самый экономный путь решения проблемы.

Итак, мы видим, что преимуществ командной работы достаточно много. Это говорит о необходимости приоритизировать этот способ работы на занятии, не идеализируя его, однако, как единственно эффективный при работе с большой группой. Подчеркнем, что критерием выбора формы взаимодействия преподавателя с аудиторией должны стать конкретные цели и задачи урока.

Отметим также, что успех командной работы определяет также подаваемый материал. При его выборе следует руководствоваться следующими принципами: каждый член группы должен принимать активное участие в выполнении заданий, которые должны быть интересными, доступными (необходимо учитывать уровень образовательных возможностей участников), проблемными, требующими разных знаний и умений, направленными на развитие разных знаний и умений, творческого мышления, значимыми для каждого участника групповой работы, рассчитанными на совместный поиск решения.

Сам технологический процесс групповой работы можно представить следующим образом:

Таблица 2. Технологический процесс групповой работы

ДЕЙСТВИЯ СТУДЕНТОВ ДЕЙСТВИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

1. Подготовка к выполнению группового задания (организационно-подготовительный этап)

• слушают инструктаж преподавателя; • знакомство с материалом; • настраиваются на работу в команде; • распределение по группам. • постановка познавательной задачи (создание проблемной ситуации); • инструктаж о последовательности работы и времени выполнения; • раздача дидактического материала группам; • формирование мотивации участников; • организация разноуровневых групп.

2. Групповая работа

• планирование работы в группе; • распределение заданий внутри группы; • индивидуальное выполнение задания; • обсуждение индивидуальных результатов работы в группе; • обсуждение общего задания в группе (замечания, дополнения, уточнения, обобщения); • подведение итогов группового задания. • визуальный контроль за процессом — правильное распределение внимания; • регулярное консультирование по содержанию работы (избегать прерывания работы мини-групп общими разъяснениями); • эмоциональная поддержка; • регулирование споров; • помощь в случае возникновения вопросов (роль «источника информации»).

3. Заключительная часть

• сообщение о результатах работы в группах; • анализ познавательной задачи; • общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи. • подведение итогов работы группы; • оценивание деятельности группы / организация рефлексии групповой работы.

Заканчивая теоретическую часть нашего исследования, представим обзор некоторых наиболее популярных видов / форм групповой работы, эффективно применяемых преподавателями-практиками.

1) Однородная или дифференцированная групповая работа. В первом случае происходит выполнение одинакового для всех задания. Во втором — выполнение мини-группами разных заданий. Причем различают кооперировано-групповую форму, когда задания дифференцируются по содержанию, а по сложности равноценны, и дифференцированно-групповую форму, подразумевающую задания, дифференцируемые по степени сложности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) Мозаичная группа «Пазлы». Особенность ее работы заключается в том, что вся аудитория делится на несколько мини-групп, каждая получает определенное задание по теме. После выполнения задания происходит объединение в новые группы, где каждый презентует работу своей предыдущей группы (по своей части темы). Таким образом, внутри каждой группы происходит обсуждение всей темы.

3) Проблемные вопросы / задания:

• прием «Охота за сокровищами» — поиск ответа/решения осуществляется с привлечением дополнительных источников;

• прием «Мозговой штурм» — активизация творческого потенциала участников (собирают идеи/мнения для решения проблемы в условиях ограниченного времени, идеи не подвергаются оценке);

• прием «Зигзаг»/«Метод пилы» — группы из 4-х — 5-ти человек работают над материалом, который разделен на фрагменты; студенты, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу (встреча экспертов), затем он возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали от других, членов своих групп, а те, в свою очередь, докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы);

• прием «Продолжи» — выполнение заданий осуществляется группой по цепочке;

• прием «Водоворот» — используется при закреплении материала; каждая группа получает карточки с заданиями, по окончании работы карточки вместе с выполненными заданиями передаются на проверку другой группе; группа, получив карточку с заданием и его решением, ничего не исправляя, проверяет и выставляет оценку, таким образом, каждая группа знакомится со всеми выполненными заданиями;

• прием «Снежный ком» — работа в группе начинается с выполнения индивидуального, одинакового для всех задания, затем происходит объединение в пары, где выбирается лучшее решение, затем пары объединяются в группы по четыре человека и снова происходит выбор лучшего решения; в конце все объединяются в одну большую группу, где уже не происходит обсуждения, но заслушиваются доклады о работе групп;

• прием «Броуновское движение», прием «Карусель», прием «Домино» и др.

4) Ролевые / деловые игры.

5) Дискуссии / дебаты / диспут.

6) Проектная деятельность.

Анализ теоретических источников по проблеме групповой работы позволяет сделать следующие выводы: групповые формы работы позволяют эффективно реализовать компетентностный подход на практике (возрастает глубина понимания материала). Групповая форма организации работы на занятиях позволяет активно включать студентов в атмосферу сотворчества, создавать мотивацию обучения, стимулировать личностное восприятие. Обладая мощной побудительной силой, групповые формы обучения способны оптимизировать учебный процесс, сделав его более эффективным и личностно направленным. Используя групповую форму работы, преподаватель решает три основных задачи: конкретно-познавательную, связанную с учебной ситуацией, коммуникативно-развивающую, в процессе которой развиваются навыки общения внутри группы и за ее пределами (в частности, инициативность, лидерство, умение налаживать контакты, находить разумные компромиссы, решать конфликтные ситуации), и социально-ориентационную (студенты вырабатывают навыки, необходимые для жизни в обществе), воспитывающую гражданские качества, необходимые для адекватной социализации индивида в сообществе.

Часть II

Во второй части статьи представим пример групповой работы над темой «Падение Берлинской стены». Знакомство студентов с этим значимым историческим событием происходит в рамках изучения страноведческого материала, связанного с историей Германии и Берлина второй половины XX столетия. Уровень владения языком — не ниже B1/ B2. Материал рассчитан на группу из 15-16 студентов (4 мини-группы).

