Библиографический список
1. Мандель Б.Р Открытое занятие: проблемы, принципы, критерии. Образовательные технологии. 2014; 2: 27 - 37.
2. Riesige Bundeswehrübung in Nordfriesland: Aus der Luft ins Gefecht. Available at: https://www.shz.de/16787101 ©2019
3. Fallschirmjäger der Bundeswehr bei Red Griffin - Teil 1. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=6GExAyI8Zzs
4. Fallschirmjäger der Bundeswehr greifen an „Red Griffin / Colibri 50" Teil 2. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=sib2A-WF0hU
5. Fallschirmjäger retten Zivilisten Red Griffin / Colibri 50 Teil 3. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=X6-cqELLqNo
6. Fallschirmjäger benötigen Munition und Nahrung Red Griffin /Colibri 50 Teil 4. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=2bwNgjHn2fA
7. Фотографии военных учений. Available at: https://www.facebook.com/Bundeswehr/photos/red-grif^in-2017die-zweite-welle-der-hauptkr%C3%A4fte-f%C3%BCr-die-%C3%BCbung-red-griffin-2017-/1505520409512546/
8. Ерохин Е.А. Использование коллаборативных технологий на уроках французского языка. Иностранные языки в школе. 2017; 3: 15 - 19.
9. Титова С.В. Разработка и реализация проектных заданий на базе мобильных технологий. Иностранные языки в школе. 2016; 11: 2 - 7.
References
1. Mandel' B.R. Otkrytoe zanyatie: problemy, principy, kriterii. Obrazovatel'nye tehnologii. 2014; 2: 27 - 37.
2. Riesige Bundeswehrübung in Nordfriesland: Aus der Luft ins Gefecht. Available at: https://www.shz.de/16787101 ©2019
3. Fallschirmjäger der Bundeswehr bei Red Griffin - Teil 1. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=6GExAyI8Zzs
4. Fallschirmjäger der Bundeswehr greifen an „Red Griffin /Colibri 50" Teil 2. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=sib2A-WF0hU
5. Fallschirmjäger retten Zivilisten Red Griffin / Colibri 50 Teil 3. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=X6-cqELLqNo
6. Fallschirmjäger benötigen Munition und Nahrung Red Griffin /Colibri 50 Teil 4. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=2bwNgjHn2fA
7. Fotografii voennyh uchenij. Available at: https://www.facebook.com/Bundeswehr/photos/red-grif^in-2017die-zweite-welle-der-hauptkr%C3%A4fte-f%C3%BCr-die-%C3%BCbung-red-griffin-2017-/1505520409512546/
8. Erohin E.A. Ispol'zovanie kollaborativnyh tehnologij na urokah francuzskogo yazyka. Inostrannye yazyki v shkole. 2017; 3: 15 - 19.
9. Titova S.V. Razrabotka i realizaciya proektnyh zadanij na baze mobil'nyh tehnologij. Inostrannye yazyki v shkole. 2016; 11: 2 - 7.
Статья поступила в редакцию 29.05.19
УДК 374.7
Solodukhin V.I., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Moscow Regional Branch of St. Petersburg Humanities University of Labor Unions (Moscow, Russia),
E-mail: s-v-i-1961@yandex.ru
Solodukhina T.K., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Moscow Regional Branch of St. Petersburg Humanities University of Labor Unions
(Moscow, Russia), E-mail: tsoloduhina@yandex.ru
TRAINING OF MANAGERS OF SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITIES IN THE CONTEXT OF MULTICULTURAL AND PARTICIPATIVE PARADIGMS. The
article reveals methodological approaches to the training of managers of social and cultural activities for the implementation of state documents defining the main directions of the national policy. The authors show the possibility of integration of two paradigms multicultural and participative in the training of a professional. The multicultural paradigm allows to accentuate the training of managers for the preservation of cultural diversity in the country, the study of cultures in the logic of the native culture to the multi-ethnic environment and culture of the peoples of the world. This training provides not only knowledge of the specifics of ethnic culture in regions of Russia, but also to identify features of its preservation, formation of a tolerant attitude of future managers to the ethnic identity of traditions of peoples. The participatory approach ensures the organization of cooperation of various socio-cultural institutions, both in training of future managers and in the preservation of ethnic cultures, the creation of an ethno-cultural space.