Этап 1 — разделение на группы

Преподаватель предлагает студентам вытянуть из прозрачного файла карточку, на которой написано название достопримечательности Берлина (например, Weltzeituhr, Neptunbrunnen, Reichstagsgebäude, Kurfürstendamm). Студенты, вытянувшие карточки с одинаковой до -стопримечательностью, объединяются в группу, таким образом, формируется четыре мини-группы.

Этап 2 — знакомство с историческими событиями, предшествовавшими возведению стены

На данном этапе каждая МГ получает набор карточек с событиями, датами и картинками (представлены ниже в таблице), члены группы совещаются, пытаясь хронологически правильно восстановить события периода 1945-1961 годов и проиллюстрировать это подходящим изображением. Перед началом работы в группах преподаватель обращает внимание студентов на понятия «Marshallplan» (Комментарий 7), «Interzonenpass» (Комментарий 8), определения которых выводятся на экран через проектор.

После того, как МГ закончили работу над соотнесением дат, событий и картинок, преподаватель выводит решение на экран:

Einteilung Deutschlands in eine amerikanische, britische, französische und sowjetische Zone + Verwaltung Deutschlands durch einen gemeinsamen Alliierten Kontrollrat

I E. r. KomKMHa

1945-1947

grundsätzliche Gegensätze in der wirtschaftlichen, ideologischen und politischen Entwicklung der Alliierten ^ aus den ehemaligen Verbündeten — Feinde

im Juni 1946

(auf Verlangen der sowjetischen Behörden) Einschränkung der freien Reiseverkehr zwischen den Zonen Deutschlands + Einführung des Interzonenpasses für die Fahrt von einer Zone in die andere

1948

Marshallplan der USA zum Wiederaufbaus Westeuropas und Deutschlands

1949

Gründung der DDR und der BRD + Anfang der wirtschaftlichen und politischen Repressalien in der DDR + Aufschwung im Westen ^ Flucht von hochqualifizierten Menschen aus dem Arbeiterund Bauernstaat

Am 26. Mai Beschluss der Minis-

1952 terrat der DDR über die

Sicherung der Interzonengrenze und die Einrichtung eines 10-m und 500-m-Schutzstreifens sowie eines 5-km-Sperr-gebietes vor der Interzonengrenze zu Westdeutschland

(!!! die Flucht in den Westen über Berlin — noch ungefährlich)

Am 13. August die Grenzen zum West-

1961 teil, zu den Sektoren der

Westmächte Frankreich, Großbritannien und den USA abriegeln / von Truppen der Nationalen Volksarmee / mit Sperranlagen aus Stacheldraht

Ziel: Erhalt des kommunistischen Systems der DDR

Erschüttert und fassungslos dem Bau der Absperranlagen zusehen (die Berliner)

Затем члены каждой МГ (внутри группы) по очереди описывают события, придерживаясь вербального стиля (пример выведен на экран: Nach der Kapitulation Deutschlands, im Jahre 1945, wurde Deutschland in eine amerikanische, britische, französische und sowjetische Zonen eingeteilt, dabei wurde das Land durch einen gemeinsamen Alliierten Kontrollrat verwaltet). В целях экономии времени можно предложить каждой МГ описать только два или три события и представить свой вариант аудитории.

Этап 3 — «Berliner Mauer — mehr als Mauer»

Материалом для этого этапа работы является документальный

короткометражный фильм «Eingemauert! Die innerdeutsche Grenze» (Комментарий 9). Студенты смотрят фильм и выполняют задания к нему.

Teil 1. Berlin — eine Bundesdeutsche Stadt, eingemauert mitten in der DDR Vor dem Sehen

Aufgabe 1: Bevor Sie sich den 1. Teil des Films anschauen, beachten Sie

die Bedeutung einiger Wörter.

der Mauerbau Die Mauer

Die Genehmigung Die Erlaubnis

Der DDR-Wachtposten Der Grenzsoldat

Aufgabe 2: Bevor Sie sich den 1. Teil des Films anschauen, versuchen Sie die gegebenen Wörter zu definieren.

Der streng bewachte Grenzstreifen

Die Grenzsperre

Der Wachtturm

Der Stahlteppich

Die Fluchtverhinderung

Die Beobachtungsplattform

Bei dem Sehen

Aufgabe 3: Schauen Sie sich den Film zum ersten Mal an. Aufgabe 3.1: Verbinden Sie richtig die Teile der Wortfügungen.

mit der Grenzanlage ausbauen

Ost und West auslösen

die Flucht hindern

in 4 Sektoren alarmieren

die Sondergenehmigung kontrollieren

Grenzstreifen ständig trennen

einen stillen Alarm schießen

den Flüchtling abriegeln

andere Grenzsoldaten hinterlassen

taghell stoppen

auf Flüchtlinge brauchen

die Fahrzeuge entdecken

die Spuren beleuchtet werden

den Zustand der Mauer teilen

(Lösung: mit der Grenzanlage abriegeln / Ost und West trennen / die Flucht

hindern / in 4 Sektoren teilen / die Sondergenehmigung brauchen / Grenzstreifen ständig ausbauen / einen stillen Alarm auslösen / den Flüchtling entdecken / andere Grenzsoldaten alarmieren / taghell beleuchtet werden / auf Flüchtlinge schießen / die Fahrzeuge stoppen / die Spuren hinterlassen / den Zustand der Mauer kontrollieren)

Aufgabe 3.2: Verbinden Sie richtig die Zahlen damit, was sie bedeuten, bzw. Daten mit den Ereignissen.

1961 Mann stark waren die Grenztruppen in Berlin

155 km so hoch ist die Berliner Mauer

12000 so lang war die Grenzanlage um den Westsektor

163 die Versöhnugskirche wurde von dem DDR-Regime gesprengt

1985 so lang sind die Dornen vom Stahlteppich

14 cm wurden die westlichen Sektoren abgeriegelt

3,60 m Tote gibt es an der Berliner Mauer

(Lösung: 1961 wurden die westlichen Sektoren abgeriegelt / 155 km so lang war die Grenzanlage um den Westsektor / 12000 Mann stark waren die Grenztruppen in Berlin / 163 Tote gibt es an der Berliner Mauer / 1985 die Versöhnugskirche wurde von dem DDR-Regime gesprengt / 14 cm so lang sind die Dornen vom Stahlteppich / 3,60 m so hoch ist die Berliner Mauer)

Nach dem Sehen

Aufgabe 4: Schauen Sie sich den Film zum zweiten Mal an.

Aufgabe 4.1: Beantworten Sie die Fragen zum Film (каждая МГ получает свой блок вопросов, отвечает на них внутри группы, а затем один из членов команды озвучивает результаты, ответы также выводятся преподавателем через проектор на экран).

Группа 1 Группа 2 Группа 3 Группа 4

Welchen Zweck hat die Grenze zwischen West und Ost? (die Flucht in die BRD zu hindern) Welche Zeitperiode wird im Film beschreiben? (Anfang der 80-er Jahre) Was liegt hinter der ersten Mauer der Grenzsperre? (Der streng bewachte Grenzstreifen) Wer kontrolliert außerhalb des Grenzstreifens? (die Soldaten und die Grenzpolizei)

Wie viele Meter bewachen 2 Soldaten? (200 Meter) Aus wie vielen Hindernissen bestand der Grenzstreifen? (die erste Mauer, der Signalzaun) Was passiert, nachdem ein Flüchtling den Zaun berührt hat? (ein Signal wird ausgelöst, er geht in den Wachtturm, die Grenzsoldaten entdecken den Flüchtling, sie alarmieren andere Grenzsoldaten alarmieren) Wie wird der Grenzstreifen im Westen genannt? (der Todesstreifen)

Was wurde den DDR-Wachtposten innerhalb des Grenzstreifens erlaubt? (sie durften als äußerstes Mittel schießen) Was liegt mitten in der Grenzanlage? Wie wird das durch die Mauer getrennt? (die Versöhnungkirche) (der Mauerbau trennt sie von der dazu gehörenden Gemeinde, die überwiegend im Westteil ist) Warum lässt das DDR-Regime die Kirche sprengen? (sie macht die Grenze unübersichtlich) Was wurde im Westen „Stalinrasen" genannt? (Stahlteppich mit 14 cm langen Dornen)

Warum hatte die Berliner Mauer schwere Türen auf ihrer Westseite? (gehörte der DDR auf ihrer Westseite, die Grenzsoldaten kontrollierten den Zustand der Mauer von der anderen Seite) Warum ist an manchen Kreuzungen der Stahlbeton der Berliner Mauer nicht verschweißt? (Panzer sollen im Kriegsfall nach Westen durchbrechen) Für wen waren die Beobachtungsplattformen errichtet? (für Westpolizisten und dann für Touristen) Wie kann man den Satz verstehen: „Die Grenzanlage in Berlin ist viel mehr als die Mauer"?

Aufgabe 4.2: Bringen Sie „die Typen von Hindernissen" des Todesstreifens in die richtige Reihenfolge (задание выполняется внутри каждой МГ).

der Alarmzaun / geackerte Erde / die erste Mauer / die Berliner Mauer / der Stahlrasen mit Dornen / die Fahrzeugsperren

(Lösung: 1. die erste Mauer — 2. der Alarmzaun — 3. die Fahrzeugsperren — 4. der Stahlrasen mit Dornen — 5. geackerte Erde — 6. die Berliner Mauer) Teil 2. Hötensleben — ein Dorf in Ostdeutschland direkt an der Grenzanlage Vor dem Sehen

Aufgabe 5: Bevor Sie sich den 2.Teil des Films sehen, besprechen Sie in der Gruppe die Bedeutung der Wörter und Wendungen.

Die Zwangsumsiedlung

Das Postenalarmgerät

Sich deutlich und klar abzeichnen (über die Spuren)

Die Selbstschussanlage

Eine gelbe / rote Kugel abschießen

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Bei dem Sehen

Aufgabe 6: Schauen Sie sich den Film zum ersten Mal an, verbinden Sie richtig die Zahlen damit, was sie bedeuten, bzw. Daten mit den Ereignissen.

bis 1983

So lang ist die innerdeutsche Grenze, trennt die DDR von der Bundesrepublik

100 m So breit ist der Grenzstreifen im Dorf Hötensleben

3 m Soldaten sind im Wachtturm rund um die Uhr

40 m Es gibt Minenfelder an vielen Stellen der Grenze

6 Hoher Zaun stand an der Grenze im Dorf Hötensleben

1378 km Entfernt von der Mauer — eine Selbstschussanlage

(Lösung: 1378 km — so lang ist die innerdeutsche Grenze, trennt die DDR von der Bundesrepublik; 40 m — so breit ist der Grenzstreifen im Dorf Hötensleben; 6 Soldaten sind im Wachtturm rund um die Uhr; bis 1983 — es gibt Minenfelder an vielen Stellen der Grenze; 3 m hoher Zaun stand an der Grenze im Dorf Hötensleben; 100 m — entfernt von der Mauer — eine Selbstschussanlage)

Aufgabe 7: Schauen Sie sich den Film zum zweiten Mal an.

Aufgabe 7.1: Beantworten Sie die Fragen dazu (каждая МГ получает свой блок вопросов, отвечает на них внутри группы, а затем один из членов команды озвучивает результаты, ответы также выводятся пре-

подавателем через проектор на экран).