Key words: social and cultural activities, management, national policy, intercultural interaction, paradigm, participativeness, vocational training.
В.И. Солодухин, д-р пед. наук, проф., Московский областной филиал, Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, г. Москва,
E-mail: s-v-i-1961@yandex.ru
Т.К. Солодухина, д-р пед. наук, проф., Московский областной филиал, Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, г. Москва,
E-mail: tsoloduhina@yandex.ru
ПОДГОТОВКА МЕНЕДЖЕРОВ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ И ПАРТИСИПАТИВНОЙ ПАРАДИГМ
В статье раскрываются методологические подходы к подготовке менеджеров социально-культурной деятельности по реализации государственных документов, определяющих основные направления реализации национальной политики. Авторы показывают возможности интеграции двух парадигм поликультурной и партисипативной в становлении профессионала. Поликультурная парадигма позволяет акцентировать подготовку менеджеров по сохранению культурного многообразия в стране, изучению культур в логике от родной культуры к полиэтническому окружению и культуре народов планеты. Такая подготовка обеспечивает не только знание специфики этнокультуры регионов России, но и выявление особенностей её сохранения, формирования толерантного отношения будущих менеджеров к этническому своеобразию традиций народов. Партисипативный подход обеспечивает организацию сотрудничества различных социокультурных институтов, как в подготовке будущих менеджеров, так и в сохранении этнических культур, создании пространства этнокультурной безопасности.
Ключевые слова: социально-культурная деятельность, менеджмент, национальная политика, межкультурное взаимодействие, парадигма, пар-тисипативность, профессиональная подготовка.
Реализация Указа Президента РФ «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» (2012) требует глубокого переосмысления подготовки менеджеров социально-культурной деятельности как акторов основных решений государства в вопросах сохранения и развития культурного многообразия.
В этом аспекте целесообразно выстраивать образовательный процесс в вузе, опираясь на парадигмальный подход, позволяющий интегрировать поликультурную и партисипативную методологии, в совокупности обеспечивающие возможность более эффективно готовить специалистов к выполнению национально-культурных проектов.
Введённое в научный оборот понятие «парадигма» Т. Куном и адаптированное рядом современных учёных применительно к педагогическим наукам, оно приобрело значение «совокупности принципов, установок, правил, составляющих специфику мировидения, миропонимания внутри того или иного научного сообщества» [1].
По мнению методологов социально-культурной деятельности (А.Д. Жарков, А.А. Жаркова, Н.Н. Ярошенко и др.), кроме общенаучной парадигмы, характеризующей общее мировоззрение науки как целого, можно выделить частные парадигмы, относящиеся к разным дисциплинам или разделам дисциплины. Так, Н.Н. Ярошенко интерпретирует парадигму социально-культурной науки как обобщенную модель, в которую входят методология, теория и технология [2, с. 76].
А.А. Жаркова в своих трудах доказала, что парадигмальный подход к развитию личности в условиях социально-культурной деятельности строится на интеграции когнитивного, мировоззренческого, поведенческого, праксиологического и других компонентов» [3, с. 15].
Следовательно, при подготовке менеджеров социально-культурной деятельности к решению национальных вопросов, необходимо учитывать совокупность философских, социологических, педагогических и психологических идей об этнокультурном потенциале современного сообщества, его роли в развитии профессионала как носителя, творца и пропагандиста сохранения культурного мно-
гообразия в поликультурной среде многонациональной России. Основная цель деятельности менеджера социально-культурной деятельности - обеспечение этнокультурной стабильности и безопасности. Сущность парадигмального подхода в социально-культурном образовании заключается в понимании взаимодействия образования и культуры как исключительного явления по его возможности влиять на развитие профессионала, способного творчески изменять и преобразовывать мир вокруг себя. Интеграция поликультурной и партисипативной парадигм создает полипарадигмальную платформу для организации педагогической деятельности в вузе по становлению высококвалифицированного менеджера как актора национальной культурной политики.