Группа 1 Группа 2 Группа 3 Группа 4

1) Was droht ständig den Einwohnern im Dorf Hötensleben? (den Einwohnern droht ständig die Zwangsumsiedlung ins Land der Inneren) 1) Was mussten Fluchtverdächtige in 50-60 er Jahren machen? (aus dem Dorf wegziehen) 1) Was droht ständig den Einwohnern im Dorf Hötensleben? (den Einwohnern droht ständig die Zwangsumsiedlung ins Land der Inneren) 1)Was mussten Fluchtverdächtige in 50-60 er Jahren machen? (aus dem Dorf wegziehen)

2) Wie wird das Gelände zusätzlich bewacht? (von Hunden) 2) Wie funktioniert das das Postenalarmgerät? (eine gelbe oder rote Kugel wird abgeschossen) 2)Wie wird das Gelände zusätzlich bewacht? (von Hunden) 2) Wie funktioniert das das Postenalarmgerät? (eine gelbe oder rote Kugel wird abgeschossen)

3) Was bedeutet die Farbe der Kugel? (die Grenzsoldaten wissen, wie weit der Flüchtling gekommen ist) 3) Wo stand die Betonmauer und wo der Zaun? (Betonmauer — wo die Fluchtgefahr hoch war, sonst — der Zaun) 3) Was bedeutet die Farbe der Kugel? (die Grenzsoldaten wissen, wie weit der Flüchtling gekommen ist) 3) Wo stand die Betonmauer und wo der Zaun? (Betonmauer — wo die Fluchtgefahr hoch war, sonst — der Zaun)

Aufgabe 7.2: Bringen Sie „die Typen von Hindernissen" des Todesstreifens in die richtige Reihenfolge (задание выполняется внутри каждой МГ).

der Alarmzaun / die Minenfelder / das Postenalarmgerät / die Fahrzeugsperren / der Streifen zur Spurensicherung / die Sichtschutzmauer (Lösung: 1. die Sichtschutzmauer — die erste große Sperre — 2. der

Alarmzaun — 3. das Postenalarmgerät — 4. die Minenfelder — 5. der Streifen zur Spurensicherung — 6. die Fahrzeugsperren)

Этап 4 — Die Mauer — eine Chronologie (die wichtigsten Ereignisse) [7] (Комментарий 10)

После работы с фильмом можно обсудить, какие события происходили с 1961-го по 1990 год, что привело к падению стены и объединению Германии.

Каждая МГ получает карточки с событиями, а также таблицу с датами и картинкой. Это может выглядеть так:

Veröffentlichung der Beschlüsse des Ministerrats der DDR über die Errichtung der Berliner Mauer / über Funk und Fernsehen Lyndon B Johnson / die Entschlossenheit der USA bekräftigen, die Freiheit Westberlins zu verteidigen

Amerikanische und sowjetische Panzer am Checkpoint Charlie / gegenüberstehen / Anlass: den Zugang der US-Militärkommission nach Ostberlin verbieten Berlinern aus dem Westteil das Betreten von Ost-Berlin verbieten / die DDR

Die Garantie von der Sowjetunion des freien Zugangs nach West- Berlin Der rapide Anstieg des Stroms der Flüchtlinge aus der DDR über Ungarn in die BRD (25000 Menschen)

Ronald Reagan / anlässlich einer Rede zur 750-Jahr-Feier am Brandenburger Tor / „Mr. Gorbatschow, open this gate. Mr. Gorbatschow, tear down this wall" 40 Jahre DDR / Gorbatschow drängt auf Reformen

Die erste Passierscheinregelung / Gestattung zu Weihnachten 1963 Besuche von West-Berlinern im Ostteil der Stadt Erlaubnis für die Rentner aus der DDR Verwandte in der Bundesrepublik und im Westteil zu besuchen

120 000 Demonstranten in Leipzig / Forderung der Demokratie und der freien Wahlen Helmut Kohl plädiert für die Entwicklung konföderativer Strukturen zwischen beiden deutschen Staaten ^ Ziel: Schaffung einer bundesstaatlichen Ordnung

Rücktritt von dem SED-Chef Erich Honecker Deutschland ist wiedervereinigt

Rücktritt der gesamten Regierung der DDR Öffnung der Grenzübergänge

Günter Schabowski / Erlaubnis der Privatreisen in die BRD Ende des Grenzregimes der DDR

Ат 13. Аидив1 1961

19.-21. Аидив1 1961

Ат 23. Аидив1 1961

Ат 25. ОЙоЬег 1961

Ат 17. йе2етЬег 1963

I E. r. KomKMHa

Am 9. September 1964

Am 3. Juni 1972

vier-Machte-Abkommen über Berlin

Am 12. Juni 1987

Juli-September 1989

Am 7. Oktober 1989

Ат 16. ОМоЬег 1989

Ат 18. ОМоЬег 1989

Ат 7. К^етЬег 1989

Пег 1 г Ыйскй4«

Ат 9. К^етЬег 1989

Ат 9. NovemЬeг 1989 23.15 УИг

Am 28. November 1989

Am 30. Juni 1990

Am 3. Oktober 1990

WIR SIND EIN VOLK

wiedervereinigt

AM З.ОКТ. 1990

Студенты соотносят события, дату и картинку. Для контроля преподаватель выводит решение на экран. Lösung:

Am 13. August 1961

Veröffentlichung der Beschlüsse des Ministerrats der DDR über die Errichtung der Berliner Mauer / über Funk und Fernsehen

19.-21. August 1961

Lyndon B Johnson / die Entschlossenheit der USA bekräftigen, die Freiheit Westberlins zu verteidigen

Am 23. August 1961

Berlinern aus dem Westteil das Betreten von Ost-Berlin verbieten / die DDR

Am 25. Oktober 1961

Amerikanische und sowjetische Panzer am Checkpoint Charlie / gegenüberstehen / Anlass: den Zugang der US-Militärkommission nach Ostberlin verbieten

Am 17. Dezember 1963

Die erste Passierscheinregelung / Gestattung zu Weihnachten 1963 Besuche von West-Berlinern im Ostteil der Stadt

Am 9. September 1964

Erlaubnis für die Rentner aus der DDR Verwandte in der Bundesrepublik und im Westteil zu besuchen

Am 3. Juni 1972

Die Garantie von der Sowjetunion des freien Zugangs nach WestBerlin

vier-Machte-Abkommen über Berlin

I E. r. KomKMHa

Am 12. Juni 1987

Ronald Reagan / anlässlich einer Rede zur 750-Jahr-Feier am Brandenburger Tor / „Mr. Gorbatschow, open this gate. Mr. Gorbatschow, tear down this wall"

Juli-September 1989

Der rapide Anstieg des Stroms der Flüchtlinge aus der DDR über Ungarn in die BRD (25 000 Menschen)

Am 7. Oktober 1989

40 Jahre DDR / Gorbatschow drängt auf Reformen

Am 16. Oktober 1989

120 000 Demonstranten in Leipzig / Forderung der Demokratie und der freien Wahlen

Am 18. Oktober 1989

Rücktritt von dem SED-Chef Erich Honecker

Am 7. November 1989

Rücktritt der gesamten Regierung der DDR

Amann

Rücktritt

Am 9. November 1989

Günter Schabow-ski / Erlaubnis der Privatreisen in die BRD

Am 9. November 1989 23.15 Uhr

Öffnung der Grenzübergänge

Am 28. 1989

November

Helmut Kohl plädiert für die Entwicklung konföderativer Strukturen zwischen beiden deutschen Staaten ^ Ziel: Schaffung einer bundesstaatlichen Ordnung

WIR SIND EIN VOLK

wiedervereinigt

AM З.ОКТ. 1990

Am 30. Juni 1990

Am 3. Oktober 1990

Ende des Grenzregimes der DDR Deutschland ist wiedervereinigt

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Этап 5 — Todesopfer an der Berliner Mauer (Maueropfer / Mauertote) Aufgabe 1: Analysieren Sie die Statistiken. Was fällt Ihnen ein? Wie kann man das erklären? Besprechen Sie in den Gruppen.

Überblick über die Todesfälle im Zeitraum vom 13. August 1961 bis 1989 nach Jahren (Комментарий 11):

Überblick über die Anzahl der Flüchtlinge im Zeitraum vom 13. August 1961 bis 1989 nach Jahren:

Aufgabe 2: Besprechen Sie in der Gruppe, wer als Maueropfer bezeichnet werden kann.

(Lösung: Das sind Personen, die zwischen dem 13. August 1961 und dem 9. November 1989 bei der Flucht aus der DDR an der Berliner Mauer infolge der Anwendung des Schießbefehlsdurch Soldaten der DDR-Grenztruppen oder durch Unfälle ums Leben kamen)

Aufgabe 3: Es ist bekannt, dass weit über 100 000 Bürger der DDR versuchten, zwischen 1961 und 1988 über die innerdeutsche Grenze oder über die Berliner Mauer zu fliehen. Weit mehr als 600 von ihnen wurden zwischen 1961 und 1989 von Grenzsoldaten der DDR erschossen oder starben bei Fluchtversuchen. Sie ertranken in Gewässern, erlitten tödliche Unfälle oder begingen Selbstmord bei ihrer Entdeckung.

Bereiten Sie in der Gruppe einen Bericht über die Maueropfer vor

(Комментарий 12) (задание выполняется группой в качестве домашнего или в компьютерном классе с доступом к Интернету).

Gruppe 1 Rudolf Urban stürzt bei seinem Fluchtversuch aus dem Fenster seiner Wohnung ab — das erste Opfer der Mauer

Günter Litfin erschossen am 24. August 1961 von einem Transportpolizisten

Gruppe 2 Peter Fechter (18 Jahre alt) wurde am 17. August 1962 angeschossen und verblutet am Füße der Mauer

Dieter Berger erschossen am 13. Dezember 1963 an der Sektorengrenze zwischen Berlin-Treptow und Berlin-Neukölln

Gruppe 3 Hans-Joachim Zock ertrank am 14. November 1970 bei einem Fluchtversuch in der Spree

Gruppe 4 Winfried Freudenberg (!!! das letzte Opfer) umgekommen am 8. März 1989 beim Absturz mit einem Ballon über West-Berlin

Aufgabe 4: Bereiten Sie in der Gruppe einen Bericht über die Fluchtversuche vor (Комментарий 13) (задание выполняется группой в качестве домашнего или в компьютерном классе с доступом к Интернету).

Gruppe 1 Am 15. August 1961 Grenzpolizist Conrad Schumann Sprung in den Westen

Gruppe 2 Am 21. November 1963 Hubert Hohlbein Flucht durch Potsdamer Grenzgewässer — in seinem selbst angefertigten Tauchanzug

Gruppe 3 Am 25. Juli 1971 Peter Döbler Flucht über die Ostsee

Gruppe 4 Am 16. September 1979 Flucht von den Familien Strelzyk und Wetzel mit einem selbstgebauten Heißluftballon über die innerdeutsche Grenzeaus der DDR nach Westdeutschland Ballonflucht

Auch

I E. r. KomKMHa

Sommer 1961 - Carl-August von Halle: Fluchthilfe durch die Kanalisation in den Westen

der 3. März 1965 - Dieter W.: Die Seilflucht von Treptow nach Neukölln

Januar 1962 - Tunnelflucht: an der Oranienburger Chaussee krochen 28 Menschen unter den Sperranlagen in den Westen

der 15. Juli 1987 - Thomas K. unterfliegt bei seinem zweiten Alleinflug sowjetischen und ostdeutschen Radarkontrollen und landet auf dem britischen Militärflughafen Gatow in West-Berlin (sein Motiv: „Unzufriedenheit mit dem politischen System der DDR"; er möchte zu seinen Verwandten in der Bundesrepublik)

Und noch dazu Auto als Fluchtmittel mit Volldampf durch die Mauer brechen unter ein Auto geschnallt werden im Kofferraum versteckt werden

Aufgabe 5: Wie verstehen Sie den Begriff „Gedenkstätte Berliner Mauer"? Besprechen Sie in der Gruppe.