Опора образовательного процесса на данные парадигмы обусловлена несколькими факторами. Во-первых, интенсивная интернационализация и интеграция различных аспектов жизнедеятельности общества актуализировали роль культуры в развитии России и её регионов. Влияние культурного контекста на развитие межнационального взаимодействия является чрезвычайно важным. В государственных документах подчёркивается, что Российское государство создавалось как единение народов. Сегодня Российская Федерация объединяет на основе сохранения и развития русской культуры и языка, историко-культурного наследия все народы, которые представляют «единый культурный (цивилиза-ционный) код», характеризующийся особым уважением самобытных традиций и способностью интегрировать их лучшие достижения в единую российскую культуру. Вместе с тем в сфере межнациональных отношений имеются нерешенные вопросы, сохраняются проблемы, связанные с проявлениями ксенофобии, межэтнической нетерпимости, этнического и религиозного экстремизма, терроризма [4].
Не случайно, основными приоритетами государственной национальной политики Российской Федерации, определены:
а) сохранение и развитие культур и языков народов Российской Федерации, укрепление их духовной общности;
б) обеспечение прав коренных малочисленных народов и национальных меньшинств;
в) создание дополнительных социально-экономических и политических условий для обеспечения прочного национального и межнационального мира и согласия на Северном Кавказе;
г) поддержка соотечественников, проживающих за рубежом, содействие развитию их связей с Россией [4].
Например, государственная политика в отношении сохранения культурного наследия коренных и малочисленных народов Севера. Популяризация культурного наследия и языка, создание условий для самоидентификации коренных и малочисленных народов, удовлетворение их этнокультурных потребностей, широкое распространение этнографических знаний и традиционных ремесел, связанных с традиционными отраслями хозяйствования - это всё направления культурно-просветительской деятельности, которой традиционно занимаются учреждения культуры и искусства и специалисты, работающие в них. Поэтому уже в вузе обучаемые должны знать как государственные программы (к примеру, «Концепцию устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» (2009 г) и региональные законодательные акты («Концепцию устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера Ямало-Ненецкого автономного округа (2009 г), Концепцию устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (2011 г) и др.).
Следует иметь ввиду, что основной контингент студентов заочного отделения Института искусств и информационных технологий - это специалисты учреждений культуры Северных территорий России, поэтому поликультурный подход является важным методологическим смыслом, дополняющим федеральную составляющую.
Во-вторых, поликультурная методология создаёт условия становления профессионального самосознания будущего менеджера социально-культурной деятельности с учётом понимания культурного многообразия России, наличие общего и особенного в этнических культурах, формирует основу для умений использовать в профессиональной деятельности традиции и ценности культур. Изучение студентами специфики полиэтнического пространства России в годы обучения в вузе расширяет границы профессионализма с позиции культурной идентификации, что позволяет оценить возможности культур народов России в развитии социально-культурной сферы, сформировать технологическую основу организации культурных мероприятий с учётом этнокультурной специфики регионов. В этом контексте в качестве примера следует привести курсовые научные исследования студентов. Среди них проекты Е. Островской по организации выставок декоративно-прикладного искусства народов ХМАО в МАУК ЦК и Д «Магистраль» посвященных сохранению экологии и культуры народов Севера. Проект Воронцовой О. «Фестиваль дедов Морозов» в г Новый Уренгой ЯНАО, целью которого было укрепление межэтнических связей и формирование культуры толерантности народов Ямала.
В-третьих, поликультурный подход позволяет привлечь потенциал этнокультурных организаций (национально-культурных центров и объединений, Домов народного творчества и Дружбы народов и др.) в учебно-воспитательном процессе вуза. Опыт межкультурного сотрудничества, приобретенный в вузе, дает будущим специалистам возможность сравнить элементы и структурные
единства иноэтнической культуры с традициями, обычаями и другими проявлениями своей собственной, что, в конечном счёте, позволяет сформировать у них чувство толерантности, так необходимое для жизни в новом российском измерении [5, с. 115]. В ежегодных научно-практических конференциях студенты делятся своими исследованиями полиэтнических регионов. Например, в 2019 году студентка 2 курса Е. Горбунова поделилась исследованием на тему «Деятельность телерадиокомпании «Ямал-регион» по подготовке культурно-просветительской и образовательной документации». Студенка Е. Ульданова подвела итоги исследования по влиянию процессов глобализации на проблемы сохранения культурного наследия малых народов Севера.