(Lösung: Die Gedenkstätte Berliner Mauer ist der zentrale Erinnerungsort an die deutsche Teilung, gelegen im Zentrum der Hauptstadt)

Aufgabe 6: Betrachten Sie die Bilder.

Die offizielle Gedenkstätte zur Erinnerung an die Mauerzeit befindet sich in der Bernauer Straße. Die Straße, die die Grenze zwischen Wedding (West) und Mitte (Ost) markierte, war Ort tragischer Fluchtschicksale.

Finden Sie die Information über andere Plätze bzw. Orten, die über die

Teilung Deutschlands erzählen bzw. der Geschichte der DDR gewidmet sind.

Hier sind einige Hinweise

- Das DDR Museum Berlin

- Der Tränenpalast Berlin

- Das Mauermuseum — Museum Haus am Checkpoint Charlie

- Die Gedenkstätte Museum in der „Runden Ecke" Leipzig

Этап 6 — Lieder und Filme über die Berliner Mauer Vor dem Hören / Sehen

Aufgabe 1: Sie bekommen 14 Ausschnitte aus der Biographie von zwei berühmten Sängern, Udo Lindenberg und David Bowie.

Sortieren Sie: was ist aus der Biographie von Lindenberg und was ist aus der Biographie von Bowie.

Udo Lindenberg

David Bowie

1) Er ist ein deutscher Rockmusiker, Schriftsteller und Kunstmaler

1) Er war ein britischer Musiker, Sänger, Produzent und Schauspieler.

2)

3)

4)

2)

3)

4)

5)

6) 7)

5)

6)

7)

a) Ende der 1960er Jahre begann er seine Karriere als Schlagzeuger.

b) In seiner mehr als 40-jährigen Karriere war er mit 26 Studioalben einer der einflussreichsten Musiker der Rock-und Popmusik.

c) Mit seinem 34. Studioalbum „Stark wie Zwei" stand er 2008 im Alter von 62 Jahren zum ersten Mal in seiner Karriere auch an der Spitze der deutschen Charts.

d) Er galt als schüchternes, höfliches Kind.

e) In den 1980er Jahren widmete sich Lindenberg dem Thema innerdeutsche Beziehungen.

f) Er über seine Kindheit: „Meine Kindheit war nicht glücklich. Nicht, dass es brutal zugegangen wäre, aber ich hatte eine ganz bestimmte Art britischer Eltern: Sie waren ziemlich unterkühlt, und man nahm sich nicht oft in den Arm".

g) Seit den 1990er Jahren tritt Lindenberg auch als Maler in Erscheinung.

h) 1964 nahm er seine erste eigene Single, Liza Jane, auf.

i) Sein Debütalbum erschien 1967.

j) Die Lieder handeln sowohl von gesellschaftlichen als auch privaten und zwischenmenschlichen Themen. k) Er starb 2016in New York. l) Anfang Juli 2018 gab er in Hamburg Konzerte.

Lösung

Udo Lindenberg David Bowie

1) Er ist ein deutscher Rockmusiker, Schriftsteller und Kunstmaler. 1) Er war ein britischer Musiker , Sänger, Produzent und Schauspieler

2) Ende der 1960er Jahre begann er seine Karriere als Schlagzeuger. 2) In seiner mehr als 40-jährigen Karriere war er mit 26 Studioalben einer der einflussreichsten Musiker der Rock-und Popmusik

3) Mit seinem 34. Studioalbum „Stark wie Zwei " stand er 2008 im Alter von 62 Jahren zum ersten Mal in seiner Karriere auch an der Spitze der deutschen Charts 3) Er galt als schüchternes, höfliches Kind.

4) In den 1980er Jahren widmete sich Lindenberg dem Thema innerdeutsche Beziehungen 4) Er über seine Kindheit: „Meine Kindheit war nicht glücklich. Nicht, dass es brutal zugegangen wäre, aber ich hatte eine ganz bestimmte Art britischer Eltern: Sie waren ziemlich unterkühlt, und man nahm sich nicht oft in den Arm".

5) Seit den 1990er Jahren tritt Lindenberg auch als Maler in Erscheinung. 5) 1964 nahm er seine erste eigene Single, Liza Jane, auf.

6) ie Lieder handeln sowohl von gesellschaftlichen als auch privaten und zwischenmenschlichen Themen. 6) Sein Debütalbum erschien 1967.

7) Anfang Juli 2018 gab er in Hamburg Konzerte

7)Er starb 2016 in New York

Bei dem Hören

Aufgabe 2: Hören Sie sich die Lieder, bzw. sehen Sie sich Musikvideos an, folgen Sie dem Text

Udo Lindenberg „Mädchen aus Ostberlin" David Bowie „Helden"

(1973) (1977)

https://www.youtube.com/watch?v=gJiQOa- https://www.youtube.com/

vOsa8 watch?v=w9ZuAEoSjVE

Stell dir vor du kommst nach Ostberlin Du

und da triffst du ein ganz heißes Mäd- Könntest Du schwimmen

chen, Wie Delphine

So ein ganz heißes Mädchen aus Pan- Delphine es tun

kow. Niemand gibt uns eine

Und du findest sie sehr bedeutend Chance

und sie dich auch. Doch können wir siegen

Dann ist es auch schon so weit. Ihr Für immer und immer

spürt, dass ihr gerne zusammen seid Und wir sind dann Helden

und ihr träumt von einem Rockfestival Für einen Tag

auf dem Alexanderplatz Ich

mit den Rolling Stones und ner Band Ich bin dann König

aus Moskau. Und Du

Du Königin

Doch plötzlich ist es schon zehn nach elf Obwohl sie

und sie sagt ey du musst ja spätestens Unschlagbar scheinen

um zwölf wieder drüben sein, Werden wir Helden

Источник teksty-pesenok.ru Für einen Tag

sonst gibt's die größten Nerverein, Wir sind dann wir

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

denn tu hast ja nur nen Tageschein. An diesem Tag

Mädchen aus Ostberlin, Ich

das war wirklich schwer. Ich musste Ich glaub' das zu träumen

gehen, obwohl ich so gerne noch ge- die Mauer

blieben wär. Im Rücken war kalt

Ich komme wieder.. .und vielleicht geht's Die Schüsse reissen die Luft

auch irgendwann mal auch ohne Ner- Doch wir küssen

verein. Als ob nichts geschieht

Da muss doch auf die Dauer was zu ma- Und die Scham fiel auf ihre

chen sein. Seite

Oh, wir können sie schlagen

Ich hoffe, dass die Jungs das nun bald in Für alle Zeiten

Ordnung bringen, Dann sind wir Helden

denn wir wollen doch einfach nur zu- Nur diesen Tag

sammen sein. Dann sind wir Helden

Vielleicht auch mal etwas länger, Dann sind wir Helden

vielleicht auch mal etwas enger. Dann sind wir Helden

Wir wollen doch einfach nur zusammen Nur diesen Tag.

sein.

Aufgabe 3: Beantworten Sie in der Gruppe die Fragen zum ersten Leid.

Каждая МГ получает вопросы к тексту первой песни и отвечает на них внутри группы Fragen an Gruppen

1. Die Hauptpersonen im Lied von Udo Lindenberg träumen von einem Rockfestival mit den Rolling Stones und einer Band aus Moskau. Warum wurden im Lied diese Musikgruppen erwähnt?

2. Warum sollte der Mann um 24 Uhr drüber sein? Was bedeutet „drüber"?

3. Der Autor hofft, dass „die Jungs bald alles in Ordnung bringen". Um welche Jungs geht es? Und was bringen sie in Ordnung?

4. Erfinden Sie in der Gruppe eine Geschichte, die die Hauptpersonen des Liedes ihren Enkelkindern über ihre Liebe im getrennten Berlin erzählen könnten.

Aufgabe 4: Lesen Sie genau den Text des zweiten Leides und beantworten Sie in der Gruppe die Fragen.

1. Worum geht es im Lied? (2 Verliebte / sich treffen / die Schandmauer (Комментарий 14))

2. Denken Sie nach, warum heißt das Lied „Helden"?

Aufgabe 5: Schauen sie sich zu Hause einen Film an, bereiten Sie seine Präsentation vor.

- Gruppe 1, 2 „Good Bye, Lenin"

- Gruppe 3, 4 „Berlin is in Germany"

Bei der Präsentation folgen Sie dem Plan

1. Das Jahr der Erstaufführung.

2. Der Regisseur und die Schauspieler.

3. Hauptpersonen und wichtige inhaltliche Momente.

4. Hauptideen des Films.

5. Eigene Stellungnahme zum Film.

Итак, рассмотрев поэтапно историю Берлинской стены (от событий, предшествовавших ее возведению, до падения), познакомив обучающихся с некоторыми музыкальными произведениями и кинокартинами, в которых отразилась история разделенного Берлина, с некоторыми памятными местами и мемориалами, заканчиваем работу над темой «Berliner Mauer». В заключение в качестве самостоятельной работы можно предложить студентам прочитать одно из худо-

жественных произведений, в которых поднимается тема разделенной Германии, Берлинской стены, судьбы человека в этот непростой для страны период. К таким произведениям можно отнести:

- «Am kürzeren Ende der Sonnenallee» (Bornas Brussig);

- «Wir Kinder vom Bahnhof Zoo» (Kai Hermann, Horst Rieck);

- «Hundsnächte» (Reinhard Jirgl);

- «Der Mauerspringer» (Peter Schneider);

- «Dann geh doch rüber» Martin Schaad;

- «Mauergeschichten: Vom Irrsinn des Lebens» (Bornas Kierok).

На одном из занятий можно устроить презентацию книг, на которой каждая группа представила бы прочитанное художественное произведение, сопровождая его чтением вслух наиболее ярких моментов или иллюстрируя отрывками фильмов, снятых на основе книг.

Подводя итог изложенному в статье, подчеркнем, что успешное овладение ИЯ напрямую зависит от мотивации. Задача преподавателя заключается в создании условий, способствующих повышению заинтересованности в изучении языка. Вовлекая студентов в командную работу, подавая материал изучения в форме увлекательных задач, работая с аутентичным материалом, опираясь на художественные произведения (фильмы, книги, песни), можно создать благоприятную атмосферу, которая будет способствовать овладению иностранным языком.

Комментарии

1. Berliner Mauer — Берлинская стена.

2. Трактовка понятия «метод» А. Н. Щукина [S, с. б].

3. Данный метод базируется на «принципе радости и ненапряженности», принципе «единства сознательного и подсознательного», «принципе суггестивной взаимосвязи» (преподаватель должен по принципу обратной связи получать информацию об усвоении учащимися предмета урока) [S, с. 21-22].

4. Принципы и особенности раннего обучения иностранным языкам детей 3-х — 9 лет В. Н. Мещерякова представила в книге «Эмпирическая система раннего обучения иностранным языкам».