Таким образом, в ходе учебного процесса в вузе поликультурный подход как теоретико-методологическая стратегия формирования будущих менеджеров социально-культурной деятельности, охватывает:
Во-первых, знание основ традиционной культуры народов России, понимание - приоритетов в сохранении культурной самобытности (ментальности, традиций и обычаев, специфики традиционного природопользования), что позволит изучить традиционные и разработать современные технологии преемственности этнической культуры как управляемого социокультурного процесса. Преемственность как механизм передачи этнической культуры, можно рассматривать как закономерность жизни этноса и условие овладения молодёжью культурными традициями;
Во-вторых, владение технологиями этнонаправленной культуроохрани-тельной деятельности в социально-культурных институтах обеспечивающее не только передачу (трансляцию) культуры от поколения к поколению, но и воспитание межкультурной толерантности, что способно обеспечить задачи этнокультурной безопасности в стране. Поликультурность в основе готовности будущих менеджеров к сотрудничеству с представителями национальных общественных движений и этнокультурных институтов способна обеспечить решение многих проблем национального развития. Этот процесс станет более эффективным, если его интегрировать с идей управления и сотрудничества в освоении профессии - партисипацией.
Обращение к парадигме партисипации в системе профессиональной педагогики менеджеров сферы культуры, вызвано новыми требованиями и моделями общественного устройства в реформируемой России [6, с. 13]. Сегодня, очевидно, что национальную культурную политику как государственное решение должны поддерживать широкие слои общества и государственно-общественные структуры, к которым относятся национально-культурные объединения (ассоциации, этнокультурные центры, конгрессы народов и соотечественников и пр.). Они представляют социально-культурные институты, соединяющими государство и гражданское общество.
В связи с этим при подготовке менеджеров социально-культурной деятельности возрастает интерес к методам и формам партисипации, позволяющим реализовать демократическую модель управления, объединяющую специалистов разного уровня в решении вопросов реализации национальной культурной политики, и подготовке специалистов для этого процесса. К таким методам относится дидактический комплекс методик сотрудничества в учебном процессе, привлечение всех студентов к проектировочной деятельности, развитие методов групповой работы и др. Все коллективные усилия должны быть направлены на формирование партисипативного стиля будущего менеджера социально-культурной деятельности, заключающегося в воспитании активности и ответственности за порученное дело. Начиная со студенческого возраста, будущие специалисты должны вовлекаться в процессы освоения и реализации на практике идей и стратегий государственной национальной политики, использовать в процессе обучения уже имеющийся опыт этнического взаимодействия регионах. Обучение в столичном вузе позволяет студентам познакомиться с деятельностью крупных региональных центов, занимающихся этнонациональными вопросами - Московским Домом национальностей, Всероссийским Домом народного творчества, Государственным этнографическим театром, театром «Ромэн» и др.
Расширение участия обучающихся в практической деятельности этнокультурных учреждений, занятия научной и творческой деятельностью по зданиям эт-ноориентированных организаций позволяют уже на этом этапе профессионального становления осознать личную ответственность за судьбы культуры народов России.
К формам партисипации относится привлечение специалистов учреждений культуры к организации образовательного процесса в вузе. Партисипативность в образовательном процессе вуза предполагает:
- сотрудничество преподавателей, студентов и специалистов учреждений культуры по отбору этноориентированного содержания деятельности и разработке современных форм и метолов применения его на практике. Такое взаимодействие позволяет более эффективно влиять на профессиональное становление будущих специалистов в сфере культуры и искусства;
- участие студентов в обсуждении и принятии решений по вопросам развития национально-культурных отношений между народами, через деятельность общественных объединений (национально-культурных центров, клубов, объединений и пр.);
- проведение научно-методических мероприятий по национально-культурным проблемам, проектирование новых этнокультурных объединений, разработка новых идеи, технологий по развитию межнациональных отношений и т. д.