5. Соболева Ольга Львовна — автор книги «Секреты свободного владения языком. English. Приемы и хитрости»

и «Энциклопедия дошкольника», автор и ведущая серии DVD-курсов «Английский с колыбели» (выпуск 1), «Английский с колыбели» (стихи и напевки) (выпуск 2).

6. Ирина Михайловна Румянцева — доктор филологических и психологических наук, профессор, главный научный сотрудник отдела экспериментальных исследований речи Института языкознания РАН, специалист в ряде областей языкознания (теории языка, прикладной лингвистики, психолингвистики, речеведения, онтолингвистики), а также психологии, педагогики и в сфере создания новых технологий обучения ИЯ.

7. Marshallplan — ein großes Konjunkturprogramm der USA, das nach dem Zweiten Weltkrieg dem an den Folgen des Krieges leidenden Westeuropa und den USA zugutekam. Es bestand teils aus Krediten, vor allem aus Rohstoffen, Lebensmitteln und Waren.

8. Interzonenpass war ein am 30. Juni 1946 von den vier Besatzungsmächten des Deutschen Reiches offiziell eingeführtes Personaldokument, das den Bürgern der Besatzungszonen das Reisen zwischen den innerdeutschen Zonen gestattete.

9. Видео доступно по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v= jlbAUFvh04k.

10. Die Berliner Mauer. Über zwei Jahrzehnte nach dem Mauerfall. Auf den Spuren der Mauer: 8 Touren. Jaron Verlag GmbH. Berlin. 2010. S. 31. www.berlinmaueronline.de.

11. https://de.wikipedia.org/wiki/Liste_der_Todesopfer_an_der_Berli-ner_Mauer.

12. Liste von Maueropfern (https://de.wikipedia.org/wiki/Liste_der_ Todesopfer_an_der_Berliner_Mauer).

13. https://www.planet-wissen.de/geschichte/ddr/die_berliner_mauer/ pwiespektakulaeremauerfluchten100.html#Sprung-in-den-Westen.

14. Schandmauer war ein vom West-Berliner Senat bis Ende der 1960er Jahre offiziell gebrauchter Dysphemismus für die Berliner Mauer. Er wurde erstmals von Willy Brandt verwendet.

Литература

1. Коряковцева Н. Ф. Теория обучения иностранным языкам: продуктивные образовательные технологии: уч. пособие для студ. лингв. фак-тов высш. уч. заведений. М.: Академия, 2010. 192 с.

2. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность / под ред.

Миролюбова А. А. Обнинск: Титул, 2012. 464 с.

3. Румянцева И. М. Психология речи и лингвопедагогическая психология. М.: ПЕР СЭ: Логос, 2004. 319 с.

4. Шестаковская З. Оптимизация процесса обучения иностранным языкам в больших группах в техническом вузе // Pandia: платформа для публикаций [Электронный ресурс]. URL: http://pandia.ru/text/78/291/92955.php (дата обращения: 15.08.2018).

5. Щукин А. Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам: учебное пособие. М.: Филоматис, 2008. 188

6. Янкина Н. В. Традиционные подходы и инновационные технологии в обучении студентов неязыковых специальностей иностранным языкам // Вестник ОГУ. 2013. № 2 (151). C. 300-305.

7. Die Berliner Mauer. Über zwei Jahrzehnte nach dem Mauerfall. Auf den Spuren der Mauer: 8 Touren. Jaron Verlag GmbH. Berlin. 2010. S. 31.

EFFECTIVE STRATEGIES FOR FOREIGN LANGUAGE TEACHING (BASED ON MATERIALS ON THE SUBJECT "BERLINER MAUER" AND VIEWED THROUGH THE EXAMPLE OF LARGE GROUPS)

The chief purpose of this article is to examine group technology as the leading form of learning and cognitive activity aimed at creating conditions for development of cognitive autonomy in students, their communicative skills, and intellectual capacity through interaction in the process of fulfilling a group task (the united cognitive task) for independent work. The article describes group work with the material on the subject "Berliner Mauer" and contains linguistic and cultural materials designed by native speakers specially for methodological purposes.

Keywords: technology of group work, types/kinds of group work, advantages of group work, German linguistic and cultural studies, History of Germany, the Berlin Wall, Berliner Mauer.

References

• Die Berliner Mauer. Über zwei Jahrzehnte nach dem Mauerfall. Auf den Spuren der Mauer: 8 Touren. Jaron Verlag GmbH. Berlin. 2010. S.31.

• Koryakovceva N. F. Teoriya obucheniya inostrannym yazykam: produktivnye obrazovatel'nye tekh-nologii: uch. posobie dlya stud. lingv. Fak-tov vyssh. uch. zavedenij. M.: Akademiya, 2010. 192 s. [In Rus].

• Metodika obucheniya inostrannym yazykam: tradicii i sovremennost' / pod red. Mirolyubova A. A. Obninsk: Titul, 2012. 464 s. [In Rus].

• Rumyanceva I. M. Psihologiya rechi i lingvopedagogicheskaya psihologiya. M.: PER SE: Logos, 2004. 319 s. [In Rus].

• Shchukin A. N. Sovremennye intensivnye metody i tekhnologii obucheniya inostrannym yazykam: uchebnoe posobie. M.: Filomatis, 2008. 188 s. [In Rus].

• Shestakovskaya Z. Optimizaciya processa obucheniya inostrannym yazykam v bol'shih gruppah v tekhnicheskom vuze // Pandia: platforma dlya publikacij [Elektronnyj resurs]. URL: http://pandia. ru/text/78/291/92955.php (data obrashcheniya: 15.08.2018). [In Rus].

• Yankina N. V. Tradicionnye podhody i innovacionnye tekhnologii v obuchenii studentov neyazykovyh special'nostej inostrannym yazykam // Vestnik OGU. 2013. № 2 (151). S. 300-305. [In Rus].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.